Скачать epub pdf Помыслы хульные См. также: Хула . 1187. 826. Отвержение хульных помыслов привлекает Христа в сердце См. также: Хула . Святая Екатерина Синайская продолжительное время была смущаема хульными и скверными помыслами. Когда же явившийся ей Господь отогнал от нее бесов, она возопила к Нему: “Где Ты был доселе, о Сладкий мой Иисусе.” Отвечал Господь: “В сердце твоем.” Она же сказала: “И как могло это быть, когда сердце мое было исполнено скверными мыслями?” Отвечал же Господь: “Потому был в сердце твоем, что ты ни единого любления не имела к нечистым мыслям, но отвергать их старалась, не имея сил, болезновала и этим сотворила Мне место в своем сердце.” (Маргарит. С. 165). 827. Инок долго стыдился открывать свои хульные помыслы старцу; но когда открыл, был научен отсекать их См. также: Исповедь ; Неверие ; Нерадение ; Хула . Брат, будучи возмущаем демонами хулы, пошел к авве Пимену с намерением открыть свой помысел. Но вернулся, ничего не сказав старцу. Еще раз, видя, что этот дух сильно возмущает его, пошел к старцу, но, стыдясь открыться ему, вернулся опять, так ничего и не сказав. И так поступал он несколько раз. Старец узнал, что брат мучается помыслами, но стыдится открыть их. Таким образом, когда брат по обыкновению опять пришел к нему и ничего не открыл, авва Пимен спрашивает: “Что с тобой, брат? Ты уходишь, ничего не сказав мне.” Брат ответил: “Что я могу сказать тебе, отец!” Старец говорит ему: “Я чувствую, что тебя борют помыслы, но ты не хочешь открыться мне, опасаясь, чтобы я не пересказал кому. Поверь мне, брат, как эта стена не может говорить, так и я никому не открываю чужого помысла.” Ободрившись этим, брат сказал старцу: “Отче, я нахожусь в опасности погибнуть от духа хулы, ибо он старается убедить меня, что нет Бога, чего не допускают и не думают даже язычники.” Старец говорит ему: “Не возмущайся этим помыслом, ибо плотские брани, хотя приключаются часто от нашего нерадения, но есть наваждение самого змия. Потому, когда приходит к тебе этот помысел, встань и молись и, оградив себя крестным знамением, говори про себя как бы самому врагу: “Анафема тебе и наваждению твоему, твоя хула да будет на тебе, сатана. Сам я верую, что есть Бог, промышляющий о всем, а этот помысл не от меня происходит, но от тебя, зложелателя.” И я верую, – заключил старец, – что Бог избавит тебя от такой скорби.” Уйдя от старца, брат поступал по его наставлению. Демон, видя, что умысел его обнаружен, отступил от него, по благодати Божией. (Древний патерик. 1874. С. 209. 61).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

митрополит Иоанн (Снычёв) ПОМЫСЛЫ Можем ли возбранять приходить помышлениям и что необходимо делать, когда они приходят? Брат сказал авве Пимену: мне очень стужают помыслы, и я бедствую от них. Старец вывел его из келлии на воздух и сказал ему: распростри полы одежды твоей и удержи ветры. Брат отвечал: я не могу сделать этого. И сказал ему старец: если не можешь сделать этого, то не можешь возбранить и помышлениям, чтоб они не приходили; но твое дело – противиться им. Стр. 345 (97). Как должно относиться к помыслам, возникающим в сердце человека? Постоянно внимай помыслам, говорящим с тобою внутри тебя, и моли Бога, чтоб даровал тебе разуметь, каким из этих помыслов должно повиноваться и какие отвергать. ( Авва Исаия ). Стр. 144 (49). Опять сказал: Истинный подвижник, истинно любящий Бога, должен внимать каждому помыслу своему и рассматривать его, не плотской ли он? доколе действует в каком-либо члене его ветхий человек, дотоле он не признается девственником. ( Авва Исаия ). Стр. 147(66). Как мы должны относиться к хульным помыслам и должно ли их бояться? Хульные помыслы отвергай, не обращая на них внимания, и они убе-жат от тебя; они расстроивают только того, кто убоится их. ( Авва Исаия ). Стр. 200 (375). Как должно поступать с теми помыслами, которые приходят издалека или из числа таких, которые появляются по закону предприятия (явление в мечтании и ощущение прежде содеянных грехов). Когда посеется в тебе какой-либо лукавый помысл, или из числа таких, которые приходят издалека, или из числа таких, которые приходят по закону предприятия, и часто будет представляться уму твоему, тогда знай наверно, что он тайно уставляет сеть тебе. Но ты пробудись благовременно. Если же помысл принадлежит к десным и благим, то знай, что Бог хочет даровать тебе какой-либо образ (особенный способ) к получению живота вечного, и по сей-то причине такой помысл, вне обычая, движется в тебе непрестанно. Если же приходящий к тебе такой помысл – темен, и ты приходишь в сомнение о нем, не постигая ясно, свой ли он, или тать, заступник ли, или наветник, сокрывающийся под личиною благого, то уготовься относительно его немедленно прилежною, деннонощною молитвою, со многим бдением. Не отринь его и не согласись с ним; но с теплотою и тщанием сотвори молитву о нем. Не умолкай, призывая Господа, и Он покажет тебе, откуда пришел этот помысл. (Преп. Исаак Сирский).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Всем, так или иначе, досаждают помыслы, а точнее: через помыслы – сами бесы, духи злобы поднебесные. Но и воздействия эти бывают разными. Другой раз просто вдруг, что называется «на ровном месте», ни с того ни с чего поднимется в душе и сердце, а чаще всего в голове – буря каких-то совершенно бессмысленных, жестоких, хульных и блудных мыслей. Таких, что человек только подумает с расстройством и изумлением: да что за напасть, что за гадость такая?! я ведь ничего такого и не думаю и не хочу думать… откуда всё это? Ну, откуда – мы уже поняли: это бесы, духи, и действуют они на душу именно в духовной сфере: через помыслы, ощущения, молниеносно возникающие греховные образы… Но всё это еще полбеды, а на самом деле и не беда даже, а только горестная и неизбежная часть нашего повседневного существования, потому что со времен грехопадения человека и до нынешнего дня бесы не перестают досаждать людям и решительно никто этих досаждений не избежал. И отцы святые утверждают единодушно, что сами эти «бури» вредить человеку не могут и не являются даже грехом, потому что совершенно не зависят от нашей власти. А нам только нужно быть внимательными к себе и, отвергая всю эту бесовскую околесицу, прибегать с теплой и крепкой молитвой к Богу – вот тогда на нас никакого греха не будет и никакого вреда не случится. Но, увы, бывает и так, что человек замедлит вниманием, запутается «руками и ногами» своих размышлений и переживаний (пусть даже и не сочувствующих вовсе), и всё – пропал человек. То есть не то чтобы совсем пропал, но попался в бесовскую сеть, не может уже из нее выпутаться и только чем больше барахтается, тем больше запутывается, как муха в паутине. И тогда человек начинает страдать от каких-то греховных, тягостных и мучительных состояний. И даже если он начинает молиться, вопиять ко Господу – облегчение не всегда получает сразу или получает, но только на время, а потом опять страдает от этого плена. Почему так бывает? Именно и только потому, что человек уделяет бесам внимание, и они этим вниманием овладевают настолько, что удерживают человека как бы насильно во власти той или ной греховной мысли, тех или иных греховных состояний и чувств. Состояния эти бывают мучительны и тяжелы для человека. И вот приходят к священнику люди и спрашивают: как же освободиться от этого одержания, от этих находящих мучительных и навязчивых состояний и мыслей?

http://pravoslavie.ru/put/92762.htm

Скачать epub pdf Вопросы другого ученика (Антония Бочкова) и ответы старца 1. Что такое осуждение и почему отцы применяют осуждающего к антихристу? – Осуждение есть, когда ты, видя или зная грехи, или порок брата твоего, говоришь от сердца: «Он, по-моему мнению, достоин или муки, или казни, или болезни.» Тогда ты становишься якобы судия ближнего, и хощешь воссесть на престол единого Судии – Христа; потому за гордое безумие твое ты и применяешься ко антихристу. Ино есть злоречие и оглаголание, но это еще не осуждение. Ино есть соблазн, когда невольно по естественному чувству, душа соблазняется на постыдное дело или слово. Молчание отцов, занимавшихся внутренним деланием, не знало грехов ближнего, а видело только одно свое падение. 2. Могу ли я на исповеди говорить о согрешившем со мною в слове или в деле? – Разве ты хочешь каяться за него? Если он не хочет сознаться в своем грехе, говори только о своем: согреших злословием или страстными разглагольствиями, или чем-либо от таковых. 3. Могу ли я предложить брату принести покаяние старцу в соделанном вместе словесном грехе? (Старец улыбнулся) – Слишком велико твое рачение о спасении брата твоего. Думаю, что помолиться лучше, чтобы Господь Сам то ему внушил. 4. Отцы говорят, что подробное изъяснение блудных помыслов и дел напрасно, что довольно объяснять их кратким общим словом, что воспоминание о них сквернит уста и помыслы. Так ли это? – Это так. Отцы были опытнее нас в душевных делах. Но каждому человеку различное правило. Иной старец может бесстрастно и безвредно выслушать твое исповедание; да и ты, положим, можешь не очень страстно и с сокрушением исповедываться подробно, и ко смирению твоему посрамить себя: потому и подробное исповедание (хоть и редко) бывает на пользу. Но видно старцы знали великое милосердие Божие, не желающее крайнего пристыждения нашего; потому и заблагорассудили исповедание худых помыслов сократить. Иногда тебе диавол внушит их: и ты будешь являть не свои помыслы, а его навевание, и он поругается тебе во благом. Иногда и старец, не очень твердый, не вывеет скоро помыслы твои из уха своего сердечного. 5. Поэтому злые и хульные помыслы на старца, на его жизнь и слабости лучше умалчивать?

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Ноябрь 3 ноября 1866 г. Господи! Благодарю Тебя за дивные силы Твои, явленные на мне грешном ныне чрез причащение Святых Тайн. После ужасной скорби и тесноты и раздражительности вдруг я ощутил в сердце мир пренебесный, легкость, сладость и обладаю ими доселе (четвертый час пополудни). Хотел бы быть всегда с Тобою, Господи, но грех льстит и борет душу мою, и иногда я не могу сносить ужасной борьбы. Сам руководи меня, Сам ополчай меня, борца Твоего. [Согрешаю] пищею и питьем, блудом и нечистотою в разных видах, блудными, скверными помыслами, любостяжанием, сребролюбием, сластолюбием, скупостью, жалостью сластей, жадностью, завистью, враждою, озлоблением, раздражением, нетерпением, лукавыми, злыми и хульными помыслами, многоядением, пиянством, ласкательством, лицезрением, лицемерием, небрежностью, леностью, человекоугодием, ложным стыдом, неуместным страхом, гордостью, презорством, непокорностью, рвением, сварливостью, кражею, ложью и обманом, недоброжелательством, зложелательством, злорадством, грубостью, необщительностью с домашними и чужими, величанием, надмением, дерзновением рукою, неблагоговением к святыне, небрежным совершением всех Таинств (иногда), молитвословий (иногда), нерадением о пастве, нерадением о собственном христианском преспеянии, нерадением о проповедничестве самостоятельном, пристрастием к одежде, к жилищу, к обстановке, непочтением к старшим, даже к родителям, иногда озлоблением и презрением на отца и мать, неуважением и нерасположением к жене, несмотря на ее любовь и ласки, озлоблением на братьев и сестер и пр. Ночью во сне кто-то накормил меня (дал ложку полную) сладостью в знак будущей сладости, как бы в предобручение. Как я был этому рад, но сознавал и исповедывал, что я сам по себе недостоин будущего блаженства, а только по милости и щедротам и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа. Как посытнее поешь-попьешь, так сделаешься гордее и презорливее, а как полегче, поголоднее, так бываешь смиреннее и уважительнее. Ничто так [не наказывается], как гордость.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

I. О обратившемся от суетного мира сего ко Христу и наченшем каятися Как грешник благодатию Божиею подвигшись, начнет каяться, то сретает его различное искушение: Чадо! аще приступаеши работати Господеви Богу, уготови душу твою во искушение( Сир. 2:1 ). Начнет человек ко Христу приступать, а сатана в след его женет и отвлекает от Христа; начнет работать Христу, и запинает ему враг и различные простирает сети. Первое: Влагает ему отчаяние милосердия Божия и правосудия Божия. Грешнику надобно против того бороться, и утвердиться в надежде милосердия Божия, поминая утешительное слово: Иисус Христос пришел в мир грешников спасти. ( 1Тим. 1:15 ). Второе: Искушает различными помыслами злыми, и закону Божию противными. Надобно грешнику против всех тех помыслов подвизаться и не соизволять им. В сем бо весь подвиг Христианский состоит. Третие: Между прочими злыми помыслами влагает враг хульные помыслы, различные сомнения и неверие. Надобно против всего того подвизаться и отражать то все мечем слова Божия и молитвою. Четвертое: Хотя и всем, но наипаче безбрачно живущим, всегда скучает он блудными помыслами. Надобно против тех стоять, и как только оные возникают, тотчас пресекать, призывая на помощь Всесильного помощника Иисуса Христа, и хотя отойдет помысел злой, однако ж враг, как пес к своей ловитве, паки возвращается. Сего ради всегда его ожидать должно, и как воину на карауле стоять. К сему пользует всегда быть в трудах, часто молиться, мало есть, пить, и мало спать. Ничто так сей похоти не угашает, как смиренная, и от сокрушенного сердца происходящая слеза. Внимай сему. Пятое: Прельщает враг любовью мира и соблазнами и отвлекает от пути скорбного. Хорошо-де быть в мире почтенным, быть в славе, чести, богатстве, в веселостях, знаться с людьми, проезжаться колясками, ездить в гости и принимать гостей и прочая. Сии его советы по-видимому сладкие, яко плоти угодные, но внутрь горькие и душепагубные. Берегись их, уклоняйся от мира, как от Содома и Гоморры, да не сгоришь. Слыши Христово слово: Никтоже возложе руку свою на рало, и зря вспять, управлен есть в царствии Божии ( Лк. 9:62 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

LXVII. Смерть Антиоха воина, Иуды с его преемниками Между тем, нечестивый Антиох, недовольный расхищением храма Иерусалимского, покусился ограбить и богатое капище Элимаиса в Персии, где, как слышал, хранились драгоценности со времени Александра Македонского, но возмущение народа принудило его бежать оттоле в Вавилон; на дороге пришла к нему весть о успехах Маккавеев. Исполненный ярости и смущения, и преследуемый сам судом Божьим, Царь ускорял течение своей колесницы, помышляя в надменном сердце, обратить Иерусалим в кладбище. Едва произнес он сей хульный помысел, как самого его поразил Господь неисцелимой язвой, жестокими муками в утробе; он упал с колесницы, посреди быстрого её бега, и сокрушились члены его, черви воскипели в язвах нечестивого, и смрада их гнушались все окружавшие его; Антиох, недавно возносившийся до небес, в тяжком недуге передвигаем был на носилках, и ему самому нестерпим делался собственный его смрад. Тогда познал он всю суету своей гордости, и сколь страшно возносить себя до равенства Богу; уже он произносил обеты некогда гонимому им Богу Израилеву, что восстановит храм Его и град и сделается сам Иудеянином, и писал благосклонное послание к Иудеям, но было поздно. – Созвав друзей своих, он каялся пред ними, в расхищении святыни Иерусалимской, сознавался, что за сие постигает его смерть на чужбине, и чувствуя её приближение, вручил одному из них, Филиппу, диадему и перстень, поставив его над всем царством своим, на время юности сына своего. Так в злых мучениях скончался гонитель; Лисия, услышав о смерти Антиоха, воцарил его сына, Антиоха Евпатора. Пользуясь благоприятным временем, Иуда хотел избавиться от непрестанной осады, в какой содержали святилище войска языческие, стоявшие в Иерусалимском краеградии, и он осадил крепость их. Предатели, из числа самих Иудеев, донесли о том новому Царю, прося его защиты от Маккавеев; Антиох выступил против них с сильным войском, сто двадцатью тысяч пеших и двадцатью тысяч конных, с тридцатью двумя слонами, наученными битве. Иуда вняв осаду, пошел на встречу Царю в Идумею; готовилась страшная сеча. Неприятель разъярил вином огромных животных, которые несли на хребтах своих башни с вооруженными; каждого из них окружали по тысяче воинов и до пятисот конных, для подкрепления их напора; на двух крылах многочисленного войска расположены были конники; воссиявшее солнце озарило, как огненными лампадами, медные щиты и брони, и блеск их отразился на горах; колебалась земля от топота идущих, и шумного их гласа, и стука оружия.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Грехи и страсти и борьба с ними «Грехи и страсти и борьба с ними» святителя Феофана Затворника — совсем небольшое сочинение, посвященное нравственному богословию и аскетике (в практическом ключе). Книга состоит из таких главок: ОСУЖДЕНИЕ РАВНОДУШИЕ ПРЕЛЕСТЬ ХУЛЬНЫЕ ПОМЫСЛЫ И БОРЬБА С НИМИ ЛЕНОСТЬ, УНЫНИЕ, ТОСКА ОХЛАЖДЕНИЕ И СУХОСТЬ ОТПАДЕНИЕ ОТ БОГА И РОПОТ НА НЕГО СТРАСТИ СПИРИТИЗМ ИДОЛОПОКЛОНСТВО ПОХВАЛА О ЖЕНАХ ОБИДЧИВОСТЬ Святитель Феофан Затворник Грехи и страсти и борьба с ними По благословению митрополита Ташкентского и Среднеазиатского ВЛАДИМИРА НЕПРИЯЗНЬ Есть две вещи, которые наводят на нас гнев Божий, тяготящий и теснящий: неприязнь к другим и похоть, а первой бывает большой простор. Извольте потрудиться все, чем обнаруживала она себя в вас, выяснить и положить пресечь без раздумываний, как бы это благовидно ни казалось. Неприязнь, вместо людей, обратите теперь на то, чем она в вас обнаруживалась, и извергните то вон. Случалось вам читать или слышать слова Апостола: «Сердце мое распространилось к вам»? Так распространите и вы свое сердце и за то получите искомое и желаемое. ОСУЖДЕНИЕ ...Не следует нам произносить суда над братиями нашими даже при явных их грехах; ибо не знаем, что происходит в сердце их. Тогда как по нашему суду они достойны не знамо какой кары небесной, они своим раскаянием и сокрушением сердечным, может быть, уже переменили гнев Божий на милость.   Осуждение точно есть трудно отвыкаемая привычка. Сознавши вину, всякий раз себя осуждайте и кайтесь пред Господом; о грешащих же жалеть навыкайте и Богу о них молиться; Бог даст – и привыкнете не осуждать.   ...Грех осуждения есть плод немилостивого сердца, злорадного, находящего услаждение в уничижении ближнего, в очернении его имени, в попрании его чести. Надо однако ж различать осуждение от осуждения. Грех начинается, когда в сердце зарождается презорство к кому-либо, ради какой-нибудь худобы. Осудить можно просто без всякого приговора судимому. Если же при этом в сердце сожаление будет о лице оплошавшем, желание ему исправления и молитва о том, то тут не будет греха осуждения, а совершится дело любви, возможное при такой встрече. Грех осуждения больше в сердце, чем на языке. ...Но лучше всячески воздерживаться и от суждений, чтоб не попасть в осуждение... Скорее переходить надо на осуждение и укорение себя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

Свиток. Сочинения Старца Архимандрита Отца нашего Паисия Разделен на главы, об умной молитве Противу хульника некоего суетоумного Философа монаха, пребывающего в Мошенских горах; писан еще в Дрогомирнском монастыре Предисловие Старца Паисия Понеже дойде в слух мне последнему, яко нецыи от монашеского чина дерзают хулити божественную, приснопамятную и Боготворную Иисусову, в сердце умом священнодействуемую, молитву, назидающе на песце суемудрия, кроме всякого свидетельства, таковое свое языкоболие, врагу их на сие, дерзаю рещи, вооружающу, да, аки орудием своим, их языки возможет опорочита пренепорочное и Божественное сие дело и слепотою их разума помрачити мысленное сие солнце: того ради, оплакав их таковое зломудрие, заблуждающих от чрева и глаголющих лжу, и бояся, да не кто от неутвержденных разумом, таковая их баснословия слыша, в подобный им падет ров злохуления и смертне пред Богом согрешит, похулив учение премногих Богоносных Отец наших, от просвещения Божественныя благодати о сей Божественней молитве свидетельствующих и учащих, ктому же и не терпя более слышати на прененорочное сие делание хульныя глаголы, еще же и моление ревнителей по сем душеспасительном делании убеждаем, умыслих, аще и превосходит немощный мой ум и силу, сладчайшаго моего Иисуса, без Него же никто же может что творити, призвав на помощь, к возражению лжеименного разума суетоумов и утверждение Богоизбранного стада о имени Христове собравшихся во обители нашей братии, написати малое некое о Божественней молитве умней от учения Святых Отец списания к твердому, непоколебимому и несумненному о сей извещению. Прах убо аз сый и пепел, мысленная колена сердца моего преклонив пред неприступным величеством Божественной славы Твоея, молю Тя, всесладчайший мой Иисусе, Единородный Сыне и Слове Божий, Сияние славы и Образе Ипостаси Отчи, просветивый слепорожденного, просвети помраченный мои ум и помысл, и подаждь юже от Тебе благодать окаянней души моей, да будет сей мой труд во славу пресвятого Твоего имене, и в пользу хотящим чрез умное и священное молитвы делание, умне тебе прилеплятися Богу нашему, и тебе, бесценного бисера, в сердце и душе своей выну носити, и во исправление от крайняго своего неведения Божественное сие делание дерзнувших похулити. Блаженныя памяти отца нашего Старца Паисия. Главы о умней молитве

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Скачать epub pdf Старец См. также: Блудная брань . 49–51, 59–60; Воля своя . 168; Воровство . 173; Грех смертный . 202; Демонские козни . 236; Любовь к ближним . 379–403; Любовь к Богу , 404–409; Непослушание . 648, 651, 653; Помыслы хульные . 828; Послушание . 843; Самонадеянность . 961; Слово Божие . 1020; Смирение . 1040; Судьбы Божии . 1118; Терпение . 1141. 1084. О необходимости исполнять слова старца См. также: Непослушание ; Слово праведника . Братия пришли к авве Филиксу в сопровождении некоторых мирян и просили его, чтобы сказал им слово. Старец молчал. Когда же они сильно упрашивали, сказал им: “Вы хотите слышать слово? Ныне нет слов. Когда братия спрашивали старцев и исполняли то, что старцы говорили им, тогда Сам Бог наставлял их, как сказать слово. А ныне только спрашивают, но не делают того, что слышат. Потому Бог отнял у старцев благодать слова, и они не знают, что говорить, потому что нет исполняющего (их слова).” Братия, услышав это, вздохнули и сказали: “Помолись о нас, авва!” (Древний патерик. 1914. С. 12. 5). 1085. Вразумление инока, невнимательно слушавшего слова старца См. также: Внимание к словам старца . Во время рассказов старца Коприя один из братий как бы от невероятности событий начал зевать и, наконец, дремать от скуки. Крепко заснув, он видит в сновидении книгу, исписанную золотыми письменами. Книга – в руках старца Коприя, и он из нее берет свои повествования. И стоял тут же некто – светоносный, украшенный сединами. Грозно взглянув на него, он сказал иноку: “Что ж ты без внимания слушаешь то, о чем здесь читают? Дремлешь от безверия.” Смутившись, он пробудился. (Руфин. Жизнь пустынных отцов. С. 62). 1086. Авва Памво сказал посетителям, что тот, кто живет в послушании у старца, выше тех, кто подвизается подвигом поста, нестяжательности и любви См. также: Послушание . Пришли однажды к Великому Памво из скита четыре брата, одетые в кожу, и каждый из них рассказывал ему о добродетели другого. Один много постился, другой был нестяжателен, третий стяжал великую любовь, о четвертом они говорили, что он уже двадцать два года прожил в повиновении старцу. Авва Памво отвечал им: “Скажу вам, что выше всех добродетель четвертого. Каждый из вас по своей воле приобрел ту добродетель, которую имеет, а тот, отвергшись своей воли, исполняет волю другого. Такие люди подобны исповедникам, если они до самого конца пребудут в послушании.” (Достопамятные сказания. С. 227. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010