В настоящей статье мы делаем попытку поставить вопрос о том, совместимы ли свобода и демократия с христианством. Вопрос этот для западного христианства давно решен. Для протестантизма уже тем фактом, что он сам является отцом современной свободы и демократии, выкованных в революционной борьбе кальвинизма за свободу веры и за царство народа Божия. В католичестве предпосылки для положительного ответа даны в средневековье, в вековой борьбе церкви против монархий с их тенденцией к абсолютизму, в народном характере средневековой церкви. Эпоха абсолютизма, длившаяся три столетия, связала крепко римский католицизм с системой абсолютных монархий. Но падение их расчистило путь древней гвельфской идее. Вместе с возрождением томизма, современное католичество – пусть не очень решительно – становится на защиту свободы (перед лицом государства) и демократии (перед лицом тирании). Настоящей и мучительной проблемой свобода (и демократия) остается для православия. Пусть либеральная мысль XIX столетия – от Хомякова и до Соловьева – боролась за освоение этой идеи православием . Ее аргументация отправлялась не от православного предания, а от отвлеченных начал. В этих началах противники видели (и с полным правом) выражение западно-христианского церковного опыта. Против пересадки его на православную почву протестовали и протестуют самые горячие и самые глубокие умы, воспитанные в восточной традиции. Связь Иоанна Кронштадтского с Союзом Русского Народа не легко вытравить из исторической памяти. Достоевский, Победоносцев, Леонтьев, Розанов... Рядом с такими противниками демократии слишком бледными и хилыми кажутся зачастую ее православные защитники. В настоящее время, когда демократия терпит крушение в большей части европейского мира, ее защита для православного богослова и социолога делается особенно трудной. Общие предпосылки христианского общежития, которыми жил XIX век, перестают быть убедительными для наших современников. Те, кто верит, как новоградцы, в их божественное происхождение, обязываются к новой апологии вечных истин. Наша принадлежность к восточной традиции христианства – для одних по исповеданию, для других по России и русской идее – создает необходимость ставить эту апологию на почву православной традиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

В рассеянии Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 25 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 От редакции. Не претендуя ни на какое бы то ни было решение вопроса о соотнесенности национальности и религии, более того, — сознательно уходя от этого вопроса, мы публикуем в этой нашей рубрике воспоминания о тех, кто, оказавшись не по своей в сущности воле за пределами России, ощущали себя русскими и всеми силами старались сохранить в себе и вокруг себя то, что они считали главным — свою веру. Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея (Пс 25:8). Эти священные слова псалмопевца с глубокой осмысленностью отражают его духовное стремление к Богообщению — особенно там, где, как некогда в скинии и в храме Соломоновом (а затем — и в ново­заветных храмах), явственно ощущается присутствие Божие, где слава Господня наполняет сердца верных благоуханием Духа. Напрасно суетный греховный помысл в угоду духу злобы старается отвергнуть не человеческое, но Божие установление о почита­нии храмов и благоговейном служении в них. Дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников , сказал некогда Хри­стос нарушителям благопристойности в Иерусалим­ском храме. Разве не говорит это о высоком зна­чении храма как дома Божия, о должном благолепии которого печется Сам Господь славы? Христианский храм — это поистине небо на земле. Формы церков­ного богослужебного обряда есть выявление высо­кого христианского духа молитвы. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил, что Церковь святая православная, апостольская имеет, по апостолу, ум Христов (1 Кор 2:16); поэтому все ее молитвы, возгласы, песнопения, обряды, уставы и пр. имеют особое высокое, достойно уважаемое значение и силу. Христианский храм — это средоточие духовной жизни чело­века, это училище благочестия, место освящения и единения верных чад Церкви с Единым Богом Отцом. Насколько важен храм для религиозного воспитания и духовного удовлетворения челове­ка, достаточно ярко свидетельствует история русского рассеяния. Где бы ни объединилась хоть малая группа православ­ных русских людей, ее первой заботой является создание духовного очага, места молитвы, места освящения в таинствах. Эта сила религиозного духа создала множество больших и ма­лых православных храмов во всех странах рассеяния, а около них — множество тех благотворительных и просветительных учреждений, которые свидетельствуют о дея­тельной христианской настроенности по заветам Евангелия.

http://pravmir.ru/v-rasseyanii/

Введение Христианская богословская наука, имея свое содержание предуказанным в богооткровенном учении, по временя своего происхождения, не совпадает, однако с началом христианства: она развилась на христианской почве сравнительно уже позже. Основатель христианской религии, Господь Иисус Христос , научая Своих последователей истинам веры, не облекал этих истин в какую–либо научную форму; напротив, Он всегда излагал Свое учение в самой простой, в самой удобопонятной для каждого форме и никогда не заботился о научной систематизации и научном обосновании религиозно–нравственных истин. Так же точно поступали и непосредственные ученики Иисуса Христа – Его апостолы: их проповедь, как и проповедь Спасителя, чужда была всякой искусственности; даже в письменных памятниках, оставленных апостолами, мы не находим научной систематизации христианского учения. Тот же дух простоты веет и в писаниях непосредственных учеников апостольских, – в творениях мужей апостольских. Вообще, простота и безыскусственность изложения составляют характеристическую черту христианского учения в первое время существования христианства. Но эта особенность первого времени христианства, совершенно естественная и уместная, пока живы были непосредственные ученики Иисуса Христа, не могла остаться за христианским учением навсегда: христианская вера рано ли поздно ли необходимо должна была принять научную форму уже во имя присущей духу человеческому потребности знания. И действительно, еще во втором веке мы встречаемся с попытками ума человеческого придать христианскому учению научную форму. В это время в христианскую Церковь стали вступать лица, обладавшие всесторонним языческим образованием, каковы были, например, Иустин философ , Афинагор, Феофил Антиохийский и др. Как воспитанные в уважении к началам разума, они, принимая христианскую веру, хотели не только веровать, но и видеть вместе с тем те основания разума, которые предполагаются христианской верой и которой она еще более утверждается. Этими образованными христианами сделан был первый шаг к сближению между верой и наукой.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Tihomi...

Двадцать первый день. Св. муч. Юлиань Тарсянин. (О райском блаженстве). I. Св. муч. Юлиан, память коего совершается ныне, по смерти отца, язычника жил с матерью христианкою в киликийском г. Тарсе и был воспитан ею в христианской вере. Во время гонения на христиан при Диоклитиане, юноша Юлиан, сын бывшего сенатора, подвергся преследованию и истязаниям за веру. В продолжение года его мучили различно в разных местах Киликийской области. Мать его следовала за ним повсюду и, наконец, была схвачена в городе Эгее, когда она, выпросив позволение посещать сына в темнице, под тем предлогом, чтобы уговорить его отречься от Христа, сама, между тем, умоляла его оставаться твердым в вере даже до смерти. Тогда была и она предана мучениям вместе с сыном; ей отрезали пяты ног; Юлиан же, после ужасных мук, осужден на лютую смерть: он брошен в море в мешке, наполненном гадами. Он пострадал 18-ти лет от роду, в 290 году. Св. Иоанн Златоуст почтил память его в одной из бесед своих. II. Св. муч. Юлиан, вытерпев в течении целого года самые разнообразные и мучительные страдания за Иисуса Христа и наконец приняв самую лютую смерть, которую измыслила диавольская злоба язычников, – приняв и такие страдания и такую смерть для того, чтобы не лишиться блаженства в раю со Христом Спасителем и всеми святыми, учит нас, братия, достигать блаженной жизни в раю, несмотря на все препятствия узкого и скорбного пути к нему. Что же такое рай и как нам получить райское блаженство? а) Рай – это благословенное отечество прародителей наших, это любезное пристанище надежды нашей, это единственный желанный предмет любви христианской, последнее воздаяние вере христианина!.. И кого бы нам спросить, братие, кто бы нам поведал: что такое рай? Спросим о том двоих богомудрых мужей, которые видели его воочию, это св. апостолы Иоанн Богослов и Павел. Иоанн говорит: «и вознес меня (ангел) в духе на великую и высокую гору и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога» ( Апок. 21, 10 ). Но сей город был только образом рая Божия, на который если бы мы когда-нибудь удостоились взглянуть, то очи наши уверились бы в красоте его, а ум наш все же не постигнул бы, что такое рай. Ап. Павел был восхищен до третьяго неба, в самый рай Божий; он видел то, чего никогда не видели очи людския, чего «не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор. 2, 9 ); там слышал он слова, которых на человеческом языке нельзя и пересказать ( 2Кор. 12, 4 ). Вот два человека видевшие рай: один из них Иоанн – орел Богословия, другой – Павел, сосуд избранный. Но оба они говорят о нем не ясно и прикровенно. Стало быть и никакой человек не объяснил бы нам, что такой рай. Не даром же один праведник говорил: «о рай Божий! мы можем тебя приобресть, но не можем тебя умом нашим постигнуть!»

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Девятнадцатый день. Препод. Макрина, сестра Василия Великого. (Основные правила христианского воспитания для неба себя и детей наших). I. Примером того, насколько доброе религиозно-нравственное воспитание благодетельно для дитяти, для семьи и вообще для всего общества, может служить жизнь воспоминаемой в нынешний день преп. матери нашей Макрины, сестры св. Василия Великого , жившей во 2-ой половине 4-го века. Внучка мучеников, старшая дочь Василия и Эмилии Каппадокийских, Макрина была воспитана родителями, как говорится в ее жизнеописании, «не в эллинских баснях и пиитических стихотворениях, как обыкновенно воспитывали тогда родители своих детей (как отчасти воспитывают и теперь детей у нас в школах), но от Премудростей Соломоновых и от псалмов Давидовых и от прочих книг Божественного писания, избирая изряднейшие стихи таковые, яже суть ово моления и славословления Божия, ово же доброго нравоучения. И пение молитвенное коемуждо времени приличествующе и частьми разделенное, от ложа встающи и коего дела емлютися, обедать седающи, и по обеде благодарящи: в полдень же и вечер не миноваше без псалмопения и на сон грядущий уставленное моление совершаемо ею бяше. Еще же и рукоделию, девицам подобающему, от матери учима бе и не попускашеся ей в праздности и в детских играниях иждивати время, но всегда ово в книжном чтении, ово же в ручных делех упразднение ее бяше». Вот в чем состояло воспитание юной Макрины. И что же вышло из такого, как иные могли бы сказать, одностороннего, узкого воспитания Макрины? Путем такого воспитания образовалась, не обинуясь скажем, удивительная женщина, по мнению всех знавших ее, даже и язычников, – вышла великая святая праведница, по свидетельству всей христианской церкви. Величие своего христианского духа Макрина показала еще в молодых летах тем, что, будучи раз обрученною избранному ею жениху, она не решилась обручиться с другим, когда первый ее жених, по воле Господа, преждевременно скончался. Она решилась после того навсегда остаться в девстве для блага своей не малочисленной семьи, несмотря на то, что, по ее красоте и ее высоким качествам, искали ее руки многие знатные юноши.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Девятый день. Поучение 2-е. Св. муч. Евпсихий. (Служение Богу должно ставить выше всего). I. Ныне св. церковь совершает память св. муч. Евпсихия. Он был родом из Кесарии каппадокийской, человек богатый и знатный, воспитанный с детства в правилах христианской веры. Пришед в юношеский возраст, он вступил в брак. Случилось, что в самый день его брака происходило языческое празднество. Во время брачного пира Евпсихий увидел толпы язычников, шедших в капище для жертвоприношения. Негодование и святая ревность разгорелись в его сердце. Он взял с собою нескольких христиан и, отправясь в капище, сокрушил идола и капище разорил. Не замедлили донести об этом поступке императору Юлиану. Евпсихий знал, что его ожидает; он стал раздавать имущество свое бедным и молитвою готовиться к священному мученичеству. Действительно, Юлиан, узнав поступок его и вообще ревност кесарийцев к христианской вере, пришел в страшную ярость. Он обложил жителей Кесарии чрезмерным налогом, лишил город тех преимуществ, которыми он пользовался, как столица области, и настойчиво требовал возобновления разоренного капища. Евпсихий же был предан страшным истязаниям; но ангел Божий укреплял его среди мучений, и он терпеливо вынес и долговременные истязания, и заточение, и, наконец, был усечен мечем. Идольское же капище не было восстановлено, потому что сам Юлиан вскоре погиб в войне с Персами. II. Св. муч. Евпсихий, в самый день брачного пира своего не задумавшийся идти на разрушение языческого капища, научает нас, братие, тому, что служение Богу должно ставить выше всего земного. а) Нынешних христиан, по образу их жизни, можно разделить на три части. Одна часть, к сожалению, весьма малая, совершенно и безраздельно предана Богу, всегда думает о служении Ему, усердно и спокойно, по мере сил, исполняет святыя обязанности пред Богом. Они однажды на всегда предали себя Божией благодати и всегда заботятся угождать Богу. Без сомнения и они, как люди впадают иногда в грехи, ибо доколе человек живет на земле во плоти, он не в состоянии быть вовсе свободным от грехов, но постоянно каются в них и еще усерднее служат Богу. Такие-то люди составляют наследие Божие; их называет Свящ. Писание солью земли, светом мира, семенем святым, избранниками Божиими, сынами царствия и другими утешительными именами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Жизнеописание старца схиигумена Саввы Детство и жизнь в миру до монашества Жизнь схиигумена Саввы до поступления в монастырь осталась нам мало известной. Биографические данные весьма скудны, да и их приходилось собирать по крупицам. Старец не любил говорить о себе. Родился он на Кубани в простой, но благочестивой и истинно христианской семье 12 (25 по н. ст.) ноября 1898 года и во святом крещении был наречен Николаем в память святителя Мирликийского Чудотворца. Родители его Михаил и Екатерина передали своим детям (а их было восемь человек: три сына и пять дочерей) все те боголюбезные навыки, которыми владели сами. Дети жили в атмосфере христианской любви, не зная грубых наказаний, да и не было необходимости их наказывать. Детям никогда не приходилось быть свидетелями криков, брани. На их воспитание оказывали влияние не столько слова родителей, сколько поступки. Детей оберегали от всего дурного: не разрешали им долгих уличных гуляний, особенно вечерних, ограждали от вредных, неполезных сообществ, воспитывали в них трудолюбие и честность, любовь к людям, а прежде всего к Богу, приучали их к молитве. В такой благодатной атмосфере протекали детство, отрочество и юность Николая. Из всех детей в семье выделялся именно он, по счету пятый. Рос он мальчиком особенным. Живой и подвижный, наделен был большой понятливостью и быстрым умом, а вместе с тем чуткостью и внимательностью ко всем окружающим. Сердце его с ранних лет было устремлено к Богу. Чуткий ко всему доброму, Коля, по примеру своих благочестивых родителей, любил ходить в храм Божий. Родители поощряли в детях любовь к храму и потому за трапезой награждали вкусными лакомствами тех, кто в храме внимательно слушал Апостол и Евангелие и безошибочно все пересказывал. Бывало, отец или мать скажет: – А ну-ка, кто лучше расскажет сегодняшнее Евангелие? Наперебой дети старались рассказывать, но лучше всех это делал Коля. С шести лет его определили в церковно-приходскую школу. Там проявилась его большая способность к учению. С восьми лет он уже читал и пел на клиросе. В это время золотого детства он приобрел то религиозное настроение, которое не покидало его в продолжение всей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Проблема духовно-нравственного воспитания личности в контексте светских и христианских традиций Доклад на конференции сообщества " ДелоРус " " Пути собирания Русского Мира " , проходившей в рамках международного форума " Отечественные традиции предпринимательства и благотворительности " 01.06.2009 1101 Время на чтение 14 минут Переустройство системы образования в современности, многолетнее забвение и игнорирование богатейшего духовного и педагогического опыта накопленного РПЦ за всю историю России, проблема возрождения духовных школ и возвращение к утраченному педагогическому православному наследию наших предков заставляет серьёзно задуматься о сохранении, распространении ценностей отечественной педагогической культуры. В последнее время отмечается резкое падение нравов в обществе и размывание духовно- нравственных ориентиров. В связи с этим многие учёные отечественной педагогики проявляют неподдельный интерес к педагогическому наследию Русской Православной Церкви и на ряду с этим, к наследию русских православных философов, антропологов, педагогов. Это обусловлено необходимостью постоянного научного поиска направленного на созидание нашего общества, на возвращение к духовно- нравственным идеалам, которые позволят ослабить социальную напряженность, положительно повлиять на систему современного отечественного образования. Учеными активно изучается наследие ученых-богословов таких, как свт. Феофана Затворника, св.прав. Иоанна Кронштадтского, протоиерея Василия Зеньковского, священника Георгия Флоровского, архимандрита Иоанна (Маслова), святителя Тихона Задонского, И.А.Ильина, Н.О. Лосского, К.Д.Ушинского, С.Л. Франка и многих других Существующая проблема современного духовно-нравственного воспитания и образования определяется прежде всего тем, что многие аксиологические понятия, необходимые для плодотворного достижения целей образования, были сознательно вычеркнуты из системы педагогических знаний. Традиционные идеалы формирования нравственных основ личности через призму культурообразующей религии нашего народа, входящие в состав духовных ценностей личности, утратили в современных условиях свое исконное значение, непосредственно связанное с верой и религией, и потому не являются практически значимыми категориями в современном образовании и воспитании.

http://ruskline.ru/analitika/2009/06/01/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Развод по-христиански? 25.04.2009 476 Время на чтение 13 минут В Евангелии от Матфея есть строки, о которые сегодня больно ушибаются многие: И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано (Мф.19, 3-11). Итак, если даже учеников Христа испугало Его бескомпромиссное отношение к браку, что уж говорить про современных читателей Нового Завета! Они и впрямь «не вмещают». Запрет на развод кажется жестоким. Житейский опыт усиливает сомнения: разве не бывает так, что дальнейшее пребывание в браке невыносимо и невозможно? Протоиерей Алексий Уминский, настоятель московского храма Святой Троицы в Хохлах, автор и ведущий программы «Православная энциклопедия» на ТВЦ, ищет, по сути, ответ на вопрос: как современному человеку принять и исполнить Евангелие? И ненормальное нормально… Иногда сравнивают современное отношение к браку с тем, которое было относительно недавно, например 100-150 лет назад, и удивляются переменам, произошедшим во взглядах людей. Чем же они вызваны? Причина их в том, что в общественном сознании брак перестал быть абсолютной ценностью. За время советской власти, да и вследствие так называемых революций и войн — экономических, сексуальных, информационных — само сознание человечества очень сильно изменилось, можно сказать, что оно разрушилось за этот период. Многие незыблемые и адекватно воспринимаемые понятия были в связи с этим переоценены, в том числе и понятия брака и семьи. То, что в XIX веке никому и в голову не могло прийти, что было табуировано сознанием, сейчас принимается легко и естественно. Человек свободно идет туда, где раньше полагался предел — прежде всего Евангелием. Сегодня люди приходят в Церковь с сознанием, воспитанным страшным ХХ веком, и это сознание превратилось уже в подсознание. На определенных этапах оно становится двигательной силой, вытесняя христианское мироощущение, уже открывшееся человеку, но еще не захватившее его полностью, не сделавшее его своим.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Закрыть «Богу нужны не золотые сосуды, а золотые души!» Ко дню памяти святителя Иоанна Златоуста Андрей Костерин   12:30 26.11.2023 205 Время на чтение 5 минут Фото: al-eparhiya.ru Иоанн Златоуст – один из отцов христианской Церкви, писатель, оратор, святой – появился на свет примерно в 347 г. в Антиохии, в знатной христианской семье. Воспитанием Иоанна занималась преимущественно его благочестивая мать Анфуса, так как отец умер довольно рано. Мать приложила много сил, чтобы сын получил качественное образование – классическое, обогащенное богословским. После того как образование было получено, Иоанн начал работать адвокатом и снискал себе известность благодаря таланту оратора. В 367 г. он принял крещение, через три года святитель Мелетий Антиохийский сделал его чтецом. Когда скончалась мать Иоанна, он смог реализовать свое заветное желание – стать монахом и удалиться от мирской жизни. На протяжении четырех лет местом его жительства была уединенная обитель, затем он на два года переселился в пещеру, где жил в полном одиночестве, ведя крайне аскетичный образ жизни. Серьезно ухудшившееся здоровье заставило его вернуться в Антиохию. Поддавшись уговорам святителя Мелетия, принял сан диакона в 381 г., в 386 г. был рукоположен в священники. Уже через 5 лет он стал пресвитером и снискал славу неутомимого проповедника, активно участвующего в жизни своих чад. Именно в годы антиохийского священства его стали называть Златоустом – с легкой руки одной прихожанки, на которую выступление священника произвело глубочайшее впечатление. Проповеди Златоуста до сих пор не утратили статуса образца ораторского искусства. Откликнувшись на просьбу императора, в 397 г. Иоанн Златоуст возглавил кафедру и стал архиепископом. Святитель ставил перед собой задачу просвещать народ, вчерашних язычников, отвращать их от прежнего образа жизни. Он подавал личный пример, активно занимаясь благотворительностью, за счет выделявшихся на его содержание средств он обустраивал больницы для бедняков. В Константинополе Златоуст столкнулся с еще большей развращенностью, но не отчаялся, а принялся с еще большим усердием наставлять паству, погрязшую в пороках, и обличать знать, утопающую в роскоши.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/26/bo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010