Единственным крупным экзегетическим сочинением Й. является трактат «Замечания на Деяния святых апостолов» (Annotationes in Acta apostolorum), опубликованный в 1524 г. в Виттенберге. Этот трактат был частью общего проекта, осуществлявшегося неск. протестант. теологами с 1519 по 1524 г.,- т. н. Виттенбергского комментария ( Kolb. 2009. S. 106). В рамках проекта был выпущен ряд комментариев к библейским книгам, в к-рых их содержание интерпретировалось в соответствии с религ. идеями Лютера. В создании комментариев помимо Й. принимали участие сам Лютер (он прокомментировал Послание к Галатам, Первое и Второе послания св. ап. Петра и Послание Иуды), Меланхтон, Бугенхаген, Эколампадий и Франц Ламберт († 1530). Комментарий Й. невелик по объему; в большинстве случаев Й. не объясняет все стихи подряд, а разделяет главы на небольшие смысловые отрывки; он особо поясняет нек-рые выражения и слова, кажущиеся ему трудными для читателя; в ряде случаев он делает специальные отступления, в к-рых кратко останавливается на богословском содержании нек-рых отрывков. При комментировании богословски важных мест Деяний святых апостолов Й. опирался на богословие Лютера, нередко отсылая читателя к его сочинениям (ср.: Gummelt. 2009. S. 127-128). Так, напр., обращение св. ап. Павла (Деян 9. 1-19) Й. рассматривал в качестве основания и иллюстрации лютеровского учения об оправдании и о спасении, выделяя 5 т. н. общих мест (loci communes), т. е. богословских положений: 1) «оправдание, вера и познание Христа» берут начало не в заслугах, делах или усилиях человека, но суть следствия «избрания, или переопределения» Божия в отношении тех, кого Он благоволил избрать; 2) любая праведность «от закона» или «по плоти» является ненавистной для Бога; 3) оправданию как «оживотворению» предшествует «умерщвление», т. е. ужас человека, переживающего обращенный на него гнев Божий; 4) Христос есть глава Церкви, поэтому соединение с Христом означает вхождение в Церковь, а гонящие Церковь восстают на Христа; 5) проповедь Евангелия осуществляется двояко: изнутри человека побуждает к следованию Евангелию божественная благодать, тогда как внешне Бог пользуется словами проповедников, через к-рых возвещается слово Божие и сообщается Его воля ( Gummelt. 2009. S. 129). Поскольку Деяния святых апостолов содержат множество сведений об устройстве церковной жизни в апостольскую эпоху, с помощью свидетельств из этой книги, по убеждению Й., можно показать, насколько далеко католич. Церковь отошла от апостольского образца ( Lehmann. 1963. P. 107; подробнее о трактате см.: Gummelt. 2009. S. 124-130).

http://pravenc.ru/text/1238025.html

Можно предположить, что переосвящение Покровского собора в 1524 г. было связано с какими-то ремонтно-строительными работами, – что и неудивительно, поскольку после его постройки прошло уже более сорока лет, храм уже в тот период мог страдать от наводнений, как происходило достаточно часто в XVIII-XIXbekax. Заслуживает большого внимания сообщение о наличии Богоявленского придела. Он упоминается и в более позднем описании храма, содержащемся в Писцовых книгах Угличского уезда 1629-1631 гг. со ссылками на Писцовые книги 1596-1597 гг.: «…а на монастыре: церковь Покров Пресвятыя Богородицы да предел Богоявления Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, да другой храм Николы Чудотворца подколоколы, каменные…» – Принято считать, что в Покровском монастыре существовала Богоявленская церковь, являвшаяся древнейшим храмом, вновь отстроенная в камне в XVIbeke. Но так ли это? Помимо Богоявленского придела о ней нет заслуживающих полного доверия упоминаний. Известная по рисункам и фотографиям каменная Богоявленская церковь с трапезной, судя по архитектурным формам, явно была построена во второй половине XVIIbeka. Из этого можно сделать вывод, что в Покровском соборе изначально или с 1524 г. существовал придел во имя Богоявления Господня. Поскольку нет упоминаний о каких-либо пристройках, с большой долей вероятности он мог размещаться в дьяконнике храма. Дальнейшая история Покровского собора связана с трагическими событиями Смутного времени начала XVIIbeka. Примерно в 1609 г. при одном из нападений на город войск польско-литовских интервентов был взят приступом Покровский монастырь. При этом каменный собор стал последним убежищем, местом гибели братии и окрестных жителей. Враги разграбили место почивания мощей преподобного Паисия, затем выломали двери собора и учинили в храме страшную резню. Потом храм был подожжен изнутри, отчего погибли укрывшиеся в приделе преподобного Герасима Иорданского. Вероятно, основываясь на каких-то существовавших в монастыре сведениях, архимандрит Антоний и К.М. Ярославский писали, что в результате трагических событий Смуты собор был наполовину разрушен, от него остались одни стены. Обрушение сводов и барабана могло произойти от описанного значительного пожара, выгорания деревянных связей. Далее, как пишет архимандрит Антоний, возобновление храма последовало в 1619 г. Но он был восстановлен не в первоначальном виде. В последующее время собор становится пятиглавым и, таким образом, приобретает более традиционный вид. Вместо придела преподобного Герасима Иорданского возводится световой центральный барабан, но размещавшаяся в северо-западном углу внутристенная винтовая лестница сохранялась, выделяясь округлым выступом в интерьере и контрфорсом на фасаде.

http://sobory.ru/article/?object=59058

772 . Постовалова В. И. Имяславие: Pro et contra. К проблеме формирования реалистической философии языка в России//Язык и культура: Факты и ценности. К семидесятилетию академика Ю. С. Степанова. М. 2001. 273–279. 773 . Пришвина В. Д. Иеромонах Онисим (Поль) (1899–1930)//Человек. 1991. 5. 110–112. 774 . Пружинина О. Б. Имяславие и псевдонимы в русской литературе начала XX века//Verbum 3 9 .1524). 388–390. 775 . Резниченко А. И. Философия имени: онтологический аспект (о. С. Булгаков , А. Ф. Лосев ). Автореферат диссертации на соискание степени канд. филос. наук. М. 1997. 776 . Резниченко А. И.//Онтологический аспект имяславия и структуры мифа у о. С. Булгакова и А. Ф. Лосева . Образ мира – структура и целое. М. 1999. 82–86. 777 . Резниченко А. И., Семенкин И. С. Имеславие (Имяславие)//Русская философия. Словарь. М. 1995. 284–285. 778 . Рожков Владимир, прот. Церковные вопросы в Государственной Думе. Рим 1975 . 779 . Серафим (Соболев) , архиеп. Новое учение о Софии Премудрости Божией. София 1935. 514. [ " Толстый том, очень примитивный и в научном отношении незначительный». Евлогий (Георгиевский), митроп. Путь моей жизни. М. 1994. 402]. 780 . Серафим, архиеп. Чикагский. Воспоминание об афонском старце иеросхимонахе Феодосии Карульском//Правосл. жизнь. Джорданвилль 1987 (январь). 1 (445). 781 . Сергия (Клименко), монахиня. Минувшее развертывает свиток... М. 1998. 142. 782 . Слесинский Р., свящ. Начало своеобразной русской философии языка: имеславие и имеборчество//Путь Православия. 1994. 3. 72–95. 783 . Список лиц, расстрелянных 26 октября 1930 года в Новороссийске по делу о «Контрреволюционной монархической повстанческой организации имяславцев»//Кубанские новости. 26.03.1992. 784 . Судариков В. О некоторых вопросах полемики с имяславием//Богословский сборник Правосл. Свято-Тихоновского Богосл. Института. М. 2001. 8. 87–92. 785 . Указатель литературы афонского дела и важнейших данных для суждения о нем (машинопись из архива о. Павла Флоренского). 786 . Фатенков А. Н. Русское слово и традиция имяславия//Verbum 3 9 .1524). 413–419.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Janow J. Przyczynek do zrodel ewangeliarza popa Andrzeja z Jaroslawia (przeklad ruski Pasji z «Postylli» M. Reja//Prace filologiczne, XV (1931). Cz. 2. S. 119–162. Janow J. Tlumaczenia ruskie z «Postylli» M. Reja w ewangeliarzach kaznodziejskich XVI i XVII w.//Sprawozdania Polskiej Akademji Umiejetnosci. 1929. (pazdziernik). S. 2–10. Janow J. Wplyw Reja na Rus (notatka)//Prace filologiczne. XIV (1929). S. 476. Jaroszewicz I. Obraz Litwy pod wzgledem jej cywilizacyi od czasow najdawniejszych do konca wieku XVIII. Wilno, 1844. Jobert A. Aux origines de l’Union de Brest. Le protestantisme en Ruthenie//Ksiega pamiatkowa 150-lecia Archiwum Glownego akt dawnych w Warszawie. Warszawa, 1958. P. 371–382. Jobert A. De Luther a Mohila: La Pologne dans la crise de la Chrétienté. 1517–1648. Paris, 1974. Jobert A. Unia brzeska i jej architekci//Znak, 36 (1984). S. 1491–1524. Jorgensen I. Oekumenische Bestrebungen zwischen den polnischen Protestanten bis zum Jahre 1645. Kobenhagen, 1943. Kempa T. Konstanty Wasyl Ostrogski (ok. 1524/1525–1608), wojewoda kijowski i marszalek ziemi wolynskiej. Torun, 1997. Kempa T. Unijne koncepcje Konstantego Wasyla Ostrogskiego//Czterechsetlecie zawarcia Unii Brzeskiej. 1596–1996. Pod. red. St. Alexandrowicza i T. Kempy. Torun, 1998. S. 33–48. Kloczowski J. Unia brzeska//Historia Europy Srodkowo-Wschodniej. Pod red. J. Kloczowskiego. T. 2. Lublin, 2000. S. 113–118. Kolbuszewski K. Postyllografia polska XVI i XVII wieku. Krakow, 1921. Kossowski A. Hozjusz i Orzechowski w ostatnim roku soboru Trydenckiego//Przeglad powszechny. 177 (1928). S. 162–186, 327–353. Kracik J. Pisarze polityczni a geneza Unii Brzeskiej//Unia Brzeska. Przeszlosc i terazniejszosc. 1596–1996. Materialy miedzynarodowego sympozium. Krakow, 19–20 listopada 1996. Krakow, 1998. S. 112–129. Krajcar J. A Report on the Ruthenians and their Errors, prepared for the Fifth Lateran Council//OCP 29 (1963). P. 79–94. Krajcar J. Jesuits and the Genesis of the Union of Brest//Orientalia Christiana periodica, 31 (1978). P. 131–153.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

ранних списках. В альманахе указывалось, что 24 февр. 1524 г. произойдет всеобщее «пременение, изменение и преиначение» (mutatio, variatio, alternatio), что было воспринято как указание на новый всемирный потоп; паника охватила мн. европ. страны, так что даже начали строить ковчеги. В России это предсказание распространял Б., добавляя собственные истолкования, подчиненные его главной идее «соединения Церквей». В перечень предстоящих перемен он включал и церковные преобразования. Б. направил перевод главного фрагмента альманаха псковскому великокняжескому дьяку М. Г. Мисюрю-Мунехину («философли речи Николаевы латынина»), а московскому дипломату Ф. И. Карпову - подробное изложение содержания книги с собственными дополнениями. Эти представители высшей правительственной администрации обратились к авторитетным правосл. монахам - старцу псковского Елеазарова мон-ря Филофею и прп. Максиму Греку с просьбой высказать свои суждения по поводу распространяемых Б. сочинений. В ответе, написанном до февр. 1524 г., старец Филофей далеко вышел за рамки предложенной Б. тематики и впервые изложил идею «Третьего Рима», противопоставив астрологическому лат. прогностику эсхатологическое пророчество; об астрологической части «бумаги» Б. он высказался пренебрежительно: «Сия вся кощуны суть и басни» (подробнее см.: Синицына Н. В. Третий Рим: Истоки и эволюция рус. средневек. концепции. М., 1998. С. 174-182). Прп. Максим Грек в 2 посланиях Карпову против предсказательной астрологии противопоставил детерминизму и фатализму астрологов тезис о свободной воле человека, т. е. перевел полемику в сферу нравственного богословия ( Максим Грек, прп. Соч. Ч. 1. С. 399-434, 347-376). Опровержению католич. учения о Filioque, к-рое распространял Б., посвящены еще 2 послания прп. Максима Грека Карпову, написанные в 1521-1522 г., во время работы над переводом Толковой Псалтири (Там же. С. 235-322). 2 из 4 посланий Карпову, содержащие полемику с Б. (2-е антилат. и 1-е против астрологии), были включены Московским митр.

http://pravenc.ru/text/153633.html

Харалампий, покровитель Ликсури (пам. 10 февр.; часть его мощей помещена в храме свт. Спиридона Тримифунтского в Ликсури), прп. Герасим Кефалинийский (пам. греч. 20 окт., 16 авг.), равноап. Косма Этолийский (пам. греч. 24 авг.), сщмч. Григорий V , патриарх К-польский (пам. греч. 10 апр.; первоначальный гроб, в котором его мощи были увезены в Одессу, находится в ц. Пресв. Богородицы в сел. Домата). В 1974 г. к лику святых был причислен прп. Анфим Кефалинийский (Куруклис; † 1782; пам. греч. 4 сент.), в 1986 г.- прп. Панагис Басиас (1801-1888; пам. греч. 7 июня). На острове местно чтятся св. воины Григорий, Феодор и Лев (пам. греч. в день Всех святых). Икона Божией Матери Милапидиотисса (XI в.) в мон-ре ап. Андрея Первозванного (Милапидиас) получила название от дерева, гибрида яблони и груши (μηλαπιδι), у корней к-рого она была обретена. В ц. Успения Пресв. Богородицы в г. Сами хранится чтимая икона Божией Матери с надписью в честь победы христиан над турками в битве при Лепанто в 1571 г. Епископы Кефалинийские Георгий (или Григорий, местоблюститель, упом. в 787), Антоний (упом. в 879), Иоанн (упом. в 1362; впосл. митрополит Нафпактский), аноним (упом. в 1448). Епископы Кефалинийские, Закинфские, Итакские и Строфадские Герасим (Ловердос) (1463-1519), Дамиан (Ридзардопулос) (1519-1522 или 1522-1524), Афанасий (Ловердос) (упом. в 1522), Леонтий (Ридзардопулос) (упом. в 1524, 1526), Никифор (Ловердос) (1529-1537), Софроний (Ловердос) (упом. в 1547, 1555), Пахомий (Макрис) (1557 - не ранее 1575), Филофей (Ловердос) (после 1575-1580), Неофит (Колокифас) (1582-1591), Никодим I (Метаксас) (1591-1600), Анфим (Антипас) (1600-1609?), Пахомий (Аналитис) (1610-1622), Пахомий (Доксарас) (1622-1628). Архиепископы Кефалинийские, Закинфские, Итакские и Строфадские: Никодим II (Метаксас) (1628-1646), Тимофей (Саврамасарос или Сопрамасарос) (1646-1652), Макарий (Панас) (1652-1660), Иеремия (Перистианос) (1662-1667), Паисий (Хойдас) (1667-1684), Тимофей (Типалдос-Харитатос) (1684-1718), Агапий (Ловердос) (1718-1727), Софроний (Романдзас) (1727-1732), Серафим (Аннинос) (1732-1746), Авраамий (Мелиссинос) (1746-1759), Софроний (Кутувалис) (1759-1780; впосл.

http://pravenc.ru/text/1684289.html

123 . Мейендорф Иоанн , прот. История Церкви и восточно-христианская мистика. М. 2000. 124 . Милюгина Е. Г. Романтико-символистская концепция творчества в свете исихастской традиции//Verbum 3 9 .1524). 250–253· 125 . Минин П. М. Главные направления древнецерковной мистики//БВ 1911. Декабрь. 823–838; 1913. Май. 151–172; 1914.·Июнь. 304–326. изд.: Сергиев Посад 1916. Переизд.://Мистическое богословие/Сост. Лутковский Леонид, свящ. Киев. 1991. 337–391. [Один из оч. немногих доревол. трудов, глубоко раскрывающих богосл. основы мистико-аскетич. традиции и ее роль в правосл. миросозерцании]. 126 . Монашеская жизнь по изречениям о ней святых отцов подвижников. Киев. 1905. 127 . Монашеское делание. Сборник поучений святых отцов и подвижников благочестия/Сост. Емеличев Владимир, свящ. М. 1991. 208. 128 . Моргачев В. О. В чем состоит культурный смысл исихазма и актуальность его изучения в наше время//Общество и социология: новые реалии и новые идеи. СПб.; Ростов-на-Дону 2000. 249–250. 129 . Невидимая брань. Русский православный сборник. Л. 1991. 64. 130 . Невярович В. Терапия души: Святоотеческая психотерапия. Воронеж 1997. 240. 131 . Никитин В. Гнозис и «священное безмолвие»//Урания. 1994. 1. 5–9. 132 . Новоселов М. А. Забытый путь опытного Богопознания (в связи с вопросом о характере христианской миссии). Вышний Волочек 1902. 69. (Религиознофилософская библиотека. 1). М. 1991. 2 Вышний Волочек 1903. 3 Перераб.: М. 1912. 98. 133 . Новый Маргарит. Калгари 1998. 376. 134 . О прелести. М. 1997. 271. 135 . О терпении скорбей по учению Св. Отцов. М. 1996. 144. 136 . Оботурова Г. Н. Исихастский духовный опыт и софиология как формы познания мифического миропонимания//Verbum 3 9 .1524). 257–259. 137 . Осипов Алексий, прот. Путем покаяния. М. 1998. 126. 138 . Остроумов С. , прот. О православном благочестии. Ржев 1995. 408. 139 . Пантелеймон (Ледин), иером. Козни бесовские. Изд. Благовест 1997. 127. 140 . Паславсъкий I. В. Допитання про роль biзahmuйcьkoro icuxaзмy в розвитку дyxobhoi культури cxiдhocлob’яhcьkux hapoдib//3 icmopii мiжcлob’яhckux зb’язkib. Kuib 1983. 54–67.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Монастырь окружала каменная ограда с тремя башнями по углам и двумя воротами на восточной и южной стороне. Место четвертой северо-восточной башни занимал деревянный хлебный амбар. Напротив его на территории монастыря также стоял деревянный двухэтажный мучной амбар. После революции 1917 года Сямский Богородицерождественский монастырь закрыт. В настоящее время в Сяме возвышается колокольня, оставшаяся от взорванной церкви. Сохранились также каменный двухэтажный корпус, где жили настоятель и казначей, и братские корпуса. Библиография: 1. ГАВО. Фонд 496. Опись 1. Дела 19211, 19521, 19913. 2. Суворов Н. И. Сямский Богородицерождественский монастырь Вологодской епархии. ВЕВ за 1880 год. 3. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - Спб., 1892. Описание 1214. Православные приходы и монастыри Севера Сямский-Богородице-Рождественский мужской монастырь Монастырь находится в Вологодском уезде, в 66 верстах от города, на юго-западном берегу Кубанскаго озера, в двух верстах от него. Основан этот монастырь в 1524 году, в княжение Великого Князя Василия Ивановича, по случаю явления Божией Матери, одному из жителей Сямской волости, страдавшему тяжким недугом и после этого явления внезапно исцелившемуся. Предание говорит, что явившись этому больному Царица Небесная, повелела объявить ея волю жителям прихода Покровско-Сямской церкви, чтобы близь нея был устроен монастырь и храм в честь Рождества Богоматери. Это и было устроено в том же 1524 году. До 1760 г. строение в монастыре было деревянное. В 1544 г. монастырь посетил Иоанн Грозный. В 1613 г. монастырь разорен поляками. В 1642 г. пожар уничтожил весь монастырь за исключением одной чудотворной иконы. Вторичный пожар 1690 г. опять уничтожил монастырь. Монастырь имеет правильную четыреугольную форму, обнесен оградой, въ 5 арш. вышины и с двумя вратами и тремя башнями. В самой средине ограды возвышается двух-этажная каменная церковь Успения, имеющая большое сходство с Киево-Печерским храмом Успения Пр. Богородицы. Церковь построена между 1764-1777 г. В верхнем этаже престол во имя Рождества Пр. Богородицы. Здесь главная храмовая икона Рождества Пресвятыя Богородицы. В теплом нижнем этаже два престола Благовещения Богоматери и Рождества Предтечи. В одной связи с церковью колокольня. Здесь же имеется библиотека и ризница достаточная различной утварью. Кроме храма имеется внутри ограды несколько корпусов. Вне монастыря много различных построек хозяйственных и других. Здесь же имеются помещения для богомольцев.

http://sobory.ru/article/?object=15782

Л. 298 – «Иуниа 30. Иже в святых отца нашего Иоанна архиепископа Константиня града Златоустаго похвалное святым апостолом». Л. 302 об.– «Иже в святых отца нашего Иоанна архиепископа Константиня града Златоустаго показателно къ падшиим». Л. 307 – «Преподобного и богоносного отца нашего Ефрема Сирина слово о отцех скончавшихся, иже в посте просиявших в суботу сырную. Благослови отче». Л. 313 – «Того же. О отцех скончавшихся въ тужде суботу сырную». Л. 317 об.– «Месяца иуниа 29 день. Деание и мучение святых славных и всехвальных апостол Петра и Павла». Л. 336 – «От жития Макариа Епипетскаго». Л. 337 – «Житие и подвизи и от части чюдес съповедание преподобнаго отца нашего Афанасиа иже в Афоне. Благослови отче». Рукопись включает четыре почерка. Первый – традиционный строгий полуустав XV в., нажим пера обрывистый, начертание букв угловатое (лл. 1–78; 96–143; 337–416). Второй почерк представляет изящное и легкое письмо полуустава XV в., нажим пера плавный, буквы округленные с элементами декоративной скорописи XV в. (лл. 79–88; 189–254; 262–337). Третий почерк – полуустав XVI в. (лл. 89–95 об.). Четвертый почерк – размашистая н небрежная скоропись XV в. Ионы Угрешского (лл. 144 об. – 188; 307–337). Список ГБЛ, ф. 304, 771, по которому даются разночтения к издаваемому тексту Жития, находится в рукописи 1524 г. Водяные знаки: рука с цветком – Брике 11426–1514–1524 гг.; единорог – Брике 10100–1518 г., Лихачев 1460–1514 г. Почерк – небрежный полуустав, местами переходящий в скоропись. Размер 19x13,7 см. 356 лл.+ XV л. чистых. Переплет кожаный, тисненый, порван по корешку и заклеен коленкором, застежки оторваны. Книга была подмочена. На многих листах чернила расплылись и окрасили бумагу. На л. 1 запись скорописью XVI в.: «Книга соборник Судцкие. Книга жития святых Кирилла Белозерского и Преподобного Сергия Радонежского чюдотворца. Глава 347». Здесь же владельческая запись: «Сия рукопись принадлежит к библиотеке Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 1855 года». На л. 3 запись: «Господи Исусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго инока Галасеишка, аминь». Запись эта повторяется и на л. 23. На л. 266, вслед за окончанием Жития Преподобного Сергия Радонежского, киноварью приписано: «Въ лето 7032 написана сия книга съборник рукою многогрешнаго священоинока Галасеишка, зовомаго Безъсеньева, жития преподобных отец наших Сергия и Кырыла и прочих. Молю вас, свою господню, и прошу прощения, прочитайте събою справите, а меня поминайте въ святых своих молитвах».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛАТВИЙСКАЯ ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ [Латв. Latvijas Evange  liski Luteriska   Baznica], крупнейшая протестант. Церковь Латвии, одна из наиболее консервативных лютеран. церквей Европы. История Лютеранство в Латвии до XIX в. Начало Реформации на территории совр. Латвии связано с деятельностью Андреаса Кнёпкена (ок. 1468-1539), принадлежавшего к кружку И. Бугенхагена при лат. школе в Трептове (Померания; ныне Тшебятув, Польша). Поселившись в Риге в 1517 г., Кнёпкен в 1519-1521 гг. посетил Трептов и Виттенберг, а после возвращения в Ригу 22 июня 1522 г. в ц. св. Петра провел успешный публичный диспут с католиками. В сент. 1522 г. в Риге начал проповедь радикальных реформационных идей сторонник А. Карлштадта Сильвестр Тегетмайер (ум. в 1552). 23 окт. 1522 г. Рижский магистрат назначил Кнёпкена архидиаконом ц. св. Петра, тем самым нарушив полномочия капитула Домского собора, к-рый в соответствии с каноническим порядком ведал такими назначениями. 30 нояб. 1522 г. Тегетмайер был назначен проповедником в ц. св. Иакова. Т. о. 2 прихода в Риге стали лютеранскими, что и считается началом Реформации в Латвии. М. Лютер в авг. 1523 г. отправил советам городов, принявших Реформацию - Риги, Ревеля (ныне Талллин) и Дерпта (ныне Тарту),- приветственные письма. В июле 1524 г. эти города заключили союз для защиты Реформации. В марте 1524 г. в Риге Братство черноголовых - объединение проживавших в городе иностранных купцов инициировало иконоборческое движение; подверглись разорению церкви св. Петра и св. Иакова, но вскоре умеренные реформаторы остановили действия радикалов. Домский собор в Риге. XIII в., нач. XV в. Фотография. Нач. XXI в. Домский собор в Риге. XIII в., нач. XV в. Фотография. Нач. XXI в. Когда в 1525 г. Тевтонский орден в Пруссии был распущен, Ливонский орден и его великий магистр Вальтер фон Плеттенберг остались единственными носителями политической власти в Балтийском регионе.

http://pravenc.ru/text/2463147.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010