Говоря о настоятелях протоиереях Василие Ермакове (1927-2007) и Николае Конькове (1947-2020), Марина Ержемская отметила, что большинство присутствующих застали этих батюшек и хорошо их знают. Затем докладчица предложила слушателям войти в храм. Она рассказала, что в алтарной части сохранились таблички с именами благотворителей: уникальный резной иконостас изготовлен на средства купца Александра Николаева, супруги Васильевы и Шишмаревы пожертвовали на изготовление священных предметов. Иконы святителя Николая и Казанской иконы Божией Матери - дар семьи Ивановых. В храме особо чтут икону преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей (перстом) и кусочками камня, на котором преподобный молился сто дней. Один из кусочков камня был пожертвован жителем Дивеева еще в Благовещенскую церковь. Второй кусочек камня пожертвовал в храм митрополит Антоний (Мельников) . Чтут прихожане и икону Божией Матери " Умиление " - список с келейного образа преподобного Серафима. Самая старинная икона в храме - Смоленская. Она, как и Тихвинская икона Божией Матери, была передана в храм из закрытого Благовещенского храма - того самого, к которому Серафимовский храм первоначально был приписан. Особая история у Казанской иконы Божией Матери, которая находится в приделе святой мученицы царицы Александры, - ее называют " Романовской " . Это список с иконы из Площанской пустыни в Брянской области, он был подарен великому князю Георгию Александровичу, а после его смерти перешел к его брату - великому князю Михаилу Александровичу. В 1915 году икона была перевезена в Санкт-Петербург и находилась во дворце великого князя. Про эту икону написана книга " Икона великого князя " , автор ее - нынешний митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан. Прадед владыки Митрофана, Степан Никитич Пименов, был моряком. Он обладал глубокими знаниями в области электричества, занимался электрификацией дворцов, в том числе дворца великого князя Михаила на Английской набережной. Впоследствии стал управляющим дворца, и ему удалось спасти и спрятать икону. Ее отнесли в Благовещенскую церковь у Благовещенского моста, но церковь вскоре закрыли, а икону вернули Пименову обратно. Степан Никитич умер в блокаду, место захоронения неизвестно. Когда его семья вернулась из эвакуации, они обнаружили икону в квартире. Мать будущего владыки Митрофана отнесла ее в Серафимовский храм. Крестил будущего владыку в Никольском соборе протоиерей Василий Ермаков, будущий настоятель Серафимовского храма.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

В советское время храм был разделен железобетонными перекрытиями на три этажа. Были пробиты проемы в наружных стенах и в сводах покрытия. Практически все элементы убранства интерьера храма (иконостас, киоты, мраморные ступени солеи и пр.), а также детали наружного оформления (предположительно, майолика) утрачены.  Комплекс зданий подворья был передан Спасо-Преображенскому Валаамскому ставропигиальному монастырю в 1991 г. В 90-е годы был совершен ремонт храма, демонтированы перекрытия, лифты, поздние лестницы, заложены проемы, сделана новая кровля, выполнены отделочные работы, установлен временный иконостас. На стеклах храмовых окон были сделаны росписи под витраж. В 2009 г. установлен новый иконостас, изготовленный в Греции. Иконы для него написаны в мастерских известных иконописцев  - Богдановых,  Д. Г. Мироненко, А. В. Стальнова. В статье использованы материалы Исторической справки по подворью (автор В. А. Черненко), брошюры, изданной подворьем к 100-летию освящения храма, журнала «Зодчий» за 1905 г. История монастырского подворья, находящегося на пересечении Нарвского и Старо-Петергофского проспектов в Санкт-Петербурге, началась в 1901 г. с приобретения Успенским Староладожским женским монастырем участка земли у Софии Александровны Кованько. 30 июня (12 июля по новому стилю) 1902 г. здесь была освящена деревянная часовня во имя Успения Божией Матери. Через полтора года приступили к проектированию каменного храма и монастырского подворья. 9 (22) июня 1904 г. архимандрит Корнилий (Смуров) освятил место постройки, а 12 (25) августа того же года Государь Император Николай II одобрил проект подворья, автором которого стал известный архитектор Василий Антонович Косяков. Закладка церкви во имя Казанской иконы Божией Матери состоялась 10 (23) июля 1905 г. при служении многочисленного духовенства, крестный ход к участку обители прибыл из Воскресенского Новодевичьего монастыря. Через два года, 17 (30) июня 1907 г., на храм подняли кресты и колокола; молебен на их освящение служил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский). Богослужения на подворье стали совершаться еще прежде окончания строительных работ, с зимы 1908/1909 г. – сначала в часовне, затем в трапезной. 20 декабря 1909 г. (2 января 1910 г.) был освящен первый из приделов храма, во имя свт. Николая Чудотворца, а 17 (30) января 1910 г. – придел во имя прп. Серафима Саровского. Чин освящения главного придела, во имя Казанской иконы Божией Матери, и литургию в церкви подворья совершил в воскресенье 17 (30) октября 1910 г. епископ Нарвский Никандр (Феноменов), в будущем – один из сподвижников св. Патриарха Тихона, митрополит Ташкентский и Туркестанский.

http://sobory.ru/article/?object=00523

В деревне икону поставили в старообрядческом молельном доме. В нем она пребывала до большого пожара 1847 года. Всенародные почести и прославление Губинской чудотворной иконы начались с избавления от холеры села Слободищи Богородского уезда. В народной памяти год этот затерялся. Одной глухонемой девушке в Слободищах трижды являлся старец, который посоветовал съездить в Губинскую, взять оттуда святую икону Божией Матери и помолиться перед ней. Глухонемая вдруг заговорила и передала отцу о своем видении, а тот рассказал обо всем деревенским жителям. В тот же день были посланы гонцы в Губинскую. Икону привезли в Слободищи, стали служить перед ней молебен. Поднялся сильный вихрь, а затем шум. Все больные в селе выздоровели, эпидемия прекратилась. С тех пор большую часть года чудотворная икона посещала разные места старообрядческой России. Ее везде принимали с радостью и умилением. Славную историю приобрела древняя земля Губинская. В прошлые века здесь существовал скит - основанная иноком Иосифом обитель, населенная 15 инокинями, приемлющими белокриницкую иерархию. Во владении скита была одна десятина земли. В разные годы посетили Губино и его храм во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы старообрядческие первосвятители Московские и всея Руси архиепископ Мелетий и митрополит Алимпий. Журнал «Старообрядческая мысль» в 1915 году сообщал: «15 ноября сего года в храме Успения Пресвятой Богородицы, что на Апухтинке в Москве, состоялось торжественное богослужение по случаю принесения в храм чудотворного образа Казанской Пресвятой Богородицы (из деревни Губинской). Всенощную и Божественную литургию совершал архиепископ Мелетий... Постоянное пребывание вышеназванной чудотворной иконы в Губинской Кудыкинской волости Покровского уезда Владимирской губернии». В Гуслицах был установлен порядок чествования чудотворной иконы Царицы Небесной: 11 июня торжество встречи и провождение иконы с крестным ходом совершалось в Селиванихе, 12-го - в Степановке, 13-го - в слободе Абрамовке, 15-го - в Шувое, 17-го - в Нарееве. В эти дни все работы прекращались даже на механических ткацких фабриках. Моление в честь прибытия святыни начиналось вечером служением всенощной, а утром проводилась Божественная литургия с произнесением торжественной речи, после которой по колокольному звону все собирались на крестный ход вокруг селения по полям. Тут же служились молебны с водоосвящением. Затем икона следовала в соседний приход.

http://sobory.ru/article/?object=12137

Отец Серафим спросил: — Что вы за монахи? Они ответили: — Зосима и Савватий Соловецкие. — Зачем вы возле меня сели? — спросил отец Серафим. — Хотим показать тебе место, где должен быть престол нашего храма, — ответили они, и тут же повели его к поленнице кипарисных дров, где стали размечать место под церковь сначала по одной стороне, потом по другой, указывая рукой и говоря: — Тут должен быть наш престол. Затем они стали невидимы, и отец Серафим проснулся. После этого отец Серафим стал заботится о постройке храма, для чего нашел благотворителей. Через два года храм был освящен. В 1879 году отца Серафима постригли в мантию и благословили жить на Крумице, в построенной им Зосимовской келлии. Здесь с ним подвизался еще один монах, который при уходе из мира в монастырь встретил большие препятствия со стороны своих родителей. Те никак не хотели его отпускать. Тогда он начал просить помощи, стал усердно молиться и ежедневно служить молебен Казанской иконе Божией Матери, после чего родители, наконец, отпустили его, благословив ехать на Афон. Он тогда же дал обещание, что если будет жить на Афоне, то построит там пусть самый маленький, но храм в честь Казанской иконы Божией Матери. И вот прошло уже с тех пор более 20-ти лет, а он не исполнил своего обещания. Однажды отец Серафим стал спрашивать его: — Когда же вы исполните свое обещание построить храм Божией Матери Казанской? Монах отвечал: — Я уже хочу оставить эту мысль навсегда. Тогда отец Серафим сказал ему: — Как же хочешь бросить это дело, оставить Божию Матерь? Ведь за это придется ответить в будущем. Монах спросил тогда его: — Что же будем делать? — А вот что, — отвечал отец Серафим. — Давай напишем две бумаги. Одна бумага будет пустой, а другая — со словами «строить храм». Так и сделали. Отец Серафим пошел в церковь и перед местной иконой Казанской Божией Матери, положив три поклона со словами: «Царица Небесная, твори что хочешь», — оставил бумаги. Вынули жребий раз, другой и третий раз, и всегда им в руки попадала бумага со словами «строить».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=272...

По материалам сайта «Православие на земле Судогодской» http://www.sudogda.ru/  Ред. 2011 Село Борисоглеб с Казанской церковью и храмы закрытого города Радужный и села Буланово выделены Владимирской епархией в специальное благочиние: VI-e Радужное благочиние. Местность, столь необычная для наших равнинных краев, носит название странное – Баглача, что означает выстланная бревнами дорога по болоту. Первое письменное упоминание о Баглачевской волости относится к 1504 году. О существовании на местном погосте церкви Св. князей Бориса и Глеба сообщают лишь патриаршии окладные книги 1628 года. В 18 веке была построена новая каменная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери с двумя приделами во имя Св. Николая Чудотворца и Св. Бориса и Глеба. Старожилы, заставшие время расцвета храма, рассказывают о необыкновенной красоте и богатстве храма. В храме особо почиталась чудотворная икона Божией Матери Казанской. Храм закрыли перед войной. В те годы он был полностью разрушен, отсутствовали даже своды в трапезной, а на колокольне росли деревья. Никаких хозяйственных построек не было. Все средства, поступающие от благодетелей, уходили на восстановление храма. В храме не было постоянного священника. Батюшка Власий благословил меня на служение Господу и людям, и в 1997 году я стал настоятелем этого храма по благословению своего духовника. Приход наш – сельский, небогатый. Местных деревенских жителей мало. Прихожане в основном из г. Радужного. Наш храм находится в одном километре от города. Но дороги к храму нет, есть только тропинка, она идет болотом и опушкой леса, где весной и осенью топко. Зимой тропинка занесена снегом. Дорогу сделать нельзя, т.к. территория храма находится за пределами границы ЗАТО г.Радужный (Закрытое Административно-территориальное Образование). В храм могут дойти только физически здоровые люди, или доехать на личном транспорте через КПП (в объезд 16 км). Коротко о себе. Родился я в п. Кубинка Московской области в семье кадрового военного. Окончил высшее военное училище, служил в Кантемировской дивизии. После увольнения из армии судьба свела меня со схиархимандритом Власием в Пафнутий-Боровском монастыре Калужской области. В 1994 году я стал его духовным чадом. В 1996 году отец Власий благословил меня отвезти литературу в храм, где староста и казначей также его духовные чада. Так в 1996 году я впервые попал в храм с. Борисоглеб во Владимирской области.

http://sobory.ru/article/?object=02070

Старая деревянная церковь в 1792 году была перестроена и освящена в честь архистратига Михаила. День за днем благоукрашался и каменный Смоленский храм, его композиция всё более усложнялась, так архитектор Адмиралтейств-коллегии Андреян Дмитриевич Захаров пристроил к церкви северный придел. В 30-е годы XIX века продолжалось благоустроение Смоленского храма - с юга на средства церковного старосты купца Илии Антонова в 1831 была начата пристройка Ильинского придела, освященного 24 июня 1833 года. Тогда же надстроена на один ярус колокольня и сделана новая просторная паперть с западной стороны. В другой пристройке, возведенной по проекту академика К. Н. Вербицкого, был 1 октября 1892 освящен придел Иоанна Предтечи, который украшал иконостас в византийском стиле кисти М. М. Васильева. Северный и южный приделы были украшены шестиколонными дорическими портиками. При храме был устроен звон, " приличный столичному кладбищу " ; положено начало церковной библиотеке. В 1932 году из закрытого Казанского собора в церковь была передана величайшая национальная святыня - икона Казанской Божией Матери. В сентябре 1940 года Смоленская церковь была закрыта, Казанская икона была передана в Князь-Владимирский собор. В период послевоенного потепления отношения Советского государства к Церкви, храм был возвращен верующим и вновь освящен 8 февраля 1947 года, тогда же его интерьер приобрел современный вид. В послевоенные годы этот храм был единственным действующим на Васильевском острове и привлекал огромное количество верующих. Недаром его называют одним из самых намоленных в Петербурге. В наши дни храм имеет три престола: главный - освященный в честь Смоленской иконы Божией Матери, северный - в честь иконы Божией Матери " Милующая " , или " Достойно есть " , и южный - в честь святой блаженной Ксении Петербургской. В северной части храма находится Рождественский придел, не имеющий отдельного престола. Северный придел исторически был первым приделом храма. Его освящение состоялось 26 сентября 1790 года в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Его чтимый образ относится, очевидно, к эпохе Петра I. Старец-евангелист изображен поколенно; в его левой руке раскрытая книга, в правой - перо. Перед его иконой, находящейся слева перед иконостасом, часто молятся о ниспослании помощи в учении, ибо святой апостол и евангелист Иоанн Богослов покровительствует учащим и учащимся. По благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) в 1950 году Смоленскому храму был передан список особо чтимой, старинной иконы Божией Матери " Милующая " , или " Достойно есть " . Еще в 1887 году иеромонах русского Пантелеимонова монастыря на святой горе Афон Арсений пожертвовал этот образ в новостроившийся храм Галерной гавани.

http://sobory.ru/article/?object=00742

Собор иконы Божией Матери Казанская В 1877-1882 гг. по проекту известного московского архитектора А.С. Каминского был возведен холодный Казанский собор. Церковь Ефрема Сирина и Неонилы мученицы В 1883-1888 гг. Ефрем и Неонила Сивохины на собственные средства выстроили колокольню с часами и храмом преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неонилы. Предполагаемый автор колокольни - А.С. Каминский. Церковь иконы Божией Матери Боголюбская (домовая) В 1873 году в старом больничном корпусе был освящен домовой храм Боголюбской иконы Божией Матери с Всехсвятским и Григорьевским приделами, а над примкнувшими к нему южными воротами устроили звонницу. Церковь Илии Пророка и Пантелеимона Целителя в больничном корпусе Строительство больничного корпуса с домовым храмом Ильи и Пантелеймона закончилось в 1889 году, а храм освящен в 1890 году. Часовня Веры, Надежды, Любови и Софии Рядом с Казанским собором над могилой блаженной старицы Любушки (1912-1997г.) в 1999 году была освящена часовня во имя Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Надкладезная часовня В 1889 году над монастырским источником была возведена часовня. Казанский монастырь благодаря высоким художественным достоинствам сооружений, сохранности планировки и большинства зданий является одним из интереснейших русских монастырских ансамблей второй половины XIX в. Главные сооружения комплекса, выдержанные в русско-византийском стиле, отличаются единством художественных форм. Привезенный в конце XVI в. вышневолоцкими купцами список с Казанской иконы Богоматери, ставшей местночтимой святыней, был поставлен в загородной часовне у источника, вблизи городского кладбища. Рядом с этим местом в 1870 г. на средства благотворителей, при содействии предводителя вышневолоцкого дворянства князя А.С. Путятина была приобретена для создания женской общины свободная земля площадью 80 на 60 сажен. 20 октября 1872 г. Казанская община (24 сестры) с больницей на 8 человек была утверждена Синодом. К тому времени здесь уже был построен двухэтажный корпус (низ каменный, верх деревянный), в котором устроили больницу, и три деревянных флигеля. В 1873 г. в больничном корпусе был освящен домовый храм Боголюбской иконы Богоматери, а над примкнувшими к нему южными воротами устроили звонницу. В конце 1870-х - 1880-е гг. развернулось каменное строительство на средства благотворителей, из которых крупнейшими были петербургский купец Е.Н. Сивохин и московский купец Г.Г. Германов. В 1877-1882 гг. по проекту известного московского архитектора А.С. Каминского был возведен холодный Казанский собор.

http://sobory.ru/article/?object=00313

После событий июльского белогвардейского мятежа 1918 г. монастырь был упразднен, все имущество изъято, монахини отправлены в Толгский монастырь, где пребывали до его закрытия. В 1919-1922 г.г. на территории обители был устроен концентрационный лагерь. В 1928 г. в Казанском соборе на высоте 9 метров было сооружено железобетонное перекрытие для 2-го этажа и размещен Государственный архив Ярославской области. Главы и кресты со всех храмов были сброшены, колокольню разрушили. В начале 1990-х годов еще невозвращенный Церкви Казанский собор постепенно, одной за другой, увенчался пятью золочеными главами. В 1997 г. возобновилась богослужебная жизнь обители. Как приходской храм был открыт собор. Богослужения совершались в подклете. В 1998 г. монастырь был вновь открыт. В 1999 г. архивохранилище переведено в Рыбинск, Казанский собор освободился. Началась его долгая и кропотливая реконструкция. Основные работы были проведены при поддержке ОАО «Ярославский технический углерод» и его генерального директора (впоследствии - председателя совета директоров) Вадима Юрьевича Орлова. На его средства было разобрано железобетонное перекрытие, вычинены стены, сделан мраморный пол, устроен иконостас. Роспись алтаря Казанского собора выполнили ярославские художники Александр Николаевич Сериков, Михаил Анатольевич Кирильчев и Алексей Васильевич Смирнов. Эта их работа отмечена областной премией за достижения в области культуры им. Александра Опекушина. В 2000-е г.г. в течение нескольких лет, пока шло строительство Успенского собора, Казанский собор выполнял роль кафедрального. Именно здесь проводил все основные архиерейские службы архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл (Наконечный). В Казанском соборе хранятся список чудотворной иконы Божией Матери Казанской, саркофаг с мощами святителя Агафангела. В соборе создан небольшой музей, посвящённый жизни и служению архиепископа Ярославского и Ростовского Михея. Преображенский Г. Монастыри и храмы г. Ярославля, их святыни и древности. – Ярославль, 1901.; Маров В.Ф. Ярославль: архитектура и градостроительство. – Ярославль: Верхняя Волга, 2000.; Гаева Н. Ярославский Казанский женский монастырь: его святыни и история. – Ярославль: Изд. А.Рутман, 2003. (2-е издание – 2006.); Рутман Т.А. Храмы и святыни Ярославля. – Ярославль: Изд. А. Рутман, 2005.; Рутман Т.А. Ярославский Казанский женский монастырь. – Ярославль: Изд. А.Рутман, 2010.; Летопись Казанского женского монастыря г.Ярославля. – Ярославль, 2013.

http://sobory.ru/article/?object=05739

Еще до появления в 1890-1900 годах часовни и храма «на Устье», на месте прежних пристаней Бакалда существовала православная церковь. Вот что об этом повествуется в «Истории Свято-Успенского монастыря, что на Зилантовой горе г. Казани»: « Бакалдой называлось местечко в устье Казанки, в нескольких километрах от монастыря, где стояли пристани и лабазы. 30 лабазов принадлежали монастырю в XIX веке. Поэтому в 1830-1850-х годах, когда при архимандрите Гаврииле обитель переживала второй расцвет, а торговля шла особенно бойко, здесь существовала приписная к обители церковь. В то время в каждом городе имелись так называемые в народе " церкви на торгу " - то есть на рынках и прочих местах оживленной торговли. Монастырский храм " на Бакалде " можно отнести к их числу. И естественно, как же могла называться церковь, первой встречавшая всех заплывших в устье Казанки - единственной ведущей в город судоходной реки? Конечно, в честь Казанской иконы Божией Матери - главной святыни Казани, ради паломничества к которой многие и приезжали в наш город. Деревянная малая церковь Казанской иконы Божией Матери на Бакалде была построена и освящена 7 июля 1824 г. Церковь была бедной и снаружи, и внутри. При ней имелся один малый колокол. Никаких ценных реликвий и богатых иконных риз в описи 1832 г. не значится. В иконостасе упомянуты лишь иконы Спасителя и Божией Матери в местном чине - видимо, без риз. Церковь закрылась из-за бедности.в 1852 году. Архимандрит Никодим в конце XIX века писал с горечью, что вообще " монастырская Бакалда размыта Волгой, и владеть ею монастырь перестал " . Таким образом, церковь на Бакалде просуществовала чуть больше четверти века, оставив только память о себе. Кроме этой церкви, на Бакалде была и деревянная, так называемая «подвижная» или «передвижная» часовня, которая находилась рядом с ней и приносила определенные доходы за счет продажи свеч, икон и книг. » В статье использованы материалы из книги: А.Рощектаев « История Свято-Успенского монастыря, что на Зилантовой горе г. Казани», изд-во «Русич», Казань-2004 г.

http://sobory.ru/article/?object=34237

В сообщении «Интерфакса» отмечено, что Казанская икона Божией Матери – «один из самых любимых народом образов». Также об этом событии говорится в информации РИА «Новости» . О патриаршем богослужении, прошедшем в этот день, рассказывается на сайте «Вестей» : «В день праздника Казанской иконы Божией Матери Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй совершил Божественную литургию в Казанском соборе на Красной площади. Примечательно, что в этом году праздник Казанской иконы Божией Матери совпал с 10-летием со дня освящения Казанского собора». «Слово Святейшего Патриарха после Божественной литургии и молебна в Казанском соборе на Красной площади» можно прочитать на сайте «Седмица.Ru». Сайт НТВ в предельно кратком сообщении отмечает, что центром торжеств в день Казанской иконы Божией матери стал Казанский собор на Красной площади: «Он был разрушен в начале прошлого века... Сегодня исполняется ровно десять лет с тех пор, как храм был восстановлен». Праздник Казанской иконы Божьей Матери отметили во вторник во всех православных храмах России. О том, как прошла первая служба в восстановленном храме в алтайском селе Советское рассказывает корреспондент «Вестей» Андрей Буймов. На сайте «Православной газеты» можно прочитать не только о самом событии, в честь которого был установлен праздник, но и узнать о значении этого праздника для православных : «Россия видела над собою, в продолжение всего своего существования, непрестанное попечение Матери Божией. С самых первых времен озарения отечества нашего православною верой, Царице Небесной угодно было избрать его в место селения славы Своей, - и с тех пор, по мере распространения веры Христовой в пределах нашего государства, распространялся и чудодейственный покров Владычицы... благочестивые предки наши в годину бедствий общественных и частных всегда обращались с теплою, усердною молитвой к Божией Матери и получали от Нее заступление и спасение. По примеру предков да поступаем и мы. ... Имея столь великую и усердную Заступницу, прилежно к Ней притецем, грешнии и смиреннии. … И тогда Она Сама не отступит и от нас Своим благосердием, а будет сохранять и спасать нас от всякого зла, внимая молитвам нашим».

http://pravoslavie.ru/4860.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010