7 . Кроме того, в трапезной был храм в память Великого князя Александра Невского. Там служили большей частью зимой, поскольку храм Тихвинской иконы Божией Матери был тесен и душен. Ранее на этом месте стояло сельское кладбище. Кладбище перенесли за монастырские постройки поближе к Сарову. Монастырское же кладбище занимало юго-восточный угол канавки, располагалось вокруг храма Преображения. Еще было два Рождественских храма во имя Спасителя и Божией Матери. Пристроены к Казанской церкви еще при отце Серафиме. Стало быть, храмов насчитывалось девять, а престолов- пятнадцать. Под все престольные праздники за малой вечерней служился параклис Божией Матери и утром бывало водоосвящение. На престольные праздники образу Божией Матери «Умиление», 28 июля, и в день памяти преподобного Серафима, 19 июля и 2 января, а также на день основания обители, 9 декабря, день Зачатия праведной Анны, после поздней Литургии обязательно совершались крестные ходы по канавке с пением параклиса Божией Матери «Многими содержимь напастьми». Накануне 9 декабря бывала торжественная всенощная празднику иконе Божией Матери «Умиление» и преподобному Серафиму. За всенощной читался акафист пополам: Царице Небесной – Благовещению с 1 по 6 кондак и икос и с 7 по 12 – преподобному Серафиму. Иконе Божией Матери «Умиление» существует особая служба, составленная митрополитом Серафимом Чичаговым . Кроме того, на праздник Живоносного Источника был крестный ход внутри обители за канавкой, а на преполовение – вокруг обители за оградой. Духовенство монастыря почти все было из рода отца Василия Садовского. При разгоне старшим был протоиерей о. Иоанн Смирнов , родной племянник о. Василия (скончался в глубокой старости в Дивееве). Кроме него были: о. Михаил Гусев, сын родной внучки, воспитывавшейся у о. Василия (скончался в тюрьме); о. Иоанн Полидорский, муж сестры о. Михаила (скончался на Соловках). Ежедневно Служба утром (кроме Великого поста) начиналась: ранняя обедня в 5 часов и поздняя в 6 часов (в разных храмах). По воскресным дням обязательно перед поздней бывал параклис на распев, по очереди оба канона. Вечером в половине шестого – вечерня и заутреня. Затем малое повечерие с каноном (дневным по уставу). Перед ранней обедней с 4 утра и перед поздней с 5 часов читались правило причастникам, утренние молитвы и сборный акафист. Полунощница читалась иногда с вечера или по келиям. Вечером в половине пятого всегда неопустительно, кроме только Пасхальной недели, читалось данное преподобным правило: 12 избранных псалмов, помянник и по 100 поклонов Спасителю, Божией Матери и преподобному, затем маленькое правильце и, конечно, поминали благодетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

В Подмосковье, кроме упоминавшейся Знаменской церкви в Дубровицах, наиболее известны из этого ряда Спасский храм в Уборах городского округа Одинцово и храм Трех Святителей в усадьбе Волынщина-Полуектово. Последний находится в городском округе Руза и, как в случае церкви в Поречье, его центрическая композиция нарушена поздними пристройками трапезной и колокольни с западной стороны. На сайте Рузского благочиния приведен текст из метрики церкви 1887 года, в которой описаны ее реликвии. До революции здесь хранился медный лист с изображением Казанской Божией Матери и двумя ангелами. Под иконой была сделана подпись: «Помощию Божиею сооружена сия церковь во имя Пресвятыя Богородицы Каплуновския в лето от Рождества Христова 1763…» К старинным и местночтимым иконам текст метрики относил образ Макария Египетского, список с чудотворной иконы Успения из Киево-Печерской лавры и храмовую икону Казанской Божией Матери XVII века в серебряной ризе с чеканным текстом: «Изображение и мера с чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы Каплуновския». Из текста приведенной выше метрики видно, что храм был посвящен именно Каплуновскому образу Божией Матери, который иконографически почти ничем не отличается от Казанского: единственное отличие – это короны на главах Богородицы и Младенца. Тем не менее, Каплуновский список имеет свою особую историю. В сборнике Е. Поселянина «Богоматерь: полное иллюстрированное описание ее земной жизни и посвященных ее имени чудотворных икон» приводятся предания, связанные с Каплуновской-Казанской иконой. Свое название образ получил по селу Каплуновка Харьковской губернии. В 1689 году местному священнику Иоанну Ильичу Уманову на праздник Рождества Богородицы приснилось, будто незнакомый старец предупредил его о скором приходе трех иконописцев 70, 80 и 90 лет. Старец велел принять гостей, взять у одного из них связку из восьми икон, вернуть семь, а последнюю оставить себе. Через три дня к священнику в Каплуновку действительно пришли трое пожилых иконописцев, и у одного из них в связке оказалась Казанская икона Божией Матери. Первое время икона, приобретенная у старцев-иконописцев, стояла в доме отца Иоанна Уманова, но вскоре Божия Матерь велела перенести ее в местную церковь Рождества Богородицы. Священнику явилась во сне сама Богородица, говоря: «Не вынуждай меня быть в твоей храмине, а отнеси в мою церковь!» Проснувшись, священник увидел, что из глаз Пресвятой Девы на иконе текут слезы. После этих чудесный явлений о. Иоанн Уманов торжественно перенес лик Богоматери в храм, где он с тех пор не раз являл чудесную помощь богомольцам.

http://sobory.ru/article/?object=01399

Благодаря помощи армейского командования и руководства ГУТТНа к настоящему моменту почти в каждом воинском коллективе и исправительном учреждении имеются молельная комната, где проводятся беседы и совершаются богослужения и таинства (исповеди, крещения, брака) или походный храм (в воинской палатке), а во многих местах построены стационарные храмы. В военных городках Министерства Обороны в настоящее время насчитывается 117 храмов, включая храмы при военных учебных заведениях (военные училища, институты, академии). В соединениях Погранвойск - 7 храмов. В Министерстве по чрезвычайным ситуациям - 20 храмов. В Федеральной Службе Налоговой полиции имеется один храм и планируется строительство храмов во многих субъектах Российской Федерации. В воинских частях ближнего и дальнего Зарубежья имеется один храм в Боснии, один храм-палатка в Косово; в группировке Российского контингента в Таджикистане имеется один храм Министерства Обороны и один храм Федеральной Пограничной Службы. Строительство новых храмов не прекращается. Только в 1999 году по всем ведомствам было построено 30 храмов и часовен. Святейший Патриарх лично благословлял закладку и совершал освящение многих из воинских храмов: в конце 1997 года Его Святейшество освятил храм-часовню в Главном Штабе Московского Округа Внутренних Войск, 27 апреля 1998 года - храм Преподобного Ильи Муромца в пос. Власиха - Главном штабе Ракетных Войск Стратегического Назначения. 5 мая 1999 года Святейший Патриарх в присутствии первого Президента России освятил закладной камень храма-часовни Казанской Иконы Божией Матери в Министерстве Внутренних Дел Российской Федерации, а 1 июня сего года Его Святейшество освятил этот храм. Летом 1999 года Святейший Патриарх освятил храм в честь Иконы Божией Матери " Неопалимая Купина " в Главном оперативном Управлении Пожарной охраны г.Москвы. 10 сентября 1999 года был освящен храм в Академии Управления МВД РФ. В октябре 1999 года в ходе посещения Пензенской епархии Святейший Патриарх освятил храм в Пензенском высшем военном Артиллерийском Институте.

http://sedmitza.ru/lib/text/429376/

Первоначально насельницы посещали богослужения в Димитриевском соборе г. Кадома. В 1824 г. местная дворянка Ф. М. Богданова отписала богадельне дом с усадьбой и с надворными постройками, оцененными в 530 р. В 1852 г. было разрешено строительство храма на территории усадьбы Богдановой. 20 авг. 1857 г. в К. м. был освящен летний каменный храм в честь иконы Божией Матери «Милостивая». Позже, по проекту архит. А. С. Четверикова, с южной стороны был пристроен придел в честь Преображения Господня, а с северной - во имя прп. Сергия Радонежского. Интерьер храма был украшен настенной росписью, купол покрыт позолотой способом «горячего» золочения. В зап. части церкви была возведена 40-метровая колокольня (1856). В 1860 г. был построен и 4 авг. 1865 г. освящен теплый каменный храм во имя св. пророка Божия Илии с приделом в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. В 1896 г. в К. м. был заложен 3-й каменный храм, теплый, 3-престольный: главный придел - в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», правый - во имя арх. Михаила и левый - во имя ап. Иоанна Богослова. В 1866 г. на общинной даче в с. Никиткино был построен деревянный 2-ярусный храм с ц. в честь Казанской иконы Божией Матери на 1-м этаже и ц. во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких на 2-м этаже. При игум. Магдалине (Машковой; † 1873) обитель была обнесена каменной оградой (1858), к 1910 г. построены 2-этажный каменный корпус (60-е - нач. 70-х гг. XIX в.), деревянный с мезонином корпус (1861) уч-ща, каменный 2-этажный хлебопекарный (1861) и деревянный игуменский корпуса, 2-этажная трапезная, казначейский корпус (1885), 2-этажное здание монастырской школы (1899), 2-этажный сестринский корпус в южной части мон-ря (1896), 2-этажное каменное здание в юго-восточной (1909), каменная одноэтажная келья (1840) при сев. вратах мон-ря, 2-этажный корпус (бывш. просфорный), деревянные псалтирный (на сев.-вост. стороне) и больничный (на сев. стороне) корпуса (1840), 3 причтовых дома (1857, 1880), 2-этажный дом (1904). Среди хозяйственных построек упоминаются каменные баня и ледник, 3 деревянных амбара, 2 ледника, 2 скотных двора, деревянный корпус (1897) при конном дворе, 2 конюшни - тесовая и каменная (1910) и бревенчатый каретный сарай на кирпичных столбах. Также во владении мон-ря находились бревенчатый дом (1895) в г. Кадоме на Заречной стороне (в приходе Преображенской ц.) и строения на Никиткином хуторе (12 верст от мон-ря): деревянные гостиница (1900), ветряная мельница с амбарами и жилым домом для рабочих и др.

http://pravenc.ru/text/1319784.html

В Великий Четверг 8 апреля 1999 года в кафедральном Свято-Никольском соборе главой города Ю.М. Копыловым архиерею были торжественно вручены документы на право безвозмездного пользования зданием. Настоятелем будущего храма был назначен о. Ростислав Мороз. Начался сбор средств на ремонт здания и обустройство храма. 21 июля в престольный праздник Казанской иконы Божией Матери в нашем храме прошел первый молебен с чтением акафиста Казанской иконе Богородицы. Далее молебны проводились еженедельно, стали собираться первые прихожане. 4 ноября 1999 года, на второй престольный праздник Казанской иконы, епископ Вениамин совершил первую Божественную Литургию, положив начало регулярному совершению богослужений. Состояние внутренних помещений храма, впрочем, как и наружной отделки, было плачевным – требовалась полная замена штукатурки, - поэтому богослужения приходилось перемежать с постоянными ремонтно-восстановительными работами, совершаемыми по мере наличия сил и средств, но по тщательно выверенному плану и соответствующему архитектурному проекту. Средства на реконструкцию жертвовали местные жители и организации, но всерьез поставить задачу о превращении старого потрепанного здания кинотеатра в настоящий храм с куполом и колокольней стало возможным, когда решение о благотворительной помощи храму приняло ОАО «Владивостокский морской торговый порт» (президент М. Ф. Робканов). Практически с открытия в храме заработала библиотека и стали вестись огласительные беседы с желающими принять Таинство св. Крещения. 4 декабря 2002 года епископ Владивостокский и Приморский Вениамин освятил голубой купол и замечательный узорный крест, изготовленные местным умельцем А. Мельниковым. Тут же вся конструкция была вознесена на крышу и над Эгершельдом заблистал золотой крест, хорошо видимый даже с моря со стороны бухты Золотой Рог, встречая и провожая суда и военные корабли. К этому времени была полностью закончена внешняя отделка здания, заново перекрыта крыша. К концу 2003 года закончено благоустройство территории. 19 декабря 2003 г. на территории храма открыт и освящен мемориал с православным крестом в память похороненных на эгершельдском кладбище с 1896 по 1954 гг. В кинозале прошел кинофестиваль «Эхо Золотого Витязя» под руководством Президента международного кинофорума «Золотой Витязь», известного кинорежиссера и актера Николая Бурляева.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Казанской...

Слобода Мстера принадлежит к древним поселениям Владимирского края. В писцовых книгах Суздальского уезда 1628-30 гг. за детьми князя Ромодановского значится: «отца их старинная родовая вотчина погост Богоявленская слободка на реке Мстере, а на погосте церковь Богоявления Господа Нашего Иисуса Христа каменная да другая церковь Ивана Милостивого древяна вверх, а в церквах образы, книги, ризы и колокола и всякое церковное строение вотчинниково, у церкви 2 кельи черных попов, 2 кельи крылошан, келья старца и двор попа Ефима…» Таким образом, уже в начале XVII ст. в Мстере существовал каменный храм, а кельи черных попов говорят, что при этом храме был в то же время и мужской монастырь… Упомянутая в писцовых книгах Богоявленская церковь с приделом Успения Пресвятой Богородицы оказалась в 1683 г. ветхой, а потому князья Ромодановские испросили у митрополита Суздальского Иллариона благословение на построение новой каменной церкви уже с одним престолом. Церковь была построена и освящена в 1687 г., как видно из надписи на сохранившемся храмозданном кресте. Этот храм существует в слободе и в настоящее время. Храм пятиглавый, построен в стиле церквей XVII ст. Престол в храме один - во имя Богоявления Господня. Над престолом устроена сень на четырех золоченных колонах. Иконостас шестиярусный резной; на боковых сторонах клиросов изображены 4 сивиллы. Рядом с Богоявленской церковью находится теплая каменная церковь в честь Владимирской иконы Божией Матери. Колокольня при этих храмах новая, построена в первой половине XIX ст. В Богоявленской и Владимирской церквах сохраняется много древних икон: икона Богоявления, риза на иконе серебряная, вызолоченная;  храмовая икона Владимирской Божией Матери, древней иконописи в серебряной вызолоченной ризе, а оклад и венцы золотые, на венце Богоматери корона из разных камней, на голове ее подниз из крупного жемчуга, цата золотая… икона помещена в серебряном киоте; храмовая икона Владимирской иконы Божией Матери древнего письма в бархатной, низанной жемчугом ризе, венец серебряный вызолоченный, по краям оклад «басемной», цата серебряная. Икона эта особенно чтима богомольцами и в описи 1780 г. именуется чудотворною; Казанская икона Пресвятой Богородицы, строгановского письма, оклад серебряный вызолоченный, «басемный», венец и убрус украшены жемчугом, кругом иконы писаны чудеса от нее; Смоленская икона Божией Матери, одинакового письма с Казанской иконой, в серебряном вызолоченном окладе, убрус низан жемчугом; по бокам изображен акафист Божией Матери; Образ Благовещения Пресвятой Богородицы, древнего письма; икона Пресвятой Богородицы Неопалимая Купина; икона Успения Пресвятой Богородицы в серебряном золоченном окладе; икона эта из бывшего придела в честь Успения Пресвятой Богородицы; две древние иконы Богоявления Господня и Нерукотворенного образа, в серебряных вызолоченных окладах.

http://sobory.ru/article/?object=01898

Проповедь перед причастием произнес священник Димитрий Сорокин, клирик храма Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке г. Москвы. По окончании богослужения архимандрит Петр (Поляков) приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству список Казанской иконы Божией Матери — копию чудотворного образа, находящегося в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом . «Я внимательно прочитал все то, что касается начала возрождения здесь церковной жизни. И хотел бы поблагодарить всех тех, кто стал бороться за этот храм начиная с 1990 года. Не знаю, присутствуют ли здесь эти люди, но я благодарю всех — и тех, кто сейчас здесь, и тех, кого нет, и тех, кто, может быть, уже ушел от нас. Открытие храма стало результатом реального подвига людей, и в память об этом подвиге, о большой и трудной борьбе, о длинном пути, который пришлось пройти приходу, я бы хотел вручить для сего святого храма старинный образ Божией Матери со святыми апостолами. Поздравляю всех вас с праздником!» — сказал Святейший Патриарх Кирилл, передавая в дар новоосвященному храму Иверскую икону Божией Матери с изображениями четырех евангелистов. Затем состоялось вручение церковных наград. Во внимание к трудам по восстановлению храма Казанской иконы Божией Матери в Узком г. Москвы были удостоены: Во внимание к помощи в восстановлении храма Казанской иконы Божией Матери в Узком г. Москвы Л.А. Серастанова была награждена медалью преподобной Евфросинии Московской. «Еще раз всех вас, мои дорогие, поздравляю с этим торжественным днем, с великим освящением храма. Пусть благословение Божие пребывает над всем приходом, над отцом настоятелем, над духовенством, помогая вам развивать все необходимые служения, которыми должна сопровождаться жизнь современного московского прихода. Совершая богослужения, мы творим великое и самое основное дело. Но вокруг этого дела должны развиваться и образовательные программы, и служение милосердия, и все то, что претворяет нашу веру в реальные добрые дела. Храни вас всех Господь, и Матерь Божия пусть покрывает вас Своим небесным и спасительным Покровом. С праздником!» — напутствовал Святейший Патриарх Кирилл духовенство и верующих Казанского прихода.

http://patriarchia.ru/db/text/5329145.ht...

" Над царскими вратами в киоте с сиянием и на шнурах и блоках по образцу Киево-Печёрской лавры находится икона Успения Богоматери в серебряной вызолоченной ризе с мелким жемчугом. Внизу вычеканены слова: " Изображение и мера с чудотворной иконы Успения Пресвятой Богородицы, что есть в Киево-Печёрской лавре " . " В ней имеется 4 части Св. мощей, принесена при гробе храмоздательницы Марии Петровой Яковлевой " , читаем в метрике церкви в Поречье в 1887 году " Местный образ Спаса Нерукотворного принесен при гробе Николая Михайловича Яковлева. Два серебряные вызолоченные креста, в каждом по 40 частей Св. мощей " , - читаем там же " . В 1997-м году, сильно разрушенный в советские годы Казанский храм в селе Поречье, полностью восстановлен. Святыни же, к сожалению, были утрачены. Из журнала: " Московские епархиальные ведомости " . Выпуск Абросова. Из истории села Васильевского и Воскресенской церкви Недалеко от поселка Тучково городского округа Руза у берега реки Москвы находится село Поречье. Когда-то здесь располагалась одноименная усадьба, от которой до нашего времени сохранилась красивая церковь Казанской иконы Божией Матери. О том, что общего у этой церкви с известным храмом Знамения в Дубровицах под Подольском, и почему Казанский образ Богородицы называют еще и Каплуновским, читайте в этой статье. Храм Казанской иконы Божией Матери был построен в 1763 году на средства местных помещиков Марии Петровны и Михаила Александровича Яковлевых – родственников писателя Александра Ивановича Герцена (1812-1870). Через двадцать лет после постройки храма на деньги Марии Петровны Яковлевой была возведена отдельно стоящая колокольня. В 1848 году при новом помещике Иване Алексеевиче Бартоломее колокольня была соединена с храмом трапезной частью, и церковь приобрела тот вид, который имеет сегодня. Храм в Поречье интересен с точки зрения архитектуры – он представляет собой разновидность так называемого «лепесткового» храма, и это роднит его с известной подмосковной церковью Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах. Стены таких храмов напоминают «лепестки», полукруглые выступы, выходящие из центра здания. У Казанской церкви в Поречье есть только три лепестка, а четвертый выступ с западной стороны заменяет трапезная и колокольня. Один из первых храмов подобного «лепесткового» плана был построен в конце XVII века – это собор Митрополита Петра в московском Высоко-Петровском монастыре. В XVIII столетии в подмосковных усадьбах богатых вельмож стали появляться церкви такой необычной формы.

http://sobory.ru/article/?object=01399

После церемонии, состоявшейся у входа в храм в присутствии 16 священников из разных регионов России, прошел молебен в честь иконы Казанской Божьей Матери с участием Клироса Министерства обороны. Молебен провёл настоятель храма иконы Божией Матери «Благодатное небо» при 45 полку Спецназа ВДВ в г. Кубинка протоиерей Александр Солдатенков. По окончании молебна о.Александр обратился к присутствующим с приветственной речью. Также на церемонии выступили Заместитель председателя Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство», руководитель Международного патриотического автопробега «От общей Победы — к общему миру!» Виктор Кауров и Председатель Женского православно-патриотического общества Галина Ананьина. 3 сентября, в день окончания Второй мировой войны, на Поклонной Горе были подведены итоги международного общественно-патриотического проекта «От общей Победы — к общему миру!», проведен 75-й показ спектакля «Молодая Гвардия», традиционно развернуты масштабная Георгиевская лента и огромное Знамя Победы. Первый заместитель председателя Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» Дмитрий Вадимович Саблин наградил участников проекта. В рамках программы Женского православно-патриотического общества «Чудотворные Кресты России», разработанной к 600-летию явления Животворящего Креста Господня (ныне находящегося в Годеново), Крестный ход Женского православно-патриотического общества «Святая Русь», возглавляемый Алёной Андреевой, продолжает свой путь по святым местам, монастырям, приходам, заброшенным храмам нашей страны с копиями Казанской иконы Божией Матери «Державный покров» и Небоявленного Креста. Галина Васильевна Ананьина , председатель правления Женского православно-патриотического общества, кандидат исторических наук, общественный деятель Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть

http://ruskline.ru/news_rl/2020/09/07/ob...

" В 1680 году в полусельце Григорьевском в 40 верстах от Москвы, " на речке Липчене, у речки Мочи " , была построена деревянная церковь во имя иконы Пресвятой Богородицы Казанской в вотчине Петра Ивановича Потемкина, служившего при дворе Федора Алексеевича. 22 марта 1731 года действительный статский советник Иван Степанович Потемкин обратился в Синодальный приказ с просьбой построить на месте обветшалой деревянной церкви во имя иконы Пресвятой Богородицы Казанской каменную во имя той же иконы с трапезным приделом во имя преподобного Сергия. В декабре 1735 года служитель Потемкина Григорий Григорьев уже входил в Синодальный казенный приказ с новым прошением: " Церковь во имя иконы Пресвятой Богородицы Казанской с пределом Сергия игумена Радонежского каменная построена и ко освящению приготовлена " . 23 декабря 1735 года церковь была освящена и открыта. Храм был построен по проекту одного из основных архитекторов петровской эпохи Федора Васильева (1660-е – 1737г.). Более того, есть предположение, что это последнее творение Федора Васильева. Кирпичный трехъярусный храм с квадратным основанием и восьмериком " звона " в детальном убранстве представлял типичный образец барокко, схожего с причудливыми морскими раковинами. Во всех справочниках, содержащих перечень работ зодчего Ф. Васильева, Казанский храм села Товарищево не указан – имя архитектора стало известно только благодаря подрядной записи, обнаруженной общиной храма в начале восстановительных работ в 2004 г. В 20-е годы минувшего столетия храм был переоборудован под клуб, а в конце 40-ых годов местные жители разобрали уцелевшие стены на кирпич… Последним настоятелем Казанского храма села Товарищево был священник Иоанн Воинов. О его судьбе после закрытия храма ничего не известно. Весной 2004 года плачевное состояние храма постепенно стало изменяться к лучшему: в Казанский храм был назначен первый за 80 лет настоятель. Им стал священник – протоиерей Александр Шумаев, настоятель Спасского храма, находящегося по соседству с Казанской церковью. За несколько месяцев был раскопан холм земли, под которым оказались остатки стен. Община храма своими усилиями продолжает восстановительные работы.

http://sobory.ru/article/?object=05595

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010