1989. S. 272-276; ср.: Br ä uer, Vogler. 2016. S. 303-307). М. встречался в Нюрнберге также с преподававшим в городской школе гуманистом Г. Денком (ок. 1495-1527), который впосл. стал протестант. проповедником и одним из основоположников анабаптизма. Материалы позднейших допросов Денка свидетельствуют, что он хорошо знал сочинения М. и во мн. вопросах следовал его учению (см.: Br ä uer, Vogler. 2016. S. 300-302). Замысел 1-го из изданных в Нюрнберге трактатов возник у М. еще в Альштедте летом 1524 г. Там же до нач. авг. 1524 г. была завершена краткая версия, озаглавленная «Объяснение первой главы Евангелия от Луки» (Gezeugnus des erstenn Capitels des Euangelion Luce); М. представил ее для цензуры в Веймар. Во 2-й пол. 1524 г. М. значительно расширил сочинение и дал ему новое полемическое заглавие: «Полное изобличение ложной веры неверного мира посредством объяснения Евангелия от Луки» (Aussgetrückte emplössung des falschen Glaubens der ungetrewen welt durchs gezeügnus des Euangelions Luce. Mühlhausen [=Nürnberg], 1524; научное изд. 2 версий: MüntzKGA. Bd. 1. S. 322-375. N 7). На титульном листе издания М. подписался «Томас Мюнцер с молотом» (Thomas Muntzer mit dem hammer), отсылая читателей к 23-й гл. Книги пророка Иеремии, где от лица Господа осуждаются лжепророки: «Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу? Посему, вот Я - на пророков, говорит Господь, которые крадут слова Мои друг у друга!» (Иер 23. 29-30). Во вводном разделе сочинения М. продолжает сравнивать себя с пророками ВЗ, указывая на то, что, несмотря на все гонения и клевету (намек на деятельность Лютера), он будет, подобно пророкам являть христ. народу чистое евангельское учение и проповедовать слово Божие, обличая всех его врагов. Обращаясь к тексту 1-й гл. Евангелия от Луки, М. находит в нем подтверждение своего учения о том, что обретение и хранение веры не бывает внешним и легким делом, но есть сложный внутренний процесс. Указывая на пример прав. Захарии , отца св.

http://pravenc.ru/text/2564548.html

Борисоглебский. Борисоглебский монастырь. Собор Бориса и Глеба. Собор. Действует.   Престолы: Бориса и Глеба Год постройки:Между 1522 и 1524. Архитектор:Г. Борисов Адрес: Ярославская область, Борисоглебский район, пгт. Борисоглебский, Советская пл., д. 10 Координаты: 57.258965, 39.152848 Проезд:поездом или двумя электричками с Ярославского вокзала г. Москвы до Ростова Великого. От вокзала ходят автобусы до поселка Борисоглебский, автостанция которого располагается рядом с монастырем. Еще можно доехать на автобусе из Углича Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Собор Бориса и Глеба был воздвигнут Григорием Борисовым в 1522-1524 годах на месте деревянного, где были захоронены основатели монастыря Фёдор и Павел. Серьёзные нарушения облика собора относятся к концу 18 и 19 веку. Чтобы усилить роль главного храма в монастыре, барабан главы был надложен, а сама она получила вместо шлемовидной форму приземистой луковицы с перехватом. К западной стене собора пристроили обширный придел Илии и паперть с тяжёлым классическим портиком. Внутри придел был расписан на тему земной жизни Иринарха-затворника. Росписи выполнил художник Сапожников. Впервые собор был расписан в конце 17 века. В 1956 году архитектором Борисом Алексеевичем Огневым (1907-1959) была вскрыта поздняя кирпичная закладка аркасолей северной и восточной стен. Было обнаружено изображение всех канонизированных к 17 веку ростовских князей. Патриаршее место в алтаре расписано орнаментами из стилизованных трав тёмно-красного и тёмно-синего цвета. В 1911 году стены собора расписал художник Егоров. Источник: Федотова Т.П. " Вокруг Ростова Великого " . 1987   К концу XV - началу XVI века деревянные церкви Борисоглебского монастыря обветшали, и по велению великого Московского князя Василия III и на его пожертвования в 1522 году на месте деревянной " малой церковницы во имя святых князей Бориса и Глеба " был заложен первый каменный храм, который через два года был закончен и освящен 22 сентября 1524 года. Считается, что его строителем был талантливый ростовский " церковный каменный здатель " Григорий Борисов.

http://sobory.ru/article/?object=05673

Флорентийский собор, Ферраро-Флорентийский собор (1438–1445) – собор, созванный папой Евгением IV для заключения унии с Православными Церквами в противовес Базельскому собору. Открылся в Ферраре, затем был перенесен во Флоренцию, закончился в Риме. В работе Флорентийского собора участвовала многочисленная православная делегация (византийский император Иоанн VIII, константинопольский патриарх Иосиф II и др. высшие православные иерархи), искавшая сближения с папством в надежде на помощь Запада в борьбе против турецких завоевателей. На Флорентийском соборе разгорелись споры о филиокве, о таинстве причащения, о чистилище, о верховной власти папы. Усиление турецкой опасности, давление, с одной стороны, Евгения IV, с другой – ряда византийских церковных деятелей (Виссариона Никейского, киевского митрополита Исидора и др., готовых пойти на компромисс в области догматики ради спасения Византийской империи) вынудили византийцев заключить Флорентийскую унию (5 июля 1439 г.). В дальнейшем и Русь, и Византия отвергли унию. Последние сессии Флорентийского собора были посвящены борьбе с Базельским собором. 224 Павел IV (1476–1559) – папа римский с 1555 г. В миру Джанпьетро Караффа. Родился в Неаполе. В 1504–1524 гг. епископ Кьеги. В 1520 г. участвовал в составлении буллы против М. Лютера. Один из основателей ордена театинцев (1524). В 1536 г. архиепископ Неаполя и кардинал. В 1542 г. возглавил римскую инквизицию. При Павле IV Тридентский собор практически прекратил работу. Преследованию подвергались не только еретики и иноверцы, но и сторонники умеренной церковной реформы. В 1559 г. издал первый «Индекс запрещенных книг». После смерти Марии Тюдор в 1558 г. не смог помешать победе протестантов в Англии. 225 Срв., напр., глубоко трогательное описание аудиенции у Папы в одной из книжек журнала «Religioese Besinnung» (1928, Haefte 3). 227 Пий XI (1857–1939) – папа римский с 1922 г. В миру Акилле Ратти. Родился близ Милана в семье мелкого промышленника. После окончания духовной семинарии учился в Риме.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Иосиф , из иеромонахов, определён в 1758, а 8 янв. 1759 произведён в архим. Златоустовского. Рафаил , из Киевских иеромонахов, определён в янв. 1759. Паисий , игум., 1762 и 63. (См. Давидова пустынь, Столбовский мнтрь). Архим. 1764–67. Мисаил , строитель Давыдовой пустыни, 1768. Варнава , строитель Давыдовой пустыни, игум., 1775–77; перев. в Угрешский. Константин , 1813. Феофилакт , строитель Сретенский, потом игум. Угрешский, 1816–19. Иоанникий Холуйский , из экономов, посвящён 12 мар. 1834; с 15 июня 1839 архим. Златоустовский; с 3 дек. 1845 архим. Знаменский. В июле 1857 от наместничества уволен. 10 авг. 1859 перев. в Высокопетровский. 8 Саввин Сторожевский, близ города Звенигорода, основан около 1380 св. Саввою. С исх, XVII века ставропигиальный; ныне первоклассный, под ведением викария Московского. [II, 548.] Игумены Св. Савва Сторожевский † 3 дек. 1407 44 . Мощи его обретены 16 янв. 1652. Варсонофий Неумоя , ученик св. Саввы, по 1413. (1416; Оп. б. гр. Тол., II, 174)? Феодор , 1428. Иосиф , 1435. Евфросин , 1454. Варлаам , 1462. Евсевий , 1470. Досифей Зосима при кн. Андрее Васильевиче. ? Герасим , прежде 1481 (П. С. Л., VI, 233, прим.). Дионисий , в янв. 1490. Каллист , 1505–1507. Савва , 1517–19. Паисий , 1520 и 21. Варсонофий , 1524. Серапион , 1524 и 25. Филофей , 1527–29. Мисаил , 1539. Афанасий , 1543–49. Филарет , 1549–54. Филофей , 1558. Гурий , 1565, а в 1567 – в братстве Симоновом. Варлаам , 1567–70. Феодосий , 1589. Герман 4 апр. 1592 перев. из Песношского, по 1594. Боголеп , 1598. Исаия , 1607–1612, 29 июля (кандидат на митрополию Крутицкую). Макарий , в нояб. 1629. Давид , 1631. Антоний , бывший Колязинский, определён 1 мая (sic) 1634. Никон , 1635–43. Варлаам определён 16 дек. 1643–1650. Архимандриты Гермоген , 1650–53. Никанор , 1653–60. После на покое в Соловецком. (Убит там 31 янв. 1676). Тихон , 1661–66. Варнава (из Симонова?), 1666–73 (в Чудове?). Сильвестр Черницкий , из монахов Иверских. 1673 (упом. в апр.), а 26 мар. 1699 хирот. в митрополита Смоленского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К. И. прилагал усилия и для улучшения положения православных на «русских» землях Польского королевства, в частности во Львове. В 1521 г. князь поддержал ходатайство Львовского братства , к-рое добилось смягчения многочисленных ограничений, наложенных на деятельность православных городскими властями и католич. духовенством: православные получили право приносить присягу в своей церкви, выступать свидетелями в суде по всем делам, магистрат при назначении правосл. священников должен был учитывать мнение «русской» общины, священники получили возможность в церковном облачении посещать больных со Св. Дарами и провожать тела умерших. По ходатайству К. И. находившийся под опекой братства мон-рь св. Онуфрия был освобожден от уплаты поземельного чинша (грамоты 1522 и 1524). Значительные вклады в главные храмы митрополии - соборы в Вильно и Новогрудке - заставляют предполагать тесные связи между К. И. и митрополичьей кафедрой. Документы, связанные с деятельностью К. И., сохранили следы его разнообразных контактов с митр. Иосифом II (Солтаном) . Об их тесных связях наиболее убедительно говорит тот факт, что в 1519 г. К. И. дал вкладом в Борисоглебский собор имение Хоневичи «за душу господина и отца нашего... митрополита... Иосифа и за мою душу». В нояб. 1520 г. митрополит посетил имение К. И. Здетелы, где состоялось усыновление душевнобольным кн. Андреем Юрьевичем Заславским сына К. И. Ильи. В 1518 г. по ходатайству К. И. король одобрил покупку митрополитом имения Превелы, в 1521 г. митрополит выступал как свидетель земельных сделок, совершавшихся К. И. в Вильно. В Великом княжестве Литовском существовал обычай, в соответствии с к-рым после смерти духовного иерарха и до назначения нового все имущество кафедры поступало под временное управление королевских чиновников. Митр. Иосиф добился того, чтобы 26 сент. 1521 г. король назначил К. И. тем лицом, к-рое возьмет под свою опеку имущество кафедры после смерти первоиерарха. Тесные контакты сохранялись у К. И. и с новым митрополитом - Иосифом III . Договор о браке в 1522 г. был заключен К. И. с семьей князей Слуцких при посредничестве митрополита и скреплен его подписью. К. И. и митрополит принимали совместные решения по разным духовным делам. Так, по ходатайству К. И. и митр. Иосифа III архимандрит Лавришевского (Лаврашевского) монастыря Алексий стал архимандритом виленского во имя Св. Троицы мон-ря (3 марта 1524). В 1526 г. по жалобе К. И. митрополит вызвал к себе на суд игумена Супрасльского мон-ря и запретил его в служении. Это вызвало недовольство патрона мон-ря А. И. Ходкевича, жаловавшегося королю на нарушение его прав. 12 дек. 1528 г. Иосиф III добился от короля грамоты, по к-рой К. И. назначался опекуном имущества кафедры в случае смерти митрополита.

http://pravenc.ru/text/2057074.html

ц. святых Сильвестра и Доротеи в Трастевере. В кон. XV - нач. XVI в. такие оратории стали появляться в Италии (в Генуе в 1497, в Риме ок. 1515, в Неаполе в 1517); это были добровольные объединения клириков и мирян, которые выступали за проведение реформы католич. Церкви путем возрождения молитвенных практик, в т. ч. совместных, утверждения благочестивого образа жизни католиков, оказания помощи больным и нуждающимся. Членам оратория (их число не должно было превышать 40 чел., из них только 4 могли иметь сан священника) по утрам надлежало читать обычные молитвы, затем 7 раз «Pater noster» и «Ave Maria», по понедельникам поминать усопших членов оратория 5-кратным повторением этих молитв, еженедельно, а также по церковным праздникам собираться для совместных молитв и участия в богослужении; рекомендовалось раз в неделю соблюдать пост, ежемесячно исповедоваться и регулярно причащаться. Важной сферой деятельности рим. оратория Божественной любви был уход за бедными и неизлечимо больными в госпитале при ц. Сан-Джакомо-ин-Аугуста ( Paschini P. Amour (Compagnie du Divin)//DSAMDH. T. 1. Col. 531-533). В 1524-1525 гг. К. Т. являлся кустодом рим. госпиталя, получившего в 1518 г. статус «архигоспиталя», к-рому были подчинены приют в Генуе, госпитали в Савоне и Болонье. Весной 1518 г. К. Т. вернулся в Виченцу. В янв. 1519 г. он вступил в католич. братство святых Климента и Иеронима и провел в нем преобразования по примеру рим. оратория Божественной любви. В июле того же года стал членом братства св. Тела Христова; под влиянием К. Т. статуты братства были изменены в соответствии с принципами деятельности римского оратория. К. Т. настаивал на регулярном участии членов братства в церковных таинствах, был сторонником частого причащения. В 1520 г. он реорганизовал действовавший в Виченце госпиталь Милосердия в приют для неизлечимо больных. После смерти матери (нояб. 1520) и замужества племянницы К. Т. стал широко использовать деньги семьи на благотворительность. Так, в 1522 г. основал госпиталь для неизлечимо больных в Венеции, куда он приехал по совету духовного наставника доминиканца Джованни Баттисты Карьони да Кремы († 1534).

http://pravenc.ru/text/1683995.html

9 сент. 1513 г. по просьбе арагонского кор. Фернандо II Католика (1479-1516) папа Римский Лев Х издал буллу «Pastoralis officii debitum», к-рой учредил 1-е в континентальной Америке и 4-е в Новом Свете еп-ство Санта-Мария-ла-Антигуа-дель-Дарьен, включившее территорию совр. П. и части совр. Колумбии. Построенная ранее часовня Санта-Мария-ла-Антигуа стала кафедральной церковью. Первым во епископа был рукоположен францисканец Хуан де Кеведо Вильегас (1513-1519), прибывший в Дарьен в 1514 г. вместе с др. францисканцами и конкистадором Педро Ариасом де Авилой (Педрариас Давила) (ок. 1440-1531), назначенным губернатором новообразованной пров. Кастилья-дель-Оро, в к-рую вошли территории современных П., Коста-Рики и Никарагуа. 15 авг. 1519 г. Ариас де Авила основал на тихоокеанском берегу перешейка г. Нуэстра-Сеньора-де-ла-Асунсьон-де-Панама (Панама - название существовавшего на этом месте поселения индейцев; предположительно означает: «место, где много рыбы»). Город, ставший адм. центром пров. Кастилья-дель-Оро, быстро обрел важное значение в качестве отправной точки колонизации Юж. Америки, особенно Перу. В том же году Ариас де Авила обвинил Нуньеса де Бальбоа в государственной измене и, несмотря на протесты еп. Кеведо, казнил его. После казни еп. Кеведо был вынужден уехать в Испанию, где доложил имп. Карлу V о плохом обращении Ариаса де Авилы с индейцами и предложил ограничить власть королевских наместников в Новом Свете для защиты местного населения от произвола. Лас Касас выдвинул против еп. Кеведо обвинения в стяжательстве и пренебрежении интересами местного населения, но последний смог показать себя защитником индейцев. Вскоре после приезда в Испанию он заболел и 24 дек. 1519 г. скончался в Барселоне. В 1520 г. еп-ство Санта-Мария-ла-Антигуа-дель-Дарьен было переименовано в еп-ство Панама, во главе поставлен доминиканец Висенте де Пераса (1520-1526), прибывший в Новый Свет в 1524 г. По одной из версий, он перенес резиденцию в г. Панаму и спустя неск. месяцев после приезда скончался (возможно, был отравлен по приказу Ариаса де Авилы). Согласно др. данным, Пераса был епископом до 1526 г., затем освобожден от должности. После него епископскую кафедру занимали францисканец Мартин де Бехар (1527-1530) и доминиканец Висенте де Вальверде. Существует версия, что именно Бехар перенес центр епископства в г. Панаму. Первое офиц. упоминание о г. Панаме как о центре епископства встречается в 1534 г. в папской булле о назначении Томаса де Берланги епископом Панамы. По поводу сроков пребывания Берланги в статусе епископа также нет единых данных. Расхождения возникают в последней дате - называют 1537, 1542, 1544, 1545 г. В 1535 г. было начато строительство деревянного собора в г. Панаме, в 1540 г. собор сгорел и впосл. был восстановлен в дереве.

http://pravenc.ru/text/2578790.html

14. Иоаким, в 1482–1483 годах. 15. Макарий, с 1483 по 1488 16. Афанасий 1-й, Сук, с 1488 по 1490 17. Симон Чиж, с 1490 по 1495 год, потом митрополит всероссийский. 18. Серапион 1-й, преподобный, переведенный из игуменов Дубенского Шавыкинского монастыря, с 1495 по 1506 год, потом архиепископ Новгородский; из-за ссоры с Иосифом Волоколамским, причем оскорблен был им великий князь Василий Иванович, в 1509 году низведенный с кафедры и подвергнутый отлучению, скончавшийся у Троицы 16 марта 1516 года (местный святой Троицкой лавры). 19. Досифей 2-й, в 1506–1507 20. Памва 1-й, Мошнин, с 1508 по 1515 21. Иаков Кашин, из монахов Троицких, ученик Серапионов, с 1515 по 1520 год. 22. Порфирий 1-й, из пустынников Белозерских, устроивший близ Кириллова Белозерского монастыря собственную пустыню, которая носила название Порфириевой пустыни, поставленный если не в 1520 году, то в самом начале 1521 года (Типограф. лет., с. 373 fin.), за смелое обличение великого князя Василия Ивановича в одном непохвальном деянии удаленный с места в 1524 23. Арсений Сахарусов (Сухарусов), преподобный, из постриженников Троицких и подвижников Вологодских, с 1525 по 1527 год, удалившийся с игуменства для безмолвия опять в пустыни Вологодские, основавший там два монастыря и скончавшийся 24 августа 1550 года (в святцах – Арсений Комельский, по месту кончины его в основанном им Ризположенском монастыре, который, находясь в Комельском лесу, называется по его имени и по лесу Арсениевым 24. Александр, в 1528–1529 25. Иоасаф 1-й, Скрипицын, с 1529 по 1539 год, потом митрополит всероссийский, сведенный с кафедры митрополичьей в 1542 году и скончавшийся у Троицы (после заточения в Кирилло-Белозерском монастыре) неизвестно когда, до 1561 года (принимают, что 27 июля 1555 года). 26. Порфирий 2-й, с 1539 по 1541 год. 27. Алексей, с 1541 по 1543 год, потом архиепископ Ростовский, скончавшийся на покое в Троицком монастыре. 28. Порфирий 3-й, в 1543 году, правивший всего пять недель. 29. Никандр, с 1543 по 1545 год, потом (после удаления с игуменства на покой?) архиепископ Ростовский.

http://sedmitza.ru/lib/text/438567/

капитулов проводить за определенную плату назначения на епископские кафедры нужных ему людей (напр., его канцлер Ове Билле стал епископом в г. Орхус, члены королевской канцелярии Стюгге Крумпен и Йёрген Фрийс - епископами Бёрглума и Виборга). В 1519 г., после смерти архиеп. Лундского Биргера Гуннерсена, король вопреки выбору капитула и воле папы Римского назначил на архиепископскую кафедру члена королевской канцелярии, выходца из бюргерской среды Йёргена Скодборга, к-рый должен был передать королю о-в Борнхольм и ряд земель в Сконе, принадлежавших архиепископии. После отказа передать земли, Скодборга заменили немцем Дидриком Слагеком, к-рого К. казнил уже в 1522 г. Лундский капитул был вынужден пойти на уступки и отдать королю требуемые земли, а на вакантное место архиепископа был назначен королевский секретарь Йохан Весе. Внешняя политика Главную задачу во внешней политике К. видел в сохранении Кальмарской унии. В 1517 г. в Швеции обострился конфликт между противниками (во главе с регентом Стеном Стуре- младшим) и сторонниками (во главе с архиеп. Уппсалы Густавом Тролле) сохранения союза с Данией. После того как Стуре-младший сообщил о низложении архиепископа Уппсалы и конфискации его имущества, К. объявил Стуре и его сторонников еретиками. Король заручился поддержкой имп. Карла V и папы Льва X, наложившего на Швецию и ее регента интердикт, и начал военные действия. В янв. 1520 г. Стуре-младший был смертельно ранен. Наемное войско К. беспрепятственно двинулось к Уппсале и Стокгольму, оборону города возглавила вдова убитого регента. Неск. месяцев швед. столица сдерживала осаду, но 7 сент. 1520 г. на условиях амнистии всем противникам короля и архиепископа войска К. вошли в город. 4 нояб. 1520 г. архиеп. Г. Тролле короновал К. в стокгольмской Большой церкви св. Николая. Посланник имп. Карла V передал К. инсигнии ордена Золотого руна. Коронационные торжества продолжались 3 дня. 7 нояб. Тролле подал королю прошение, в котором он потребовал возместить ущерб, нанесенный Уппсале, и назвал тех, кто поддерживали Стуре и подлежали осуждению и наказанию как еретики.

http://pravenc.ru/text/2461997.html

Божидар Вукович. Бюст. XX в. Подгорица (Черногория) (посл. четв. XV в. (?), Старчева Горица (в текстах писал Гюричи) или Подгорица, Зета (совр. Черногория) - кон. 1539 или нач. 1540, Венеция). Происхождение неясно, сведения о его появлении в Венеции и о раннем, до начала книгоиздательства, венецианском периоде жизни практически отсутствуют. Архим. Иларион (Руварац) предположительно отождествлял Божидара с Божидаром Греком - логофетом (главой канцелярии) правителя Зеты Ивана-бега Црноевича, упоминаемым в записи 1486 г. ( Руварац И. Montenegrina. Земун, 1899. С. 263; Записи. 1. С. 112, 355). Эта гипотеза получила почти общее признание в научной лит-ре и стала основанием для датирования рождения Божидара В. временем ок. 1460-1465 гг., но то обстоятельство, что его брат Гаспар жил и активно действовал еще в 1563 г., не позволяет согласиться с этим. Указания на греч. происхождение Божидара в источниках отсутствуют: его принадлежность к греч. общине в Венеции (при отсутствии в городе серб.) говорит только о его Православии, а во всех словах, предпосланных им к изданиям, подчеркивается его принадлежность к серб. народу. Вероятно, во время захвата Зеты турками (1496) он был еще молод, не старше 20, и покинул родину вместе с родителями. Его семья не отличалась знатностью происхождения. Существующая генеалогическая легенда В. оформилась в 1520-1546 гг. Ок. 1520 г., возможно в связи с коронацией имп. Карла V (1519), Божидару либо его отцу или деду («преждним моим и мне»), по словам из предисловия к Октоиху 1536-1537 гг., был дарован герб В. (возведены в дворянское достоинство или получили подтверждение в нем). Не исключено, что уже тогда В. на основании фамильного прозвища связали свое происхождение с потомками (деспотами) Вука Бранковича, муж. линия к-рых пресеклась в 1516 г. (см. ст. Бранковичи ). Впервые западноевроп. по характеру герб В. изображен в 1520 г. на поле иконы «Спас Нерукотворный», снабженной по поручению Божидара его напарником иером. Пахомием соответствующей подписью ( Л. Икона са записом Божидара Београд, 1932. Бр. 7. С. 127). С 1536 г. Божидар называет себя воеводой.

http://pravenc.ru/text/161003.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010