Луи Дюшен (католик) XXV. Христианские нравы и обряды Приготовление к крещению; обучение оглашенных. – Апостольский символ веры . – Канон Нового Завета. – Апостольские повести. – Энкратизм. – Православный аскетизм. – Покаянная дисциплина. – Усиление светского духа. – Собор в Эльвире. Отмеченные нами выше и богословские распри, без сомнения, возбудили волнение в некоторых кругах; они оставили в церковной литературе значительные следы, которые нам было бы легче восстановить, если бы в следующие века новые споры не изгладили их довольно быстро. Нельзя однако сказать, чтобы христианские массы долгое время были заняты этими распрями. Событие, которое особенно способно было бы привлечь их внимание, – низложение антиохийского епископа, – не имело, строго говоря, никакого значения вне Антиохии. После поражения Павла Самосатского все очень скоро пришло в обычный порядок. Об этом-то обычном строе церковной жизни, в ту эпоху, до которой мы дошли в своем рассказе, т. е. накануне последнего великого гонения и официального торжества христианства, и надлежит нам теперь поговорить. Бросим же общий взгляд на христианское общество III века; посмотрим, как оно пополнялось членами, дадим себе отчет в его нравах, его религиозной жизни, его организации и управлении. В своем „Апологетике“ (гл. 17) Тертуллиан говорит, что человек не родится христианином, а делается им: fiunt, non nascuntur christiani. Эти слова не следует понимать слишком узко. Уже во времена Септимия Севфра многие родились христианами в том смысле, что происходили от христианских родителей и потому были крещены в самом раннем детстве и принимали на себя совершенно бессознательно весьма важные обязанности в отношении веры и нравственного поведения. Такой порядок не возбуждал в церкви никаких колебаний: настолько она была крепка в своей вере и своих надеждах, – убеждена, что семейное воспитание с избытком заменит крещаемому младенцу ту подготовку, которой она требовала от взрослых новообращаемых. Этих последних действительно не допускали в лоно церкви без испытаний. Такое испытание называлось оглашением (катехуменат), – институт, встречаемый почти всюду к концу VI века. Новообращаемые, которые принимали христианскую веру уже в зрелом возрасте, не были тотчас же включаемы в состав верных. Прием их в лоно церкви совершался лишь по истечении некоторого времени, употреблявшегося на обучение их правильному пониманию христианства, как его учения, так и различных обязанностей, которые им предстояло взять на себя. Оглашенные не только учились, но уже и начинали вести христианский образ жизни, испытывая таким образом свои силы. С своей стороны церковь следила за ними и решала, может ли она положиться на их постоянство. На оглашенных смотрели уже как на христиан; они носили это имя, и во время гонений подвергались тем же опасностям, что и верные. На христианских собраниях они присутствовали при чтении, песнопении и некоторых молитвах, но не при таинстве Евхаристии и некоторых иных, каковы крещение и рукоположение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Предисловие Оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будет два в плоть едину. Тайна сия велика есть: Аз же глаголю во Христа и в Церковь ,– пишет св. Апостол Павел в послании к Ефесеям (5, 31, 32). Оставит человек отца своего и матерь: и прилепится к жене своей, и будет два в плоть едину. Яко же к тому неста два, но плоть едина: еже убо Бог сочета, человек да не разлучает. ( Мф. 19:5–6 ) – говорит Спаситель. Таково учение слова Божия о браке христианском. Христианский брак есть великая тайна во образ союза Христа с Церковью . Христианский брак установляется, заключается, сочетавается Богом, (Бог сочета). Посему христианский брак, как сочетаваемый Богом, не расторгается, не разлучается человеком. (Человек да не разлучает). В этом святом убеждении Православная церковь , всегда воспитывала и воспитывает верных и истинных своих чад. Она всегда учила и учит, что и сочетание, и, в случаях ею определенных, разлучение, вступающих в брачный союз лиц, есть дело Божие, совершаемое особыми от Бога поставленными лицами, в целом именуемыми Церковною иерархиею. И нельзя сказать, чтобы это воспитание и учение Православной церкви не имело доброй в сердцах и душах истинных чад ее почвы. Наш народ твердо держится этого учения. Он верит, что от Господа сочетавается жена мужу и по Божию же определению, объявляемому Церковью , разлучается. И образованное наше общество в лучшей своей части, получившей образование полное и русское, разделяет это убеждение. Только в недавнее время в меньшинстве этого общества, и главнейшим образом в слоях полуобразованных, недоучившихся до конца, или получивших образование не в христианском духе, появилась мечта о перенесении из области Божеских вещей в сферу вещей человеческих одной части брака, именно разлучения. Эта мечта затем проникла в некоторые кружки и выразилась предложением перенести разлучение брака (т. е. судопроизводства по брачным делам) из духовного суда в светский. Что эта мечта и вытекающее из нее предложение не имеют в себе логического основания, противоречат и слову Божию и Церковному учению и народным убеждениям и угрожают гибельными последствиями для жизни семейной, общественной и государственной, – это ясно даже и без особого углубления в дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Иларион: Достоевский через все свое творчество проповедовал евангельский идеал – Христа 9 февраля 2021 года, в день перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма. На сугубой ектении были возглашены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции. После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. За богослужением также были вознесены молитвы о упокоении души русского писателя Федора Михайловича Достоевского. В этот день исполнилось 140 лет со дня его кончины. По окончании Литургии владыка Иларион совершил заупокойную литию, а затем обратился к присутствующим c архипастырским словом: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие братья и сестры! Сегодня святая Церковь празднует память святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, который в конце IV - начале V вв. свидетельствовал о Христе через свои многочисленные проповеди и писания. И сегодня же мы вспоминаем Федора Михайловича Достоевского, нашего русского писателя, в связи с тем, что исполнилось 140 лет со дня его блаженной кончины. Его кончина была подлинно христианской, непостыдной, мирной. Он скончался в окружении своих близких, исповедовавшись и причастившись Святых Христовых Таин, в мире с Богом, с людьми и со своей совестью. Достоевский был воспитан в христианской вере. С младенчества посещал храм Божий.  Хорошо знал Священное Писание по детской книге, которая у него была, по которой учила его читать родная матушка. Узнавал он о христианской вере и от законоучителя – диакона, который приходил в их семью.

http://mospat.ru/ru/news/60765/

прот. Николай Сахаров Источники Богооткровенного Учения Понятие о Священном Писании . Священные ветхозаветные книги. Канон ветхозаветных книг и книги неканонические Богооткровенные истины сохраняются и распространяются двумя способами: посредством Священного Писания и Священного Предания. Под именем Священного Писания разумеются книги, написанные, по вдохновению от Святого Духа, освященными от Бога людьми, которые называются пророками и апостолами. Собрание всех священных книг называется Библией. Одни книги написаны до Рождества Христова, другие после Р. X.; первые называются книгами Ветхого Завета, последние – книгами Нового Завета. Ветхозаветных книг, если считать каждую книгу и отдельности. – 38; но обыкновенно соединяют несколько книг в одну и насчитывают двадцать две книги, удерживая счет древних евреев («вверена быша им (т. в. евреем) словеса Божия»; Рим. 3:2 ), которые считали свящ. книги по числу букв еврейского алфавита.. По содержанию ветхозаветные священные книги разделяются на четыре отдела: Законоположительные: 1) Бытия. 2) Исход, 3) Левит, 4) Числ, 5) Второзаконие; Исторические: 6) Иисуса. Навина, 7) Судей и Руфь, 8) Первая и вторая книги Царств, 9) Третья и четвертая Царств, 10) Первая и вторая книги Паралипоменон, 11) Книга Ездры и Неемии, 12) Есфирь; Учительные: 13) Иова, 14) Псалтирь, 15) Притчи Соломона, 16) Екклезиаст, его-же; 17) Песнь песней, его-же; Пророческие: 18) Исаии, 19) Иеремии, 20) Иезекииля, 21) Даниила, 22) Двенадцати малых пророков. Книга Бытия повествует о сотворении мира и человека, о жизни прародителей в раю, об их грехопадении и наказании за грех , о всемирном потопе, об Аврааме, Исааке и Иакове и заканчивается повествованием о смерти Иосифа в Египте. В книге Исход рассказывается о состоянии евреев в Египте по смерти Иосифа, о рождении и воспитании Моисея, о выходе евреев из Египта, о чудесном переходе их через Чермное море, о путешествии их к горе Синай и о Синайском законодательстве. Оканчивается книга Исход историей построения и освящения скинии. Книга Левит содержит в себе изложение законов обрядовых и частью нравственных и гражданских. Книга Числ начинается перечислением еврейского народа после Синайского законодательства и содержит историю дальнейшего странствования евреев по пустыне. Второзаконие содержит повторение Моисеем некоторых важнейших законов.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Чудеса Чудеса как доказательство божественности христианской веры 1 . В конце III столетия и особенно в начале четвертого воздвигнуто было самое тяжкое гонение на христиан со стороны императора Диоклитиана и потом его преемников. Но вот император Константин делается единодержавным государем римской империи силою креста Христова. В 312 году, идя с войском против врага своего Максентия из Галлии (или нынешней Франции) в Италию, Константин молил не языческих богов, а Верховного Бога всяческих, чтобы Он вразумил его о Себе и помог на войне против врага. И вот «однажды в полуденные часы дня, когда солнце начало уже склоняться к западу, царь собственными своими очами увидел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста с надписью: сим побеждай. Это зрелище объяло ужасом как его самого, так и все войско, которое следовало за ним. Константин, однако же, находился в недоумении и говорил сам себе: что бы значило такое явление? Но, между тем как он думал и долго размышлял о нем, наступила ночь. Тогда во сне явился ему Христос с виденным на небе знамением и повелел сделать знамя, подобное этому виденному на небе, и употреблять его для защиты от нападения врагов». Так, об этом повествует церковный историк, епископ Евсевий, современный царю, и говорит: «Нас с клятвою уверял в этом победоносный царь, когда, спустя долго после того, мы писали настоящее сочинение и удостоились его знакомства и беседы; посему, кто станет сомневаться в истине сего сказания, тем более что и последующее время было свидетелем его истины?» ( Евсевий Кесарийский , «Церковная история», т. II, стр. 79). Константин с этим знамением всегда оставался победителем над врагами. Убедившись в божественности христианской веры, он церковь Христову из гонимой сделал господствующею. 2 . Но вот, спустя 50 лет после явления св. креста царю Константину, на престол римской империи вступил Юлиан Богоотступник; воспитанный в христианской вере, он перешел на сторону язычников и стал гнать христиан. Господь Иисус Христос предсказал об иерусалимском храме ученикам, что камня на камне не останется от него: все будет разрушено, и на месте святом будет стоять мерзость запустения ( Мф.24:2, 24:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

13-е Святого отца нашего Иоанна Златоустого, архиепископа Цареградского Иоанн, наставник вселенский и победитель душ силою своего истинно-божественного дара слова, на которое отозвался мир наименованием его «Златоустым, устами Христа, устами Божиими», родился в Антиохии Сирийской в 347 году. – Сын одного из начальников войск, находившихся в Сирии, по имени Секунда, Иоанн еще в колыбели, по смерти отца своего, остался сиротою, но имел счастие найти в своей матери, по имени Анфусе, такую любящую, благочестивую и умную воспитательницу, которая сумела оградить его от всех бедствий и лишений раннего сиротства, сумела восполнить одним своим христианским, и потому всеобъемлющим, влиянием незаменимую для сына утрату отца. Под этим-то влиянием своей матери, отказавшейся, не смотря на свою молодость, от вступления в новый брак и сосредоточившей всю свою душу на своих детях, сыне и дочери, Иоанн получил первые уроки в христианских истинах и благочестии, которые сказались в нем впоследствии бессмертною славою образцового подвижника, отца Церкви, вселенского учителя. Еще в нежном возрасте Иоанна мать его успела возбудить в нем ту силу и образовать постоянство, которые сделались основными свойствами его характера. Замечая его необыкновенные природные дарования, она, пользуясь пребыванием в Антиохии, столице Востока, многих лучших ученых наставников по всем отраслям наук и владея богатым состоянием, оставленным ей мужем, имела возможность доставить Иоанну лучших учителей. Подготовленный домашним воспитанием, он продолжал его в языческих школах, так как прежние, христианские школы были закрыты богоотступником Юлианом, а новых еще не успели устроить. Но это обстоятельство не повредило юноше, в сердце и уме которого уже твердо насаждены были христианские чувства и понятия. Притом же, так как он был приучен к полной откровенности с матерью, то она была в состоянии следить за всеми его впечатлениями и направлять их. В школах Иоанн занимался так успешно, особенно в красноречии, что, поражал не только товарищей, но и преподавателей. Ливаний, опытный софист, пожелал в присутствии большего собрания прочесть блистательную речь своего ученика, написанную им в похвалу императоров, и, кончив чтение, при общем рукоплескании воскликнул: «счастлив писатель, умеющий так прославлять императоров! Но также счастливы те императоры, которые царствуют в то время, когда мир владеет таким писателем!» – Этот же знаменитый ученый Ливаний через несколько лет после того, перед смертию своею, на вопрос: кого бы он желал иметь своим преемником? – отвечал, что он избрал бы Иоанна, если бы его не похитили христиане... и вообще предсказывал Иоанну блистательную будущность в свете.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

24-е Св. мученицы Сиры Сира была родом из Карх-Селевкии в Елимаиде (нын. Абизард), дочь одного из начальнейших магов. Желая предохранить ее от знакомства и дружбы с христианскими девицами, отец еще в очень равней юности отправил ее в город Фарс для воспитания и подготовления в жрицы в капище огня. Достигши же совершенного возраста, возвратилась в дом родительский и поступила в число жриц. Скоро познакомилась с некоторыми нищими христианами, а чрез них и с учением христианским, обсуждала великое различие между верою магов и верою христиан, позвала лучшее и решилась присоединиться к истинному благочестию. Желая ближе ознакомиться с христианским учением, тайно посещала церковь , слушала чтение и пение и положила начало новой жизни постами и молитвами. Не укрылось это от домашних, братьев и сестер, и просили они мачеху свою убедить Сиру не отступать от веры предков, чтоб не нанесть бесчестия всему роду их и не навлечь гнева царского. Мачеха наедине открыла девице, будто и она тайная христианка, и советовала ей чтить Христа втайне, а явно служить богам, чтобы не дать о себе подозрения и не подвергнуться бичеваниям, терзаниям, жжениям и прочим мукам; потому что опасно, говорила, как бы, не стерпевши мук, она и явно не отверглась от Христа и не совершила греха непростительного. Сими и подобными словами удалось ей преклонить Сиру на малое время, но затем скоро последняя, повинуясь внутреннему званию, отправилась рано в церковь и просила епископа Иоанна сподобить ее святого крещения. – Этот Иоанн есть второй известный в VI веке представитель православной церкви в Персии. – Епископ возрадовался духом об ищущей крещения, но, рассудив обстоятельства времени, не сподобил ее крещения. Ибо знал, что она – знатного рода, а ненависть магов к христианам била очевидна для всех; он боялся раздражить их и дать повод к общему преследованию христиан. Частию же и о самой девице сомневался епископ и советовал ей прежде исповедать Христа пред отцом своим, братьями, сродниками и всеми домашними; и если сможет претерпеть ожидающие ее истязания, то пусть и пребывает в добром исповедании, и тогда сподобится святого крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

57. Учреждение миссий Миссионерская деятельность Русской Церкви в синодальный период с успехом продолжалась главным образом в казанском крае и сопредельных с ним местностях. Из Казанских святителей ревностью к распространению и утверждению веры в особенности отличались митрополиты Тихон, открывший на свои средства школу для инородческих детей, и Лука Конашевич. В настоящее время делом миссионерской проповеди в казанском крае руководит Казанское братство святителя Гурия, открытое в 1867 году. Обширные пространства Сибири, населенные многочисленными племенами, в особенности представляли широкое поле для миссионерской деятельности Церкви в последние века. Вот наиболее замечательные проповедники веры в этом крае. Тобольский митрополит Филофей Лещинский. Он вызвал к себе из Киева ученых иноков и посылал их проповедовать к пограничным с Сибирью монголам. Сам он из конца в конец разъезжал по своей обширной, пребывавшей большей частью еще во мраке язычества епархии. В 1711 году, по тяжкой болезни, он отказался от кафедры и принял схиму с именем Феодор. Почувствовав облегчение, он опять обратился к миссионерским трудам и, не стесняемый делами по управлению епархией, всецело посвятил себя делу христианской проповеди: целыми сотнями крестил татар, остяков, вогулов, назначал им священников, строил церкви. Всего им обращено было к вере до 40 000 инородцев и построено 37 церквей. Почил светитель в 1721 году. Святой Иннокентий, епископ Иркутский, постриженник Киевской Лавры и воспитанник тамошней академии. Император Петр в 1721 году предназначал его в начальники Пекинской миссии в сане епископа, но китайский богдыхан не согласился допустить миссию в свою столицу. Во время тянувшихся переговоров с Китаем Иннокентий жил в Иркутске и впоследствии с 1727 по 1731 год был здесь епископом. Во все это время он много потрудился для проповеди между сибирскими инородцами. При иркутском Вознесенском монастыре на свои средства он устроил школу, где будущие миссионеры обучались монгольскому и китайскому языкам. Апостольские подвиги и святая жизнь его прославлены нетлением мощей.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

#ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть itemscope itemtype="" > «Знание – сила»… Но почему знания все глубже погружают человечество в область тьмы? Архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий (Апалько)   Протоиерей Вадим Кузьмич   01:19 04.10.2023 1131 Время на чтение 8 минут Диавол стремится получить абсолютную власть над миром, и человечество, балансируя между добром и злом, все больше погружается в область тьмы. «Мир потерял контроль над собой, — печалился преподобный Паисий Афонский. — От людей удалились любочестие и жертвенность... и потому они так измучены». В контексте кризиса современного мира особое значение приобретает проблема духовного просвещения и воспитания детей. Об этом мы и беседуем с наместником Свято-Успенского Жировичского монастыря, архиепископом Новогрудским и Слонимским ГУРИЕМ. — Ваше Высокопреосвященство, под словом «просвещение» многие понимают получение и накопление знаний. Каково значение этого слова в христианском понимании? — Просвещение в христианском понимании — это приобщение к свету Христовой истины. К сожалению, в наше время просвещение стало неким трудом по сбору знаний, разной — нужной и ненужной — информации.

http://ruskline.ru/analitika/2023/10/03/...

Арианство, с его различными видоизменениями волновавшее церковь в продолжение IV века, выдвинуло новые еретические принципы в борьбе с церковным учением. До Арианства исходным пунктом еретических учений было единство Божества. Троичность Лиц ими отвергалась. Соответственно характеру ересей церковь до появления Арианства, раскрывая догматическое учение, заботилась, главным образом, о выяснении троичности ипостасей в противовес монархианству еретиков. Единство Божества не было настолько раскрыто представителями церковного учения этого периода, как троичность Лиц, потому что его не отвергали и еретики. Арианство вышло из противоположного принципа. Признавая троичность Лиц, Арий не мог примирить ее с единством Божества, оставаясь на почве церковного учения, т. е., признавая три единосущных и равных ипостаси. Чтобы примирить троичность с единством, он отверг единосущие Лиц и таким образом пришел к тому же монархианству только в новой форме. Новое направление в учении еретиков заставило церковь , хранительницу догматов, определить на Никейском соборе единосущие Лиц Св. Троицы. Однако Никейское вероопределение не скоро утвердилось в церкви. При той любви к отвлеченным вопросам и религиозным спорам, о которой свидетельствует Григорий Богослов , Греки не могли удовлетвориться сухим вероопределением. Им нужно было философское обоснование учения о единстве существа Божия при троичности Лиц. Этому запросу современников одни из первых старались удовлетворить Св. Отцы Каппадокийцы: Василий Великий , его брат Григорий Нисский и друг обоих Григорий Назианзен , названный за свое высокое учение Богословом. Творения Каппадокийцев первые полагают начало золотому веку христианской литературы. Их труды в области христианской догматики, экзегетики и проповедничества навсегда останутся образцовыми. В частности учение о единстве Лиц Св. Троицы настолько ими уяснено и приближено к нашему разуму, что догматистам последующих времен ничего нельзя прибавить к их учению по существу. Воспитанные на сочинениях Оригена , о. Каппадокийцы сумели воспользоваться принципами его учения о Св. Троице, устранивши в то же время возможность делать из своего учения выводы, подобные Арианству.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010