Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 Поступающим Открыт набор в первый класс гимназии Радонеж Гимназия Радонеж – это первая православная общеобразовательная школа, созданная по благословению патриарха Алексия II и сделанная с душой людьми, которые любят свое дело и преданы высокому служению.                                 Запись на собеседование по телефону 8 (495) 423-51-22  Более 30 лет каждый год гимназия с радостью распахивает свои двери для новых учеников. Наша школа для вас, если вы:   v   Хотите найти в образовательной среде не только качественное образование, но и ценности, важные для православного христианина. v    Если вы по-настоящему заинтересованы в фундаментальном классическом образовании. v   Ищете место, где вовлечённость в образовательный процесс это не просто обмен знаниями между учителем и учеником, не просто присутствие ребёнка на уроках, а полнокровное проживание им насыщенной разнообразными событиями школьной жизни. v   Хотите найти место, где в начальной школе учителя «не отнимают у детей детство», а стремятся добиться высоких академических результатов, бережно сохраняя мир детской радости, игры, живой фантазии, любознательности и открытий - яркого проявления живого индивидуального характера каждого ребёнка, его интересов ко всему новому. v   Ищете место, где работают настоящие профессионалы, способны решить сложные образовательные и воспитательные задачи, в максимальной степени учитывая индивидуальность Вашего ребёнка.   В чём особенности начальной школы (и первого класса) нашей гимназии? У нас воспитание и образование идут рука об руку. Мы православная школа - это значит, что наша воспитательная программа базируется на традиционных православных ценностях. Неотъемлемой частью гимназии является школьный храм во имя Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, ведь именно в храме совершается духовное воспитание православного человека. v  Нам важно не только заполнить детские головки прочными знаниями, но и познакомить детей с тем «что такое хорошо» и «что такое плохо», что такое душевная щедрость, внутренняя духовная работа, и что такое христианские добродетели. В начальной школе все дети участвуют в проекте «Что для нас свято?»

http://old.gymnasia-radonezh.ru/entrance...

Закрыть itemscope itemtype="" > Русская Православная Церковь и перспективы развития духовно-нравственного воспитания в российской школе Доклад на образовательных чтениях Центрального федерального округа на тему: " Взаимодействие семьи, школы и Русской Православной Церкви в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи " (Сергиев Посад, 19.09.09) 24.09.2009 483 Время на чтение 9 минут Дорогие собратия архипастыри! Уважаемые руководители органов государственной власти! Всечестные отцы, братия и сестры! Участники Образовательных Чтений! Прежде всего, хочу выразить сердечную радость от встречи с вами на земле Преподобного Сергия Радонежского - великого духовного учителя Православной Церкви, молитвенника о нашем народе. Тема Образовательных Чтений этого года: взаимодействие семьи, школы и Церкви в духовно-нравственном воспитании детей и молодёжи. Семья призвана воспитать из младенца, явившегося на свет, человека, умеющего любить, радоваться, чувствовать и познавать мир. Школа помогает ввести человека в общественную жизнь, снабжает его необходимыми знаниями, приобщает к культуре своей страны, воспитывает ответственного гражданина и патриота. Церковь же приобщает человека к целостной мировоззренческой и культурной традиции с определённой системой нравственных норм, высших духовных ценностей. В этой связи духовно-нравственное воспитание призвано решать задачу становления истинно человеческого в человеке, раскрытия в нём духовного начала, определяющего его поведение и весь образ жизни. Философ Иван Александрович Ильин утверждал, что " без духа и вне духа мы не имеем истинного бытия, а остаемся " существователями " . Церковь не только сохраняет в обществе духовные ценности, традиции, культуру, мораль, но и даёт человеку главное, " единое на потребу " - соединение с Царствием Божьим и правдой Его, " пищу нетленную " , пребывающую в жизни вечной. (Иоанн. 6:27) Православное духовно-нравственное воспитание возможно только в Церкви. Но узнать о христианской культуре, приобщиться к ней ребенок может и в семье, и в школе. Практически это выражается в том, что мировоззренческое и нравственное содержание изучения православной культуры в школе должно быть церковным, заданным или согласованным с религиозной конфессией. И, конечно, учителю православной культуры следует быть, в первую очередь, не только профессиональным педагогом, но и церковным человеком. Слава Богу, таких учителей в нашей школе достаточно много.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Русское образование и Император Николай II К 104-й годовщине мученической кончины 05.07.2022 2873 Время на чтение 24 минут Фото: В.Серов. Портрет Императора Николая II О бразование в Российской Империи. Царская школа 3. Модели образования эпохи модерна 4.1. Философия, поместившая в центр мира человека, или путь от епископа к директору гимназии 4.2. Философия, поместившая в центр мира человека, или путь от епископа к директору гимназии   Прежде всего, подтверждаю Мое требование, чтобы в школе с образованием соединялись воспитание в духе веры, верности Престолу и Отечеству и уважения к семье, а также забота о том, чтобы с умственным и физическим развитием молодежи приучать ее с ранних лет к порядку и дисциплине. Школа, из которой выходит юноша лишь с курсовыми познаниями, не сродненный религиозно-нравственным воспитанием с чувством долга, не только не полезна, но часто вредна, развивая столь пагубные для каждого дела своеволие и самомнение. Государь Николай II. Из Высочайшего Рескрипта 10 июня 1902 года.   1. Неизвестная реформа русского образования   О государственно-общественном управлении образованием   Как положительные, так и отрицательные черты русского образованного слоя, были во многом следствием той системы отечественного образования, о которой и пойдет сейчас речь. Совершенно естественно, что приоритетом государственной образовательной политики Российской Империи в XIX веке было, как и в Европе, развитие продвинутых систем образования, в варианте образования классического. В системе классического образования на «дошкольном» и «школьном» уровне полнота ответственности за воспитание лежит на родителях, обязанных заложить основу нравственной личности ребенка. Они являются естественными защитниками ребенка и его представителями. Роль родителей, на следующем уровне его образования в христианской традиции должны играть родители высшего порядка – христианские монархи и епископы, проводящие в жизнь образовательную политику христианского государства.

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/05/...

Как отец, пекущийся о чадах своих, при вступлении их на самостоятельный жизненный путь, благословляя их именем Божиим, молится о том, чтобы Господь сподобил их в жизни земной всего доброго, хорошего, прекрасного, даровал бы им земное счастье и благополучие, так и я, бывший ваш нравственный и религиозный руководитель в школе, направлявший все ваши деяния и мысли ко благу и благополучию временному и вечному, в настоящие последние минуты вашего пребывания здесь и расставания с вами, от искреннего сердца, как ваш отец родной, прошу и молю Господа, да подаст Он вам на новом поприще вашей жизни все те высшие блага, какие предназначены Им для Его чад, живущих на земле. Нетрудно, предполагаю, вам самим решить тот вопрос в вашем настоящем положении, в чем же может проявиться для вас хотя бы одно из сих высших благ? Пребывая здесь в стенах школы, в продолжение шести, семи, а может быть, и восьми лет, вы возросли достаточно, сколько нужно для вас, умственно, религиозно и нравственно, а равно и физически. С такими дарами природы и воспитавшей вас школы Слово Божие предлагает вам воспользоваться благом семейным, как самым высшим из всех земных благ, для приготовления новых членов царства Божия на земле и для воспитания верою вашею в Господа и любовью к человеку во имя Господне истинного человека-христианина, который бы на всех поприщах житейских проявлял себя в подвигах благочестия, честности, кротости и исполнительности. Здесь для вас величайшее и преимущественное назначение; здесь ваша слава, ибо отселе происходят добрые члены для общества, верные слуги для государства, истинные служители и пастыри церкви Божией. Будущее дитяти есть всегда произведение его матери; от неё зависит нравственная чистота и святость не только отдельных личностей, но и целых поколений. Да поможет вам Господь воспользоваться этим высшим благом для достижения тех целей, какие указуются нам Словом Божиим и нравственным учением христианским в деле воспитания материнского в семье и значения его для жизни религиозной, государственной, общественной и семейной.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit-Lyubimo...

Коллектив авторов Всероссийскому патриарху Пимену великопостное письмо СВЯТЕЙШИЙ ВЛАДЫКО! Камнем гробовым давит голову и разламывает грудь еще не домершим православным русским людям – то, о чём это письмо. Все знают, и уже было крикнуто вслух, и опять все молчат обреченно. И на камень еще надо камешек приложить, чтобы дальше не мочь молчать. Меня таким камешком придавило, когда в рождественскую ночь я услышал Ваше послание. Защемило то место, где Вы сказали, наконец, о детях – может быть, первый раз за полвека с такой высоты: чтобы наряду с любовью к Отчизне родители прививали бы своим детям любовь к Церкви (очевидно, и к вере самой?) и ту любовь укрепляли бы собственным добрым примером. Я услышал это – и поднялось передо мной моё раннее детство, проведённое во многих церковных службах, и то необычайное по свежести и чистоте изначальное впечатление, которого потом не могли истереть никакие жернова и никакие умственные теории. Но – что это? Почему этот честный призыв обращен Вами только к русским эмигрантам? Почему только тех детей Вы зовёте воспитывать в христианской вере, почему только дальнюю паству Вы остерегаете «распознавать клевету и ложь» и укрепляться в правде и истине? А нам – распознавать? А нашим детям – прививать любовь к Церкви или не прививать? Да, повелел Христос идти разыскивать даже сотую потерянную овцу, но всё же – когда девяносто девять на месте. А когда и девяноста девяти подручных нет – не о них ли должна быть забота первая? Почему, придя в церковь крестить сына, я должен предъявить свой паспорт? Для каких канонических надобностей нуждается Московская Патриархия в регистрации крестящихся душ? Ещё удивляться надо силе духа родителей, из глубины веков унаследованному неясному душевному сопротивлению, с которым они проходят доносительскую эту регистрацию, потом подвергаясь преследованию по работе или публичному высмеиванию от невежд. Но на том иссякает настойчивость, на крещеньи младенцев обычно кончается всё приобщение детей к Церкви, последующие пути воспитания в вере глухо закрыты для них, закрыт доступ к участию в церковной службе, иногда и к причастию, а то и к присутствию. Мы обкрадываем наших детей, лишая их неповторимого, чисто-ангельского восприятия богослужения, которого в зрелом возрасте уже не наверстать, и даже не узнать, что потеряно. Перешиблено право продолжать веру отцов, право родителей воспитывать детей в собственном миропонимании, – а вы, церковные иерархи, смирились с этим и способствуете этому, находя достоверный признак СВОБОДЫ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ в том. В том, что мы должны отдать детей беззащитными не в нейтральные руки, но в удел атеистической пропаганды, самой примитивной и недобросовестной. В том, что отрочеству, вырванному из христианства, – только бы не заразилось им! – для нравственного воспитания оставлено ущелье между блокнотом агитатора и уголовным кодексом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

митрополит Антоний (Мельников) С IV века тяга к христианству всё усиливается. В Церковь приходят люди разных сословий и разного культурного уровня: знать и рабы, люди, стоявшие «в просвещении с веком наравне», и полуграмотные простецы. За малым исключением, люди эти знают о христианстве очень мало, а то и вовсе ничего. Церковь в лице своих священников, позже диаконов, берет на себя обязанность ознакомить этих людей со Священным Писанием, христианскими догматами и христианской нравственностью. Обучение велось устно; учеников «оглашали»; от греческого слова χατηχω («обучать с голоса», «оглашать»), они назывались «катехуменами» (наше – «оглашенные»). Никакого определенного метода в деле обучения не было: всё зависело от педагогического такта и уменья учителя. Пестрый состав аудитории и частая многочисленность ее еще более затрудняли дело преподавания, особенно, если сам преподаватель не обладал большим опытом. Испытывая такие затруднения, скромный карфагенский диакон Деогратий обратился в 400 году к Блаженному Августину , уже знаменитому богослову и учителю Церкви, с просьбой наставить его в деле обучения людей, которые приходят креститься, но о христианской вере еще ничего не знают. Августин ответил небольшим трактатом «De rudibus catechizandis» («Об обучении оглашаемых»). Книжечке этой принадлежит одно из почтеннейших мест в мировой педагогической литературе: для своего времени она была неслыханной новостью, настоящим педагогическим откровением. И для наших дней советы африканского епископа не утратили своей силы и значения; их неумирающая ценность – в умных и высоких требованиях, предъявленных и к учителю, и ко всему стилю преподавания, которое обязательно должно соединяться с нравственным воспитанием. Уже это было новостью. Римская школа воспитанием не занималась: это дело семьи. Именно она, опираясь на семейные традиции и на авторитет старших – отца, матери, родственников, вырабатывала в юноше характер и внушала те чувства и мысли, которым надлежало стать руководством и опорой всей жизни. В семье учили жертвовать своими интересами ради государства, отдавать свою жизнь за свободу и честь родной страны, чтить ее законы, беречь достоинство и честь своей семьи и своего рода. Об этом воспитании рассказывает Цицерон, а по словам Плиния Младшего, и в I веке в империи оно было таким же, по крайней мере, в италийских провинциальных (в нашем смысле) семьях того круга, который имел в виду Плиний.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Мы продолжаем публиковать материалы из архива протопресвитера Николая Афанасьева , любезно предоставленные нашей Школе его сыном, доктором Анатолием Афанасьевым (см. «Православная община» 49, с. 41). На этот раз, в преддверии конференции «Предание Школы и Предание Церкви» (см. «Православная община» 50, с. 128), мы предлагаем вниманию читателя небольшую, ранее не публиковавшуюся его статью «О церковном воспитании», написанную им в самом начале 1930-х годов в Париже. Как уже неоднократно отмечалось на страницах нашего журнала, специфические условия жизни русской эмиграции до войны не только не мешают, но наоборот, способствуют актуальности для наших дней всего продуманного и написанного тогда ее лучшими представителями. Я начну с того, что наиболее бесспорно. Вряд ли кто-нибудь будет отрицать, что в наше время религиозное преподавание сделалось необычайно сложным и трудным, а вместе с тем и ответственным. Трудность религиозного преподавания заключается не только в крайне усложненной методике преподавания – так как надо не только знать и уметь применять то множество методов, которое в настоящее время имеется в педагогике, но и выбрать из них наиболее целесообразный, наиболее отвечающий данному времени, месту и обстоятельствам, – в религиозном преподавании имеется еще одна трудность, которую не знает общее преподавание или, если знает, то не в такой мере. Как бы мы ни определяли задачу и цель религиозного преподавания, для православного сознания бесспорно, что оно должно быть церковным. Нельзя быть вообще христианином, но надо быть членом Церкви. Это настолько очевидная истина, что нет ни одного христианского вероучения, которое бы полностью отрицало Церковь . Ту или иную степень церковной жизни мы найдем не только во всех основных христианских вероучениях, но и во всех сектах. Для православия, как и для католичества, вера в Церковь входит в число самых необходимых истин веры. В учении о Церкви религиозное преподавание соприкасается с догматикой и ею в значительной степени обусловливается. Нельзя не пожалеть о том, что как раз в учении о Церкви православная догматика наименее развита; однако не настолько, чтобы были не ясны и не определены те основные черты, которыми оперирует православная педагогика.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

О воспитании христианского настроения, как руководящего начала жизни. Слово в пяток четвертой седмицы Великого Поста, при воспоминании Страстей Христовых Источник Произнесено в церкви Киево-Братского монастыря 27 февраля 1915 года. «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе ( Флп.2:5 )». «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его ( Рим.8:9 )». Мы собрались в святой храм сей поклониться страданиям за нас Господа и Спаса нашего; мы пришли сюда напитать душу свою слушанием трогательной евангельской истории о крестных мучениях, понесенных за нас Единородным Сыном Божиим. Доброе дело сделали мы, возлюбленные братие и сестры! Пожить хоть несколько часов, хоть несколько минут высокими, святыми чувствами; хоть здесь, под сению Дома Божия перенестись в область таинственных и чистых переживаний и созерцаний; хоть здесь, хоть на время оторваться от тех мелких, узких, ничтожных, земных интересов, коими всегда наполнена жизнь наша – что может быть важнее, полезнее и благодетельнее для нас? Ведь только здесь, в этой умиляющей душу церковной обстановке, только здесь, под влиянием чувств, нами переживаемых, мы можем углубиться в себя и в свою собственную жизнь; только здесь мы можем во всей ясности и во всей глубине ощутить ту неизмеримую бездну, какая лежит между нашей жизнью и теми высокими христианскими идеалами, какие должны мы в ней осуществлять, дабы стать достойными великих плодов Голгофской Жертвы. Велика, братие, эта бездна, но в обыденной жизни мы не сознаем её, по крайней мере, немногие из нас сознают. Занятые своими мелкими повседневными заботами, отягченные ничтожными земными попечениями, влечемся мы потоком времени по бурному морю житейскому, чередуя в своей жизни горе и радость, смех и слезы, надежды и разочарования, гоняясь за призраками немного счастья, – и нам кажется, что и великое дело христианской жизни идет у нас самым нормальным порядком. И действительно, с внешней стороны, у нас как будто все обстоит благополучно. Мы и в церковь ходим, и о благолепии храмов Божиих ревнуем, мы и свечи пред св.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Faminsk...

Организация изучения православной культуры в Екатеринбургской епархии Доклад архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия на конференции " Православная культура в общеобразовательной школе: пути и методы преподавания " Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие братья и сестры! Радостно видеть, что современное общество проявляет все больший интерес к проблемам нашего национального, духовно-нравственного воспитания, образования и культуры, что постепенно приходит осознание того, что улучшение жизни в стране невозможно без возрождения нравственности. Тема XIV Рождественских Чтениях «Школа и Церковь – традиции и реформы образования». Не нужно думать, будто традиции и реформы, преобразования исключают друг друга. С течением времени, с изменением жизни неизбежно встает вопрос о необходимости реформ, в том числе и в сфере образования. Этого не нужно бояться, важно только,  чтобы в ходе реформ мы не утратили важнейших, основополагающих ценностей. Наша русская школа всегда была сильна своей методикой, дисциплиной, хорошо продуманными и простроенными учебными стратегиями. Соборное сознание Церкви также хранит для нас, православных, великие сокровища, в том числе, и в деле воспитания и образования. У Школы и Церкви общие цели и задачи, один народ. Нам есть чем друг друга обогатить. Нельзя не согласиться с Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием, который в одном из своих выступлений сказал: «Центральный вопрос нашего образования состоит в том – на каком мировоззрении будет строиться российское образование – или на тысячелетнем фундаменте нашей традиционной культуры или на эфемерных идеях «общечеловеческих» ценностей. Конечно, после разрухи возвращение к традиционной культуре в образовании – это трудное дело, но оно является судьбоносным для будущего России». А наша традиционная культура тесно связана с Православием. Сейчас повсеместно поднимается вопрос о необходимости введения обязательного культурологического курса «Основы Православной культуры» в нашей системе образования. Его Святейшество, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорит: «Сегодня раздаются иногда голоса о том, что якобы не нужно изучать Основы православной культуры. Но это увело бы нас от знания своей истории, потому что вся история России имеет своей основой христианскую историю. Прошлое учит нас многому. Учит, как нужно преодолевать трудности, испытания. Без прошлого не может быть настоящего и будущего. Каждый гражданин нашей страны должен быть патриотом своей Родины, должен любить свою историю, знать ее, понимать истоки и историю своей культуры, ибо только тогда он может считать себя человеком культурным».

http://pravoslavie.ru/439.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Основы православного воспитания «Основы православного воспитания» — авторский сборник значительного современного богослова Амфилохия (Радовича). О своей книге мит. Амфилохий (Радович) пишет: «Тексты, вошедшие в эту книгу, не представляют собой полного систематического изложения православной философии воспитания и образования. Они были созданы в разное время, по различным поводам, и являются скорее фрагментами и зарисовками общей картины той реальности, на которой основывается христианское воспитание и того, как оно воплощается, образовательно–воспитательной и просветительской деятельности Церкви и ее святых, служивших примером просветительства, в истории. Но, несмотря на фрагментарность этих текстов, все они пронизаны и объединены одной мыслью — идеей перерождения и преображения человека и конечной цели его образования и существования в целом. Название этому сборнику, общих по тематике и содержанию статей, дал очерк об основах православного воспитания, который представляет собой пособие для преподавания студентам, изучающим православную педагогику». В сборник «Основы православного воспитания» Амфилохия (Радовича) вошли следующие работы: ВСТРЕЧА БЫТИЯ БОГА И ЧЕЛОВЕКА ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОГО ВОСПИТАНИЯ ГРЕХОПАДЕНИЕ КАК ПОТЕРЯ ОБРАЗА ОТЦОВСТВО, ОТЦЕУБИЙСТВО И ВОСПИТАНИЕ ВСТРЕЧА СОВРЕМЕННОГО ЗАПАДА С ВОСТОЧНЫМИ СОТЕРИОЛОГИЯМИ МАРКСИСТСКИЙ ВЗГЛЯД БОГДАНА СУХОДОЛЬСКОГО НА ОБРАЗОВАНИЕ РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ОБЪЯТИЕ БОГА И ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕК — НОСИТЕЛЬ И СВИДЕТЕЛЬ ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ ПОКАЯНИЕ КАК ПУТЬ ЛИЧНОГО И ВСЕНАРОДНОГО ПЕРЕРОЖДЕНИЯ ЛИТУРГИЯ И ПОДВИЖНИЧЕСТВО ЛИТУРГИЧЕСКАЯ КАТИХИЗА (ПОУЧЕНИЕ) МИССИЯ ЦЕРКВИ И МЕТОДИКА (В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ) ИСИХАЗМ КАК ОСВОЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ПО АЛФАВИТНОМУ ПАТЕРИКУ СВЯТОСАВСКОЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ ПРЕДАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ ДОСИФЕЯ ОБРАДОВИЧА СИНАИТЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ СЕРБИИ XIV И XV ВЕКОВ СВЯТОСТЬ — МЕРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010