Позже капитану Прайдхему довелось выступить избавителем другого христианского монарха, и в мае 1936 г. именно он вывез на корабле «Hood» из Джибути в британскую Палестину вынужденно покинувшего Эфиопию императора Хайле Селассие, его семью и приближенных. Итальянская агрессия в Эфиопии была встречена куда более сплоченным международным сопротивлением, чем действия большевиков в России, и уже в январе 1941 г. император возвратился в Эфиопию, чтобы возглавить восстание против оккупантов, а 5 мая 1941 г. торжественно вступил в Аддис-Абебу. Он благополучно правил своей страной еще 33 года, пока не пал жертвой воспитанников все тех же большевиков… «Мальборо» имел длину 189,8 м и ширину 27,4 м. Экипаж составлял 925 человек. Pridham F. Close of a Dynasty. Дневники. С. 295. События последующих двух лет приведут к гибели многих членов семьи Барятинских, в том числе и одной из трех сестер, и окажутся напрямую связанными с отъездом из Крыма лиц императорской фамилии… Дневники. С. 295. Там же. С. 297. Там же. С. 299. Там же. С. 295. Дневники. С. 298. Там же. С. 301. Там же. С. 307. Там же. С. 302. Там же. С. 304–305. Там же. С. 305. Там же. С. 307. Там же. С. 309. Дневники. С. 310. Там же. Там же. С. 311. Там же. С. 312. Там же. Запись от 19 марта. С. 316. Там же. С. 314. Там же. Там же. С. 315. Дневники. С. 317. Там же. Там же. С. 319. Там же. Там же. Там же. Дневники. С. 320. Там же. С. 323. Дневники. С. 323. Там же. С. 325. Там же. Запись от 17 апреля. С. 327. Следует отметить, что ранее текст воспоминаний С. А. Апухтина, включая и публикуемую ниже их часть, был опубликован в малотиражном издании и недоступен широкой читательской аудитории. Первую публикацию см.: Воспоминания С. А. Апухтина (продолжение). Отряд Особого Назначения для Охраны Лиц Императорской Фамилии, находящихся в Крыму (1918 г.)//Союз дворян=Union de la Noblesse Russe: Bulletin interieur de l’Union de la Noblesse Russe. Париж, 2007. 102. С. 3–19. — Ред.   Источник:  Клементьев А. К. Особый отряд по охране лиц императорской фамилии в Крыму в октябре 1918 — апреле 1919 г. //Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2022. С. 304–359. DOI: 10.24412/2224-5391-2022-39--359

http://bogoslov.ru/article/6176513

После всех ужасов военного лихолетья во мне зародилась мысль: видимо, Богу угодно, чтобы я смог еще и еще быть полезен людям. И если Господь продлевает мою жизнь, то и я должен быть благодарен Ему – Создателю всяческого Бытия. Посещая храм, я молился, благодарил и просил Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он помог мне полностью посвятить себя служению Ему. По настоянию моей родительницы Евдокии Николаевны и по своему убеждению я поступил в Московскую Духовную семинарию, а затем Академию, которую закончил в 1963 году со степенью кандидата богословия. За время учебы я также работал шофером, помогая Академии и монастырю в обслуживании профессуры, ректора, наместника, а также эконома Троице-Сергиевой Лавры. Трудновато было, но легче, чем на фронте. Свободного времени не было ни минуты. Приходилось много читать духовной литературы, готовиться к экзаменам, писать сочинения, рефераты. Много было интересного и много встреч с замечательными людьми: духовными пастырями, профессурой, архиереями и Святейшими Патриархами, председателями Отдела внешних церковных связей, где я трудился потом в течение 22-х лет. Но сейчас я хочу сказать об уникальной личности, которая, как яркая звезда, вспыхнула на церковном небосклоне; казалось бы, вспышка – только миг, но миг этот продолжался в моем видении 50 лет. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) – благороднейший интеллигент, молитвенник Земли Российской. В его движениях и разговоре наблюдалась степенность, в общении – теплота, никаких резких высказываний и лишних слов. Его большие глаза пронизывали человека насквозь. Он был доверителен и требовал к себе того же. Мне приходилось наблюдать его встречу с императором Эфиопии Хайле Селассие – как он чисто говорил по-французски! У такой личности, как Святейший Патриарх Алексий I, можно было поучиться многому, самое главное – выдержке и смирению. Несколько раз Господь удостоил меня побывать с Патриархом в узком кругу, когда мы выезжали в лес на прогулки. Однажды, когда все разошлись, мы со Святейшим остались вдвоем. Он сидел в автомашине с открытыми дверями, попросил меня подойти к нему и начал расспрашивать: кто я, чем занимаюсь? Я сказал, что учусь в семинарии и помогаю, когда такая возможность представляется, в качестве шофера. «Это хорошо, – ответил он. – Молодец». Вот этот яркий эпизод мне запал в душу на всю жизнь. Если этот благородный человек так ведет себя в быту, то как он ведет себя во время богослужения? Много прошло незаурядных личностей перед моими глазами, но такого благородства я больше не встречал.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Сообщается, что перенесенные вчера коробки весят около 3 тонн, не считая нескольких ящиков, украшенных драгоценными камнями и золотыми пластинами, содержащих талеры Марии Терезии . Иерусалимские менялы разменивали вчера талеры Марии Терезии нескольким расам, сопровождавшим своих жен за покупками. Они платили от 70 до 75 палестинских миль за монету (в каждой из которых серебра ценностью 65 миль) с надеждой продать их со значительной прибылью деревенским женщинам. Монеты эти по диаметру в два раза больше 100-мильной монеты.На них имеется дата (1780 год) и портрет Марии Терезии. Жены феллахов очень любят использовать их при изготовлении украшений, надеваемых на голову.Одна из императорских дочерей, равно как и ее мать и сестра, при прибытии на иерусалимский вокзал одетая в сомбреро с широкими полями, посетила вчера шляпный магазин Кляйна. Она была без шляпы, ее волосы были связаны на макушке и покрыты сеточкой. Она выбрала модную, но простую шляпку и ушла, унося ее в сумке». 13 мая сообщается о том, что Верховный комиссар Палестины (сэр Артур Уокоп) нанес императору ответный визит после посещения его императором в Доме Правительства в субботу, а в номер его провел лично управляющий отеля г-н Сэйлор. На улицах города видели также такси Паккард, выделенные отелем для обслуживания императора и его свиты. Император страдает от небольшой легочной недостаточности, вызванной отравлением горчичным газом на полях сражений и никак не связанной с условиями проживания в отеле. Накануне днем, в сопровождении членов своей семьи, он осмотрел деловой центр города, проехав по улицам Яффо и Бен Иегуда и вернувшись в отель по авеню короля Георга. Императрица с дочерьми накануне утром вновь посетила дом Абкариус-бея в Тальбие, а затем отправилась покупать шляпки, перчатки и другие аксессуары. Императрица также дала интервью корреспонденткам газеты (оно будет опубликовано 17 мая). 14 мая на 4 странице газета публикует данное накануне агентству Рейтер интервью императора, в котором он рассказывает о своих планах по освобождению Эфиопии, переезду в Англию и выступлению на ближайшей сессии Лиги Наций в Женеве.

http://bogoslov.ru/article/1895521

Эфиопы говорят, что замки поменяли израильские власти, вручив ключи эфиопам, Педерсен же утверждает, что эфиопы поменяли замки сами в ночь на Пасху стр.23). Иоганн Фрутигер (1836-—899) — швейцарский банкир, проживавший в Иерусалиме, где построил несколько домов и участвовал в финансировании строительства железнодорожной линии Яффо-Иерусалим. Йоханнес IV (1831 —1889) — император Эфиопии в 1872—1889 гг. Внутри страны продолжил объединительную политику императора Теодороса II, во внешней политике ориентировался на англичан, которые помогли ему прийти к власти. В 1875—1876 гг. отбил нападения египтян, затем оказал поддержку англо-египетским властям в Судане во время восстания махдистов, что привело Эфиопию в 1885 г. к войне с ними, в ходе которой в битве у Метеммы 9.3.1889 г. Иоахннес IV погиб, а его войска отступили обратно в Эфиопию. Арабы отрубили у тела Йоханнеса голову и выставили её нанизанной на копьё в своей столице Омдурмане. Менелик II (имя при рождении Сахле Мариам, 1844(18440817) —1913) — император Эфиопии в 1889—1913 гг. С 1855 г. — царь провинции Шоа, где основал новую столицу империи — Аддис-Абебу. Пришёл к власти после гибели императора Йоханнеса IV на войне с махдистским Суданом. Продолжил политику Теодороса II, погибшего, но не сдавшегося англичанам во время англо-эфиопской войны 1867 —18 68 гг. Внёс большой вклад в объединение и развитие Эфиопии, одержал победу в ходе итало-эфиопской войны в битве при Адуа в 1896 г. При Менелике Абиссиния установила дружеские контакты и союзнические отношения с Российской империей, которые вылились в уникальное двадцатилетие дружественного сотрудничества (1893—1913 гг.). Россия оказала большую помощь в становлении Эфиопского государства, в его укреплении и модернизации, страну посетили тысячи российских добровольцев, в том числе поэт Н. С. Гумилёв. В последние годы жизни Менелик тяжело болел и фактически отошёл от управления государством, периодически циркулировали слухи о его смерти, провоцировавшие борьбу за власть. Короткие надписи без глаголов очень похожи на геэз и на текст на амхарском, часто в них есть вкрапления геэз в амхарский текст. В случае иерусалимских надписей использование глагола [моа] (победил) и приставки [зыы-] однозначно указывают, что надписи сделаны на языке геэз, однако остальные формы совершенно идентичны в обоих языках. Исследовательская литература, определяя язык иерусалимских надписей, указывает и на амхарский, и на геэз.

http://bogoslov.ru/article/1895521

Также без какой бы то ни было официальной церемонии вечером того же дня, 23 мая 1936 г., император со своей свитой отплыли из хайфского порта в Англию. До Гибралтара его должен доставитькрейсер «Кейптаун», а оттуда обычный пароход «Корфу» линии «Ориент». Однако накануне отплытия императору вручили послание министра иностранных дел Англии Антонии Идена, где сообщалось, что крейсер «Кейптаун» находится в полном его распоряжении до прибытия в Англию. 26 мая «Палестайн Пост» публикует небольшую прощальную заметку, где отмечено восхищение императора относительно обустройства своей семьи и приближенных в Палестине и лучшие пожелания в его дальнейшей деятельности. 28 мая сообщается, что накануне, в среду, 27 мая, император и сопровождающие его лица без почестей и церемоний сошли на берег в Англии. Таким образом, обзор газеты «Палестайн Пост» дает нам представление о внешней канве визита Хайле Селассие в Иерусалим 8 — 23 мая 1936 г., о его пребывании в гостинице «Кинг Дэвид» и на вилле «Леа». Становится ясно, что и Вильнаи, и Кроянкер, и авторы других статей, включая статьи об императоре в ивритской и русской Википедии, дают неточные сведения о датах и местах его пребывания в Иерусалиме .   Освобождение Эфиопии и послевоенная деятельность Хайле Селассие После захвата Эфиопии император организовал временное правительство, руководившее партизанскими отрядами. 30.06.1936 г. Хайле Селассие выступил с потрясшей многих дипломатов своей искренностью и пафосом речью на заседании Шестнадцатой Ассамблеи Лиги Наций в Женеве. Однако выступившие затем делегаты Великобритании и Франции заявили, что остановить дальнейшее наступление Италии можно лишь военными санкциями, которые могут спровоцировать европейскую войну. Лишь после начала Второй мировой войны, 12.07.1940 г., Великобритания признала Эфиопию своим союзником и начала оказывать ей военную помощь. 15.01.1941 г. Хайле Селассие I был доставлен самолетом в Судан, а через пять дней он на самолёте прибыл в Эфиопию. Собрав при поддержке британского правительства армию, он двинул вооружённые части на Аддис-Абебу. Узнав о возвращении императора, население Эфиопии начало во всей стране вооружённое восстание. Военные действия регулярных частей британской армии и эфиопского ополчения привели к тому, что итальянцы начали отступление, и 5 мая император торжественно въехал в Аддис-Абебу, восстановив независимость Эфиопии. Затем ему пришлось подавить выступления внутренней оппозиции, не желавшей восстановления власти монарха, которого сочли недостойным трона за бегство из страны в то время, как территория страны подверглась оккупации, а люди — унижениям и смерти.

http://bogoslov.ru/article/1895521

2.11.1930 г. Тафари Маконнен был коронован в качестве 225-го императора Эфиопии под именем Хайле Селассие I. На коронации присутствовали высшая знать, представители духовенства, а также высокопоставленные лица Великобритании и Италии, иностранные делегации ряда стран. Реформаторский курс императора в 1930-е гг. претерпел ряд изменений. Действия Хайле Селассие стали отличаться осторожностью, половинчатостью в решении узловых вопросов развития страны, выбором среднего курса между консерваторами и сторонниками реформ. Главным в его социально-политической стратегии оставалось утверждение абсолютизма, стремление сохранить ведущее положение в стране за феодальным классом, полностью подчинённым его воле. В июле 1931 г. император утвердил первую конституцию Эфиопии, созданную на базе японской конституции Мейдзи. Она закрепляла статус императорской власти, вместе с тем в стране был учреждён двухпалатный парламент, состоящий из сената, члены которого назначались из числа знати, а также палаты депутатов, отбор в которую осуществляли знать и местные вожди. Высшая законодательная, исполнительная и юридическая власть закреплялась за императором, который объявлялся также высшей судебной инстанцией страны. В 1931 и 1935 гг. им были приняты законы о частичном освобождении рабов. Были проведены реформы государственной финансовой системы, общественной безопасности, здравоохранения, образования. Император старался сохранять баланс в отношениях с колониальными державами — Великобританией, Францией и Италией. Он завершил формирование регулярной армии, однако попытки оснастить армию современным оружием натолкнулись на сопротивление западных держав, отказавших Эфиопии в продаже тяжёлого вооружения. Поэтому армия была оснащена только стрелковым оружием. В 5 часов утра 3.10.1935 г. итальянская армия без объявления войны начала вторжение в Эфиопию. Войска под руководством генерала Эмилио Де Боно, расквартированные на территории Эритреи, перешли пограничную реку Мареб и развернули наступление в направлении Адиграт — Адуа — Аксум. Одновременно на юге с территории Итальянской Сомали армия под командованием генерала Родольфо Грациани перешла границу и начала наступление в направлении Горрахей — Харар. В 10:00 Хайле Селассие I отдал приказ о всеобщей мобилизации. Он лично указал правила, по которым эфиопы должны воевать, а в своих приказах от 19 октября он даёт чёткие указания главнокомандующему эфиопской армии расу Касса, как армия должна вести себя при обнаружении самолёта противника, где следует устанавливать палатки, что надо сделать для того, чтоб сбить вражеский самолёт и т. д. В ходе войны итальянские войска применяли огнемётные средства, разрывные пули и химическое оружие, сбрасывая на мирное население и в места сосредоточения войск негуса бомбы с ипритом.

http://bogoslov.ru/article/1895521

В формировании учебного процесса руководство колледжа ориентируется на светские стандарты. Так, начальный курс – бакалавр теологии – здесь рассчитан на 5 лет. Затем следует магистерская программа, которая длится 3 года. В последнее время колледж позволяет защищать докторские программы по стандарту PhD. Несмотря на такую ориентацию на светские стандарты образования, колледж служит нуждам Церкви и прежде всего нацелен на подготовку священнослужителей. Все студенты колледжа должны быть диаконами. В Эфиопской Церкви следуют древней церковной традиции, согласно которой диаконам позволяется вступать в брак, хотя священникам это уже запрещено. Большинство духовенства Эфиопской Церкви – женатое. Праздник Богоявления - Тимкет Монашество В Эфиопской Церкви очень сильны монашеские традиции, которые выходят далеко за стены монастырей и влияют на жизнь простого народа. По преданию, монашество в Эфиопию было принесено в шестом веке девятью монахами, пришедшими из «Рума» – Византии. Эти монахи, по всей видимости, принесли в Эфиопию сирийскую монашескую традицию. Со временем она смешалась с элементами египетского монашества, а также дополнилась собственно эфиопскими традициями. Монахи из «Рума» поселились на севере страны, в районе озер. Здесь и поныне находится значительная часть монастырей. Архимандрит Кирилл (Говорун) и эфиопский монах Многие монастыри скорее похожи на скиты, как они существуют в русской традиции. При некоторых из них живут пустынники. Вообще отшельничество распространено в Эфиопской Церкви. Так например, один из самых знаменитых эфиопских монастырей – Дебре Лебанос – окружен пещерами, в которых до сих пор живут отшельники. Одновременно такие монастыри как Дебре Лебанос являются туристическими местами и охотно получают от этого свои дивиденты. Эфиопский монах В Эфиопской Церкви существуют и монастыри, направленные на социальную деятельность. Мы посетили один из них, расположенный неподалеку от Аддис-Абебы. Это женский монастырь Себата – относительно новый, основанный императором Хайле Селассие. Он представляет из себя большой комплекс, раскинувшийся на несколько гектаров и включающий сады, поля, швейные, прядильные и другие мастерские. При монастыре также действует приют для девочек-сирот. Сироты живут в отдельных корпусах, в каждой комнате по 6 девочек и с ними одна монахиня, которая берет на себя заботу по уходу и воспитанию.

http://pravmir.ru/patriarx-efiopskij-pav...

После гонений при Тимуре из более 100 епархий Сирийской церкви осталось всего 20. В настоящее время сирийский.патриарх (носящий титул Антиохийского) проживает в Дамаске, a 11 епархий находятся в разных странах (Сирия, Турция, Израиль, Ирак, Ливия, США). Общая численность верующих, разбросанных по всему миру, составляет около 2,25 млн человек. 3. Копты и эфиопы После заключения унии 633 г. значительная часть египетских христиан во главе с Вениамином I (622/3–661/2) отказалась вступить в общение с халкидонитами и образовала собственный Александрийский Патриархат, получивший название Коптской церкви. Она состояла по преимуществу из автохтонного населения – коптов (арабское название египтян), говоривших на диалектах позднеегипетского языка. Эфиопский выносной крест. Около 1500 г. При арабах значительная часть греческого населения, включая православного патриарха, покинула Александрию и Египет, и Коптская церковь стала основной христианской общиной. Впоследствии арабы разрешили восстановить и православный (халкидонитский) Александрийский Патриархат, но численность его паствы многократно уступала числу христиан-коптов (в настоящее время последних насчитывается от 5 до 8 млн человек). Копты всегда играли заметную роль в политической и экономической жизни Египта. Резиденция коптского патриарха находится в Каире. Одной из церковных провинций, подчиненных коптскому патриарху, долгое время была Эфиопия (крещение которой произошло еще в IV в., во времена Аксумского царства). Несмотря на богатую и самобытную местную христианскую традицию, Эфиопская церковь до XX в. возглавлялась исключительно коптами. Лишь в 1951 г. по договоренности с императором Хайле-Селассие I был поставлен в Каире первый митрополит-эфиоп Василий (абуна Басилиос). В 1959 г. он получил от коптского патриарха титул патриарха Эфиопского. В настоящее время автокефальная Эфиопская церковь насчитывает около 40 млн верующих и более 400 тыс. клириков (для сравнения: в Русской православной церкви численность клира едва превышает 30 тыс.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эфиопский клирик При переводе же Писания на современный амхарский богословы, помимо Септуагинты, ориентируются также на древнееврейский текст. Помимо переводческой деятельности, члены богословского совета занимаются текущими вопросами – дают свои экспертные заключения по тем проблемам, которые возникают в жизни Эфиопской Церкви. Эфиопская икона Говоря об эфиопском каноне книг Священного Писания, любопытно отметить, что в него входит ряд апокрифических книг, а также «Пастырь» Ермы, который входил в канон древней Церкви, но затем был из него исключен. В Эфиопской Церкви большое внимание уделяют катехизации, религиозному образованию и подготовке клириков. Последнее особенно актуально с учетом их огромного числа. Главное учебное заведение Эфиопской Церкви, готовящее клириков – богословский колледж Святой Троицы в Аддис-Абебе. Его ректор – архиепископ Тимофей, в свое время учился в Ленинградской Духовной академии. Вообще значительная часть нынешней элиты Эфиопской Церкви разговаривает на русском языке, так как учились в Ленинградской Духовной академии. Колледж был основан еще в 1941 году императором Хайле Селассие. Эфиопский клирик При императоре это учебное заведение сначала готовило учителей для школ и входило в систему народного образования, а в 1967 году было преобразовано в богословский факультет университета Аддис-Абебы. Ректором колледжа в тот период был знаменитый индийский богослов В. Сэмюэль – на протяжении многих лет один из самых видных участников межхристианских богословских диалогов, в том числе с Русской Православной Церковью. При Менгисту богословский факультет был закрыт и все его помещения экспроприированы. Колледж был вновь открыт в 1993 году и сейчас является высшим учебным заведением Эфиопской Церкви. Эфиопские богомольцы Обучение в колледже ведется в основном на английском языке – как и во всех школах и вузах Эфиопии. Поэтому библиотека укомплектована главным образом книгами на английском языке. Отдельно преподается амхарский язык и гыыз. При чем на гыызе студенты учатся не только читать и писать, но даже составлять поэмы. Наряду с традиционными богословскими предметами здесь преподаются такие любопытные дисциплины как «Статистика и исследовательские методы», «Принципы менеджмента в Церкви», «Компьютерная грамотность», «Основы бухгалтерского дела», «Сохранение и поддержание древностей», «Подготовка, мониторинг и оценка социальных проектов».

http://pravmir.ru/patriarx-efiopskij-pav...

Кафедральный собор св. Марка является центром подворья Анбы Рувайса. Он был построен в Патриаршество Кирилла VI вместо старого кафедрального собора в Эль-Эзбекии. Это единственный христ. храм, строительство которого финансировалось при участии Правительства Египта. Закладку собора в 1965 г. провел Президент Египта Г. А. Насер; в 1968 г. собор был освящен Патриархом Кириллом VI в присутствии имп. Эфиопии Хайле Селассие I. Незадолго до освящения Римский папа Павел VI передал Коптской Церкви главу ап. Марка, к-рая была помещена в одном из приделов собора. Храм считается уникальным явлением в совр. христ. архитектуре (инженер М. Бахиум). Это крупнейший христианский храм в Египте; его длина 100 м, ширина 36 м и высота 55 м, высота колокольни 85 м. Использование железобетона открыло новые возможности для архитектурных фантазий. Здание представляет собой базилику на высоком подиуме. Нижний этаж оформлен широкой галереей на арочных опорах. К главному верхнему храму ведет широкий лестничный подъем по зап. фасаду. Трансепт, как и во мн. средневек. храмах Зап. Европы, расположен перед алтарем; над средокрестием возведен плоский купол. Вертикаль задает одиночная колокольня с вост. стороны. Интерьер собора св. Марка. 1968 г. Интерьер собора св. Марка. 1968 г. Несмотря на традиц. подход в выборе планировочной основы, заданные формы выполнены в совр. конструктивном минималистичном стиле. Главный неф базилики перекрыт высоким сводом, к-рый поддерживается 2 рядами по 6 столбов из егип. алебастра с корзиночными капителями. Высокие окна клеристория декорированы витражами с изображениями библейских сюжетов и святых. Свободные, плавно изгибающиеся линии цилиндрических сводов подчеркивают крупные архитектурные формы фасада и вытянутые дверные и оконные проемы. В пространстве собора превалируют арочные очертания, гармонично соотносятся большие и малые формы. Строительство этого храма заложило основы стиля совр. копт. архитектуры не только в К., но и в др. городах Египта. В алтарной части размещены 3 престола: во имя ап. Марка (центральный), вмч. Мины (северный) и Пресв. Богородицы (южный). На центральном золоченом престоле храма - дар РПЦ - белые и голубые кресты из эмали и сцены Тайной вечери, Моления о чаше и Страстей Христовых. Алтари отделены от основного пространства деревянными 2-ярусными иконостасами с совр. иконами. Над царскими вратами центрального иконостаса изображена Тайная вечеря, по бокам от нее расположены иконы Божией Матери, св. Иоанна Предтечи и 12 апостолов.

http://pravenc.ru/text/1319897.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010