Наиболее полные данные относятся к Успенскому собору во Владимире. Структура доходов причта этого храма приводится в грамоте Василия III 1524 г. в связи с их заменой ругой из великокняжеской казны . Собору поступало 10 рублей от «десятой недели» во владимирской тамге, 30 рублей от принадлежавшего собору перевоза на Клязьме и по 10 рублей он получал от «дворцовых» сел Спасского и Гориц (возможно, несколько измененная десятина от продуктов княжеского хозяйства). Доход от единственного земельного владения собора — Бродничевской земли («сто десятин в поле»), которая отдавалась в аренду крестьянам соседнего села за 35 рублей, был значительно меньше , но в грамоте 1524 г. обойден молчанием доход от «подымного» (см. грамоту Ивана IV 1549/50 г.) . «Подымное» приносило храму, вероятно, также несколько десятков рублей в год. Поступления от разных форм десятины в бюджете храма преобладали. В таком положении не было ничего исключительного. Так, Успенский собор в Москве до рубежа XV–XVI вв., по-видимому, не имел собственных земельных владений, и его причт существовал за счет доходов от торговых пошлин, пожалованных московскими князьями в XIV в. В 20-х гг. XVII в. собору принадлежало 53 двора и бо?льшая часть земель, на которых эти дворы находились, была дана вкладом в собор в конце XVI — начале XVII в., однако и в это время размер денежного дохода собора от вотчин был равен размеру руги, выплачивавшейся из царской казны . Главным источником дохода соборных храмов Нижнего Новгорода — Спасского и Архангельского — была денежная руга, выплачивавшаяся «из таможенных денег» и представлявшая собой компенсацию за отобранное у них право сбора в свою пользу торговых пошлин в этом городе . Крестьянских дворов в их владениях не было, им принадлежали лишь озера, сеножати и «дерево бортное» . Воскресенскому собору в Волоколамске в 20-х гг. XVII в. принадлежало одно владение — «пустошь, что было село Михайловское», в котором насчитывалось 100 четвертей доброй земли ,— надел, с которого по нормам уложения о службе выставлялся один воин. Ясно, что причт жил главным образом за счет руги, заменявшей его доход от торговых и судебных пошлин. Еще более скромным было единственное владение Троицкого собора в Серпухове — «деревня Демьяновская» . В ней было всего 36 четвертей середней земли . Очевидно, что причт существовал и здесь главным образом за счет «правого десятка» от суда и дохода от сбора торговых пошлин — «померного», «гостиного» и «весчего».

http://sedmitza.ru/lib/text/442895/

1201 . Spiteris Y. La mariologia di Gregorio Palamas//Lateranum. 1969. 62(3). 553–584. 1202 . Theodoroudis G. γπη κατ τν Γρηγριον τν Παλαμ ν// Κληρονομι. 1986. 18(1). 147–160. Философия и антропология 1203 . Бояджиев Ц. Паламитските спорове//Он же. Две университетски лекции. В. Търново 1997. 42–95. 1204 . Васина М. В. Спор Варлаама Калабрийского со св. Григорием Паламой о Бо- говидении и русская религиозная философия//Начало. СПб. 1999. 8. 248–252. 1205 . Данков Е. Св. Григорий Палама и християнската философия на исихазма//Богословски вестник. 1996. 3. 1–5. 1206 . Данков Е. Онтологичният модел на исихазма в контекста на дискусията между св. Григорий Палама , калабрийския монах Варлаам и Акиндин//Българи в Италия и италианци в Българии. Приноси. София 1997. 163–179. 1207 . Каприев Г. Място и смисъл на философията в учението на Григорий Палама //Он же. Byzantica minora. София 2000. 170–179. 1208 . Каприев Г. Св. Григорий Палама //Он же. Византийската философия: Четири центъра на синтеза. София 2001. 245–296. 1209 . Киприан (Керн) , архим. Антропология св. Григория Паламы . Париж 1950. 444. с предисл. А. И. Сидорова : М. 1996. 449. 1210 . Красиков С. В. Аподиктический силлогизм как метод катафатического богословия у Григория Паламы и Никифора Григоры//Verbum. 3. 9 .1524). 218–224. 1211 . Красиков С. В. Григорий Палама как защитник аристотелевских силлогизмов в теологии//Мир Православия. 4. 125–130. 1212 . Макаров Д. И. Проблема человека в мировоззрении Григория Паламы //АДСВ 1997. 28. 79–92. 1213 . Макаров Д. И. Место антропологических идей св. Григория Паламы в контексте византийской гомилетики на праздник Преображения (VII-XIV вв.) и в традиции афонского исихазма//Verbum. 3. 9 .1524). 224–249. 1214 . Успенский Ф. И. Философское и богословское движение в XIV веке (Варлаам, Палама и их приверженцы)//ЖМНП 1892. 279. Янв. 2. 1–64; Февр. 348–427. 1215 . Христов Ив. Битие и съществуване в дискусията за метода между св. Григорий Палама и Варлаам//Хуманизъм. Религия. Култура. С. 1997. 37–49.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Карл V и в целом англ. кор. Генрих VIII (в то же время велись переговоры об избрании папой кард. Т. Уолси); основными противниками Медичи были кард. Алессандро Фарнезе (впосл. папа Римский Павел III ) и кард. Помпео Колонна. Кор. Франциск I настаивал на том, чтобы новым папой Римским стал француз - кард. Жан Лотарингский или профранцузски настроенный кард. Никколо Фиески. На конклаве (1 окт.- 19 нояб. 1523) Медичи удалось склонить на свою сторону большинство кардиналов-выборщиков: вероятно, он дал обещание придерживаться нейтралитета в том, что касалось отношений между Францией и Свящ. Римской империей ( Grethen. 1887. S. 22); кард. П. Колонне был обещан пост вице-канцлера Папского гос-ва; помимо денежных выплат отдельным кардиналам не последнюю роль сыграл слух, что бенефиции Джулио Медичи получат только те члены Свящ. коллегии, кто проголосуют за него. 19 нояб. кардиналы практически единогласно (за исключением кард. Ф. Содерини) избрали папой Римским Джулио Медичи. Желая подчеркнуть, что его политика будет направлена на умиротворение европ. конфликтов, новый папа принял имя Климент (лат. clemens - мирный, кроткий, снисходительный). Церемония папской коронации состоялась 26 нояб. в базилике св. Петра в Риме, ее провел кард. Марко Корнаро. Итальянские войны Итальянские войны, переросшие к этому времени в открытое противостояние франц. кор. Франциска I и имп. Карла V, который занимал также испан. престол, по-прежнему определяли политику Папского престола. Хотя К. был избран папой при поддержке (в т. ч. финансовой) имп. Карла V, понтифик отказался продлевать союзный договор, заключенный папой Адрианом VI (истек в сент. 1524), в связи с чем ему пришлось тайно выплатить бывш. союзникам значительные денежные суммы, а также оставить в Ломбардии часть финансируемых из папской казны отрядов наемников, которые воевали на стороне испанцев. Он выступил инициатором переговоров о прекращении военных действий (дек. 1523 - июнь 1524). Отклонив еще раз предложение продлить союзнический договор с императором, К.

http://pravenc.ru/text/1841391.html

Москва. Новодевичий монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1524. Ссылки:     Адрес: Москва, Новодевичий проезд, дом 1. Координаты: 55.726849, 37.557833 Проезд: До монастыря можно добраться от станции метро «Спортивная» автобусами и 132, а также троллейбусами и 15. Можно дойти и пешком — это займет минут десять. На автомобиле: из центра нужно следовать по Новодевичьей набережной или Большой Пироговской улице; из области — по проспекту Вернадского и ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда До монастыря можно добраться от станции метро «Спортивная» автобусами и 132, а также троллейбусами и 15. Можно дойти и пешком — это займет минут десять. На автомобиле: из центра нужно следовать по Новодевичьей набережной или Большой Пироговской улице; из области — по проспекту Вернадского и Комсомольскому проспекту с выездом после пересечения Третьего транспортного кольца на улицу Хамовнический Вал и далее поворотом на Большую Пироговскую. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Новодевичий монастырь, 1 класса, в Москве, на Девичьем поле. Основан в 1524 году великим князем Василием Иоанновичем по случаю возвращения Смоленска, бывшего более 100 лет под властью Литвы. Во время Польско-Литовского нашествия монастырь служил крепостью и станом то для врагов, то для защитников отечества. В 1611 году пан Гонсевский выжег его. По вступлении на престол Михаила Федоровича монастырь был возобновлен. Иконостас соборного храма, в честь Смоленской иконы Божией Матери, состоит из икон старинного письма, принадлежащих царицам и царевнам. Стены, своды и столбы собора покрыты фресками. Здесь погребена царевна София Алексеевна. Ежегодно 28 июля из Кремлевского Успенского собора совершается крестный ход в монастырь, в память возвращения Смоленска от Литвы. В монастыре находится список с чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, поставленный в 1525 году, список с подлинной Иверской иконы Божией Матери, иконы Богоматери «Взыграние» и Живоносного источника. При монастыре училище, приют для сирот-девочек и две богадельни.

http://sobory.ru/article/?object=03275

8/21 Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Иконы Софии, Премудрости Божией (Киевской). Чтимые иконы Рождества Пресвятой Богородицы: Изяславская, Сямская (1524), Глинская (XVI), Лукиановская (XVI), Исааковская (1659). Холмской, Курской-Коренной «Знамение» (1295), Почаевской (1559), Леснинской и Домницкой (1696) икон Божией Матери. Тропарь празднику, глас 4 Рождество Твое, Богородице Дево,/радость возвести всей вселенней:/из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш,/и разрушив клятву, даде благословение,/и упразднив смерть, дарова нам живот вечный. Кондак, глас 4 Иоаким и Анна поношения безчадства,/и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем./То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся,/внегда звати Ти:/неплоды раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея. Величание Величаем Тя,/Пресвятая Дево,/и чтим святых Твоих родителей,/и всеславное славим рождество Твое. Тропарь Софии, Премудрости Божией, глас 4 Велия и неизреченная Премудрости Божия сила/смотрения плотскаго таинства!/Софие Преименитая,/девственных душе и неизглаголаннаго девства чистото,/смиренныя мудрости истино,/покоище Святаго Духа,/пречестный храме непостижимыя славы Его,/огнезрачный престоле Христа Бога нашего,/в Тя бо вселися неизреченно Слово Божие, и плоть бысть,/Невидимый явися,/и неприкосновенный из Тебе изыде,/и с человеком поживе врага исконнаго уловляя/и человеки от клятвы древния свобождая,/возводя паки, отнюдуже испадохом./Молимтися, Владычице,/отягченныя ны во гресех лютых помиловати/и спасти души наша,/и, яко человеколюбивая и милосердая Царица,/Мати Премудрости Божия Слова,/призри на ны, грешныя люди Твоя,/и умилосердися, заступи от напастей и скорбей лютых/и грады наша невредимы сохрани,/идеже ныне имя Твое пресвятое боголепно славится. Ин тропарь, глас 1 Превечная Премудросте, Христе Боже наш!/Божественным смотрением Своим преклонивый Небеса,/благоволил еси вселитися во утробу Чистыя Отроковицы,/средостение вражды разрушив,/освятил еси естество наше/и Царствие Твое нам отверзл еси;/сего ради Тебе, Творца нашего и Избавителя,/и рождшую Тя, спасения нашего тайне послужившую Деву Чистую,/православно величаем. Кондак, глас 8

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

СЯМСКИЙ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ, муж. заштатный, в 62 верстах от губернского города Вологды, близ Кубенского озера. Основан в 1524 году. Здесь соб. церковь двухэтажная, в которой престолы: вверху Рождества Богородицы, а внизу Благовещения. В этом храме находится явившаяся в 1524 году Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Сямскою, которой празднество совершается 8 сентября. – При этой обители бывает ежегодно три ярмарки: 25 марта, 2 июля и 8 сентября. ЛОПОТОВ-ПЕЛЬШЕМСКИЙ, муж. заштатный, в 40 верстах от губернского города Вологды и в 7 верстах от уездного города Кадникова, на берегу реки Пельшмы. Основан в 1426 году Преподобным Григорием, бывшим здесь первым игуменом. Ныне в этой обители две каменные церкви: 1) Соб. во имя Собора Пресвятой Богородицы в Миасинех, с приделом Иоанна Предтечи; 2) Григория Пельшемского, где и мощи этого Святого почивают под спудом. Название монастыря произошло от того, что основатель его, св. Григорий, был из дворянской Фамилии Лопотовых. 2 июля бывает здесь ежегодно ярмарка. ПРИЛУЦКИЙ, муж. заштатный, в 40 верстах от уездного города Великого Устюга, при заливе реки Двины. О времени основания его сведший нет. Здесь Соб. церковь Николая Чудотворца, с двумя приделами. СПАСОСУМОРИН, муж. заштатный, в 2 верстах от уездного города Тотьмы, между рек Сухоны, Ковды и Песьяденги; находится под управлением игумена. Основан около 1554 года, по желанию Тотемских посадских, Преподобным Феодосием, которого и мощи здесь почивают открыто. Ныне в этой обители четыре церкви: 1) Соб. Преображения Господня, построенная сначала деревянная Препод. Феодосием; 2) Вознесения Господня; 3) Александра Невского – великолепный храм, сооруженный в 1803 году щедротами государя императора Александра I и освященный в 1805 году; здесь находится икона сего св. князя, в богато украшенном окладе, присланная сюда императором Александром; 4) Иоанна Златоустог о, под колокольней, построена в 1810 году. – В ризнице хранится подлинное завещание св. Феодосия Тотемского. В этой обители, в начале XVII века, принял иночество Преподобный Вассиан, основатель Тикспенской пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

203 Указание на антропософию Рудольфа Штейнера. Ср.: Steiner R. Wie erlangt man Erkenntnisse der höheren Welten? 1904/1905). Dornach, 1961. 204 Скрытая цитата из стихотворения И. В. Гете «Бог, душа и мир» («Gott Gemüt und Welt»): Willst du ins Unendliche schreiten, Geh nur im Endlichen nach allen Seiten. 205 Ср.: Luthardt Chr. Ε. Kompendium der Dogmatik, Leipzig, 1889. S. 4: «С XVIII в. богословие... стало рассматриваться как наука о религии». Ср. эту мысль с программной работой: Wobbermin G. Systematische Theologie nach religionspsychologischer Methode. Bd. Ι: Die Religionspsychologische Methode in Religionswissenschaft und Theologie. Leipzig, 1913. Шестая глава этой работы (с. 99–117) озаглавлена «Богословие как наука о религии». 206 Ганс Лассен Мартенсен (1808 – 1884) был с 1854 г. лютеранским епископом Зеландии (Дания), Его проповедь по случаю погребения его предшественника Якоба Петера Минстера 5 февраля 1854 г. побудила С, Кьеркегора к последнему острому нападению на современную Церковь . Это нападение нашло свое отражение в его сочинении «Мгновение» (1855) (нем. перевод Kierkegaard S. Der Augenblick//Kierkegaard. Gesammelte Werke. Bd. 12. Jena. 1909). 207 Имеется в виду Эразм Роттердамский (1469–1536). Аллюзия на его спор с Лютером в 1524–1525 гг. Ср.: Erasmus von Rotterdam. De libero arbitrio ΔΙΑΤΡΙΒΗ sive collatio (1524)//Erasmus von Rotterdam. Ausgewählte Schriften. Hrsg. von W. Welzig. Bd. 4. Darmstadt, 1969; Luther М. De servo arbitrio (1525)//Luther. Werke. Kritische Gesamtausgabe [Weimarer Ausgabe]. Bd. 18. S. 600–787. 208 Ср. с комментарием К. Барта на гл. 7 Послания к римлянам: Barth К. Der Römerbrief. 1. Bearbeitung. München, 1922. S. 213–255. Рус. изд.: Барт К. Послание к римлянам, Μ., 2005. 209 Ср.: Schleiermacher Fr. Über die Religion. Reden an die Gebildeten unter ihren Verächter (1799), Hrsg. von H.-J. Rothert. Hamburg, 1958. S. 29: «Ее (т. e. религии) сущность есть не мышление, не действие, но созерцание и чувство. Она стремится созерцать универсум, она желает благоговейно наблюдать за ним в его собственных представлениях и действиях...» См. также рус. изд.: Шлейермахер Ф. Речи о религии. Монологи, СПб., 1994.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sra...

Реформация проникла в Ливонию из Пруссии. Для католического духовенства Ливонии характерно было нравственное падение, также как и для духовенства остальной Европы. Повсеместно раздавались голоса, требующие церковных реформ, устранения злоупотреблений. Как только появились протестантские университеты, многие молодые ливонцы отправились учиться, к 1522 г. число протестантов значительно увеличилось, в храмах велись оживленные диспуты, и общественное мнение склонялось к новому учению. Католикам, однако, удалось на Вольмарском ландтаге 1522 г. объявить лютеранское учение еретическим. Вскоре началось неизбежное столкновение протестантов с католиками. Католические церкви опустошались, грабились монастыри. В 1523 г. был разрушен францисканский монастырь, в марте 1524 г. в Риге разграбили церкви святого Петра и святого Иакова, всех монахов изгнали из монастырей. Только цистерцианский монастырь, благодаря благоразумию аббатисы Софии Шварцгоф, оставался преданным римско-католическому учению и был закрыт лишь в 1543 г. Из Риги Реформация распространилась на Ревель и остров Эзель (Сааремаа). Волна иконоборчества поднялась в Ревеле в сентябре 1524 г. В церкви доминиканского монастыря, церквах Святого Духа и святого Олая были изуродованы все священные предметы и украшения. Толпа фанатиков, вооруженных дрекольем, выбила двери и окна и разграбила православную церковь во имя святителя Николая. Не помогло и то, что по договору 1514 г. о возобновлении торговли Новгорода с 70 ганзейскими городами эту церковь отдали под покровительство Ганзы, а также в грамоте особо отметили, что «которые церкви русские и концы в немецких городах, и те очистити по старине, а их не обидети». По свидетельству лифляндского историка конца XVI и начала XVII в. Фабриция, «приверженцы Реформации сожгли русские церкви в Риге, Ревеле, Дерпте и других городах» во время проходивших волнений 26 . Городской совет, однако, сумел вскоре остановить грабеж и насилие, но требования магистра и епископа о восстановлении старого порядка остались невыполненными. Ревельский магистрат обратился с просьбой к самому Лютеру о направлении в город специального уполномоченного. Лютер прислал из Гамеля своего ученика Генриха Бокка, снабдив его особыми рекомендациями, под которыми подписались также Иоганн Бугенгаген, Юст Иона и Филипп Меланхтон. Волнения в городах нашли отклик также и в крестьянской среде. В октябре 1525 г. магистр ордена писал: «Мы озабочены тем, что в Ливонии из-за лютеранства и других обстоятельств может вспыхнуть восстание, так что мы все пребываем теперь в довольно большой опасности».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Полемику свою против иноверцев и неправославных Максим заключил «Словом на арменское зловерие» . Сказав в начале Слова, что армянское зловерие, слагающееся из разных ересей, заключает в себе три наибольшие заблуждения, состоящие в том: а) будто Иисус Христос пострадал и умер на Кресте не только человечеством Своим, но и Божеством; б) будто Он по Вознесении на небо совлекся человеческой плоти и в) будто в Нем одно естество, а не два, Максим останавливается на одном первом заблуждении и опровергает его частию текстами Священного Писания и соображениями разума о невозможности для Бога умереть, а частию историческими сказаниями, например о том, что во дни святого Прокла какой-то отрок был восхищен на небо и слышал там пение Трисвятой песни без прибавления «Распныйся за ны», которое делают армяне, и под. Слово это адресовано Максимом какому-то «другу верну и брату возлюблену», которому и советует он отказаться от дружбы и общения с армянами и облечься во всеоружие Богословия премудрого Иоанна Дамаскина для отражения всякого рода ересей (1. 169–180 Из сочинений, написанных Максимом против суеверий разного рода и апокрифов, наибольшая часть относится к астрологии. В числе апокрифов, или лживых книг, которые издавна проникали в Россию и которые запрещалось русским читать, находилось и «звездосказание». Но в дни Максима Грека распространению астрологического учения в России особенно содействовал известный Николай Немчин. Он увлек боярина Федора Карпова, еще какого-то инока, бывшего игуменом, и около 1524 г. написал в астрологическом духе послание к дьяку Мунехину . Максим, видевший на опыте в Италии, где астрология тогда господствовала, к каким гибельным последствиям приводила она, вооружился против нее со всею ревностию. Он написал против астрологии четыре послания: к самому Николаю Немчину, весьма краткое (1. 455 к боярину Федору Карпову в 1524 г. (1. 347 снес.: Опис. рукоп. Моск. Синод. библ. 2. 2. 540 к бывшему игумену, увлеченному Николаем Немчином (1. 446 и к какому-то неизвестному князю, находившемуся в несчастии (1.

http://sedmitza.ru/lib/text/436008/

В 1534-1536 гг. П. побывал в реформированных городах Аугсбург, Ульм, Мемминген; в 1537 г. дошел до Пресбурга (ныне Братислава) и Вены, где обнаружил первые следы своей известности, получив материальную поддержку; в 1538-1540 гг. совершил путешествие в Каринтию, одновременно работая над обобщением своего учения. По приглашению местного правителя остановился в 1541 г. в Зальцбурге, где внезапно умер в возрасте 47 лет, по одной версии - от несчастного случая, по другой - в результате покушения. Религиозные взгляды П. оставался в течение всей жизни католиком и был похоронен по рим. обряду. Вместе с тем его космологические, богословские и этические представления заметно отличаются от нормативных положений католицизма. Следует, однако, отметить, что учение Римско-католической Церкви в это время еще не приняло строгих форм посттридентского догматизма (см. ст. Тридентский Собор ), так что внутри него могли сосуществовать и ортодоксальность, и антикизированный мистицизм (напр., у Николая Кузанского , Фичино, С. Шампье). В таких широких рамках религ. естественно-научная программа П. выглядела органично. На формирование мировоззрения П. оказали влияние и современные ему медицинские учения, в значительной мере проникнутые платоническим мистицизмом, и напряженная духовно-нравственная атмосфера первых десятилетий XVI в., к-рая обозначилась в реформационном кризисе, в обновлении религ. жизни, а также в пафосе географических, космических, естественно-научных открытий. Радикальная критика П. авторитета Галена и др. древних медиков имела предшественниками итал. врачей (напр., М. Романо), к-рые указывали на неполноту сведений, собранных в древних книгах. Возведение знаний к теологии было в то время традиц. стратегией легитимации определенного типа исследований, в к-рых автор предлагал собственную форму обобщения и систематизации (Шампье, Т. Кампанелла ). Важным аспектом формирования мировоззрения П. стала религ. борьба 1-й пол. XVI в. Увлечение П. учением деятелей Реформации способствовало тому, что его рассматривали как аналогичную им фигуру. Сам П., однако, эту аналогию отвергал. В настоящее время большинство исследователей признают подлинным письмо П. виттенбергским реформаторам Лютеру, И. Бугенхагену и Ф. Меланхтону , написанное в 1525 г., в к-ром он резко критикует их учение как новый вид догматизма. Ряд сочинений т. н. зальцбургского периода (1524-1525) и времени создания трактата «Магический архидокс» (Archidoxis magicae) посвящен основным темам богословских споров между реформаторами и их католич. оппонентами: триадологии, мариологии, Боговоплощению, свободе и блаженству человека. П. разделял нек-рые протестант. положения, в частности критику римско-католич. клерикализма, концепции добрых дел. К этому времени относятся его первые опыты библейских комментариев - «Толкование первых 5 глав Евангелия от Матфея» (Auslegung der ersten fünf Kapitel Matthaei, 1524).

http://pravenc.ru/text/2579018.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010