Все три, празднуемые ныне, святители происходили из благочестивых семейств, имели прекрасных матерей; и все они от них же получили первоначальное – домашнее образование. В этом отношении их матери служат прекрасным примером в деле воспитания детей для всех матерей. Емилия – мать св. Василия Великого – имела многочисленное семейство, и сама вместе с мужем своим занималась воспитанием детей. Они особенно старались внушить детям горячую любовь к Богу и основательное знание закона христианского. Они постоянно помнили, что воспитывают детей своих не для этой жизни, а для вечности. И хороши были их дети: старшая дочь их Макрина была примерная христианка, а два сына – празднуемый нами Василий Великий и брат его Григорий, впоследствии епископ Нисский, были в своё время светилами церкви Христовой, – и почти всё семейство причислено к лику святых. Нонна – мать св. Григория Богослова на столько была благочестива и влиятельна, что обратила от язычества к христианству своего мужа и содействовала его нравственному усовершенствованию настолько, что он получил сан епископа. Св. Григорий с любовью вспоминал о родителях своих и, особенно, о матери. «Мать моя, писал он, наследовав от отцов святую веру, наложила и на детей своих Сию золотую цепь. В женском образе нося мужеское сердце, она для того только касалась земли и заботилась о мире, чтобы здешнюю жизнь приготовить к жизни небесной.» И это семейство было образцом христианского благочестия и тоже почти все члены его причислены к лику святых. Анфуса – мать св. Иоанна Златоуста была замужем за богатыми человеком – начальником сирийских войск, овдовела на двадцатом году своей жизни; Иоанн остался от отца младенцем. Несмотря на неоднократные счастливые случаи вступить во второе супружество, Анфуса не пожелала того, а вся отдалась обязанностями христианки и матери, занялась воспитанием сына, мудро управляла имением его, старалась дать ему обширное и прочное образование, особенно же основательно познакомить его со свящ. писанием. От матери он получил первые уроки в христианском благочестии, и ничто впоследствии не могло изгладить их из души его. Вот те семейства, из которых вышли празднуемые ныне святители, и вот каких матерей они имели. Великое значение имеет семейство по отношению к обществу, и великое значение имеют матери в деле воспитания детей. Несомненно, если бы и в настоящее время побольше было семейств, подобных семействами празднуемых святителей, то семейства давали бы обществу более лучших членов и деятелей; несомненно также и то, что если бы и в настоящее время побольше было матерей, подобных матерями празднуемых ныне святителей, то и детей с подобными направлением было бы гораздо большие, и самые дети поступали бы из семейств в школы с большими и лучшими задатками к добру.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Закрыть itemscope itemtype="" > Христианский патриотизм в учении Церкви Цитаты святых отцов и подвижников благочестия о патриотизме 28.10.2022 1647 Время на чтение 127 минут Источник: Благодатный Огонь В «Конспекте по нравственному богословию» дается следующее определение патриотизма: «Деятельная любовь к Отечеству, именуемая патриотизмом, есть нравственный долг христианина. Что понимается под отечеством? – Это страна, где мы родились, физически развились, окрепли и возмужали, где живут наши родители и жили наши предки, где покоится прах тех и других, где, быть может, ляжет и наш прах, где жили и живут люди близкие, дорогие нашему сердцу; это общество, народ, в среде и под благотворным влиянием которого мы получили воспитание и образование, его нравы, обычаи и духовная культура. Совокупность всего этого составляет то, что принято называть Отечеством». Сие определение нам представляется самым емким. Сего определения мы и придерживаемся, тогда как противники патриотизма, к примеру, уранополиты, утверждающие, что у христианина есть только одно Отечество – на небесах, пытаются навязать нам какое-то другое определение, как некую политическую идеологию. Есть и другие определения, к примеру, у свмч. Михаила Чельцова: «Патриотизмом называется любовь к отечеству. Под последней разумеется любовь к тому месту, где каждый из нас родился и вырос, где находятся могилы наших предков, с чем, следовательно, соединяются различные воспоминания детства и молодости. А так как каждый из нас живет не одиноко и оторвано от всех, а среди своего народа, то под отечеством принято разуметь не только самую территорию, но и народ, среди которого мы выросли и воспитание получили и частью которого, следовательно, являемся. Это самое общее, так сказать, внешнее, чувственное определение отечества» (Конспект по нравственному богословию. Христианское миросозерцание. Христианство и жизнь). В словаре Даля читаем: «ПАТРИОТ, патриотка, любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Патриотизм м. любовь к отчизне. Патриотический, отчизненный, отечественный, полный любви к отчизне».

http://ruskline.ru/opp/2022/10/28/hristi...

Любопытный случай из своей детской жизни рассказала слушательница одного нашего доклада. Она росла вместе с своим братом и в их спальной комнате была икона святителя Николая, пред которой они молились Богу утром и вечером. Однажды пришел к ним дядя и в своем разговоре поколебал веру мальчика в то, что икона, пред которой они молятся, Бог. Вероятно, дядя говорил, что икона, которая у вас в спальне висит, не Бог, сотворивший мир, что святой, изображенный на иконе, есть только слуга Божий. Кто бы стал обвинять за такой разговор дядю, со своей стороны он, казалось, сделал доброе дело, — пополнил сведения мальчика о существенно важном предмете, внес некоторый свет для понимания рассказа о сотворении мира. Что же, однако, вышло из этого? Настал вечер, дети пошли спать. Сестра Богу помолилась, а брат от молитвы уклонился. Утром сестра стала на молитву, а брат все медлил. «Отчего ты Богу не молишься»? спросила мать. — «Я не могу этому Богу молиться, дядя сказал, что это не Бог», был ответ мальчика. Напрасно мать старалась рассеять сомнение семилетнего сынишки, его детская мысль не могла еще разобраться в богословских тонкостях о том, кто такое Бог и кто такое славный угодник Божий. Сын продолжал упорствовать, и матери пришлось прибегнуть к угрозе. Быть наказанным малютке было неприятно, да и поступиться правдой, как уверен был он, не хотелось, вот он и придумал для себя такой компромисс. Во избежание наказания и из послушания став на молитву, как и всегда, пред иконой святителя Николая, он молился: Не Господи помилуй… Не Богородице Дева радуйся… Такая внутренняя борьба продолжалась у ребенка несколько времени, пока привычка не сделала своего и пока запавшая в голову мысль не выветрилась. Этот случай не только подтверждает нашу мысль о содержании священных изображений в детской, но и показывает, что не всякий разговор взрослых о предметах веры и нравственности христианской бывает детям полезен, и, стало быть, как погрешают те, которые отрывочными беседами или даже только разговорами да примером хотят ограничить все дело религиозного воспитания детей в первом возрасте. Нет, други, чтобы освободить детей от всевозможных, подобных приведенному в рассказе, сомнений, колебаний и волнений, чтоб оградить их от суеверных религиозных представлений, которые помимо воли родителей проникают к ним от нянь, прислуги и сверстников, необходимо сообщение детям самых начальных сведений о жизни и вере христианской, хотя бы в размерах той программы, которая приведена ниже.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2293...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Наша Церковь и наши дети Книга «Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание детей в современном мире» С. С. Куломзиной — классика православной педагогики. Куломзина имела огромный педагогический опыт, обогащенный общением с коллегами, которым она делиться в этой книге. В «нашей Церкви и наших детях» Куломзина пытается дать взвешенное представление о целях, принципах и методах православного воспитания. Работа Церкви здесь имеет три измерения: «созидание полноценной литургической жизни в приходе, тесное общение с родителями и домом, а также религиозное обучение детей». Куломзина последовательно разбирает такие темы как: цели христианского воспитания, возрастные особенности детей, христианское воспитание в семье, учитель, христианская семья в современных условиях. В конце своей книги Куломзина приводит «Пособие для подготовки школьной программы». С.С.Куломзина. Наша Церковь и наши Дети ВВЕДЕНИЕ  Нет никаких оснований для самодовольства, когда мы говорим о современной церковной жизни и о достижениях в области воспитания детей и молодежи. В некоторых отношениях наша эпоха имеет нечто общее с эпохой раннего христианства. Христианская вера, то есть вера в то, что Иисус Христос — Богочеловек, что Бог Троичен и что Церковь — это живое Тело Христово, — эта вера исповедуется меньшинством, да и это меньшинство разделено и расколото. Христианские символы, праздники и традиции в значительной степени утратили свою жизненность. Они либо уходят из нашей жизни, либо становятся объектом торговли, либо отождествляются с кулинарными или национальными обычаями и слишком часто сводятся к чему–то приятному, но не очень понятному. Во многих странах человек должен обладать немалым мужеством, чтобы исповедать, что он — христианин. И даже там, где не существует враждебного отношения к религии, культура от религии отделена. Трудно обрести какое–либо христианское содержание или христианское понимание жизненных ценностей среди тех впечатлений, которые получает современный ребенок дома, в школе, читая книги, журналы, знакомясь с рекламой. Это относится и к тем семьям, которые регулярно посещают храм. Ребенок растет сегодня в обстановке, весьма напоминающей эпоху Римской Империи

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Письмо 1 Ваше Императорское Высочество! 1 Удостоенный благосклонного внимания и поучительной беседы с вами, приемлю смелость в знак моих чувств и душевного уважения к вам поднести икону святителя Алексия, как одного из великих заступников пред Богом земли русской, которую вы так сильно любите. Да напоминает сия икона вам собою, что на берегах Черного моря есть человек, который за долг и удовольствие почитает приносить о вас усердную молитву к Тому, в державной руке Коего жизнь и дыхание наше. Вашего Императорского Высочества. Письмо 2 Ваше Императорское Высочество! Благоверная Государыня Цесаревна! По преизобилию христианских чувств сердца твоего, не ограничивающегося матерним попечением о собственном августейшем семействе, а простирающего любовь свою и на всю необъятную семью царства русского, ты благоволила принять между прочими предметами попечения и матернюю заботу о скромных приютах воспитания, в коих растут и образуются в страхе Божием будущие супруги и матери служителей алтаря Господня. Находясь под сим же столь благим, как и высоким покровом, юные левитянки благословляют жребий свой и молят от всего сердца Господа о здравии и благоденствии своей августейшей благодетельницы. При помощи Божией, таковая же обитель воспитания устроена и на берегах Понта-Евксинского под мирною сению женского Михаиловского монастыря. Воскрыленные примером сверстниц своих по другим местам России, воспитанницы сего заведения, чрез меня смиренного пастыря их и попечителя, дерзают вознести к тебе, Благоверная Цесаревна, сердечную мольбу о том, чтобы и над их воспитательным приютом наречено было августейшее имя твое, дабы они на всю жизнь имели утешение в том, что возросли и воспитаны под матерним покровом твоим. Драгоценный знак такой милости и снисхождения к сиротам одесским будет принят, как залог августейшего внимания твоего к положению всего нашего юного края новороссийского, и послужит новым доказательством того, что, не смотря на отдаленность и расстояние, в обширном доме царства русского нет ни единого места, куда бы не досягали лучи твоих доблестей христианских.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Поучения благостного старца Клеопы Старец Клеопа В сентябре 1976 года мы были в Румынии , этой соседней нам православной стране братского нам по вере румынского народа. Мы ездили туда для участия в совещании, посвященном христианскому воспитанию. По благословению Блаженнейшего Патриарха Румынии Иустиниана и митрополита Молдовы высокопреосвященного Иустина эта встреча проводилась в семинарии неподалеку от монастыря Нямц в Молдове – северо-восточной области Румынии. Из Бухареста мы на автобусе поехали на север. Доехав наконец до Карпат, мы остановились для краткого отдыха в горном монастыре Синая, основанном монахами Синайской горы, обосновавшимися здесь в древние века. Далее мы поехали через величественные ущелья и живописные горные перевалы, на севере пересекли Карпаты и спустились по Молдавской возвышенности к монастырю Нямц (в понедельник вечером, 6 сентября). На следующий день мы, прежде всего, поклонились святыням этой обители и были на Божественной литургии, которая совершалась в соборном храме, а затем в семинарии начались беседы по христианскому воспитанию и образованию. Продолжались они до пятницы, и много хорошего было высказано на этом совещании. Каждый из участников хотел внести свой вклад в решение этой сложной и ответственной проблемы и нашей насущной задачи. Но как при многих разговорах забыть о самом Православии и не погрешить? Об этом издавна спрашивали себя еще наши отцы. Отца Амфилохия, меня и еще нескольких братий, православных из Греции и других стран, больше этого совещания интересовали монахи из скитов монастыря Нямц, особенно известный молдавский старец-исихаст отец Клеопа из уединенного монастыря Сихастрия. Об отце Клеопе, пустыннике, мы слышали еще до нашего приезда в Румынию. Рассказывали нам о нем в Афинах седовласый и мудрый румынский протоиерей отец Думитру Стэнилоае и наш юный афинский друг Панайотис Нелас, оба богословски и духовно связанные со святогорскими и молдавскими пустынниками-исихастами. А святогорско-молдавская исихастская связь отнюдь не случайна и не нова.

http://pravoslavie.ru/49077.html

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 1  голос:  5.0 из  5) Оглавление В суете дней мы, родители, пытаемся уделить своим детям хоть капельку внимания. Порой ограничиваемся этой капелькой. Совесть чиста —  сделал свое дело. сделал, да не сделал. Ведь воспитать настоящего человека таким образом невозможно. Как воспитать ребенка в духе христианского благочестия? Кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Мф. 18: 5-6 . Предисловие Прекрасные плоды ревностной разработки науки воспитания в настоящее время учеными и государственными мужами нашего отечества ничего, по-видимому, не оставляют желать более для руководства благонамеренных воспитателей; и читатель, конечно, не много найдет в сей книге нового в сравнении с изданной в 1845 году книгой «О воспитании детей в духе христианского благочестия». Несмотря на это, автор утешает себя приятной надеждой, что его желание содействовать пользе общества и Церкви изданием исторических очерков «Практическое воспитание детей по учению святых отцов Церкви» не сочтут неосновательным и излишним. В основание своей надежды он полагает различные потребности общества. Для одного из воспитателей достаточно простого совета и наставления в духе веры из уст современника; для другого нужно наставление в духе веры, подтвержденное доводами разума и опыта; третий, не довольствуясь авторитетом современника, хочет слышать христианское наставление от имени учителей первых веков христианства; иные, руководясь ученой любознательностью и потребностью полного, всестороннего знания предмета, желают иметь под руками, кроме простого наставления или научного изложения мыслей и правил, общую или частную историю науки и практики воспитания; некоторым наконец, чуждым ученой любознательности, полезнее и нужнее пример воспитания, образец, достойный подражания.

http://azbyka.ru/deti/prakticheskoe-vosp...

Часть 2. Целомудренная жизнь христианина 1. Понятие о семье Семейство – основа общества и государства. Значение христианской семьи для Церкви и государства. Семейство или семью обыкновенно составляют родители и дети, иногда с другими родственниками и живущими с ними людьми. Семейство есть самое первоначальное человеческое общество. Оно является основой государства, основной его ячейкой 214 . Вместе с тем семья есть «исходище и первая основа нравственного мира» 215 . В семье человек получает духовно-нравственное воспитание и начинает развивать в себе нравственную жизнь. Жития святых показывают, насколько важно первоначальное воспитание в добродетельной семье 216 . Семья есть первоначальная школа добродетельной и благочестивой жизни. Потому-то Господь Спаситель в начале Своей открытой проповеди прежде всего благословил Своим посещением брачную чету. И апостолы, имевшие своей задачей проповедовать Слово Божие народам, прежде всего вносили его в дома семейств. Состояние христианских семейств имеет важное значение для Церкви. Добрые и благочестивые семейства составляют необходимое условие ее благосостояния. Добродетельные христианские супруги, родители и дети, принимая от Церкви благодатные дары и освящение, развивают их в семейной жизни и в свою очередь приносят с собой в общество верующих плоды добродетели и благочестия. Чем более благочестия и добродетелей в семействах, тем более процветает и Церковь . Древняя христианская Церковь процветала внутренней славой именно потому, что каждый христианский дом, по словам Златоуста, составлял малую Церковь , каждый отец семейства был как бы домашний пастырь, был образцом христианской жизни для своих домашних 217 . Нравственное благосостояние общества и государства, по свидетельству истории, также всецело зависит от нравственного состояния семьи; разрушение семьи имеет неизбежным следствием разрушение общества и государства 218 . О значении брака и семьи для целых народов западный апологет Лютардт пишет: «Когда мы исследуем состояние народа или века, то наши взоры прежде всего обращаются на состояние брачной жизни. По нему мы судим и о всем остальном. Если брачная жизнь известного народа поколеблена, то мы знаем, что и остальные области нравственной жизни этого народа находятся в худом состоянии. И для того, чтобы нравственное состояние народа возвысилось, мы все утверждаем, что для этого прежде всего должно улучшить брачное состояние»... Все, кто стремился разрушить общество, начинали это с разрушения семьи, семейных устоев, ибо семья есть самая драгоценная основа и краеугольный камень всего гражданского общества 219 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Часть 3. Христианская семья – училище благочестия 1. Обязанности христианских родителей Дети – дар Божий. Супруги до рождения ребенка. Воспитание главнейшее дело родителей. Вера и благочестие – основание нравственного воспитания детей. Крайне тяжелы сейчас условия христианского воспитания детей родителями-христианами в окружающем нас мире, в мире прелюбодейном и грешном ( Мк.8:38 ). Крайне усложнилась жизнь людей, а вместе с нею и условия воспитания детей. Дети с самого раннего детства подвергаются худому влиянию окружающей среды чрез развращенных сверстников и взрослых, чрез телевидение, кинематограф и литературу, чрез худых наставников и многое другое. В первые века после основания Христовой Церкви христианство всем своим строем жизни, боговдохновенной проповедью, чудесами, обилием явных дарований благодати Божией, величием подвигов святых Божиих вселяло непреложное убеждение людей в истинности того, что преподается в нем, и в ложности того, что проповедуется вне христианства и не согласно с ним. Тогда всякому вступающему в Церковь достаточно было разъяснения первых основ христианства, включенных в Символ веры , и Евангельских заповедей. Все дальнейшее развитие незыблемого христианского убеждения и благочестия в каждом верующем восполнялось церковной проповедью, доверчивым чтением душеспасительных книг, церковным богослужением и всем строем и духом христианского общества. То ли теперь? «Осматриваясь вокруг себя, – говорит один отечественный проповедник, – мы встречаем святотатственное кощунство над святынями веры, нечестивое отвержение Бога и глумление над последователями Христовыми, над Церковью и духовенством, гордую самоуверенную недоученность, выдающую себя за требования разума и человеческой природы, преступные влечения развращенного сердца и вместо истинной свободы – свободу, проповедующую скотской произвол и необузданное своеволие и жестокость; мы встречаем непочитание родителей, бесстыдное презорство, которое не стыдится лица старца и всякого начальства, не ценит ни их трудов, ни трудов своих предков; скотоподобное погрязновение в чувственность, которое, презирая законы нравственности, посмеивается над скромностью, умеренностью, воздержанием и целомудрием, не сознает и не признает в себе богоподобной и бессмертной души; наконец, завистливое недовольство, злословящее и охуждающее все и всех; суетность и легкомыслие, рабствование духу времени» 446 . Льющееся рекою неверие и антихристианство захватывает и наших христианских детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

1894 г. Значение семьи 29 Приветствую вас, возлюбленная чета, с наступившими торжественными и светлейшими минутами вашей жизни. Сказавши друг другу прекрасное слово любви, вы приблизились к алтарю Господню, чтобы радостно повторить это слово пред Церковью , в лице ее служителя, чтобы произнести пред Богом всевидящим священные супружеские обеты взаимной преданности и единения до смерти, чтобы благоговейно испросить в храме Божием благодатного освящения своему союзу. Да будут благословенны ваши добрые намерения, да утвердится у вас глаголанное слово, как сказано в только что произнесенной церковной молитве. Вы переживаете теперь минуты чрезвычайной важности. В виду этого, а также исполняя желание своего сердца и заповедь Церкви, я считаю долгом, как совершитель над вами таинства Господня, сказать вам несколько слов в назидание. Я знаю, конечно, что вы, как люди хорошо учившиеся и благовоспитанные, и без меня довольно понимаете, что нужно православным чадам Церкви знать о сущности и нравственном значении совершаемого над вами таинства. Но наш долг не только знать свои обязанности, но и чаще их себе напоминать. Св. ап. Павел часто указывал христианам своего времени на их высокое достоинство, отсюда делал выводы: ходите достойно звания ( Еф. 4:1 ). В момент, когда вы при благословениях Церкви готовитесь начать новую семью, ставлю и я на ваше размышление вопрос: что такое семья в Церкви Божией и в обществах человеческих? Прислушайтесь к возвышенным и умилительным о вас молитвам Церкви и к чтению слова Божия при вашем венчании, и вы ясно увидите, что есть брак в Церкви Божией. Он есть союз двух разумных существ во образ таинственного союза Христа с Церковью, т.е. должен быть так же крепок и неразрывен, так же чист, духовен и свят; оттого брак есть средство к взаимному нравственному возвышению супругов, и вы действительно услышите в молитвах таинства, что залог и основание вашего семейного счастья есть христианское благочестие, а образцами и примерами вашей супружеской жизни должны быть библейские патриархи и новозаветные угодники Божии (см. молитвы 1 и 3 венчания). Св, Церковь , далее, в молитвах испрашивает вам благословенного рождения чад, к которым естественно переносится теперь в целомудренном смятении ваша мечта. И вот вам еще значение брака в порядке церковном: рождение и воспитание новых членов Церкви Божией на земле, приготовление их для блаженной вечности на небе, – вот какой ожидает вас великий подвиг пред людьми и великая заслуга пред Богом. Но на детей – воля Божия. Будут ли они или нет, брак всегда есть, – всегда он есть торжество целомудрия, сдерживающее страсти, осуществление, начало и воспитание любви, училище заботливости, терпения, целомудрия, самопожертвования.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010