Когда мы ненавидим и противимся этим помыслам, а они насильственно вторгаются в нашу душу, тогда бывает награда человеку от Бога за терпение». Св. Лествичник о сем говорит, что «когда человек отвергает хульные помыслы, не только не бывает в них виновен, но и сподобляется умножении небесные мзды». Влагающий в человека эти помыслы диавол старается уверить его, что он сам рождает в себе эти помыслы, дабы чрез то принесть в отчаяние; во должно знать, что все те помыслы, коих душа не желает, – от диавола; случается и так, что человек, как бы в каком-то забвении, на малое время примет помыслы, но опомнившись, прогоняет их: в таком случае должно из глубины сердца воздохнуть к Господу и покаяться, – и Господь простит. Непременно должно исповедовать духовным отцам эти помыслы, но не объясняя в подробности хульных слов: это невозможно. Когда кто смущается этими помыслами, тогда враг усиливает их, а когда кто пренебрегает ими, тогда враг отходит посрамленный. Во время нападения этих помыслов ни в какое рассуждение и спор с ними входить не должно, а творить непрестанно молитву внутренно: Господи И. Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного, по реченному св. отцами: «бий супостаты именем Христовым, крепче сего оружия нет ни на небе, ни на земле». Итак, помыслами хульными должно пренебрегать, уподоблять их лаянию пса, хотя оный и слышим, но вреда от него не терпим; а если начать возражать против этих помыслов, то они усилятся и до тех пор не отойдут, пока человек не оставит их без внимания. Смиримся, перестанем осуждать ближних, будем ко всем милостивы, в молитве усердны, в пище и питии воздержны, – и помыслы вражеские удалятся от нас, по реченному в св. евангелии: сей род изгонится ни чем же иным, токмо молитвою и постом. Но и в атом случае, как всегда и везде, должно иметь благоразумие; иные из подвижников, мучимые хульными помыслами, впали в отчаяние, наложили на себя безмерные посты, в церковь Божию перестали ходить и св. Христовых таин не приобщались, считая себя недостойными, а некоторые даже отчаялись в спасении своем; но все это – по действию бесовскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

И вот я приведу слова преподобного Иоанна Лествичника : «Дьявол очень многих приводил в исступление ума. Там, где подобало смеяться над наносимым бесом хулением, они опечаливались и доставляли бесу радость тем, что вменяли себе в грех хульные мысли, которые на самом деле не только не являются грехом, но даже служат для несоизволяющих к умножению небесной награды за терпение. Итак, пусть никто не считает себя повинным в хульных помыслах, ибо Господь – Сердцеведец, и знает, что хульные слова в нашем уме принадлежат не нам, но врагам нашим. Итак, да не слушает их никто. Кто хочет избавиться от хульных мыслей, которые его угнетает, пусть твердо знает, что не душа его повинна в этих мыслях, но нечистый бес. Так и мы, уничтожая его и презирая наносимые им хульные мысли, скажем ему: “Отойди от Меня, сатана”; Господу Богу моему поклонюсь и Ему единому послужу, тебе же – никогда, и пусть болезнь твоя обратится на главу твою, и на тебя сойдет хула твоя в нынешний и будущий век. Аминь. Кто думает бороться с хульными мыслями иначе, чем это изображено выше, тот подобен человеку, который хочет молнию схватить своими руками. Ибо как он может уловить их и бороться с ними, когда они мелькают в сердце подобно ветру, и лишь только он скажет слово, они уже бесследно исчезают? Бес обычно всячески старается навести таковые помыслы на простых и несведущих, которые больше всех смущаются и волнуются, не понимая, что в этом нет никакого греха». И вот здесь, как мы видели, святой Иоанн объясняет, почему чаще всего это искушение – искушение хульными помыслами, случается с новоначальными: потому что просто они ещё не знают тех азов, которые знают христиане, уже более-менее долго ведущие церковную жизнь. Но как я уже говорил, это может случиться отнюдь не только с новоначальными. И если это случается не с новоначальными, то здесь стоит отметить, что святые отцы указывали, что причиной такого искушения у не новоначальных бывает гордость, также осуждение других, но это проявление выражения гордости – все это навлекает на человека искушение хульными помыслами.

http://azbyka.ru/video/otkuda-berutsja-p...

И это очень важно. Если вы это поймете, считайте, что вы побороли навязчивые помыслы. Бывает, что хульные помыслы приходят по грехам. И главная причина в осуждении. Когда мы начинаем мнить, что мы из себя что-то представляем, можем учить, обличать, наказывать, тогда Господь попускает блудные или хульные помыслы в наказание за то, что позволили себе проявить дерзость осудить человека. Разве Христос кого-нибудь осуждал? Вспомните, когда иудеи привели к Нему блудницу – Он сидел и палочкой писал на песке. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что в этот момент он писал грехи стоящих вокруг людей. Поэтому они не нашли в себе мужества сказать, что они без греха… Христос является для нас примером. Если Он не берет на себя такую дерзость – осуждать, почему же мы дерзаем это делать? Ведь и нас Он тоже не осуждает, терпит. – Как в вашем монастыре практикуют Иисусову молитву и как молиться ею мирским людям? – Мы пытаемся перенять традиции Святой Горы. По этой причине я специально ездил в Ватопедский монастырь. Расскажу, как я там учился. У меня было представление, что, когда я приеду туда, мне дадут старца седовласого, мудрого, благообразного, который будет мне передавать практические навыки в упражнении Иисусовой молитве. Приезжаю, а мне дают послушание на кухне: никакого старца, а обычный брат трапезник – лет на двадцать меня моложе. И, вы знаете, я многому от него научился. Всякий раз, когда я забывал говорить вслух молитву, он меня толкал в бок: «Читай молитву!» За месяц пребывания в монастыре Иисусова молитва пошла сама по себе. Я даже стал молиться по ночам: лежу, а рука сама четки перебирает. Рекомендую читать Иисусову молитву во время службы. На Афоне братия как солдаты: в храме молятся, идут дорогой – молятся; на послушании – молятся. И обязательно вслух. Это настолько разжигает в человеке Иисусову молитву, что я действительно поверил, что за год там можно стяжать сердечную молитву. В нашем монастыре мы стараемся практиковать Иисусову молитву, но я никого не заставляю. Братия у меня слабая, не закаленная, так что единственное, о чем я их прошу, чтобы они включали ее в свое молитвенное правило. Помимо того, что они читают в течение дня молитву, они делают с ней поклоны и молятся во время службы. Для меня радостно наблюдать, когда они на послушание идут с четками, на трапезу – с четками, в храм – с четками, я чувствую, что это помогает людям меняться. Так, шаг за шагом идем вперед. Но сказать, что у нас есть какие-то механизмы обучения, не могу.

http://pravmir.ru/esli-v-hrame-vam-lyudi...

Пришла мысль – надо бодрствовать, обратить на нее «все внимание и старание. И когда, при помощи Божией, проразумеем свое мысленное качество, тогда станем познавать и сердце, любит ли оно всего более своего Творца и Господа, или уклоняется только на то, чего когда пожелает. Пожелание же какой-либо вещи или утешения, кроме Бога, увлекает нас в пространство прелестей, и мы сами произвольно отвращаемся от света истины, и во мраке собственных удовольствий лишаемся сладчайшего утешителя Бога» (3:59–60). «Неподобающие помыслы» должно сразу отвергать (1:305). «Скажи находящему помыслу, – учит Затворник, – чтобы он не мечтал пред душой напрасно и не воспоминал бы ничего другого, как только единого Господа Иисуса Христа и Того распята» (3:339). Не внимай мятущимся помыслам, отвергай их, с помощью Божией, «ежедневно возлагая печаль свою на Господа» (3:471). «Во всякое время» – всегда надо бороться с неподобающими помыслами – «немедленно гнать их молитвой и страхом Божиим, и не попускать им ни одной минуты» быть на сердце. Когда они появятся – стараться подумать о могущей быть внезапной смерти и сказать: «Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь: воздрема душа моя от уныния. Буди милость Божия с нами!» (3:349–350). Особенно губительны мысли хульные, почему их гнать и искоренять надо как можно скорее. – «Находящие хульные мысли, или от кого произносимое хульное слово, должно уничтожать в то же мгновение, и не давать места им на памяти. Ежели они и неотступно находят, то и тогда не внимать им, и посрамившись отойдут, видя непрестанно призываемое имя Христово», молитву, псалмопение, размышление «о вышних предметах», «Чего не преодолеют труды и терпение!» (2:191; 3:154). «Спасайтесь милостью Божией, храня во всякой чистоте и непорочности свое сердце», – взывает Подвижник (2:191). – «Спасайтесь о Господе, покуда время есть!» (3:350). И молится: «Да поможет вам Господь побеждать самих себя, и каждый день полагать начало благое» (3:350). Да устроит Он вас «по милости Своей! – Матерь Божия да сохранит нас под кровом Своим от находящего смущения и уныния, наносимого неприязненным духом; да проженет окаянного возмутителя Святой Хранитель Ангел наш! Радуйтесь о Господе! Наше Отечество на Небеси!» (3:471). 5. «Не слушайте лукавого» (1:256)

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Так и здесь. Если речь идет о евангельских событиях, то им посвящена целая наука — библейская археология. Множество ученых со всего мира проводили исследования и в археологических раскопках либо же в письменных источниках находили подтверждение описанному в Библии. Говоря о чудотворных иконах, монахи ведь тоже не просто пересказывают то, что от кого-то услышали. В наше время чудотворные фрески и иконы реставрируются, изучаются. Специалисты публикуют свои выводы. Вера подкрепляется в том числе и знанием. С другой стороны, в сомнениях может присутствовать и духовная составляющая. Много написано о борьбе с помыслами, среди которых святые отцы выделяют особую группу — хульные. Это мысли против Христа и Богородицы, против сáмого святого, что у нас есть, и внушаются они непосредственно дьяволом. Если помыслы горделивые, сребролюбивые, блудные и так далее являются производными нашего разума, знаний, эмоций и зависят от степени нашей греховности, то хульные нам абсолютно не принадлежат. Это, можно сказать, чип, который дьявол пытается вставить в наш компьютер. Совершенно чужое программное обеспечение, никакого отношения к нам не имеющее. И воспринимать их следует соответственно. Во-первых, понимать, что они от дьявола. А во-вторых, сразу от них дистанцироваться и просить Господа о помощи: «Это не мое, отними это от меня!» Ведь стоит даже только начать скорбеть, что нам приходят такие мысли, как дьявол уже достигает своей цели. Не говорю уже о принятии их всерьез. Относиться к ним надо как к чужой флешке, которую нужно просто выдернуть из головы, выбросить и забыть. А помнить следует только о том, что чудеса происходят до сих пор. Люди и сейчас приходят к чудотворным иконам Божией Матери, просят о помощи и, самое главное, получают ее. Чему мы можем научиться у Богородицы Другое дело — как мы просим. На Афоне я много раз наблюдал, насколько трогательно, совершенно по-детски проявляют свою любовь к Богородице суровые монахи. И не только в молитвословиях. Они украшают иконы резными киотами, драгоценными ризами, зажигают множество лампад. Мы привыкли, что украшением икон у нас занимаются сугубо женщины, а на Святой Горе убеленные сединами старцы собирают цветы, составляют букеты — возможно, не особо искусные, но надо видеть, с какой любовью они это делают!

http://pravmir.ru/vsesvyataya-arhiepisko...

«Если что можешь веровать, все возможно верующему». «Верую», — говорит отец. Кажется, он сейчас Символ веры воспоет, потому что его души уже касается жизнь. Но он понимает, как неглубока еще его вера, и знает, как велико его желание помочь своему сыну. «Верую, Господи, помоги моему неверию», эти слова, которые он добавляет — молитва о благодати Божией, о даре Христовом. Она напоминает нам о том, что в самом главном мы всегда должны полагаться прежде всего на нашего Господа. Помоги мне, Господи, преодолеть самую главную беду, которая есть в моей жизни — мое неверие. Святые отцы говорят, что человек, когда одолевают его хульные или блудные помыслы, должен усилием отвлечь свое внимание от них, потому что его ум слаб, чтобы противостоять сильному и развращенному диавольскому уму. И со слезами, с сердцем сокрушенным и смиренным обратиться ко Господу: «Помоги мне преодолеть помыслы скверные и помыслы неверия, идущие от диавола!» Чтобы Господь Своей силой дал человеку победу. Мы часто говорим, что сила веры зависит от жизни по вере. И это действительно так. Насколько человек будет стараться жить согласно тому, что ему открыто Господом, настолько Господь будет открывать ему большее. А неверному в малом, конечно, никто не доверит большее. Вспоминается чудо, которое совершил преподобный Серафим Саровский, когда исцелил от хромоты Михаила Васильевича Мантурова. Когда тот просит его об исцелении, он спрашивает: «А веруете ли Вы, Ваше боголюбие, в Господа нашего Иисуса Христа? В то, что Он пришел, чтобы разделить с нами все наши страдания, понести на Себе наши немощи, что Он принял Крестную смерть ради этого, и Воскресением Своим показал, как велика Его сила и Его любовь ко всем страждущим в роде человеческом?» Он ведет с ним беседу о том, что, кажется, хорошо известно всем нам. Он как бы ведет его от одной глубины к другой, большей глубине, от того, что он знает, к тому, что он тоже как будто бы знает, но что еще не открылось ему благодатно. И Михаил Васильевич говорит: «Верую». Тогда преподобный говорит: «Так чего же Вы от меня хотите? Я не понимаю, чего Вы от меня хотите». «Я хочу, чтобы я был исцелен». «Так Вы уже здоровы. Если Вы в это веруете, если Вы касаетесь этой жизни, Вы получаете от Господа этот дар Пасхального прикосновения к Вашей душе и к Вашему телу».

http://moral.ru/st_john_climacus/

Вот, братие, что Господь мне велел вам сказать, задумавшись, произнес батюшка. Я заранее не обдумывал, что сказать мне вам, говорил только что Бог на душу мне положил. Тогда один из присутствующих спросил: а скажите, батюшка, – во время Ваших постоянных разъездов, чем Вы заполняете свободное время? Обстановка и ее смена производит ли на Вас впечатление? – Я молюсь, я постоянно молюсь, быстро произнес о. Иоанн; я даже не понимаю, как можно проводить время без молитвы. Воистину молитва есть дыхание души. 2 – Скажите, батюшка, продолжал вопрошавший, – что делает Вас во время литургии таким сосредоточенным в молитве, когда иногда так много вокруг беспорядка и всего того, что может мешать молитве? – Этого я достиг только привычкою. Научиться быстро сосредоточиваться в молитве, овладевать собою, – это большая задача. Путем продолжительной работы над собою можно достичь этого. Очень тут необходимо покаяние, быстрое воспроизведение в своей душе образа Христова или Креста Господня и полное сознание своей духовной загрязненности и беспомощности. На смену первому вопрошающему явился второй. – Он сказал: – Научите, батюшка, бороться с унынием в деле пастырства. – Сначала бывает страшное уныние от собственной греховности. Опускаются руки, когда вспомнишь слова: врачу исцелися сам... Учительство в голову тогда не идет. И сейчас же – уныние! – Это напрасно. Тут нужно помнить о долге. Мысль о долге должна принудительно и ободрительно действовать на пастыря. «Ты уполномочен Церковью , ты должен делать», – это мысль должна и одушевить пастыря и, конечно, разогнать всякое уныние. И это уныние от врага! – ответил батюшка. – Но вот еще вид уныния, – от хульных помыслов, которые появляются в голове в самые священные минуты богослужения. – Ну, а это уныние, – энергично сказал отец Иоанн, – прямо от недостатка веры Вашей, батюшка. – Дело в том, что хульные помыслы нужно презирать; борьба здесь не нужна и вредна, – просто не нужно обращать внимания! Но если какие бы ни были помыслы доводят до уныния, это бывает уже от слабоволия; значит, Вы даете этим помыслам время господствовать над Вами, пожалуй даже ими соуслаждаетесь... Отсюда уже только вытекает уныние! Так до уныния не нужно доводить душу свою! Неужели Вы не знаете, как Господь «скоропослушлив», как быстро Он исполняет все просьбы наши? И вот, отец, Вы в самом же начале горячей молитвой отгоняйте от себя всякое смущение душевное; в надлежащее время захваченное молитвой греховное настроение вовсе исчезает и довести до уныния истинно и горячо верующего человека никогда не может...

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Uhtomsk...

Делание настоятеля в том, чтобы сообщить братству дух вечности и ревность в испытании своей совести. В том, чтобы вдохнуть в каждого члена братства, что ежедневное предвкушение Будущего Царствия может быть прочувствовано через сопереживание, совместное прохождение одного пути и духовную близость всех членов братства, в котором общей и неразызрывной связью они имеют любовь к Жениху Христу. Это стремление к взысканию общения с Богом настоятели призваны обновлять ежедневно понуждая братию к подвигу и молитве и воодушевляя их и радуя на пути к вечности. Этот жизненный опыт придает смысл и эсхатологическое измерение богослужению, которое является центром монашеской жизни и исключает возможность превращения круга богослужений в рутинную обязанность. Духовное исследование Священных Писаний может стать неисчерпаемым источником благодати, радования и божественного вдохновения. Это призвание общее и для мужчин и для женщин. Как подчеркивет Святитель Василий Великий в своих основополагающих для монашества «Словах Подвижнеческих», «монашество существует не только для мужчин, но и для женщин» и пишет о настоятельнице как о личности, пользующейся всеобщим доверием, полагая ее «истинной матерью истинных детей». Святитель Нектарий, был основателем и руководителем женского монастыря Святой Троицы на острове Эгина, подчеркивает: «Начальница монастыря не живет для себя самой, но ради сестер и, живя ради сестер, живет для Бога. И Господь принимает как благоугодную жертву такую жизнь, которая предполагает отречение себя и умерщвление всякой личной воли». Он называет игуменью Ксению «духовной матерью монастырей», ответственной за благочиние в общежитии, и побуждает монахинь исповедовать ей свои прегрешения и помыслы, даже если они хульные и исполненные уныния. Игуменью же он призывает принимать их с любовью, дабы были побеждены искушения. Святитель Нектарий учит монахиню, в душу которой прокрались помыслы неприязни к настоятельнице, что в это состояние она впала под влиянием беса, вложившего ненавить в ее душу, чтобы изничножить признательность сестры к настоятельнице, которая трудится ради ее спасения.

http://bogoslov.ru/article/3526468

Имея великое усердие к храму, он, невзирая на суровое время и отдаленность кельи, в воскресные и праздничные дни, – зимой, по глубоким нерасчищенным снегам, приходил к службам. Правило, то есть последование молитв, которые совершал старец, было многосложно. Из того, что говорил он нескольким инокам о том, как жить, памятно следующее: «Ходи в церковь , имей послушание к настоятелю и братии. Сидя за трапезой, внимай себе и чтению. Каждого брата предваряй поклоном; много не говори, а более молчи. Ходи как мертвый, закрыв глаза, уши и уста. В келье имей поделие и молись почасту, а „умную“ молитву твори на всяком месте навсегда. Ни с кем не спорь, но всякому уступай, и себя считай хуже всех. Всякому только и говори: благослови и прости». Больше же всего преподобный Марк учил смирению, терпению, самоукорению, вниманию. «Мы должны смиряться пред другим, – говорил он, – и считать себя худшими его, какие бы недостатки ни видели в его жизни. – Мы должны навсегда мысль свою утверждать в том, чтоб представлять себя худшими всех». Однажды один инок, принеся ему пищу, увидел его сидящим в глубокой задумчивости, с лицом, обращенным на восток. Долго не смел он прервать размышления старца. Наконец спросил: «Что ты, отче, так задумался?» Старец отвечал ему: «Я размышляю об изгнании Адама из рая, когда он плакал и вопиял ко Господу: „Милостиве, помилуй мя, падшаго!“» Господь посылал верному рабу Своему благодатные дары: прозорливости и исцеления недугов. Как-то летом пришли к старцу два странника попросить его молитв и принять благословение. Старец встретил их и дал им приложиться ко кресту; потом он оторвал от полы своей ветхой рясы лоскут и дал одному из них, говоря, чтоб тот обмахнул им голову и разогнал комаров. Тот сделал это и, выйдя из кельи старца, рассказал своему спутнику, что, когда шел к старцу Марку, его тяготили хульные и злые помыслы. Но, только он обмахнул голову лоскутом, эти помыслы рассеялись, как комары, и он почувствовал какую-то легкость и спокойствие на сердце. От долгого стояния и трудного хождения ноги старца чрезвычайно распухли: он не мог ходить. Братия советовала ему позвать врача, но старец отказался от человеческой помощи, возлагая всю надежду на Бога. Он взял в храме из лампады, горящей пред иконой Богоматери «Живоносный Источник», елея, помазал им ноги и вскоре получил облегчение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Однажды диавол хотел уловить Аверкия через гордость, на что он, уразумев сатанинский подвох, тут же зажег свечу и стал молиться. Затем, исповедуясь, он рассказал о произошедшем духовнику. После беседы с духовником он внимательно проанализировал свои помыслы и понял, что иногда и действительно уклоняется в мнение о значительности своих дел. Время от времени диавол старался внушить ему хульные помыслы о святых. А один раз, во время Божественной Литургии, он явился ему в образе чудища с пёсьей головой, и, раздосадованный тем, что Аверкий пел тогда «Святый Боже», погрозил ему своей поганой лапой. К лету 1956 года здоровье Аверкия пошатнулось и монастырские старцы отправили его в Коницу, на лечение. Добравшись до места, он не захотел жить в родительском доме, ввиду строгого и внимательного отношения к взятому монашескому обету, и остановился в церкви святой Варвары. Вскоре, по приглашению давней знакомой, он переселился к ней в дом. Периодически его посещал лечащий врач, а родная сестра приходила делать уколы. По завершении курса лечения, Аверкий вернулся в Филофей. 3 марта 1957 состоялся постриг Аверкия в мантию. Тогда же он получил новое имя «Паисий», в честь Паисия II, митрополита Кесарийского. На протяжении своего пребывания в Филофее Паисий много думал о безмолвии. Но все попытки удалиться в пустыню не имели успешного разрешения. Однажды он условился с лодочником, что тот перевезёт его на пустынный остров, однако к назначенному сроку лодочник не появился. В другой раз Паисий предполагал стать послушником старца Петра, но вскоре старец скончался. А однажды он договорился с филофеевским монахом, отцом Ф., идти ради безмолвия на Катунаки. Их обоих остановило Божье вмешательство. Отцу Ф. приснился сон: они бежали по крыше монастыря, но перед тем, как должны были спрыгнуть, Жена, облаченная в черное, удержала их за одежду, сказав, что внизу — пропасть, и если они спрыгнут — разобьются. Паисию же было ниспослано особое откровение. Когда он пребывал в своей келье и молился, у него неожиданно отказали ноги и руки. Какая-то невидимая сила сковала его так, что он совершенно не мог шевелиться. Пробыв в таком состоянии около двух часов, он, вдруг, увидел Катунаки, а с другой стороны — обитель Стомион в Конице. Когда он направил взгляд на Катунаки, услышал голос Пресвятой Богородицы, запрещавший идти на Катунаки и повелевающий отправляться в монастырь Стомион. Когда Паисий заметил, что он просил пустыни, а Она посылает его в мир, то вновь услышал, что должен отправиться в Коницу. Потом он разрешился от таинственных уз, и его сердце исполнилось благодатью. Когда Паисий рассказал об этом духовнику, тот, посоветовав никому не рассказывать о случившемся, благословил его оставить Святую Гору и ехать в Коницу. Монастырь Стомион

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010