874) о перенесении мощей К. сообщается под 807 г.: «В это время были доставлены из Карфагена останки блаженного Киприана вместе с мощами блаженных Сциллийских мучеников, Сперата и его товарищей, и положены в церкви блаженного Иоанна Крестителя в городе Лионе» (MGH. SS. T. 2. P. 320). Самое подробное повествование содержится в Мартирологе, к-рый Адон составил во время пребывания в Лионе (между 853 и 860). Послы, направленные Карлом Великим к царю персов Аарону (подразумевается халиф Харун ар-Рашид ), на обратном пути посетили руины Карфагена и увидели заброшенные гробницы святых. Правитель, желая проявить дружественное отношение к императору франков, разрешил им забрать мощи К. (послы взяли также мощи Сперата и главу Пантелеимона). По возвращении посольства Карл Великий велел оставить святыни в Арле, намереваясь построить для их хранения великолепную церковь. Однако этот план не был осуществлен, и по просьбе архиеп. Лейдрада император разрешил перенести мощи в Лион (PL. 123. Col. 355-356; Quentin. 1908. P. 507-508). На сведениях Адона основано упоминание о мощах африкан. святых, которые Харун ар-Рашид подарил Карлу Великому, в Хронике Сигеберта из Жамблу (нач. XII в.) под 802 г. ( Sigeberti Gemblacensis Chronica//MGH. SS. T. 6. P. 336). Исследователи отмечали, что все источники, в к-рых говорится о перенесении мощей К., происходят из Лиона. Сведения об этом событии не согласуются с данными современных ему хроник, при этом наибольшие затруднения вызывает подробный рассказ Адона. На рубеже VIII и IX вв. действительно происходил обмен посольствами между Карлом Великим, халифом Харуном ар-Рашидом и эмиром Ибрагимом I (800-812) из династии Аглабидов, во владениях к-рого находился Карфаген. Однако в анналах, где сообщается об отправлении и о прибытии послов, нет данных о перенесении мощей К. Эйнхард в «Жизни Карла Великого» писал, что император помогал христианам, жившим в бедности под властью мусульм. правителей, в т. ч. в Карфагене, а также вел по этому поводу переговоры с араб.

http://pravenc.ru/text/1684710.html

Епископы галльские, оканчивая, говорят, что утверждают осуждение и низвержение Сатурнина Арльского, епископа недостойного, по еретическим его мнениям и по многим преступлениям, которые он умел долго скрывать. Епископы православные вступали в сношение, чтобы поставить твердый оплот ереси. Евсевий Версельский, один из твердых опор православия на Западе, писал Григорию епископу Эльвирскому, в Испании, поздравляя его, что не дал обольстить себя примером Осии. 367 Между епископами православными некоторые, как Люцифер Каглиарский, были чрезмерно строги к ослабевшим перед происками арианскими и насилиями Констанция. Другие же оказывали терпимость и не считали еретиками пожертвовавших скорее словами, нежели истинным вероучением Церкви. Многие соборы в Египте и в Греции выразились за снисходительность. Либерий Римский, которому особенно нужно было проповедовать терпимость и в которой так нуждался сам, писал епископам Италии послание, в котором, ссылаясь на соборы в Египте и Греции, советует быть снисходительными к тем, кто, открыто исповедуя веру Никейскую, положительно будет осуждать учение Ария. 368 Епископы Италии вошли в сношение с епископами Иллирии и писали им, что в провинциях своих они предписали придерживаться веры Никейской и считать не состоявшимися противоречащие определения в Римини. Между арианами некоторые, как Валенс, упорствовали в своих заблуждениях, не взирая на анафемы, которыми поражали их со всех сторон. Другие, как Герминий Сирмиумский, не допуская выражение единосущный, исповедовали вероучение истинно православное. 369 Но хотя большая часть епископов исповедовали веру православную после смерти Констанция, все-таки арианство пустило глубокие корни и мы увидим, как ересь эта снова стала возмущать Церковь . 244 Св. Илар. Пикт., Отрыв. II; св. Афан., Ист. Ар. к инокам у, § 20; Сократ, И. Ц., кн. II, гл. 22; Феодор., И. Ц., кн. II, гл. 6 и 7. 246 Не должно смешивать этого небольшого собрания с соборами Сирмиумскими, о которых вскоре будет изложено. 249 Св. Афан., Апол. прот. Ар., § 51; Ист. Ар. к инок., §§ 21 и 22; Сократ, И. Ц., кн. II, гл. 23.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Блаженный ответил: «Нет, поистине меня не ввели в заблуждение, ибо я уверовал и познал Господа Иисуса Христа, пришедшего в мир; Он – свет и спасение для каждого, кто ищет [Его] и жаждет Его благосклонности. Теперь я – христианин, верующий в Отца, Сына и Святого Духа». Как только ар-Рашид услышал эти слова, он приказал отрубить ему голову. Святой же сказал [халифу]: «Поистине сегодня ты исполнил мое желание, поскольку я троекратно согрешил пред Господом и, полагаю, от этих грехов очищусь только через отсечение моей головы». Ар-Рашид спросил: «Что же это за три греха?» Антоний ответил: «Первый грех – то, что я, когда был язычником, молился в Каабе, в Запретной Мечети, которая справедливо называется так, потому что посещение ее запрещено Богом для тех, кто верит во Христа. Второй грех – то, что закалал жертв в День жертвоприношения. А третий грех – то, что я ходил в походы против византийцев и убивал верующих в Господа моего Иисуса Христа. Так что, надеюсь, Бог простит мне [все] это после отсечения моей головы и крестит меня моей кровью». После этих слов по приказу халифа ему отрубили голову из-за веры в Господа нашего Иисуса Христа. Тело [мученика] повесили на берегу Евфрата, и [халиф] велел стеречь его, не допуская, чтобы какой-либо христианин приближался к нему. И стражники видели каждую ночь огонь и столп света, сходящий с неба на тело [святого Антония], и весьма дивились, и уверовало во Христа множество народа из тех, кто видел это видение. Тогда [Харун ар-Рашид] приказал снять тело и похоронить недалеко от Евфрата, в месте, называемом «Монастырь оливковых деревьев». Мученичество святого Антония произошло в день Рождества [Христова], после окончания литургии, в год 183-й эпохи правления арабов. Да помилует нас Господь и Бог наш молитвами святого Антония и да подаст нам терпения. Мученичество святого Антония-Раваха Комментарии читателей 2016-05-22 12:29 раб Божий : самое интересное, что Мухаммед себя тоже считал и называл последователем Христа, другое дело, что христианское учение он понимал и трактовал по своему. так что вопрос с тем, в какой мере мусульмане являются христианами остается открытым и зависит от слов и дел каждого мусульманина, его сознательного или несознательного следования путем Христовым. Господи, помилуй нас грешных!

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

М. Казанской, в которой его и супруги его ... Марьи Михайловны, также и сына их Николая Федоровича Наумовых и тела положены. Ныне оная церковь пришла в ветхость, которую желаю я на свой кошт исправить починкою». В том же году и митрополиту поступило другое прошение о Казанской церкви от Крестовоздвиженского игумена Сергия. Игумен писал, что церковь настолько ветха, что если ее и исправить, то все же она не может быть прочна, да и по своему фасаду «не делает в монастыре красы», и просил дозволения разобрать ее вовсе, княгине же предложить вместо починки старой церкви выстроить новую. Митрополит согласился с мнением игумена и церковь определено разобрать 31 . При деле о Казан. церкви, хранящемся в архиве Москов. Дух. Консистории, сохранились план и фасад церкви. Храм вместе е трапезою и алтарем имеет в основании прямоугольник с закругленной восточной стороной, 8 с. 2 ар. длины и 5 саж. ширины. В алтаре на восточной стороне три окна; в средней части храма с северной стороны дверь и окно, над дверью другое окно, большое; в трапезе с трех сторон по три окна (на север. стене вместо среднего окна дверь), четвертая, восточная стена, глухая, В средней части храма близ юго-западного угла гробница Наумовых. Казанская церковь впоследствии уничтожена и здание ее, по отнятии главы и креста, обращено под братские кельи 32 . Казанская церковь Крестовоздвиженского монастыря, в конце XVIII века Внешний вид соборной церкви оставался без перемены, и только по мере надобности ремонтировались те или другие части здания. Так, в 1787 году церковь вновь покрыта железом и выкрашена; кресты и под ними малые главы вызолочены 33 . Кроме церквей к концу XVIII столетия в монастыре были следующие постройки: «Настоятельских две каменные кельи, при коих кладовая и кухня, длиною на 8 с. и 4 верш., шириною на 6 саж.; на них крышка тесовая деревянная. Братских каменных девять келей, длиною на 18 с. 1 ар., шириною на 3 с. и 2 ар. 34 ; тако ж прочего каменного и деревянного строения, на них крышка тесовая деревянная.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

В государстве, созданном ар-Рахманом, власть эмира была не ограниченной иначе, как Шариатом – исламским законодательством, основанным на Коране и сунне. Преемником Абд ар-Рахмана стал Хишам. Эмир Хишам правил с 788 по 796 г. В начале его правления астролог предсказал, что звездами ему отмерено 8 лет властвования. Хишам с доверием отнесся к гороскопу и поспешил за этот короткий срок преуспеть в реформировании страны, сделать не менее, чем его отец за 32 года своего правления. Он действительно умер, как предсказал придворный звездочет, через 8 лет правления, в апреле 796 года. Хишам считал своей главной задачей распространение ислама в подвластной стране. Из-за налогового пресса на христиан и иудеев число мусульман в Аль-Андалусе значительно выросло за счет ренегатов. По повелению Хишама в городах и сельской местности строились новые мечети, в мечети перестраивались и христианские храмы, под разными предлогами отнятые у Церкви. При нем было завершено строительство соборной мечети Кордовы – Мескиты, начатое еще в правление его отца. Она воздвигнута была на месте разрушенной в 711-м г. церкви Святого Викентия Сарагосского, построенной в 600-м г. Мескита входила в дворцовый комплекс эмира. Впоследствии мечеть многократно достраивалась и реконструировались, и уже в XIII веке, когда Кордова была отвоевана христианами, перестроена в христианскую церковь, сохранив, однако, в своем облике, в своем интерьере конструктивные черты мечети. Здание особенно знаменито своими многочисленными внутренними двойными арками, опирающимися на разноцветные колонны из гранита, мрамора, оникса, яшмы, которые были взяты из разрушенных церквей и древнеримских руин. Двойные арки, состоящие из нижней подковообразной конструкции, воспроизводящей вид арок некоторых вестготских церквей, и верхней полукруглой арки, явились изобретением строителей мечети. С целью побудить христиан к сближению с мусульманским населением страны и в конечном счете к принятию ислама при Хишаме были открыты школы, в которых не только мусульман, но и христиан обучали арабскому языку. Основные военные силы эмирата сосредоточены были на северной границе. В свое время Абд ар-Рахман заключил мирный договор с королем Астурии Маурегато, но после почти одновременной смерти обоих правителей Хишам уже не считал себя связанным обязательствами перед Астурией и каждый год направлял войска на север с целью захвата владений противника, грабежа, добычи рабов и скота, либо хотя бы только для демонстрации силы. Такие походы совершались в летние месяцы и назывались поэтому асеифас (от арабского сайфа – лето). Воины ислама при этом сжигали злачные посевы на землях христиан, обрекая жителей пограничья на голод. Изнурительные пограничные войны, без очевидного успеха на той или иной стороне, продолжались еще несколько столетий, пока христиане не перешли в наступление на Аль-Андалус, названное Реконкистой.

http://pravoslavie.ru/129348.html

А " любовь " власти и оппозиции к Украине и их " желание " мирного разрешения конфликта, напоминают, как премудрый царь Соломон предлагал двум женщинам поделить ребенка... Молитесь о нас братья и сестры! Дмитрий 20 февраля 2014, 09:50 Братья и сестры. Просьба помолиться о упокоении убиенных от рук украинцев-нацистов с Галичины (идейных последователях бандеры и шухевича) 18.02.2014г. солдатах и офицерах на Украине. Ребята защищали мирных граждан Украины и стояли на страже мира и спокойствия в стране. старшего лейтенанта ВЛАСЕНКО Дмитрия Александровича , 1982 г.р., офицера подразделения внутренних войск в/ч 4125 (АР Крым); старшего лейтенанта ГОНЧАРОВА Виталия Ивановича, 1989 г.р., офицера подразделения внутренних войск в/ч 4125 (АР Крым); старшего лейтенанта милиции ЕВТУШКА Владимира Владимировича, 1971 г.р., инспектора ДПС ГАИ (г. Киев); старшего прапорщика милиции ФЕДЮКИНА Андрея Васильевича, 1972 г.р., работника МОТ «Беркут » (АР Крым); прапорщика ИВАНЕНКО Алексея Николаевича , 1977 г.р., военнослужащего внутренних войск в/ч 3005 (г. Харьков); прапорщика милиции САВИЦКОГО Петра Анатольевича, 1972 г.р., инспектора ДПС ГАИ (г. Киев); старшего сержанта милиции БУЛИТКО Василия Витальевича, 1986 г.р., работника МОТ «Беркут» (г. Киев); старшего сержанта милиции ЦВИГУНА Сергея Витальевича , 1990 г.р., работника МОТ «Беркут» (г.Запорожье); рядового ТЕПЛЮКА Ивана Ивановича, 1993 г.р., военнослужащего внутренних войск в/ч 3030 (г. Киев); рядового ТРЕТЯКА Максима Леонидовича , 1993 г.р., военнослужащего внутренних войск в/ч 3030 (г. Киев). Зинаида 20 февраля 2014, 09:05 Ларисе. А в Восточной Украине на Рождество храмы переполненны. В Свято- Николо- Васильевском монастыре - село Никольское Донецкой области - 2января в день памяти святого Праведного отца Иоанна Кронштадского так много паломников, что в огромном соборе Успения Пресвятой Богородицы трудно руку поднять , чтобы перекреститься. Итак много лет подряд. Зачем с такой злобой, Вы же православная, как я понимаю. Нам сейчас помощь нужна молитвенная. Простите , не хочу упрекать Вас, но так много горя и злобы сейчас в Украине, не судите. Продолжение сами знаете. Не берите греха на душу. Мы в беде, надеемся на помощь молитвенную от наших сестер и братьев. Простите меня , Христа ради. Зинаида . Запорожье.

http://pravoslavie.ru/68557.html

Нам следует теперь обратиться к церковно-историческим доводам, которыми хотят подтвердить свое мнение об Иакове брате Господнем, допускающие тожество его с Иаковом Алфеевым, одним из 12-ти. 8) «Памятники времен, следовавших за временем Апостолов, говорят тоже самое о Иакове брате Господнем. Егезипп, писавший свою историю в 150 году, и следующем спустя после смерти Иоанна и сродников Господних не более 50 лет, когда еще и живо было предание о родстве Богоматери и даже можно было видеть близких родственников Клеопы, в одном месте пишет: «после того, как мученически скончался по той же причине, как и Господь, Иаков Праведный, опять поставляется епископом двоюродный брат Его (Господа) по отце, Симеон, сын Клеопы (Ар. Euseb. Η. Е. 4,22). Далее вместе с тем, как называет он сего Иакова братом Господним (Ар. Euseb. Η. Е. 2,23), он же говорит, что родственники Господа, внуки Иуды, называемого Его братом по плоти, живы остались в гонение Домицианово, и что при Траяне Симеон двоюродный по отце брат Господень, сын Клеопы, претерпел жестокое мучение (Ар. Euseb. Η. Е. 3, 20. 32). Итак Иаков, Иуда, Симеон – братья Господни были сыновьями Клеопы, и хотя были родственниками Господа, но не были Его родными братьями “. Свидетельство Егезиппа, действительно, очень важно в историческом отношении, по своей глубокой древности. Но вот другой перевод выписанного автором «объяснения свидетельства Егезиппова: «Когда Иаков Праведный, по той же причине, как и Господь, претерпел мученическую кончину, тогда епископом поставлен был двоюродный его брат Симеон, сын Клопа. Все предпочли его (и избрали), потому что он был двоюродный брат Господа. 409 Таким образом в приведенном месте говорится, что преемником Иакова Праведного на кафедре Иерусалимского епископа, после его мученической кончины, был его двоюродный брат, Симеон сын Клеопы, и прибавляется, что все предпочли его, Симеона, «потому что он был двоюродный брат Господа. Если бы и в первой половине приведенного свидетельства Симеон назывался двоюродным братом не Иакова, а Господа, – как разумеет автор, прибавляя это имя для пояснения, – то упоминание об этом во второй половине было бы излишним повторением. Если же Симеон, сродник Господень, был двоюродный брат и Господа и самого Иакова брата Господня, и был сын Клеопы: то очевидно, что сам Иаков уже не мог быть сыном Клеопы; иначе был бы родным, а не двоюродным братом Симеона.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

В настоящее время монастырь Пафнутиев при штатном окладе довольствуется доходами, получаемыми с мельницы, с подворья и частью от земли, отдаваемой при монастыре под Ярмарки. IV. Здания монастырские В Пафнутиевом Монастыре ныне шесть Церквей, все каменные и во всех их отправляется Богослужение, с тою только разницей, что в иных повседневно, а в других по временам и в храмовые их праздники. I. Церковь соборная во имя Рождества Пресвятой Богородицы, холодная, стоит среди монастыря. Когда именно и кем построена, на сие в монастырском Архиве, после нашествия Тушинского, записей не сохранилось – Из жития основателя обители Преподобного Пафнутия видно, что он первоначально построил деревянную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, а потом, когда братство умножилось, каменную величественную тоже во имя Рождества Пресвятой Богородицы, которая и освящена в 1467 году; – и что преподобный перед кончиной своей завещал погребсти его тело «от южной стороны той церкви близ дверей церковных». – Мощи его почивают под спудом и по ныне у южной стены, внутри церкви, близ дверей церковных. – Была ли сия церковь перестроена в последствие времени, неизвестно. По вкладным книгам, кои писаны уже после нашествия Тушинского – с 1610 года, видно, что на железную кровлю соборной церкви, на украшение икон в ней, равно как и на починку прочих церквей и иных зданий деланы были значительные пожертвования; но не видно, чтобы которая либо церковь из упоминаемых строена была с самого основания, кроме Больничной церкви с кельями при ней. Церковь сия соборная о пяти главах, одноэтажная, квадратная; алтарь при ней с тремя полукружиями и с полуколонками между ими. Высота настоящего храма от основания до главы большого креста 52 ар. 8 вершк.; в главе и кресте большом 10 ар. 8 вер. – всего 65 ар. или 21 саж. – Стены её кладены сплошною кладкой из кирпича толстого, продолговатого, обожжённого, и тяжеловесного. Северная, южная и восточная стены сохранились в первобытном вид; западной же стены видна снаружи только верхняя половина, а нижняя закрыта пристроенной вновь в 1857 году каменною трапезою, на место бывшей и обветшавшей паперти древней. – Связи в стенах железные.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Тоже показывают о Иакове свидетельства Деян. 9:27 . 1Кор. 9:7 . При том в числе знаменитых апостолов поставляется Иаков и ниже 2, 8. 9. Он же решал спор о законе Моисеевом, Деян. 15:3 . Он же пользовался особенным уважением у обратившихся иудеев Гал. 3:19 . Деян. 21:8 . Итак, Иаков брат Господень был родным сыном Клеопы – Алфея и Марии сестры матери Господней и след, двоюродным но не родным, братом Господа и он же был один из 12 апостолов. Против сего выставляют два сомнения: а) братия Господни являются в евангельской истории постоянными сожителями Богоматери. Мф. 12:46 . Мк. 3:31 . Лк. 8:19 . Ин. 2:12 . б) и они же неразумели иногда назначения Спасителя, чего не надлежало бы ожидать от апостолов. Но первое обстоятельство не только не ослабляет, а подтверждает, нашу уверенность, и особенно в связи с судьбою Богоматери по смерти Сына ее и Господа. После того, как умер обручник Богоматери, а его уже не видно в живых со времени вступления Спасителя в свое служение, – естественно было Богоматери являться в семействе сестры своей. И напротив если Спаситель ( Ин. 19:26, 27 ) поручает со креста матерь свою Иоанну; то это показывает, что братья Господа не были детьми родными Матери Его. Второе сомнение, если бы было уместно, могло бы быть обращено и против апостольского звания других апостолов, так как и они не всегда понимали учение Господа до сошествия на них Духа святого. Памятники времен, следовавших за временем апостолов, говорят тоже самое о Иакове брате Господнем. Егезипп, писавший свою историю в 150 г. и след, спустя после смерти Иоанна и сродников Господних не более 50 лет, когда еще и живо было предание о родстве Богоматери и даже можно было видеть близких родственников Клеопы, в одном месте пишет: «после того, как мученически скончался по той же причине, как и Господь, Иаков праведный, опять поставляется епископом двоюродный брат Его (Господа) по отцу, Симеон, сын Клеопы». (Ар. Euseb. И. Е. 4, 22). Далее вместе с тем, как называет он, сего Иакова братом Господним (Ар. Euseb. И. Е. 2, 23), он же говорит, что родственники Господа, внуки Иуды, называемого братом Его по плоти, живы остались в гонение Домицианово, и что при Траяне Симеон двоюродный по отцу брат Господень, сын Клеопы, претерпел жестокое мучение (Ар. Euseb. Н. Е. 3, 20. 32). Итак Иаков, Иуда, Симеон – братья Господни были сыновьями Клеопы, и хотя были родственниками Господа, но не были родными братьями Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1719 году выдавалось (годовые оклады ружникам) хлебного жалованья по присланной из Каммер-Коллегии промемории из доходов дворцовых волостей «четырех соборов: Успенского, Архангельского, Преображенского, Спаса Рождественского сторожам и звонарям 64 человекам 114 четей ржи, овса тож» 42 .    Из Расходной книги приказа Тайных дел 1669 года видно что «Апреля в 21 день по указу царя Алексия Михайловича по Благоверной Государыне, Царице и Великой Княгине Марии Ильинишне на сорокоусты роздано у Архангельского собора придела Иоанна Предтечи Священнику, дьякону, дьячку, пономарю, два рубли, с полтиною; взял и росписался Священник Данилов в раздаточной книге». В 1679 году августа в 14 день по указу Царя Феодора Алексиевича выдана: «Соборныя церкви Архангела Михаила, что на площади Государева жалованья протопопу Феодору, ключарю Андрею, попам: Иосифу, Василию, Василию, Самсону, Ермолаю; дьяконам: Василию, Елисею, Аврааму; псаломщику Савве; пономарям Андрюшке, Мишке, всего 11 человекам годовыя по 2 рубли, а пономарям по 1 рублю сукна человеку, всего по окладу на 24 рубли; анбурских 45 аршин, англинских 7 аршин; при чем летчины 10 аршин, дано из приему Алешки Чулкова» 43 . Соборной церкви Архангела Михаила кутейному попу годовое сукно в 2 р. Того же числа по указу великих государей Соборной церкви Архангела Михаила кутейному попу Феодосию 5 ар. сукна анбурского. Собора Архангела Михаила придельной церкви Иоанна Предтечи попу, дьякону годовыя по 2 р. сукно человеку, всего на 4 р. Того же числа по указу великих государей церкви Иоанна Предтечи попу Феодосию, дьякону Андрею по 5 ар. сукна анбурского, итого 10 ар. Собору Архангела Михаила придельной церкви Обновления Храма Воскресения Христова попу годовое сукно в 2 рубли. Собора Архангела Михаила придельной церкви Иоанна Милостивого, попу годовое сукно в 2 рубли. Собора Архангела Михаила придельной церкви Апостола Акилы попу годовое сукно в 2 рубли. Собора Архангела Михаила придельной церкви Симеона Столпника попу годовое сукно в 2 рубли.  

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010