Пишешь, что, потеряв молитву сердечную, ты осталась точно обезоружена. Я тебе уже писал, что во всех твоих искушениях и во всех необыкновенных действиях, бывающих с тобой, ты не должна оставлять молитвы. Не можешь молиться сердечной молитвой – молись умом или устами: как бы ни молиться, не оставляй только молитвы. При пострижении говорится постригаемому, что он должен всегда иметь имя Господа Иисуса во уме, в сердце, в мысли и во устах своих. Заметь, не только в сердце, но и в уме, в мыслях и в устах. А в тебе заметна неуместная настойчивость на своем, чтобы непременно была у тебя сердечная молитва, и когда ее нет, то и вовсе остаешься без молитвы. Пишешь, что когда с трудом старалась найти место сердечное, то стало тебя бороть осуждение ближних. Это и показывает, что молитва твоя еще неправильная, потому что плод истинной молитвы – смирение и любовь к ближнему (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Я тебе не советовал проходить умную молитву, а творить сию молитву по твоей мере устно, как пишет святой апостол Павел: непрестанно принося Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его ( Евр. 13, 15 ); умом же призывать Божию помощь лишь тогда, когда найдут скверные помыслы и устно сотворить молитву бывает неудобно по причине близкого присутствия других или идет церковная служба (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Пишешь, что во время молитвы у тебя бывают плотские движения и скверные хульные помыслы. Должно быть, ты во время молитвы держишь внимание ума внутри очень низко. Сердце человека находится под левым соском, ежели молящийся человек держит внимание ума ниже, тогда и бывает движение плоти. Держи больше устную молитву, тогда и избавишься от подобных движений; от устной молитвы никто не впадал в прелесть, а умную, сердечную молитву без наставления проходить опасно. Такая молитва требует наставления, безгневия, молчания и смиренного самоукорения во всяком неприятном случае. Поэтому безопасней всегда держаться молитвы устной, так как мы скудны в терпении, смирении и безгневии, потому и требуется молитва, особенно во время смущения и за себя, и за оскорбивших: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас, грешных» (прп. Амвросий, 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

11 марта. Как можешь ты, о иерей, яриться на словесное создание Божие, по образу Божию сотворенное,– на этих нищих, требующих милостыни, и притом из-за праха, называемого деньгами? Как ты не дорожишь миром душевным и, ярясь на ближнего, лишаешь себя безумно этого сладкого Божественного мира? Доколе будешь растлевать храм Божий – сердце свое? Доколе будешь горд и презорлив к нищей братии? Доколе пресыщение? Доколе пристрастие к тленным вещам? Доколе забвение нетленного Царствия, к которому мы позваны и обновлены Крещением? Благодарю Господа, удивившего на мне милость Свою и силу Свою, когда я служил утреню сего числа; благодарю Владычицу, даровавшую мне силу со дерзновением возгласить всю великую ектению и царский дом выговорить по именам. Имей сердечное убеждение, что, служа бедным, ты служишь Самому Иисусу Христу, как Он Сам в том уверяет (Мне сотвористе [ Мф. 25, 40 ]), и служи охотно, не тяготясь своими хлопотами в их пользу, смиренно, сердечно милосердствуя о них. Слава вере Христовой: молитве, слову Божию и светоотеческому и Святым Тайнам, – ей я обязан кротостию, целомудрием, воздержанием, спокойствием, всякими благими успехами. Без ней я давно бы погиб. Непрестанные опыты. Не колеблись, когда смущают тебя помыслы лукавые, хульные, скверные, боязнь и прочее, но стой сердцем неподвижно, взирая сердечными очами ко Господу. Благодарю Господа, удивившего ныне на мне многократно милость Свою, презревшего грехи мои, оградившего душу мою миром, так что я спокойно совершал все службы и царскую фамилию и все возгласы и молитвы говорил с дерзновением – как во время утрени, так и во время литургии. Благодарю Господа, отъявшего от сердца моего огненное, утесняющее уныние и великое смущение, постигшие меня вследствие слуха от отца диакона Александра об определении к Успенской церкви в Думе нового причта. Только молитвою поборол и прогнал я это малодушное смущение. Иже аще совет совещаете [рус.: замышляете замыслы], разорит Господь... яко с нами Бог [ Ис. 8, 10 ]. Благодарю Господа, простившего мне грех озлобления и презорства к нищему, просившему у меня значительной милостыни в конце дня, после многих нищих. Жаль мне стало двадцати пяти копеек и досадно на то, что этот бедный каждый день просил у меня милостыни, хотя Господь и подавал и подает мне всегда туне. Так ли я Иисусу Христу работаю? Так ли я верую, что в лице нищего принимает Сам Христос? Как я не выдерживаю легких искушений и раздражаюсь? Да притом кто печалится, посевая семена? Не радуется ли всякий сеятель? О, малодушие! О, пристрастие к земному!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Без всякого сомнения, чудеса эти не были первыми и единственными при гробе святителя Антония, так как если бы не было ранее чудес, а вследствие этого и уверенности в народе в благодатную помощь от гроба святителя, то и родственники умоисступленной. Дарьи, и мать слепой Матроны не пришли бы ко гробу со своими больными. В Болдине монастыре, где св. Антоний принял пострижение в монашестве и долгое время был игуменом, его ученик инок Дионисий долго вел строгую жизнь по уставу и преданию преподобного Герасима. Но потом напали на него хульные помыслы и довели его до безумия и бешенства. Братия совершили за него молебствие при гробе преподобного Герасима, и он тотчас же сделался здоров. " Меня немилосердно мучили духи, - рассказывал он братии, - но теперь пришел ко мне преподобный Герасим с Вологодским епископом Антонием и прогнали от меня темных духов " . Так ученик и учитель, близкие друг другу на земле, неразлучны стали и за гробом. " Многа же и ина чудеса содеяшася различными недуги одержимым и даже до днесь совершаются с верою приходящим " , - говорит современный писатель жизни святителя Антония, хотя они и не дошли до нас или по небрежению лиц, бывших при том. Или по причине вскоре случившегося (1612 г.) на Вологду нападения поляков и разорение города, во время которого погибли многие исторические памятники нашей письменности. Тропарь, Глас 4 Иже от юности, Богомудре возследуя Христу/во бдениих и в пощениих пребывая,/и паству от Бога дарованную ти добре пасый/и учений Божественных исполняя и в жизненный путь наставляя:/отнюду же и архиерейства саном почтеся,/церковь и люди возвеселил еси;/и по преставлении своем чудес лучи испущаеши,/недугом с верою приходящим исцеление подая,/и слепу младенцу свет дарова,/Угодниче Христов, Святителю Антоние,/предстоя престолу Христову с лики Ангельскими,/с ними же моли Его о нас, притекающих к честной твоей раце,//получити от Него оставление грехов и велию милость. Кондак, Глас 8 Возвеселися, Христова честная церковь,/приимши тя в недра своя пастыря и учителя;/мы же вернии людие прославляем Подавшаго ти благодать неоскудну,/яже твориши преславная чудеса от честныя си раки./Тем, Святителю, не престай моля Христа, Ему же угодил еси,/о нас хвалящих и чтущих тя,/к честней раце твоей притекающих,/подати милость зде и в день судный,/да зовем ти: радуйся, Святителю Антоние,//граду нашему похвала и утверждение.

http://pravicon.com/info-1786

Видел преподобный, что в окно его келлии как будто врывался огромный медведь. Иногда келлия разрывалась, иногда перед подвижником являлся открытый гроб, из которого вставал мертвец. Иногда враг во время молитвы со страшной злобой нападал на него, поднимал его в воздух и ударял о пол с такой силой, что кости преподобного могли бы сокрушиться от таких ударов, если бы благодать Божия не сохраняла его. Преподобный Серафим отказался от настоятельства в двух монастырях, а диавол за это воздвиг адскую брань — мысленную, хульные помыслы и уныние. Тогда преподобный в двух верстах от пустыньки избрал местом подвига гранитный камень и на нем на коленях ночами с поднятыми руками взывал: «Боже, милостив буди мне грешному». И так тысячу дней и тысячу ночей, почти три года, нес он такой подвиг. Вновь открылись раны на ногах у святого. 12 сентября 1804 года три крестьянина из села Кременок помещика Татищева требовали у преподобного деньги, а он бросил топор, сложил руки крестообразно на груди и сказал: «Делайте, что вам надобно». Разбойники стали бить преподобного, обухом проломили голову, сломали несколько ребер, потом, связав его, хотели бросить в реку, но сначала обыскали келлию в поисках денег. Все сокрушив в келлии и ничего не найдя в ней, кроме иконы и нескольких картофелин, они устыдились своего злодеяния и ушли. Преподобный, придя в сознание, дополз до келлии и, жестоко страдая, пролежал всю ночь. Наутро с великим трудом он добрел до обители. Братия ужаснулись, увидев израненного подвижника. Восемь суток пролежал преподобный, страдая от ран. Царица Небесная явилась ему в тонком сне с апостолами Петром и Иоанном. Коснувшись головы преподобного, Пресвятая Дева даровала ему исцеление. Через пять месяцев преподобный опять возвратился в пустыньку. Разбойников о. Серафим простил и умолял их не наказывать. Пламенея любовью к Богу, избрал он новый подвиг — молчальничество. Ни с кем не говорил, при встречах падал ниц, молчал устами, молчал и в разуме. Более двух лет по кончине о. Исаии прп.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

Пред Причастием читать святого Ефрема Сирина о покаянии (прп. Амвросий, 2, ч. 2). После приобщения надо просить Господа, чтобы Дар сохранить достойно и чтобы подал Господь помощь не возвращаться назад, то есть на прежние грехи (прп. Амвросий, 1, ч. 2). Когда приобщаешься… не обращать внимание на хульные помыслы, а укорять себя за гордость и осуждение других (прп. Амвросий, 2, ч. 2). Ежели мы с верой неосужденно причащаемся Таинства Тела и Крови Христовых, то все козни врагов наших душевных, стужающих нам, остаются недейственны и праздны. Неосужденно же причащаемся тогда, когда приступаем к Таинству сему, вопервых, с искренним и смиренным раскаянием и исповеданием грехов своих и с твердой решимостью не возвращаться к оным, а во-вторых, если приступаем без памятозлобия, примирясь в сердце со всеми опечалившими нас (прп. Амвросий, 3, ч. 2). Пишешь, что матушка игуменья N. давно не причащалась Святых Таин и теперь все отлагает по той причине, что по слабости телесной не может бывать на церковных службах. Ежели она больна, тем более не должно отлагать Причащения Святых Таин, так как это главное врачевство духовное, нередко и телесное. Если матушка игуменья не может в церковь ходить по болезненности своей, то пусть причащается Святых Таин в келье, ничтоже сумняся 45 . Врачи телесные обыкновенно приходят к слабым больным, а не больные к ним. Так поступает и Врач душ и телес наших, Господь наш Иисус Христос, приходя Святыми Своими Таинами в келью больных (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Нужно более читать книги в этот день (когда причастишься), особенно Новый Завет , Послание к Ефесянам и Апокалипсис (прп. Амвросий, 4). Господь да простит тебе согрешения твои, только не отрекайся почаще приобщаться Святых Таин Христовых – в этом великая помощь и милость Божия (прп. Амвросий, 3, ч. 3). Ты в болезни приобщалась Святых Таин Христовых каждую неделю и сомневаешься, не часто ли. В серьезной и сомнительной болезни можно приобщаться Святых Таин и чаще. Нисколько не сомневайся в этом (прп. Амвросий, 3, ч. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Так ясно, просто излагал любвеобильный Старец свои мудрые наставления, и так сильно они влияли на душу, истомленную борьбой и искушением. В унынии и в томлении душевном Старец был особенно сильным помощником; тут, конечно главным образом, действовали его молитвы, но тем не менее он не оставлял и без подкрепления словом. «Это крест монашеский, говаривал он; надо нести его без ропота, считая себя достойной и получишь за это особенную милость Божию. Бог посылает этот крест любящим Его, но виновным в нерадении и за самомнение. Если в это время придут хульные помыслы отчаяния, то не должно смущаться, это внушение вражеское, и не вменяется в грех человеку; нужно чаще говорить: Господи, хощу или не хощу, спаси мя! Трудящиеся, живущие в повиновении и понуждающие себя к смирению и самоукорению, избавляются от этого креста; но и он полезен и необходим в монашеской жизни, и кто испытал его, будет бояться как огня самомнения и возношения». «Батюшка, сказала одна сестра, как я могу иметь смирение; святые, которые жили праведно и считали себя грешными, то этим действительно показывали свое смирение, а я, например, кроме грехов ничего не имею, то какое же это смирение, когда я вижу только то, что есть?» Батюшка на это ответил: «смирение в том и состоит, чтобы в чувстве сердца иметь сознание своей греховности и неисправности, укорять себя внутренно и с сокрушением из глубины взывать: Боже милостив буди, мне грешному, а если мы, смиряясь на словах, будем думать, что имеем смирение, то это не смирение, а тонкая духовная гордость». Когда некоторые малодушные жаловались, что трудна монашеская жизнь, Батюшка говорил, что действительно иночество требует постоянного понуждения и есть наука из наук, но в то же время она имеет громадные преимущества перед жизнью в миру; святые отцы сказали, добавлял Батюшка, что если бы известно было какие скорби и искушения бывают монахам, то никто не пошел бы в монастырь, а если бы знали какие награды получат монахи, то весь мир устремился бы в обители. Батюшка вообще был снисходителен и, зная, что люди теперь не могут выносить столь сурового образа жизни, какой вели древние иноки, он дозволял по немощи телесной иметь что-нибудь лишнее из пищи и одежды; но желание большего приобретения никогда не одобрял и особенно был всегда против выигрышных билетов и надежды на выигрыш, говоря, что если нужно для человека, то Бог сумеет и без этого послать. Так одна его духовная дочь, имея билет и желая непременно выиграть, огорченная неудачей, говорит раз ему на общем благословении: «Вот, Батюшка, опять я ничего не выиграла, – а уж как я просила Господа, намедни всю херувимскую промолилась!» – оттого-то и не выиграла, что молилась об этом во время херувимской; поют: всякое ныне житейское отложим попечение, а ты просишь о выигрыше», – сказал ей на это Батюшка с свойственной ему улыбкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Там, где готов вспыхнуть живой очаг веры, пламенеющий костер благодати, там демон употребляет все усилия, чтобы этот костер погасить. И вот почему страшный натиск выносят от демона люди, которые вступают на высшие пути совершенства. Если отшельничество, ведущее к неразрывному, ничем не смущаемому соединению с Богом, к погружению души в существо Божие возводит человека на духовную высоту, сообщает душе благодатную силу, то можно себе представить, как ненавистен должен быть этот путь демону. И мы видим, что нет того подвижника, который, вступая на этот путь, не подвергался бы величайшим нападкам и страхованиям от сатаны. Великие древние отцы египетских пустынь, наш преподобный Сергий и его последователь, великий старец Серафим Саровский — все они терпели лютые нападения. Демон являлся им во всевозможных видах. Им казалось, что келья их рушится, они слышали страшный хохот, рев и вой: «Уходи отсюда». Старца Серафима сатана подымал на высоту и сбрасывал его вниз. По собственному признанию старца, однажды в отместку за душу, которую старец молитвами своими вырвал из его когтей, сатана вырвал из тела старца кусок живого мяса. Эта борьба страшная, всю силу и ужас которой знают только те люди, которые сами ее на себе пронесли. Наконец, диавол, отовсюду подвижником побежденный, воздвигает на него страшнейшее из испытаний, так называемую «мысленную брань», когда человеку, все для Бога оставившему, начинает казаться, что Бога совершенно нет, и хульные помыслы, один другого ужаснее, овладевают им. Но это последнее из испытаний, и за ним начинается благодатная чудотворная тишина. Будем верить в наших блюстителей, кротких Ангелов, и им доверим защиту нас от нападок общего нашего и их врага. Научи меня молиться, Добрый Ангел, научи! Уст твоих благоуханьем Чувства черствые смягчи; Да во глубь души проникнут Солнца вечного лучи, Да в груди моей забьются Благодатных слез ключи! Дай моей молитве крылья! Дай полет мне в высоту! Дай мне веры безусловной Высоту и теплоту! Неповинных, безответных

http://pravoslavie.ru/2303.html

Благой Бог сотворил Ангелов, но некоторые Ангелы от гордости стали демонами. Потом создал Бог человека, чтобы восполнить разоренную ангельскую дружину, и оставил демонов свободными на некоторое время, чтобы они помогали нам своею злобою проходить испытания на земле и достигать вечной небесной жизни. До тех пор, пока живет человек на земле, он имеет право проходить через духовные испытания, и нет такого человека, кто прожил бы без них. Итак, будем подвизаться, чтобы построить духовное основание и войти в рай. Аминь. Кто подвизается духовно, тот воюет против врага диавола, вследствие чего и диавол воюет против него. Человек, который победит мысленного врага, будет увенчан Христом. Опыт приобретается от демонского обстрела, который принимает воин Христов в духовной брани. Прежде, чем начать войну, враг бомбардирует помыслами. Иисусова молитва является самым сильным оружием против помыслов врага. Духовное преуспеяние подвизающегося будет зависеть не от хорошего духовного отца, но от благих помыслов послушника. Послушник, принимающий лукавый помысел о своем старце, теряет доверие к нему и уже сам низвергает себя подобно тому, как обрушивается купол, когда выпадает центральный связующий кирпич. Чтобы очистились ум и сердце, человек должен не принимать лукавые помыслы и сам не думать лукаво, но трудиться просто и смиренно, и подвизаться усердно. Величайшую духовную силу имеют чистые помыслы от каждого подвига – поста, бдения и других, для тех, кто подвизается, чтобы сохранить свою душевную и телесную чистоту. Естественная плотская брань отражается постом, бдением и молитвою, когда нет гордости. Лукавый помысел, когда соработает ветхому плотскому человеку, делает двойное зло в душе; как и диавол, когда соработает человеку, делает двойное зло в мире. Все же хульные помыслы от диавола, а не от человека. Хульными помыслами диавол обычно мучает чувствительных людей, чтобы огорчить их и ввергнуть в отчаяние. Хульные помыслы подобны самолетам, которые досаждают нам своим шумом против нашей воли, и мы не можем им помешать. Сильнейшая противовоздушная оборона – это псалмопение, ибо оно является и молитвой ко Христу, и презрением к диаволу.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Когда помыслы находят, не принимай их и не отражай, а тем больше не заклинай и не противоречь – это не твоей меры! А прибегай к Господу с молитвою и смирением. Понуждай себя – и будет с тебя. Когда хульные помыслы смущают тебя, ты и не борись с ними, а просто – презирай, т. е. не обращай на них внимания; они не наши помыслы, а диавольские; а потому мы за них и не ответим. От борьбы с врагом не уклоняйся. Велика, ой как велика награда воюющим. Свет вечный, свет радостный, живой, животворящий, веселящий за все эти скорби. Борьба со страстями Страсти искореняются понемногу, и долгое время надо работать над собою. А теперь пока потерпим и смиримся. Страсти искоренять начинай с самоукорения, познания своих (а не чужих) немощей и считай себя достойным скорбей. Без борьбы со страстями прожить... никак нельзя. Но надо облегчать брань: поменьше есть и спать, не зазирать других, не забывать Бога и иметь память смерти, и главное – смиряться, без сего брань со страстями тяжела. Страсти истребить сам не можешь, а проси Бога, и Он истребит, если это тебе полезно. Бывает, что Господь особенно смиренным дает рано бесстрастие, а то так и умрет в борьбе. Но такой – не значит погиб. А сказал некто: таковой сопричислится к мученикам. Тебе хочется узнать, в каких годах оставят страсти? Давно сказано: «Несть ваше разумети времена и лета, яже положи Бог во власти своей» 50 . Борьбу себе навлечешь, если не будешь беречь глаза и язык. Хульные помыслы умножаются и укрепляются от гордости и осуждения других. Снам верить не должно. От того тебе бывает скучно, что много мнишь о себе да зазираешь слабых. Скучно тебе бывает от того, что не помнишь Иисуса Христа... Что невоздержен, за то сам и брань плотскую понесешь. От блудных помыслов средства: смирение, самоукорение, воздержание, а паче всего – любовь к ближним – к слабым, немощным, больным, плененным страстями сестрам. Блудный помысл и боязнь попускаются за гордость нашу. Укоряй себя и старайся не глядеть на соблазняющего. Посади тебя в Царство Небесное, и там будет скучно. А почему? Потому что не умерло еще тленное – страстное.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/optins...

Что же до постыдных помыслов, то они исходят из мечтательной части души, то есть приходят на ум лица, вещи, песни, поступки, которые собрали пять телесных чувств и по своим каналам переправили в хранилище воображения. И в нужное время диавол представляет нам всё, что накопили чувства, и возбуждает страстные помыслы, дабы захватить град Божий, то есть сердце, и осквернить его. Посему искусство состоит в том, чтобы изгонять мечтания, представления и так далее, как только они изобразятся в нашем уме. И если мы, по благодати Божией, достигаем этого, то зло подавляется в самом зачатке и мы побеждаем его с небольшим трудом. Если же помыслы будут настойчивы, то мы, призывая имя Христово, с гневом противостанем им. Будем же стараться, когда видим лица, которые нас соблазняют, не пускать их образы внутрь себя, но тотчас изгонять, иначе образы эти будут переправлены в мечтательную часть души, и в нужный момент диавол использует их в брани против нас. 9 Чадо мое, о хульных помыслах, которые влагает тебе диавол, говорю тебе: не бойся. Это зависть злого сеятеля. Такие помыслы стараются задушить душу христианина той мыслью, что он сам хулит, и таким образом отравить его сердце! В одно ухо пусть они влетают, а из другого вылетают – такое покажи безразличие. И так поступай потому, что это не твои помыслы. Говорю тебе, чадо мое: не бойся. Я беру ответственность за них на себя. Когда приходят эти помыслы, то говори сатане: «Приноси что хочешь. Теперь мне все равно, что бы ты ни говорил, потому что это изобретения твоей злобы!». Несмотря на то что хульные помыслы происхождения чисто диавольского, кое-что питает их и с нашей стороны. Что же? Тайное возношение нашего ума, мнение, что мы что-то из себя представляем. И оно открывается благодаря хульным помыслам. Также они происходят и от нашего гнева, раздражения, ненависти и тому подобного. Посему вместе с презрением этих помыслов позаботимся о внутреннем самоосуждении, будем сражаться с каждым гордым помыслом. Также примиримся и с каждым человеком, даже если кто и делает нам зло. 10

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010