Всматриваясь в издания Никиты, можно заметить, что почти все они, с незначительными изменениями, повторяют собою некоторые основные, первичные издания. Такими повторяемыми могут считаться: базельское, франкфуртское, женевское и еще парижское: но и из перечисленных-франкфуртское сделано только на латинском и ученых достоинств для настоящего времени не представляет, парижское мало отличается от женевского. Так что собственно два издания-базельское 1557 г. Вольфа и женевское 1593 г. Фаброта представляют собою заметный успех в изучении нашего писателя. Следовательно, вопрос о достоинстве изданий и о степени разработки произведения Никиты можно свести на другой, более скромный: в какой мере трудами издателей и критиков облегчен для настоящего времени способ пользования историей Никиты Акомината из Хон? Главнейшая заслуга Вольфа в этом отношении состояла в том что он первый, указав место Никиты в ряду других византийских историков, определил достоинство его произведения и сделал его достоянием науки и общества. Само собою разумеется, что в половине XVI века Вольф не мог ни проверить купленный Фуггером текст византийской рукописи, всеми другими списками того же сочинения, ни дать основательных объяснений на темные места писателя, ни даже вполне издать его: доступные ему рукописи, кроме разночтений, страдали еще пропусками, утратою целых листов и по местам порчею 10 . Нужно удивляться, сколько трудностей успел преодолеть Вольф при издании Никиты. Кроме византийской рукописи у него были еще две: ex herili bibliotheca и Augustanae reipublicae. Но первая из них не только представляет пропуски очень многих строк, но во многих местах даже целых листов, на конце таковых не оказалось более15. Недостающее в первой он пополнял из второй; рукопись Aug. reipublicae слишком ветха, попорчена в начале и в конце, да и в середине сохранилась не везде Делая вноски из рукописи bibl. herilis, он однако сам сознается, что многие места в ней отличаются по своему складу от текста ветхой рукописи, которая казалась ему весьма близкою к оригиналу, списком с него, может быть подлинником для всех других списков 11 . Ясно, что первое издание не могло считать законченным дело изучения рукописей Никиты: оно делало лишь запрос и ожидало сотрудников и пополнения материала. Самый перевод греческого текста на латинский не претендует на точность и составлен лишь для того, чтобы передать мысль Никиты простым и общепонятным языком, т. е. представляет собою не более как пересказ 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Из всего изложенного можно с уверенностью считать автором «Олицетворения» не святителя Григория Паламу . Внешние доводы и анализ текста и языка показывают, что оно принадлежит афинскому митрополиту Михаилу Акоминату из Хон (то есть из Колосс во Фригии), родившемуся в 1140 году. Он получил образование у известного гуманиста своего времени епископа Фесунскаго Евстафия. С 1177 по 1182 годов он – помощник секретаря в патриархии Константинопольской. С 1182 года он – афинский митрополит. «Епископство Акомината принадлежит к немногим светлым периодам тёмной средневековой истории Афин» 24 ,–говорит Крумбахер. Под конец своей жизни Акоминат удаляется на остров Кеос, где и умирает в 1220 году. Первое издание «Олицетворения» было сделано Турнеби в 1553 году. Аббат Migne переиздал его в 150 томе греческой серии (col. 1347–1372). Есть и более критическое издание А. Iahnitis (Hallae, 1884). § 2. Заглавие Разбираемое произведение носит такое заглавие: «Просопопоиэ» – смешанного стиля диалог, или точнее судебное расследование. Тяжба души против тела, ответ тела против её и решение судей. В классическом языке «просопопоиэ», имело значение риторический фигуры. Например у Гермогена это способ вложить некоторые слова в уста предметов и заставить их разговаривать как людей 25 . То же говорит и Квинтилиан: «при помощи этой риторической фигуры мы открываем самые сокровенные мысли наших противников, словно бы они их выражали открыто, как будто бы мы их слушали самих говорящими, так как мы влагаем в их уста соответствующие слова... Благодаря ей могут говорить боги, восставшие из гробов мертвецы, города, народы» 26 . Это же слово с тем же значением находим и у писателей христианских раннего времени, как например: Оригена 27 , Мефодия 28 , Астерия Амассийского 29 , Климента Александрийского 30 . Пользуется им и блаженный Феодорит в своих истолкованиях 31 . Весь трактат естественно распадается на 4 части: введение, речь души, ответ тела и приговор судей. § 3. Разбор содержания В начале введения автор сразу же ставит интересующую тему о взаимоотношении разумной части души с неразумной, страстной.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/o...

Что и как у Вас течет? – Ведь я писал к Вам! – Правда, однажды: но все писал. Неужто не получили... из последнего письма Вашего не видно этого. Я подумал, что Вы писали прежде дохода моего письма до Вас. А там было прописано нечто нужное, именно: прошение прекратить выписку и высылку греческих газет и журналишки, а выписывать только болгарскую книжицу. Из греческих буду выписывать афинские – «Кирикса» и «Хон» прямо из Афин. Другое прошение, чтоб о. Акакий сказал, сколько я ему должен. – Потерял его щет. Какой исправный! Виноват! – простите. – Сколько раз приходится видеться с Филипповым, все спрашивает о Вас и Ваших делах, и все, конечно, в таком тоне, что, знать, это интересуется граф. – Последнее ведь и немудрено, что совершенная правда. Может быть, Вы давно уже и писали к нему по дипломатике так, что этого никто не знает... А если нет – то пора. Потрудитесь написать все, что увидели, услышали, как поняли положение дел, о которых в ту пору так много было толков. Особенно интересно, может быть, и нужно знать Св. Синоду о ходе дел в теперешнем собрании, в присутствии всех патриархов 90 . О прибытии патриархов лучше бы узнать от Вас, а не из Иерусалима. О последнем, то есть ходе дел в собрании, не худо бы извещать всякий раз, как там сделается что новенькое... Может быть, Вы и делаете так... А если нет, делайте... Господа ради! Разгадали ль Вы наконец руководителей Востока? Пришло время расплачиваться! Велики ли взыскиваемые проценты – дела конец укажет. Генерал Бурачек и вся его семья и княгиня Лукомская, с радостию принимая Ваше почтение, радушно шлют Вам и свое... Ивер – сиопа – ит (так! – Ред.) – якоже обычно. И я отмщаю весьма усердно. Совсем узахолустился наш родимый батюшка о. Лаврентий. О Киеве ничего не слышу. Иоанникий 91 в семинарии, на его место послали нашего бакалавра Валериана 92 ... А еще диво дивное! – О. Серафима 93 Одесского в Тамбов на ректуру. Жаль! Это должно быть для него скорбно. А на его место Тамбовского ректора Феофилакта 94 . И как это устроилось, не постигаю?! Да бишь. Ведь у нас после Вас немало новостей. Антоний, ярославский ректор, – епископ Оренбургский... И уж успел накуролесить. Поехал о. Никандр распутывать дело. О. Антоний, орловский ректор, в Херсоне викарий. В Орле – херсонский Поликарп 95 . Орловский Смарагд теперь Рязанский 96 . И еще... Недавно рукоположили в Черногорию епископа. Молодец такой! Видите сколько. – Уж не подумайте, что и мне захотелось. – Конечно, не прочь. Но как посмотришь, как дела текут, так и улизнул бы куда-нибудь. Нырнуть крепко хочется, но дверка не отворяется. Иногда отдвинется чуточку, только что соберешься ерзнуть, она и притворится.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

—213— уке по отношению к Византии произошел поворот, в силу которого явилось несколько капитальнейших трудов по византологии. Параллельно тому и наши ученые стали сильнее работать в том же направлении, но кажется прямой связи здесь не было». Затем автор справедливо указывает, что возникновение школы наших византологов обязано большому влиянию в этом отношении профессоров петербургского университета Васильевского и Даманского. К той же школе принадлежит и профессор О.И. Успенский, сплотивший вокруг себя кружок византистов в Одессе (стр. 100–101). К вышеприведенным разъяснениям автора следует прибавить лишь немногое: нельзя ограничивать изучение истории Византии лишь тем периодом, который соприкасается с историей России, потому что этот период есть результат еще более древней эпохи в жизни Византии; а потому следует настаивать на изучении всей истории Византии, а не каких либо отдельных периодов византийской истории. Жизнь Византии представляет клубок, в котором только тогда дойдешь до сердцевины, когда размотаешь его до конца. Византийская история сама по себе, конечно, не есть предмет богословский. И с первого взгляда, пожалуй, может показаться, что русским богословам нечему особенно радоваться, если учредилось ученое «Византийское отделение» при одном из наших университетов. Но на самом деле не так. Изучение Византийской истории невозможно без более или менее серьезного изучения в тоже время различных религиозных партий, движений, направлений, богословской литературы, религиозной жизни и ересей в Византии. Поэтому изучение Византийской истории вообще, если оно ведется основательно и многосторонне, необходимо должно оказывать услуги и богословской науке, и в особенности церковно-исторической. Чтобы не ходить далеко за примерами, укажем на некоторые сочинения по Византологии, принадлежащие перу проф. Ф.И. Успенского. Его сочинение под заглавием: «Никита Акоминат из Хон» не может не быть интересно для церковного историка, потому что Никита имеет большую важность и в церковной историографии и в византийском богословии

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Относительно же последней главы сделать ему допрос, и, если признается ввиду доказательств, пусть поступлено будет с ним по божественным и священным канонам, если же до конца будет отрицать, то приступить к следствию по законам и при бесспорных уликах подвергнуть его должному наказанию. Следует знать и то, что если он и не рукой нанес оскорбление, а дерзнул на нечестие языком, называя изображения святых икон только статуями и рукотворными идолами и воздаваемое им поклонение считая заблуждением, то и это уже пагубно, и если он прежде возбуждения расследования не сознается в своей ереси, но будет до конца запираться, пока не приведены будут улики, то он получит законное наказание. Ибо по справедливости закон допускает снисхождение к раскаявшимся, для тех же, кто упорно остается в своей злобе, приличное лекарство есть строгое наказание. Настоящий указ царства моего включить в соборный акт анафематствования еретических мнений Итала и его учеников, имеющий состояться как против его злоумышленных мнений, так и против предъявленных на него оовинении в эллинских и безбожных догматах, в которых он открыто признался, и которых, по его собственным словам, он придерживался доныне, и которые считает согласными со своими убеждениями и не может никоим образом отречься или раскаяться, как он в том признался пред царством моим, – положить то и другое в священный приказ скевофилакия великой церкви и предоставить право всякому желающему брать с него копию, дабы было известно всем и на будущее время, что предпринято было для спасения и безопасности христиан, и дабы не увлечены были неопытные такими пустословиями и нелепостями; к означенному указу повелеваем приложить и поданную против Итала записку, которая также имеет быть прочитана на соборе. Настоящий указ заверен и издан месяца марта, индикта 5-го. Месяца апреля 11 -го, индикта 5-го. Под председательством святейшего нашего владыки в катихумениях против часовни святого Алексея, в присутствии Евфимия, святейшего патриарха Иерусалимского 636 , и боголюбезнейших митрополитов Ираклии, Анкиры, Еизика, Сард, Никомидии, Халкидона, Севастии, Неокесарии, Еарии, Ааодикии, Мокиса, Навпакта, Адрианополя, Еолонии, Еамаха, Хон, Тивериуполя, Гермий и Авида – прочитан присланный к нашему смирению указ державного и святого нашего царя от прошедшего месяца марта, индикта текущего, в каковом указе месяц и индикт нрописаны красными чернилами императора.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

Его и его родителей поносили срамными словами... Его кололи рожнами и бросали камни. Какая-то развратница вылила ему в лицо горшок с горячей водой...» т. I, с. 440]. На ипподроме Комнина подвесили за ноги к перекладине и принялись избивать еще яростнее. Какие-то латинские наемники кололи его в пах кинжалами и пробовали на теле императора свое искусство наносить удар мечом. Андроник оказался удивительно стоек и, не теряя сознания, повторял: «Господи, помилуй! Зачем же вы ломаете сломанный тростник!» Наконец он забился в агонии, и, когда в предсмертной конвульсии император поднес к лицу свою изуродованную палачом руку, на которой открылась рана, кто-то закричал: «Смотрите, он и перед смертью хочет напиться крови!» После гибели Андроника I его не успевшие закрепиться реформы пошли прахом. Последняя возможность спасти великую Византию была упущена, империя начала быстро хиреть. Кризис, подстегнутый правлением не менее жестоких, но совершенно бездарных императоров из рода Ангелов, спустя два десятилетия поставил ромейскую державу на колени. В 1185 г. от империи отпал о.Кипр, где объявился самозваный «император» Исаак Ангел Кипрский, которого пленил впоследствии Ричард Львиное Сердце. Исаак II Ангел (ок. 1056 – 1204, имп. в 1185 – 1195 и с 1203) Исаак Ангел, хотя и занимал ряд важных должностей, при дворе считался человеком, не заслуживающим внимания, поэтому император Андроник Комнин его не опасался, простив Исааку даже участие в мятеже. Иначе полагал Стефан Агиохристофорит, начальник царской охраны: напуганный предсказанием астрологов, что в сентябре 1185 г. опасность трону исходит от человека, чье имя начинается на «и» и «с», он сам решил проявить инициативу. Но когда Стефан с несколькими товарищами прибыл в дом Исаака и попытался его схватить, Ангел, которому терять было нечего, убил мечом Агиохристофорита и верхом примчался в св. Софию, требуя убежища. Народ охотно поддержал Исаака, и разгоревшийся бунт вознес на трон новую династию Ангелов, окончательно погубившую Византию. Исаак II Ангел был, в общем, человек образованный, но даже по византийским меркам начисто лишенный совести. Нарушить слово или организовать тайное убийство было для василевса делом вполне обычным. К тому же, добравшись до казны, он показал себя чудовищным мотом. Страстный любитель роскоши, он каждый день натирался дорогими восточными благовониями и никогда не надевал одного и того же хитона дважды. Для еды царь использовал священную утварь, ссылаясь а то, что у Бога с монархом-де все заодно, и небо не обидится. Его стол был истинно соломоновский... и каждый его пир представлял собой горы хлеба, царство зверей, море рыб и океан вина» (Хон., т. II, с. 117, сл.]. Оргии, к которым двор приучил еще Андроник I, Ангел, не стесняясь, предпочитал всем другим развлечениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

6/19 мая 1901. Воскресенье. День рождения нашего Государя, но я послал письменное поздравление с праздником посланнику и на молебен не поехал, так как боялся опоздать после нашей службы, притом же и поясница болит – трудно было бы выдержать поездку и дальнейшее служение. До Литургии крещены: Кимицука Сен, о которой было выше, нареченная Софиею, и Доде, нареченный Стефаном, сын бывшего удельного князя, получавшего 3 ман коку, на Сикоку, в провинции Иё, городе Иосида, родственному дому Сендайского князя, – молодой человек двадцати шести лет. Обращение его в христианство произошло следующим образом. Три года тому назад у него умер отец; он очень опечален был этим, и сильно заняла его дума об участи души его, а также и своей собственной; что душа не умирает вместе с телом, сомнение в этом никогда не входило в его голову, но что же с душою бывает после смерти? Где ответ на это? Очевидно, в религии; и вот стал он изучать буддизм; много слушал проповедей и перечитал молитвенников – ни на волос не был удовлетворен; обратился к синтоизму – еще менее было успеха: только что один каннуси сделает ему какое-либо объяснение, как следующий за ним другой сотрет его с души совершенно противоположным толкованием. «Не лучше ли ясо?» Под этим именем в его понятии были все христианские веры, существующие в Японии. И вот он стал слушать всех, какие попадались ему на пути, католиков и протестантов. Тут было лучше; некоторое удовлетворение чувствовалось, но далеко не полное. Несколько раз предлагали ему креститься, но он удерживался. В последнее время, месяца четыре тому назад, он жил в Ооисо, так как болел грудью. Здесь он слушал методического проповедника, который квартирует в доме православной христианки; случайно попался ему под руку номер нашего журнальца «Сейкёо-ёова», очень понравившийся ему. «Что это за книжка?» – спросил он методиста. «Коре кусатта хон» (гнилая книжка), – ответил тот с сердцем, отбрасывая книжку. «Странный отзыв о такой хорошей вещи», – подумал Доде, уже с сомнением о методисте; а старуха Мария доставила ему еще несколько номеров «Сейкёо-ёова», все более и более нравившихся ему, и насколько могла объясняла ему православие и отличие его от протестантства; в заключение же советовала ему обратиться за научением к православному проповеднику, когда он пожелал этого, привела к нему Петра Ока, нашего проповедника для Ооисо и Катаока.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Супруга Муна посетила общину Минска 22 ноября 1993 года. В печати была опубликована фотография: Джин Хон Пак– зять Сан Мен Суна и Хак Джа Хан Мун – обменивается рукопожатием с И. К. Шушкевич, супругой тогдашнего президента Белоруссии, встречавшей г-жу Мун в аэропорту 494 . " В Белоруссии предпринимались попытки внедрить в систему образования страны «гуманные идеи» «Международного фонда образования», который подготовил учебное пособие «Мой мир и я», призванное «изменить себя, освободиться от зла и противоречий», поддержать «духовно-нравственные ценности в системе образования». В мае 1997 года управлением юстиции Минского горисполкома была зарегистрирована ещё одна муновская организация: «Федерацией семей за единение и мир во всем мире». Проходящие в Белоруссии семинары приверженцев Муна имеют свою историю. Так, еще в 1993 году с 5 по 8 января в Барановичах проходил международный «Семинар по лидерству», организованный белорусским отделением «C.A.R.P.». В его работе приняли участие свыше 300 преподавателей и студентов из США, Японии, Кореи, России, стран Балтии и Белоруссии. Темой семинара были проблемы лидерства дома, в семье, в супружеских отношениях, среди коллег. Семинар традиционно проводился по двум направлениям: для тех, кто уже знаком с учением Муна, и для начинающих. На все вопросы о своей принадлежности к «Церкви Муна» руководство ассоциации «C.A.R.P.» отвечает отрицательно. Между тем о связи этих структур говорит даже то, что в переводе с английского аббревиатура «C.A.R.P.» обозначает «Коллегиальная ассоциация по изучению Принципа». В свою очередь, «принцип» – это одно из базовых понятий мунистов, поскольку именно так называется учение, якобы полученное Муном «свыше». Вряд ли у кого-то сегодня возникает сомнение в истинном характере деятельности СА «C.A.R.P.» в Белоруссии. Более того, в июне 1998 года состоялось два заседания суда по делу о ликвидации СА «C.A.R.P.». О том, какое значение придавалось этому процессу, говорит хотя бы то, что исковое заявление, в котором говорилось об угрозе национальной безопасности со стороны «C.A.R.P.», о возможности проникновения мунистов в структуры Министерства образования, о давлении на личность со стороны членов секты и прочем, было подписано министром юстиции Воронцовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Матвей подавленно молчит в течение нескольких минут, сосредоточенно изучая узор шелковой закладки, вложенной в Евангелие. — Что ж ты не спросишь, когда свадьба? — поднимает брови отец. Как бесчувственное эхо, механически повторяющее потерянный дальним путником звук, Матвей повторяет вслед за Василием: — Когда же свадьба? — Через три дни… — отвечает отец и, довольный эффектом, который произвел его небольшой монолог, выходит прочь. — Елена Яхонтова, Я-хон-то-ва, — медленно произносит про себя Матвей. Прошло три года. За это время тихо преставились к вечной жизни родители Матвея, и мирно протекала его супружеская жизнь. Но в скором времени в окрестностях Кашина стали распространяться слухи о приближении чумы. С каждым днем мор подступал все ближе и ближе. Беглецы, оставившие зараженные местности, искали прибежища у своих родных и близких, стучались в затворенные ставни и более взглядом, нежели звуками своих речей, умоляли сердобольных отворить им двери, дать ночлег. Жители Кашина почти всегда впускали пришельцев, и, если те упоминали два-три заветных дедовских имени, отказать им считалось почти невозможно. Хозяева с замиранием сердец слушали, как усталые путники, грея обмороженные пальцы о теплые края глиняных чаш, описывали страшные картины свирепого поветрия, и мало кто понимал, что на деле эти осиротелые путники распространяли вокруг себя очаги страшного заболевания… …На третий месяц морового поветрия боярин Матвей Кожин овдовел. Сорок суток провел вдовый боярин в посте и молитве, совершая милостыню в память о почившей супруге. Кончина Елены была неожиданна и легка: тогда, когда эпидемия уже почти закончилась, а в приходских церквях звучали благодарственные молебны и радостные песнопения, женщина почувствовала слабость и занемогла. На второй день она слегла, на третий — впала в забытье, еще несколько дней спустя ее не стало. С первого часа болезни Матвей не отходил от постели умирающей и своей рукой прикрыл ее глаза в самый час кончины. Вот почему теперь, стоя у ее могилы, он испытывал не столько горечь от разлуки, сколько радость от сознания возможности встретиться позднее — в иное время и в ином месте. Тогда, когда смиренная спутница его юных дней сможет получить от своего мантийного супруга дорогие дары — не шелковые ленты и не парчовые сарафаны, не украшенный драгоценными камнями кокошник (этого и не искала никогда Елена!) — а бесценные иноческие молитвы о водворении молодой души в селениях праведных.

http://pravoslavie.ru/113577.html

Снегоуборочные «машины» Не валять дурака – В 2013 году одного из выпускников семинарии, Алексея Корнильцева, владыка Роман благословил поступать в Санкт-Петербургскую духовную академию. И два ваших студента предыдущего выпуска там учатся… – Да, заочно, потому что оба служат на приходах в Южной Якутии: один, иерей Сергий Паршин, – клирик Казанского храма г. Нерюнгри, другой, иеромонах Фаддей (Булгаков), – клирик храма новомучеников и исповедников Российских города Алдана. Правда, они – студенты Ставропольской семинарии, которые приехали сюда и здесь, в ЯДС, закончили пятый курс. В 2013 году у нас должно было быть шесть студентов, завершивших обучение. Но некоторые из них, находясь на приходском служении, не справились с дипломными работами. Поэтому защитились только трое. Остальным это предстоит нынче. Состоялся и первый выпуск 14-ти регентов отделения церковного пения. Одна девушка, Александра Хон, направлена в приход Депутатского. Другие работают в Якутске, т.к. здесь большая нехватка руководителей церковных хоров – и в медцентре, и в монастырях, и в приходских храмах. Да и сама семинария в них нуждается. И, конечно, мы очень ждём, что девушки приедут из других приходов, из улусов. – Если светский человек захочет учиться на отделении церковного пения, сможет ли он совместить основную работу и учёбу? – Мы проводим такой эксперимент, но на поверку он оказывается «малоплодным»: люди занимаются полгода, а потом пропадают, ведь занятия – каждый день. Когда есть работа, это практически невозможно выдержать. Ведь петь на клиросе и тем более руководить хором – серьёзный труд, который требует самоотречения. Это только кажется – пришёл, встал и защебетал. Поэтому отделение церковного пения – дневное. И хотя основной учебный блок идёт вечером, спецпредметы преподаются с утра. А вот отделение катехизаторов, выпустившее в 2013 году 20 человек – активных мирян, помогающих священникам на приходах, – вечернее. К слову, в ближайшие годы произойдёт трансформация этих двух школ: с двухлетнего образования и регенты, и катехизаторы, скорее всего, перейдут на четырёхлетнее.

http://pravmir.ru/rektor-yakutskoy-semin...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010