Красногорск. Часовня-усыпальница купцов Поляковых. /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты В 1885 году новый владелец усадьбы купец А.Я. Поляков, успешно развивавший фабричное строительство и мануфактурное производство в окрестностях Знаменского-Губайлова, начал заниматься благотворительностью. При А.Я. Полякове Знаменское-Губайлово было реконструировано. В 1905 году с разрешения священноначалия был перестроен в псевдорусском стиле усадебный храм. В 1907 году А.Я. Поляков умер и его сын Сергей Поляков построил над могилой часовню по проекту И.Е. Бондаренко (не позднее 1910 года), увековечив тем самым память отца. Часовня была украшена художественной керамикой Абрамцевского гончарного завода и является уникальным памятником неорусского стиля. В 30-е годы XX века храм был закрыт. Разрушены были восьмерик, колокольня, каменная ограда, внутреннее убранство храма утрачено, был осквернён и разрушен некрополь. Часовня-усыпальница четы Поляковых – замечательный памятник архитектуры периода модерна, построена по проекту известного архитектора Ильи Евграфовича Бондаренко в 1907-1910 годах. Уникальность этого памятника в том, что вся декорация фасадов и интерьера полностью выполнены в материале керамики. Изразцы являются здесь главным элементом архитектурного убранства. Этот редкий образец керамического искусства эпохи модерна практически не имеет аналога. Небольшое по размерам здание часовни украшено каймой изящного металлического кружева. По четырем граням часовни, прямо под черепичной кровлей, расположена лента керамических изразцов с растительным орнаментом пурпурно-изумрудных тонов. Мерцающая поверхность керамики достигается сложным составом глазурей и эффектом применения особой технологии изготовления изразцов - восстановительного обжига. На сегодня сохранился только один фрагмент ленты (фриза), но это позволит восстановить недостающие детали. По мнению исследователей, изразцы, которые столь щедро и разнообразно представлены здесь, сделаны на заводе «Абрамцево», выстроенному по проекту Бондаренко Саввой Мамонтовым в Москве за Бутырской заставой. Большинство элементов внешней отделки часовни идентичны таким же элементам двух московских храмов, возведенных по проектам Бондаренко.

http://sobory.ru/article/?object=34622

Крещение Господне — картинки, иконы, фрески, мозаики Празднование Богоявления появилось в Церкви одним из первых. До IV века празднования Крещения и Рождества составляли единое торжество, посвященное Воплощению, пришествию в мир Спасителя. Первое изображение Крещения, находящееся в римских катакомбах, появилось еще до разделения единого чествования Богоявления на два самостоятельных торжества - обычно датируется III веком. 9 икон Рождества Как складывалась иконография Рождества? К какому веку установился канон в написании иконы? Какие иконописцы, иконописные школы в этом участвовали? Какие богословские трактаты брались за основу? В розыске шестьдесят тысяч икон и предметов культа – МВД В основном кражи из храмов совершают не воры-одиночки, а группы воров. В антикварные магазины похищенные иконы попадают редко, чаще их приобретают скупщики. Они подновляют иконы и реставрируют их, а затем сбывают частным коллекционерам. Введение во храм Пресвятой Богородицы: иконография, иконы, картины Серединой IX века датируется первая из дошедших до нашего времени сцена 'Введение во храм'. Это фрагмент протоевангельского цикла в капелле Иоакима и Анны в Кызылчукуре (Каппадокия). В последующие века этот сюжет прочно закрепляется в монументальной храмовой декорации. В Инкерманский монастырь переданы иконы, вывезенные англичанами в Крымскую войну Передача икон состоялась в день престольного праздник монастырского храма в честь иконы «Всех скорбящих радость». Живот животом из живота… Рождение Церкви «Дети… - проговорила Нина Михайловна с мягким укором. - Вы должны понять, что нельзя так говорить о картинах – «красиво», «некрасиво». Конечно, русская живопись во многом отставала от Западной. Мешал канон – ведь творчество художника сковывали церковники!» Выставка икон и картин из собрания Церковно-археологического музея ПСТГУ. Новые открытия Выставка необычна тем, что дает возможность не только полюбоваться произведениями искусства, но и узнать о сложном процессе их реставрации. В начале экспозиции размещены фотографии некоторых экспонатов, сделанные до, в процессе и после реставрации. Две иконы еще находятся в процессе реставрации — посетитель может посмотреть, как преображается икона в ходе работы специалиста.

http://pravmir.ru/tag/ikony/page/10/

Пинск. Кафедральный собор Варвары великомученицы. Бывший костёл Михаила Архангела бернардинского монастыря Карта и ближайшие объекты Удивительная архитектура этого сооружения — неудачная попытка слить католические и православные элементы. Необычна и судьба каменного храма. 16 января 1705 года Великий гетман литовский князь Михаил Вишневецкий и его жена Екатерина основали католический монастырь ксендзов-бернардинцев. Так называли в Речи Посполитой монахов католического ордена, который в XV веке отделился от ордена францисканцев и у которого был более строгий устав. К 1717 году деревянный комплекс монастыря был построен. Костел, освященный настоятелем бенедектинского монастыря Альфонсом Оранским, получил название костела Михаила Архангела - по имени святого патрона основателя монастыря. В комплекс входили, кроме здания самого монастыря, хозяйственные постройки. У монахов были огороды, свой фруктовый сад. Монастырю верующие жертвовали и завещали. И к 1770 году имелись средства для того, чтобы заложить каменный костел. К сожалению, имя его архитектора пока не известно. Строили храм пинские каменщики. 13 января 1787 года он был освящен. После восстания 1830-1831 годов, по распоряжению российского правительства здание отошло к православному приходу. Перестройка его была не лучшей попыткой архитектурного умения. Поражает массивный купол с луковичной головой, увенчаной восьмиконечным крестом. Церковь относится к типу простейших однонефных и безбашенных храмов. Архитектура фасада лаконична, его барочная декорация сводится к пилястрам плоского рельефа. Под храмом находятся подвалы, перекрытые двумя пролетами массивных крестовых сводов. Главное зальное помещение, в западной части которого находятся хоры, опирающиеся на два столба,, непосредственно связано с пресбитерием. Своды от стены отделяет профилированный карниз. В апсиде он переходит в рисованный орнаментный фриз, разделяющий на два яруса роспись алтарной части, выполненную в технике гризайля в традициях раннего классицизма. В нижнем ярусе изображена полуротонда с расходящимися галереями, образованными рядом пилонов и колонн кориарского ордера.

http://sobory.ru/article/?object=11306

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет «Евхаристия» — главнейшая часть христианского богослужения, во время которой совершался таинство причащения.  Перед нами фрагмент  композиции с изображением Иисуса Христа, стоящего около престола и подающего подходящим к нему апостолам (в каждой сцене по шести апостолов) хлеб и вино. Введение этой темы в качестве центральной в алтарную декорацию, а вместе с тем и в храмовый ансамбль было принципиальным новшеством середины XI в. Описание Перед нами Христос и Ангел- фрагмент композиции Причащения Апостолов. Данная композиция , точнее ее фрагмент,- самая крупная из сохранившихся мозаик. Как  отмечает В.Н. Лазарев, эта сцена является самым ранним из известных нам монументальных памятников с изображением обогащенного варианта Евхаристии. Истоки этого варианта композиции  в константинопольской живописи IX–X веков. С IX века изображения Евхаристии неоднократно встречаются в греческих Псалтирях, откуда они, вероятно, перешли в монументальную живопись, подвергнувшись здесь усложению. Киевская мозаика отличается замечательной монументальностью. На ней показан дважды изображенный Спаситель, причащающий апостолов хлебом и вином. В центре  Престол с киворием, лишенный объема,  и изображение ангелов с рипидами. В торжественно выступающих фигурах Апостолов, в их движении навстречу чаше чувствуется особый ритм: зрителю кажется, что действие развертывается во внепространственной и вневременной среде, где царят свои, совсем особые законы. Хотя лица апостолов не имеют еще столь ярко выраженных индивидуальных черт, чтобы их можно было опознать с первого взгляда, более внимательный анализ все же позволяет уточнить их имена. Первыми к Христу подходят Петр (слева) и Павел (справа). За Петром идут Иоанн, Лука, Симон, Варфоломей, шествие замыкает Филипп (либо Фома). Позади Павла представлены Матфей, Марк и Андрей. По золотому фону идут две греческие надписи, поясняющие причастие под двумя видами: «Возьмите, вкушайте; это тело Мое, за вас преломляемое для отпущения грехов»; «Пейте из нее все: это кровь Моя Нового Завета, за вас и многих проливаемая для отпущения грехов» ( Мф. 26: 26–28 ; Мк. 14:22–24 ; Лк. 14: 19–20 ).

http://azbyka.ru/art/prichashhenie-apost...

Тайга и тундра вокруг храмов в Москве? Священники против Может ли тундра начинаться у стен храма XVII века в самом в центре Москвы? 27 мая, 2014 Может ли тундра начинаться у стен храма XVII века в самом в центре Москвы? Идея сделать ландшафтный парк в самом центре города, причем в его исторической части, выглядит странно. Для таких парков и инновационных решений достаточно места за пределами Третьего транспортного кольца. У самых стен Кремля – в древнем Зарядье – исторически жили купцы и мастеровые, а теперь планируется построить парк. Однако Зарядье – это еще и пять старинных храмов: четыре на улице Варварка и храм Зачатия праведной Анны на набережной Москвы-реки. В советское время был разрушен храм святителя Николая у пристани (храм Николы Мокрого), а еще до революции за ветхостью были разобраны другие храмы. Планы реконструкции Зарядья – тема ожесточенных дискуссий. Может ли тундра или березовая роща начинаться у стен храма XVII века в центре Москвы? Может, – считают победители конкурса на создание парка «Зарядье» в бюро DillerScolfidio. С ними не согласен настоятель храмов Патриаршего Подворья в Зарядье протоиерей Вячеслав Шестаков. – В ноябре определен победитель конкурса проектов реконструкции Зарядья. У стен Знаменского собора стоит забор – за ним что-то происходит? – Нет, пока ничего не происходит. Сделали только выставочный зал этого проекта. – Проект реконструкции Зарядья не угрожает тем храмам, которые находятся в вашем попечении? – Я пока не могу ответить на этот вопрос. Проект еще не разработан и не утвержден, я его не видел, я видел пока только техническое задание на его разработку. – Но судя по описанию победившего в конкурсе проекта, там будет тайга и тундра, и начинаться они будут прямо у стен Знаменского храма. – Да, они хотят сделать именно так, но мы отстаиваем другую позицию. Мы настаиваем, что комплекс храмов патриаршего подворья должен рассматриваться и восприниматься отдельно. Мы против использования храмов в качестве декорации парка. Я бы предпочел воспринимать храмы как сакральное пространство, оно всегда притягивает людей своей неизвестностью. Сейчас мы находимся на территории бывшего Знаменского монастыря. Зачем сажать парковые деревья внутри церковной ограды? У нас здесь и сейчас и яблони растут, и соловьи поют – даже когда гостиницу «Россия» разбирали, они не разлетелись. Мы для всех открыты: люди приходят, фотографируют, кто-то заходит в храмы, молится, записочки передает, свечки ставит. Кто-то отдыхает в беседке, кто-то здесь гуляет.

http://pravmir.ru/tayga-i-tundra-vokrug-...

История одного из прекраснейших храмов на земле Беседа о христианском искусстве на Святой Земле с искусствоведом Анастасией Кешман. Часть 1 Диакон Александр Занемонец Беседа нашего корреспондента с доктором философии, искусствоведом Анастасией Кешман о том, чем отличается реставрация от ремонта и почему иерусалимские христианские святыни не являются «памятниками архитектуры». Святая Земля с точки зрения искусства провинциальна? Анастасия Кешман – Вопрос, который у меня возник после первых посещений Святой Земли – почему в области христианского искусства здесь всё так провинциально? Во многих других местах – у кого есть яркая Византия, у кого русское искусство, у кого готика, а здесь вроде бы многое представлено, но часто – весьма посредственно. Что случилось, куда делось искусство столь важной для христиан Святой Земли? Или его никогда и не было? – Хороший вопрос. Я думаю, оно было в самом начале христианства, с IV до VI века. Когда здесь строили византийские Императоры – Константин, Юстиниан, – здесь были церкви колоссальных размеров, украшенные мрамором, золотыми мозаиками и драгоценными украшениями. А потом оно было уничтожено – частично персами, частично в период мусульманского правления. Затем был новый всплеск в эпоху крестоносцев, и тогда здесь были созданы прекрасные произведения. Но они, в свою очередь, тоже были уничтожены, полностью или частично. Сейчас мы видим в основном остатки перестроенных зданий средневековой эпохи. От раннего христианского периода нам остались, в общем, только храм Рождества в Вифлееме да монастырь Святой Екатерины на Синае (но он, строго говоря, находится на самой южной границе Святой Земли). Храм там стоит с VI в., и это единственное здание на Святой Земле, дошедшее до нас с тех времен без изменений. Остальные разрушались, перестраивались, или у них менялись росписи и декорации (как в базилике в Вифлееме). – А можно ли сказать, что Святая Земля всегда была провинцией, кроме, быть может, византийского времени? –Так и было. Даже считаясь «идейным» центром, она никогда не была центром географическим. Иерусалим находится вдалеке от всего, от всех дорог и мировых центров… Он притягивал к себе, но не был центром в земном, политическом понимании. Сейчас, посещая храмы, мы видим здания, построенные в основном в период крестоносцев. Разрушенные, а затем вновь перестроенные в XVIII–XIX веке. И украшения в них по большей части относятся ко второй половине XIX века. Монастырь Креста, видимо, был построен в XI веке, но росписи того времени утрачены. Те, что мы можем увидеть в нём сегодня, датируются XVII–XVIII веками. И это ещё одни из самых древних образцов.

http://pravoslavie.ru/140585.html

Круги. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Никольская, кирпичная, строилась в1890-х гг. на средства благотворителей и прихожан. Яркий образец эклектики, памятник примечателен несоответствием наружного храмового объема его внутренней форме. Одноапсидный храм типа " восьмерик на четверике " , характером масс и тяжелых пропорций близкий архитектуре барокко, имеет ампирный интерьер с купольной ротондой, формирующей несложное целостное пространство. В разработке фасадов использованы мотивы различных стилевых направлений допетроского и новейшего зодчества. Не получивший пластического развития плоский кирпичный декор схематичен по рисунку, сух и графичен по выполнению. Глухую верхнюю зону стен массивного куба храма заполняет узор, стилизующей форму закомар; оригинальные крупные волюты, заимствованные из архитектуры московского барокко, чередуясь с поясом арочных ниш, венчают грани второго яруса. В совокупности с граненым контуром дверных перемычек и утраченными крыльцами на кувшинообразных столбах эта декорация внесла в облик памятника черты псевдорусского стиля. Четырехстолпная трапезная с приделами,перекрытая системой парусных сводов, соединяет храм с квадратной башней колокольни, три яруса которой поднимаются над широким прямоугольным основанием. Силуэт и сдержанные формы убранства роднят колокольню с аналогичными постройками провинциального классицизма. Пол в здании из метлахской плитки. От внутренних росписей 1905г. остались незначительные фрагменты. Иконостасы 1900г. утрачены. Памятники Архитектуры Московской области. Выпуск 2. - М.: Стройиздат, 1999.  Первоначальное построение церкви в селе Кругах неизвестно. Дело о построении в селе деревянной Никольской церкви с приделами каменными Покровским и Богородицерождественским с каменной же колокольнею начато в 1784 г. Согласно просьбе иерея Венедикта Кодратова вместо малой и ветхой, 16 марта означенного года дана была благословенная грамота на построение новой церкви на том же погосте, которая освящена была в 1797 г. В 1890 г. разрешено было деревянную церковь сломать и построить на ее месте каменную.

http://sobory.ru/article/?object=13427

Марк Шагал: «Чтоб картина моя светилась радостью…» Искусствовед Ирина Языкова рассказывает, почему творчество художника-авангардиста — это библейское послание Знаменитого художника-авангардиста называют «своим» три страны — Россия, Франция и Израиль. Марк Шагал — еврей по происхождению — родился в тогда еще российском Витебске и встретил там свою музу и главную любовь. Учился в Петербурге и Париже, в послереволюционной России готовил эскизы декораций для спектаклей и оформлял Еврейский камерный театр. Но мировой знаменитостью Марк Шагал стал во Франции, куда эмигрировал с семьей в 1922 году. Среди работ Шагала — не только картины. Художник иллюстрировал «Мертвые души» Гоголя, «Басни» Лафонтена, сборник рассказов «Тысяча и одна ночь» и Библию на французском языке. Музей Шагала в Ницце так и называется — «Библейское послание». А еще Марк Шагал был мастером монументального искусства: делал мозаики, витражи, скульптуры, керамику. Он оформил множество католических, лютеранских храмов и синагог в Европе, США и Израиле. К 130-летию со дня рождения художника искусствовед Ирина Языкова объясняет, почему творчество Марка Шагала нельзя воспринимать без религиозного контекста, и рассказывает о главных работах с библейским сюжетом. Ирина Языкова С ранней юности я был очарован Библией. Мне всегда казалось, и кажется сейчас, что эта книга является самым большим источником поэзии всех времен. С давних пор я ищу ее отражение в жизни и искусстве. Библия подобна природе, и эту тайну я пытаюсь передать. — Марк Шагал, каталог к открытию музея «Библейское послание» в Ницце Очень много искусствоведов рассматривают Марка Шагала просто как одного из модернистских художников XX века. Кто-то считает его продолжателем наивного искусства, кто-то — чистым модернистом. Но Шагал — это особое явление в ХХ веке. Если Малевич строил разные идеи, выпускал громкие манифесты, Кандинский развивал свою философию и отразил ее в статье «О духовном в искусстве», то у Шагала такой задачи не было. Он ничего не декларировал, он просто выражал в своем творчестве восхищение перед Божьим миром. И мне кажется, неправильно воспринимать работы Марка Шагала вне религиозного контекста.

http://pravmir.ru/creative/mark-shagal-c...

«Наша Юля» – памяти Юлии Березовой Никогда в ней не было ни грамма надменности или недоступности, свойственной «звездам». 17 января, 2015 Никогда в ней не было ни грамма надменности или недоступности, свойственной «звездам». «Трагически погибла известная православная певица Юлия Березова». Я читаю эту строчку в новостях, и не могу поверить ни одному ее слову. Вот буквально ни одному. Ни известию о ее смерти, ни этому отточенному сочетанию «известная православная певица». Юля, безусловно, была известной. И уж тем более безусловно, что она была православной. Но только мы ее воспринимали совсем по-другому. Никогда в ней не было ни грамма надменности или недоступности, свойственной «звездам». Юля была родной, до самого основания родной, и никак иначе нами уже не воспринималась. Юлия Березова действительно была не только композитором и прекрасной певицей с консерваторским образованием, но и регентом, и преподавателем разных музыкальных школ, в том числе воскресной школы храма Рождества Христова в Екатеринбурге, прихожанкой которого долгие годы являлась. «Наша Юля» – так называли ее прихожане храма. Там мы с ней и увиделись в первый раз. Именно там в Духовно-просветительском центре жили белые голуби, которых Юля иногда использовала на своих концертах. Я такой и запомнила ее навсегда: Юля поет в обычной храмовой трапезной с недавно родившимся младшим ребенком на руках, а на плече у нее сидит белый голубь… Каждый Юлин концерт напоминал спектакль: отточенные до предела декорации, красивая музыка, чарующий голос – эстетическое совершенство. Юля жила искусством, она существовала музыкой, дышала ею и иначе жить просто не могла. Всегда сердечная, увлеченная, трепетная, она вовлекала в свое творчество собственных детей, учеников из воскресной школы, она постоянно что-то репетировала, писала и пела, пела, пела… Поразительно, что при своей известности, при том, что Юля действительно любима очень многими, она сохраняла прямо-таки фантастическую способность не получать никакой выгоды от своей популярности. Не то, что Юля прямо категорически отказывалась принимать деньги – понятно, что ей с большой семьей нужно было на что-то жить. Но она совершенно не умела зарабатывать, и сама привязка творчества к материальной выгоде настолько была чужда ее природе, что выгода часто обходила ее стороной.

http://pravmir.ru/nasha-yulya-pamyati-yu...

Репортажи Выставка «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова» открылась в Москве 22.12.2023 11:28   Москва, 22 декабря, Благовест-инфо. Выставка «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова» открылась 20 декабря в Москве, в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ) на Крымском валу. Экспозицию, в которой впервые так масштабно представлены копии русских и грузинских средневековых фресок, и иконы, созданные Адольфом Николаевичем Овчинниковым (1931–2021), устроили ГТГ, Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря (ВХНРЦ) и Общество содействия сохранению и популяризации русской культуры имени Михаила Абрамова. Работы Овчинникова не раз выставлялись на разных площадках , но новый выставочный проект впервые позволяет увидеть большинство работ мастера – копии фресок IX–XIII вв. в храмах пещерного монастыря Саберееби в Давид-Гареджи, в церквях Атени, Бетании и Ачи, а также Георгиевского храма в Старой Ладоге и Успенского храма в Мелётово в особом пространстве. Организаторы выставки выстроили в залах ГТГ объемные архитектурные декорации, которые реконструируют пещерные храмы Грузии, позволяя увидеть копии фресок на их «исконном» месте. Так, алтарные композиции представлены не на плоскости, а на полуцилиндрической поверхности «апсид», а на некоторые изображения ложится тень так, как это могло быть в реальности. Посетители наверняка обратят внимание на то, что на полу выставочных залов обозначены контуры стен этих храмов. «Мы построили храмы в натуральную величину. И копии, которые делал Адольф Николаевич, размещены на этих стенах тоже в натуральную величину, в виде его подлинных калек и в виде больших принтов. Это позволяет посетителям самым непосредственным образом соприкоснуться со средневековой архитектурной, культурной и исторической традицией», – сказал в интервью «Благовест-инфо» один из кураторов выставки, ученик А.Н. Овчинникова, известный художник-реставратор Александр Горматюк.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010