– Двойственность в мыслях не держите и старайтесь не допускать, и старайтесь веровать попросту, а испытательно, ища доказательств и сравнения в вере относиться к религии – нельзя найти конечной цели, и от сего многие страдают.   – На хульные помыслы и вообще на помыслы тёмные разного рода не обращайте внимания; сначала будет трудновато, а потом легче и легче станет. С раздражительностью бороться нужно, – не стремясь давать ответы, а с замедлением. Воздерживайтесь говорить, особенно горячо, или спорить, о вере с неверующими. Это Вас отягощает, а того прежде времени приведёт к изменению на лучшее.   Если и апостолы просили, говоря: «Господи, приложи нам веру», тем более мы должны взывать ко Господу. Будем молиться: «Да приидет нам помощь и милость от Господа». И Господь не оставит. Не унывайте, Господь милостив.   Молитвенно призываю Вам мира Божие благословение. С искренним благожеланием, грешный иеромонах Нектарий».   Диакон Серафим Чураков: – С детства слабый здоровьем, он страдал от ревматизма, который вызвал хроническую болезнь сердца. И вот теперь к этим недугам прибавился туберкулёз. В 1920-м году Борис Васильевич окончил Московский университет, и ректор Орловского университета востоковед Н.И.Конрад пригласил его на должность научного сотрудника кафедры психологии. Таким образом, отец Борис перебрался в Орёл. В Орле он также активно участвовал в духовной жизни своего города. Это не осталось незамеченным властями, и в начале 1922-го года на квартире Холчева был произведён тщательный обыск. Это было время, когда проводилась кампания по изъятию церковных ценностей. Бориса арестовали и заключили в Орловскую тюрьму, где он почти два месяца находился без предъявления обвинений. В том же 1922-м году профессор Челпанов, помнивший своего одарённого талантливого ученика, пригласил его на должность сотрудника Научно-исследовательского института психологии. Борис Холчев работал ассистентом-психологом Института психологии при медико-педагогической клиники профессора Кащенко и в Первом вспомогательном институте для умственно отсталых детей. В этом институте он познакомился с близким ему по духу врачом Сергеем Алексеевичем Никитиным, с которым подружился, и по совету Бориса Сергей также стал прихожанином храма святителя Николая в Клённиках. Удивительна судьба этого человека: он стал старостой храма на Маросейке, был арестован вместе с отцом Борисом, в послевоенные годы был священником, потом епископом. Скончался он прямо в храме, на амвоне, во время проповеди.

http://pravmir.ru/arximandrit-boris-xolc...

Во второй семестр на первом курсе дана была нам письменная работа на тему «Сотериология (учение о спасении) святого Афанасия Александрийского». Нужно было в течение двух месяцев проштудировать четыре тома его произведений. Я добросовестно, как мог, исполнил задачу. Но догматическая высокая тема меня не захватила тогда, даже, наоборот, показалась мне скучной, — я тогда не мог еще интересоваться божественными вопросами. После Рождества, перед постом, я заболел какой-то непонятной и для академического доктора болезнью, — не то малярией, не то тифоидом, но только я должен был слечь перед масленицей в больницу. Вот туда и пришел навестить меня отец инспектор. Как и почему у него родилась эта мысль, не знаю. Теперь хочу думать, что он имел ко мне внутреннюю симпатию. Приход его был для меня чрезвычайно отрадным. Не помню, в какой связи, но он заговорил о святых отцах: об их важности, необычайной интересности и пр. Но я на это ответил ему: — Я занимался недавно святыми отцами, но они не произвели на меня интересного впечатления, — скучно было читать их творения. — А кого вы читали? — спрашивает архимандрит Феофан. — Я писал семестровую работу об учении святого Афанасия Александрийского о спасении. — Вы бы начали с других отцов-аскетов, — посоветовал он. — Каких? — Например, с творений святого Иоанна Лествичника, аввы Дорофея, Макария Великого и других аскетов. Скоро он ушел от меня. И прислал мне, кажется, Иоанна Лествичника. Я начал читать и был поражен: в «Лествице» раскрывались жизненные, интересные для меня вопросы. Например, как достигнуть совершенства христианской жизни мирянам? Почему совесть иногда перестает нас обличать? Как бороться со страстями? Каковы значение и сила монашества? «Свет монахов суть Ангелы; монахи же свет для всех человеков». Отчего являются хульные помыслы? Почему не сразу выполняются наши молитвы к Богу? Почему и духовным людям Бог оставляет легкие страсти? Как приобрести смирение? Каким путем познается воля Божия? Как различать любовь святую, духовную от душевной и нечистой? Как смотреть на сны? Всякое ли пение относиться к сладкопению даже в храме? Чем побеждают страсти? Как побеждать искусительные помыслы? Откуда мир души и совместим ли он с гневом? О чем говорит осуждение нами других? Как относиться к осуждающим нас или вообще ближних? «За какие грехи — телесные или душевные — осудим ближнего, в те сами впадаем».

http://pravoslavie.ru/1969.html

Чистое сердце есть источник обильных радостей, а нечистое – обильный источник скорбей и теснот; нечистое сердце не допускает до чтения Святого Евангелия, до храма, икон, до молитвы, и нечистый бежит от богослужения, от храма, от Евангелия. Будучи нечист сердцем, человек бежит от святыни храма, от икон, святых мощей и пр., потому что его сильно беспокоят и мучат помыслы сомнения, помыслы лукавые, скверные, хульные, или он стоит в храме и тесним ими. Чистый сердцем сообразен Пречистому Богу и потому Бога узрит [ Мф. 5,8 ]. Как сквозь нечистое стекло представляется все нечистым, и самое солнце, – так сквозь нечистое сердце человеку представляется все нечистым, и самые святые лица и вещи. Так например, человек создан пречистыми руками Божиими чисто, неблазненно, премудро; однако ж человек с нечистым сердцем часто смотрит нечистыми очами на подобного себе человека и готов бывает обратить его в предмет животного и плотского, грубого наслаждения или же воспламеняется к нему нечистою похотию. Нищий духом видит пред собою, около себя и в себе тьму благодеяний Божиих, настоящих, прошедших и будущих, и благодарит за них всегда усердно Бога; а гордый бывает слеп – не видит их, приписывает все себе, своему уму, своим трудам или своему воспитанию, происхождению и не благодарит Господа. Нищий духом часто повторяет молитву: От Адама, Иисусе мой, согрешившыя вся... победих страстьми, окаянный, но Ты... 87 Нечистый сердцем должен читать молитву к Божией Матери утреннюю: Пресвятая Владычице моя Богородице... отмени от мене... После обильного причащения (вынуты части из трехсот просфор). 19-го октября. 19-го октября. Суббота. За пресыщение мясом Господь наказал меня оставлением во время всенощной: чужд я был благодати и неразлучного с нею мира, ощущал томление, боязнь, страх бесовский; возгласов многих не договаривал; молитву Христе, Свете истинный дважды повторял и не мог произнести; на словах да знаменуется становился в тупик; отпуста всего сказать не мог; прощения во грехах не просил, потому что не мог – диавол занял сердце. Боже, очисти мя, грешного! И за то Господь оставил, что на нищих озлобился и одного нищего толкнул стремительно, когда он настойчиво приступал ко мне с просьбою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Но обращаюсь к письму старца-корреспондента. Он говорит дальше: «Сам Хомяков писал: «Бог один знает, имеем ли мы веру». Архимандрит Антоний в церкви говорил: «В душе нашей возможно незамечаемое, неощущаемое лицемерие. Убежден бываешь, что веришь, и в то же время и мысли не имеешь о вере («Круг подвижных праздников» II, 180). Да и сами Апостолы не просили ли: «Господи, приложи нам веру!» Что удивительного, если и Меньшиков обмолвился в недобрую минуту?». На это замечу: и Хомяков, и архимандрит Антоний, да и Апостолы говорили о той вере, которая переставляет горы: такой веры и мы с вами, добрый мой старче, не имеем, а все же, милостью Божией, веруем, веруем немощною нашею верою и обретаем по мере сей веры в ней успокоение сердца, внутреннее умиротворение духа, свидетельство о близости к нам милосердого Господа. И уж, конечно, не станем, подобно Меньшикову, помогать безбожникам гасить эти малые искры веры в нас самих и в наших собратьях верующих. По опыту знаем мы это холодное, мертвящее прикосновение духа неверия к нашему грешному сердцу, но милостью Божией прикосновение это тотчас же и отрываем от сердца жалобою Господу и, смиряясь пред Богом в молитве, ощущаем паки мир верующей души. Такие приражения неверия, если они не приемлются сердцем, не могут даже считаться и грехами: это лаяние адского пса пред окнами, то есть чувствами нашей души: а можем ли мы отвечать за каждого такого пса, если тотчас же и гоним его прочь от себя сладчайшим именем нашего Господа Иисуса? Другое дело, если пустим его в дом нашей души, станем беседовать с ним, примем в сердце его помыслы хульные: о, тогда, конечно, мы отвечаем за все. Вот в том-то и несчастье г. Меньшикова, что он не только принял к себе в душу этого пса, но согласился и сдружился с ним и вместе с ним лает на Господа Иисуса Христа! Вот этого следует опасаться, с таким лаятелем надо бороться, гнать его прочь, а если, по неосторожности нашей, он в душу проник уже, то скорее к Господу возвратиться и пасть к Его стопам пречистым, и каяться в своей неосторожности, и просить Его изгнать сего пса из нашего сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Потом пришло письмо от батюшки, в котором он писал, что хульные помыслы на меня напали из-за тяжелого смертного греха, и посоветовал, как его преодолеть, и обещал за меня молиться. Он не отринул меня, такую греховную и падшую, не ругал меня – ибо, наверное, знал, что от этого я буду горько-горько плакать, так как я тогда не знала жизни православного христианина, не смогла найти сама выхода из греховного плена, – а постепенно раз за разом учил и учил меня духовной жизни, писал письма, вкладывал в них духовные руководства из своих проповедей, учений святых отцов, учил жить в миру как в пустыне, не обращать внимание на грехи других людей, следить за своими грехами, прощать обиды, наносимые мне ближними людьми. Никогда не давил на меня, ибо знал, что приказов в духовной жизни быть не может, человек свободен в своем выборе. Трудное это духовное дело – прощать обиды, оскорбления, побои. К тому же я была тяжело больна. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «У нас обычно принято жалеть человека, которого обидели, а истинной жалости достоин тот, кто обидел». Это я поняла намного позже. Батюшка Иоанн (Крестьянкин) благословил меня на терпение. Прислал мне статью святителя Игнатия (Брянчанинова) «Скорбящим инокам», в которой прямо было сказано, что в скорби, болезни очищается наша душа, слезает с нее вся греховная короста. Сам претерпевший от одного священника предательство (когда для очной ставки к нему привели завербованного властями священника, он настолько обрадовался ему, что бросился приветствовать его так искренне, что тот, не выдержав укора совести, потерял сознание и упал), он знал, что такое ложь и клевета. За следователя, искалечившего ему руки, он молился всю свою жизнь. Он таким своим примером учил меня прощать предательство, ложь, клевету, обман. Учил прощать брань и побои, но не идти на поводу мужа, который своим поведением оскорблял Господа Бога. Батюшка дарил мне свои фотографии. На одной из них, последней, ему было 95 лет, и он радовался жизни Он никогда не реагировал на злобу и хамство, сохранял к людям любовь и доброту. Его глаза всегда излучали радость. Он дарил мне свои фотографии. На одной из них, последней, ему было 95 лет, и он радовался жизни. Татьяна Сергеевна Смирнова, келейница батюшки, мне говорила: «Смотри на фотографию батюшки и радуйся».

http://pravoslavie.ru/78860.html

Сама столкнулась с ситуацией, что без денег (без работы) ты просто лишен возможности общаться на привычном уровне, даже до храма доехать, сорокоуст заказать, не говоря уже о творении милостыни, утешающих подарках (что тоже суть милостыня и проявление любви). Не иметь двух одежд, оказывается, тоже подвиг! Мне это было тяжким испытанием. :) Вынесла для себя, что лучше иметь и благодарить. Уверена, что не у всех так. Прихожанка 29 января 2013, 02:34 Как мне кажется, пока Бог не призовет человека к аскезе читай иночеству, никакой, самый Боговдохновенный и аскетичный проповедник, его не обратит, да и не станет этого делать, т.к. неразумно сие. Потому, что Бог один ведает сердце человеческое и избирает кого призвать к монашеству, а кого - в миру спасать. Аскеза - родится сама, независимо от образа жизни, как плод благодарности и любви к Богу. Как следствие собственного желания сердца, при ощущении мира душевного. Ведь цель - мир с Богом, а не аскеза. И это - благодатная практика. Где-же смысл принуждать к благому? Если ты постишься и вынужденно нестяжательствуешь, но при этом, терпишь хульные помыслы, уныл и озлоблен, это - стресс, а не аскеза. Такое водительство, в лучшем случае, до психиатрической больницы. О.Василий, действительно, большой благой молитвенник. Многая лета! Не хватало за Воскресной литургией о.Тихона. Зинаида 28 января 2013, 18:25 О.Василий жизнью своей свидетельствует о том,о чем проповедует...Спаси Вас,Господи,о.Василий! Нина. Казахстан 28 января 2013, 14:04 Спаси Господь отца настоятеля архимандрита Тихона за такой подарок ко дню Ангела ! Сослужение о. Василия подвигло меня на поиск в инете нашла много статей и фильмов об отце Василии . Пребываю в радости о промысле Божьем , будто прочла новую главу из книги «Несвятые святые» . Елена 28 января 2013, 12:46 Главное - " прилепиться " сердцем к Богу, а не к деньгам - тогда ни их наличие, ни их количество не будут в тяжесть или грех. Помоги нам, Господи, и храни о.Василия, дивного подвижника! Дмитрий 28 января 2013, 11:48

http://pravoslavie.ru/59045.html

В Церкви всегда были грешники, но сияли и великие праведники; в ней всегда находились духовно холодные люди, но она постоянно имела и пламенных молитвенников. Говоря об искушениях перед причащением, нельзя обойти вниманием и тот факт, что даже глубоко верующего человека при подготовке к таинству могут посетить хульные помыслы. Именно ими бесы пытаются осквернить душу христианина, веру которого нельзя поколебать никакими сомнениями. Что же делать, если нас постигло такое искушение? Послушаем рассказ священномученика Кронида († 1937). Будучи послушником в Троице-Сергиевой Лавре, он в 1878 году испытал сильнейшую хульную брань. «Слова хулы, неверия и богохульства на все святое и, страшно сказать, даже на Святое Святых, то есть на Тайны Христовы, полились во мне неудержимым потоком. От мучительной тоски я помертвел и не находил нигде места. Моя душевная мука была столь велика, что я за пять дней совершенно изменился в лице. Архимандрит Леонид однажды обратил на меня особое внимание и спросил: — Константин! Что с тобой? Тебя узнать нельзя! Я отвечал, что мне очень нездоровится. Иду к своему духовному отцу исповедаться, а помысл подсказывает мне: „Неужели ты поведаешь духовнику все свои пагубные, хульные помыслы?“ Я послушался мысленного совета и, исповедуясь, умолчал о помыслах. Но выходя из келлии духовника, я почувствовал такую сильнейшую тоску, что от страшного внутреннего смятения не мог сдержать своих рыданий и, плача, как дитя, упал на диван. Духовник смутился и спросил меня: — Костя, что с тобой? Тогда поведал я ему свои душевные помыслы. Слушая меня, духовник спросил: — Да что, ты утешаешься что ли этими помыслами? Я отвечаю ему: — Не утешаюсь, батюшка, а стражду неописуемо. Тогда духовник снова прочитал разрешительную молитву и отпустил меня. После этого на душе у меня стало так легко, что я от духовника не шел, а летел на крыльях радости. Все страшные помыслы исчезли, и я, грешный, спокойно мог приступить к святой чаше» 24 . Если перед причащением у вас появились хульные мысли о Святых Дарах, в борьбе с этими помыслами вы должны руководствоваться тремя правилами: а) во-первых, от собственного сознания надо отделить нечистые помыслы, ибо они — не порождение вашей души, а семена демонской злобы, внедряемые извне в ваш ум; б) во-вторых, противодействуйте хуле молитвой к Богу, не давая помыслам овладеть вашим умом. Ни в коем случае не пускайтесь в рассуждения с самим собой по поводу возникших в вашем сознании мыслей: бесам этого только и надо — в споре они вас непременно победят, так как у них многовековая практика ведения подобных дискуссий; в) втретьих, полностью раскройте вашу душу духовнику на исповеди, расскажите ему о хульных мыслях, волнующих вас. Откровенная исповедь разрушает все бесовские козни.

http://azbyka.ru/chudo-svyatogo-prichash...

Итак, первое средство в борьбе с помыслами – это их непринятие, презрение. Другое, – открытие их духовнику, старцу – этим также хорошо достигается успокоение нашего ума и сердца от гнетущих нас помыслов. В Лествице повествуется следующее. Один монах двадцать лет страдал от хульных помыслов; в борьбе с ними он постом и бдением сильно изнурил свою плоть, и пользы не получал. Тогда он написал помыслы на хартии, отправился к некоему великому старцу, подал ему в руки для прочтения эту хартию, а сам пал в ноги ему и лежал на земле, не смея посмотреть на святого мужа. Старец прочитал хартию, поднял страждущего, возложил руку на шею его и сказал: пусть будут на моей шее все твои помыслы, ты же не смущайся, не скорби, не считай их для себя греховными, ибо ты их не хочешь. После этого брат вышел из кельи старца успокоенным, – хульные помыслы оставили его. Другой брат, обуреваемый теми же хульными помыслами, долго ходил по старцам с намерением исповедовать свое душевное состояние и каждый раз стыд препятствовал ему высказаться. Наконец, авва Пимен, по своей прозорливости, однажды, сказал ему: много раз ты уже приходишь ко мне с помыслами и сними же уходишь, ибо не открываешь их. Исповедуй же ты их мне. Брат, наконец, преодолел стыд и сказал: хульные мысли меня смущают, авва, и, как только он открылся, почувствовал успокоение и отраду на душе 1 . Итак, чем же можно объяснить душевную тягость? Первая и основная причина ее – это наши страсти, пороки, немощи, наша греховность. Она расстраивает наше сердце, доводит его до отчаяния, духовной смерти. Против такого недуга лекарство понятно. Нужно очистить сердце свое от страстей, нужно покаяться, исправиться, чтобы оздоровить нашу душу. Но вот, бывает такая душевная тягость и людей высоконравственных, у людей верующих. От куда этот недуг, как на него смотреть и как его подавлять. Надо знать, что мирное, радостное настроение духа приходит к нам от Духа благодати. Дух же благодати, как свидетельствует опыт святых отцов, действует так, что он то прибывает к человеку, то как бы отходит от него, или лучше сказать, как бы скрывает себя от спасаемого, действует на него незаметно.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Итак, первое средство в борьбе с помыслами – это их неприятие, презрение. Другое,– открытие их духовнику, старцу – этим также хорошо достигается успокоение нашего ума и сердца от гнетущих нас помыслов. В Лествице повествуется следующее 78 . Один монах двадцать лет страдал от хульных помыслов; в борьбе с ними он постом и бдением сильно изнурил свою плоть и пользы не получал. Тогда он написал помыслы на хартии, отправился к некоему великому старцу, подал ему в руки для прочтения эту хартию, а сам пал в ноги ему и лежал на земле, не смея посмотреть на св. мужа. Старец прочитал хартию, поднял страждущего, возложил руку на выю его и сказал: «Пусть будут на моей вые все твои помыслы, ты же не смущайся, не скорби, не считай их для себя греховными, ибо ты их не хочешь». После этого брат вышел из келлии старца успокоенным, – хульные помыслы оставили его. Другой брат, обуреваемый теми же хульными помыслами, долго ходил по старцам с намерением исповедать свое душевное состояние и каждый раз стыд препятствовал ему высказаться. Наконец, авва Пимен 79 по своей прозорливости однажды сказал ему: «Много раз ты уже приходишь ко мне с помыслами и с ними же уходишь, ибо не открываешь их. Исповедуй же ты их мне». Брат, наконец, преодолел стыд и сказал: «Хульные мысли меня смущают, авва», – и, как только он открылся, почувствовал успокоение и отраду на душе 80 . Итак, чем же можно объяснить душевную тугу? Первая и основная причина ее – это наши страсти, пороки, немощи, наша греховность. Она расстраивает наше сердце, доводит его до отчаяния, духовной смерти. Против такой туги и лекарство понятно. Нужно очистить сердце от страстей, нужно покаяться, исправиться, чтобы оздоровить нашу душу. Но, вот, бывает туга и у людей высоконравственных, у людей верующих. Откуда эта туга, как на нее смотреть и как ее подавлять? Надо знать, что мирное, радостное настроение духа приходит к нам от Духа благодати. Дух же благодати, как свидетельствует опыт св. отцев, действует так, что он то прибывает к человеку, то как бы отходит от него, или, лучше сказать, как бы скрывает себя от спасаемого, действует для него незаметно.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Враг учит всякому греху Самая жестокая и упорная борьба предстоит христианину с «князем мира сего» – диаволом, который со своими демонами окружает его и научает на всякий грех (7, с.311). Нравственное преступление усиливает влияние врага на душу Особенно сильное влияние на душу диавол оказывает в то время, когда человек совершил какое-либо нравственное преступление. Тогда духи злобы, овладев душой, стремятся как можно дальше увести свою добычу от спасительного пути. Здесь уже требуется жестокая духовная брань и великий подвиг, без которых невозможно одержать победу (7, с.311). Демоны, хотя и коварны, но без согласия человека не могут овладеть им Злобные духи настолько опытны в своей коварности, что с большой легкостью определяют, как приступить к человеку, «с какой стороны... (и) каким оружием кого уязвлять» (3.441). Демоны, хотя и коварны, но овладеть человеком и склонить его на грех не могут без согласия последнего, и сколько раз человек противится диаволу, столько раз с помощью Божией побеждает его (1.209) (7, с.311). Действия врага Диавол особенно расставляет свои сети тому, кто только начинает идти по пути спасения, надеясь этим самым ослабить подвиг человека или же вообще удержать его в той греховной жизни, которой он жил до своего обращения (7, с.312). Как враг возмущает ум Враг нашего спасения возмущает человеческий ум и приводит его в трепет и уныние особенно через хульные помыслы, которые часто приходят помимо воли человека. Эти помыслы настолько смущают и терзают человека, что он подчас готов переносить лучше «поношение и биение..., нежели... вражия стрелы» (3.308) (7, с.312). Враг через помыслы разоряет дом человеческой души Как разбойник, войдя в дом, разоряет его и уничтожает живущих в нем, или неприятель, заняв город, опустошает его, так и дьявол , через помыслы, войдя в дом человеческой души, опустошает его и разоряет. Именно поэтому святи­тель Тихон Задонский и призывает христиан удаляться не только от тяжелых грехов, но и от внутренних скверных пожеланий (3.226) (7, с.313).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010