45 Кекелидзе К. С. 166; Евтихий. С. 52; Медников Н.А. Т. 2. С. 278, 285, 287, 288, 290, 329–330; Todt K.-P. P. 184–185. 48 Медников Н.А. Т. 1. С. 775, Т. 2. С. 285; Бартольд В.В. Ислам и мелькиты. С. 654; Todt K.-P. P. 178–179. 51 Лопарев Х.М. Т. XVII. С. 76, сл.; Житие Романа Нового; Мученичество шестидесяти новых святых мучеников. 53 Житие Антония/Раваха; Историческое сказание о подвижничестве Илии Нового; Лопарев Х.М. Византийские жития святых. Т. XIX. С. 45; Сказание о мученичестве святых отцов в лавре преп. Саввы. С. 47. 62 Феофан. 6267 г. Данный пассаж явно заимствован Феофаном из мелькитской сирийской хроники 780 г. 86 См. библиографию по этим персоналиям: Griffith S. The Monks of Palestine. P. 22–23; Бойко К.А. С. 53–60; Панченко К.А. К истории православного летописания. С. 109; Панченко К.А. Коста ибн Лука. С. 162. 89 Панченко К.А. К истории православного летописания. С. 109–120; Панченко К.А. Восприятие исторического процесса. С. 82–86. 93 Лопарев Х.М. Византийские жития святых. Т. 19. С. 23, 29–30; Медников Н.А. Т. 2 (1). С. 288–9; Феофан. 6255 г. 94 Бартольд В.В. Карл Великий и Харун ар-Рашид; Бартольд В.В. К вопросу о франко-мусульманских отношениях. 95 Bernard the Wise. P. 26; Бартольд В.В. Карл Великий и Харун ар-Рашид. С. 293; Дмитриевский А.А. Типиконы. С. 63–64. 96 Лопарев Х.М. Византийские жития святых. Т. 17. С. 215; Бартольд В.В. Карл Великий и Харун ар-Рашид. С. 291 105 Розен В.Р. С. 110–122; Мец А. С. 17; Runciman S. T. 1. P. 30–31; Большаков О.Г. Византия и халифат. С. 364–365. 107 Медников Н.А. Т. 1. С. 821–824.; Т. 2. С. 335–336, 338–342, 343–346; Панченко К.А. Антиохийский патриарх Христофор. С. 223–227. 108 Розен В.Р. С. 32–33, 40–41, 240–259, 309–331; Медников Н.А. Т. 1. С. 825–838; Runciman S. T. 1. P. 31–34; Письмо Цимисхия. С. 96–100. 119 Знаковой фигурой в истории позднего Фатимидского халифата является везир Бадр аль-Джамали, фактический правитель государства в конце XI века. Гулям армянского происхождения, едва ли искренне принявший ислам, он опирался на войска из армянских наемников, многие из которых оставались христианами. Бадр с подчеркнутым уважением обращался с коптскими патриархами. В то же время церковь была жестко подчинена интересам государства. Христиане и иудеи платили джизью неукоснительно. Везир диктовал резолюции собору коптских епископов, употребляя при этом библейскую терминологию, подобно христианским императорам эпохи Вселенских соборов (Brett M. Al-Karaza al-Marqusiya. P. 50–52).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Было бы и утомительно и бесцельно обозревать все интерпретации древних версий Нового Завета, которые не уклоняются от формулированного истолкования 10 . Мы ограничимся одним славянским переводом с его вариантами, какие известны нам по опубликованным документам 11 . По отношению к V, 32 различий не существует, и все списки употребляют «разве» с небольшими отступлениями в передаче дальнейших терминов. Тоже является преобладающим и для XIX, 9 (см. «Святое Евангелие Господа нашего Иисуса Христа. Древне-славянский текст» в издании † Н. И. Ильминского , Казань 1889, стрн. 61. Архим. [† еписк. Угличский] Амфилохий, «Четверо-Евангелие Галичское 1144 года», т. I, Москва 1882, стрн. 295. 296). Другую редакцию – μη ε πι» πορνει " -предлагают Пандекты Антиоха XI в. и св. митрополит Алексий; в первых сказано «не при любодеянии» (см. у Амфилохия I, стрн. 296), а у второго (см. «Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа». Труд святителя Алексия, митрополита московского и всея Руси, – в фотографическом издании архим. Амфилохия, Москва 1887, и в фототипическом † митроп. Леонтия, Москва 1892, лист. 12, кол. 1 init.; ср. и у А. Амфилохия «Четверо-Евангелие Галичское», т. IV, Москва 1885, стрн. 55) поставлено «не по блуду». Несколько своеобразное чтение дает Евангелие Саввино XI в. (в издании † И. И. Срезневского ), которое, опуская «яко» (поскольку принимает τι за recit, в смысле нашего двоеточия; ср. русск. пер.), продолжает (ср. у А. Амфилохия I, 295) так: «... жену свою не любыдеявшу» 12 . Во всех этих модификациях ясно выражается та мысль, что прелюбодеяние исключается и не подпадает запрету отпущения. Посему и византийские комментаторы категорически замечали, что развод бывает греховным лишь в том случае, когда он устрояется χωπι ς πορνει ας (Феофилакт ad Matth. V, 32 ар. Migne, gr. ser. t. CXXIII, col. 197) или δι χα αι τι ας πορνει αε (Евфимий Зигавин ad h. 3. ар. Migne, gr. ser. t. CXXIX, col. 217; ср. y Августина De conjug-adult. I, 9 ар. Migne, lat ser. t. XL, col. 456–457: excepta causa-sine causa-praeter causam-fornicationis).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Арсений † 95 лет после 55 лет подвигов, Макарий Египетский † 90 лет, Макарий Александрийский † 100 лет (Pall.). Доживали до глубокой старости и – казалось – забывали счет лет, теряли различие между «много» и «мало». «Как ты, авва, оставил Скит и переселился сюда?» – спросил один брат Сисоя (АР 401, κη). «Скит в то время – ответил тот – начал умножаться. Я услышал, что почил авва Антоний, и пошел на гору; увидел что здесь покойно (τ δε συχζοντα), и вот сижу здесь малое время (μικρν κθισα χρνον)». – «А сколько лет ты здесь?» – «Года семьдесят два (εσν βδομκοντα δο)». Физическая сила некоторых подвижников была тоже замечательна. В келью аввы Моисея пришли четверо разбойников. Он скрутил, δσας, их и взвалил на плечи словно пук хвороста (καθπερ σκκον πλρη χρων), отнес в скитскую церковь . Из них вышли добрые монахи. Впрочем в этом смысле Моисей был слишком избранная натура. Недаром прежде этого он был чем-то вроде бедуинского шейха или атамана разбойников. И воры зашли в его келью только по ошибке γνοσαντες τι Μωσης ν οτος (Pall. 22, 1066). Но Феодор Фермейский и без такого прошлого по-видимому уступал Моисею не много. В его келию тоже зашли трое воров. Двое стали держать его, а третий выносить вещи. Унес книги, взялся за левитон. «Это оставьте», сказал Феодор. Левитон был так называемый σινακτικς, в нем ходил Феодор только в церковь и причащался Св. Тайн. Вор не послушал. Федор пошевелил руками (κινσας τς χερας ατο) и державшие его два вора повалились на землю (ιψε). Грабители со страха не знали что делать. «Разделите все что здесь есть, сказал спокойно Феодор, на четыре части, три возьмите себе, а ту в которой левитон, оставьте мне». Естественна поэтому та суровая строгость, с какою подвижники отгоняли от себя всякую возможность соблазна, даже всякого напоминания о семейной жизни. С женщинами скитиоты объяснялись в крайних случаях сидя на далеком расстоянии друг от друга, иногда на обоих берегах Скитского болота (Καρων, АР 252). Когда ученики Пимена хотели уйти в другое место, потому что плачущие в соседстве дети мешали их безмолвию, то Пимен ответил им: «Это из-за ангельских голосов то вы хотите уходить отсюда?» (АР 360, ρνε).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Жертвенник сосновый, квадратный, в 1 ар. 5 в. Пред ним, в дубовой раме, под стеклом, образ Спасителя, в сребропозлащенной ризе. На южной стороне алтаря – изящная плащаница, из дуба. Иконостас прямолинейный, одноярусный, дубовый, украшен резьбой. Вышина его 3 арш. 8 вер. Царские двери возвышены еще на 1 ар. 12 в. Наверху – резной дубовый крест. В иконостасе помещены иконы Спасителя, Богоматери, Марии Магдалины, Александра-Невского и св. Николая. На царских вратах – Благовещение и Евангелисты; над ними – Тайная Вечеря; на боковых вратах – архангелы Михаил и Гавриил. Все иконы сделаны метахромотипией. Вокруг Тайной Вечери церковнославянскими буквами начертано: «Оставите детей и не возбраняйте им приити ко Мне, таковых бо есть Царство Небесное». Пред солеей площадка, шириною в 2 ар., – ниже на одну ступень, и отделяется от первой резной из дуба балюстрадой, на которой клиросы, огражденные резными из дуба, сквозными перилами; у перил – хоругви, с золотым галуном и кистями. На самой площадке, у входа на амвон, ближе к клиросам, на резных из дуба аналогиях, в дубовых киотах под стеклом, находятся иконы Покрова и св. Александра-Невского, они в сребропозлащенных ризах; пред ними – дубовые, изящной отделки, подсвечники. Между солеей и площадкой, на железном пруте, повешено, резное из дуба, паникадило в 12 свеч. Потолок над престолом и царскими дверьми сделан небольшим сводом; остальные его части украшены трафаретами и выкрашены цветною масляною краской, с изображениями, по углам, Серафимов. Снаружи, над алтарем, водружен вызолоченный крест. Вход в церковь с парадной лестницы. В 1869 году, февраля 8-го, Высочайше утвержден штат малолетнего отделения. На содержание заведения положено 55800 р. в год. Управление заведением, под ведением начальницы Николаевского института, вверено главной воспитательнице. При заведении положено иметь 17 воспитательниц, 3 учительниц музыки, гимнастики и рукоделья, священника, врача, смотрителя и достаточное количество прислуги. Первым священником был Никанор Петрович Бобров, окончивший курс в с.-петербургской духовной семинарии, перемещенный сюда из села Сольца (Новоладожского уезда) и в конце 1872 г. перешедший к Преображенскому кладбищу. С августа 1873 г. священствует, также окончивший курс с.-петербургской духовной семинарии, Павел Петрович Георгиевский, перешедший сюда из Грызова (Царскосельского уезда). В 1883 г. он возведен в сан протоиерея.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Сейчас Симферопольская и Крымская епархия готовится к проведению акции " Я – выбираю жизнь " по профилактике ВИЧ-СПИДа 1 декабря 2005г, которая будет проходить при поддержке министерства образования и науки АР Крым, министерства здравоохранения АР Крым, комитета по делам религий при совете министров автономии. Акция будет подготовлена и проведена членами Межконфессионального совета Крыма " Мир – дар Божий " , куда входят представители 8 традиционных для Крыма религиозных организаций. Эта акция будет носить внерелигиозный характер. В ходе акции, совместными усилиями, предполагается провести следующие целый ряд мероприятий: круглый стол по ВИЧ-СПИД проблематике; выставку детского рисунка, видеолекторий для молодежи и школьников; выпуск настенного календаря на 2006 год с лучшим детским рисунком, где будут отмечены дни памяти жертв ВИЧ-СПИДА, государственные праздники; проведение концерта для молодежи при участии комитета по делам семьи и молодежи при совете министров АРК. Одним словом, у Церкви есть достаточно богатый опыт социального служения, которым Она может поделиться и мы надеемся, что в этом служении обществу Церковь и государство, будут помогать друг другу, взаимно обогащать друг друга уже имеющимся опытом и приносить пользу нашему обществу " Владыка так же поздравил нового министра труда и социальной политики АР Крым Виктора Ивановича Чурикова с назначением на столь ответственный пост. Владыка так же напомнил собравшимся о той помощи которую оказал Симферопольской и Крымской епархии Виктор Иванович в принесении на Крымский полуостров частицы святых мощей преподобного Серафима Саровского. Владыка Лазарь наградил нового министра Архиерейской грамотой и вручил на молитвенную память икону Божией Матери " Достойно есть " В конце своего приветственного слова Владыка выразил надежду на то, что совместные усилия Церкви и государства по возрождению православных святынь и в области социального служения и принесут пользу обществу. 10 ноября 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/15089.html

4. Cone Harduini p 1207, f. 1. В оремский собор 868 г.) Harduini гл. 5. p. 747, Peumo (de disciplin. ecel. c. 387). 465 Кирилл алекс. в кн. о молитве в духе и истине. Виктор пресвитер антиохийский (441) объясняет слова мар. 6. 13. Иак. 5. 14, 15 о елеопомазании. Comm, ad 4. гл. Marci edi. Matthaei 1. p. 13. Григорий великий sacrament. гл. 3. р. 358. Феодор кантербурийский (secundum auctoritatem сопописат sacra unctione dei inuncti, lib. poenitent.); Елигий (7. в.) de rectit. cathol. convers. (opera Augustini app. ad гл. 6. p. 268), С онна ти й 630 г. extrema unctio deferatur laboranti et petenti eumque pastor invisat. Hat. c. 15,. Феофилакт в толковании на 6. гл. Мар ; Экумен и й на посл. Иакова. 466 В 403 году «Ипатий (священник) пошел врачевать своего немощного, поручая его в молитвах Богу и помазуя благословенным елеем. Acta s. Bolland Iunii t. 3. p. 319.-Тоже видим в жизни живших в 6 веке: Евгения еп. Альдсперского (ар. Bolland., ad. August. гл. 4. p. 627), Евгенда (ap. Bolland. гл. 1. Iam. р. 54), Леовина (ар. Mabillon act. sanet, Rened. t. 1. p. 119), Клотильды (ibid. d. 36). В 8 веке св. Феодор студ. пред смертию, по словам Михаила, μεταλαμβανε θεν μυ ηρων.– по словам Павкратия, «приобщился животворящих тайн и по обычаю по- мазан и запечатлен». В жизни Маиолы unctionis sacramentum, (ар. Bolland. Maii t. 2. p. 682). 470 Apolog. conf. говорить: confirmatio et extrema unctio suntritus accepti a patribus, quos ne ecclesia quidem tanquam necessarios ad salutem requirit, quia non habent mandatum Dei. Тоже Conf. Würtemb. p.121. Реформатское-швейцарское исповедание (2. с. 19) называет то и другое таинство inventa hominum. 474 После фанатической решимости идти на перекор папизму только тем. и можно объяснить непризнание елеопомазания за таинство Лютером, что он запальчиво отверг каноническое достоинство послания ап. Иакова. Иначе у св. Иакова так ясно и так определенно показывается благодатная сила елея, что редкие из протестантских толкователелей послания не при· знают того.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

АР: Это похоже на абсурд! Журналист, нецерковный и либерально настроенный, не удерживается и поправляет о. Всеволода: " Господи, да почему ж вы все время называете Церковь учреждениями? " Корр.: По-моему, это свидетельствует о большой внутренней нечестности. Неожиданным и тяжелым во всей этой истории явилось то, как поносят Патриарха. Что это в большей степени: обида или расчет, как считаете? АР: Отчасти социальное поветрие, многие считают свои способности уникальными, достаточными, чтобы выносить суждения по любым вопросам, поправлять Президента, правительство, начальников по работе. В офисах и на кухнях – бесконечные разговоры о стратегии. Заметьте, все до одного – стратеги. Причём, люди с наиболее упрощённым, прямолинейным пониманием первые дадут советы по любому поводу, с максимальной лёгкостью, вперёд остальных. Корр.: Говорят о " вето на критику действий Его Святейшества " , которое необходимо разрушить. АР: Ну, какое вето? Понятно, что к критике первого лица подходят с осторожностью. Всегда. Это обоюдоострое оружие, последняя грань перед произволом и анархией – тем, что называют " кто во что горазд " . В любой организации, бизнес-структуре существуют поэтому ограничения на критику руководства. То же самое, сотрудник, который, будучи уволен, хлопает дверью, старается как можно сильней нашуметь, " насолить " бывшему руководству...Пошлятина, вне всяких сомнений. Пошлость, к сожалению, вещь нередкая в наше время, но всё-таки приличный человек и в бизнесе, и в других ситуациях сочтёт для себя невозможным вынести на всеобщее обозрение подробности личных взаимоотношений, " кухни " принятия решений, оценки бывших коллег, руководителей и прочее. Возможно, что критик в чём-нибудь прав. И всё равно лично для него ситуация выглядит " не очень " . Есть ряд ограничений на " свободу высказываний " . Мужчина не должен публично обсуждать недостатки женщины, представитель одной национальности – представителей другой национальности, это очевидно. Чтобы избежать двусмысленности, писателю или художнику лучше поостеречься с критикой творчества другого писателя или художника. Точно так же и подчинённый, отставной, воздерживаясь от негативных оценок бывшего руководства, показывает, что не собирается " срываться с цепи " , что его понятия о долге и чести постоянны и не связаны с выгодами или невыгодами нахождения в должности либо оставления должности. Иначе, если после твоего увольнения тебя будто подменили, если ты бросаешься в атаку, сходишься с недоброжелателями, то это свидетельствует не о предмете критики, а о тебе самом. Это означает, что зря, наверно, тебе доверяли должность, допускали во внутренний круг, оказывали дружеское расположение.

http://religare.ru/2_108228.html

2198 Должен оговориться, что с того времени моё мировоззрение дополнилось многим, чего тогда в нём не было. 2199 Вступительная лекция, сказанная в сентябре текущего года студентам первого, по общему счету LXI1, курса, перед началом чтений по Метафизике. 2201 К этим книгам составлен покойным Викторовым указатель под заглавием: „Описание записных книг и бумаг московских старинных дворцовых приказов 1584–1725 г.“, Москва. 1877 г. выпуск 1 и 2, по которому мы и цитируем описи, хранящиеся в Московском отделе общего Архива Министерства Импер. Двора. 2209 Сборник 1873 г. при обществе древнерусского искусства. „Государевы певчие дьяки XVII в.“ – 155 стр. 2322 Богомольцы верховые – или верховые нищие, жившие подле царских хором, в особом отделении дворца, на полном попечении царя и весьма уважаемые им за благочестивую жизнь и древность лет. Забел. Д. Б. русских царей, т. 1, 373 стр. 2337 См. об этом статью в сентябрьской книжке журнала: „к критике свидетельства Иосифа Флавия о Христе“. 2339 Кн. С. Волконский. К характеристике общественных мнений о свободе совести. Новый путь. 1903 г. Март. Стр. 131. 2348 В.О. Певницкий. Сборник статей по вопросам христианской веры и жизни. П. 1901 г. Стр. 221–222. 2366 Лавров-Платонов А. Ф., магистр XIX (1850–1854 г.) курса, бакалавр ак. с 1854–1863 г., с 1864 г. профессор, † ар-еп. Литовским 9 нояб. 1890 г. 2370 Ныне – протоиерея при той же церкви св. Николая (в Москве – Новая слобода); см. о нём Ист. Влад. семин. Малицкого т. 2-й стр. 260–261. 2375 Гавриил (Розанов) ар-еп. Херсон. с 1837 г.; с 1818 г. – Тверской; в 1857 г. ув. на покой; † 8 сент. 1858 г.; интер. сведения о Гаврииле см. в 113-м томе сборника Импер. Русск. Истор. Общества, кн. 2-я стр. 366 исл.; по этим сведениям Гавриил рассматривал имущество церквей и достояние причтов, как свои оброчные статьи. 2381 Имеется в виду Платон (Городецкий) , ар-еп. Донской (с 1867–1877 г.) который часто оказывал честь иноверцам. Интересен взгляд противоположный, высказанный м. Филиппом 1-м великому князю Иоанну III-мy: „кто отдаёт почести чужой вере, тот унижает свою“. (Из лекций проф. Павлова см. Богосл. Вестник за 1902 год, т. I (апрел.) стр. 662).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это было тем более опасно для Константинополя, что, разуверившись в возможности сделать Византию послушным союзником, Карл Великий обратил свой взор на Багдад, откуда его ждала встречная инициатива со стороны Харун ар-Рашида. По-прежнему мечтавший овладеть столицей греков, араб был крайне заинтересован, с одной стороны, в сдерживании наступательного движения франков к этой же цели, с другой, халиф считал необходимым наладить союзнические отношения с воинственным франком. В идеале этот маневр позволял бы ему, во-первых, контролировать Карла, а, во-вторых, использовать военную мощь того в собственных целях. В свою очередь, поддерживая свое реноме защитника Церкви, Карл Великий хотел получить от Харуна гарантии того, что арабы перестанут грабить храмы в Иерусалиме и Испании. В 797 г. он направил на Восток двух своих послов Лантфрида и Сигизмунда, к которым был прикомандирован еврей-переводчик Исаак. Через три года назад вернулся один Исаак (его попутчики умерли на обратном пути) с богатыми дарами от халифа. А в скором времени ко двору великого франка прибыли два арабских посла. Одного из них направил сам халиф, зато второй был послан от правителя Ифрикии Ибрагима ибн ал-Аглаба, который желал подружиться с человеком, захватившим весь Север Средиземноморья. Они пробыли у Карла несколько месяцев и, пораженные его могуществом, отправились обратно, чтобы поведать своим правителям об увиденном. Продолжая дипломатические отношения, в 802 г. Карл направил к Харуну ар-Рашиду второе посольство, которое вернулось обратно с представителями халифа. Влияние короля франков иллюстрирует тот факт, что правитель мусульман не только удовлетворил все просьбы Карла относительно гарантий безопасности христиан в Иерусалиме, но и подарил ему земли, на которых был расположен Гроб Господень. Правда, это едва ли был правовой акт передачи в собственность владений, скорее – символический жест, хотя и весьма характерный. Но, что являлось бесспорным, халиф разрешил королю оказывать покровительство христианам, живущим в Палестине. И уже в скором времени здесь появились постоялые дворы для паломников, рынок, библиотека и монастырь в Иерусалиме с 17-ю франкскими монахами. Впрочем, дальнейшего развития эти мирные отношения не получили: в 809 г. скончался Харун ар-Рашид, в 814 г. – Карл, а у их преемников возникли более неотложные дела, о которых мы поведаем несколько ниже 269 . Глава 4. Самостоятельное правление святой Ирины. Конец Исаврийской династии

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 880 г. Омар ибн Хафсун († 917) возглавил восстание мулади (испанцев, обратившихся в ислам) против власти кордовских Омейядов. Рассчитывая на поддержку мосарабов, он объявил о принятии христианства. Дочь Омара Аргенция (Аргентея) была воспитана как христианка и отличалась строгим благочестием: в резиденции Омара, горной крепости Бобастро, для нее была выделена особая келья, в к-рой она вела аскетический образ жизни. После того как сыновья Омара, продолжавшие борьбу с эмиратом, потерпели поражение, крепость была разрушена, а жителей переселили в Кордову. Аргенция также отправилась в столицу, где по-прежнему вела жизнь затворницы. Однажды она встретилась с франком Вульфурой (Вульфураном), который рассказал ей о видении: ему было предсказано, что он примет мученическую кончину в Кордове вместе с прекрасной девой. Убедившись, что Аргенция - та самая дева, готовая пострадать за Христа, Вульфура публично выступил с проповедью христ. веры и был предан суду. Когда Аргенция посетила его в тюрьме, стражники заподозрили, что она - дочь Омара ибн Хафсуна. Подтвердив свое родство, Аргенция отвергла предложение принять ислам и исповедала Христа, после чего ее также взяли под стражу. По приказу халифа Абд ар-Рахмана III мученики были казнены 13 мая 931 г.; христиане похоронили их в ц. Трех святых. О подвиге Аргенции сообщается в ее Мученичестве (BHL, 672), по-видимому написанном современником событий, однако, возможно, подвергшемся переработке в кон. X-XI в. В 954 г. в составе посольства герм. кор. Оттона I в Кордову прибыл аббат Иоанн из Горце . Он привез письмо короля халифу Абд ар-Рахману III, в к-ром содержались презрительные отзывы о мусульм. пророке Мухаммаде. Согласно Житию Иоанна, халиф узнал о содержании письма; не желая обострять отношения с христианскими правителями, он приказал иудейскому ученому и дипломату Хасдаю ибн Шапруту, а затем и Кордовскому еп. Иоанну уговорить послов отказаться от вручения письма. Аббат Иоанн, стремившийся принять смерть за веру, обвинил мосарабского епископа в пособничестве иноверцам, но согласился пойти на уступки. С его согласия Абд ар-Рахман III направил к Оттону I посольство во главе с Рецемундом, которое вернулось с инструкцией короля: аббату Иоанну предписывалось вручить халифу дары, но не оскорбительное послание.

http://pravenc.ru/text/2057238.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010