Закрыть «Газета немало способствует христианскому воспитанию русских людей» Поздравление главному редактору и сотрудникам газеты «Русь Державная» с 30-летним юбилеем Митрополит Вениамин (Пушкарь)   10:07 23.09.2023 553 Фото: Из интернет-источников Дорогой Андрей Николаевич! Дорогие сотрудники редакции газеты «Русь Державная»! Бог да благословит Вас на Ваш славный христианский труд! С далекой восточной окраины Руси сердечно поздравляю Вас с прекрасным юбилеем! С 30-летием знаменитой газеты! «Русь Державная» — это не только миссионерское и просветительское издание, газета знаменует собой единство Руси Христовой, объединяет своими вдохновляющими и просвещающими материалами читателей с разных уголков нашего Отечества и иных стран. Многие-многие люди, любящие Бога и Россию, читают газету «Русь Державная». Вы сегодня отмечаете тридцатилетие. Примерно столько же времени прошло, как распался Советский Союз, рухнула богоборческая власть, и в России наметился подъем Православия. Всё это время Ваша газета была вместе с нами, со своими читателями. Для многих она стала маяком, помогающим находить верный курс в бушующем океане жизни, указывала дорогу к Храму Божьему. Людям, только что вышедшим из советской безбожной эпохи трудно было принять православный образ жизни, обратиться от мира материального — к духовному, от грубых антихристианских постулатов марксистского учения — к спасительному Христову Евангелию, к Свету Христову. Газета «Русь Державная» немало способствовала и продолжает способствовать христианскому воспитанию русских людей. Большая заслуга в этом всей редакции газеты и, конечно, в первую очередь её основателя и главного редактора Андрея Николаевича Печерского. Андрей Николаевич когда-то, ещё в советское время, трудился в главном печатном органе Советского Союза — в газете ЦК КПСС «Правда». Знакомясь с Вашей биографией, Андрей Николаевич, можно сказать, что Вы как Апостол Павел, встретившись со Христом, изменили свою жизнь. Как Апостол Павел, говоривший о себе прежнем: «Я фарисей, сын фарисея», стал ревностным последователем и проповедником Христа, так Вы избрали тяжелый и спасительный апостольский путь. Многое Вы впитали от наших выдающихся православных архиереев и священников, от известного просветителя митрополита Петербургского Иоанна (Снычева) и от великого подвижника, старца архимандрита Кирилла (Павлова). По сей день Вы совершаете паломнические поездки на Святую Гору Афон, где благодаря Вашим стараниям теперь тоже читают «Русь Державную».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/23/ga...

Крестить младенца, не способного сделать сознательный выбор жизни со Христом, могут только христиане, гарантирующие соответствующее религиозное воспитание. Если таких гарантий нет, то крещение может быть отложено. ЖМП 2 февраль 2014 /  26 марта 2014 г. Суррогатное материнство. Пастырский подход На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 25-26 декабря 2013 года был принят Документ «О крещении младенцев, родившихся при помощи «суррогатной матери» (журнал 158). Публикуем комментарий к нему руководителя православного медико-просветительского центра «Жизнь» протоиерея Максима Обухова. Необходимость обсуждения проблемы суррогатного материнства была вызвана, вопервых, последовательной либерализацией российского законодательства, легализующего коммерческую услугу по продаже «материнства», вовторых, вниманием СМИ к этой теме в последние месяцы. Ничего нового в отношении Церкви к искусственному вынашиванию детей с последующей их продажей и сдаче материнской утробы в аренду нет. Принятый документ — не первое заявление. Ему предшествовали обращения Церковно-общественного совета по биоэтике, Общества православных врачей, многочисленные публикации в церковных СМИ, а также официальная позиция Русской Православной Церкви, изложенная в Основах социальной концепции. Церковь считала и продолжает считать суррогатное материнство нравственно недопустимой репродуктивной технологией. Подобной точки зрения придерживаются другие конфессии: не только Ватикан, но даже и относительно либеральная Лютеранская Церковь сравнивает эту технологию с проституцией. Серьезные ограничения, вплоть до полного запрета, действуют в большинстве стран Евросоюза. Задача, поставленная священноначалием перед богословской комиссией, подготовившей документ, состояла в изучении вопроса о возможности или невозможности крещения младенцев, рожденных с помощью услуг суррогатной матери. Таинство крещения не является магическим актом, автоматически делающим прибегнувших к нему хрис­тианами. Крещение младенца совершается только по вере его родителей. Крестить младенца, не способного сделать сознательный выбор жизни со Христом, могут только христиане, гарантирующие соответствующее религиозное воспитание. Если таких гарантий нет, то крещение может быть отложено. Очевидно, что родители, прибегающие к услугам суррогатной матери, пренебрегают позицией Церкви и тем самым ставят себя вне ее. А это означает, что христианское воспитание ими ребенка до того момента, когда он сможет сам принять осознанное решение о своей религиозной принадлежности, неосуществимо.

http://e-vestnik.ru/docs/surrogatnoe_mat...

Литургия в Успенском соборе Кремля в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. 4 декабря 2012 года 4 декабря 2012 г. 01:00 Патриарх Кирилл: Жизнь человека должна начинаться с соприкосновения со святыней 4 декабря 2012 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии и 95-ю годовщину со дня интронизации святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словами проповеди. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня великий двунадесятый праздник — Введение во храм Пресвятой Богородицы. Этот праздник установлен в честь события, о котором ничего не сказано в Священном Писании. Но мы знаем об этом событии из Предания Церкви, потому что из поколения в поколение, начиная с первых годов существования Церкви Христовой, в христианской общине хранилась память о нем. Позднее эта память была зафиксирована — в первую очередь, в святоотеческих творениях, и мы встречаем замечательные образцы проповедей великих святых отцов, посвященных дню Введения во храм Пресвятой Богородицы. Само по себе событие это было достаточно обыкновенным для жизни тогдашнего Иерусалима — существовал обычай посвящать первенцев Богу. Конечно, не все родители так поступали, не все отдавали своего ребенка в храм на воспитание, но многие этот обычай исполняли — приводили своих младенцев в храм и отдавали их на воспитание тем, кто при нем служил. В этом смысле событие было обыкновенным, но Предание повествует нам о чем-то, что делает произошедшее из ряда вон выходящим. Младенца Марию, приведенную Ее благочестивыми родителями для посвящения Богу, встречает первосвященник и сам вводит в храм. В этом действии первосвященника — несомненное пророчество и прообразование всего того, что совершила Пресвятая Дева и что через Нее Бог совершил для рода человеческого. Замечательный обычай посвящать детей Богу и отдавать их на воспитание в храм свидетельствовал о вере иудеев в то, что жизнь человека должна начинаться с соприкосновения со святыней. Эта вера запечатлена и в Предании Церкви нашей — первым событием в жизни новорожденного является его вхождение в храм для совершения Таинства Крещения. Теперь детей приносят родители или восприемники (хотя все зависит от возраста), и как замечательно, что эта традиция соприкосновения младенца в начале жизни с Богом в Его храме живет и в нашем народе!

http://e-vestnik.ru/docs/vvedenie_patria...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Домашняя Церковь «Домашняя Церковь» отца Глеба Каледы  — практическая книга о православной семье и воспитании детей. Написана из практического опыта автора. В начале 80-х гг., будучи окруженным взрослыми и взрослеющими детьми и другой молодежью, о. Глеб Каледа решил создать для нее напутствие в семейную жизнь. Так возник первый вариант книги «Домашняя церковь». Она долго ходила в самиздате (под псевдонимом Г. А. Покоев), причем в разных вариантах, потому что автор непрестанно дополнял и перерабатывал текст. Этим отец Глеб Каледа занимался и буквально до последних дней жизни: в 1994 г. им был начат цикл лекций для молодых христиан о семейной жизни, в котором он, с одной стороны, использовал материалы книги, с другой — вносил ряд дополнений в ее текст. Каледа в своей книге «Домашняя Церковь» разбирает вопросы: семья как школа любви, семья и благодать Духа святого, Брак и Евхаристия, молитва супругов, религиозное воспитание, воспитание любви и милосердия, трудовое воспитание, образование, наука и искусство, христианский быт (от церковных праздников до телевизора), домашнее богослужение, секс, брак и современное общество. Домашняя церковь По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II  От издательства Автор этой книги, протоиерей Глеб Каледа, профессор, доктор геолого–минералогических наук, прожил долгую и счастливую жизнь, исполненную трудов, опасностей и лишений. Трудился он всегда, с полной ответственностью, не стараясь избежать перенапряжения. К опасностям привык с отроческих лет, когда, будучи вполне сознательным членом гонимой церкви, разыскивал в Подмосковье преследуемых священников или семьи арестованных за веру, чтобы наладить им помощь, и передавал им пусть скромное, но спасительное для их жизни воспомоществование. Всю войну проведя на фронте рядовым, он по–христиански, без трепета смотрел в лицо смерти, ибо видел жизнь вечную. Уже в зрелом возрасте он решил взять на себя нелегкий крест тайного священничества. И всегда с легкостью и твердостью отказывался от всего, что считал лишним для жизни православной семьи — от поисков путей к легкой и успешной карьере и к материальному изобилию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Скачать epub pdf Записка о реформе духовно-учебных заведений 11 Положение духовно-учебных заведений и особенно семинарий в ряду других учебных заведений мы назвали бы исключительным и совершенно особенным, если иметь в виду ту главную цель, которую они должны осуществлять, согласно § I своего устава (см. Уст. дух. сем. § I). прочие учебные заведения ставят своей задачей осуществление каких-либо определенных целей собственно учебных и образовательных, будет ли это цель общеобразовательная или специальная: подготовка медиков, филологов, инженеров, счетоводов и проч., а воспитание является только совместно с достижением этих прямых учебных целей, поскольку всякое обучение есть в известном смысле и воспитание. Наши духовно-учебные заведения имеют своей задачей осуществление цели по преимуществу воспитательной и притом строго определенной: воспитание в духе религиозно-нравственном и притом пастырском по преимуществу, духовная школа должна готовить для Церкви пастырей. Конечно, эта задача упростилась бы весьма много, если бы достаточной подготовкой для пастырства считать известную только сумму общих и специальных знаний, твердое усвоение тех внешних форм служения и богослужебной практики, которые необходимы для пастыря при исполнении его служения и которых теперь даже не знают наши кандидаты священства, выходящие из семинарии. Может быть тогда, только под непременным условием улучшения материального быта духовенства, его общественного и правового положения, и нашлось бы много охотников по чисто житейским побуждениям принять священнослужение. Но так как пастырское служение никто конечно из понимающих дело спасения, которому служит Церковь , не станет сводить только на внешнюю сторону церковно-богослужебного ритуала, то и задача той школы, которая берет на себя дело подготовки пастырей, делается в высшей степени серьезной и исключительной. Приходится воспитывать не только добрых христиан, благочестивых и искренних, с развитым нравственным чутьем и совестью христианской, но людей горящих духом, молитвенников, богатых духовными дарами, готовых взять на свою совесть и всю свою душу руководство и души многих чад Церкви, готовых идти при теперешнем положении духовенства, весьма не заманчивом с внешней стороны, на подвиг смирения и унижения, на подвиг скудости материальной и лишений.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Слово, произнесенное по случаю открытия пансиона при гимназии Основания инаго никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос. ( 1Кор. 3:11 ). Вот единственное основание прочности дел человеческих, залог верных успехов, благонадежное ручательство в довершении наших начинаний! Без сего основания всуе трудятся зиждущие благоденствие человеческих обществ: все усилия и труды их рано или поздно, по словам Писания, уподобляют строителей человеку, строящему храмину на песке. Пойдёт дождь, разольются реки, дунут ветры, и храмина падает ( Мф. 7:26, 27 ), подавляет своим разрушением живущих в ней, уносится бурными стихиями, наконец самая память погибает и храмины, и ее строителей! Но если все человеческие дела, неосновные на незыблемом камени, Иисусе Христе, ничтожны и суетны: то тем более воспитание приуготовляемых на служение человечеству: потому что человек, неозаренный Божественной мудростью – посредственно, или непосредственно, блуждает во мраке заблуждений, а без содействующей ему благодати Божией слаб и немощен. Имея в виду сию, оправданную тысячелетиями, истину, вы сами, высокоименитые благотворители и приставники заведения, открываемого ныне для воспитания благородных по происхождению сирот и бедных детей, – притекли в храм сей испросить свыше благословение к утверждению благотворного вашего предприятия. Посему, служителю Евангелия остается только показать, что для благонадежного воспитания юношества все усилия человеческие не могут положить столь прочного основания, какое положено самим Богом, и которое есть Иисус Христос ( 1Кор. 3:11 ). Скажем яснее. Воспитание юношества необходимо; но без озарения ума и сердца светом Евангелия – светом учения Христова воспитание не твердо. Начиная предстоящее дело воспитания о великом имени Господа нашего Иисуса Христа, вы сами, слушатели, доказываете, что мнение некоторых, будто Евангельское учение несоответственно просвещению людей светом наук и познаний, – есть просто клевета тех, которые имеют менее, нежели поверхностное понятие о Евангелии. Напротив, не было и нет Религии, которая бы более Христианской требовала просвещения человечества. Если в языческой древности, покрытой мраком идолослужения, проявлялись люди, превосходившие своих современников просвещением: то они или открыто, или тайно отвергали идолопоклонство. Между тем, как первые проповедники Христианского учения с неподражаемым терпением и попечительностью были воспитаны в училище самого Спасителя, который, восходя от них на небо, указал на весь мир и повелел им: идите, учите все народы ( Мф. 28:19 )! Преемники их, ревнители веры и благочестия, Отцы Церкви, во всех родах известных в то время познаний, были просвещенные своих современников. В последствии Христианское учение воспитало великих Государей, мудрых законодателей и правителей, образовало истинных героев, произвело ученейших мужей по всем отраслям наук и даровало миру наилучших граждан, так что все истинно, а не поверхностно просвещенные были вместе лучшими Христианами.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Содержание От издательства Предисловие Введение I. Семья как школа любви II. Семья освящается благодатию Святого Духа III. Брак и евхаристия IV. О молитве супругов Религиозное воспитание Часть 1 Часть 2 Воспитание любви и милосердия Трудовое воспитание VI. Образование, наука, искусство Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 VII. Христианский быт Ритм дома Отец и мать Молитва Телевизор Праздники Пост VIII. О домашнем богослужении Место богослужения Богослужебные круги Схемы богослужения и пособия IX. Брак честен, ложе нескверно X. Блуд и прелюбодеяние XI. Брак и современное общество (для родителей взрослеющих детей и для духовников) Часть 1 Часть 2 XII. Семья и дом священника Заключение Воспоминания об отце Часть 1 Часть 2     От издательства Автор этой книги, протоиерей Глеб Каледа , профессор, доктор геолого-минералогических наук, прожил долгую и счастливую жизнь, исполненную трудов, опасностей и лишений. Трудился он всегда, с полной ответственностью, не стараясь избежать перенапряжения. К опасностям привык с отроческих лет, когда, будучи вполне сознательным членом гонимой церкви, разыскивал в Подмосковье преследуемых священников или семьи арестованных за веру, чтобы наладить им помощь, и передавал им пусть скромное, но спасительное для их жизни воспомоществование. Всю войну проведя на фронте рядовым, он по-христиански, без трепета смотрел в лицо смерти, ибо видел жизнь вечную. Уже в зрелом возрасте он решил взять на себя нелегкий крест тайного священничества. И всегда с легкостью и твердостью отказывался от всего, что считал лишним для жизни православной семьи – от поисков путей к легкой и успешной карьере и к материальному изобилию. Он был счастлив в семейной жизни. Вступил в брак с дочерью своего расстрелянного духовника, с которой его связывали долгие годы духовной дружбы и общие дела на благо гонимого церковного народа, – и этот брак, основанный на незыблемом фундаменте, стал благословением его жизни. Шестеро детей вошли в домашнюю церковь и через нее – в Церковь , где и поныне пребывают, трудясь для нее по мере своих сил.

http://azbyka.ru/otechnik/Gleb_Kaleda/do...

составитель Терещенко Т. Н. ВОСПИТАНИЕ Детям дайте доброе воспитание относительно нравственности, и, когда они будут достойны и будет им полезно, Бог силен обогатить их или даровать нужное и довольное (прп. Макарий, 20). Ты старайся воспитывать их [детей] православно-религиозно, смиренно, насади в юных сердцах их семена добродетелей… насажденное в юности принесет плод в свое время, если бы и уклонились мало через сообращение. Это я вижу на многих и даже на ближних. Касательно театров – теперь можно отклонять от них, по юности их, и что для них непонятно и неполезно, а братья хотя и бывают, но они старше, или иную какую причину представить. А впоследствии, когда войдет в сообщество, нельзя от этого удержать, но пока теперь не допускать по раннему их возрасту. Да они должны иметь примером вас [родителей], что вы не бываете на этих зрелищах, познав, что они только обворожают чувственность, а пользы душе не приносят (прп. Макарий, 20). Будьте осторожны, как поступать с С., Господь да вразумит вас, дабы и не слишком строго, и не слабо, а наблюдать середину. Вы учите ее басням, это не худо. Только тут добродетель похваляется, а порок осуждается, только и всего, а надо что-нибудь потверже предложить: страх Божий, ибо он есть начало мудрости ( Притч. 1, 7 ), и страхом Божиим уклоняется всяк от зла (ср.: Притч. 16, 6 ). Надо внушать, что Бог видит не только дела наши и слова, но даже и помышления, и за добродетель награждает, а за порок наказует, это учение находится во многих учениях христианских для детей. Не мешает катехизис ей учить и следить за ее нравственностью; Писание говорит: прилежит человеку помышление на зло от юности его (ср.: Быт. 8, 21 ), а навык к добродетелям облегчает это, так как и ко злу навык противится добродетелям, и потому надо зло истреблять, а добродетель насаждать: Уклоняйся от зла и делай добро ( Пс. 33, 15 ). О С. опять скажу слово: надо, чтобы она замечала свои пороки, и смирялась через это, и раскаивалась бы в них. Басни я совсем не осуждаю, но она будет видеть только чужие пороки и осмеивать их, а себя – свободной от них, и этим увлекаться в тщеславие (прп. Макарий, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Усть-Медведицкая игумения Арсения (Память 21 июля). Игумения Арсения, в миру Анна Михайловна Себрякова. Ее родители Михаил Васильевич и Мария Алексеевна Себряковы были знатные и самые богатые дворяне во всем Войске Донском. Отец ее занимал высокую и почетную должность областного предводителя дворянства Войска Донского, был образованным русским человеком прошлого столетия и глубоко религиозным. Матери своей Анна Михайловна лишилась рано, лет пяти или даже менее того, так что не помнила ее. Ее родители, как люди благочестивые и набожные, ежегодно ездили в Воронеж на поклонение мощам святители Митрофана и для бесед с святителем Воронежским Антонием. Иногда в такое путешествие Михаил Васильевич и Мария Алексеевна брали с собой кого-нибудь из детей. Раз, когда Анне Михайловне было три года, родители взяли и ее с собою и, по обыкновению, посетили архиепископа Антония, прося его святительского благословения их малолетней дочери Анне, которую няня держала на руках, но девочка вырвалась с рук няни и поклонилась в ноги архиепископу Антонию, к великому удивлению и изумлению ее родителей и няни. Тогда великий святитель благословил ребенка и сказал ее родителям: «ваша дочь Анна будет монахиня и великая подвижница». Отец Анны Михайловны, рано сделавшись вдовым, всю свою жизнь посвятил на воспитание детей, которых у него осталось шестеро: три сына и три дочери, из них Анна была младшая. Он стал вести жизнь аскета и строго наблюдал за детьми, дал им блестящее образование и светское воспитание – достойное того высокого положения, какое он сам занимал, но более всего обращал внимание на православно-христианское воспитание души ребенка, развивал уважение ко всему святому, заставлял изучать жизнь подвижников и мучеников. Более всех он обращал внимание на младшую свою дочь, а Анна Михайловна от природы была одарена редким умом, памятью, соображением и находчивостью, восприимчивостью и отзывчивостью ко всему доброму. Под влиянием чисто христианского воспитания, с ранних лет Анна Михайловна начала увлекаться жизнью подвижников, и рано у нее созрела мысль подражать им, хотя родитель ее, Михаил Васильевич, будучи сам строгим подвижником, не поощрял ее на это, а, напротив, отклонял и рано стал ей предоставлять права хозяйки дома (старшие его дочери были уже замужем). Он думал, что и Анна Михайловна полюбит светскую жизнь, по примеру ее сестер; но она, едва достигнув семнадцатилетнего возраста, умолила своего родителя благословить ее на тесный иноческий путь со всеми его лишениями н трудностями. Михаил Васильевич, вероятно, помня предсказание архиепископа Антония, благословил свою семнадцатилетнюю красавицу дочь на жизнь иноческую и лично привез ее в 1850 году в Усть-Медведицкий Преображенский монастырь, отстоявший от его имения верстах в семидесяти, в келлию родственницы своей – монахини Леониды Ладыгиной и, с согласия настоятельницы монастыря – игумении Вирсавии, отдал Анну Михайловну под начало монахине Леониде.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

6. О браке. Брак есть таинство, в котором, при свободном пред священником и Церковию обещании женихом и невестою всегда хранить супружескую верность, благословляется их супружеский союз во образе духовного союза Христа с Церковью , и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. Какие есть постановления о браке? Так как лица, вступающие в брак, получают иногда важные гражданские права, а вообще-то важные обязанности по рождению и христианскому воспитанию детей; то и Церковь и государство вступление в брак предупреждают своими ограничениями и уставами, а именно: Лица, Православного исповедания всех, без различия, состояний могут вступать между собою в брак, не испрашивая 31 на сие ни особого от правительства дозволения, ни увольнения от сословий и обществ, к коим оне принадлежат (Т. X. часть 1-я Зак. Гражд. ст. 1). Но при этом запрещено вступать в брак лицам мужеского пола ранее восемнадцати 32 , а женского ранее шестнадцати лет от роду 33 (там же стат. 3). Священник, диакон и причетник за браковенчание таких лиц, кои не достигли ещё возраста, для вступления в брак определённого, если дознано будет, что они не употребили должных мер к дознанию о сем, наказываются без отрешения от мест своих посылкою в монастырь: священник на половину того времени, сколько не доставало брачившимся до гражданского совершеннолетия; а диакон и причетник на половину того времени, на сколько послан священник. Но если до совершеннолетия не доставало более года, то священник отрешается от места и низводится на причетническое по выше означенному расчёту времени. (Уст. Д. Конс. ст. 199). Запрещается вступать в брак мужчине, имеющему более восьмидесяти лет от роду, а женщине, прожившей на белом свете уже шестьдесят лет (там же ст. 4). Запрещается вступать в брак с безумными и с сумасшедшими (Там же ст. 5). Лицам, не имеющим гражданского совершеннолетия (21 года) и гражданской самостоятельности «запрещается вступать в брак без дозволения родителей, опекунов и попечителей. (Там же ст. 6).»

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010