Шварёва. Подлинной святыней храма была весьма почитаемая в Малоярославце древняя икона Благоверного царевича Димитрия (1685) работы И.И. Буренина, мещанина из Углича, где и погиб отрок. Служители храма преподавали в городских школах, а его настоятель отец Николай (Кременский) издал книгу " Бой при Малоярославце " к столетию войны 1812 года. При соборе существовало церковноприходское попечительство, ведавшее вопросами благотворительности и просвещения. Советская власть закрыла и разорила здание церкви в 1930 году, устроив в нём Дом крестьянина. Помещения были перестроены, колокольню снесли, колокола пустили на переплавку; уничтожили даже могилу устроителя храма А.П. Радищева. Затем в соборе оборудовали городской кинотеатр, причём туалеты разместили в бывшем алтаре. Только в " нулевые " годы храм возвратили верующим, и началось его восстановление. Сегодня храм полностью восстановлен. При нём открыт духовно-просветительский центр с православной общеобразовательной школой и кадетским корпусом. Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 228, 2017 г. Храм Казанской иконы Божией Матери, возведенный в 1742-1744 г.г. из кирпича на том же месте, что и пришедшая в негодность деревянная церковь Георгия Победоносца, в одну главу со световым барабаном, храм имел типичное строение восьмерика на четверике и соответствовал всем канонам барокко. В 1746 г. помещик Афанасий Прокофьевич Радищев скончался и был погребен в Георгиевском приделе, воздвигнутого им храма. Главный престол был посвящен Казанской иконе Божией Матери, левый придел, как и в Успенском соборе, - святому Иоанну Воину. Храм сильно пострадал во время сражения 1812 г. В 1855 г. было закончено строительство высокой трехъярусной колокольни. Советская власть закрыла и разорила здание церкви в 1930 г., устроив в нем Дом крестьянина. Помещения были перестроены, колокольню снесли, колокола пустили на переплавку, уничтожили даже могилу устроителя храма Радищева. Затем в соборе оборудовали городской кинотеатр, туалеты разместили в бывшем алтаре. Только в 2002 г. храм вернули верующим, и началось его восстановление. В 2008 г. начата реставрация собора в ходе которой изготовлен купол колокольни, восстановлены третий и четвертый ярусы колокольни. В рекордные сроки был восстановлен восьмерик и установлен большой синий купол с золотыми звездами. В 2011 г. начата капитальная реконструкция здания бывшего кинозала, пристроенного к храму. Проведены работы по реставрации стен, подоконников, откосов, укрепление кирпичной кладки, усиление фундаментов. Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=02755

Средства на строительство (25 тыс. р.) пожертвовала среди прочих с.-петербургская вдова Л. Е. Головесова. В июне 1915 г. крестьянин И. П. Тренин передал обители 900 р. на покупку колокола. Церковь, построенная из красного кирпича, в плане представляла собой крест. Южный и северный приделы и апсида имели 5-гранную форму. Завершался храм шлемовидным куполом на высоком барабане, прорезанном окнами. Декоративные элементы храма выполнены из лекального кирпича: арочные проемы окон имеют обрамления в виде кокошников, поддерживаемых 3/4-ными колонками, полуциркульные окна оформлены наличниками. Гладкие стены храма с пилястрами украшены нишами и поясками. К собору примыкала 3-ярусная шатровая колокольня с 8-гранным ярусом звона ( Лосунов. 2009. С. 135). К 1917 г. на территории О. м. были построены деревянные храмы - во имя свт. Николая Чудотворца (не сохр.) и во имя вмч. Пантелеимона (не сохр.), келейный корпус. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 1911–1916 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: Омская епархия Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. 1911–1916 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: Омская епархия К 1914 г. О. м. располагал 93 дес. пахотной, 10 дес. сенокосной земли, а также 16 дес. «под лесом» и 11 дес. «под болотом»; 43 дес. мон-рь обрабатывал «собственными средствами» ( Голошубин. 1914. С. 873). В 1915 г. Омское переселенческое управление передало для обширного хозяйства мон-ря (20 лошадей, 40 коров, козы, овцы) еще 300 дес. земли. Больным жителям окрестных поселений монахини оказывали медицинскую помощь. При О. м. имелась начальная смешанная церковноприходская школа, в к-рой по программе Мин-ва народного образования обучались 22 мальчика и 22 девочки. Среди дисциплин преподавали живопись и музыку. В иконописной мастерской О. м. в нач. XX в. по просьбе игум. Магдалины была написана чтимая икона Божией Матери «Отрада и Утешение». Впосл. этот образ, сохраненный насельницей О. м. мон. Фомаидой, был передан в омский храм во имя Царственных страстотерпцев.

http://pravenc.ru/text/2578407.html

В Пещерном храме удалось сохранить часть стены и оставшиеся росписи. Гости осмотрели внутреннюю отделку, сводчатые потолки, иконостас. Пещерный храм воссоздан в первоначальном виде по описаниям современников и сохранившимся историческим документам того времени. Приглашенными специалистами ООО «Рестор» (г. Кострома) выполнено устройство сводов Пещерного храма. Сотрудники АО «МНРХУ» (г. Москва) произвели консервацию и отреставрировали сохранившиеся элементы фресок и росписи живописи. В настоящее время завершаются работы по установке иконостаса и обсустройству места обретения Казанской иконы Божией Матери в Пещерном храме. В ходе беседы владыка Феофан рассказал Рустаму Минниханову, что в 1913 году Пещерный храм помогла устроить великая княгиня Елисавета Феодоровна, ныне прославленная Церковью в лике святых. В настоящее время ведутся переговоры главы Татарстанской митрополии с митрополитом Берлинским и Германским Марком о передаче в Пещерный храм частицы мощей священномученицы Елисаветы. Рустам Минниханов подчеркнул, что ценность восстановительных работ заключается в том, что удалось воздвигнуть храм на старом фундаменте. «Построить здание не так сложно, главное — сохранить некую преемственность», — отметил глава республики. Митрополит Феофан высоко оценил усилия Республиканского Фонда «Возрождение» и лично Минтимера Шаймиева по воссозданию собора Казанской иконы Божией Матери. Общий вес конструкций собора составляет 124 тысячи тонн, высота собора с учетом креста — 49 метров. В настоящее время генеральным подрядчиком ООО «Евростройхолдинг+» завершены работы по устройству теплого контура объекта. Выполнены финишная отделка фасадов, устройство кровли, куполов, апсиды и фронтонов; установлены окна и архитектурные фасадные детали. В верхнем храме завершены работы по лепному декору, проводится его золочение. Предстоит монтаж винтовых лестниц на хоры, устройство чугунных полов, изготовление и монтаж входных порталов, общестроительные работы, работы по живописи верхнего храма, изготовление и установка киотов и мебели.

http://patriarchia.ru/db/text/5575203.ht...

Приходъ состоитъ изъ села Верхозерья и деревень: Старинокъ (1 вер.от церкви), Малитинки (2 вер.) и Усада (1 вер.), въкоихъ по клировымъ ведомостямъ числится 1,288 душъ муж. пола и 1,415 женскаго. Въ приходъ имеются две земскихъ народныхъ школы: въ селе Верхозерье съ 1872 года и въ дер. Усадъ съ 1888 года; учащихся въ 1896 году въ обеихъ школахъ было 76. http://hram-kazanskoy.ru/ Особую архитектурную ценность представляет храм как памятник русского зодчества. Исследователи православной архитектуры отмечают уникальное сочетание каменно-кирпичной кладки в основании храма с традиционными русскими деревянными постройками в его верхней части. Этапы работ по восстановлению храма С 2010 по 2014 г.г. проведена расчистка заброшенного храма (закрыт в 1938 г., за последние годы обрушились крыша и купола). В 2012 г. в правом притворе сделаны полы и крыша, сооружена временная винтовая лестница в колокольню. В 2014 г. на праздник в честь Иконы Казанской Божией Матери снят последний сохранившийся и покосившийся купол на колокольне. Получена официальная верительная грамота от Епархии с благословлением на восстановление храма. В 2015 г. в левом притворе сделаны деревянные полы, в самом храме настелено временное покрытие для пола, оконные проемы закрыты изготовленными баннерами, что было необходимо для проведения служб. На Пасху проведена первая служба за времена современной России. В 2016 г. изготовлены колокола, подняты и установлены на колокольне на временном каркасе. Храм обрёл голос и впервые за 80 лет колокольный звон разнесся по округе. Проведено оформление земли и храма в собственность, запущен сайт и произведён лазерный замер всего храма для дальнейших проектных работ. В 2017 г. разработан эскиз проекта восстановления балок, перекрытий, кровли, куполов. Храм электрифицирован, установлены пластиковые окна в притворах, запущен способ пожертвования на строительство храма - именной кирпич. Колокола установлены на постоянное место на колокольне , изготовлен и смонтирован стационарный помост звонаря. Сделан помост для колясочников: на данный момент техническое оснащение восстанавливаемого храма представляет особую ценность и обеспечивает возможность доступной среды для инвалидов-колясочников. В этом отношении на данный момент храм Казанской Иконы Божией Матери является единственным в своем роде во всей Владимирской области. Также в 2017 г. проведены предпроектные работы по восстановлению источника и купели.

http://sobory.ru/article/?object=04484

Интерьер храма составляет органично связанные между собой элементы - настенная живопись, два иконостаса, иконы, предметы, декоративно-прикладного искусства. Все выполнено примерно в 80-х годах XIX века. Все это создает единый исторический ансамбль внутреннего убранства храма. Настенная живопись по стилистическим признакам относится к концу XIX века. Письмо выполнено в традициях академической школы, но в сюжетных композициях просматриваются традиции народного искусства. Масляная живопись покрывает стены, своды и несущие столпы. Особый интерес представляет расположенная на западной стене композиция и изображением Страшного Суда. Иконостас пятиярусный, позолоченный, украшен резными витыми полуколоннами и накладной деревянной резьбой. В праздничном ряду сохранилось две иконы, которые можно отнести к памятникам, исторически связанным с данным иконостасом. Остальные иконы современного письма. Иконостас в приделе во имя Вознесения Господне трехъярусный. Также украшен витыми полуколоннами и резьбой. Поновлен бронзовой краской. Иконы датируются концом XIX века и в преобладающем большинстве исторически связаны с храмом. Есть интересные иконы письма знаменитых афонских мастерских: «Достойно есть», 1901 г. и «Скоропослушница» начала XX века. Богоборческая волна XX века прошла и через Папоротку. Богослужения прекратились в 1930 г. Чтобы не произошло полного разорения храма, женщина по имени Мария хранила у себя ключи от него. Второе рождение храма началось сразу после войны. С Божией помощью местные жители сумели отстоять свою святыню, благодаря чему храм не подвергся разорению — почти все росписи и иконы остались на своих местах. В 1998 г. настоятель храма о. Иоанн решил надстроить старую ограду храма. Предварительно были разобраны северный и южный входы. Выкладывая новую ограду из кирпича, оба проема снова сложили, оставив вход только с западной стороны. Однако за год до приезда монахинь участок стены на месте бывшего северного проема вдруг обвалился. Когда уже был основан монастырь и встал вопрос о входе на территорию келейного корпуса, стало понятно, что стоит делать именно в месте обрушения стены. Здесь его указала сама Царица Небесная. И 21 июля 2001 г. по благословению пресвятой Богородицы и епископа Тульского и Белевского Кирилла в день престольного праздника Казанской иконы Божией Матери из Тульского Богородичного Щегловского монастыря в Свято-Казанский храм приехали 12 сестер во главе с игуменией Игнатней (Сидоровой).

http://sobory.ru/article/?object=06946

В последующие годы были проведены значительные капитальные ремонтные работы, связанные с разбором железобетонных перекрытий, оставшихся от архива, заменой полов, проведением электро- и теплоснабжения, возведением солеи и иконостаса. С декабря 2008 г. в соборе были начаты работы по росписи алтарной части бригадой под руководством Александра Серикова. Престол был освящен архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом 6 декабря 2009 г. В этом году к 20-летию возрождения Казанской обители в соборе проведены значительные ремонтные работы: расписаны своды оконных проемов, завершено золочение и благоукрашение иконостаса, повешены дополнительные паникадила. Выполнено золочение глав и крестов, венчающих купола. Казанский собор предстает взору верующих в своей величественной красоте. http://казанский-женский-монастырь.рф/?page_id=92 Собор Казанской иконы Божией Матери был построен в центре двора Ярославского Казанского женского монастыря в 1835-1845 г.г. Собор стоит в центре Ярославского Казанского женского монастыря на месте снесенной за ветхостью старой Казанской церкви. Строился «на сумму доброхотных дателей» по проекту архитектора Авраама Ивановича Мельникова в стиле позднего классицизма. Основное строительство велось 1835-1838 г. За ходом работ было поручено наблюдать губернскому архитектору Петру Яковлевичу Панькову. При постройке нового здания собора был использован кирпич от разборки теплой церкви упраздненного в 1828 г. Борисоглебского прихода. Массивное здание собора решено в позднеклассических формах. Колонны и полуколонны украшают не только входы в храм и простенки между окнами, но и главы, имеющие форму восьмиугольных башен. Собор был расписан в 1840 г. артелью Т. Медведева и имел трехъярусный резной иконостас с колоннами. Освящение соборного храма во имя иконы Казанской Божией Матери прошло в 1845 г. В мае 1837 г. Ярославский Казанский монастырь посетил цесаревич Александр Николаевич - будущий император Александр II. 8 июля 1892 г. в соборе Ярославского Казанского монастыря сослужил архиепископу Ярославскому и Ростовскому Иоанафану святой праведный Иоанн Крондштадтский. 7-8 июля 1910 г., в дни празднования 300-летия Казанского монастыря, торжественное богослужение в Казанском соборе возглавлял архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон (с 1917 по 1922 г.г. Патриарх Московский и Всея Руси). В 1916 г. 21 и 22 октября в Казанском соборе служил архиепископ Ярославский и Ростовский Агафангел (с 1922 по 1926 .г. - патриарший местоблюститель).

http://sobory.ru/article/?object=05739

В 1930 году Казанский собор закрыли, колокольню снесли, здание храма перестроили, и могила Радищева – его основателя - была утрачена. В соборе был кинотеатр, в алтаре были устроены туалеты. Вернули его верующим только в 2000-х годах. Требовалась большая перестройка и реставрация. Эти работы идут и сегодня. Один из наиболее пострадавших в ходе сражения 24 октября 1812 года - храм Казанской иконы Божией Матери, оказавшийся в самом эпицентре битвы. По воспоминаниям протоирея М.Я. Никольского, " ...соборный храм, после монастыря, потерпел более других церквей, потому что главною ареною боя были монастырская площадь, Боровская улица и городская площадь, храм же находится на повороте с Боровской улицы на городскую площадь " . Возведённый в 1742-1744 годы из кирпича " на том же погосте " , что и пришедшая в негодность деревянная церковь Георгия Победоносца, в одну главу со световым барабаном, храм имел типичное строение восьмерика на четверике и соответствовал всем канонам барокко. Примечательно, что деньги на строительство пожертвовал дед автора знаменитого " Путешествия из Петербурга в Москву " Афанасий Прокофьевич Радищев, здешний помещик и отставной бригадир. В 1746 году благодетель скончался и был погребён в Георгиевском приделе воздвигнутого им храма. Главный престол был посвящён Казанской иконе Божией Матери, левый придел, как и в Успенском соборе, - св. Иоанну Воину, особо почитаемому святому в этом городе воинской славы. Со второй половины XIX века храм активно обустраивали, во многом благодаря петербургскому купцу Гавриилу Петровичу Целибееву, пожертвовавшему деньги на трёхъярусную колокольню в классическом стиле (1855), с красивыми чвсами работы английских мастеров. 1883-й стал годом перестройки трапезной по проекту популярного в Малоярославце архитектора М.Д. Скловского. В 1887 году над дверями и за алтарём появились иконы Святого Георгия Победоносца, Святого Иоанна Воина, Казанской иконы Божией Матери, Спаса Преображения и Вознесения Господня. В последний год уходящего XIX века стены храма украсились живописными копиями картин с изображениями ликов святых работы московского художника М.С.

http://sobory.ru/article/?object=02755

За годы его настоятельства (1800-1844 гг.) были возведены восемь каменных корпусов для братских келий. Построена каменная четырехъярусная колокольня, на втором этаже которой в 1818 году был освящен храм во имя Святой Живоначальной Троицы. А также каменная ограда с башнями и кельями вместо ветхой деревянной, кроме того, были куплены новые колокола. В 1831 году заложен каменный летний храм в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен летом 1844 года, через несколько дней после смерти старца Тихона). Храм - пятиглавый, трехпрестольный: главный - в честь Казанской иконы Божией Матери, правый - в честь Владимирской иконы Божией Матери, левый - в честь Рождества святого Иоанна Крестителя; три портала храма украшены портиками и колоннами. В 1875 году были расписаны стены храма, устроен резной иконостас. В нем были и иконы, написанные святителем Феофаном Затворником. Главной святыней монастыря с 1827 года стала чудотворная Казанская икона Божией Матери, хранившаяся в Казанском соборе. В 1861 году в обители был построен Успенский храм, освященный в 1862 году. В нем было два придела: правый в честь святителя Николая Чудотворца, левый - преподобного Сергия Радонежского. Во второй половине XIX века при архимандрите Аркадии построен двухэтажный каменный братский корпус с аптекой и богадельня. В 1896 году - две каменные гостиницы, пекарня, конюшня и постоялый двор. В 1874-1890 годах сооружен каменный теплый Христорождественский собор - пятиглавый, с трех сторон украшенный портиками и колоннами ионического ордера. Главный престол в нем - в честь Рождества Христова, правый - во имя святых мучеников Адриана и Наталии, а в левом - ризница. В соборе хранилась особо почитаемая святыня - икона святых Девяти мучеников Кизических. Всероссийскую известность Вышенская обитель получила в XIX веке, благодаря подвижнику, епископу Феофану (Говорову), который жил в монастыре, уйдя на покой с Владимирской кафедры в 1866 году. Еще через шесть лет он ушел в затвор и 22 года провел в полном уединении, в молитвах и богослужениях, собственноручно устроив небольшой домовый храм Богоявления Господня.

http://sobory.ru/article/?object=06940

А как дорога была заветная и родная им святыня, видно из того, что они ревностно сохраняли даже самый национальный костюм и язык от других поселенцев г. Павловска. По словам митрополита Евгения: «в Павловске купечество – большая часть казанцев, коих отличие в языке, а также в женских уборах сохраняется в Павловске и до ныне». В павловском городовом магистрате, сообщает митрополит Евгений, две грамоты от Казанского митрополита Тихона (с 25 марта 1699 г. по 24 марта 1724 г.) к предкам сих граждан, жившим еще в г. Троицке на Таганроге, писанная одна в 1709 г. от 8 августа, а другая в 1710 г. от 13 мая. С первою грамотою митрополит прислал им по просьбе их икону казанских чудотворцев Гурия, Варсанофия и Германа с вложением в оною св. мощей. Икона написана на кипарисной доске… Во второй грамоте митрополит Тихон благодарит граждан за то, что они не забывают своего пастыря. Кроме этой иконы замечательна и древностью, и глубоким к ней благоговением граждан храмовая икона Казанской Божией Матери, точная копия с чудотворной. Написана она на кипарисной доске, покрыта серебряною позлащенною ризою и украшена драгоценными камнями. На обороте этой иконы выбита следующая надпись: «При державе Великого Государя, Царя и Великого Князя Петра Алексеевича сей образ Пресвятой Богородицы образ написан истинным подобием с чудотворной ее иконы, именуемой Казанской, сребропозлащенным окладом обложен по обещанию града Казани разных чинов жителей. Писал изограф Казанский протодиакон Григорий Терентьев, среброковач Семен Дмитриев». Первоначально построенная деревянная церковь сгорела в 1766 г. и на месте ее построена новая каменная с приделом св. Николая. Эта церковь была освящена 7 июля 1776 г., а придел св. Николая освящен 6 июля 1770 г. В Казанской церкви местно чтится как чудотворная икона Боголюбской Божией Матери. Икона написана на кипарисной доске, обложена серебряно-позлащенною ризою. По преданию, она была пожертвована кем-то в Казанскую церковь и до 1831 г. находилась в церковной кладовой. В 1831 г. в Павловске была сильная холера, и во время этого бедствия местный священник о. Павел Корейша из любопытства рассматривал бывшие в кладовой иконы и обратил внимание на эту. Ему вспомнилось чудесное спасение г. Смоленска, Козлова (в 1779 г.) от моровой язвы по молитвам граждан перед иконою Боголюбской Божией Матери и приказал икону поставить в храм. Во время холеры ее обносили вокруг города, и болезнь ослабела, стали брать ее в дома для служения перед нею молебнов и больные выздоравливали. Особенную веру питала к этой иконе помещица слободы Семеек Елисавета Александровна Станищева-Лазарева, нередко бравшая икону в дом свой. Ее усердием устроена серебряная позлащенная риза. Во время холеры 1847 г. граждане с верою притекали к сей иконе и получали исцеление. С того времени в каждый воскресный день на вечерни перед иконою читается акафист Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=09776

В 1921 году дотла выгорела вся Торговая площадь, а вместе с ней сильно пострадала и Казанская церковь − у нее выгорело внутреннее убранство, обрушилась колокольня. Ее восстановили, а церковь приписали к приходу соседней Успенской церкви (не сохранилась). В 1935 году, в связи со строительством Угличской ГЭС, храм закрыли и передали здание в ведение строителей. Красавицу-церковь использовали как водонапорную башню, склад, общежитие… В 2000 году храм снова был передан верующим, началась его реставрация. В 2006 году колокольня обрела «голос» − большой колокол в 50 пудов, отлитый в Тутаеве литейщиком Н.Шуваловым. Сейчас храм стоит не в окружении торговых лавок, а на фоне зданий советской постройки, а вокруг него разбит сквер с большой детской площадкой. С сайта http://w.w.w.ruschudo.ru/miracles/1938/ Церковь Казанская каменная, двухэтажная, приписная к собору, прочна; о двух престолах: в теплой - во имя Сретения Господня, а в холодной - во имя Казанской Божией Матери. Построена в 1778 г. на средства доброхотных дателей. Особо чтимый образ Казанской Божией Матери. Дом для жительства причта. Штатного состава причта не положено. Причтового капитала в билетах 1 456 руб. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. Казанский храм, стоящий на Успенской площади, несомненно является самым заметным. Он виден отовсюду – и из кремля, и в перспективе Московской улицы, и с многих других мест. Его колокольня, наверняка, самая высокая в городе. С давних пор это место вблизи кремля было торговой площадью. Точнее их было три: Хлебная, Сенная и Лесная. И вот на первой из них в какой-то период появился храм Великомученика Георгия. По легенде, его выстроил в честь своего святого один угличский князь. Кто это был, мы точно не знаем. То ли Георгий (Юрий) Александрович, или Юрий Звенигородский, или младший брат Ивана Грозного князь Юрий Васильевич. Соответственно, это могло произойти в начале XIV века, на рубеже XIV-XV вв. или в XVI веке. По крайней мере, к началу XVII века уже существовала церковь Страстной иконы Божией Матери с приделами великомученика Георгия и Михаила Малеина. Храм простоял до Смутного времени, когда был сожжен, разделив судьбу города и его православных святынь.

http://sobory.ru/article/?object=01007

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010