Павел Михайлович Строев (1796-1876) XXIV. Епархия Вологодская Вологодская епархия основана (под названием Пермской) в 1383 г.; кафедра перенесена из Устьвыма в Вологду, после 1492 г. Седьмая из третьеклассных. I. Епископы Пермские (Кафедра в Устышме.) 1. Стефан Храп хирот. 1383, из иеромонахов Ростовского Григориево-богословского монастыря; † 26 апр. 1396, в Москве. Погребён у Спаса на Бору. Святой. 2. Исканий , хирот. 20 янв. 1398; упом. 22 мар. 1416. 3. Герасим был на соборе 1441. Погребён в Устьвыме. Святой. 4. Питирим (из архим. Чуковских) упом. с 1447; 19 авг. 1456 убит Вогуличами. Погребён в Устьвыме. Святой. 5. Иона хирот. в 1459; † 6 июня 1471. Погребён в Устьвыме. Святой. II. Епископы Пермские и Вологодские потом Вологодские и Великопермские. 218 6. Филофей хирот. 2 нояб. 1471, из игум. Ферапонтова монастыря; в февр. 1492 придана к епархии Вологда; в апр. 1501 отошёл на покой в Кириллов Белоезерский мнтрь. 7. Никон хирот. 5 мая 1502, из игум. Дионисиева Глушицкого монастыря; † в 1514 там же, на покое. ?? Тарасий (Летоп. Новг., II, 148, 184; Карамз., VII, 383). 8. Пимен Ходыкин хирот. 16 февр. 1520, из игум. Соловецких; упом. 1524. 9. Алексий хирот. 9 апр. 1525, из игум. Кирилло-Белоезерского монастыря; упом. до 1543. 1 апр. 1545 был уже на покое в Кириллове и упом. там в 1549. 10. Киприан хирот. 30 янв. 1547, из игум. Московского Богоявленского монастыря; упом. до 1558. Погребён в Софийском соборе. 11. Иоасаф упом. с 1560; † 1570. 12. Макарий , в 1571–75. 13. Варлаам , в 1576–84??; († 21 апр. 1610, в Троицкой Сергиевой Лавре. Вт. чт. Ист. Общ., 34). 14. Антоний 11 окт. 1585 хирот. из игум. Троицкого Болдина монастыря; † 26 окт. 1587. Погребён в Софийском соборе. III. Архиепископы Вологодские и Великопермские 15. Иона хирот. из архим. Владимиро-Рождественских, в 1588 (после мая); с мая 1589 архиепископ. В 1603 перев. на Ростовскую епархию. 16. Иоасаф хирот. в дек. 1603, из игум. Кирилло-Белоезерского монастыря, упом. до мая 1609; († 3 июня, какого года?) Погребён в Софийском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 1993 г. на обл. телевидении ежемесячно выходит православная передача «Свет Христов», с 2001 г. Вологодский городской телеканал выпускает цикл передач о Православии «Воскресение». С июня 1996 г. на обл. радио выходит еженедельная православная рубрика «Северная Фиваида». С. С. Смирнова, прот. Игорь Шаршаков Архиереи Вологодской епархии (Фрагмент статьи «Вологодская и Великоустюжская епархия Русской Православной Церкви» из IX тома «Православной энциклопедии») Еп. св. Стефан (зима 1383/84–26.04.1396); еп. Исаакий (20.01.1398 — между 22.03.1416 и 1418); еп. сщмч. Герасим (1418–1443); еп. сщмч. Питирим (1444 — 19.08.1456); еп. сщмч. Иона (1459–6.06.1470); еп. Филофей (2.11.1471 — апр. 1501); еп. Никон (1502 — ранее 1514); еп. Тарасий (2-я пол. 10-х гг. XVI в.); еп. Пимен (Ходыкин; 1520после 1524); еп. Алексий (9.04.1525 — между 1543 и 1.04.1545); еп. Киприан (30.01.1547 — до 1558); еп. Иоасаф (до 1560–1570); еп. Макарий (1571–1575); еп. Варлаам (1576–1584); еп. св. Антоний (11.10.1586–26.10.1588); Иона (Думин; после мая 1588–1603, с 1589 архиеп.); архиеп. Иоасаф (дек. 1603 — после мая 1609); архиеп. Сильвестр (до 9.09.1611 — после 1.05.1613); архиеп. Нектарий Грек (25.06.1613–1616, после 17.04.1625–3.06.1626); архиеп. Макарий (9.02.1617–21.07.1619); архиеп. Корнилий (6.02.1620–17.03.1625); архиеп. Варлаам (8.10.1626 — янв. 1645); архиеп. Маркелл (16.01.1645–22.03.1663); архиеп. Симон (23.10.1664–29.04.1684); архиеп. Гавриил (Кичигин; 7.09.1684–30.03.1707); архиеп. Иосиф (17.10.1708–29.11.1715 или 18.01.1716); еп. Павел (Васильев; 29.01.1716–5.11.1725); еп. Афанасий (Паисиос-Кондоиди; 9.10.1726–17.09.1735); еп. Амвросий (Юшкевич; 2.02.1736–29.05.1740); еп. Пимен (Савёлов; 29.06.1740–26.05.1753); еп. Серапион (Лятошевич; 29.10.1753 — дек. 1761); еп. Иосиф (Золотой; 16.12.1761–25.12.1774); еп. Ириней (Братановский; 26.04.1775–23.04.1796); еп. Арсений (Тодорский; 15.08.1796–15.06.1802); еп. Антоний (Знаменский; 5.07.1802–13.02.1803); еп. Феофилакт (Слонецкий; 26.04.1803–3.01.1808); еп.

http://sedmitza.ru/text/415799.html

В Тотьме в храме Рождества Христова на св. мощах прп. Феодосия Тотемского находится его железная шапочка, в храме в честь Казанской иконы Божией Матери в Никольске - его вериги. С. С. Смирнова, прот. Игорь Шаршаков Архиереи еп. св. Стефан (зима 1383/84 - 26 апр. 1396); еп. Исаакий (20 янв. 1398 - между 22 марта 1416 и 1418); еп. сщмч. Герасим (1418-1443); еп. сщмч. Питирим (1444 - 19 авг. 1456); еп. сщмч. Иона (1459 - 6 июня 1470); еп. Филофей (2 нояб. 1471 - апр. 1501); еп. Никон (1502 - ранее 1514); еп. Тарасий (2-я пол. 10-х гг. XVI в.); еп. Пимен (Ходыкин; 1520 - после 1524); еп. Алексий (9 апр. 1525 - между 1543 и 1 апр. 1545); еп. Киприан (30 янв. 1547 - до 1558); еп. Иоасаф (до 1560-1570); еп. Макарий (1571-1575); еп. Варлаам (1576-1584); еп. св. Антоний (11 окт. 1586 - 26 окт. 1588); Иона (Думин ; после мая 1588-1603, с 1589 архиеп.); архиеп. Иоасаф (дек. 1603 - после мая 1609); архиеп. Сильвестр (до 9 сент. 1611 - после 1 мая 1613); архиеп. Нектарий Грек (25 июня1613 - 1616, после 17 апр. 1625 - 3 июня 1626); архиеп. Макарий (9 февр. 1617 - 21 июля 1619); архиеп. Корнилий (6 февр. 1620 - 17 марта 1625); архиеп. Варлаам (8 окт. 1626 - янв. 1645); архиеп. Маркелл (16 янв. 1645 - 22 марта 1663); архиеп. Симон (23 окт. 1664 - 29 апр. 1684); архиеп. Гавриил (Кичигин; 7 сент. 1684 - 30 марта 1707); архиеп. Иосиф (17 окт. 1708 - 29 нояб. 1715 или 18 янв. 1716); еп. Павел (Васильев; 29 янв. 1716 - 5 нояб. 1725); еп. Афанасий (Паисиос-Кондоиди ; 9 окт. 1726 - 17 сент. 1735); еп. Амвросий (Юшкевич ; 2 февр. 1736 - 29 мая 1740); еп. Пимен (Савёлов; 29 июня 1740 - 26 мая 1753); еп. Серапион (Лятошевич; 29 окт. 1753 - дек. 1761); еп. Иосиф (Золотой; 16 дек. 1761 - 25 дек. 1774); еп. Ириней (Братановский; 26 апр. 1775 - 23 апр. 1796); еп. Арсений (Тодорский; 15 авг. 1796 - 15 июня 1802); еп. Антоний (Знаменский; 5 июля 1802 - 13 февр. 1803); еп. Феофилакт (Слонецкий; 26 апр. 1803 - 3 янв. 1808); еп. Евгений (Болховитинов ; 24 янв. 1808 - 19 июля 1813); еп. Онисифор (Боровик; 22 февр.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Обязанность публичного оглашения и распространения текста буллы в герм. землях была возложена на Экка и Дж. Алеандера (1480-1542), получивших статус специальных папских нунциев. В сент. 1520 г. Экк официально огласил и опубликовал буллу в 3 городах Саксонии, а также отправил ее с посыльным в Виттенберг; 11 окт. в письме Спалатину Л. сообщал о получении буллы. Даже после публикации буллы у покровителей и единомышленников Л. сохранялась надежда на его примирение с Римом. Исполняя желание курфюрста Фридриха, Л. 12 окт. 1520 г. встретился с Мильтицем, к-рый смог убедить его написать вежливое письмо папе Льву X (текст см.: Luther M. WA. Bd. 7. S. 42-49). Письмо было отправлено в Рим вместе с соч. «О свободе христианина»; для создания видимости того, что письмо было создано еще до обнародования папской буллы в Германии, оно было датировано 6 сент. 1520 г. В письме Л. обвиняет в плачевном положении католич. Церкви окружение папы Римского, утверждает, что от имени папы действуют злодеи, главным из которых назван Экк. Л. заверяет папу, что не видит в нем своего врага и готов во всем быть ему покорен, однако немедленно делает оговорку, что об отречении от тех мнений, к-рые он считает истинными, не может быть и речи. Едва ли Л. писал это письмо искренне или рассчитывал на какой-то положительный результат; вероятно, он лишь пытался продемонстрировать курфюрсту и нунцию свои добрые намерения. Почти одновременно с отправкой письма Л. опубликовал в лат. и нем. версиях соч. «Против буллы антихриста» (Adversus execrabilem Antichristi bullam; текст см.: Ibid. Bd. 6. S. 595-629). В нем он сделал основным объектом нападок Экка, однако также высказывал порицания и угрозы в адрес папской курии, избрав для них уклончивую условную форму: «Я обвиняю тебя, папа Лев X, вас, господа римские кардиналы и все прочие в Риме, и вам в лицо заявляю: если эта булла издана от вашего имени и с вашего ведома, если вы признаете ее вашей, то я... именем Господа призываю вас опомниться и прекратить эти диавольские богохульства... если же вы это не сделаете, то знайте, что я вместе со всеми почитающими Христа буду считать ваш престол захваченным и покоренным самим сатаной, буду признавать его престолом проклятого антихриста... если вы продолжите пребывать в вашем безумии, мы проклинаем вас и вместе с вашей буллой, вместе с вашими декреталиями предаем сатане» (Ibid. S. 604). Л. объявлял, что кто бы ни был автором буллы, он признаёт его антихристом и будет продолжать вести с ним борьбу, защищая учение Христа. В нояб. 1520 г. Л. составил новую апелляцию к Собору; он объявил, что до рассмотрения его учения Собором все решения церковной администрации по его делу не имеют никакой законной силы. В нач. дек. 1520 г. Л. по просьбе курфюрста Фридриха написал комментарий к осужденным в булле положениям, в к-ром подчеркивал, что считает их истинными и никогда не согласится отречься ни от одного из них (см.: Brecht. 1985. Vol. 1. P. 412-415).

http://pravenc.ru/text/Лютер.html

Несмотря на ссору с К., Лютер решил продолжить путешествие и произнести проповедь в Орламюнде. 24 авг. Лютер приехал в город; его ждал холодный прием: сразу же по прибытии его вызвали на заседание городского совета, где городские власти и жители начали с ним диспут, доказывая правильность и необходимость проведенных в городе реформ. Диспут завершился прямыми нападками на Лютера, который, опасаясь, что дело дойдет до побоев, поспешил уехать из города (Ibid. S. 131-134). По нек-рым сообщениям, после его отъезда К. распорядился звонить во все колокола и произнес проповедь, в к-рой обвинял Лютера в извращении Свящ. Писания в угоду себе и хвалил благочестие жителей, послушных «голосу Божию» (Ibid. S. 136). Не дожидаясь возвращения в Виттенберг, Лютер отправил письма Спалатину и курпринцу Иоганну Фридриху, в к-рых рассказывал о происшедшем, обвиняя К. в «безумии», заявлял, что тот «одержим множеством бесов», и требовал удалить К. из Орламюнде (см.: Luther M. WA: BW. Bd. 3. S. 346, 353). Судьба К. была решена еще до получения этих писем: опираясь на прежние отзывы Лютера о К., курфюрст Фридрих под влиянием курпринца Иоганна Фридриха постановил изгнать К. из пределов Саксонии и 18 сен. 1524 г. направил ему соответствующий указ ( Barge. 1905. Tl. 2. S. 138). Ходатайства жителей Орламюнде об отмене указа не были удовлетворены (Ibid. S. 139-140). Годы странствий (1524-1530) Повинуясь распоряжению курфюрста, К. в кон. сент. 1524 г. покинул Саксонию и всю осень провел в поисках нового места для проживания и религ. деятельности. Он посетил ряд городов Германии и Швейцарии, в т. ч. Страсбург, Цюрих, Базель, Гейдельберг. Во время пребывания в Базеле в окт.-нояб. 1524 г. К. удалось организовать публикацию неск. сочинений, в к-рых он впервые открыто выступил против Лютера. В трактате «Следует ли медлить и щадить чувства слабых в тех вещах, которые касаются воли Божией» (Ob man gemach faren und des ergernüssen der schwachen verschonen soll; описание изд. см.: Freys, Barge. 1904. S. 311.

http://pravenc.ru/text/Карлштадт.html

1480-1541). Первоначально они отнеслись к нему настороженно и c неприязнью, но впосл. пришли к согласию с К. по мн. богословским вопросам (см.: Barge. 1905. Tl. 2. S. 208-213). В ходе общения с К. Капито узнал о его позиции в споре с Лютером; желая сгладить негативные последствия их разрыва для протестант. движения, Капито опубликовал трактат «Что следует думать и говорить касательно раздора между Мартином Лютером и Андреасом Карлштадтом» (Was man halten und antworten soll von der Spaltung zwischen Martin Luther und Andres Karolstadt, 1524), в котором стремился показать, что разногласия Лютера и К. не являются принципиальными, а их ссора - лишь следствие личных недоразумений ( Barge. 1905. Tl. 2. S. 214-216). Недовольство Лютера пребыванием К. в Страсбурге вызвало в кон. 1524 г. обмен письмами между страсбургскими проповедниками и Лютером, в ходе которого Буцер и Капито отмежевались от отвержения реального присутствия и заверили Лютера в поддержке его учения о Евхаристии, хотя и с нек-рыми оговорками (подробнее см.: Ibid. S. 226-233). Лютер, узнав о появлении новых трактатов К. и их популярности среди протестантов, обрушил на него всю силу полемического гнева. После получения от протестантов Страсбурга 5 трактатов К. Лютер в возмущении писал, что К. «уже давно предан сатане» (olim satanae traditus), поэтому все его сочинения являются лишь доказательством его неуемного тщеславия, по причине к-рого он служит диаволу ( Luther M. WA: BW. Bd. 3. S. 404). В качестве ответа К. Лютер задумал написать большое сочинение, в к-ром намеревался подвергнуть беспощадной критике все взгляды К., а не только учение о Евхаристии. Трактат был назван Лютером «Против небесных пророков» (Wider die himmlischen Propheten; крит. изд.: Luther M. WA. Bd. 18. S. 37-214) с целью отождествить К. с деятелями радикальной реформации и спиритуалами; 1-я часть сочинения вышла в кон. 1524 г., 2-я часть - в янв. 1525 г. В дек. 1524 г. К. прибыл в имперский г. Ротенбург-об-дер-Таубер, входивший во владения маркграфа княжества Бранденбург-Ансбах Казимира (1481-1527).

http://pravenc.ru/text/Карлштадт.html

Προκοπου. Σ. 482-483; Γεδεν. Σ. 614. 393 По-видимому, свой отзыв Гедеон (Σ. 661) делает на основании слов Макрея (Σ. 273). 394 Βενδτης. Σ. 5. Ср.: Elssner. Fortsetzung der neusten Beschreibung der Griech. Christen in der Türckei. Berlin, 1747. S. 77. 395 Γεδεν. Σ. 634; Βενδτης. Σ. 86. 396 Σθας. Νεοελληνικ φιλολογα. Σ. 741-743; Γεδεν. Σ. 689, 690; Базили. Очерки Константинополя. Ч. II. СПб., 1835. С. 152-153. 397 Γεδεν. Σ. 683, 684; Мата в журнале «Христ. Чтение». Т. II. С. 51. 398 Γεδεν. Σ. 688-689; 707-708. 399 Γεδεν. Σ. 686 (Мата в журнале «Христ. Чтение». 1862. Т. II. С. 57), 694, 697, 699. 400 Γεδεν. Σ. 695, 701-703. 401 Ibid. Σ. 679 (Мата в журнале «Христ. Чтение». 1862. Т. II. С. 47), 682, 692. 402 В источниках XVIII в. встречаем отзывы о патриархах: λλγισμος - πολυμαθς - εδμος чего-нибудь - μπειρος-πεπαιδευμνος - πσημος δι μθησιν - τν πεπαιδευμνων πολυμαθστατος - φιλμουσος - εμαθς - φιλομαθς κ. λ. π. Но эти отзывы, в особенности, если они сразу в большом количестве прилагаются к одному и тому же лицу (а это бывает с патриархами XVIII в.), имеют очень много общего с вышеуказанными отметками на дипломах. 403 Скромность - лучшее украшение XIX в. Вместо пышных и невероятных эпитетов, какими украшались патриархи XVIII в. за их просвещенность и ум у писателей этого самого века, в источниках XIX в. встречаем очень скромные рекомендации интеллектуальных достоинств патриархов этого века. О патриархах или Умалчивается, каковы они были в этом отношении (разумеется, не без цели), или же, как мы уже знаем, попадаются - и часто - заметки вроде следующих: μετρας παιδεσεως, παιδεσεως τινος (sic!), παιδεας μετρας; или даже заметки еще более скромного характера: στοιχιωδους παιδεσεως, στοιχειωδεσττης παιδεσεως; встречаются и совсем обидные заметки: μαθς! Уж тут нет прикрас и лести или пустой Риторики! 404 Для большой хронологической ясности настоящего очерка помещаем список Константинопольских патриархов: Геннадий Схоларий (1454-1456), Исидор (1456-1463), Софроний I (? 1463-1464), Иоасаф I (1464-1466), Марк II (1466-1467), Дионисий I (1467-1472), Симеон I (1472-1475), Рафаил I (1475-1476), Максим III (1476-1482), Симеон I (1482-1486, вторично), Нифонт II (1486-1489), Дионисий I (1489-1491, вторично), Максим IV (1491-1497), Нифонт II (1497-1498, вторично), Иоаким I (1498-1502), Пахомий I (1503-1504), Иоаким I (1504-1505, вторично), Пахомий I (1505-1514, вторично), Феолипт I (1514-1520), Иеремия I (1520-1522), Иоанникий I (1522-1523 или 1524), Иеремия I (1524-1537, вторично), Дионисий II (1537), Иеремия I (1537-1545, в третий раз), Дионисий II (1545-1555, вторично), Иоасаф II (1555-1565), Митрофан III (1565-1572), Иеремия II (1572-1579), Митрофан III (1579-1580, вторично), Иеремия II (1580-1584, вторично), Пахомий II (1584-1585), Феолипт II (1585-1586), Иеремия II (1586-1595, в третий раз).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

    Προκοπου. Σ. 482—483; Γεδεν. Σ. 614.    По-видимому, свой отзыв Гедеон (Σ. 661) делает на основании слов Макрея (Σ. 273).     Βενδτης. Σ. 5. Ср.: Elssner. Fortsetzung der neusten Beschreibung der Griech. Christen in der Türckei. Berlin, 1747. S. 77.     Γεδεν. Σ. 634; Βενδτης. Σ. 86.     Σαθας. Νεοελληνικ φιλολογα. Σ. 741—743; Γεδεν. Σ. 689, 690; Базили. Очерки Константинополя. Ч. II. СПб., 1835. С. 152—153.     Γεδεν. Σ. 683, 684; Мата в журнале «Христ. Чтение». Т. II. С. 51.     Γεδεν. Σ. 688—689; 707—708.     Γεδεν. Σ. 686 (Мата в журнале «Христ. Чтение». 1862. Т. II. С. 57), 694, 697, 699.     Γεδεν. Σ. 695, 701—703.    Ibid. Σ. 679 (Мата в журнале «Христ. Чтение». 1862. Т. II. С. 47), 682, 692.    В источниках XVIII в. встречаем отзывы о патриархах: λλγισμος — πολυμαθς — εδμος чего-нибудь — μπειρος-πεπαιδευμνος — πσημος δια μαθησιν — τν πεπαιδευμνων πολυμαθστατος — φιλμουσος — εμαθς — φιλομαθς κ. λ. π. Но эти отзывы, в особенности, если они сразу в большом количестве прилагаются к одному и тому же лицу (а это бывает с патриархами XVIII в.), имеют очень много общего с вышеуказанными отметками на дипломах.    Скромность — лучшее украшение XIX в. Вместо пышных и невероятных эпитетов, какими украшались патриархи XVIII в. за их просвещенность и ум у писателей этого самого века, в источниках XIX в. встречаем очень скромные рекомендации интеллектуальных достоинств патриархов этого века. О патриархах или Умалчивается, каковы они были в этом отношении (разумеется, не без цели), или же, как мы уже знаем, попадаются — и часто — заметки вроде следующих: μετρας παιδεσεως, παιδεσεως τινος (sic!), παιδεας μετρας; или даже заметки еще более скромного характера: στοιχιωδους παιδεσεως, στοιχειωδεστατης παιδεσεως; встречаются и совсем обидные заметки: αμαθς! Уж тут нет прикрас и лести или пустой Риторики!    Для большой хронологической ясности настоящего очерка помещаем список Константинопольских патриархов: Геннадий Схоларий (1454—1456), Исидор (1456—1463), Софроний I (? 1463—1464), Иоасаф I (1464—1466), Марк II (1466—1467), Дионисий I (1467—1472), Симеон I (1472—1475), Рафаил I (1475—1476), Максим III (1476—1482), Симеон I (1482—1486, вторично), Нифонт II (1486—1489), Дионисий I (1489—1491, вторично), Максим IV (1491—1497), Нифонт II (1497—1498, вторично), Иоаким I (1498—1502), Пахомий I (1503—1504), Иоаким I (1504—1505, вторично), Пахомий I (1505—1514, вторично), Феолипт I (1514—1520), Иеремия I (1520—1522), Иоанникий I (1522—1523 или 1524), Иеремия I (1524—1537, вторично), Дионисий II (1537), Иеремия I (1537—1545, в третий раз), Дионисий II (1545—1555, вторично), Иоасаф II (1555—1565), Митрофан III (1565—1572), Иеремия II (1572—1579), Митрофан III (1579—1580, вторично), Иеремия II (1580—1584, вторично), Пахомий II (1584—1585), Феолипт II (1585—1586), Иеремия II (1586—1595, в третий раз).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Имп. Константин Великий вверяет Рим (под покровительство) папе Римскому Сильвестру. Роспись зала Константина. 1520–1524 гг. Худож. Джулио Романо Имп. Константин Великий вверяет Рим (под покровительство) папе Римскому Сильвестру. Роспись зала Константина. 1520–1524 гг. Худож. Джулио Романо В источниках первых лет после 312 г. есть лишь глухие упоминания о том, что во время войны К. с Максенцием произошло нечто чрезвычайное, в чем необходимо видеть некое божественное вмешательство или знак. В 313 г., во время встречи К. с Лицинием в Медиолане, был произнесен панегирик в честь К., в к-ром оратор упоминал о том, что «божественный разум» как-то открылся К. и «божественным руководством» (divino instructu) и покровительством «Бога Творца и Господа этого мира» (Deus ille mundi Creator et Dominus) К. сделался неуязвим для превосходных сил Максенция (XII Panegyrici latini. XII (IX) 2. 5; 4. 1; 11. 4; 13. 2; 26. 1). В надписи на арке К. 315 г. есть также указание на то, что К. освободил Вечный город «божественным вдохновением» (instinctu divinitatis). Т. о., на Западе империи сразу после 312 г. было хорошо известно, что победу над Максенцием К. преподносил как особый религиозно значимый переломный момент и в истории гос-ва, и в своей судьбе. Детали этого момента в эти же годы осветил Лактанций, представив рассказ о видении К. во сне. Возможно, христ. писатель, подобно многим др. толкователям царских снов в древности, мог объяснить мистический опыт К. в пользу той религ. традиции, которую он представлял, и тем самым преувеличить близость К. к христианству. Если нам хорошо известно, что в более поздние годы К. отчетливо ассоциировал свои убеждения и религ. опыт с христианством, то остается не вполне ясным, было ли так с самого начала в 312 г., или видение могло приобрести христианский смысл лишь постепенно. Первое абсолютно достоверное свидетельство использования К. символа Христа - серебряный медальон, выпущенный в Тицине (ныне Павия, Италия) в 315 г. в честь 10-летия правления К.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

святыням Мекки и Медины, т. е. на главенство среди всех суннитских государей. Т. о., в результате походов Селима владения О. и. удвоились. В последние годы жизни Селим с характерной для него жестокостью (за 8 лет своего правления он казнил 7 везиров) укреплял дисциплину среди янычар, заботился о строительстве флота и одновременно готовился к возобновлению войны с Ираном. В 1520 г. он умер во время поездки из К-поля в Эдирне с целью набора войск для большого вост. похода. Единственный сын Селима I Сулейман I (1520-1566) в правление своего отца занимал пост бейлербея Манисы. При Сулеймане О. и. достигла наивысшего могущества ценой постоянного напряжения усилий. Свое восшествие 25-летний Сулейман ознаменовал демонстрацией милосердия и справедливости. Были возвращены конфискованные его отцом имения, строго наказаны виновные в произволе вельможи, получили щедрое денежное вознаграждение европ. торговцы шелком, пострадавшие ранее. В 1520 г. Сулейман вынужден был усмирять Египет, которому Селим предоставил самоуправление и к-рый теперь восстал против О. и. Подавив мятеж, Сулейман, понимая невозможность управления долиной Нила без опоры на местные элиты, пошел на сохранение властных позиций для 24 мамлюкских командиров, к-рые отныне считались подчиненными бейлербею Египта, но имели право обжаловать его решения перед султаном. Были освобождены неск. сот егип. пленников из знатных семей, содержавшихся при Селиме в цепях. Главные усилия своей политики Сулейман направил на Запад, где противоборствовал с империей Габсбургов и достиг теснейшего военно-стратегического сближения с Францией. Уже в 1520 г. Сулейман отправил большое войско против венгров. В 1521 г. были захвачены крепости Шабац и Землин (Земун). После отчаянной обороны туркам сдался гарнизон Белграда вслед. измены серб. и болг. союзников и восстания в городе. Граница О. и. передвинулась от Савы к Драве. В 1521 г. Сулейман также заключил договор с Венецией, признавший за венецианцами свободу и безопасность торговли в О. и.; обе стороны обязались выдавать друг другу беглых преступников. Следующей целью завоеваний Сулеймана стал Родос, оплот ордена иоаннитов, которые под лозунгом крестовых походов вели корсарскую войну на Эгейском м. В июле 1522 г. великий магистр ордена Вилье де Лиль-Адан отказал Сулейману в требовании сдать крепость взамен гарантий личной свободы и сохранения собственности рыцарей. Высадившись на острове, в авг. Сулейман начал обстрел цитадели и штурмы, к-рые обернулись огромными потерями для турок, но сделали положение рыцарей безнадежным; в дек. они капитулировали и переселились на Мальту .

http://pravenc.ru/text/2581625.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010