Происходившее одновременно с росписью сооружение над алтарем кивория (Арнольфо ди Камбио) отразилось вплоть до деталей в концепции живописного декора. Сохранившиеся под крышей фрагменты позволяют понять, что при взгляде снизу готические ниши с фигурами казались живописными повторениями архитектурных элементов кивория. Указывая на эту близость форм, Эрманин предположил, что идея написать ниши принадлежала Арнольфо ( Hermanin. 1901. P. 239-244). В любом случае повторение в живописи элементов реальной архитектуры доказывает открытость К. новейшим достижениям в искусстве. К. работает с цветом подобно тому, как Арнольфо - с камнем. Его цвет глубок и плотен, как масса, предполагающая взаимодействие света и тени. Именно светотень в сочетании с отказом от жесткого контура стала историческим открытием К. в контексте размежевания западноевропейской и византийской живописи. С помощью цвета на темно-синем фоне выявлены статуарно-монолитные, весомые фигуры апостолов в 3/4-поворотах, облаченные в тяжелые одеяния с лаконично трактованными складками. Новой степенью достоверности отличается конструкция тронов, соразмерных с фигурами, застывшие позы которых полны «античного» достоинства, жесты сдержанны и торжественны, образы индивидуальны и отвлеченны, взгляды пристальны и напряженны. Объемность и весомость тел во фресках в ц. Санта-Чечилия-ин-Трастевере в сравнении с мозаиками ц. Санта-Мария-ин-Трастевере представляют собой шаг вперед. Обширность проекта предполагала, что К. руководил работами, но не все в нем исполнено его кистью. Части, приписываемые К., отличаются мастерским обращением с цветом - в изображениях ангелов и группы апостолов слева тонкослойные высветления белилами на выступающих частях форм «отрывают» объемы от фона и смягчают сочетания локальных цветов. Участие помощников заметно в «Благовещении», в фигурах апостолов справа, в нижнем ярусе композиции, за исключением центральной части с изображением алтаря. «Сон Иакова» и «Исав перед Исааком», написанные ранее «Страшного Суда», можно приписать мастеру, тесно связанному с росписями в Верхней ц. Сан-Франческо в Ассизи (Мастер Исаака) ( Zanardi. 2000; Zanardi. 1996. P. 63-70; Tomei A. Dal transetto alla navata: i pittori romani nella Basilica Superiore//Il cantiere pittorico della basilica superiore di San Francesco in Assisi. Assisi, 2001. P. 247-259). Близость 2 циклов подтверждают и технологические особенности - в обоих случаях живопись делалась фрагментами, исполненными за один день (giornate), что подтверждается наличием суточных швов ( D " Angelo C. Rilevamento dei dati tecnici della decorazione murale della Basilica Superiore//Il cantiere pittorico della basilica superiore di San Francesco. Assisi, 2001. P. 15-35; Zanardi. 2002).

http://pravenc.ru/text/1319748.html

К типу Одигитрии относятся такие ее изображения, как Смоленская, Тихвинская, Иерусалимская, Грузинская, Иверская и другие. Другой тип – Елеуса (Умиление). Это также поясное изображение, символизирующее материнскую любовь Марии и неразрывное духовное единение ее с Иисусом. Голова Богоматери наклонена к младенцу. Он прижимается к ее щеке. Христа чаще всего изображали у левого плеча Марии – Богоматерь Владимирская и другие, но иногда и справа – Ярославская, Коневская и другие. В типе Оранты (Молительницы) Богоматерь изображается без младенца с воздетыми руками. Ладони ее открыты, кисти рук приподняты до плеч. Такое положение рук означает «предстояние богу». Когда на груди Оранты изображают в круге славы младенца Христа, то ее называют Великая Панагия (Всесвятая). Аналогичное изображение, но поясное – Богоматерь Знамение (Воплощение). Диск с образом Христа (младенца) символизирует земное воплощение богочеловека Христа. Многочисленность иконографических типов Богоматери связана с разнообразием аспектов ее почитания. В деисусном чине Богоматерь всегда изображалась вполоборота вправо (повернутой к Христу), с головой, наклоненной вперед, и кистями рук, приподнятыми в молитвенном жесте. Облачение Богоматери составляют мафорий, туника и чепец. Мафорий – это большое покрывало с каймой, окутывающее голову, плечи и спускающееся почти до земли. Мафорий Богоматери темно-вишневого цвета, условно – пурпурный (пурпур – символ величия и царственного рода). На голове из-под мафория выступает чепец. Он обычно синего или зеленоватого цвета разных оттенков. Туника – это длинное платье с узкими рукавами и украшениями на обшлагах – «нарукавьях». Цвет туники Богоматери – темно-синий (символ целомудрия, детства и небесной чистоты). Иконографические типы Христа в русской иконописи менее разнообразны, чем типы Богоматери. Чаше всего встречается образ Пантократора (Вседержителя), когда он представлен фронтально, по пояс или в полный рост. Правая рука его приподнята, пальцы сложены в благословляющем жесте (обычно двуперстном).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-se...

д., но это число здесь, вероятнее всего, является аллюзией на двадцать четыре череды священников. Эти череды были установлены в Ветхом Завете ( 1Пар. 24, 25 ), просуществовали вплоть до новозаветной эпохи и впоследствии встречаются во времена раввинов и упоминаются в более поздних надписях. Верные Богу мертвые изображаются, таким образом, как священники, совершающие богослужение ( Отк. 1:6 ). (В еврейской апокалиптической литературе часто образы грядущего перекрываются современной небесной картиной праведных умерших.) В греческих произведениях божества иногда изображаются в белых одеждах (напр., Деметра и Кора); многие древние мыслители, и среди них Пифагор, и ряд раввинов ассоциировали белый цвет с добром, а черный – со злом. Эти образы, несомненно, возникали в древнем сознании на контрастах дня и ночи; ночь при этомсвязывалась с волхвованием и (в еврейском мышлении) с демонами (бесами). Римляне и нередко иудеи хоронили своих покойников в белом. По иудейским преданиям, ангелы почти всегда облачались в сверкающие белые одежды. Самое важное здесь, что в белое облачены поклоняющиеся Богу (3:4). Иудейские учителя изображают Израиль увенчанным откровением Божьим на Синае; праведных иногда изображали как носителей небесного венца. (В Вознесении Исайи описывается праведный с венцом, облаченный и посаженный на престол на небе, но это произведение может быть и христианским. Оды Соломона, который был вознесен Духом на небо, – христианское сочинение [ср.: 4:2]. Но не всегда легко отличить раннехристианские произведения от еврейских, которые были переосмыслены с христианской точки зрения.) Но, вероятно, венцы здесь – это венки, которыми награждали победителей, т. е. тех, кто оставался верным до смерти (см. коммент. ко 2:10; 3:11). (Во многих иудейских преданиях говорится о небесном собрании; у раввинов – о законодательном собрании, судебном органе, который состоит из ангелов или почивших богословов; этот образ восходит к ангельскому суду Бога в Ветхом Завете и ханаанским образам пантеона семидесяти богов Эля, которые в иудейском предании были заменены ангелами-хранителями семидесяти народов.)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Эти золотые столпы, утвержденные на сёребряных основаниях и с серебряными также надглавьями; эти еще другие приличные столпы, у которых надглавья и основания из вещества меди и в середине между концами серебро; внутри же у всех столпов – дерево, не принимающее в себя гнилости; от наружности кругом разливается блистание таковых веществ; некий также кивот сияет чистым золотом; и то, на чем держится золотой этот оклад – тоже дерево, не принимающее в себя гнилости. При сем некий светильник, один в стволу при основании, а к верху делящийся на семь ветвей, с равным числом кругов на ветвях. Вещество светильника – золото, в составе его никакой пустоты, ни даже деревянной внутри опоры. Сверх сего алтарь, очистилище и, так называемые, херувимы, которых крылами осенен ковчег – все это было золото, не на внешней только поверхности имело доброцветность, но все было цельное, одно и тоже вещество простиралось внутрь до самой глубины. Сверх того были испещренные завесы ткатского искусства, в которых разные цветы для красоты ткани взаимно были переплетены между собою; сими завесами отделялось в скинии, и что было видимо и доступно некоторым из священнодействующих, и что для всех непроницаемо и недоступно: и прежде упомянутой части имя было: «святое»: а сокровенной: «святое святых». Кроме того купели, кадильники, облачение внешними опонами, опоны власяные и кожи, окрашенные в красный цвет, – это и все прочее, что Моисей приготовляет по Божию слову, какой ум уразумеет во всей точности? чему нерукотворенному служит сие подобием? Какую пользу взирающим приносит это вещественное подобие виденного Моисеем на горе? Но хорошо, кажется мне, поступим, точное рассуждение о сем предоставив тем, которые имеют силу духом испытывать глубины Божии, если только найдется кто либо таковой, что может, как сказал Апостол, «духом... глагола ть тайны " ( 1Кор. 14:2 ). А что о предложенном мнении сказано нами по догадке и предположительно, то предоставим на суд читателям признать достойным того, чтобы это, или отвергнуть, или принять, как принявший на себя суд решит своим умом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

322. Если изучишь и все Божественное Писание, смотри, в противность Писанию, да не надмевает тебя этим помысл; потому что все Богодухновенное Писание учит нас смирению. А кто думает или делает противное тому, чему учился, тот сим самым показывает, что он преступник. 323. Если тревожит тебя дух гордости, или любоначалия, или богатства, то не увлекайся им, а напротив того стань мужественно против ополчений лукаваго и льстиваго духа. Представь в мыслях древния здания, обветшавшия изображения, изъеденные ржавчиной столпы, — и размысли сам с собою, и посмотри, где обладатели и соорудители всего этого; и старайся угодить Господу, чтоб сподобиться тебе Царствия Небеснаго: зане всяка плоть яко трава, и всяка слава человеча, яко цвет травный (1 Петр. 1, 24). Что выше и славнее Царскаго достоинства и славы? Но и Цари преходят и слава их. А удостоившиеся Царства Небеснаго не испытуют ничего подобнаго, в мире и радовании пребывая на небе с Ангелами, без болезни, печали и воздыхания, в радости и веселии, хваля, прославляя и величая Царя Небес и Господа всея земли. 324. Если прежде всех придешь к службе Божией и простоишь до конца, да не надмевает тебя сим помысл; ибо высокоумие подобно норе, в которой гнездится змий и умерщвляет подходящаго. 325. Не будем превозноситься, а станем лучше смирять себя. Да и что у нас за сила, чтобы превозноситься нам, когда и малая затруднительность повергает нас на землю? Посему возлюбим смирение, чтоб Господь не отвратился от нас. 326. Во всяком месте и во всяком деле да будет с тобою смиренномудрие. Ибо как тело имеет нужду в одежде, тепло ли или холодно на дворе; так и душа имеет всегдашнюю нужду в облечении себя смиренномудрием. Предпочти лучше ходить раздетым и разутым, нежели быть обнаженным смиренномудрия; потому что любящих оное покрывает Господь. 327. Имей смиренный образ мыслей, чтоб, превознесшись на высоту, не разбиться в страшном падении. 328. Начало смиренномудрия — покорность. Смиренномудрие да будет у тебя и основанием и облачением ответа; речь же твоя пусть будет проста и приветлива в любви Божией. Высокоумие не подчиняется, непослушно, непокорно, водится собственным своим помыслом. А смиренномудрие послушно, благопокорно, скромно, воздает честь и малым и большим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

В Византии епископы награждались жезлами из рук императора. И в России b XVI-XVII вв. патриархи получали свои жезлы от царей, а епископы — от патриархов. С 1725 года Святейший Синод вменил в обязанность старшему по хиротонии архиерею вручать жезл новопоставленному епископу. Архиерейские жезлы, особенно митрополичьи и патриарший, принято было украшать драгоценными камнями, рисунками, инкрустациями. Особенностью русских архиерейских жезлов является сулок — два платка, вложенных один в другой и привязанных к жезлу у верхней перекладины-рукояти. Сулок возник в связи с русскими морозами, во время которых приходилось совершать крестные ходы. Нижний платок при этом должен был предохранять руку от прикосновения к холодному металлу жезла, а верхний — от внешнего холода. Есть мнение, что благоговение пред святыней этого символического предмета побуждало русских иерархов не касаться его обнаженной рукой, так что сулок может считаться также знамением Божией благодати, покрывающей человеческие немощи епископа в великом деле управления Церковью и в пользовании Богодарованной властью над ней. Одеяния духовенства Повседневные облачения Повседневные одеяния, отличающие служителей Церкви от мирских людей и свидетельствующие их сан и звание, когда-то произошли от одеяний, употреблявшихся в миру, и быстро, уже в древние времена, приобрели особые признаки, так что духовенство и монашество стали и внешне выделяться из мирской среды. Это глубоко соответствовало понятию о Церкви, как о царстве не от мира сего, которое, хотя и проходит свое странствие и служение в миру, тем не менее глубоко отлично от него по природе своей. В сознании древних священный сан или монашеское звание обязывали носителей таковых быть всегда и везде теми, кем они являются пред Богом и Церковью. Основными повседневными одеяниями духовенства и монашества всех степеней являются подрясник и ряса. Подрясник представляет собою длинное, до пят, с наглухо застегнутым воротом одеяние с узкими рукавами. Это одеяние бывает двух видов. Первый вид подрясников: ушитое в талии одеяние, разрезное сверху донизу, с расширенным колоколом нижней части. Левая нижняя пола глубоко заходит внутрь под правую верхнюю полу. Косая верхняя правая пола застегивается с левой стороны на шее и в поясе. Второй вид этого одеяния: однорядка, ушитая в талии или прямая одежда, разрезная по центру, от шеи до груди, или донизу, имеющая от середины ворота до нижнего края по центру ряд пуговиц (обычно 33). Такой покрой имели древние русские однорядки духовенства и знати и католические духовные одежды. Подрясник — нижнее одеяние. У монашествующих он должен быть черного цвета. Цвет подрясников белого духовенства черный, темно-синий, коричневый, серый и белый для лета. Материал: сукно, шерсть, сатин, лен, чесуча, реже шелковые ткани.

http://azbyka.ru/xram-obryady-bogosluzhe...

А бывает, что человек только что приходит к вере, он ещё далёк от Церкви; и чем дальше он от Церкви, тем более внешние вещи его интересуют. Закономерность ли это? Да, именно так; пришедшего может интересовать внешнее, какие-то обрядовые моменты и это совсем не порок. Я знаю это; у меня лично так было. Мы были верующие, естественно, но в детстве меня особенно волновали предметы: кадило, каждение, запах ладана, облачения; даже причастие просто, к которому меня начали водить рано, сам цвет причастия меня привлекал — то есть все атрибуты внешней церковной, обрядовой стороны. Меня как-то радовало это — видеть и воспринимать внешнюю сторону церковной жизни. В этом нет ничего страшного, мне кажется; от внешнего идут к внутреннему, а не от внутреннего к внешнему; это естественно и прекрасно. Внутри уже что-то совершилось, человек уже как будто уверовал, но вот он пришёл в храм, и его привлекают иконы, мерцание лампадок, красивые облачения, открытие царских врат, торжественные моменты. Если он музыкален, он воспринимает музыку, хоровое пение — во всяком случае эта внешняя сторона может его привлечь и захватить. Потом он ещё раз захочет придти; и через внешнее постепенно идёт внутреннее; это мне кажется вполне возможным, и это можно приветствовать. Но чтобы человек не застрял на внешнем, надо постепенно раскрывать смысл совершаемого, объяснять — если человек потянулся душой и интересуется: что это значит, как и почему это происходит — надо ему в простой форме отвечать на какие-то вопросы. Но бывает, как вы говорите, и наоборот: человека отталкивает обрядовая сторона, и он спрашивает: и что же, я всё это должен?.. Но он абсолютно ничего не “должен”. Всё должно идти от глубины сердца. Это убийство — смерть любви, когда человек говорит: я должен, я по долгу делаю добро, я должен любить… Если полюбишь что-то, то ты и будешь делать, без всякого “долга”; а когда по “долгу” — это не то. Если ты делаешь человеку любое доброе дело “по долгу”, принуждая себя с натугой, то это не имеет никакой цены — ни для тебя, ни для кого. Ты, может быть, и сделаешь; но если с натугой, с чувством: “ах, как мне это тяжело”, — это совсем не то. И это почувствует другой человек. Он может даже не принять подарка, даже обидеться, потому что чувствует, что это не от сердца. Вот что самое главное: чтобы было от сердца, то есть всё исключительно по любви.

http://pravmir.ru/fragmentyi-iz-besed-o-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010