Однако, видимо, наиболее распространенным типом антепендиума были вышитые алтарные пелены, которые являлись устойчивой формой вотивного дара. Их важное преимущество состояло в том, что такие антепендиумы легко могли меняться в зависимости от дней службы. Классический пример – антепендиум из Рупертсберга (начало XIII в., Королевский музей в Брюсселе) 168 с центральным изображением «Христос во славе», справа от которого представлены Богоматерь и апостол Петр, а слева св. Роберт и св. Ильдегарда. У стоп Христа изображены простертые донаторы. На полях за орнаментальной рамкой размещены образы Иоанна Крестителя и св. Мартина. Типовая изобразительная и символическая структура антепендиумов не претерпевает в пеленах никаких существенных изменений. Единственная особенность – появление вышитой рамки – может быть связана с креплением антепендиума у алтарного престола. Эта деталь характерна для вышитых алтарных пелен и может быть рассмотрена как один из отличительных признаков. Антепендиумы доминировали в украшении алтарей средневековья, однако в эпоху Возрождения их значение уменьшается, гораздо большую роль начинают играть запрестольные образы – ретабли, подчас приобретающие вид высоких многоярусных композиций, особенно распространенных в Испании. Как показывается в целом ряде исследований, на сложение иконографии ретаблей и алтарных картин антепендиумы оказали решающее влияние 169 . Характерно, что в XIII-XV вв. древние антепендиумы снимаются и устанавливаются за алтарным престолом в качестве ретабля. Этот процесс, принципиально значимый для истории храмовой декорации Латинского Запада, иногда связывают с закреплением положения служащего священника перед алтарным престолом (спиной к верующим) и другими важными изменениями в литургической практике после Латеранского собора 1215 г. 170 Византийский антепендиум Если антепендиум давно находится в центре внимания историков западноевропейской храмовой декорации, то в науке о византийском искусстве явление антепендиума не описано. Не существует и специального термина, поскольку понятия «индития» или «атома» относятся ко всему верхнему алтарному покрову и не имеют специфического смысла предалтарной иконы 171 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

И у меня был молодой парень, который «влип» туда – его туда сильно затаскивали, он и институт бросил, и все, жил вот этим, потом захотел постриг… Ко мне его привели, чтобы я ему «немножко рассказал». Я ему и «немножко рассказал», чем это пахнет. Вообще говоря, я думаю, что мы не имеем права судить. Мы можем по совести сказать: это правильно, а это неправильно. А говорить вместо Бога: «Это Церковь, а это не Церковь», – это опасная вещь. Ведь без воли Божией ничего не делается. Почему воля Божия была и Промысл Божий был на то, чтобы Патриархом поставлен был Сергий (Страгородский)? Мы этого не знаем! Да, может, и сам Митрополит Сергий не знал. Понимаете? Поэтому, если воля Божия есть, есть и Промысл Божий, который мы не можем сразу разгадать. Мы стараемся, но даже в своей жизни мы не можем понять – воля Божия это или не воля Божия. А потом, еще есть и попущение, и наказание Божие? Тут трудно, даже невозможно что-то сказать. Понимаете, сейчас в моде внешнее благолепие. Театральность какаю-то: и ковры, и золочение, – все внешнее. Я знаю старое Дивеево: оно было скромным, а сейчас из него сделали духовную турбазу с церковными декорациями И вот, Дивеево… Я знаю старое Дивеево: оно было скромным из скромнейших, а сейчас из него сделали Бог знает какую турбазу! Духовную турбазу с церковными декорациями. У меня это не вмещается… Это минус, да? Но, с другой стороны если посмотреть: 75 лет людей воспитывали в атеизме, детей воспитывали в атеизме, они ничего и нигде не знали и не слышали о Боге – ни от родителей, ни от кого. Ну, бабки ходили в церковь, благодаря их копейкам Церковь держалась, каким-то своим внучкам они что-то рассказывали, те слышали что-то или не слышали. Но – душа человеческая настолько соскучилась по чему-то духовному, чего она была лишена (и по телевидению говорили против Бога, и в церковь детей нельзя было водить). Родителей лишали за это родительских прав! А что делали на Пасху? На Пасху оцепление было вокруг храмов, не пропускали туда детей! Поэтому очень трудно сказать что-то против, ведь это сегодняшнее внешнее благолепие – оно наполняет Церковь! И Церковь эта, понимаете, ведь битком набита. Из нескольких Чаш причащают! Сколько молодежи тащат своих деток на Причастие! Понимаете? Так что тут палка о двух концах. То есть этим увлекаться не нужно, но это та внешняя сторона, которая привлекла людей в храм.

http://pravoslavie.ru/155385.html

В 400 саженях к юго-западу от села параллельно с шоссе проходила старая Петербургско-Московская дорога, здесь на небольшом возвышении стояла деревянная церковь, возведенная в 1756 г. в период царствования Елизаветы Петровны. До постройки каменного храма на шоссе она была самостоятельной, после чего обращена в кладбищенскую. К 1860 г. приход церкви Преображения Господня состоял из села Куженкино, деревень Гришина, Захода, Лопатина, Юрово, крестьяне которых принадлежали ведомству Государственных Имуществ, Лежнево и Пахотино, находившихся во владении разных помещиков, и усадьбы Градобить, принадлежавшей подполковнику Брикнеру. Прихожан – 930 душ мужского пола и 985 женского. В приходе было пять часовен. Первая из них находилась в селе Куженкино (у старого почтового тракта), где был родник с чистейшей водой. Ежегодно сюда в Ивановскую пятницу совершался крестный ход. Другие четыре часовни находились в деревнях Гришино, Заход (Затворец), Пахотино и Градобить. В 1930-х г.г. Спасо-Преображенская церковь была закрыта, в 1940-х г.г. открыта. В 1963 г. снова закрыта. В конце 1970-х г.г. проводились реставрационные работы по проекту архитектора И. П. Авдеевой. В 1989 г. храм был вновь открыт для прихожан. Церковь Преображения Господня является характерным примером сельских храмов, выстроенных в стиле позднего классицизма по образцовым проектам, рекомендованным для постройки в сельской местности. Вокруг просматриваются остатки кладбища. Церковь четырехстолпная крестовокупольная, построена из кирпича и белого камня, оштукатурена. Основной объем, в плане квадратный, завершен световой ротондой. С востока к нему примыкает полуциркульная апсида, с запада – прямоугольная паперть, над которой возвышается двухъярусная колокольня. С трех сторон фасады храма и колокольни акцентированы четырехколонными портиками дорического ордера, несущими фронтоны. Прямоугольные вытянутые окна имеют полуциркульное завершение. В декорации фасадов последовательно использованы простые формы дорического ордера. Основаниями для портиков являются невысокие белокаменные подиумы. Цоколь здания, карнизы с мутулами, плиты капителей колонн, декоративные пояса основного объема и ротонды выполнены из белого камня. Фасады храма дополнительно украшены прямоугольными или круглыми нишами над окнами, углы нижнего яруса колокольни и паперти декорированы слабо выраженными рустами. Купол храма увенчан обитым железом барабаном, несущим круглую главу, колокольню венчает шпиль. В интерьере Спасо-Преображенской церкви сохранилась масляная роспись конца XIX века, иконостасы, собранные из частей позднеклассицистических иконостасов других храмов, несколько деревянных скульптур 2-й половины XIX столетия. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=01587

После упразднения В. З. м. его храмы стали приходскими, имущество обители было передано во владимирский Успенский собор и в Рождественский собор в Суздале. В бывш. монастырских зданиях, частично переданных гарнизонному батальону, разместились комендант и канцелярия военно-сиротской школы. Во время городского пожара в 1778 г. Спасская ц. разрушилась, на ее фундаменте в посл. четв. XVIII в. построили одноименный храм, сохранившийся до наст. времени. Его архитектурные формы характерны для владимирских церквей кон. XVIII в.: четверик с карнизом у основания с выпуклой, слегка овальной кровлей, завершающийся 2 ярусами убывающих барабанов, нижний - световой восьмерик, верхний - глухой, увенчанный луковичной главкой с крестом. К четверику примыкает алтарная апсида с главкой, на западе - паперть с крыльцом. В отделке фасадов применены необычные для XVIII в. мотивы владимиро-суздальской архитектуры. Пытаясь подражать формам древнего здания, строители повторили в огрубленном виде аркатурно-колончатый пояс, членение лопатками, перспективные порталы входов, имитировали в штукатурке «белокаменную» кладку. В 1872 г. причт Преображенской ц. состоял из священника, диакона и пономаря, в кон. XIX - нач. XX в.- священника и псаломщика. В 1913 г. церковь не владела землей, клирики состояли на казенном жалованье. В 1849 г. в Никольской ц. был освящен придел в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», в авг. 1872 г. при храме открылась б-ка. 20 июля 1920 г. между местными органами советской власти и верующими было подписано соглашение о безвозмездной передаче прихожанам Спасского и Никольского храмов, приходы к-рых принадлежали к Патриаршей («тихоновской») Церкви. В ходе кампании по изъятию церковных ценностей из храмов 14 мая 1922 г. была конфискована серебряная утварь. На заседании президиума Владимирского городского совета 28 июля 1938 г. было принято решение о «ликвидации Спасской летней и зимней церквей». В сент. храмы были закрыты. Спасский храм передали владимирской конторе Заготзерно, к 1948 г. оба храма использовал трест Облзаготзерно. В 50-х гг. Никольский храм был уничтожен. В 80-х - нач. 90-х гг. Спасская ц. использовалась как склад декораций Владимирского обл. драмтеатра. Летом 1993 г. церковь была возвращена РПЦ, освящена 15 марта 1997 г. К 2000 г. близ Спасской ц. возведена часовня.

http://pravenc.ru/text/154983.html

1902. С. 69, 71). Иерархически более важные изображения отмечали в наосе алтарь и своды, а в Н.-лити - своды и проход в храм. Вост. стену и люнет над проходом в наос или 1-й нартекс украшает композиция «Великий Деисус». Подобная композиция в лити кафоликона мон-ря Ватопед - редкий для Афона пример монументальной декорации в технике мозаики, которая была выполнена по имп. заказу: «Великий Деисус» (XI-XII вв.) над центральным проходом в протонартекс (1-й нартекс, см.: Там же. С. 101. Рис. 47); фигуры арх. Гавриила и Пресв. Богородицы из композиции «Благовещение» (1311/12) - на пилонах по сторонам от царских (ведущих в наос) врат (Там же. С. 101, 103. Рис. 48, 49; упомянуты В. Григоровичем-Барским; см.: Григорович-Барский. 2004. С. 206). «Великий Деисус» в лити мон-ря Пантократор - единственное монументальное изображение (1363-1380; о повторении изображения Деисуса в обрамлении царских врат, т. е. храмовых врат из Н. в наос, по аналогии с иконостасом см.: Kalopissi-Verti. 2006. P. 123-131). К числу сюжетов, встречающихся в программах росписи Н.-лити, принадлежат те, что основаны на текстах ВЗ (праотцы, пророки, история Адама, Авеля и Каина) или церковной поэзии (Спаситель «Недреманное око»). В ранних памятниках, напр. в росписях лити в Ватопеде, мог быть представлен Страстной цикл; позднее появляются ветхозаветные прообразы Спасителя и Его крестной жертвы (праотеческие видения - в мон-ре Хиландар), минологии (старый кафоликон Ксенофонта, мон. Феофан, 1564; Дионисиат, 1546; Дохиар, 1567/68 - 2 последних ансамбля исполнил мастер Георгий Критянин). В числе изображенных фигур, которым в росписях лити уделяется наибольшее внимание, находятся портреты ктиторов. В Ватопеде Григорович-Барский среди изображений в лити кафоликона упоминает ветхие и почерневшие мозаичные фигуры - «некоторые цари и ктиторы». Согласно приведенной им греч. надписи, эти мозаики были выполнены при настоятеле Хиландара Иоанникии мон. Софронием, от имени к-рого была составлена надпись ( Григорович-Барский.

http://pravenc.ru/text/2564708.html

Ансамбль стенописи основной части храма принадлежит к редчайшему типу храмовой декорации: состав его изображений построен на основе месяцеслова («Менология») или календаря: фронтальные полуфигуры святых в регистрах и медальонах расположены в календарной последовательности праздничных служб и дней памяти святых годового минейного цикла. Авторы росписи отобразили масштаб страшного бедствия, постигшего новгородцев в эти годы, создав памятник – мемориал, годовой помянник умерших во время эпидемии. Пояса живописи смыкались с иконами алтарной преграды, составляя с ними единое целое. Ансамбль росписей сохранил почти полный первоначальный состав изображений – всего в храме было около 400 поясных фигур и 33 фигуры в рост; около двадцати изображений сохранили подписи с частичными утратами под записями XVII в. События христологического и богородичного цикла (великие праздники церковного календаря) обозначены фигурами Христа или Богоматери. Чтение месяцеслова начинается 1 сентября (все даты даны по старому стилю) в южной части; далее годовой цикл разворачивается по часовой стрелке, спускаясь вниз по стенам и граням столбов. Из наиболее известных святых узнаются полуфигуры Симеона Столпника в челе южной подпружной арки, представленная в пару с молодым мучеником Мамантом (память 1 и 2 сентября), между изображениями евангелистов Матфея и Марка. Праздник Рождества Богородицы (8 сентября) отмечен полуфигурой Богоматери – первой с запада на подпружной арке. Святой Иоанн Богослов (26 сентября) изображен в люнете южной стены (крайняя восточная полуфигура нижнего пояса). Изображения, иллюстрирующие октябрь, располагались на западной стене, однако практически все они утрачены в связи с устройством в XVIII в. в этой части церкви хор. Ноябрь открывается на челе северной подпружной арки изображениями целителей Косьмы и Дамиана; далее, среди изображений в люнете вторая с запада полуфигура в верхем поясе – Богородица, обозначающая праздник Введение Богоматери в храм (21 ноября); крайняя восточная полуфигура нижнего пояса – апостол Андрей. Декабрь проиллюстрирован в восточной части. Среди фигур на южном склоне подпружной арки узнается святитель Николай (6 декабря).

http://sobory.ru/article/?object=05342

Арх. Гавриил и прмц. Евгения. Икона. 1858 г. (Музей «Невьянская икона») Арх. Гавриил и прмц. Евгения. Икона. 1858 г. (Музей «Невьянская икона») Последование Е., помещаемое в совр. богослужебных книгах, включает канон, составленный гимнографом Феофаном, 2-го гласа, с акростихом Εγενης μγα κδος ν σμασιν ξοχα μλπω. Θεοφνους (                ); ирмос: Εν βυθ κατστρωσε ποτ (        :), нач.: Εγενα Μρτυς το Χριστο (      ); седален и цикл из 3 стихир-подобнов. В Часослове, изданном в 1491 г. в Остроге, помещен также кондак 2-го гласа, нач.:         (Л. 182). Э. П. Л. Иконография Изображения Е. известны в визант. искусстве с VI в. Святую представляли в богато украшенной тунике или платье, как, напр., в ц. Сан-Аполлинаре Нуово (30-е гг. VI в.) и в Архиепископской капелле (VI в.) в Равенне. К концу постиконоборческого периода сложилась иконография Е. в монашеском одеянии, с покрытой головой, иногда в схиме, с крестом в правой руке. Образ Е., как правило, встречается в минейных циклах, где святая может быть изображена в мучении или единолично. На миниатюрах в рукописях в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 270, 976-1025, К-поль) Е. представлена в мучении, в Минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. fol. 278v, 3-я четв. XI в.) - в рост, в Минологии из Великой Лавры прп. Афанасия на Афоне (Ath. Laur. Δ 51 (427). Fol. 131, XI-XII вв.) и в Минологии на год с циклами двунадесятых праздников и Жития вмч. Димитрия (Bodl. F. 1. Fol. 22r, 1327-1340, Фессалоника) - в мучении, в церквах вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318), и Вознесения в Дечанах, Косово и Метохия (1348-1350),- также в мучении. Известны единоличные изображения Е. в монументальной декорации храмов вне системы минология: в мозаике в нартексе кафоликона Осиос Лукас, Греция (30-е гг. XI в.),- в медальоне погрудно; в росписи ц. Усекновения главы св. Иоанна Крестителя в Арборе, Румыния (1541),- в рост. На Руси наиболее ранним изображением Е. считается фреска настенного минология ц. св. Симеона Богоприимца в Зверине мон-ре в Вел. Новгороде (кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.). В составе избранных святых Е. изображают в схимническом одеянии, иногда со свитком в руке: на иконе работы невьянского иконописца И. П. Чернобровина «Арх. Гавриил и св. Евгения» (1858, Музей «Невьянская икона»; оклад 1854, Москва, мастер «ДЛ»); на полях иконы «Избранные святые: Григорий и Екатерина» (сер. XIX в.; коллекция Е. В. Ройзмана, Екатеринбург).

http://pravenc.ru/text/187019.html

Архитектурно они близки. Спасо-Преображенский собор с приделами в честь святой Иулиании Новоторжской и иконы Пресвятой Богородицы Муромской-Выдропужской, построен по проекту, видимо, К.И. Росси, воплощенному в эти же годы еще один раз - в соборе Христорождественского монастыря в Твери (1813-1820). Но сравнение безусловно говорит в пользу новоторжского храма - он значительно отличается от тверского в сторону большей пропорциональности, верности классическому ордеру, а также по богатству деталей и качеству отделки. (Оба вида храмов для сравнения - с запада). В Торжке грамотнее выполнен портик, не забыты стенные лежачие прямоугольные ниши, серповидное окно над входом, мутулы во фронтоне и в карнизе, сами карнизы сделаны более широко и смело, что зрительно заостряет пропорции верхней части здания, центральная глава сделана выше, украшена мутулами, вместо пилястр (как в Твери) устроены пристенные колонны ионического ордера с белокаменной резьбой и роскошным лепным карнизом с херувимами и гирляндами. Точно соблюдены положенные соотношения для выбранного антамблемента. Это не считая самих пропорций стен и оформления наличников окон, которые в Торжке аккуратнее, намного вернее с точки зрения стиля и ордера выполнены. Главы завершены в Торжке сравнительно более высокими куполами, переход к которым выше уровня карнизов осуществлен через двойной постамент, отчего главы кажутся еще легче и стройнее. В оправдание тверскому храму нужно сказать, что последний строился в условиях жесточайшей нехватки средств, после разборки рухнувшего в 1813 году почти достроенного собора 1810 года и, вероятно, частично тем же подрядчиком, который явно не относился к числу лучших строителей того времени в Тверской губернии. Этот факт говорит и о том, насколько серьезно могут даже ампирные храмы отличаться на практике от того варианта, который имелся в проекте или был уже где-то воплощен как образец. Интерьер собора в Торжке не подвергался в течение XIX столетия каким-либо серьезным переделкам, благодаря чему к началу XX столетия имел большую художественную ценность как памятник живописи и резьбы 1 четверти XIX века (в этом тоже его отличие от тверского собрата, за XIX век минимум трижды менявшего свой интерьер). До настоящего времени из этого интерьера сохранилась только лепнина карниза главного купола - великолепной сохранности образец лепной декорации 1 четверти XIX века, почти без утрат. Кроме того, уцелели небольшие остатки лепнины на арках центрального подкупольного креста. Само пространство под центральным куполом покрыто толстым слоем советской штукатурки и покраски. Есть ли под ними живопись - неизвестно.

http://sobory.ru/article/?object=21783

В 2018 году Крестовоздвиженский храм в селе Марчуги отметил своё 250-летие. Благодаря помощи меценатов и благотворителей к юбилею в храме проведён ремонт и реставрация снаружи и внутри. Праздник 250-летия храма состоялся 29 сентября 2018 года. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Божественную литургию возглавил викарий Московской епархии епископ Зарайский Константин. Его Преосвященству сослужили благочинный церквей Воскресенского округа протоиерей Сергий Якимов, настоятель храмов округа. В иллюстрированном научном каталоге " Памятники архитектуры Московской области " (М.: Стройиздат, 1999) о Крестовоздвиженском храме села Марчуги сказано, что композиционное ядро здания составляет храм типа " восьмерик на четверике " с двухсветным основанием и гранёной апсидой, наделённой сдержанной, несколько однообразной декорацией стиля барокко. Основным элементом убранства служат оконные наличники двух типов, которые вверху. Нижние окна кардинально изменены в XIX и ХХ веке. В 1898 году наружные стены оштукатурили цементом и окрасили. На куполах храма поставили " меднозлащённые " кресты (не сохранились). Несложные карнизы, закреплённые на угловых лопатках, испорчены более поздней штукатуркой. Квадратная четырёхстолпная трапезная соединяет храм с шатровой столпообразной колокольней в четыре яруса. Эти части памятника, несмотря на различие в характере детальной обработки, объединяются между собой общими чертами псевдорусского стиля. Интерьер здания строится на контрасте просторной, относительно низкой трапезной, перекрытой системой парусных сводов, и центрального, вертикального ориентированного пространства храма. На стенах и сводах - масляная живопись конца XIX века и второй половины ХХ века (частично утрачена). Иконостасы поставили новые деревянные резные позолоченные. Центральный - четырёхъярусный в 1896 году, в приделах - трёхъярусные в 1894 году. Утварь церковная и паникадила - того же времени (XIX века). Полы из метлахской заграничной плитки положены в 1901 году (в сохранности). Металлическая ограда церкви с кирпичным цоколем и столбами установлена в конце XIX - нач. ХХ века (от времени сильно порушилась, ныне отреставрирована).

http://sobory.ru/article/?object=00416

В одной из ранних редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. ( Lossky. Typicon. P. 175), в день памяти И. содержатся те же указания, что и в Мессинском Типиконе. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) 4 окт. даны краткие указания относительно соединения последования И. со службой Октоиха; упоминается кондак И. Согласно первопечатному московскому Типикону 1610 г., в день памяти И. может совершаться служба либо с пением на утрене «Аллилуия», либо с пением «Бог Господь» и тропарем; помещен кондак И. 4-го гласа     В исправленном издании московского Типикона 1682 г. был добавлен иной кондак И.- 8-го гласа     служба совершается с пением на утрене «Бог Господь» и тропарем. Последование И., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа    (только в славянских); кондаки: плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Τν Ιερρχην Αθηνν (    ) и 4-го гласа    (только в славянских); канон авторства Феофана плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа с акростихом Τν φωσφρον σου, Παμμκαρ, μνμην σβω. Θεοφνους (Светоносную твою, всеблаженне, память почитаю); ирмос: Υγρν διοδεσας (    ), нач.: Τν ορανοφοτην μυσταϒωϒν (      ); цикл стихир-подобнов; самогласен И. (только в славянских); седален; светилен. Иконография И. изображается седовласым старцем, с большими залысинами на лбу, с широкой средней длины бородой. Святитель облачен в фелонь (иногда крещатую), омофор, в руках Евангелие. Одно из ранних единоличных изображений И. в храмовой декорации представлено на мозаике в диаконнике кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция (30-е-40-е гг. XI в.). Единоличное изображение И. отмечается, как правило, в минейных циклах: на миниатюрах в минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 88. К-поль, 976-1025 гг.), в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 256v. К-поль, 3-я четв. XI в.), в греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O. I. 58. Л. 80 об.); в настенной росписи церквей вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1312-1318),- оплечно и Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (ок. 1386),- в рост; на минейных иконах, напр., на иконе «Минея годовая» 1-й пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) и на иконе-таблетке на октябрь XIX в. (частное собрание; см.: Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 317, 323), и др.

http://pravenc.ru/text/293742.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010