В 1792 году великовражцы возводят ныне существующий храм, первоначально также с одним престолом, освященным в честь иконы Казанской Божий Матери. В 1864 году к Казанской церкви пристраивается тёплый придел, освященный во имя Святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца. В 1902-1903 годах во время одной из своих поездок по Волге Великовражской храм посетил святой праведный Иоанн Кронштадтский и совершил здесь богослужение. В 1937 году после ссылки настоятеля Великовражской церкви протоиерея отца Михаила (Сигрианского) храм был закрыт по причине отсутствия культовых служащих, но разорению не подвергался. Богослужение в храме возобновись на Пасху в 1944 году. 20 февраля 1995 года Великовражской Казанской церкви был присвоен статус памятника архитектуры федерального значения. Действующий при храме приход входит в состав Кстовского благочиннического округа Нижегородской и Арзамасской епархии. В настоящее время храм в честь иконы Божий Матери двухпрестольный пятиглавый, деревянный, обшитый тёсом. С западной стороны примыкает небольшая трапезная, под ней располагается шатровая колокольня. Это редкий тип церкви, восьмерик на четверке (шатровый храм). Архитектура храма несёт в себе черты древнерусского народного деревянного зодчества. Главный придел освящен в честь иконы Казанской Божией Матери, боковой придел освящен во имя Святого Николая Мир Ликийского Чудотворца. Источник:     Возникновение первого православного храма в Великом Враге связано с существовавшей здесь мужской пустынью, приписанной к Московскому Симонову монастырю и впервые упомянутой в конце XVI века. Точная дата закрытия пустыни и «обращения» ее в приход не установлена: по одним источникам это произошло в 1724 году при Петре I, по другим в – в 1764 году при Екатерине II. В 1777 году в пожаре сгорели все бывшие монастырские строения, включая две деревянные церкви. В 1788 году прихожанами была выстроена небольшая деревянная Тихоновская церковь, а в 1792 году возведена ныне существующая Казанская. Богослужение в первой из них было прекращено из-за ветхости храма в 1864 году. В 1887 году здание Тихоновской церкви разобрали, после чего в трапезной Казанского храма был устроен теплый придел во имя св. Николая Мирликийского.

http://sobory.ru/article/?object=02655

На заседании Ученой Архивной Комиссии 23 июня 1897 г. был заслушан вопрос о возможности разборки деревянного храма в с. Хламово Пронского уезда. Для обследования храма был приглашен член РУАК С. Д. Яхонтов, который отметил, что «в случае, если храм будет сломан, ни архитектура, ни археология в тесном смысле ничего не утратили бы», так как храм похож стал на простой молитвенный дом, с заурядной архитектурой, где колокольня совсем накренилась и грозила обвалом. Внутри храма не осталось никакой старины, а живопись в иконостасе «невысокого достоинства» (ТРУАК, т. XII, вып. 3,1898 г. с. XLII-XLV). В 1898 г. строительной комиссии церкви с. Хламова, Пронского уезда, было разрешено заложить трапезную нового каменного храма на месте деревянного с употреблением на это «по мере надобности из капитала, хранящегося в Рязанском отделении Государственного Банка» (РЕВ, 11, 1897 г., с. 222). В Донесении благочинного 3 Пронского округа за 1916-1917 г.г. указывалось, что в с. Хламове церковь строится с 1897 г., где окончательно отстроены и освящены колокольня и трапезная. Из всего вышеуказанного следует, что церковь в с. Хламове отстроена была к 1917 году не полностью. Был освящен только придел в честь Казанской иконы Божией Матери, а настоящая с центральным алтарем в честь Ильи пророка не была построена. Упоминание о деревянном храме Казанской Божией Матери, на месте которого была поставлена часовня, говорит о том, что там был некогда храм в честь иконы Божией Матери Казанской, привезенной, скорее всего, из упраздненной церкви, но освященной в честь Ильи Пророка. Документальных свидетельств о том не сохранилось, кроме записи в клировой ведомости. В 1923-1926 г.г. храм был передан группе верующих, о чём имел место договор о сдаче церковного имущества обществу верующих Ильинского храма Троице Пеленицкой волости Спасского уезда. В августе 1926 г. (число отсутствует) был составлен акт Троицкой волмилицией Спасского уезда, где предлагалось «поправить часть крыши, поврежденной бурей и покрасить купол колокольни. Не исправление обязательства взятого по договору, будет возбуждено ходатайство о расторжении такового».

http://sobory.ru/article/?object=17953

Точной даты принятия решения о закрытии Казанской церкви в Малышкове МОИКом установить не удалось, вероятно, это произошло в 1933 или 1934 году. В 1933 году Кимрский РИК на своем заседании постановил сдать бездействующий храм во временное арендное пользование под сливной пункт кимрской конторе «Союзмолоко». В том же году, по решению РИКа, на кладбище был разобран на кирпич для устройства печей в детском доме каменный склеп-часовенка. После закрытия храма из него были вынесены иконы и другие церковные ценности, а сам он был использован под нужды местного колхоза, а также сельпо. В Казанской церкви был устроен второй этаж, который занимало правление Гадовского сельпо; на первом этаже расположился склад. В трапезной (где раньше находились приделы) работала пекарня. В 1961 году в здании случился пожар. Ремонт был сделан не полный. Через год или два после пожара сельпо переводится в поселок Белый Городок. После того, как в Белом Городке была открыта своя пекарня, необходимость пекарни в малышковском храме отпала сама собой. Уже в то время колокольня была разобрана до первого яруса. С тех пор храм постепенно ветшал. Современное состояние [ править править код ] В последнее время многие уцелевшие храмы кимрской земли стали восстанавливаться. 21 июля 2005 года настоятель Иерусалимской церкви поселка Белый Городок протоиерей Александр Крюков с прихожанами прибыли к Малышковскому храму, у стен которого был совершен молебен. Осенью того же года сюда прибыла группа учащихся Белогородской средней школы во главе с Е.Н. Матюхиной и Г.В. Чибисовой. Ребята убрали из храма мусор, выровняли земляную площадку (заменившую ныне пол) внутри него, засыпали песком ямки. 4 ноября, в день празднования иконы Казанской Божией Матери (престольный праздник храма), протоиерей Александр Крюков отслужил молебен уже в самом храме, после чего состоялся крестный ход первый за многие десятилетия. С того времени, в храме совершаются службы, молебны и крестные ходы. Казанский храм стал приписным к Иерусалимскому храму поселка Белый Городок. Престольные праздники [ править править код ] Икона Пресвятой Богородицы " Казанская " - 21 июля, 4 ноября Алексий, человек Божий, преподобный - 30 марта Кирик и Иулитта, святые мученики — 28 июля Контакты [ править править код ] Адрес: 171530, Тверская область, Кимрский район, деревня Малышково Телефон: +7(48236)7-34-05 Электронная почта: hram-belgorodok@rambler.ru Паломнику [ править править код ] Актуальное расписание богослужений смотрите на сайте храма Фото [ править править код ] Ссылки [ править править код ] Малышково - Казанская церковь Сайт Казанского храма Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_иконы_Бож...

Время явления иконы – XIV век, а также следующий за ним XV – это период освобождения Руси от татаро-монгольского ига, время концентрации русских княжеств вокруг Москвы и зарождения русской национальной государственности. Не стоит забывать, что чудесное пришествие на Русь Тихвинского образа произошло спустя всего три года после победы русских войск на Куликовом поле. Явление образа Божией Матери именно в это время общество расценило как особый знак благоволения Божиего к России. Постепенно к Тихвинской иконе начинают стекаться не только паломники, но и государи Земли Русской. Так, например, великий Московский князь Василий III Иоаннович (1479–1533) неоднократно обращался к Тихвинскому образу. По его указу в 1507–1515 годах в Тихвине был возведен каменный Успенский храм, в который и была перенесена чудотворная икона Божией Матери. Сам же он посетил Тихвин в 1527 году в сопровождении архиепископа Макария Новгородского. В этой поездке великий князь молился перед Тихвинским образом о даровании ему наследника, что и произошло чуть позже, когда родился Иоанн IV. Наследник Василия III – Иоанн IV Грозный (1530–1584) также относился к Тихвинскому образу с величайшим благоговением и почтением. Он посетил Тихвин в 1547 году накануне своего Казанского похода, а также за несколько дней до венчания на царство. Именно Иоанн IV основывает в Тихвине Богородицкий Успенский мужской монастырь. Тихвинский образ Божией Матери неоднократно помогал России во времена войн и смут. Так, во времена Смуты XVII века образ Божией Матери «Тихвинская» спас город Тихвин и Тихвинский монастырь от шведских войск. Во время Отечественной войны 1812 года Тихвинская икона Божией Матери также неоднократно помогала русским войскам в сражениях с французами. В целом в XIX веке с образом Тихвинской иконы Божией Матери связано несколько значимых событий. Так, например, в начале века в честь Тихвинского образа был назван фрегат «Тихвинская Богородица», который входил в эскадру контр-адмирала Сарычева. Также известно, что монахи Тихвинского Богородицкого монастыря духовно окормляли военный флот Российской Империи. В историю вошел подвиг иеромонаха Тихвинской обители Кирилла, который в течение двух дней – 28 и 29 июля 1855 года – служил молебны во время бомбардировки на палубе корабля «Иезеркиль», который оборонял крепость Свеабу от неприятельского флота.

http://foma.ru/tihvinskaya-ikona-bozhiey...

Успенский собор закрыли в 30е гг. XX в. В годы Великой Отечественной войны он был сильно поврежден, а после окончания войны его руины окончательно разобрали. Источник: В. Неделин " Архитектурные древности Орловщины (ушедшее) " . Стр. 115. Соборная Успенская церковь. Приход этой церкви по времени своего происхождения принадлежит к числу древних приходов города. Его составляла первоначально военная команда города: казаки, пушкари и стрельцы, а также и гражданские чиновники. До 1880 г. прихожане этой церкви были рассеяны по всему городу, но в этом году определен был настоящий район прихода. Кроме городской части, в состав прихода издавна входит дер. Михалева Пустошь, в 6 в. от города. Всех прихожан в настоящее время числится м. п. 630 д. и ж. п. 687 д. Самыя ранние сведения о соборном храме относятся в концу XVII-ro ст. В описи стольника Ивана Золотарева да подъячего Василия Заварзина от 1695 г. в городе Новосиле записана церковь деревянная Собор во имя Пресвятыя Богородицы, в земляной крепости. Из описи 1856 г. видно, что на том месте, где теперь стоит соборная церковь, выстроена была около 1764 г. каменная церковь во имя Казанской Божией Матери, с приделом во имя св. Пр. Илии орловской купчихой Дубровиной, в память бывшего тут Ильинского женского монастыря, упраздненного в 1764 г. Церковь эта была приписана к старому Успенскому Собору, что в земляной крепости. В 1803 году этот собор, за ветхостью, был упразднен. Казанская же церковь была переименована в Соборную Успенскую. В 1829 г. с левой стороны этой церкви устроен придел во имя Преполовения Пятидесятницы. В 1842 г. в трапезной теплой церкви устроены два придела: с правой стороны во имя св. Николая и с левой во имя Казанской Божией Матери. В 1871 г. вместо обветшавшей трапезной церкви построена новая, с приделами во имя Казанской Божией Матери и Святителя Митрофана Воронежского. Церковь построена на кошельковые средства и на жертвы частных благотворителей. В 1882 г. приступлено было в постройке настоящей церкви, каковая и была окончена только в 1893 г. В храме три алтаря: главный, во имя Успения Божией Матери, был освящен 10 окт., левый во имя Св. Николая 12 окт. и правый во имя Прор. Илии 14 окт. 1893 г. Храм этот построен тщанием и иждивением главным образом ц. старосты купца Н. И. Ворогушина, при чем привнесены были значительныя пожертвования и со стороны многих других лиц. Особенно чтимые иконы храма: 1) образ Успения Божией Матери, который, как гласит предание, находился в прежней Успенской церкви и остался невредимым во время пожара этой церкви; 2) образ Смоленской Божией Матери, точная копия чудотворной иконы Смоленской Богоматери и 3) икона Божией Матери «Взыскание погибших», присланная с Афона. Причт состоит из протоиерея, священника, дьякона и двух псаломщиков.

http://sobory.ru/article/?object=42988

Все эти сохранявшиеся корпусочки назывались пустыньками. По ним водили приезжавших богомольцев и сами сестры часто их посещали, особенно в праздничные дни. В Прощеное воскресенье, после вечерни, а также на Пасху и на Рождество, в большие праздники обязательно обходили все пустыньки и могилки блаженных (возле собора) и матушки Александры, схимонахини Марфы, Елены Васильевны Мантуровой и служки угодника Божия Мотовилова (возле Казанской церкви). Из сруба Дальней пустыньки сделали алтарь в кладбищенском храме Преображения. Там в особой витрине хранились вещи преподобного. Храмов в монастыре было девять. 1 . Теплый собор во имя Св. Троицы с приделами во имя иконы Божией Матери «Умиление» и в память преподобного Серафима. На хорах еще два придела во имя иконы Божией Матери «Владимирская» и в память обретения главы Св. Иоанна Крестителя. 2 . Тихвинская деревянная церковь (построена Иваном Тихоновым) с приделами Всех святых и Архангела Михаила. 3 . Под Тихвинской была церковь в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». После разгона монастыря там устроили мельницу, и осенью 1928 года весь храм сгорел. 4 . На кладбище была церковь Преображения. 5 . В богадельне (так называемой старой больнице) был Домовый храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». Главный вход в него был со стороны канавки, а с севера и с юга были двери в жилые коридоры. В две келии, примыкавшие к алтарю, выходили даже окна, так что больные старушки могли молиться прямо у себя в келиях. В этом храме и совершалась в 1927 году, на Воздвиженье, последняя всенощная, когда произошло прощание сестер. 6 . В игуменском корпусе был домовый храм равноапостольной Марии Магдалины. В нем Государь Николай Александрович просил отслужить ему обедню. Причем просил дать ему такого священника, который бы совершил службу неспешно и благоговейно, но за один час. Мать-игумения назначила о. Петра Соколова, бывшего в то время младшим священником. У него был хороший голос, отчетливая дикция и живой, быстрый характер. Служба о. Петра очень понравилась Государю. По окончании он призвал этого священника к себе и наградил его золотым крестом с драгоценными камнями. По рассказам, когда о. Петр вошел к Государю, то было растерялся, упал ему в ноги, но Помазанник Божий поднял его, посадил рядом с собой и, обращаясь к товарищу обер-прокурора Святейшего Синода В.К. Саблеру, сказал: «Вот прекрасный, благоговейный служитель Христовой Церкви», – и с этими словами возложил на него крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

В 1659 году в храм попала молния. Заново возведённая в 1660 году деревянная церковь на средства посадского человека Михаила Семёнова, снова сгорела, а спустя тридцать с лишним лет на её месте выросло новое каменное здание Казанского храма. Заботами Григория Строганова было возведено много церквей в других русских городах, причём некоторые из них очень похожи на Устюжинский храм. Таковы, например, Введенский собор в Сольвычегодске, Рождественская церковь и храм Смоленской иконы Божией Матери в Нижнем Новгороде. Подобные аналогии наводят на мысль об одном и том же архитекторе, но его имя доподлинно неизвестно. Есть основания предполагать, что им был живописец Степан Дементьевич Нарыков, обучавшийся в Италии и работавший у Строганова в последние десятилетия XVII века, как раз в то время, когда были построены все эти церкви. Точно лишь известно, что Степан Нарыков расписывал иконостас Введенского собора в Сольвычегодске и писал иконы для храма в Великом Устюге. Вполне возможно, что по его проектам и были построены " строгановские " храмы, обладающие несомненным сходством в планах и в декоративном решении необычайно живописных фасадов, напоминающих нам о барочной европейской архитектуре. Благодаря искусству неизвестного архитектора (или архитекторов), а также заслугам Григория Дмитриевича Строганова, этот вид барокко пришёл в русскую архитектуру, получив наименование " строгановский стиль " . Церковь Казанской иконы Божией Матери была построена на исходе XVII столетия и напоминает старинные русские терема того времени. Одновременно с главным храмом был сооружён северный Екатерининский придел. Остальной ансамбль церкви расширялся в последующие столетия - в 1767 году была построена высокая шатровая колокольня, а южный Антипьевский придел был пристроен в середине XIX века вместе с закрытой папертью вдоль западного фасада и каменной оградой. Над одноэтажными приделами особенно величественно смотрится главный храм с его богато декорированным фасадом. Его яркий красный цвет, просвечивающий летом сквозь зелень деревьев, напоминает о Неопалимой Купине - горящем кусте, в котором, согласно Ветхому Завету, Бог явился Моисею. Красочные барочные украшения фасадов - белокаменная резьба, фигурные фронтоны, витые колонки - также привлекают взгляд. Казанский храм в плане квадратный. Массивные гранёные главы поставлены на двухъярусные восьмигранные барабаны. Барабаны обработаны квадратными и прямоугольными филёнками и окаймлены карнизами сложного профиля. Из пяти барабанов только центральный является световым. Карниз с филёнками и крупными зубцами кирпичной кладки опоясывает четверик по периметру. Все фасады имеют сложное завершение в виде разорванного лучкового фронтона, в который включён массивный киот с щипцовым покрытием. Из белого камня вырезаны детали декора, обрамляющего оконные проёмы.

http://sobory.ru/article/?object=00239

По инициативе Н. в Тамбовской епархии были открыты 3 жен. монастыря, существовавшие прежде в виде общин (кирсановский в честь Тихвинской иконы Божией Матери монастырь , Сезёновский Иоанновский в честь Казанской иконы Божией Матери монастырь , Сухотинский в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастырь ), а статус общин получили будущие темниковский в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь и Кадомский в честь иконы Божией Матери «Милостивая» монастырь . Дела об учреждении этих обителей ранее длились не один год и только попечением Н. были решены. По его ходатайствам тамбовский в честь Вознесения Господня мон-рь в 1847 г. получил участок леса в 50 дес. территории казенной выгонной городской дачи, козловский во имя Святой Троицы монастырь в 1848 г.- 150 дес. леса, лебедянский во имя Святой Троицы монастырь - 45 дес. леса близ дер. Филимоновки Тамбовского у. После кончины настоятеля Трегуляевского во имя святого Иоанна Предтечи монастыря архим. Иннокентия (Соколова) Н. в мае 1856 г. направил в Синод прошение о подчинении этой обители непосредственно епископу Тамбовскому и присоединении ее к архиерейскому дому, но эта инициатива не была поддержана. В Тамбове Н. освятил 4 храма, устроенные его непосредственным попечением. В июле 1847 г. в зале собраний Тамбовской ДС епископ освятил ц. во имя свт. Николая Чудотворца. Иконы в иконостасе были написаны по золотому фону, над царскими вратами на стекле изображена Тайная вечеря; домовую церковь украшали хрустальное паникадило и витражи из богемского стекла. Н. также устроил домовый храм св. блгв. кн. Александра Невского (1843) в новом здании Тамбовского общественного призрения и 6 авг. 1843 г.- домовую ц. во имя мц. Александры (архит. А. П. Брюллов) в Александринском ин-те благородных девиц. 2 сент. 1852 г. Н. освятил после ремонта (поставлен новый иконостас, расписаны стены) верхнюю церковь, а в 1854 г.- нижнюю церковь тамбовского собора в честь Преображения Господня. По инициативе Н. строилась ц. во имя Св. Троицы (1846-1857) в Пушкарской слободе, приделы к-рой (Рождества Пресв.

http://pravenc.ru/text/2565974.html

«Сегодня Южная столица Казахстана — Алма-Ата — украшается без малого тремя десятками храмов, старинных и новопостроенных. Каждый из них имеет свою историю, каждый по-своему благолепен, архитектурно интересен и, конечно же, значим для духовной жизни мегаполиса. Среди алматинских церквей особое место занимает храм в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы — Казанский собор, расположенный в исторической части города, именуемой Малой станицей. Эта изящная церковь, сияющая множеством куполов и радующая глаз мастерством зодчих, — самый первый храм города Верного, одно из старейших зданий Алма-Аты. Казанский собор, воздвигнутый усердием благочестивых жителей Семиречья, вместе с Церковью и народом пережил времена благоденствия и тяжких испытаний. Он стал безмолвным свидетелем жизни многих поколений людей, под его своды приходил верующий народ, принося к престолу Божию свои скорби и радости.  Три рождения пережил за свою историю Казанский храм: первое — когда был создан благочестивыми семиреченцами в XIX столетии, второе — после возвращения верующим в середине ХХ века, и третье — совсем недавно, в ходе полномасштабной реставрации, с привлечением компетентных исследователей и высококлассных специалистов. Заботой ктиторов, при поддержке благотворителей и неравнодушных людей святыня, пережившая землетрясения и эпоху гонений, обветшавшая за свое долгое существование, была восстановлена и получила новую жизнь. Сооружение водосвятной часовни — это часть большого и значимого проекта по возрождению и обновлению храма. Сегодня Казанский собор становится значимым духовным и культурным центром Алма-Аты, местом притяжения паломников и туристов. Познакомиться со старейшим храмом Южной столицы, увидеть уникальные иконы и чтимые святыни приходят люди разных вероисповеданий и национальностей». С 2021 года в соборе в честь Казанской иконы Божией Матери по благословению главы Православной Церкви Казахстана, при поддержке фонда «Апостол» осуществляются полномасштабные реставрационные работы. В результате реставрации старейшему храму Южной столицы Казахстана был возвращен исторический облик и архитектурные детали, утраченные в годы гонений на веру. Воссозданию святыни предшествовала большая научная деятельность по поиску и исследованию архивных материалов в Казахстане и России. В результате реставрации были восстановлены четыре купола над центральной частью храма, три паперти (входа) в церковь и создан резной позолоченный иконостас, повторяющий дореволюционный. Профессиональные мастера укрепили стены и своды, отремонтировали полы, укрепили фундамент.

http://patriarchia.ru/db/text/6056645.ht...

Особенно хочется сказать о совершенно уникальной архитектуре храма святителя Николая Мирликийского. Вой­дя в храм, прихожанин оказывается в светлом и высоком притворе, голубой свод которого, украшен золочеными звездами. Справа на стене перед входом в главный придел находится памятная доска XIX в., на которой начертаны слова, повествующие об учредителях и благоукрасителях храма. За притвором главный придел, где взору прихожани­на предстоит величественный пятиярусный иконостас, а слева и справа — вышеупомянутые приделы: Покровский и иконы Божией Матери «Троеручицы». Внутренняя роспись храма выполнена в греческом стиле. Иконы главного ико­ностаса старинные, хорошего письма, но не первостепен­ные. Здесь находятся, например, редкие иконы большого размера — святого мученика Уара и Рождества честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоан­на. Свод и стены главного и правого приделов украшены настенными росписями на сюжеты Священного Писания. В главном приделе расположены больших размеров иконы Божией Матери, в кивотах: «Троеручица», «Иверская», «Казанская», «Всех Скорбящих Радость», «Нечаянная Радость», а также икона с пятью изображениями Божией Матери. Здесь же иконы многих чтимых святых: Трех святителей, священномученика Ермогена (с частицей мощей), благовер­ной княгини Анны Кашинской (с частицей мощей), святи­теля Николая Мирликийского с житием. С иконой святителя Николая связано одно весьма ин­тересное и поучительное приходское предание. Сама икона в 1856 году была привезена из какого-то северного мона­стыря. А немного ранее, в 1855 году, Никольский храм по­сетил наследник Российского престола великий князь Ни­колай, сын императора Александра II, который, некоторое время спустя, прислал в дар храму эту икону через Митро­полита Филарета (Дроздова). По прибытии в Москву икона была положена митрополитом Филаретом на мощи святите­ля Алексия Московского в Чудовом монастыре Московско­го Кремля. Оттуда на следующий год совершилось ее пере­несение в наш храм. Встречало икону все единоверческое духовенство во главе с митрополитом.

http://sobory.ru/article/?object=03395

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010