Трудные вопросы воспитания ребенка Если мама ходит в церковь, а папа не ходит, это не значит вовсе, что папа не прав, а мама права. Может, папа потому и не ходит в церковь, что в нее так ходит мама, что в саму церковь ходить уже не хочется после такого хождения мамы 18 марта, 2010 Если мама ходит в церковь, а папа не ходит, это не значит вовсе, что папа не прав, а мама права. Может, папа потому и не ходит в церковь, что в нее так ходит мама, что в саму церковь ходить уже не хочется после такого хождения мамы О.Алексий, есть отличие детей, которые с детства воцерковлены, от тех, кто только-только стал ходить в церковь? Не знаю, я никогда об этом не задумывался. А в чем отличие должно быть – в степени  любви к Богу? Все зависит  не от времени в Церкви и не от возраста. Дети, в каком возрасте бы они ни были, они прежде всего копируют родителей. Родительская вера является для них ориентиром. Если в отношении к своей собственной вере у родителей есть хоть малейшее лицемерие, то, конечно, это ребенком будет воспринято, а потом будет отторгнуто. Если у родителей вера искренняя и живая, даже с ошибками, то это всегда будет хорошие плоды приносить. Много семей, где мама воцерковлена, а папа, в лучшем случае, нейтрально относится к религии, никак не поддерживает веру детей. И хорошо, хотя бы так. Все понятно. Мы живем  в таком мире, где семьи разрушены  или разрушаются, даже христианские семьи не являются ни образцами, ни оплотами семейного благополучия. Разводятся люди, которые венчаны, которые ходят в церковь и вроде бы все делают правильно.  Значит, что-то другое неправильно. И, если мама ходит в церковь, а папа не ходит, это не значит вовсе, что папа не прав, а мама права. Может, папа потому и не ходит в церковь, что в нее так ходит мама, что в саму церковь ходить уже не хочется после такого хождения мамы… Так бывает очень часто, если человек ищет в церкви чего-то своего, не настоящего. Все зависит от того, что сам взрослый человек ищет в церкви, в Боге. На  форуме была описана семья, где «мегавоцерковленная» мама не покупает дочери нормальную одежду, даже не разрешает ей паспорт получать.

http://pravmir.ru/trudnye-voprosy-vospit...

Уроки на дом Время, в которое мы живем, справедливо названо информационным. Это выражение, судя по всему, будет лишь накапливать аргументы в пользу своего права дать эпохе имя. Информации много – причем во всех областях, – и доступ к ней открыт, но почему не утихают горькие жалобы на то, что уровень образования неизбежно падает? Казалось бы, мы должны становиться умнее, наши познания должны быть шире. Вместо этого люди пишут с такими ошибками, словно никогда не ходили в школу. Сплошь и рядом так некрасиво говорят, так коряво излагают свои мысли, что становится ясно – они не читают книг, не любят и не умеют думать. Их толком ничему не научили. Если они свечи, то их никто не зажег. Если же они глыбы мрамора, то никто не угадал в них контуры спрятанной скульптуры. И это может иметь отношение даже к обладателям диплома о высшем образовании. Диплом у человека есть, – а может и не один, – а говорить с ним не о чем. Кислая ситуация. В этих условиях самое время отнестись к образованию, преподаванию, школьному обучению, как к христианскому подвигу. Кто-то из архиереев Сербской Церкви, обладатель светлого ума и золотых уст, говорил, что все три слова – образование. просвещение, воспитание – имеют христианский смысл и христианское происхождение. Образование – это не напичкивание знаниями головы, но просветление помрачившегося в человеке образа Божия. С потемневшей иконой можно сравнить человека, а образование – с очищением и реставрацией потемневшего лика. Воспитание происходит от слова «питать», «кормить», и нельзя, говоря о воспитании, умалчивать и о Хлебе, сошедшем с небес, и о «чистом словесном молоке, необходимом для возрастания во спасение». (См. 1 Пет. 2:2) Ну а «просвещение» рождено словом «свет», одним из главных слов Нового завета. Если мы не дадим себя запутать в понятиях, то Светом будем именовать Господа Иисуса Христа. «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин. 1:4) У слова «свет» есть, конечно, и другие смыслы, от бытовых до научных. Но нужно поостеречься называть просвещением то горделивое и самодовольное поглощение знаний, которое свойственно мировоззрению, лишенному веры.

http://pravoslavie.ru/48390.html

(Учебно-воспитательная библиотека. Издание общества распространения технических знаний. Том первый. Часть 1. Педагогика). В прошедший раз 1 мы обратили внимание наших читателей на выход в свет «Учебно-воспитательной библиотеки» обозрением в ней главных существенных вопросов, касающихся преподавания Закона Божия. Занялись мы прежде всего именно этим предметом потому, что преподавание Закона Божия представляет собою вопрос, самым непосредственным образом затрагивающий просветительную деятельность духовенства, – деятельность, которая, по нашему крайнему разумению, составляет одну из существеннейших его обязанностей. Но если проповедовать и научать христианскому образу мыслей вверенных ему чад церкви составляет неотъемлемую и существенную сторону деятельности духовенства, то в интересах этой же самой деятельности будет не только не излишне, но и совершенно необходимо рассмотрение и таких вопросов, которые касаются общей педагогики и общих задач нашей народной школы. Эта необходимость со стороны духовенства следить за разъяснением педагогических вопросов, касающихся народного образования и воспитания, вытекает не только из его обязанности воспитывать и учить народ, но и из того положения, в котором у нас находятся между собою церковь и школа. Как у нас, так и везде в христианских обществах почин в деле народного образования принадлежит церкви; с ранних пор христианской эры и на востоке и на западе устроялись христианские училища, которые были первыми рассадниками духовного просвещения в народе. Но тогда как на западе, вследствие разного рода обстоятельств, церковное влияние на дела народного образования постоянно устранялось, и борьба между собою светского и духовного элементов на арене народной школы кончалось торжеством первого и совершенным изгнанием духовенства из школы, – у нас союз между церковью в школой настолько еще прочен, что настоящее не дает никаких поводов предполагать о возможности подобного разрыва. Напротив, искренняя, несокрушимая религиозность нашего народа и благочестивая заботливость нашего Монарха, еще недавно призывавшая руководителей и вождей народа усилить свою бдительность относительно развития и укрепления религиозно-нравственных начал в народе и его юных поколениях, дают полное право думать, что союз между школою в церковью у нас гарантирован прочно, коренясь в самом сердце народа и его благочестивейшего Государя.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Черкассы. Церковь Казанской иконы Божией Матери (старая). Казанская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Казанской иконы Божией Матери Год постройки:не позже 1848. Год утраты:1964 (сгорела) Адрес: Россия, Оренбургская область, Саракташский район, с. Черкассы, на месте современной церкви Координаты: 51.810036, 56.336374 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Полноценная казачья жизнь была неразрывно связана с церковью. После крещения ребенка в храме отец брал сына на руки, надевал на него шашку, сажал на лошадь, подстригал ножницами волосы в кружок и возвращал матери, поздравляя ее с казаком. Когда у младенца прорезывались зубы, отец брал его на лошадь и ехал с ним в церковь, где служили молебен Иоанну-воину о том, чтобы сын их был храбрым казаком. Возраст до пяти лет считался наилучшим для духовного и физического развития ребенка, и воспитание его проводилось в военном духе. С десяти лет мальчик уже присутствовал на казачьем круге. В 14 лет ему покупали лучшего жеребенка, и они росли вместе, а в 19 лет он был уже полностью экипирован и готов к службе. Поэтому как только казачьи переселенцы обустроились на новом месте, они стали искать, где находится ближайшая церковь, начали расспрашивать и узнали, что за 40 верст от них, в селе Спасском, имеется храм Спаса Нерукотворного, который был построен генералом Мансуровым в 1814 году. Петропавловская крепость находилась еще дальше. Поначалу пробовали добираться туда сами, но это было затруднительно, особенно зимой, когда буран и вьюга заметают все вокруг до такой степени, что один казак заблудился, замерз в дороге и лишился жизни, а другой – лошади. По этой же причине священник не мог приходить так часто, как это требовалось. Поэтому случалось, что старики и тяжелобольные умирали без исповеди и святого причастия, а младенцы – без крещения, приходилось их хоронить без должного христианского погребения, что безмерно огорчало казаков. Молодежь стала причащаться редко, из-за чего многие стали терять страх Божий и охладевать к православной вере, а без этого немыслимо нравственное воспитание.

http://sobory.ru/article/?object=53153

Этюд « Церковь и школа» был первоначально напечатан в сборнике «Вопросы религиозного воспитания и образования». Выпуск I. Издание Религиозного педагогического кабинета. Возврат к идее церковной культуры, пересмотр основ мировоззрения в свете христианских начал ставит на очередь вопрос о взаимоотношении Церкви и школы. Из ряда конкретных проблем школьного дела мы считаем нужным выделить именно этот вопрос ввиду его принципиального значения. В сфере школьного строительства мы еще глубже, чем в какой-либо другой сфере культуры, возвращаемся к основной идее единства жизни и Церкви, ибо встреча жизни с Церковью и преобразование ее в духе Церкви долж­ны начинаться уже в школе. Этого, конечно, не следует понимать упрощенно – в смысле усиления религиозного преподавания в школе или в смысле административного подчинения школы духовенству. Дело идет не о внешнем, а о внутреннем воздействии Церкви на школу. Основная трудность вопроса о новом типе школы, о религиозном ее устроении та же, что и трудность идеи церковной культуры вообще. Разрыв культуры с Церковью совершился в свое время во имя свободы – и ныне вопрос о свободе стоит по-прежнему в центре всей проблематики церковной культуры. Для школы, глубоко живущей идеей свободного раскрытия личности ребенка, трудность религиозного воспитания всегда заключалась в том, чтобы избежать всякой принудительности и насильственного навязывания религиозной жизни, – отсюда идеал свободной, секуляризованной школы. Этот идеал царил в XIX веке в педагогике, сильно его очарование и ныне, и сила этого очарования в том, что он охраняет свободу ребенка от принудительности, лицемерия там, где должна быть подлинная свобода. Но этот идеал секуляризованной школы осуществлен уже давно в Соединенных Штатах Америки – и что же дает нам опыт такой школы? Отделение школы от Церкви было вызвано в Северной Америке не торжеством безбожия, а чрезвычайной конфессиональной пестротой. При пестроте и крайней многочисленности различных протестантских исповеданий американцы, оберегая детей одного исповедания от религиозного влияния другого, давно пришли к убеждению, что в школе не должно быть никакого места для религиозного преподавания, которое всецело отошло, таким образом, к семье и к церквам. Никогда еще не был проделан опыт внерелигиозной школы в таком объеме, в таких благоприятных для этого опыта условиях (ибо Америка была, да и сейчас еще остается глубоко религиозной страной), как это было в Соединенных Штатах, – и тем более поучительны и важны итоги этого опыта. В чрезвычайно ценной и объективной книге «Teaching Work of the Church», изданной федеральным советом протестантских церквей Америки, описаны очень ярко печальные итоги безрелигиозной школы 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

Аудио   Введение Отдел I. О начале христианской жизни чрез святое крещение, с указанием – как сохранить сию благодать в период воспитания Как начинается в нас христианская жизнь? Как начинается жизнь христианская в таинстве крещения? Отдел II. О начале христианской жизни чрез покаяние или о покаянии и обращении грешника к Богу Как начинается христианская жизнь в таинстве покаяния? 1. Состояние грешника 2. Действие Божией благодати 3. Пробуждение грешника от греховного сна 4. Чрезвычайные действия благодати Божией в возбуждении грешников от сна греховного 5. Обыкновенный порядок стяжания дара возбудительной благодати 6. Восход до решимости оставить грех и посвятить себя богоугождению А. Восход до решимости оставить грех Б. Восход до обета посвятить себя Богу 7. Облечение силою свыше на дело богоугождения в таинствах покаяния и причащения А. Кающемуся изрекается всепрощение в Таинстве покаяния Б. Кающийся приступает к Таинству святого причащения Отдел III. О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь, или то же о порядке богоугодной жизни Как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь 1. О хранении духа ревности по Богу А. Внутрь-пребывание Б. Зрение другого мира В. Стояние в чувствах, доведших до решимости 2. Указание упражнений, способствующих к утверждению в добре душевных и телесных сил человека А. Упражнения, способствующие к образованию душевных сил по духу христианской жизни Б. Держание тела по духу новой жизни В. Порядок внешней жизни по духу жизни новой Г. Благодатные средства воспитания и укрепления духовной жизни Д. Приближение к непрерывному говению 3. Правила брани со страстями, или начала самопротивления 4. Начатки восхождения к живому богообщению А. Восхождение к Богу Б. Живое богообщение совершается в состоянии безмолвия, приводящего к бесстрастию Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании Приложение Тропарь святителю Феофану, глас 8 Кондак святителю Феофану, глас 4     Введение В «Начертании христианского нравоучения» изображены обязательные для нас чувства и расположения, но этим сказано далеко не все, потребное к устроению своего спасения. Главное дело у нас действительная жизнь в духе Христовом. А этого только коснись, сколько откроется недоумений и сколько, поэтому, потребно указаний, и притом почти на каждом шагу!

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Уолтер Мартин (баптист) Глава 5. «Христианская наука» Исторический обзор Десятилетиями «христианская наука» занимала главенствующее положение среди «наук Высшего Разума». Располагая большой и все возрастающей численностью прихожан, сочетая в себе светское с религиозным и имея в своем распоряжении большие средства, Мать- церковь преобладала среди «наук о Разуме», являясь более важной во всех отношениях, чем «христианская школа единства», «наука Разума», «религиозная наука», «божественная наука» и их различные ответвления. Однако 60-е годы нашего века внесли перемены в это течение. «Христианская наука» начала терять приверженцев, и ее доходы сокращались постоянно и значительно. К середине 70-х годов последователи «христианской науки» и средства массовой информации осознавали, что упадок будет долгосрочным и постоянным. В 1976 году Мать- церковь села на мель предъявленных ей обвинений в финансовой, моральной и духовной коррупции среди ее высших служителей. Сейчас, в начале 80-х годов, культ «христианской науки» перегруппировал свои силы. Внутренние разногласия были устранены, финансовые потери уменьшились, да и сам культ повернулся к миру спокойным лицом. Будущие десятилетия покажут, сохранились ли у «христианской науки» силы выжить и пустить корни после невзгод. Тем не менее, даже сейчас культ «христианской науки» – мощная сила, с которой евангельские христиане сталкиваются повсюду. Мы рассмотрим его истоки, познакомимся с основателями, с имевшимися разногласиями и сопоставим это учение с ясным словом Писания. Ни одна из личностей, которым суждено было получить известность в религиозных кругах XIX века, не может затмить своей яркостью Мэри Энн Морс Бейкер, которая больше знакома последователям «христианской науки» как Мэри Бейкер Эдди, «мать» и руководитель, «открыватель и основатель» организации «христианская наука». Мэри Бейкер родилась в Бау, Нью-Хемпшир, в 1821 году в неказистом поместье ньюхемпширской фермы и была воспитана в духе строгого конгрегационализма. Ее родителями были Марк и Абигайл Бейкер. Жизнь юной Мэри Бейкер до времени, когда ей исполнилось 22 года, отмечена частыми болезнями, как души, так и тела. 33 Ее лечили, обращаясь к только что появившейся науке месмеризма, и это лечение давало некоторые положительные результаты.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/tsarstvo...

Литургия и образование 1 В первые дни Церкви, когда «христианами не рождались, а становились» ( Тертуллиан ), оглашаемый до присоединения к Церкви должен был пройти длительный период катехизации, то есть приготовления к таинству Крещения. В начале II века в Риме, например, такой подготовительный период длился два года. В то время казалось очевидным, что человек может стать членом Церкви только тогда, когда узнает и усвоит Ее учение, вполне поймет Ее Законы и жизнь. Во времена миссионерской проповеди христианства крещение взрослых было общим правилом, но по окончании этой эпохи нормой стало крещение младенцев; тогда катехизация естественно становится формой послекрещальной подготовки членов Церкви. В Западных церквях катехизация остается необходимым условием для «конфирмации», то есть для таинства Миропомазания, совершаемого в раннем отрочестве. Православная Церковь сохранила традиционную связь между Крещением и Миропомазанием, рассматривая их как двуединое таинство, в котором верующий становится членом Церкви. Хотя различные Православные церкви не выработали обязательной формы катехизации после крещения, везде принято, что дети должны получить христианское воспитание и образование. Это всеобщее убеждение показывает, что преподавание правил христианской веры и жизни членам Церкви – органическая и существенная часть церковной традиции. Хотя необходимость христианского воспитания признана повсеместно, в отношении форм и методов христианского образования этого нельзя сказать. Мы должны откровенно признать, что здесь царит путаница. Положение тем более неясно, что трудности его не вполне осознаны и поэтому не делается усилий их преодолеть. Это относится не только к отдельным деталям, но и к основным проблемам. Хороший пример – всеобщее признание воскресных школ в Православной Церкви в Америке. Воскресные школы, конечно, пришли к нам из протестантской системы образования, и прежде чем вводить их в практику Православной Церкви, следовало бы их критически оценить в свете православной концепции христианского образования, ее целей и принципов. Тем не менее такой вопрос никогда не поднимался, и «воскресная школа», где занятия часто проходят во время Божественной литургии, стала общепринятой формой нашего церковного образования. Можно привести и другие подобные примеры. Я полагаю, что вопрос прежде всего должен быть сформулирован следующим образом: указывает ли нам наша собственная православная традиция пути и методы христианского воспитания? Мы, конечно, имеем в виду не механическое восстановление методов обучения, употреблявшихся в иную историческую эпоху, а попытку духовно чтить церковную традицию, открывая ее дух, ее вечное значение. Православный путь жизни состоит в такой творческой актуализации церковной традиции; отказываясь следовать по этому пути, мы, сознательно или бессознательно, отходим от Православия. 2

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Разделы портала «Азбука веры» Геннадий Нефёдов Протоиерей Геннадий Нефёдов " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 1  голос:  5.0 из  5) Оглавление Из книги протоиерея Геннадия Нефёдова «Основы христианской нравственности» Каждому человеку необходимо иметь правильное представление об основах семейной жизни, о воспитании детей, о том, как научить повзрослевшего человека самому строить свои отношения с окружающими его людьми. Развивая силы и способности своей собственной духовно-нравственной природы, привлекая богатство церковного опыта с его благодатной помощью, человек воспитывает в себе вкус к мыслям святым и правильным и учится созидать свой семейный дом в соответствии с традициями христианской культуры. Именно об этом идет речь в книге «Основы христианской нравственности», адресованной юношеству и каждому человеку, задумавшему создать собственную семью. 1. Искусство правильно строить взрослую жизнь Понятие об этом искусстве Понятие об этом искусстве: субъективная работа над собой в семье, утверждение в себе объективно-ценных жизненных содержаний, вменение Божественного Откровения себе в закон, приобщение Откровению на различных путях жизни, влияние Божественного Откровения на нравственность, святое содержание нравственных отношений, святость Христовой Церкви, основание христианской нравственности, цель искусства правильно строить свою взрослую жизнь, созидая в своей семье малую, домашнюю церковь Какая у человека цель работы над собой? Став взрослым и создав собственную семью, каждый человек становится строителем совместной с женой, или соответственно с мужем, жизни. По совету богомудрых людей эта жизнь потребует от них таких отношений, при которых «муж должен быть построже к себе и поснисходительней к жене, а жена построже к себе и поснисходительней к мужу». Понятно, что такая семейная установка потребует от каждого члена супружеского союза индивидуальной, субъективной работы над собой. Цель этой работы – приобрести свой личный религиозно-нравственный опыт и плоды его постоянно вносить в «копилку» семейной жизни. В чем суть религиозно-нравственного опыта?

http://azbyka.ru/semya/ustroenie-semi-pr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Европа перестала быть христианской? Настоятель прихода свт. Николая Чудотворца в Вероне протоиерей Сергий Дмитриев о причинах повальной безбожности в среде европейской молодежи 02.04.2018 1214 Как сообщалось , Парижский католический институт и Центр изучения религии и социологии им. Бенедикта XVI в Лондоне подготовили доклад об удручающем положении христианства в Европе. Автор доклада профессор Стивен Балливэн делает однозначный вывод: «Христианство как норма [из Европы] ушло, и вероятно, ушло навсегда или в крайнем случае на ближайшие сто лет». Итоги доклада проанализировал в интервью «Русской народной линии» настоятель прихода святителя Николая Чудотворца в Вероне (Италия) протоиерей Сергий Дмитриев: Я не могу говорить о всей Европе, но расскажу немного об Италии, о Вероне, где я служу. Хотя после Пасхи я переезжаю на служение в Рим. На уровне традиций и праздников итальянская молодежь вполне воспринимает христианство, особенно во дни радостных и веселых праздников. В Италии главные церковные праздники являются государственными. В муниципальных школах проводят занятия по религиозному воспитанию, поэтому нельзя сказать, что государство не поддерживает христианство. Другое дело, что нынешняя молодежь редко пользуется традиционными источниками информации, меньше читает книг и мало общается вживую в семейном кругу - больше общение идет через Интернет, через социальные сети. В интернете же активно не присутствует религиозный аспект, поэтому молодежь меньше впитывает христианской веры. В Европе становятся слабее традиционные семейные отношения, но не везде. На юге Италии крепче родовые связи, через которые как раз и передаются религиозные традиции. Вообще Италия находится не на первом месте по отходу молодежи от Бога, хотя в некоторых католических храмах молодежи и вовсе нет, а только люди престарелые и среднего возраста. А в других католических общинах, в которых занимаются с молодежью, наоборот, полно молодых людей. Так же, кстати, и у нас. Если настоятель неравнодушен, то к нему тянутся как к живому примеру, ведь молодежи не нужна формальность. Молодежь там, где жизнь, реальные действия и энергия.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/02/ev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010