Благодарю Господа многомилостивого, благрпослушливого, благоуветливого и благопременительного за чудную Его милость, явленную мне тогда, как я шел служить молебен к Варваре Семеновне Шишмаревой, и в самой квартире ее пред молебном, простив мне грех озлобления и гнева на нищих и избавив меня от тесноты, смятения и скорби и даровав мне мирно и с чувством совершить весь молебен с отпустом. 8-го июля. Благодарю Господа, сподобившего меня вчера вечером совершить молебен с водосвятием Ему, Господу, Пречистой Богородице и святому великомученику Пантелеймону в квартире Марьи Арсеньевны для Гликерии Ал.Гречухиной с теплым чувством, верою, упованием и любовию и непреткновенно. Диавол около нас и в нас, дея нам непрестанно пакости, внушая ложные мысли, скверные, лукавые и хульные помыслы, чувства: вражду, зависть, лукавство, леность, нерадение, упрямство и пр. Если так близок к нам диавол, то думаем ли мы, что от нас далек Господь, Матерь Божия, святые Ангелы и святые угодники Божии? Нет, они еще ближе к нам, если мы бережемся грехов, если живем верою, упованием, любовию, со вниманием и страхом Божиим. «Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом... говорит Господь Вседержитель» [ 2Кор.6:16–18 ]. «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» [ 1Кор.3:16 ]. «Мы придем к нему и обитель у него сотворим... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» [ Ин.14:23, 6:56 ]. А от кого в нас умиление бывает, слезы? От Духа благодати и от действия святого Ангела Хранителя. От кого исцеления, защищения, избавления от бесчисленных зол, скорбей, болезней, обстояний, искушений? От Господа, Богоматери и святых. Господи! Сотвори (хочу), да началом всех моих помышлений, чувств, намерений, предприятий, слов и действий будет чистая, нелицемерная, евангельская любовь, ибо я много искушаюсь и страдаю от злой мнительности, как и вчера во время ранней обедни, думая о диаконе Петре Ал. Софронове как о злом и лукавом и строящем козни мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Вечером же того дня она попала к батюшке (старец в это время жил в Шамородино) и рассказала ему обо всем случившемся и о своем необычайном настроении духа. Старец внимательно выслушал ее рассказ и затем с серьезным выражением лица сказал ей следующее: «Этот случай промыслителен – помни его; Господь захотел показать тебе, как сладок плод смирения, чтобы ты, ощутивши его, понуждала себя всегда к смирению, сначала к внешнему, а затем и к внутреннему. Когда человек понуждает себя смириться, то Господь утешает его внутренне, и это-то и есть та Благодать, которую Бог дает смиренным. Самооправдание только кажется облегчающим, а на самом деле приносит в душу мрак и смущение». «Когда бываешь в Оптиной, – сказал батюшка в другой раз, – ходи на могилку отца Пимена и читай надпись на его памятнике, которая говорит о том, что он за кротость и смирение был любим всеми. Замечания настоятеля и старших принимал без всякого самооправдания, а сложив смиренно руки, просил прощения». Господи, мы виноваты пред Тобою, что не принуждаем себя к смирению и внешнему, и внутреннему. А не понуждая, мы лишаем себя того внутреннего утешения, которое ты, Господи, подаешь смиряющему себя человеку, мы лишаем себя Благодати, которую Ты даруешь смиренным. Прости нас, Господи, за отсутствие в нас понуждения к смирению и за тяготение к самооправданию. Мы, в безумии нашем думая им облегчить свою душу, на самом деле пускаем туда мрак и смущение. Прости нас, Господи, что нет в нас кротости и смирения, позволяющие нам принимать замечания старших и без всякого самооправдания просить у них прощения. В унынии и в томлении душевном старец был особенно сильным помощником; тут, конечно, главным образом действовали его молитвы, но тем не менее он не оставлял и без подкрепления словом. «Это крест монашеский, – говаривал он, – надо нести его без ропота, считая себя достойной, и получишь за это особенную милость Божию. Бог посылает этот крест любящим Его, но виновным в нерадении и за самомнение. Если в это время придут хульные помыслы отчаяния, то не должно смущаться: это внушение вражеское и не вменяется в грех человеку; нужно чаще говорить: «Господи, хочу или не хочу, спаси мя!» Трудящиеся, живущие в повиновении и понуждающие себя к смирению и самоукорению, избавляются от этого креста, но и он полезен и необходим в монашеской жизни, и кто испытал его, будет бояться как огня самомнения и возношения».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Вопр. 13. Ужели волшебство может умертвить человека? Отв. Праведного – никак, ни даже приблизиться к нему, а грешника может – по попущению Божию: потому что диавол и над свиньями не имеет власти, как мы слышали в Евангелиях. Вопр. 14. Какой молитвы и слова более всякой молитвы и слова боятся демоны и диавол? Отв. Разсказывали нам некоторые духоносцы, достойные веры, что диавол, некогда явившись им видимым образом и быв спрошен о сем, отвечал: «во всем Ветхом и Новом Завете нет слова столько устрашающего и разгоняющего всю силу нашу, как начало 67-псалма». Когда, после сих слов диавола, они начали псалом и произнесли только первое слово: да воскреснет Бог, тотчас диавол с сильным криком исчез, самыми делами показав силу молитву. Вопр. 15. Откуда возбуждаются в сердце человека помыслы и слова хульные, и беззаконные, и скверные и часто оскорбляющия самого Бога, которых не хотела сказать душа, ниже язык человеческий – наименовать? Отв. Сие делает диавол; он поселяет в душе человека сии скверные помыслы; говоря слова противу Бога, старается привести человека в отчаяние. Но человек за то вовсе не осуждается. Да не будет! Часто такой помысл приходит человеку от самомнения; освобождается же от него тот, кто считает себя землею и пеплом и не считает сего помысла важным, но говорит диаволу: хуление твое да обратится на главу твою, диавол; ибо Господу Богу моему я буду покланяться, а хулить Его не буду. Итак тщательно должно внимать тому, что здесь сказано; ибо много людей, быв побеждены сим помыслом, одни умертвили сами себя, а другие, пришедши в отчаяние, погибли. Вопр. 16. За словом о Боге и Ангелах мы почитаем приличным поместить третие слово о душе. Ибо и о сем предмете у людей много пытливости и спора, т. е. что это за вещь – душа человеческая, и откуда она входит в отстав телесный? и когда и как разлучается от тела? и что делает до воскресения? Ибо никто из мертвых, возвратившись к жизни, сего нам не объявлял, почему мы и просили твою святыню разрешить нам сии вопросы о душе, как неразрешимые для многих.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Иеросхимонах Нафанаил, в мире Никифор Борисович, родился 13 марта 1779 года и происходил из государственных крестьян деревни Волчанки, прихода Малого Жерновца, Ливенского уезда Орловской губернии. У родителей его были еще четыре дочери, но сыновей не было, и потому он, как единственный сын, был горячо любим и особенно заботливо взлелеян своими родителями. Рано обнаружил он, вместе с красотой внешней, и признаки внутренней духовной красоты. Он обладал сметливостью, разумностью, предприимчивостью, живостью характера, впечатлительностью и мягкосердечием. Еще в детстве Никифор однажды в церкви услышал слова Господа Иисуса Христа: иже аще речет слово на Сына Человеческого, отпустится ему; а, иже речет на Духа Святого, не отпустится ему ни в сей век, ни в будущий ( Мф.12:32 ), и слова эти так врезались в его сердце, что он после того всегда, вспоминая эти слова, отгонял от себя хульные помыслы. Помещик их села, зная и ценя отца его, сам предложил ему дать воспитание его сыну вместе со своими детьми, но отец не отпустил сына, как единственного, от себя. Между тем, чтобы не дать ребенку своему остаться без образования, пользу которого родители хорошо видели на других, они отдали его учиться в сельское училище, но ненадолго. Опасаясь того, чтобы семена доброго домашнего воспитания не заглохли в сыне от обращения с сверстниками, родители Никифора, взяв его из училища, отдали на учение приходскому священнику. Мальчик обнаружил быструю восприимчивость, понятливость и способность запоминания, и оказал хорошие во всем успехи, будучи за это, так же, как и за благонравие, кротость и послушание, весьма любим своим наставником. В свободное от учения время он не пропускал ни одной церковной службы, причем, имея большую охоту к пению и чтению, становился на клирос, читал и пел вместе с причетниками. Довершил отрок Никифор свое образование у одного канцелярского чиновника, который так же, видя его добронравие и совершенное послушание и ласковость в обращении, настолько полюбил его, что ничего не взял с него за обучение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Кто Бог велий яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса» (Пс. 76, 14). «Десница Твоя, Господи, прославися» во мне «в крепости, десная Твоя рука сокруши враги: и множеством славы Твоея стерл еси супостаты» (Исх. 15, 6–7). «Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас» (1 Кор. 3, 16). Внимай себе, человек: в тебе живет Дух Святой. Но ты выгоняешь Его, Духа Животворящего, Утешителя, сладость твоего сердца, всякий раз, когда согрешаешь. Какая дерзость! Какая неблагодарность! Какое безумие! Что, если бы Он не был бесконечно благ и долготерпелив? Тогда Он оставил бы тебя после долгого терпения и не пришел бы к тебе, не вселился бы в тебя, несмотря ни на какие молитвы твои, хотя бы ты выроил реку слез. – Но бойся, неблагодарный, и теперь злоупотреблять Его долготерпением. Когда Он увидит, что ты не исправляешься, несмотря на частые вразумления, то Он, наконец, может оставить тебя, как Иуду. – Каждый раз, когда ты теряешь веру, когда поддаешься обольщению греха, ты изгоняешь Его, Животворящего, и впускаешь вместо Его диавола. О ослепление человеческое! О Душе благий! Святые Божии одним воздеянием рук испрашивали у Бога великие милости для множества людей. А твое воздеяние рук так ли сильно, и если не так сильно или вовсе не сильно, то отчего? – От неверия. Помыслы, наводимые сатаною, в существе своем ничто: они – паутина, пустое мечтание. Только с верою воззови ко Господу – и все исчезнет. Тебе ли возмущаться от прилогов лукавого? Ты знаешь по опыту, как истинен, верен и всемогущ Господь! Я и верующий и неверующий, добрый и злой, смиренный и гордый, простой и лукавый, Божий и диавольский. – Душа моя как бы растягивается двумя противоположными силами. Странен я! Чужой я! Господь Бог мой – дерзну сказать так – Друг испытанной верности, потому и мне также нужно быть верным Ему во всем, или иначе сказать: верить Ему во всем беспрекословно. Теперь одежда нашей плоти и вещественный мир, как оболочка, покрывало, которою прикрыл Себя от слабых, вещественных чувств наших Зиждитель наш, – не дает нам видеть Его лицем к лицу. Но по спадении тленной одежды нашей – тела, душа наша проникнет сквозь вещество мира, возвысится над ним и увидит лице Живого Бога, как видит теперь человек человека; познает Его, как сама познана Им. …«узрим Его, якоже есть» (1 Ин. 3,

http://pravmir.ru/hulnyie-myisli-na-moli...

Маленькое аскетическое замечание. Из всего вышесказанного очевидно, что если человек начнет неумеренно предаваться подобным размышлениям, точнее, бесовским прилогам (которые о.Паисий называет хульными помыслами) типа: «как это Бог попустил вечные мучения», «как праведники блаженствуют в Царстве Небесном, когда грешники вечно мучаются» и т.д. и т.п., это, согласно вышеприведенной духовной логике, вызовет у такового блудную страсть в извращенной форме, в частности, непреодолимое желание заходить на садомазохистские и другие порно сайты. Очень забавно и то, хотя по этому поводу скорее надо плакать, что те, кто по долгу службы должен разоблачать такие бесовские прилоги и хульные помыслы, в наше время зачастую их распространяют. Так, в частности, православная и здравая статья о.Кирилла была написана в опровержение подобных прилогов, распространяемых... протоиереем Димитрием Струевым. Впрочем, какого только зла нет в наше страшное время?! Теперь перейду к другой публикации на РНЛ, которая вызвала у меня желание написать эту работу, речь идет о статье священника Сергия Карамышева « Об обвинении профессора А.И.Осипова в ереси ». В самой статье нет ничего о вечных мучениях, поскольку она посвящена другой теме. Но на форуме сей статьи (п.167) некто Александр поместил видеоролик, в котором проф.А.И.Осипов выразил «оригинальное» (в прямом и переносном смысле этого слова в кавычках) мнение, что посмертные мучения не являются вечными. Интересна и история появления этого видеоролика. На ряде форумов (этой и других статей) чрезмерные поклонники проф.Осипова все время требовали от православным каких-то документальных доказательств того, что их кумир иногда высказывает не православные мнения. Наконец, такое документальное доказательство в виде сего видеоролика было предъявлено. В ответ последовали заявления осиповцев, что оно, якобы, взято из интернет-помойки и т.д. и т.п. Короче говоря, как в том известном анекдоте, когда жена постоянно обманывает своего слишком доверчивого супруга, постоянно наставляя ему рога. Муж все время обнаруживает доказательства ее измен, даже время от времени находя ее голых любовников то в шкафу, то под кроватью, но каждый раз жена убеждает своего дуралея, что это водопроводчик, электрик и т.д. Наконец, наступает кульминация: муж, как и водится по закону жанра, неожиданно приехав из командировки, застает свою жену в кровати в объятиях любовника. На что жена, ничуть не растерявшись, и продолжая свое приятное занятие, нагло заявляет ему: «Так кому же ты будешь верить, мне или своим бесстыжим глазам?!».

http://ruskline.ru/analitika/2013/02/26/...

Останавливайся чаще мыслями на двух рубежах твоего бытия: рождении и смерти – для того, чтобы тебе глубоко смиряться и благоговеть пред Безсмертным и Безначальным Виновником твоего бытия. Чем сильнее скорби здешней жизни у людей благочестивых, тем им больше награда на небе. Это, некоторым образом, естественно. Так бывает и в обыкновенной нашей жизни: чем больше скорбь предыдущая, тем сильнее последующая радость. Скорби делают нас лучшими, укрепляют нашу добродетель, веру в Бога. А так как Бог с нашей стороны требует условия к получению от Него великих даров: то исправление, очищение наше в скорби, укрепление, возвышение нашей веры и делаются этим условием. «От плодов их познаете их» ( Мф.7:16 ). Так я узнаю Господа (по внутренним явлениям) и Его святое слово и – врага моего и Господнего – диавола и его коварное, ложное слово. Когда я вкушаю тело и кровь Господа или молюсь сердечно, истинно: (духом и истиною достоит кланятися), -я спокоен и весел; а когда попущу себе хоть на мгновение принять лукавые и хульные помыслы, внушаемые врагом, или поддамся хотя мгновенному сердечному неверию во что-либо истинное: мне бывает нехорошо, тяжело, я внезапно лишаюсь сердечного спокойствия и радости. «Тать не приходит, разве да украдет и убиет, и погубит. Аз приидох, да живот имут и лишше имут» ( Ин.10:10–11 ). В достижении душевного мира и радости состоит главная цель жизни человека на земле и, по достижении их, истинное счастье его, которого ищут все, но большею частью не теми средствами, какими должно. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» ( Ин.14:27 ). Но молитва , с верою и сердечным сокрушением совершаемая, доставляет человеку этот мир и эту радость (это – опыт); значит, молитва ведет человека к истинному счастью, и, значит, когда ты достиг этого, ты достиг цели своей жизни, той Божественной тишины, ничем не возмущаемой, тебе не достигнуть на земле. Есть хитрые и злобные враги всякого мира, которые всячески будут стараться лишить тебя мира. Не отчаивайся, но борись в надежде на Господа, Который Сам есть Мир наш. Полюби молитву от всей души: и мир в сердце твоем не будет только редким гостем, а постоянным твоим обитателем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Но бывает, что нужны-таки именно деньги. Скажем, у талантливого школьного учителя пошли дети один за другим. Жена с ними дома, не работает, материально поддержать некому. Приходится уходить из любимой школы туда, где можно заработать. Но и в этом верующий человек увидит промысел Божий. Если он со смирением примет это, то Бог благословит и его, и семью его, и оставленных им школьников не забудет. Работа может быть скучной, но тому, кто предал себя на служение Богу, на исполнение воли Божией, тому скучно не бывает. Протоиерей Максим ПЕРВОЗВАНСКИЙ, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор православного молодежного журнала «Наследник»: — Сетования в письме очень похожи на сетования некоторых современных людей, которые говорят: «Не на ком жениться!» Но это ведь не значит, что действительно не на ком, это значит, что что-то не стыкуется: либо завышенные ожидания, несоответствие «товара и купца», либо неадекватная оценка себя и того, на что ты претендуешь. Так и с работой. Человеку может казаться, что он работник не хуже, чем коллега, а получает меньше. Но он может заблуждаться насчет себя. Как говорили святые отцы, увидевший себя — выше, чем тот, кто увидел ангелов. Или человек может совершать поступки, которые очень влияют на отсутствие карьерного роста. К примеру, в любом коллективе время от времени сотруднику приходится выполнять более ответственную работу, чем он делает, — в случае болезни кого-то из коллег, например. И именно по таким ситуациям начальник судит, можно ли человеку поручить что-то более сложное (что нередко сопряжено и с повышением зарплаты). А человек и не заметил, что не справился. Бывает, что человек стучится не в ту дверь. Может, он был бы прекрасным токарем или замечательным водителем и там имел бы нормальный достаток. Или пошел бы после школы не в институт, потому что это «престижно» (но не нужно тебе — экзамены все равно за деньги будешь сдавать), а на бензоколонку работать или подмастерьем в автосервис, — глядишь, к 30 годам имел бы уже свой бизнес! А он сетует, что мало зарабатывает, будучи журналистом в православном издании. Как говорит апостол Павел, блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает (Рим. 14:22). Нужны деньги — иди зарабатывай, нужна любимая работа — работай. И хватит мучиться! Если человек чувствует себя неудачником, есть два варианта: либо стать удачником, либо отсекать эти мысли, как отсекают блудные и хульные помыслы.

http://pravmir.ru/ne-mogu-zarabotat-dene...

Ради Бога Слова имей все уважение к слову: и бывшую словесную, умную тварь, сделавшуюся бессловесною, никогда не слушай… В противном случае Бог Слово осудит тебя на суде Своем за пренебрежение даром слова. – И теперь Он жестоко наказывает тебя, когда ты оскорбляешь слово, особенно слово Священное (в Священном Писании и в церковно-богослужебных книгах) своими пропусками или торопливыми, нелепыми выговорами. А тогда – страшнее накажет тебя. Чтобы по достоянию чтить Богородительницу, научись прежде, как должно, почитать свою родительницу. А чтобы почитать тебе, как следует, Отца Господа Иисуса Христа, научись почитать своего отца по плоти. «Неверный в мале и во мнозе неверен есть; а верный в мале и во мнозе верен» (Лк. 16, 10). На Твоей стороне, Господи, – истина, всемогущество, благость, сладость, жизнь, а на стороне врага Твоего – всегдашняя ложь или клевета, слабая сила, действующая только посредством лжи, злоба беспредельная, горечь невыразимая, смерть душевная. «Даждь славу Богу, – говорили иудеи слепому, – мы вемы, яко Человек Сей грешен есть. Отвеща убо он и рече: аще грешен есть, не вем: едино вем, яко слеп бех, ныне же вижу» (Ин. 9, 24–25). Так приступает часто внутренно к христианину благочестивому диавол и нудит его чрез помыслы согласиться, что Спаситель наш, Богочеловек Иисус Христос, не есть Бог, не есть Чудотворец, благодеющий нам постоянно (в животворящих Тайнах Тела и Крови Своей и в других Таинствах). Как умственно отвечать ему – клеветнику? Второю половиною его ответа: «вем, яко слеп бех от грехов», сам от себя не спасен от них, а теперь я вижу, теперь мне легко и сладостно, когда я приял в сердце свое пречистую Его Плоть и Кровь: значит, Он Бог. «Еда может человек сицева знамения творити?» (Ин. 9, 16). Чтобы достойно почитать и любить тебе Спасителя Господа Иисуса Христа, научись прежде быть благодарным за благодеяния человека – благодари. Чудеса, ощущаемые мною по достойном принятии животворящих Тайн, ничем и никем не могут быть производимы, как только Господом. Значит, в хлебе и вине истинно присущ Господь. И что после этого может колебать меня? Мой Господь очевиден в Тайнах, как очевидны два состояния моего бытия: скорбное и радостное.

http://pravmir.ru/hulnyie-myisli-na-moli...

И как они прославляли Тебя на земле перед людьми и вопреки неприятелям Твоим и их, пусть также они Тебя прославляют в Раю вместе с Ангелами Твоими святыми во веки веков. Аминь и аминь. Мать христианка Когда святого Елевферия (15 декабря) мучили язычники, его мать, блаженная Анфия, смотрела и молилась в себе Богу, молилась Богу не за то, чтобы Он спас ее сына от мучений, но, чтобы Бог дал ее сыну силы выдержать все мучения и вытерпеть до конца. А когда мучители разрубили Елевферия на куски, она была радостна, собрала все части тела вместе, и затем возблагодарила Бога, и – упала мертвая на своего сына. Запомните имя этой мужественной матери – Анфия, святая Анфия. Как отогнать скверные помыслы Жаловался некто святому Нифонту (23 декабря), что мучают его скверные помыслы, и что хульные помыслы приходят и во время молитвы, и некрасиво думает даже и о Христе, и о Богородице, и о святых, и о любой святыне, и о людях. На это святой Нифонт говорит ему, что это от дьявола, и что человек должен противиться таким помыслам, и ни за что не соглашаться с ними, и ни за что не принимать их, и не миловать их, ибо милует змею за пазухой. А затем вот так говорит: «Как волна, которая ударяется о берег, и, разбившись, возвращается назад, так и все хульные помыслы разобьются и возвратятся назад к демону, если человек им противится. И так все до тех пор, пока буря не утихнет». Другой какой-то святой сказал: У человека с левой стороны демон, а с правой Ангел Божий. Это словно с левой стороны огонь, а с правой вода. Как только огонь загорается, его нужно гасить водой. Огонь – это страсть, а вода – молитва . Как только с левой стороны загорается огонь страсти, нужно его с правой стороны гасить водой молитвы. Так и хульные помыслы: как только они приходят с левой стороны, нужно их отражать правой стороной. Опять-таки некий другой святой вот так советовал тем, кого злые духи мучили хульными и нечистыми помыслами. – Когда тебе во время молитвы или в келье придет скверная и нечистая мысль, ты ее сразу же отгоняй противоположной мыслью. А это значит следующее:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010