Патриарх Кирилл: Совершенствование законодательства должно идти рука об руку с нравственным воспитанием 28 января, 2014. Святейший Патриарх Кирилл Эксперименты с нравственностью оборачиваются социальной нестабильностью, конфликтами, ростом преступности. 28 января 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в Рождественских парламентских встречах, которые прошли в рамках XXII Международных Рождественских образовательных чтений в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Уважаемая Валентина Ивановна! Уважаемые члены нашего высокого собрания! Я хотел бы сердечно всех вас приветствовать и выразить особенную благодарность Валентине Ивановне, руководителям комитетов, аппарату Совета Федерации в связи с возможностью провести здесь слушания в рамках Рождественских чтений. Отрадно, что сегодня здесь присутствуют не только сенаторы, но и депутаты Государственной Думы, главы митрополий, епархиальные архиереи, руководители и представители региональных законодательных собраний. Надеюсь, что проведение подобных встреч станет доброй традицией, и я благодарю Вас, Валентина Ивановна, за предложение, которое Вы сейчас сделали. Полагаю, что площадка Совета Федерации и Государственной Думы — это очень важное место реального диалога между Церковью и светской властью. В парламентах осуществляется интеллектуальный процесс, разрабатываются законы, а значит, формируется теория стратегического развития страны. И как важно и для Церкви, и для других традиционных религий России иметь реальный живой диалог с теми людьми, кто вовлечен с полной ответственностью в этот процесс. Мы собрались в год 700-летия преподобного Сергия, и мы знаем, какое огромное значение этот святой имеет для нашего народа, для становления нашего государства, нашего национального самосознания. Но я хотел бы сейчас сказать о чем-то другом. Преподобный Сергий и его святые родители, Кирилл и Мария, являлись и являются до сих пор особым примером подлинной христианской семьи, члены которой связаны крепкими духовными узами, а родители осознают свою ответственность за детей на протяжении всей жизни. Преподобный, в котором с детства воспитывали любовь к Родине, неслучайно стал Игуменом Русской земли и общенациональным духовным лидером. Патриотизмом, готовностью людей жертвенно служить на благо Отечества всегда славилась наша страна. Благодаря таким своим сыновьям, как преподобный Сергий, она обретала независимость, крепла; благодаря таким людям развивалось наше духовное, культурное и национальное самосознание.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-sovers...

Первая и самая удобная среда доброго религиозно-нравственного воспитания детей – это родная семья, а главные её воспитатели – родители. Всё, что дети видят и слышат здесь, не пропадает для них бесследно, но глубоко западает в их душу и остаётся в ней на всю жизнь, особенно важное значение в религиозно-нравственном воспитании детей имеет по свидетельству слова Божия, истории и опыта, личный пример родителей. Благочестивое настроение родителей отца и матери, проявляющееся в искренней молитве, или других действиях религиозного характера, благотворно влияет на нравственно-религиозное направление их, полагает в них твёрдое чувство веры в Бога и любви к Нему, посеевает в них прочные семена чистой христианской нравственности. От них заимствуется страх Божий, от них усваивается боязнь греха, чтобы не оскорбить Бога, не заслужить Его гнева и чрез это не лишиться Его милостей в настоящей жизни, а тем более не подвергнуться вечному осуждению в будущей. Эту обязанность воспитания возлагает на родителей св. ап. Павел, заповедуя им отцы, воспитывайте детей ваших в учении и наставлении Господнем ( Еф.6:4 ). Но первенствующее значение в семье, в её воспитании и влиянии на детей имеет мать. Сердце её – это высшая школа, в которой дитя в первые годы своего существования научится более, чем во всю остальную жизнь, – целая жизнь в первые годы его вьётся около материнского сердца. Вера в Бога имеет своим вместилищем преимущественно наше сердце, а в матери сердечная жизнь господствует над всеми прочими проявлениями, человеческого духа, вследствие чего самой природой представлено ей преимущество влияния на детские сердца в религиозно-нравственном отношении. Её прямое призвание и дело воспитывать детей в добре, в вере и благочестии христианском; в этом её собственное величие и добро величие и добро её родной семьи, этим она создаёт себе славу, которой никогда не уничтожит никакая зависть, и которая всегда будет иметь значение на суде совести и потомства. Суд Божий, да и людской тоже, произнесёт над нами приговор по тем плодам, какие мы завещаем будущему времени в своих детях и питомцах. Сын безумен явится бесчестием матери, при этом навсегда, в вечность, ибо по слову ап. Павла жена спасается чадородия ради ( 1Тим.2:15 ), т. е. когда своими детьми умножает число святых, чистых и спасаемых членов церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

поиск:   разделы   рассылка Иерей Владимир Хулап, клирик храма св. равноап. Марии Магдалины г. Павловска Религиозное воспитание в христианской перспективе XIV бorocлobckue собеседования представителей Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии Санкт-Петербург, 18-24 сентября 2008 г. Прошедший 24-29 июня 2008 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви дал следующую оценку современным реалиям и приоритетам церковной жизни: " Значительно увеличилось число приходов, монастырей и духовных школ. Строятся и восстанавливаются храмы. Отмечая эти достижения, Собор одновременно считает необходимым скорректировать направления и приоритеты церковного возрождения таким образом, чтобы больше внимания уделялось духовному измерению церковной жизни, просвещению и воспитанию народа Божия, православному свидетельству в современном мире... Собор полагает необходимым продолжить общецерковное осмысление роли образования в жизни Церкви и общества "   . Тем самым обсуждение в рамках XIV бorocлobckux собеседований представителей Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии вопросов христианского образования должно способствовать лучшему пониманию общих задач и проблем, стоящих перед нами в этой области. В основе православного взгляда на образование и воспитание  находятся фундаментальные положения христианской антропологии. Христианство рассматривает человека не как случайный биологический продукт эволюции или " социальное животное " . Человек – это уникальное духовно-телесное творение Божие, созданное по Его образу и подобию и предназначенное для общения с Ним (Быт. 1,27). Потеряв в результате грехопадения эту целостную и гармоничную связь с Богом, он одновременно стал неспособен к подлинному общению с другими людьми и к ответственному отношению к окружающему творению. Бог воплотился для того, чтобы восстановить эту разрушенную связь, делая нас " причастниками Божеского естества " (2 Пет. 1,4) и призывая к святости, к тому, чтобы в нас " изобразился Христос " (Гал. 4,19). Тем самым христианское образование стремится к раскрытию образа Божьего в человеке, а его целью является формирование надлежащих связей человека с Богом, с его ближними и окружающим миром в рамках целостного и гармоничного развития личности. В таком широком понимании процесс образования и воспитания продолжается всю человеческую жизнь. Однако основания для подлинного раскрытия и самореализации человека закладываются именно в детском и юношеском возрасте, когда происходит формирование личности.

http://religare.ru/2_57995.html

Предисловие В конце 80-х – начале 90-х годов минувшего века наша Церковь пополнилась большим числом молодых людей, которые не были воспитаны в церковной традиции и пришли в православие в результате осознанного выбора. Теперь у многих из них появились свои семьи. Но сразу возникла проблема: как вырастить детей православными, если собственного опыта жизни в христианской семье у них нет. Да и каким именно должен быть православный ребенок, они тоже представляют довольно смутно. А экспериментировать со своими детьми – затея слишком рискованная, – платой за ошибки может стать вечная жизнь. Специальной литературы о православном воспитании слишком мало. Большинство дореволюционных работ, переизданных репринтно, неприменимы к нашему времени (одно из исключений – переиздаваемая нами книга): почти все они были написаны для совершенно иной общественной ситуации, ориентированы на людей, на нас непохожих. Воспользоваться же советами тех немногих людей, которые воспитывались в церковной традиции, достаточно непросто – всех мелочей на словах не передашь, а именно они подчас оказываются наиболее важными. Так, священнослужители, например, знают, что хотя в Служебнике и приводится чинопоследование Литургии, тем не менее ее никогда не сможет отслужить человек, который ни разу не присутствовал в Алтаре во время ее совершения. Все подробности в текст внести просто невозможно. Их можно только увидеть, получить, так сказать, “из рук в руки”. Для этого нужна прямая преемственность. Преемственность необходима и для нормального христианского воспитания. И здесь ничего не достичь путем одного только теоретического познания. Необходимо приобщение на уровне личного опыта. Это опыт “практической педагогики”, опыт духовного становления в подлинно православной семье. Но, к сожалению, нашему поколению суждено учиться воспитанию детей, как, впрочем, и духовной жизни вообще, преимущественно по книгам. Это значит, что из всего многообразия православной литературы нужно выбирать самое ценное – то, что не зависит от времени, местности, общественного устройства и тому подобных изменяющихся вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/o-...

прот. Александр Дернов Введение Потребность в лучшей постановке вопроса о воспитании Задачи воспитания и образования принадлежали всегда к числу самых жгучих вопросов, тревоживших человечество; в наше же смутное время правильное их разрешение становится особенной настоятельной потребностью, которая как будто носится в воздухе, окружающем нас: и публицисты, и писатели духовные и светские и правительство наше громко говорят об этом. Желательность живой церкви. «Пора отстраивать более человечную, чем сейчас, семью, более священную по искренности веры церковь , более деятельное государство, более чистую национальность». – «Желательна свежая, как юность, vita nova с церковью, в которую бы жарко верили, и с государством, которое бы мужественно любили». Значение церкви. Всякая живая церковь чрезвычайно облагораживает нравы, придает им достоинство, терпимость, снисходительность, великодушие, сдержанность и глубокое доброжелательство». «Стоя в храме, дети Божии, сближенные до неразделимости любовью к Отцу, мечтают об общем отечестве в грядущей вечности». Таково значение церкви по указанию светского публициста 1 . «Для нашего отечества вера и церковь служат единственным началом, оздоровляющим национальную жизнь». «Только вера дает смысл, силу и направление жизни людей и государств. И преданный вере народ будет непоколебимо стоять, не смотря на все стихийные общественные превратности». Вот отзыв духовных публицистов о значении веры и церкви 2 . Основная цель школы. «Основная цель всякой научной школы» 3 , «не только обучить, но и воспитать ученика. Школа должна образовывать воспитанника так, чтобы он был благочестивым христианином и полезным членом общества. Указание Ушинского на идеал при воспитании. Верность этой задачи признана таким высоким авторитетом педагогики, как К. Д. Ушинский . «Есть», говорит он «один идеал совершенства, пред которым преклоняются все народности. Это – идеал, представляемый нам христианством. Все, чем может и должен быть человек, как человек, выражено вполне в Божественном учении, и воспитанию остается лишь положить в основу и утвердить в сердцах питомцев вечные истины христианские».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Раздел I. Апологетика Анализ идеологии светского гуманизма в религиозном аспекте Священник Кирилл Петрович, преподаватель СПДС Уже давно вошедшая в историю советская антирелигиозная пропаганда, на которую государство затрачивало огромные ресурсы, привела к трансформации общественного сознания, в результате которого подавляющее большинство граждан СССР воспринимали религию как нечто субъективное, ненаучное, а значит, и ложное по определению. Казалось бы, в новейшее время в отсутствие государственной поддержки пропаганды атеизма ситуация должна была принципиально измениться. Однако и сейчас мы продолжаем наблюдать непрекращающиеся агрессивные нападки на религию, которые сопровождаются попытками продемонстрировать необъективность религиозности как таковой. Поэтому вопрос об объективности религиозного опыта не перестаёт быть актуальным и современным до настоящего времени. Современное общество считается деидеологизированным благодаря 13 статье Конституции РФ, которая утверждает, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» 1 . Но это вовсе не означает, что в современном обществе не господствует никакая идеология, – общество без идеологии существовать не может 2 . Нетрудно заметить, что после краха советской государственности был взят курс на так называемые европейские ценности, в основе которых лежит идеология светского гуманизма. Причём эта внешне новая идеология, навязываемая из-за рубежа, не отличается принципиальным образом от коммунистической. Это видно даже по реакции общества на произошедшие изменения. В отличие от грандиозной ломки общественного устройства, начавшейся с революционных событий 1917 года и длившейся несколько десятилетий, в 1991-м подобных по масштабам общественных процессов не наблюдалось. Общество очень быстро и легко перестроилось, сохранив суть прежнего мировоззрения, изменив лишь терминологию. Дело в том, что в основе гуманизма лежит тот же атеистический взгляд на мир, восходящий к идеям и образу жизни французского мыслителя Ж.-Ж. Руссо. Жан-Жак Руссо (1712–1778) родился в семье протестантов, был обращён в Римско-Католическую Церковь , а затем полностью отверг христианство . Руссо подверг сомнению христианский образ жизни, в своих сочинениях он взывал к возвращению к природе и простоте, пытался реформировать педагогику, сводя её исключительно к чувственному развитию. Педагогические опусы Руссо о неблагоприятном влиянии общества на воспитание мало гармонировали с его личным опытом – пять его внебрачных детей были отправлены на воспитание в приют 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Разделение науки о христианской нравственности Часть первая. Религиозная сущность нравственности и Богооткровенный нравственный закон Божий Догматические основы христианского нравоучения Значение веры в нравственной деятельности Христинина Значение церкви для нравственной деятельности христианина Цель христианской жизни Путь христианской жизни Норма нравственной христианской жизни Психологические условия нравственных деяний О психологической природе нравственного чувства О природе нравственного закона вообще Естественный нравственный закон Совесть Недостаточность естественного закона в падшем человеке Понятие об откровенном нравственном законе Откровенный нравственный закон Моисея Евангельский новозаветный нравственный закон Совершенство евангельского нравственного закона Заповеди Христа о блаженстве Сущность евангельских заповедей Основной источник христианской нравственности О побуждениях к исполнению нравственного закона Добро и зло в нравственной природе человека Добродетель Естественная и христианская добродетель Единство добродетели Грех Нравственное вменение Личность Спасителя – как живой идеал нравственного совершенства Основы православно-христианской аскетики Часть вторая. Частное учение об обязанностях и добродетелях христианина Общие соображения об обязанностях христианина Обязанности христианина по отношению к Богу Вера в Бога Надежда на Бога Любовь к Богу Богопочитание. Молитва Общественное Богослужение Нравственное значение церковных таинств Почитание храма и праздников Пост Клятва Обеты Общие обязанности христианина по отношению к самому себе Частные обязанности христианина по отношению к самому себе. Воспитание ума, чувства и воли. Воспитание эстетического чувства Попечение христианина о теле Отношение христианина к своему общественному положению Перенесение скорбей Общие обязанности христианина к ближним Обязанности к ближним, как членам общества О сущности православного русского самодержавия Частные обязанности подданных государства Приложение О православно-христианском нравственном воспитании детей дошкольного возраста Плачьте!... Посвящается памяти Ф. М. Достоевского. Отлучение Льва Толстого от Православной Церкви  

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

Разделы портала «Азбука веры» Г. И. Шиманский " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 2  голоса:  5.0 из  5) Гермоген Иванович Шиманский, Конспект по нравственному богословию §1. Семейство. Его нравственное значение Истинно-христианская жизнь, построяемая на основе заповедной любви самоотвержения, не есть жизнь самозамкнутая, отрешенная от жизни окружающих людей, от жизни общества. Христианское настроение духа естественно должно выявляться и выявляется во внешних формах христианской жизни – в семействе, в Церкви, в обществе. Каждый христианин несет те или иные обязанности и труд в семье, обществе и государстве. Всевозможные виды человеческой деятельности являются поприщами для осуществления и упражнения внутреннего духовного строя, внутренней духовной жизни христианина. Вся жизнь христианина личная и общественная должна быть христианским подвигом деятельного самоотречения и самопреданности по побуждениям любви к Богу на благо ближних. Семейство или семью обыкновенно составляют родители и дети, иногда с другими родственниками и живущими о ними людьми. Семейство есть самое первое человеческое общество. Оно является основой государства, основной его ячейкой. Вместе с тем семья есть и «исходище и первая основа нравственного мира» (проф. М. Олесницкий . Нравственное Богословие, §70, стр. 256). В семействе человек получает первый телесный уход, навыки к порядку, трудолюбию, покорности, здесь он получает первое духовно-нравственное воспитание и начинает развивать в себе нравственную жизнь. Жития святых нам показывают, насколько важно первоначальное воспитание в добродетельной семье (св. свящ. М. Менстров, Уроки по христианскому нравоучению. гл. 33, стр. 247; прот. П. Солярский . Нравственное православное богословие, изд. 2. СПБ. 1875, §135, стр. 367–368). Если любовь – основа христианской нравственности, то семья есть первоначальная школа святой, терпеливой и самоотверженной любви. Потому-то Господь Спаситель, прежде чем выступил на поприще общественного служения, благословил Своим посещением брачную чету. И апостолы, имевшие задачей проповедовать слово Божие народам, прежде всего вносили его в дома семейств.

http://azbyka.ru/semya/hristianskij-brak...

Разделы портала «Азбука веры» Николай Успенский Протоиерей Николай Успенский " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 1  голос:  5.0 из  5) Семейная жизнь христианина Несколько слов к вступающим в супружество Вступающий в супружество! Ты на всю жизнь соединяешься с женщиной – подумай внимательно о том, что апостол Павел в послании своем к Ефесянам (глава 5) написал о высоком значении брака и обязанностях супругов; советуйся с людьми опытными и богомыслящими, мнение которых достойно твоего уважения. Богатство, красота и таланты только тогда могут быть украшением девице, когда воспитание ее совершается в духе христианского благочестия. Только воспитание, основанное на правилах веры православной и благочестия, может приготовить женщин истинно добродетельных, способных ко всему, чего требует домашнее благоустройство, женщин трудолюбивых, утешение мужьям, истинных матерей семейства, украшение домашнего очага. Молодой человек! Если ты, вступая в законный брак, хочешь найти счастье, не увлекайся обольстительной внешностью: в женщине простота и трудолюбие – вот условия, которые могут ручаться тебе за будущее счастье. Истинное христианское супружество, и каково оно у нас Супруги должны любить друг друга как собственное свое тело, иметь друг к другу во всем доверие и откровенность, вместе делить радости и горести жизни, свято хранить супружескую верность, общими силами совершенствоваться в вере и благочестии христианском и, если бывают у них дети, заботиться, чтобы они были одеты, обуты и сыты, и воспитывать их в истинной вере и благочестивой жизни христианской. Прекрасно описывает истинную супружескую жизнь один древний учитель Церкви Христианской. «Как приятно, – говорит он, – иго двух сердец, соединенных одной надеждой, одним учением, одним законом! Нет между ними (супругами) никакого раздора ни в душе, ни в теле. Они вместе молятся, вместе преклоняют колена, вместе постятся, взаимно увещевают друг друга, вместе присутствуют в церкви, вместе терпят гонения, вместе наслаждаются и спокойствием.

http://azbyka.ru/semya/semejnaja-zhizn-h...

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления Краткое изложение основных принципов подготовки мирян ко Крещению и другим Таинствам в Екатеринбургской Епархии В Избранное Скачать в формате Microsof Word Цель миссионерской работы священника – помочь человеку обрести покаяние и веру, а результатом этого является принятие человеком свободного и ответственного решения о вступлении в Церковь. Человек, принявший это решение, призван пройти катехизацию , состоящую из 2х этапов: 1. педагогическое сопровождение на пути к крещению – оглашение ; 2. введение в таинственную, литургическую и общинную жизнь Церкви – собственно катехизация (после крещения). Необходимо различать оглашение и катехизацию. Мы говорим, что катехизация – это помощь при воцерковлении, помощь в обретении христианского образа жизни. Полноценная катехизация может проводиться только по отношению ко взрослым невоцерковленным людям вне зависимости того, были они крещены или нет. Под оглашением мы будем понимать начальную катехизацию – подготовку к крещению, к вступлению в Церковь в случае некрещеного человека и подготовку к первому Причастию в случае человека крещенного номинально. ОГЛАШЕНИЕ базируется на живой вере в Бога и личном покаянии. Под оглашением Церковь всегда понимала время подготовки ко крещению, когда человеку, желающему крестится церковная община в лице своего предстоятеля помогала: 1) утвердиться в исповедании Иисуса Христа – Богом; 2) утвердиться в подлинной мотивации ко крещению (не из-за житейских причин, а из-за любви ко Господу); 3) утвердиться в решении изменить свою жизнь согласно заповедям Господа – т.е. принести подлинное покаяние (на первом этапе – перестать совершать «смертные грехи»). Огласительные беседы предпочтительнее проводить священникам, дьяконам или катехизаторам. В случае проведения бесед мирянином или дьяконом необходимо личное знакомство священника с готовящимися к участию в Таинствах. КАТЕХИЗАЦИЯ в наше время должна пониматься как содействие вхождению в сознательную церковную жизнь (воцерковлению) тех, кто принял решение стать церковным человеком и вести церковный образ жизни вне зависимости от факта крещения человека . Иначе говоря, катехизация – это воспитание в вере, включающее в себя, прежде всего изучение основ христианской веры и евангельской нравственности, направленное на воспитание любви и благоговения перед Богом, Его Церковью и людьми как Его образом и подобием.

http://azbyka.ru/katehizacija/kratkoe-iz...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010