ХУЛА Выше сего мы слышали, что от злого корня и злой матери происходит злейшее исчадие т. е. от скверной гордости рождается несказанная хула. Посему нужно и ее вывести на среду; ибо это не маловажное что-нибудь, но самый лютый из наших врагов и супостатов. И, что еще ужаснее, мы не можем без затруднения сказать, открыть, исповедать врачу духовному сии помыслы. Посему они часто многих повергали в отчаяние и безнадежность, истребив всю надежду их, подобно червю в дереве. В сердцах гордых рождаются хульные слова, а в душах смиренных небесные видения. 34] Никто не должен думать, что он виновен в хульных помыслах; ибо Господь есть сердцевидец, и знает, что такие слова не наши, но врагов наших. 42] Когда мы станем на молитву, то сии нечистые и неизрекаемые помыслы восстают на нас, а по окончании молитвы тотчас от нас отходят; ибо они не имеют обыкновения бороться с теми, которые против них не вооружаются. 44] Безбожный сей дух не только хулит Бога и все Божественное, но и слова срамные и бесчестные произносит в нас, чтобы мы или оставили молитву или впали в 45] Кого дух хулы беспокоит и кто хочет избавиться от него, тот пусть знает несомненно, что не душа его виновата в таких помыслах, но нечистый бес, сказавший некогда Самому Господу: сия вся Тебе дам, аще пад поклониши ми ся (Мф. 4, 9). Посему и мы, презирая его, и вменяя за ничто влагаемые им помыслы, скажем ему: иди за мною сатано: Господу Богу моему поклонюся и Тому единому послужу; болезнь же твоя и слова твои обратятся на главу твою, и на верх твой снидет хула твоя в нынешнем веке и в будущем (Пс. 7, 17). 48] Осуждение Перестанем судить и осуждать ближнего - и мы не будем бояться хульных помыслов, ибо причина и корень второго есть первое. 51] Судить - значит бесстыдно похищать сан Божий, а осуждать - значит погублять свою душу. 14] Как возношение и без другой страсти сильно погубить человека, так и осуждение одно, само по себе, может нас погубить совершенно, ибо и фарисей оный за сие осужден был. 15] Послушайте меня, послушайте, злые судии чужих деяний: если истинно то, как в самом деле истинно, что имже судом судите, судят вам (Мф. 7,6), то, конечно, за какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами; и Иначе не бывает. 9]

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/683/...

Инструкция учителям, како им в должности звания своего поступать. I, 242. Искушение. I, 171, 215, 225; II, 53 (§ XCIX), 94 (§ CXXXV); III, 16 (§ 284), 101, 103 (§ 4–5), 91–94 (пис. 79–81), 152 (§ 49). Исповедание и благодарение Христу, Сыну Божию. V, 227. О Испытании себе самаго. V, 178 (сл. 1), 272 (пис. 9), 269 (пис. 8); IV, 169 92) О Истинной печали, или жалении. III, 311 (гл. 14), 240 (§ 403) II, 60 (§ CVIII); V, 12 (пис. 13); 15 (пис. 15). Истинному христианину все дела свои во славу Божию творити должно. III, 331; II, 37 (§ LXV). См. еще Хищник. О Истинном Христианстве. Т. II-III. О Истине Св. Писания. V, 246 (пис. 2-е). О Истине Евангельскаго учения. V, 232. Исшедший из тьмы, из темницы, из плена (обратившийся от беззаконнаго жития к Богу). IV, 110. К Какие знаки живой веры в человеке? V, 260 (пис. 5). См. еще о Вере. Какия добрыя и как худыя мысли у души. V, 112–115. Какия душевныя болезни. V, 111. Како может человек свое сердце исправить. V, 102. Како Бог призывает грешника на покаяние. II, 197. Како христианин может себе утешать в приключающихся скорбех. III, 269, гл. II-я: а) в духовном искушении, которое бывает чрез помыслы, к отчаянию склоняющие: 276, § 421 (см. еще: к Отчаявающемуся в своем спасении, Евангелие, о Надежде и утешении хотящим каятися, о Любви Божией к человеку, Искушение, и под.); б) в искушении, которое бывает чрез злые и хульные помыслы: 284, § 422; в) потерпевший от клеветы: 286, § 423 (см. еще: т. I, 237, пис. 14-е, – 131, 224; II, 39, § LXVIII,–43, § LXXIX,–169 § 94); г) изгнанный из отечества и дома своего: 290, § 424; д) беззаступный, обиждаемый от сильнаго: II, 189 (§ 127); е) страждущий в болезни: 292 (§ 425); ж) утешение противу нищеты: 293, § 426 (см. еще т. II, 330, § 263). з) противу страха смертнаго: т. II, 221 (§ 163); и) сетующий по умершем: II, 223 (§ 164); и во всякой скорби и тесноте: III, 269–276 (§ 420), стр. 104 (§ 6–7), 374 (§ 488); II, 53 (§ XCIX), 283 (§ 220); IV, 186 100), 333; V, 68 (пис. 49), 325 (пис. 28), 333 (пис. 36); I, 211). См. еще: Счастие, о Терпении, Не бойся: Я с тобою, о Прибежище христианском, о Присутствии Божием с христианами с христианами в скорбех их, Отеческое Божие наказание, о Надежде, и под.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Это все вражие. Глядела на картинки, и страсть в тебе действовала, и ты ею услаждалась. Иной раз какую хулу нанесет враг в помыслах, ведь и выразить-то нельзя, грех… Просто говори: хульные помыслы… Ты пойми: страсть в тебе действовала, а ты ею услаждалась. Господь все простит… Ведь Он простил пятьсот рублей и сто копеек простил… Кто сколько просил, тому столько и простил. Давай сюда, я прочитаю. Напиши. Все мне говори. Что же, что в гостях, все-таки должна спрашиваться, а не по-своему делать. Молчи. Раз, другой оговорят, так лучше будет. Там видно будет, молчи да кланяйся. Нужно еще с нею поговорить об этом. Об стоячках я ей скажу сам, не от одной тебя, а от многих я слышу, что очень неудобно во всех новых постройках сделано. Да ведь там всегда должен гореть ночник… Да ведь дел-то у нее очень много? Ведь посуди сама. Дела все вдруг скопились, а это нужно ей говорить самой… Пусть к тебе ходит Гр., Гр. будет жить с больною Пар. в одной келлье и будет ходить за больными, пусть она ходит тебя наведывать и что нужно сделать. Ну, очень рад, что тебя видел, — дай мне чулки. Ступай. Если можешь — оставайся ко всенощной, а не можешь — ступай. Это от слабости. Хоть и ничего не читаешь, хоть и целый день лежишь, да усердней твори Иисусову молитву. Спать захочешь, спи на здоровье, а как проснешься — Иисусову молитву твори. Молись сколько можешь, а работу бери только от уныния. Молитва дороже, хоть лежа молись, работу оставь, только от уныния бери работу. Усердней твори Иисусову молитву. Напиши мне, что нужно. Все открывай. Все говори. Ничего не скрывай. Напиши, мне прочитать легче, чем говорить. [Исповедь] 30 января 1879 года О тщеславии Ну, что скажешь, ваше высокобольная?.. Покаяться хорошо, а исправиться еще лучше… Ну, говори, в чем виновата? В чем открывается тщеславие?.. Вот и укоряй себя так: тщеславная, да еще соня… Тщеславная соня. Как придет тщеславие, так молись: " Господи, от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою " … А в церковь ходи… Ведь помыслы тайные? от тайных помыслов не следует оставлять церкви, а должно укорять себя и каяться. Знай грудь да подоплека! Молись: " Господи, от тайных моих очисти мя и от чуждих пощади рабу Твою " . Тщеславиться тут нечем, всегда ходи, когда только можешь: и к утрене и к обедне… ведь можно же выспаться? Пораньше ложись… Если в десять часов ляжешь, выспишься, а в девять — так и очень можно встать к утрене.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

Если приходит хульная мысль на какого-либо святого, читать: «Моли Бога о мне грешном, святой (имя рек), яко аз по Бозе, к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душах наших». И сотворить поклоны, говоря: «Святый (имя рек), моли Бога о мне грешном». Если приходит хульная мысль на какую-либо икону , сотворить перед той иконой пятнадцать поклонов или сколько получится, молясь тому, кто изображен на ней. Таким образом, с Божьей помощью хульные мысли можно обратить ни во что. Когда чаще всего приходят хульные помыслы? Хульные помыслы могут возникать в сознании человека при разных условиях и обстоятельствах. По свидетельству прп. Иоанна Лествичника , хульные помыслы нередко возбуждаются в верующих даже во время молитвы . « Безбожный сей дух , – пишет святой в сочинении “О неизъяснимых хульных помыслах”, – не только хулит Бога и все Божественное, но и слова срамные и бесчестные произносит в нас: чтобы мы или оставили молитву, или впали в отчаяние ». Откуда приходят хульные помыслы – от диавола или они рождаются в нашем уме сами по себе? По свидетельству многих святых, хульные помыслы, как и другие греховные помыслы, могут происходить по внушению лукавых духов, но могут формироваться в уме и по инициативе самого человека, а также возбуждаться в уме одного человека под влиянием другого. Для того чтобы различать, откуда приходят помыслы, требуется великая мудрость. Почему нам попускаются хульные помыслы? В разных случаях целесообразность попущения Богом случаев, когда в человеке возникают хульные помыслы, может объясняться по-разному. В качестве общего объяснения можно, в частности, указать, что человек обладает свободой воли, свободой нравственного выбора. Если помыслы внушаются ему извне, он, при помощи Божьей, может их отражать. Борьба с греховными помыслами, навязываемыми демонами, составляет один из аспектов духовной борьбы (невидимой брани) христианских подвижников с силами тьмы. Будучи нравственно свободным, человек, опять же при помощи Божьей, может бороться и с теми греховными помыслами, которые возникают в его уме по его личной вине. Бог, наделив человека свободой, даёт ему возможность пользоваться этой свободой. Что делать, если вследствие хульных помыслов приходит смущение ?

http://azbyka.ru/xulnye-pomysly

В чем причина появления хульных помыслов Оптинские старцы подробно объясняли, в чем причина появления хульных помыслов и как с ними бороться. Преподобный Макарий пояснял, что эти помыслы попускаются за наше превозношение, гордость , высокое мнение о себе: «Но помыслы сии, хотя не суть грех, но, попущением Божиим, находят от врага за возношение наше, за мнение о себе или о своих исправлениях и за осуждение ближних». О превозношении и осуждении как причине хульных помыслов пишет и преподобный Амвросий: «Хульные помыслы известно за что борют: за возношение и за осуждение. Смирись, не думай о себе, что ты лучше других, не зазирай никого, а себя за согрешения и поползновения укоряй, то и хульные помыслы утихнут. Впрочем, во всяком случае не смущайся; невольные хульные помыслы святые отцы не считают грехом, а их причины – грех». «Ты не можешь сознавать себя грешнее и хуже других. Чувство это явно горделивое, от которого и рождаются и укрепляются хульные помыслы и хульные глаголы, как свидетельствует святой Лествичник, говоря: “Корень хулы есть гордость”». Старец Анатолий (Зерцалов) подчеркивал: «Хульные помыслы умножаются и укрепляются от гордости и осуждения других». Как получить освобождение от хульных помыслов Преподобный Макарий учил, что освобождение от таких помыслов человек получит, если смирится, покается и удержится от осуждения: «Когда человек, познав в этом свои грехи, смирится и не станет осуждать других, а принесет о сем покаяние, то получает от них освобождение». Старец Амвросий советовал: «Если придут хульные помыслы и осуждающие других, то укоряй себя в гордости и не обращай на них никакого внимания». «Помыслами хульными не смущайтесь, а только укоряйте себя в это время за горделивое расположение души и за осуждение других». «Знай, что, кроме смирения и слез, невозможно избавиться от хулы». Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных! Рейтинг: 8.9 Голосов: 1020 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии

http://pravoslavie.ru/60409.html

Также см. Хульные помыслы Это явление известно с древних времен, это хульные помыслы, внушенные бесами. Вам не в чем просить прощения, если Вы не принимаете эти мысли, не согласны с ними, не “мусолите” их. Это явление так или иначе испытывает на себе практически каждый христианин. Вам необходимо научиться мгновенно отбрасывать эти мысли и образы. И, главное, твердо запомнить: они не Ваши. Если Вы их не приняли, им не рады, то Вашей вины в них нет. В свое время духовник благословил меня, при появлении таких мыслей, мгновенно пресекать их, твердо говоря про себя: “ОТРЕКАЮСЬ”. Этому учили Святые Отцы. Очень помогает. Из беседы о. Иоанна Кронштадтского со священнослужителями: “– Но вот, батюшка, еще вид уныния – от хульных помыслов, которые появляются в голове в самые священные минуты богослужения. – Ну, а это уныние, – энергично сказал о. Иоанн, – прямо от недостатка веры вашей. Хульные помыслы нужно презирать; борьба здесь не нужна и вредна; просто не нужно обращать внимания! Но если какие бы ни были помыслы доводят до уныния, это бывает уже от слабоволия, значит вы даете этим помыслам время господствовать над вами, пожалуй, даже ими соуслаждаетесь… Отсюда уже только вытекает уныние! Так до уныния не нужно доводить душу свою! Неужели вы не знаете, как Господь скоропослушлив, как быстро Он исполняет все просьбы ваши? И вот вы в самом же начале горячею молитвою отгоняйте от себя всякое смущение душевное; в надлежащее время захваченное молитвой греховное настроение вовсе исчезает и довести до уныния истинно и горячо верующего человека никогда не может.” (И. Сурский “Отец Иоанн Кронштадтский ”) С уважением, Спасибо за ответ . Но скажите ‚как не впадать в уныние ‚когда эти свои из головы не выходят . Когда вспоминаешь о боге сразу по привычке пошлые и гадкие мысли и образы на ум приходят ‚или же наоборот ‚когда в жизни сталкиваешься с чего-то пошлым сразу начинаешь Бога вспоминать ‚и оттуда опять идут ужасные мысли. А иногда они просто из неоткуда возникают ‚и сразу такой страх охватывает. Страшно становится ‚что бог накажет ‚ведь я тем самы оскорбляю его. Но я так не хочу ‚меня всегда учили жить с Богом в сердце ‚чтоб Бог это любовь и добро ‚я очень хочу быть частью этой любви ‚а из-за этих мыслей мне кажется ‚что гореть мне в аду ‚и на земле мне тоже счастья и радости не будет. Как быть ?

http://azbyka.ru/vopros/kak-izbavitsja-o...

Прп. Макарий Оптинский советует не обращать на подобные мысли никакого внимания. Напротив, пишет он, когда человек начинает смущаться, скорбеть и отчаиваться по поводу внушаемых ему помыслов, диавол нападает на него с новой силой. К кому могут приходить хульные помыслы – грешникам или праведникам? По мысли прп. Иоанна Валаамского , « хулитель-диавол, хоть и всех искушает, но гордые больше страдают хульными помыслами, ибо Господь за гордость попускает диаволу искушать человека ». « Святые Отцы , – продолжает святой, – испытывали такие помыслы хуления, что даже не хотели предать этого писанию. Но они были опытными в духовной жизни и не смущались, ибо хорошо знали, что виновник хулы – диавол». Более того, «сей хулитель-диавол искушал Господа нашего Иисуса Христа чревоугодием, тщеславием и гордостью ». Зачем охранять душу от хульных помыслов? Пришла мысль и ушла, зачем с ней бороться? Хульный помысл, если не пытаться его отогнать (нейтрализовать), может развиться и увлечь человека. В результате человек может не только споткнуться, но и отпасть от Церкви, отпасть от Бога. Как исповедоваться в хульных помыслах? Подробно пересказывать священнику эти помыслы не нужно. В ряде случаев бывает достаточно рассказать об этом в общих (но емких) словах. Цитаты о хульных помыслах «Никто не должен думать, что он виновен в хульных помыслах; ибо Господь есть сердцевидец, и знает, что такие слова не наши, но врагов наших». преподобный Иоанн Лествичник «Перестанем судить и осуждать ближнего – и мы не будем бояться хульных помыслов». преподобный Иоанн Лествичник «Сомнения, всё равно как блудные помыслы и хулы, надо презирать, не обращать на них внимания. Презирайте их – и враг-диавол не выдержит, уйдет от вас, ибо он горд, не вынесет презрения». прп. Варсонофий Оптинский Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/xulnye-pomysly

Где противоядие такому настроению? Во внушении себе чувства благодарности за обладаемое. „Если бы ты не забывал благодарить Бога за каждую радость, за каждый дар, то у тебя не осталось бы времени завидовать другим и жаловаться на невзгоды. Думается, что и самая вечность коротка, чтобы отблагодарить Бога за то, что Он дал нам жизнь, что Он не создал нас убогими или глупцами». „Знающий других людей – умен; знающий самого себя просвещен. Побеждающий других силен; побеждающий самого себя – могуществен». (Лао-Тсе). „Кто не довольствуется тем, что имеет, тот ни в каком случае не удовлетворится тем, чего желает. Не таково ли большинство людей? Они, пренебрегая близким и собственным, устремляются за далеким и остаются обездоленными». (М. Натузиус). Примеры Недоумение дикаря. Один бассут при ознакомлении с десятью заповедями высказал удивление, что пожелание запрещено только в одной десятой заповеди, между тем как и грехи первых девяти заповедей начинаются с пожелания. Мысль дикаря справедлива и согласна с указанием Спасителя, что сердце – источник дурных дел. О помыслах. Один епископ, пришедши в Рим, объявил Папе Григорию, что его смущают и обуревают многочисленные помыслы хульные на Бога, так что он от великой скорби изнемог плотию и уже приходит в отчаяние. Услышавши это, Папа сказал: „Ты – епископ, а не знаешь козней бесовских. Всегдашний враг наш, диавол, когда видит кого-нибудь делающего добро и не может совратить его на путь греха, тогда начинает действовать на него хульными помыслами, дабы возмутить его, расстроить ум, отклонить от добродетели и низвергнуть в глубину отчаяния. – Но ты знай, что хульные помыслы не имеют никакого значения и ни мало не могут вредить тем, которые их пренебрегают и не смущаются ими. Они причиняют вред только тем, которые, будучи малодушны и неопытны, вменяют их себе в грех и впадают в изнеможение от напрасной скорби. На таких-то малодушных людях сбывается слово пророка Давида: „тамо убояшася страха, идеже не бе страх» ( Пс. 13:5 ) (Жит. св. Григория).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

...Необходимо тебе в настоящее время иметь в виду и твердо помнить совет Исаака Сирина ; он пишет в 56-м Слове: «Когда человек, заботясь об очищении внутреннем, милостью Божией будет приближаться к первой степени духовного разума, т.е. разумения твари, тогда враг от зависти сильно вооружается на него хульными помыслами. И ты... да не станешь в стране сей без оружия, да не вскоре умрешь от подседающих и прельщающих тебя. Да будут же тебе оружием слезы и частое пощение 84 . И охраняйся не прочесть догматов еретических; сие бо есть вооружающее на тя яко наимножайше дух хулы. Когда же насытишь чрево твое, да постыдишься узнать что-либо из божественных вещей и разумений, не раскаявшись. Ибо во чреве нет наполнения разума тайнами Божиими». Внимая сим словам сего великого отца, старайся иметь посильное воздержание в пище и в питии и сокрушенное и смиренное пред всеми сердце, чтобы приобрести спасительный плач о прежних и настоящих согрешениях и через то сохранить себя безвредно в настоящем твоем искушении от духа хулы. Знай, что враг, если не может кому сделать вреда, то по злобе своей силится по крайней мере смущать его, досаждать ему разными помыслами и злыми внушениями (2, ч. 3, с. 12). ...Ты не можешь сознавать себя грешнее и хуже других. Чувство это явно горделивое, от которого и рождаются, и укрепляются хульные помыслы и хульные глаголы, как свидетельствует святой Лествичник, говоря: «Корень хулы – гордость». Если желаешь смирить себя, то помни всегда слово одного святого, глаголющего, что самая исправная жизнь человека христианина подобна только купели, а заповеди Божии подобны неизмеримому морю, как глаголет псаломник Господу: Заповедь Твоя чрезвычайно широка ( Пс. 118, 96 ). Если сравнить великое море с малой кадочкой воды, то и нечем будет возноситься возносящемуся. Не вотще говорит и апостол: Все согрешили …и получаем оправдание даром, по благодати Христовой (см. Рим. 3, 23–24 ). Чтобы смирить себя, прими в помощь и слова преподобного Григория Синаита , написанные в 115-й главе, и почаще повторяй их себе. Знай, что кроме смирения и слез невозможно избавиться от хулы (2, ч. 3, с. 26–27).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Приведу слова святителя Димитрия Ростовского: «У многих появляются неверные, хульные мысли о Боге, о Пречистой Богородице или Божьих святых. О таковых злых помышлениях, приходящих к нам без воли нашей, нужно не беспокоиться, считать их за ничто и презирать их, как будто их совсем не было и не возбуждаться ими до скорби. Ибо это самое утешает врага нашего – дьявола, когда он видит нас скорбящими об этом, смущающимися и сомневающимися, и тогда он наводит на нас еще больше мыслей, смущающих нашу совесть. Но когда он увидит, что мы презираем хульные мысли, не радеем о них, когда увидит, что мы не скорбим и не печалимся, тогда посрамленный дьявол убежит от нас, а мы прибудем в покое и без смущения. Главное, нужно только не соизволять». Здесь еще нужно сказать, что некоторые люди, которые находятся в этом искушении, говорят: а вот как понять, я соизволил или не соизволил? Если я начинаю много думать об этом, то мне кажется, что может быть, я и соизволил. И вот такое копание – это опять-таки потакание искушению, отвлечение от молитвы в рассуждения о вот этих негодных помыслах. И святитель Димитрий разбирает и этот момент. Он говорит: «Некоторые думают, что помышляя подобное, они соизволили, и об этом болезнуют. Это малодушие. Ведь уже то явно показывает безгрешие и н соизволение, что они болезнуют и печалятся, ненавидя наносимые дьяволом злые мысли. Но он нисколько не добьется успеха, если мы пренебрежем им и отринем от себя смущение, нисколько не печалясь о его наветах». Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что за терпение хульных помыслов, то есть когда человек, находящийся в этом искушении, их не только не принимает, но отсекает их от молитвы и нисколько не смущается ими, что за это он получает награду от Господа. И осознание того, что ты, находясь в таком искушении, ты не только какой-то скверный или еще какой-то там ужасный грешник, именно из-за этих помыслов – то, что помыслы эти не наши. Иногда эти лукавые духи могут вселить в человека какие-то помыслы о немыслимых, чудовищных преступлениях, и человек тоже начинает смущаться: как такое мне могло прийти в голову – значит, это там во мне сидит где-то или еще что-то. Нет. Это совершенно к самому человеку не относится, это не из него, это совне. А он смущается, и загружается, и печалится и так далее и тому подобное. На самом деле если много над такими помыслами задумываться, то это может даже очень сильно повредить человеку, так что искушение это небезобидное.

http://azbyka.ru/video/otkuda-berutsja-p...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010