Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Сарафаново, бывшей вотчине дворян Долгово-Сабуровых - малоизвестный памятник архитектуры XVII века. В какие годы и чьим усердием был создан этот храм? Точная дата возведения храма неизвестна. Есть сведения, что церковь в Сарафанове была освящена при правлении царя Бориса Годунова, около 1600 года. Но так ли это на самом деле? Профессор архитектуры Н. С. Борисов, относит Казанский храм к более позднему времени - 1660-м годам. Действительно, в убранстве доминируют великолепные по рисунку наличники редкой формы " коруна " с тройным " очельем " . Световые проёмы западного и южного фасадов искусно обрамлены филигранными " цепями " . В целом можно усматривать сходство этого ярославского храма с декором Троицкой церкви в Останкине (Москва), построенной во второй половине XVII столетия. Обратясь к более далёким временам, мы узнаем, что ещё в XIII веке в Ярославль из Большой Орды приехал мурза Атун Анданович. Ему очень понравилась Ярославская земля, что и послужило для этого господина принять здесь обряд крещения с именем Бориса и получить небольшой надел. В деревне Сарафаново Борис (Анданович), спустя некоторое время решил заложить деревянный храм. В XVI-XIX вв. Сарафаново было владением старинного дворянского рода Долгово-Сабуровых - потомков крещёного мурзы Бориса (Атуна Андановича). Стоит сказать, что Дологово-Сабуровы после явления иконы Пресвятой Богородицы в городе Казани (1579 год), решили построить каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Белоснежная красавица-церковь с пятью чешуйчатыми главками и пристроенной в XIX веке к трапезной трёхъярусной колокольни мало кого могла оставить равнодушным. Звонкий и мелодичный набор колоколов, самый большой из которых весил 150 пудов, придавали храму особое величие и торжественность. В церкви находилось 4 престола: главный, центральный - в честь Казанской иконы Божией Матери; другие - во имя св. пророка Илии, св. праведных Захарии и Елизаветы и св. Николая Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=10875

В послевоенные годы на территории бывшего женского монастыря, освобожденного от воинского постоя, начинается жилищное и социальное строительство (красная линия ул. Ленина, Хохрякова, Плеханова, юго-вост. часть территории). С 1960 г. здание Казанской церкви передано Дзержинскому райпищеторгу и использовалось последним под склад. К этому времени были утрачены купола, звонница, захоронение И. Г. Каменского, значительно повреждены майоликовые панно. В 1985-1995 гг. реставрационные работы выполнялись Перм. специальными научно-реставрационными мастерскими (ПСНРМ). Авторы проекта: Канторович Г. Д. (руководитель авторского коллектива), Артеменков М. Ф., Побоженко В. А. (архитекторы), Кашихин Л. С., Федотов А. М. (авторы ист.-архивных изысканий). Реставрацию майоликового панно «Казанской Божией Матери» выполнял художник-реставратор В. Минин (Москва). Кроме Казанской церкви на территории монастыря сохранились 2-этажные корпуса – каменный игуменский и полукаменный сестринский. В настоящее время оба занимает община возрожденного Успенского женского монастыря. Первая церковь Успенского монастыря была деревянной и просуществовала 32 года, в 1905 году ее разобрали и построили на этом месте каменный храм, освященный также в честь Казанской иконы Богородицы. Строительством храма руководил Ю. Скавронский. Скорее всего, этот храм возведен по проекту В.М. Васнецова. Монастырь был основан в 1873 году, сначала просто как женская община. Средства для создания выделили благотворители, пермские купцы – Григорий Козьмич и Федор Козьмич Каменские. 1 октября 1873 года Высокопреосвященным Антонием, архиепископом Пермским и Верхотурским. было совершено торжественное освящение первой монастырской домовой церкви в честь Казанской иконы Божией Матери. Этот день - 1 октября 1873 года можно считать днем основания Пермской женской обители, преобразованной впоследствии в Успенский общежительный монастырь. При монастыре были открыты: женское епархиальное училище, церковно-приходская школа, приют для девочек, странноприимная гостиница, больница и богадельня.

http://sobory.ru/article/?object=02915

Казанская церковь В 1770 г. огромная летняя Казанская церковь была построена на средства потомков рода Нарышкиных при участии местных прихожан. В храме было три престола: во имя Казанской иконы Божьей Матери; во имя Спаса Нерукотворного Образа; во имя Святителя и Чудотворца Николая. Уникальность данного храма в том, что издавна в нем находилась Казанская икона Богоматери, которая была известна под именем Курбской и считалась чудотворной, в настоящее время икона находится в соседнем храме с. Васильевском. Казанская церковь это интереснейшее по своей архитектуре 16-ти лепестковое в плане центрическое сооружение. Местное население называет ее еще круглой. К сожалению, архитектор храма не известен. Церковь восхищает красотой и богатством фресковой росписи от пола до потолка, написанные на сюжеты Нового и Ветхого Завета. Обилие света, богатство и изысканность росписей придают интерьеру парадность и праздничность. Фресковые росписи Казанской церкви были выполнены ярославскими мастерами в 1796–1799 г.г. В 1929-1930 г.г. Казанская церковь была закрыта, а ценные храмовые иконы местные власти приговорили к уничтожению. Позже в храме располагалась машинно-тракторная станция, она просуществовала там несколько лет. Долгое время храм пустовал и начал разрушаться. Разрушалось покрытие глав, почти полностью был утрачен барабан одной из боковых глав, местами разрушалась и кирпичная кладка стен, особенно стен входных папертей. С 1988 г. стали поднимать вопрос о восстановлении памятника архитектуры XVIII в. Местная администрация выделила средства на осуществления реставрационных работ. Однако наступили трудные времена, собранных средств катастрофически не хватало для полной реставрации грандиозного храма. В 1993 г. реставрационные работы были приостановлены. Восстановить к тому времени смогли только покрытия глав, барабан боковой главы и, частично кладку стен. Церковь долгое время стояла в лесах, вызывая у каждого взглянувшего на ее некогда величественные стены, чувство вины и боли… От былого великолепия практически ничего не осталось, храм находится в тяжелом аварийном состоянии.

http://sobory.ru/article/?object=00574

В наши дни храм переживает второе рождение. Мы приехали накануне престольного праздника храма – Воздвижения Креста Господня, который отмечался 27 сентября. Праздник этот совершается в память об удивительном событии, происшедшем в 326 году. Мать императора Константина Великого, Елена, посетила Святую землю с целью найти место погребения Иисуса Христа и тот Крест, на котором он был распят. После долгих поисков были раскопаны три креста, на которых были распяты Иисус Христос и двое разбойников. Чтобы узнать, на котором из них был распят Спаситель, каждый крест возложили на мертвеца, которого проносили мимо Голгофы на кладбище. Когда был возложен крест, на котором страдал Господь, мертвец ожил. Праздник Воздвижения Креста Господня – символ утверждения и силы христианства. Накануне престольного праздника в храме и вокруг, на церковном дворе, шла большая уборка. Разговариваем с настоятелем храма протоиереем Владимиром Швидким. Несколько слов об отце Владимире. Выпускник Московской духовной семинарии, он приехал в Зауралье вместе с семьей из Чернигова. Сейчас в семье батюшки шестеро детей. Настоятелем Крестовоздвиженского храма он служит уже 14 лет. Отец Владимир говорит: «Сегодня мы бережно собираем сведения по истории нашего храма. С Божией помощью и молитвами казаков храм уцелел в самые лютые времена. Жизнь прихода продолжается. Особое внимание уделяем детям. В храме действует воскресная школа. Каждую среду перед Казанской иконой Божией Матери служим молебен о детях. Мечтаем о восстановлении росписей храма, установлении новых колоколов. С Божией помощью все случится…». Входим в храм. Он трехпридельный: центральный посвящен Воздвижению Креста Господня, два других придела – Святой Троице и святителю Николаю. В храме хранится список (копия) Табынской иконы Божией Матери – войсковой иконы Оренбургского казачьего войска. След подлинной чудотворной иконы, главной войсковой святыни, затерялся. Во время гражданской войны белые казаки, отступая, взяли икону с собой. Возможно, где-нибудь в Китае или Америке икона цела до сих пор. А в Звериноголовском в 2004 году, когда отмечалось 250-летие станицы, обнаружили доску, на которой была расписана неизвестная икона, – восстановить ее оказалось невозможно. Икона была жертвенной. В 1914 году, перед уходом на фронт, казаки пожертвовали икону Крестовоздвиженскому храму. Имена жертвователей хорошо сохранились на обратной стороне иконы. По решению совета атаманов, при помощи потомственного казака Сергея Кайдаша доска жертвенной иконы была расписана заново. Икона получилась удивительная. И сейчас она почитается как Табынская икона Божией Матери. А над ней расположена жертвенная икона Георгия Победоносца, которую казаки передали храму перед уходом на русско-японскую войну 1905 года. Живая история храма…

http://sobory.ru/article/?object=09408

Первый деревянный храм в Орлове был посвящен Покрову Пресвятой Богородицы, поэтому и место это имело название Покровский погост. В польско-литовское лихолетье эта церковь была уничтожена и восстановлена лишь во второй половине XVII столетия с новым именованием в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом святителя Николая. Эта деревянная церковь была перенесена в 1698 г. из подмосковной вотчины бояр Стрешневых с. Узково (Усково, Узкое). После реформы по конфискации церковной собственности в царствование Екатерины Великой в 1760-е гг. с. Орлово с дер. Румянцево стали владениями, населенными государственными крестьянами. Со второй половины XVIII столетия в Орлове существовала деревянная однопрестольная Никольская церковь. В 1813 г. к Никольскому храму в селе Орлове приписали малоприходную каменную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в с. Говорово, построенную в 1734 г. в старинной помещичьей усадьбе князей Трубецких. Таким образом, в приход Казанской (Никольской) церкви попали с. Говорово, дер. Суково, а также старинное сельцо Картмазово на Сетуни, где с XVII столетия до конца XVIII в. существовал деревянный храм Успения Божией Матери. Каменный храм в с. Орлово возвели на средства фабриканта Епанешникова в 1861 г. вместо сгоревшей в декабре 1851 г. деревянной церкви. Первоначально он был с двумя приделами в честь Успения Пресвятой Богородицы и святителя Николая. Позже в 1873 г. к нему пристроили трапезную часть, в которой устроили третий придел, посвященный Донской иконе Божией Матери. С 1910 г. по благословению высокопреосвященного Владимира, митрополита Московского и Коломенского, настоятелем храма святителя Николая в с. Орлове 2-го благочиннического округа Московского уезда назначили священника Николая Яковлевича Лаврова. 31 июля 1910 г. отец Николай получает новое назначение к Никольской церкви в с. Орлово, расположенное ближе к Москве, чем с. Воскресенское-Саввино (платформа Переделкино (17-я верста) Московско-Киево-Воронежской железной дороги). Здесь вполне проявились педагогические способности отца Николая Лаврова, ставшего законоучителем в двух церковно-приходских и одной земской школах прихода. Первая церковно-приходская школа была открыта в Орлове. Здесь учились крестьянские мальчики и девочки разного возраста. На средства князей Туркестановых, владельцев усадьбы в Говорове, была основана еще одна церковно-приходская школа, получавшая содержание от Владыки Трифона (Туркестанова), епископа Дмитровского. На средства Московского уездного земства существовало земское училище в дер. Румянцево.

http://sobory.ru/article/?object=31738

украшений, выполнена из обозженной глины без глазури. Снаружи церковь выбелена, и только кое-где на пилястрах положен очень тонкий слой штукатурки, видимо, в позднейшее время, при ремонтах церкви. В церкви имеется три престола: главный храм в честь Казанской Божией Матери, левый придел во имя св. Николая Чудотворца и в притворе придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В Казанской церкви у западной стены находились деревянные хоры с каменной лестницей, которая помещается в южной и западной стенах. Во время пожара хоры совершенно сгорели, и в настоящее время их предположено не возобновлять, а лишь заделать оставшиеся гнезда от деревянных балок в западной стене, при чем вход на хоры держать внизу закрытым. В Казанской же церкви находился великолепнейший резной, из липового дерева, иконостас очень тонкой работы, от которго случайно уцелела небольшая колонка, сплетенная из вырезанных виноградных лоз, листьев и гроздей. Иконостас возвышался до начала сомкнутого купола, как это можно усмотреть по оставшимся на стене обрисам. Казанскую церковь венчает сомкнутый восьмигранный кирпичный купол с круглым на нем световым барабаном, который перекрывался купольным деревянным сводом, также сгоревшим. Вообще, пожаром уничтожены следующие части здания, которые в настоящее время предположено возобновить в том виде, как они были до пожара, при чем при проектировании их я руководствовался случайно сохранившимся фотографическим снимком церкви до пожара. Над главной церковью сгорела конструкция крыши, покрывающей сомкнутый свод, и главка с сводчатым перекрытием над барабаном. Над Покровским и Никольским приделами и над колокольней сгорели крыши. Во всей церкви, за исключением Никольского придела, сгорели оконные переплеты с коробками, а также и двери. В Никольском приделе сильно попорчен огнем деревянный пол, а в Казанской церкви каменный пол, при падении тяжелой бронзовой люстры, потрескался и во многих местах поврежден. Все стены церкви внутри и снаружи местами закоптели, а местами, где была штукатурка, полупились, в особенности внутри Казанской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=38409

В 1901 г. взамен старой домовой церкви был воздвигнут Казанский собор. Вслед за ним была освящена церковь в честь иконы Божией Матери " Утоли моя печали " при богадельне. Ее строительство осуществлялось по проекту калужского губернского инженера Б.А.Савицкого. Величавый 15-главый собор, напоминающий дворец из русской сказки, поражает своими размерами и в то же время изяществом. Построен он из красного кирпича, выполнен в так называемом " русском " стиле - с кокошниками, полуколоннами, щипцами, подзорами, узорчатыми наличниками арочных окон. Кровля храма с ее шатровыми завершениями - это целая симфония куполов и башенок. На северном и южном фасаде собора - шатровые крыльца, а на западном - арочный вход, который через галерею соединяет храм с трапезной. Месторасположение Казанского собора было выбрано не случайно. Когда еще никто не помышлял о том, что здесь будет монастырь, тогдашнему владельцу Шамордина помещику В.П.Калыгину было такое видение: ему явилась прекрасная церковь в облаках, стоящая прямо над его домом. А 30 лет спустя на этом месте вырос Казанский собор. Строился он по проекту Сергея Владимировича Шервуда, сына академика Владимира Осиповича Шервуда - автора здания Исторического музея и часовни-памятника героям битвы под Плевной в Москве. Взору входящих в собор открывался прекрасный бело-золотой иконостас в 4 яруса перед главным приделом в честь Казанской иконы Божией Матери. За алтарем, вдоль восточной стены, располагался еще витражный иконостас. Солнечные лучи, проходя сквозь цветные стекла, создавали в храме атмосферу возвышенной радости, так что эта церковь была поистине небом на земле. Собор имеет несколько приделов; основные из них - в честь святителя Николая и священномученика Игнатия Богоносца. Главная святыня обители - Казанская икона Божией Матери. Преподобный Амвросий, увидев эту икону в первый раз, долго перед ней молился, а потом сказал: " Ваша Казанская икона несомненно чудотворная; молитесь ей и храните ее " . Сейчас местонахождение этого первого чудотворного образа неизвестно. Но Заступница усердная и в подобиях икон своих возжигает новые светильники благодати. Как раньше, так и теперь, сестры обители обращаются с молитвой к Казанской иконе, уповая на милость и всесильную помощь Пресвятой Богородицы. В архитектурный комплекс обители кроме собора входят больница, богадельня с церковью в честь иконы Божией Матери " Утоли моя печали " , приют, кирпичный заводик, мастерские, типография.

http://sobory.ru/article/?object=00905

http://muranovo.ru/храмы/ В 1998 году, по благословению правящего архирея Московской Епархии - митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, началось возрождение Спасской церкви музея-усадьбы Мураново, которая получила статус приписной к Страстному храму деревни Артёмово. Настоятель Артёмовского храма иеромонах (ныне игумен) Феофан Замесов начал регулярные богослужения в усадебной церкви. В скором времени он узнал от местных старожилов, что вблизи усадьбы находится заброшенный святой источник. Эти же сведения подтвердили и научные сотрудники мурановского музея, добавив, что согласно сохранившимся старым фотографиям и дневниковым записям обитателей усадьбы, в это святое место из усадебного храма регулярно совершались крестные ходы, а на самом источнике когда-то стояла деревянная часовня. К сожалению, в период гонений на церковь в конце 20-х годов ХХ столетия часовня была сожжена, а место источника осквернено. Осмотрев святой родник, отец Феофан сподвиг прихожан произвести его расчистку, после чего здесь был установлен памятный крест. В 1999 году были сооружены небольшая купальня и часовня. 26 августа 1999 года родник был освящён благочинным Пушкинского округа протоиереем Иоанном Монаршеком (старшим). Постепенно в это святое место стали приезжать многочисленные паломники. Зная, что с 1818 года по 1836 годы в усадьбе Мураново существовала домовая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери владельцев усадьбы Энгельгардтов, церковная община решила воздвигнуть на источнике одноимённый деревянный храм в память об утраченной церкви. В 2003 году на это было получено благословение правящего архирея Московской Епархии митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, после чего начались строительные работы. Значительные затраты по их осуществлению взял на себя один из благотворителей прихода А.П. Маркелов. Другой благодетель прихода В.Н. Орлов безвозмездно выделил своих рабочих для помощи в созидании церкви. За лето 2003 года храм был возведён и 4 ноября в день Казанской иконы Божией Матери протоиерей Иоанн Монаршек после Литургии в усадебном храме совершил на источнике водосвятный молебен и окропил святой водой новосооружённую церковь. С этого дня здесь началась духовная жизнь, и храм стал наполняться различными святынями.

http://sobory.ru/article/?object=17884

В 1813 году на месте сгоревшей деревянной церкви Воскресения Христова «тщанием покойного поручика Порфирия Феодоровича Грекова при надзоре опекунов, его малолетними детьми», был заложен каменный храм Святой Троицы с двумя приделами Казанской иконы Божией Матери и святой великомученицы Екатерины. Упоминания о храме на этом месте имеются в летописях XVI века. Храм строился по частям и был достроен в 1837 году, колокольня пристроена в 1898 году. В 1930-е годы во время гонений на веру храм был закрыт и превращен в колхозный склад. В 1970 году сгорел и как ветхий фонд передан в 1991 году Русской Православной Церкви. http://stupinoblag.ru/blagochinie/church/36/ Территория Троицкого храма с. Лужники в первой половине XVI в. — оброчное поместье Андрея Непотева. В 1559 г. оно пожаловано Троицкому Белопесоцкому монастырю. В 1627 г. в Лужниках построена деревянная церковь в честь Воскресения Христова. В 1774 г. владелец села Семен Никитич Маслов построил новую деревянную церковь, освященную во имя Живоначальной Троицы. В 1813 году на месте сгоревшей деревянной церкви Воскресения Христова «тщанием покойного поручика Порфирия Фёдоровича Грекова при надзоре опекунов, его малолетними детьми», был заложен каменный храм Святой Троицы с двумя приделами Казанской иконы Божией Матери и святой великомученицы Екатерины. Упоминания о храме на этом месте имеются в летописях XVI века. Каменная церковь строилась постепенно. В 1819 году был построен трапезный храм с приделами в честь Казанской иконы е Богородицы (правый) и великомученицы Екатерины (левый). Колокола были расположены на столбах около церкви, т.к. колокольня была не готова. В 1847 году произведён центральный Троицкий придел. Храмоздателями документы указывают поручика Порфирия Фёдоровича Грекова и его сына корнета Константина Грекова. Колокольня храма была пристроена позже, в 1852 году. В 1897 году вокруг храма была возведена каменная ограда на средства Серпуховского купца Сергея Антиповича Никитина. В церкви достаточно утвари. Приходских дворов 60. В приход входят деревни Соколова Пустынь, Сайгатово, Тутыхино. Усадебной и пахотной земли не было. Была выделена сенокосная земля с неудобным рельефом. На церковной земле стояли деревянные дома попа и дьячка. Пономарь жил в господском флигеле без платы. На содержание священнослужителей выделялось ежегодно 700 рублей в два полугодичных срока из доходов малолетних детей покойного поручика Грекова, но в связи с расстроенным финансовым положением детей поручика, жалование выплачивалось с задержкой.

http://sobory.ru/article/?object=09248

Храм во имя Казанской иконы Божией Матери просуществовал до 1929 г. Стихия Октябрьского переворота стерла с лица земли церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, предварительно ограбив ее. В годы гонений устроили в ней скотный двор, кузницу, сапожную мастерскую, а в 1931 г. сожгли. Сохранилась только могила старицы Евфросинии. Память о блаженной Евфросинии жила в народе. На ее источник приходили люди, молились и получали исцеление. Сохранились и памяти и предсказания Евфросинии о том, что после её кончины на месте её погребения будет стоять женская обитель. Хранителем святого предания о блаженной Евфросинии был схиархимандрит Христофор. Его стараниями возобновлено почитание святой блаженной Евфросинии и восстановлен разрушенный храм в селе Колюпаново, где почитают святые мощи этой великой подвижницы. В 1993 г. по молитвам старца Христофора и по благословению митрополита Тульского и Белевского Серапиона, началось строительство храма в Колюпаново. Средства собирали всем миром.  Это было начало зарождения монастыря. 16 июля 1995 г., в день памяти блаженной кончины старицы Евфросинии, по благословению митрополита Тульского и Белевского Серапиона и Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был учрежден Свято-Казанский женский монастырь. Первой монахиней обители была Мария Васильевна Кушнир. 6 августа 1995 г. служили молебен Казанской Божией Матери, блаженной Евфросинии. 5 августа было первое крещение. А 27 августа была отслужена первая Литургия. Монастырь начал свою великую православную службу. В октябре закончили кладку, покрыли железом алтарь, трапезную. В январе 1996 г. приступили к колокольне. 20 и 21 января установили раму на колокольне и 23 января приступили к кладке. 24 января закончили кладку колокольни. Храм во имя иконы Божий Матери Казанская стал первой стройкой Свято-Казанского женского монастыря. Святынями монастыря являются мощи блаженной Евфросинии Христа ради юродивой под спудом, которые находятся на месте ее захоронения в 1855 году в храме Казанской Божией Матери и святой источник блаженной Евфросинии. Источник имеет статус памятника регионального значения. Сейчас территория монастыря представляет собой комплекс зданий: Свято-Казанский храм, справа от него архиерейский дом и просфорная, гостиный домик (для священника), под купол возведен второй храм во имя Живоначальной Святой Троицы. Выстроены две крытые купальни на источнике блаженной Евфросинии.

http://sobory.ru/article/?object=10438

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010