прот. Александр Дернов Часть третья. О задачах и главнейших средствах истинно-христианского воспитания (По воззрениям учителей Русской церкви) Общие замечания Необходимость национальности в воспитании. – Перемены в судьбе русского воспитания. – Неправильная постановка его в половине девятнадцатого столетия. – Поворот к лучшему. – Задача третьей части «Чтений».– Кроме общехристианского направления, воспитание должно иметь еще национальный характер, т. е. сообразоваться с психическими особенностями и традициями народа. Было бы слишком долго следить за всеми переменами в судьбе русского воспитания от того далекого прошлого, когда светлый луч христианства впервые осветил сознание русского человека, и до наших дней: здесь было и естественное преклонение пред величием христианского учения, и охлаждение к нему под влиянием различных причин, частью своих, частью иноземных. Так, в половине восемнадцатого столетия наше русское воспитание и образование, вследствие иноземных и преимущественно рационалистически-протестантских влияний, построилось на самых односторонних началах, несогласных ни с учешем слова Божия, ни с древнехристианскими заветами, ни с духом и историческим преданием нашего народа. Не только обучение, а и воспитание детей – образование их сердца и воли, так сказать, изъято было из влияния христианства и из ведения Церкви: даже самое религиозное воспитание сводилось все лишь к одному Закону Божию, как учебному предмету, равноправному с другими, если еще не менее их важному. Благодарение Богу, в последнее время нельзя не замечать, особенно (как указано у нас в заключении второй части сей книги) в нашей народной школе, довольно ясных признаков благотворного поворота к тому старому порядку: идеалы нашего воспитания начинают созидаться на слове Божием, и воспитание русское, общественное и частное всецело запечатлевается церковным характером. Проследить этот старый порядок русского воспитания – и указать необходимость его для настоящаго времени, и составляет задачу настоящей третьей части «Чтений об истинно христианском воспитании».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Слово по освящении храма при Сумском духовном училище,8 сентября 1888 г. О значении храма в деле христианского воспитания. Вниду въ дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем. ( Пс.5,8 ). Христианская мудрость издавна ввела в обычай устроять особые храмы при учебных заведениях. С какой целью? – Без сомнения для того, чтобы поставить училища под ближайшее влияние храма, как важнейшего и могущественнейшего руководителя в деле христианского воспитания. В последнее время мы привыкли возлагать в деле воспитания все надежды на обучение, на науку. Но горький опыт с каждым днем более убеждает нас в бессилии науки дать молодым поколениям тот добрый и надежный умственный и нравственный строй, который мы желали бы видеть в будущих деятелях на всех поприщах частной и общественной жизни. Мы не говорим уже о наук светской, которая по самому существу своему не имеет надлежащих средств для нравственного развития юношества. Но даже и наука христианская, или так называемое преподавание Закона Божия, самое тщательное и разумное, не даст надлежащих плодов без святого храма и благодатных средств для действия на души воспитанников, какими он обладает. Всякая наука имеет своим предметом развитие разума и обогащение его познаниями. Точно так же и наука христианская главным образом сообщает уму истины божественного откровения, правила христианской нравственности, истории Церкви и пр. Но и при лучших дарованиях законоучителей, при полной их ревности к своему делу, они не могут сделать ничего более, как только заложить в душах молодых людей здравые религиозные понятия, благоговение к вере и Церкви; но влияние их на сердце учеников, которое должно быть главным двигателем в нравственной жизни, может быть только косвенное, применительное и приспособительное, и следовательно не полное. Без проникновения в сердце силы и духа божественной истины, что может сделать только благодать Божия, все познания будут холодны, сухи; они будут светить не солнечным, а лунным светом, не дающим надлежащей теплоты и жизни для нравственного развития души человеческой.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Аннотация В статье рассматриваются основные задачи, стоящие перед духовной школой. Приводится краткий обзор существовавших в нашей стране образовательных моделей. Подробно описана христианская мировоззренчески- образовательная модель, характерная для духовной школы. Подчеркивается, что приобретение знаний неразрывно связано с их усвоением в практике духовной жизни. Делается вывод о том, что духовное образование направлено на то, чтобы помочь человеку познать свое состояние и путь спасения. В настоящее время отсутствие государственной идеологии и национальной идеи, закреплённое 13-й статьёй Конституции РФ 1 , привело к отсутствию государственного заказа в системе образования, который должен быть сформулирован в виде ясных образовательных целей, отсутствие которых – это тоже идеология, но разрушительная, а не созидательная. Отсутствие целей приводит к отсутствию или путанице стратегий образования, и стратегий воспитания в частности. Рассмотрим три основные мировоззренческо-образовательные модели, которые в различные исторические эпохи были государственными (данные модели были предложены д. п. н. А.А. Остапенко 2 ). Первая – материалистическая, или советская, нам досталась в наследие от СССР. Изначальное состояние ребенка в этой системе следующее: ребёнок от рождения есть «чистый лист» (tabula rasa). В ребёнке от рождения нет ни доброго, ни злого, ни нравственного, ни безнравственного, ни духовного, ни бездуховного, а добрым или злым ребёнок становится в процессе воспитания. Цель данной модели воспитания, или воспитательный идеал, состоит во всесторонне развитой гармоничной личности. Стратегия воспитания в данной модели состоит в том, чтобы становление человека шло путём его внешнего формирования другими людьми и «рукотворным» пространством человеческой культуры. Основная роль педагога – это педагогическое воздействие на формируемого человека и создание культурной человеческой среды, необходимой для его формирования. Любой человек становится нормальным, если ему посчастливилось развиваться в нормальных человеческих условиях. Социальный идеал состоит в коллективизме (господство «мы» над «я»). Религиозная направленность – атеизм.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Dergale...

Анонс - VIII Покровские чтения июля 2007 Межвузовская ассоциация духовно-нравственного просвещения «Покров» проводит 10-14 октября 2007 года VIII Покровские чтения. Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций по теме «Духовно-нравственное воспитание как фактор безопасности Российского государства». Межвузовская ассоциация духовно-нравственного просвещения " Покров " проводит 10-14 октября 2007 года VIII Покровские чтения. Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций по теме " Духовно-нравственное воспитание как фактор безопасности Российского государства " . Целью научно-практической конференции является обсуждение широкого круга вопросов, связанных с проблемой духовно-нравственного возрождения Российского общества и воспитания подрастающих поколений на основе традиций отечественной культуры. Для участия в конференции приглашаются преподаватели вузов, научные работники, учителя, военнослужащие, священнослужители, деятели образования и культуры, аспиранты, студенты, представители общественности. Примерные вопросы для обсуждения: - Исторические традиции духовно-нравственного воспитания; - Духовно-нравственные основы безопасности семьи и детства; социальная защита материнства; - Психология материнства и отцовства, православный взгляд; - Психолого-педагогические проблемы молодой семьи, проблемы демографии; - " Благодатная педагогика " : опыт работы; - Христианская психология как новый образ психологической науки; - Патриотическое воспитание молодежи, проблемы духовно-нравственного воспитания в военных вузах; - Духовно-нравственное воспитание в условиях деструктивной информационной среды; - Православные подходы к профилактике различных зависимостей в молодежной среде; - Волонтерские программ для студентов и молодежи; - Межвузовский творческий конкурс - как поддержка и развитие духовно-просветительских, образовательных программ в вузах; - Просветительно-образовательные программы для глухих и слабослышащих; - Информационное обеспечение межвузовских духовно-нравственных программ;

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=189...

Конспект по педагогике Скачать epub pdf Взято из книги: «История Киевской духовной академии. В. Аскоченский», 220221. Педагогию называем науку о воспитании. Воспитание в общем смысле есть вспомоществование правильному развитию всех сил телесных и духовных воспитанника, из которого оно образует человека и достойного члена общества. Воспитание христианина, какое должно быть в обществе христианском, есть такое развитие умственных, нравственных и телесных сил человека, какого требует дарованная ему благодать св. крещения и звание истинного христианина, благопослушного православной Церкви Христовой и верного сына отечества. Воспитание духовное имеет целью образовать не только истинного христианина и полезного члена общества, но и способного и полезного служителя Церкви. Последнее есть главный предмет Педагогики для духовных академий. Понятие о воспитании вообще, как о сообразном с целью развитии и образовании всех сил духовных и телесных, заключает в себе не только наилучшее практическое направление сил воспитанника, вследствие которого он делается способным действовать на поприще жизни во благо себе и другим, но и сообщение ему различных сведений полезных и нужных для известного рода жизни в обществе. То и другое между собой нераздельно; в науке может быть рассматриваемо порознь. Первое назовем воспитанием в частнейшем смысле, последнее обучением. Отсюда и Педагогику можно разделить 1) на науку воспитания и 2) науку обучения (дидактика). I. Наука воспитания . Здесь после общий понятий а) о назначении воспитываемого и средствах к достижению оного естественных и благодатных; b) о воспитателе, его обязанностях и качествах умственных и нравственных, с) о средствах, которыми может располагать воспитатель для своей цели, должны быть указаны 1) как общие правила касательно возбуждения и направления способностей, предупреждения от повреждения и исправления недостатков; 2) так и особенные правила касательно а) образования тела (воспитание физическое). Правила, относящиеся к сему, должны быть заимствованы из медицинских наставлений (например, из книги доктора Грума о сохранении здоровья детей), с применением их к быту духовенства и устройству духовных школ и цели духовного образования. b) образования души, то есть, ее умственных и нравственных сил, ума, воли и чувства, как требует достоинство существа нравственного, звание христианина, особенное назначение духовного воспитанника, с указанием средств к сохранению благонравия детей, к предупреждению и исправлению недостатков.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Сортировать по Исключить новости Если посмотреть на дохристианские времена, взять героев древности – Греции или Рима, то мы увидим, что они были властными, решительными и жестокими, но нельзя сказать, что они были раздражительными. Они умели владеть собой, и если они проявляли какие-то качества, то делали это сознательно. Записала София Зеленова Откуда берется раздражительность, где ее корни? Раздражительность – это неумение владеть собой. Рождается раздражительность по нескольких причинам.   Первый корень раздражительности — это воспитание. Думаю, что было время, когда люди были очень уравновешенными. И страсти раздражения они не подчинялись, или намного меньше ей подчинялись, потому что с детства были окружены уравновешенными людьми, которые умели собой владеть, и требовали от окружающих, чтобы те владели собой. Воспитанию такого спокойного и здравого отношения к себе и к окружающим уделялось очень много внимания. В этом процессе воспитания очень важным моментом было воспитание чувства собственного достоинства, которое не смеет оскорбить человеческое достоинство окружающих людей. Второе – это духовная жизнь. Это тоже воспитание, тоже работа над собой, но уже целенаправленная, имеющая непосредственно церковный характер. Поскольку в православной Руси вся жизнь была воцерковлена, воспитание церковное, общественное, семейное, были очень связаны. Воспитанные с детства целеустремленность, видение в себе греха, умение молиться, — давали людям такую силу духовную, которая позволяла контролировать себя, не позволять негативным эмоциям владеть человеком, так, чтобы он раздражался, выходил из берегов, и действовал под таким влиянием недоброго. Я говорю о временах христианских, но ведь если посмотреть на дохристианские времена, взять героев древности – Греции или Рима, то мы увидим, что они были   властными, решительными и жестокими, но нельзя сказать, что они были раздражительными. Они умели владеть собой, и если они проявляли какие-то качества, то делали это сознательно, а не потому что по своей слабости позволяли своим эмоциям собой владеть.

http://pravmir.ru/article_1592.html

Сортировать по Исключить новости Православное воспитание детей: ответы на вопросы Когда мы говорим детям о молитве, мы можем сделать для них только одно – научить осмысливать молитву, то есть сделать каждое ее слово понятным для них. Не надо думать о том, что на уроке они будут эти молитвы читать с воодушевлением, – мы даже не должны ставить такой задачи. Молитва всегда – дело сокровенное. 14 января, 2010 Когда мы говорим детям о молитве, мы можем сделать для них только одно – научить осмысливать молитву, то есть сделать каждое ее слово понятным для них. Не надо думать о том, что на уроке они будут эти молитвы читать с воодушевлением, – мы даже не должны ставить такой задачи. Молитва всегда – дело сокровенное. Читайте также части 1 и 2 Православное воспитание детей. С кем должен дружить православный ребенок? Православное воспитание детей. Как не вырастить ребенка атеистом? Вопросы и ответы – Отче, как Вы относитесь к термину «православное мировоззрение»? – Это явно идеологический термин. Хотя надо правильно понимать, что под этим подразумевается. За таким словом, как «мировоззрение», может стоять нечто усеченное, а может – христианский взгляд на мир. Мировоззрение – понятие очень широкое. Трудно ответить  на этот вопрос сразу и однозначно. Могу сказать только, что к слову «идеология» я отношусь плохо, а к слову «мировоззрение» – нормально. –  Как ребенок 10 лет должен молиться? По молитвослову? – Какие-то отдельные молитвы он может читать по молитвослову. –  Но не полное правило? – Полное правило сейчас даже в семинарии не читают. Утренние и вечерние молитвы там также сокращенные. – А нас батюшка не допускает к Причастию, если полностью не вычитано правило. – Нигде не написано, что исполнение полного правила является условием для причащения. Никто также не знает, почему это является условием. Человек, конечно, должен потрудиться для Бога, но у всех разная жизнь. Я как-то наблюдал, будучи на отдыхе,  как батюшка не причастил младенца, потому что мама его с утра покормила. А младенцу было 3–4 месяца.

http://pravmir.ru/pravoslavnoe-vospitani...

Сортировать по Исключить новости Как сочетать христианское воспитание детей с необходимостью знакомить их и с народным фольклором? Можно ли воспитывать ребенка верующим, если родители против?Что делать, если ребенок все время закатывает истерики? Мой 16-летний сын со временем становится все упрямее. Как быть?Моего ребенка дразнят во дворе. Как помочь своему сыну? Как ответить ребенку на вопрос «Кто создал ад?» Моя дочь задала мне вопрос, на который я затруднилась ей точно ответить: «Кто создал ад со всеми его «кругами»?» Ей 12 лет. Помогите, пожалуйста. Ирина Здравствуйте, Ирина, Вашей дочке можно ответить так, ад создали злые люди и злые демоны своими злыми делами. С уважением, священник Александр Ильяшенко Почему нельзя играть куклой Барби? Я сказал девочке, что куклой Барби играть нельзя…Я хочу успокоить ее любопытство и дать серьезный исчерпывающий ответ. С любовью о Господе, р.Б. Серафим. Здравствуйте, Серафим! Игрушка должна воспитывать у ребенка благие наклонности и полезные навыки, поэтому традиционные игрушки изображают ребеночка, тем самым ориентируют девочку стать матерью. Кукла Барби – женщина, которая не требует ухода и помощи от ребенка. Создается неестественная ситуация, не полезная для духовного развития ребенка. С уважением, священник Александр Ильяшенко Как сочетать христианское воспитание детей с необходимостью знакомить их и с народным фольклором? Есть такие сказки, в которых речь идет о нечистой силе в виде Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Змея Горыныча и др. Да и в менее безобидных сказках часто совершаются различные чудеса, упоминается колдовство. Алексей. Здравствуйте, Алексей. Народный фольклор складывался на протяжении истории и прошел серьезный отбор. В те, далекие времена народ был православным. Хотя в сказках встречаются элементы прежних верований, но они, безусловно, получили нравственную окраску. Зло всегда посрамлено, будь-то: Баба-яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч. Оказывается, Кощей Бессмертный совсем не бессмертный, а находит свой конец, потому что его побеждает искренний, мужественный, благородный герой. Мне кажется, важно воспитывать детей, опираясь на богатый народный опыт. Конечно, Вы можете выступать в качестве редактора и отбирать то, что Вам кажется полезным для Вашего ребенка. На нашем сайте мы пытаемся размещать произведения детской литературы нравственного содержания. В соответствии с возрастом вашего ребенка, скопировав материал, можете читать ему те или иные рассказы, сказки.

http://pravmir.ru/vospitanie-detej-otvet...

1. Много великих пастырей воссияло на востоке в IV и V веках, но едва ли пастырь Церкви какого бы то ни было времени по богатству своей духовной жизни превосходит великого Златоуста. В начале язычник, адвокат, образованный человек, Златоуст во внутренней жизни своей переживает великий процесс духовного возрождения. Он принимает христианство , учится началам христианской жизни, самоуглубляется, наблюдает жизнь. Изучение жизни во всей её неприглядной наличности отвращает от неё Златоуста, он признает непригодность мирских начал для духовной жизни и приходит к сознанию необходимости аскетизма. Он бежит в пустыню, предается суровым подвигам под руководством аскета старца. Не удовлетворяясь этим, он удаляется в уединенную пещеру и изнуряет себя в продолжении двух лет до того, что вследствие болезни находится вынужденным возвратиться в мирское общежитие. Но этот постепенный подвиг внешнего самоумерщвления был в то же время и непрерывным возрастанием духа, – постепенно очищаясь от страстей, Златоуст все более и более приходил к сознанию невозможности для христианина личного духовного подвига без служения ближним. Сама собою нравственная логика привела его к осознанию необходимости пастырского служения ближним. Его общественное воспитание и воспитание в пустыне привели его к уяснению начал и задач духовной жизни. Пришедший в Антиохию, он уже покорно отдался церковному служению. Изучение общественной жизни и своей духовной природы ясно показали ему бедственное состояние нравственной жизни общества и слабость личных человеческих сил к возрождению. Аскетическое воспитание пустыни привело к сознанию недостаточности забот о себе самом без служения ближним, оно показало юному подвижнику необходимость пастырского служения и его возможность при самоотвержении и помощи божественной благодати. И вот он оставил пустыню и безропотно покорился своему призванию. В настоящей статье мы попытаемся проследить постепенный рост в душе Златоуста пастырского настроения до принятия им на себя пресвитерского сана.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В изгнании, в годину постигших братьев страшных бедствий, Я. А. Коменский всей душой переживает горе своей осиротелой паствы и в ободрение и наставление ее пишет целый ряд своих религиозно-нравственных сочинений: «О христианском совершенстве», «Непреодолимый град имя Господне», «Глубина безопасности» (Centrum securitatis), «Лабиринт света и рай сердца» (лучшее из поэтических произведений его). В это же время им переведены были на чешский язык стихами псалмы Давида. Между тем эдикт 1627 г., осудивший всех, не возвратившихся к католичеству, на изгнание из страны, лишил Я. А. Коменского последнего его убежища: в суровую зиму 1628 г., вместе с 30.000 славянских семейств, он должен был оставить свою родину навсегда. Поселившись в польском г. Лешве (Лисса в Познани), он весь отдался делу пастырскому и педагогическому, руководя и школой, и религиозно-нравственной жизнью приютившихся здесь Братьев. Тринадцатилетняя деятельность Я. А. Коменского в Лешне дала особенно блестящие результаты. Так, здесь была закончена на чешском языке (1632 г.) и переделана на латинский «Великая дидактика» («Didactica magna sen omnes omnium docendi artificium») – этот капитальнейший из педагогических трудов Я. А. Коменского, система воспитания, в которой сконцентрированы все главнейшие педагогические идеи его. Здесь была издана (в 1633 г.) «Школа матери» («lnformatorium maternum») – полное любви к детям и психологического понимания природы их руководство для первого шестилетнего периода воспитания, для так называемой «материнской школы». Здесь был составлен «Очерк народной школы» («Scholae vernaculae delineatio») – для второго периода воспитания или «школы родного языка» (6–12 л.). Здесь была составлена и издана (в 1631 г.) сразу обратившая на себя внимание всей образованной Европы, очень скоро переведенная на все европейские и очень многие восточные языки знаменитая «Отверстая дверь языков» («Janua linguarum reserata»), предназначавшаяся в руководство для третьей школы Я. А. Коменского – гимназии. Наконец, в это же время созревает и идея Я. А. Коменского о «Пансофии», цельной, выведенной из одного начала, энциклопедии всех наук. Возбудив своим «Prodromus pansophiae» особый интерес к этому делу среди ученых Англии, Я. А. Коменский оставляет в 1641 г. Лешну и отправляется в Лондон; но, не достигнув цели, вследствие политических волнений в стране, скоро уезжает отсюда в Швецию.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010