Нягое I Басараб (1512-1521), Теодосие (1521), Влад VI Драгомир Кэлугэрул (1521-1522), Раду V из Афумаци (1522-1529 с перерывами), Владислав III (1523, 1524, 1525), Раду VI Бэдика (1523-1524), Басараб V (1529), Мойзе I (1529-1530), Влад Утопленник (Инекатул) (1530-1532), Влад Винтилэ (1532-1535), Раду VII Паисие (1534, 1535-1545), Мирча IV Пастух (Чиобану) (1545-1552, 1553-1554, 1558-1559), Раду VIII Илие (1552-1553), Пэтрашку Добрый (чел Бун) (1554-1557), Петру Молодой (чел Тынэр) (1559-1568), Александру II Мирча (1568-1574, 1574-1577), Винтилэ I (1574), Михня II Турок (1577-1583, 1585-1591), Петру Серьга (Черчел) (1583-1585), Штефан Глухой (Сурдул) (1591-1592), Александру Злой (чел Рэу) (1592-1593), Михай II Храбрый (Витязул) (1593-1601), Николае I Пэтрашку (1599-1600, вместе с Михаем II), Симеон Мовилэ (1600-1601), Раду IX Михня (1601-1602, 1611-1616, 1620-1623), Раду X Шербан (1601, 1602-1611), Габриель Батори (янв.-март 1611), Гаврил Мовилэ (1616, 1618-1620), Александру Ильяш (1616-1618, 1628-1629), Александру Князек (Коконул) (1623-1627), Леон Томша (1629-1632), Раду XI Ильяш (1632), Матей Басараб (1632-1654), Константин Шербан (1654-1658, 1660), Михня III Раду (1658-1659), Георге Гика (1659-1660), Григоре Гика (1660-1664, 1672-1673), Раду XII Леон (1664-1669), Антоние Водэ из Попешти (1669-1672), Георге Дука (1673-1678), Шербан Кантакузин (1678-1688), мч. Константин Брынковяну (1688-1714), Штефан II Кантакузин (1714-1715), Николай Маврокордат (1715-1716, 1719-1730), Иоанн Маврокордат (1716-1719), Константин Маврокордат (1730, 1731-1733, 1735-1741, 1744-1748, 1756-1758, 1761-1763), Михай Раковицэ (1730-1731, 1741-1744), Григоре Гика (1733-1735, 1748-1752), Матей Гика (1752-1753), Константин Раковицэ (1753-1756, 1763-1764), Скарлат Гика (1758-1761, 1765-1766), Штефан Раковицэ (1764-1765), Александру Гика (1766-1768), Григоре Гика (1768-1769), российская военная администрация (1769-1774, 1806-1812, 1828-1834, 1853-1854), Александр Ипсиланти Старший (1774-1782, 1796-1797), Николай Караджа (1782-1783), Михаил Суцу Старший (1783-1786, 1791-1793, 1801-1802), Николай Маврогени (1786-1790), российско-австр.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

В центре русской территории протестанты появились вскоре же по введении реформации на западе Европы. Между вызванными от запада в последние годы княжения Василия Иоанновича (от 1524–1533 г.) ремесленниками, торговыми людьми, художниками, врачами и аптекарями встречаются уже последователи лютеровой веры, или, как вообще называли их у нас, немцы. Сравнительно более протестантов прибыло в Россию из Швеции (вскоре же по распространению там реформации Густавом Вазой); то были большей частью купцы, которые, по мирному договору, заключенному между Россией и Швецией в 1524 году, получили право построить в Новгороде торговый дом и торговать по всей России. 1 Сын и преемник Василия Иоанновича Иоанн Грозный, заботясь о распространении в своем государстве наук, художеств, ремесел и торговли, вызвал в Москву значительное число немцев-протестантов: толмачей, «дохтуров», хирургов, аптекарей, типографов. 2 Смотря на них, как на пособников и споспешников в развитии общественной жизни и образования, русское правительство (раз навсегда со времен Грозного), предоставило им свободно исповедовать свой веру и беспрепятственно совершать богослужение. К тому же, по духу своего учения, они не столько вмешивались в политические дела государства, сколько католики, и не столько ревновали о распространении своего учения. А потому в отношении веротерпимости им оказано значительное преимущество пред католиками. Факт на это слишком известен. Иезуит Поссевин от имени папы просил Грозного, «чтобы не держать магистров лютерских-немецких, которые не знают Пречистой Богородицы и Святых Божиих, а чтобы держать правдивых священников веры римской», и получил такой ответ: «того учинено не будет для того, что и в прежние времена того не было. 3 Взятые в плен во время Ливонской войны (1558–1582 г.), немцы и шотландцы с женами и детьми, целыми тысячами переселенные в Новгород, Владимир, Тверь, Углич, Кострому, Нижний Новгород, Казань, также получили право свободно отправлять богослужение, и в средствах к жизни били вполне обеспечены (многие имели прислугу и лошадей). И это опять потому, что правительство видело в них пригодных цивилизаторов и не подозревало опасных пропагандистов. Вывезенные из Нарвы и Ивангорода протестанты поселены были и в Москве 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Основан этот монастырь в начале XVI века (в 1524 году) при державе Великого Князя Василия Ивановича, а при управлении Вологодской паствой Пимена, Епископа Пермского и Вологодского. Случаем к основанию сего монастыря было в 7032 (1524) году явление Божьей Матери крестьянину близлежащего села Отводного Ивану Родионову, бывшему два года в расслаблении, с завещанием идти на Сямскую волость к Покровской церкви и объявить прихожанам повеление о построении обители во имя Рождества Богородицы близ этой волости у речки Крутца на поляне, именуемой Долгой. По сему повелению монастырь с того же года прихожанами той волости основан и выстроен весь деревянный. Местная храмовая Икона Рождества Богородицы с тех пор сделалась чудотворной и в монастырском летописце записано много от неё чудес. В 7150 (1624) году весь этот монастырь до основания сгорел, а спасена только одна вышеупомянутая Икона, но потом паки выстроен деревянными же зданиями. В 1545 году Царь Иван Васильевич проездом из Кириллова Белоезерского монастыря посетил эту обитель и жаловал милостыней. Около 1770 года на месте двух деревянных церквей построена в этой обители двухэтажная великолепная каменная церковь с колокольней и Настоятельские каменные же кельи Строителем Дионисием, переведённым из Успенского Песочного монастыря. В верхней этой церкви – престол во имя Рождества Пресвятой Богородицы, освящён в 1781 году, Ноября 28, тем же Строителем, а в нижнем этаже – настоящая церковь во имя Благовещения Богородицы с приделом Иоанна Предтечи, ныне вновь отделанная и украшенная Строителем Владимиром. Настоятелями бывали до Штатов 1764 года Игумены, а с тех пор Строители. Крестьян было за этим монастырём только 52 души, а главное содержание своё имеет оный, сверх милостинных Государевых 300 рублей, от трёх бывающих при сём монастыре годовых ярмарок: 1) на день Благовещения Богородицы – самая многолюдная, 2) на положение ризы Богородицы, Июля 2, 3) на Рождество Богородицы. Все эти ярмарки продолжаются по 3 дня и на оных торгуют лошадьми и прочим скотом, также холстом и крестьянскими товарами.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Такое событие почитают побуждением к основанию Новодевичьего монастыря и даже началом крестного хождения в него из кремлевских соборовъ и монастырей, Июля 28. Великий Князь Василий Иоаннович, возвратив державе своей бывший во власти Литвы больше столетия Смоленск – это, как называл его Борис Годунов, ожерелье России – дал обет соорудить обитель в честь Одигитрии Смоленской Богоматери на месте встречи и проводов Смоленской святыни, гд, вероятно, по обычаю тех времен, поставлена была часовня, или обыденная церковь , а может статься, и монастырь. Благочестивый обет свой выразил Господарь Московский, присвоивший себе титул Царя, в духовной грамот своей 1523 года, перед походом своим на Казань. «Да коли «если с Божьею волею», завещает Великий Князь, «достал своей отчины города Смоленска и земли Смоленские», и яз тогды обещал поставити на Москве на посаде девич манастырь, а в нем храмы во имя Пречистые, да Происхождения честнаго Креста и иные храмы; а которые храмы в том манастыре поставити, и яз тому велел написати запись диаку своему Труфану Ильину своею рукою, да дати печатнику своему Ивану Третьякову. А дати есми обещал в тот манастырь из своих сел дворцовых село или два; а пашни в тех селех, в одном поле тысяча четвертей, а в дву полех по томуж, да на строение тому манастырю три тысячи рублев денег 11 , и ныне того манастыря строити не успел. И не что Божья воля надо мною «станется, а того манастыря при своем животе не успею сстроити; и яз приказал казначеем своим и приказным своим людем на том месте тот манастырь сстроити, и из сел из своих из дворцовых в тот манастырь велел есми дати село или два, в одном поле на тысячу четвертей, а в двух полех потомуж; а на строение тому манастырю наши казначеи выдадут три тысячи рублев денег» 12 . После победы над Казанскими Татарами на Свияге, в 1524 году, Великий Князь приступил к исполнению своего благочестивого обета. По свидетельству Степенной книги, основав над Москвою рекой за посадом преименитую в общую т. е. общежительную обитель, он собрал туда множество инокинь девического чину; начальницею над ними поставил благоверную и благочинную инокиню Елену Девочкину, из Суздальского Покровского монастыря 13 , которая в старинных письменных Святцах причислена к Московским Святым. За алтарем соборной церкви надгробный камень указываете могилу этой Игуменьи Новодевичьего монастыря, погребенной вместе с преемницею своей, схимонахиней Домникией и послушницею Феофанией; а вставленная в алтарную стену, пред ее гробницею, каменная плита представляет нам следующее свидетельство о построении сей обители: «Лета 7032 (1524) года Великий Князь Василий Иванович всея России воздвиже сию пречистую обитель, в ней же храм Пречистыя Богородицы и ту собра инокинь девическаго чина множество, им же бысть начальница благоговейная и благочинная сия схимонахиня Елена Девочкина, в сей обители преставися» 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

По контрасту те, кто не верит в человеческую реальность Иисуса, в страдания и воскресение, сами в конечном итоге станут бестелесными призраками (asomatois kai daimonïkois). Как говорили раввины о саддукеях, те, кто не верит в воскресение, его не обретут 1519 . Итак, Игнатий на карте представлений о воскресении стоит там же, где стоит Новый Завет, несмотря на то, что он, подобно Клименту, развивает некоторые идеи по–новому и пользуется новыми словами. Он не делает различия, четко звучащего у Павла, и косвенно – в других местах, между природой тела распятого и воскресшего. Его апологетическая забота – взаимосвязь, не разрыв 1520 . Завершающее приветствие Послания к Смирнянам показывает, к чему лежало его сердце: Приветствую… всех, каждого порознь и вместе, именем Иисуса Христа, его плотью и кровью, страданием и воскресением, как телесным так и духовным (sarkike te kai pneumatike), единением между Богом и вами 1521 . (iv) Поликарп: Послание к Филиппийцам и «Мученичество» Поликарп (69–155 гг. н.э.) был епископом Смирны, на западном побережье Малой Азии. Его Послание к Филиппийцам короткое, но содержит достаточно полный взгляд по нашему предмету. Он совершенно созвучен Новому Завету. Иисус был воздвигнут из мертвых Богом и будет судьей живых и умерших. Воздвигший его из мертвых воздвигнет и тех, кто исполняет Его волю 1522 . При этом он говорит о настоящем веке и веке грядущем: …Если угодим Ему в нынешнем веке, получим и будущий, так как он обещал нам, что воскресит нас из мертвых и что если будем жить достойно Его и в Него веровать, будем и царствовать с Ним 1523 . Это грозное предупреждение, что отрицающие и воскресение, и суд окажутся среди самых грешных, очень близко не только к Павлу, но и к фарисейско–раввинистической мысли. Рядом с этим заявлением (7:1) стоит цитата из 1Ин 4:2–3 как предупреждение против ереси докетизма, утверждающей, что человеческая природа Иисуса была нереальной. Согласно Иринею, Поликарп позже говорил подобными словами о Маркионе 1524 . Поликарп также, в стиле Климента, говорит о промежуточном состоянии мучеников. Верующие должны твердо знать, что Игнатий, Зосима и Руф, другие члены их церкви и, конечно, сам Павел с прочими апостолами не «тщетно подвизались» (Поликарп вновь цитирует Павлово Послание к Филиппийцам, теперь уже 2:16), но в вере и праведности, и что они теперь находятся рядом с Владыкой (para to kyrio), с которым они страдали, т. е. пребывают «в подобающем им месте» (eis ton opheilomenon autois topon). Мы видим здесь очень осторожные попытки первых христиан описать жизнь сразу после смерти словами, похожими на слова Павла в Флп 1 , подчеркивая также важность окончательного состояния, жизни воскресения, которая будет дана после состояния «жизни после смерти».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

1519 Блаватская, естественно, считает иначе: при всех комплиментах в адрес русского Православия, она в конце концов считает его слепым и глубоко ошибочным воззрением: «Греко-русская церковь, наиболее добродушная и Христоподобная в своей примитивной и простой, хотя и слепой вере» (Блаватская Е . П. Разоблаченная Изида. Т. 1, с. 87). Вновь напомню: по учению православных святых Отцов, истинная вера видит свой Предмет; слепотствует именно неверие. 1520 «Бог, а особенно личный Бог йоги очень слабо связан с остальной системой. Целью человеческого стремления является не единство с Богом, а абсолютное ограничение пуруши от пракрити. Преданность Богу является только вспомогательным средством для достижения конечного освобождения. Мы не можем не сказать, что философия йоги ввела понятие Бога только для того, чтобы быть модной и привлекать умы людей» (Радхакришнан. Индийская философия. Т. 2. – М., 1952, с. 328). 1521 Письма Елены Рерих. 1932-1955. с. 410. 1522 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 2, с. 160. 1523 Письма Елены Рерих. 1932-1955. с. 409. 1524 Письма Елены Рерих. 1932-1955. с. 409. 1525 Письма Елены Рерих. 1932-1955. с. 415. 1526 Письма Елены Рерих. 1932-1955. с. 416. 1527 Письма Елены Рерих. 1932-1955. с. 416. 1528 Письма Елены Рерих. 1932-1955. с. 38. 1529 Письма Елены Рерих. 1932-1955. с. 426. 1530 Письма Елены Рерих. 1932-1955. с. 121. 1531 Дмитриева Л. П. Моление о Чаше. Размышление в свете ТАЙНОЙ Доктрины о молении Иисуса Христа в ночи Святого Четверга накануне казни.//Дельфис. 1994, с. 38. 1532 Дмитриева Л. П. Моление о Чаше. с. 37. 1533 Дмитриева Л. П. Моление о Чаше. сс. 36-38. 1534 Дмитриева Л. П. Моление о Чаше. с. 38. 1535 Дмитриева Л. П. Моление о Чаше. с. 38. 1536 Дмитриева Л. П. Моление о Чаше. с. 37. 1537 св. Григорий Богослов. Творения. Т. 1. – СПб., б. г., с. 680. 1538 Цит. по: Черемухин П. А. Учение о Домостроительстве спасения в византийском богословии (епископ Николай Мефонский, митрополит Николай Кавасила и Никита Акоминат).//Богословские труды. М., 1964, с. 167.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Например, Григорий 1-й, высказываясь по этому поводу, хотя и утверждал, что иконам подобает находиться в церквах, тем не менее удовольствовался лишь упоминанием их дидактической ценности 1518 . На протяжении веков его высказывания воспринимались на Западе как норма 1519 . Опираясь на авторитет Григория и других, наследник Петрова престола во время иконоборческого спора отвергал обвинение в том, что поклонение иконам является идолопоклонством; «в Византии, однако, дело дошло до того, что как иконоборцы, так и иконопочитатели основывали свои воззрения на христологии» 1520 . Различие между Востоком и Западом было столь разительным, что греческий переводчик папского послания взял на себя смелость присовокупить к нему следующие слова: «И чрез они возносятся к вере и памятованию домостроительства Господа нашего Иисуса Христа» 1521 . В отличие от случая с Гонорием на этот раз богословские расхождения не привели к вероучительным высказываниям, в которых наивность стала источником лжеучения. Однако из послания папы Адриана Карлу Великому 1522 , в котором папа касается икон, явствует, что мы впали бы в немалое историческое преувеличение, если бы стали утверждать, что во время иконоборческого спора и особенно в его христологический период римская Церковь явила форму вероучительного водительства, которое – с точки зрения Феодора и ее собственной – было основополагающим. Реакция каролингских богословов (к которым мы вернемся в следующем томе) на почитание икон свидетельствует о глубоком духовном несходстве греческого Востока и латинского Запада. «Превосходно!» 1523 – воскликнул Карл Великий, имея в виду содержащееся в Каролинских Книгах высказывание, в котором говорилось, что «мы отвергаем… не изображения, но… суеверное им поклонение» 1524 . Ко времени назревания конфликта между Старым и Новым Римом в последней трети 9-го века сложилась определенная форма почтительного отношения Востока к Риму (ставшая еще более выразительной благодаря придворному языку византийцев). Условия, в которых находились Восток и Запад, способствовали дальнейшему развитию западных притязаний, однако они же вдохновляли Восток на сопротивление.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1520 M. IV, 1305В. Д.В.С. I 2 , 277. В русском переводе вкралась опечатка: вместо „в VI календы августа“, нужно читать: „в XVII календы августа“. 1522 Св. Кирилл, жалуясь на Иоанна, говорит: Он „неизвестно каким образом (впрочем, если верно то, что говорит народная молва) составил нечестивую и беззаконную грамоту (о низложении) тайно, так что никто из нас не знал о дерзком умысле“. М. IV, 1308B-D. Д.В.С. I 2 , 278. Когда депутаты, посланные за Иоанном, услышали, что он не хочет давать ответа „низложенным и отлученным“, то спросили: „Кем мы низложены и отлучены?“ не будучи, очевидно, уверены в этом факте. Ibidem, M., 1313В. Д.В.С., 281. 1524 Посл. папы Льва к Макс., еп. антиох. Акты IV вс. соб., отд. III, Д.B.C.IV, 200. Tillemont, op. cit., 451–452. Гидулянов , op. cit., 664–666. 1525 К этому заседанию мы относим эти происки Ювеналия потому, что, с одной стороны, на этом заседании председателем был Ювеналий, а с другой – в актах этого деяния замечается какая-то незаконченность и пропуски: неизвестно, чем, занят был собор, когда депутаты два раза ходили за Иоанном Антиохийским; да и дело об Иоанне почему-то не доведено было до конца. Можно предполагать, что поднятый Ювеналием Иерусалимским вопрос произвел разногласие на заседании и не дал собору окончить начатое дело против Иоанна (в третий раз к нему депутацию в этот день не посылали). На следующем заседании, хотя Ювеналий снова был председателем, но, судя по актам, он совершенно не принимал личного участия в дебатах, расстроенный, очевидно, неудачей на предшествующем заседании. 1529 Действительно, конец актов V заседания (перечень отлученных епископов) является началом этих правил. Перечень идет в том же порядке, только Дексиан вместо 4-го занимает здесь 5-ое место, да пропущен, очевидно, переписчиком, 31-й – Палладий. 1531 „Святый и вселенский собор епископам, пресвитерам, дьяконам и всему народу каждой области и города“, – так адресованы эти правила. Д.В.С. II 2 , 9. 1539 Очевидно, Анастасий это – известный синкелл Нестория, а Фотий – автор опровержений на послание св. Кирилла к монахам.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Исходя из времени и обстоятельств создания можно высказать предположение об авторстве Д. в отношении сокращенной редакции Жития деспота св. Стефана Лазаревича, пространная редакция к-рого явилась одним из главных источников Русского Хронографа по визант. и серб. истории кон. XIV-XV вв. Памятник представлен только великорус. списками 1-й трети - 3-й четв. XVI в. (перечень см.: Куев, Петков. Събрани съчинения на Константин Костенечки. С. 320, 321, 323-324, 2, 4, 7; кроме того - РГБ. Ф. 113. Волок. 620. Л. 320 об.-408), старший из которых (РГБ. Ф. 304/I. 686) датируется не позднее рубежа 20-х и 30-х гг. XVI в. В текстологическом отношении сокращенная редакция восходит к старшему списку пространной редакции (Там же. Волок. 655), послужившему, по всей очевидности, непосредственным источником Хронографа. Редакция четырежды издавалась: А. Н. Муравьёвым (Жития святых: Месяц дек. СПб., 1856. С. 262-314, в переводе на рус. яз.), А. Н. Поповым в «Изборнике» (М., 1869. С. 92-130), П. Й. Шафариком (ГСУД. 1870. Кн. 28. С. 366-428), К. Куевым и Г. Петковым (Събрани съчинения на Константин Костенечки. С. 472-515). После поставления в февр. 1522 г. Московским митрополитом иосифо-волоколамского игум. Даниила Д. вместе с др. волоцким старцем, Ионой Головой (Пушечниковым), перешел в Симонов Новый московский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь , настоятелем к-рого в 1520-1526 гг. являлся их единомышленник Герасим (Замыцкий) . Между февр. 1522 и 1526 г. Д. здесь близко познакомился с кн.-иноком Вассианом (Патрикеевым) ; последний на суде 1531 г. вспоминал, что Д., «старец великой, доброй», «у меня в кельи бывал многожды». До 1524 г. Д. мог также общаться в Симоновом мон-ре с прп. Максимом Греком , отношения с к-рым у него завязались в кон. 10-х - нач. 20-х гг., когда прп. Максим перевел для Д. статью из греч. лексикона Свида ( Плигузов. 2002. С. 167). В мае 1531 г. братья Топорковы не только поддержали на Соборе митр. Даниила против Вассиана (Патрикеева), но и наряду с Крутицким еп. Досифеем (Забелой) выступили в качестве главных свидетелей по этому делу. Д. обвинял Вассиана преимущественно в том, что при составлении своей редакции Кормчей книги Вассиан произвольно трактовал священные тексты (прежде всего Толковое Евангелие) и известие о Вселенском I Соборе , упоминаемом во «Временнике» Георгия Амартола. Д. составил для митр. Даниила список со своих выступлений на Соборе «слово в слово».

http://pravenc.ru/text/180347.html

357 ...из Щмалотъ... – Иван IV считал, что Густав Ваза происходил из Смоланда – провинции на юге Швеции; в действительности род Ваз происходил из провинции Упланд. 358 Стенъ Стуръ – Иван IV имеет в виду, очевидно, Стена Стуре Старшего, регента Швеции в 1470–1497 и 1501–1503 гг. (в 1512–1520 гг. регентом был Стен Стуре Младший). 359 ...и в тхъ грамотахъ писано так... – Иван IV далее почти дословно цитирует русско-шведский договор 1537 г. 360 ...о Арцымагнусе корол... – Речь идет о датском принце Магнусе, которого Иван IV признал королем Ливонии. 361 ...арцыбискупу Апсалимъскому... – Архиепископ Упсальский являлся главой шведской церкви и играл важную роль в государственных делах. 362 ...а к тоб пишетъ братомъ, тотъ самъ вдает... – Иван IV намекает, очевидно, на польского короля Сигизмунда II Августа (незадолго до этого умершего), шурина Юхана III. 363 ...мы короля Арцымагнуса пожаловали городомъ Полчевымъ... – Герцог Магнус, брат датского короля Фридриха II, был провозглашен «королем Ливонии» и «голдовником» Ивана IV еще в 1570 г., но после военной неудачи под Ревелем он отказался от этого звания. В конце 1572 г. Иван IV воскресил этот план, пожаловал Магнуса городом Полчевом (Пылтсама) в качестве временной резиденции; некоторое время спустя он обвенчал его со своей племянницей Марией Владимировной. 364 ...прародителе Фредрике... – Речь идет о датском короле Фридрихе I, царствовавшем с 1524 по 1533 г. 365 Керстанъ – Христиан (Христиерн) II, датский король с 1513 по 1524 г.; в 1520 г. захватил Стокгольм и учинил избиение шведской знати – «стокгольмскую кровавую баню»; событие это дало толчок к перевороту в Дании и национальному восстанию в Швеции. 366 ...Крестьянуса на Датцкомъ королевстве посадили. – В Дании королем стал в 1524 г. Фридрих I (дед Фридриха II), но только в 1533 г. его сыну Христиану III удалось овладеть всей страной. 367 ...мы от Августа кесаря родствомъ ведемся... – Иван IV имеет в виду легенду о происхождении русских Рюриковичей (через легендарного Пруса) от Августа, впервые изложенную в «Послании о Мономаховом венце» Спиридона-Саввы (см. наст. изд. т. 9.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010