Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАСЛЕЙОС [Василий; эфиоп.  ] (1892, мест. Эмодель, р-н Мида, пров. Шоа, Эфиопия - 1971), первый Патриарх Эфиопской Церкви (1959-1971). Его отец, свящ. Вольде Цадык Соломон, и мать, Валатта Марьям, принадлежали к старинному роду местных землевладельцев. При рождении ему было дано имя Габра Гийоргис (букв.- раб Георгия). Он рано выучился грамоте в приходской школе своего отца и в 1902 г. ушел в мон-рь Дэбрэ-Либанос , где учился у знаменитого наставника Габра Иясуса (букв.- раб Иисуса) искусству составлять духовные стихи, импровизируемые во время службы, и богословию, у наставника Габра Хейвота изучал гимнологию. 30 авг. 1913 г. он принял постриг в этом мон-ре, в 1915 г. был рукоположен в Аддис-Абебе митр. Матевосом в сан иерея. Габра Гийоргис вернулся в Дэбрэ-Либанос, затем подвизался в мон-ре Ваша-Микаэль, а потом перешел в небольшой мон-рь на горе Мэннагэша, где сам начал преподавать богословие. В 1919 г. он был назначен имп. Заудиту игуменом этого мон-ря, а митр. Матевос поставил его в архимандрита (  ). Там он подвизался 13 лет, в 1932 г. Габра Гийоргис был назначен имп. Хайле Селассие I настоятелем придворной ц. св. Гавриила, но он просил отпустить его обратно в свой горный мон-рь. Однако император желал использовать способности Габра Гийоргиса и в 1933 г. назначил его главным архимандритом эфиоп. мон-рей в Иерусалиме, поставив ему задачу возвратить Эфиопской Церкви места, связанные с храмом св. Гроба Господня, утвержденные за ней еще султаном Салах ад-Дином во времена крестовых походов. В 1935 г. император призвал его на родину и назначил эччеге - главным архимандритом Дэбрэ-Либаносской лавры и всех мон-рей ее устава, 59-м настоятелем после ее основателя Такла Хайманота . Когда в окт. 1935 г. Италия напала на Эфиопию, эччеге Габра Гийоргис в своем обращении к народу призвал всех на войну с захватчиками. 2 мая 1936 г. вместе с императором он покинул Аддис-Абебу и удалился в изгнание в Англию, с ним же вернулся в Эфиопию после разгрома итал. войск и снова стал выполнять обязанности эччеге. Благодаря настойчивым усилиям имп. Хайле Селассие I в 1948 г. было достигнуто соглашение с Александрийским Патриархатом о полной автономии Эфиопской Церкви. В 1950 г. эччеге Габра Гийоргис стал 1-м эфиоп. архиеп. В 1959 г. он был избран Патриархом Эфиопской Церкви, к-рая стала автокефальной. Между Патриархом, получившим имя Б., и имп. Хайле Селассие I сохранялось полное согласие. Когда в дек. 1961 г. военные предприняли попытку гос. переворота, Б. в своем обращении к народу обвинил заговорщиков в предательстве интересов родины и измене присяге и призвал народ сохранять верность императору, что в немалой степени способствовало быстрому подавлению мятежа. В конце жизни Б. страдал от тяжелой болезни. Погребен в мон-ре Дэбрэ-Либанос. Лит.:                                   С. Б. Чернецов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77654.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АДДИС-АБЕБА [амхар.     - новый цветок], столица Эфиопии, крупнейший город страны (население свыше 2 млн. чел., по оценочным данным сер. 90-х гг. XX в.), центр Эфиопской Церкви. Со времен крушения Аксумского царства (VII в.) эфиоп. города находились в упадке и политическим центром христ. гос-ва был царский походный лагерь. Митрополит, глава Эфиопской Церкви, живший по большей части в поместье, пожалованном царем, часто объезжал мон-ри и навещал царя в его кочевой ставке. Единого центра Эфиопской Церкви не существовало вплоть до основания в 1636 г. столичного г. Гондара , куда переехали царь и митрополит вместе с эччеге , главным архимандритом всех мон-рей сообщества Дэбрэ-Либаноса . За последующие полтора века гондарские цари потеряли реальную власть в стране и могущественные феодалы неоднократно захватывали столицу, чтобы возвести на престол своего очередного ставленника. Митрополит вынужден был покинуть Гондар; захвативший царский трон Теодрос в 1865 г. сжег город как рассадник мятежа, а его преемник имп. Иоанн IV не стал восстанавливать столицу. Новый имп. Менелик II взял курс на активную модернизацию страны, что привело к учреждению в 1889 г. постоянной столицы - А.-А. (сам город был основан в 1887 г. на месте военного лагеря царя (негуса) Менелика и первоначально назывался Финфинни). К нач. XX в. она уже была постоянной резиденцией императора и митрополита. После того как 2 нояб. 1930 г. в А.-А. короновался последний эфиоп. имп. Хайле Селассие I (1930-1974), город приобрел значение не только политического, но и религиозно-культового центра Эфиопии, существенно потеснив древний Аксум . Ныне здесь располагается резиденция Эфиопского патриарха. Лит.: Heyer F. Die Kirche Äthiopiens. B.; N. Y., 1971; Pankhurst R. History of Ethiopian towns: From the mid-nineteenth century to 1935. Stuttg., 1985. Р. 350-353. С. Б. Чернецов Рубрики: Ключевые слова: АДУЛИС крупный портовый город, располагавшийся в поздней античности и раннем средневековье близ Красноморского побережья Африки южнее совр. г. Массауа (Эритрея); являлся центром епархии Эфиопской Церкви АДАНА город в килийской долине, на р. Сейхан (древнее название – Сар), центр Одноименного вилайета в Турции

http://pravenc.ru/text/63498.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЭБРЭ-АСЭБОТ [эфиоп.      ], эфиоп. мон-рь. Расположен примерно на полпути от столицы Аддис-Абеба до г. Дыре-Дауа, у потухшего вулкана Асэбот, от которого получил название. По народной этимологии наименование обители в переводе с амхарского - монастырь мудрецов (ассабивочч). По преданию, обитель была основана во 2-й пол. XIV в. эфиоп. св. Самуилом Вагагским (из мон-ря Дэбрэ-Вагаг) и принадлежала к конгрегации мон-ря Дэбрэ-Либанос . Д.-А. был устроен по общежительному уставу, в нем действовала ц. Св. Троицы. Эфиоп. царь Давид II (1380-1411), к-рый проводил наступательную политику в отношении мусульм. султанатов, покровительствовал Д.-А., находившемуся в опасном положении на границе христ. и мусульм. земель. Когда в 1-й трети XVI в. эфиоп. мусульмане начали джихад против христ. царства, превратившийся в сокрушительное нашествие под предводительством имама Ахмада Ибрахима аль-Гази, Д.-А. стал его первой жертвой. Мон-рь был восстановлен только в 1911 г. стараниями дочери имп. Менелика II, однако просуществовал лишь до итал. вторжения (1935-1936). Итал. колонизаторы, справедливо видевшие в эфиоп. христианах сторонников имп. Хайле Селассие I и поборников национальной независимости, опирались на ислам. Они закрыли мон-рь и отправили монахов в концентрационный лагерь под Могадишо (совр. столица Сомали), где многие из них умерли, не выдержав непривычного климата и суровых условий содержания. После освобождения страны (1941) император восстановил Д.-А. и построил там церковь в европ. стиле, представляющую в плане лат. крест и украшенную куполом. В 90-х гг. ХХ в. в мон-ре проживало ок. 50 монахов и монахинь. Ист.: Actes de Samuel de Däbrä Wägäg/Éd., [trad.] S. Kur. Louvain, 1968. 2 vol. (CSCO; 287-288. Aethiop.; 57-58). Лит.: Cerulli E. Il monachismo in Etiopia//OCA. 1958. Vol. 153. P. 260; Ayele Teklehaimanot. Un faro di luce cristiana brilla da secoli sull " Ogaden//Quaderni di Studi Etiopici. Asmara, 1981. T. 2. P. 56-64; Persoon J. Däbrä Asäbot//EncAeth. Vol. 2. P. 9-10. С. Б. Чернецов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/180778.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЭБРЭ-БАХРЭЙ [эфиоп.       - мон-рь Жемчужины], эфиопский мон-рь. Расположен на северо-востоке Эфиопии, в исторической обл. Уолло. Основан во времена правления царя Исаака (1413-1430) аввой Георгием из Саглы (пам. эфиоп. 1 июля) на столовой горе (амба) высотой 2,4 тыс. м, на плато Гасча. Иногда основание Д.-Б. без достаточных доводов приписывают св. Бацалота Микаэлю (пам. эфиоп. 15 июля), вероятно из-за расположенной вблизи пещерной церкви во имя этого святого, где хранятся его мощи (ныне не действует), но она стала относиться к Д.-Б. намного позднее, чем был основан мон-рь. Слово «бахрэй» (жемчужина), выбранное для названия обители ее ученым основателем, в переносном смысле, как и его эквиваленты в сир. и араб. языках, означает «суть, сущность» и употребляется монофизитами для обозначения «единого существа» Христова. По мнению В. В. Болотова , данная метафора, восходящая в частности, к произведениям Иакова Саругского (V-VI вв.), в устах эфиопов являлась выражением крайнего монофизитства и была направлена не только против Вселенского IV Собора , но и против умеренного монофизитства Севира Антиохийского, допускавшего умозрительное различие во Христе Божественной и человеческой природ на уровне природного качества ( Болотов В. В. Несколько страниц из церк. истории Эфиопии//ХЧ. 1888. 11/12. С. 787-788. Примеч. 2). Находясь в области активного распространения ислама, Д.-Б. был трижды разграблен и сожжен мусульманами, в т. ч. в XVI в., во время нашествия под предводительством имама Ахмада Ибрахима аль-Гази . В результате этих погромов от монастырской б-ки почти ничего не осталось. Судя по лит. плодовитости основателя, она должна была быть богатой, но в наст. время насчитывает всего ок. 100 книг (из них 54 рукописные). Совр. Д.-Б. является центром для 18 приходских церквей, расположенных в округе. В монастырской церкви имеется 3 придела: Св. Троицы, Божией Матери и св. Георгия. В правление имп. Хайле Селассие I (1930-1974) мон-рю был пожалован обширный земельный надел площадью ок. 2 тыс. га, однако во время революции (1974-1975) он был урезан почти на 90%. Ист.: Actes de Iyasus Mo " a, Abbé du couvent de St.-Étienne de Hayq/Éd., [trad.] S. Kur. Louvain, 1965. 2 vol. (CSCO; 259-260. Aethiop.; 49-50); Vie de Georges de Sagla/Éd., trad. G. Colin. Louvain, 1987. 2 vol. (CSCO; 492-493. Aethiop.; 81-82). Лит.: Fisseha Tadesse Fekke. Däbrä Bahr « y//EncAeth. Vol. 2. P. 11. С. Б. Чернецов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/180780.html

Вместо него митрополитом Эфиопии был назначен епископ Авраам, эфиоп по национальности. Однако он был тут же низложен Коптской Церковью. После войны попытка сделать Эфиопскую Церковь независимой была предпринята вновь – на этот раз при поддержке императора Хайле Селассие (1930–1974). В результате трудных переговоров в 1948 году с Александрией было достигнуто соглашение об избрании эфиопского митрополита из числа местных иерархов. Когда в 1951 году умер вернувшийся из изгнания митрополит Кирилл, его сменил эфиоп Василий (Базилос). В 1959 году Александрия утвердила Василия первым Эфиопским патриархом. С этого времени Эфиопская Церковь считается автокефальной. Император Хале Селассие / Независимость Эфиопской Церкви далась ей нелегко. Решающую роль в этом сыграл последний император Эфиопии Хайле Селассие, который, по сути, вынудил коптскую иерархию пойти на уступки. Хайле Селассие был великим благодетелем Эфиопской Церкви. Он возводил свою родословную еще к временам царицы Савской и носил громкий титул «Лев-захватчик из племени Иуды, избранник Божий, царь царей». Само имя, которое он взял при возведении на императорский трон – Хайле Селассие, означает «Сила Троицы». Он был посвящен в диаконский сан. Хайле Селассие был свергнут в 1974 году военной хунтой и умер в Аддис-Абебе в 1975 году. Режим, который захватил власть в Эфиопии, поддерживался Советским Союзом. Возглавив­ший его в 1977 году майор Менгисту Хайле Мариам воздвиг настоящие гонения против Церкви. Многие храмы и монастыри были закрыты, их имущество отобрано государством, многие епископы, священники и монахи брошены в тюрьму, некоторые казнены. Так, в 1979 году был убит патриарх Феофил (Тевофилос), низложенный в 1976 году. После падения в мае 1991 года режима Менгисту возглавлявший с 1988 года Эфиопскую Церковь патриарх Меркурий (Меркориос) был обвинен в коллаборационизме и изгнан из страны. Священники Александр Васютин и Сергий / 5 июля 1992 года синод Эфиопской Церкви избрал новым патриархом Абуну Павла, кото­рый возглавляет эту Церковь до сих пор.

http://pravoslavie.ru/589.html

К. оказывал содействие Насеру и на международной арене, солидаризируясь с его антиизраильским и антиимпериалистическим курсом. Как «сионистская» была осуждена декларация Ватиканского II Собора , снимавшая с евреев обвинения в распятии Христа. Во время Шестидневной войны 1967 г. К. совместно с ислам. религ. лидерами призвал егип. народ к «священной войне» против Израиля. После поражения в войне патриарх запретил коптам совершать паломничество в захваченные израильтянами св. места Палестины. К. издавал многочисленные прокламации, осуждавшие амер. вторжение во Вьетнам, империализм и колониализм в Африке, религ. дискриминацию в Израиле. Внешнецерковная политика К. была направлена прежде всего на укрепление связей с другими древневосточными (нехалкидонскими, монофизитскими) Церквами. Уже через 20 дней после интронизации К. направил к эфиоп. имп. Хайле Селассие I делегацию для переговоров о будущем Эфиопской Церкви . 29 июня 1959 г. ей была дарована автокефалия. Этот акт значительно улучшил отношения между 2 Церквами. В окт. 1960 г. К. нанес пастырский визит в Эфиопию , а в янв. 1965 г. стал председателем 1-й конференции глав т. н. Ориентальных православных (нехалкидонских) Церквей, созванной по инициативе имп. Хайле Селассие I в Аддис-Абебе. Чтобы пресечь практику расторжения заключенных в Коптской Церкви браков путем перехода в юрисдикцию Сирийской яковитской Церкви , К. совместно с сиро-яковитским патриархом Мар Игнатием Иаковом III издал в 1965 г. декларацию, в к-рой подчеркивалось взаимное признание совершаемых в обеих Церквах таинств, в частности бракосочетания. К. вел также активную межконфессиональную политику. При нем Коптская Церковь вступила во Всеафриканскую конференцию церквей и участвовала в 4 неофиц. консультациях правосл. и монофизитских богословов (в Орхусе, 1964, в Бристоле, 1967, в Женеве, 1970, в Аддис-Абебе, 1971). В марте 1960 г. в Александрии прошла встреча представителей монофизитских (Коптской и Армянской), правосл., католич. и протестант. Церквей.

http://pravenc.ru/text/1840425.html

Большая эфиопская строительная деятельность связана с последними императорами Соломонидской династии (конец 19 — первая половина 20 века) (см.ниже). Сегодня эфиопская церковь в Израиле представлена небольшой общиной, возглавляемой архиепископом и состоящей из нескольких десятков монахов и монахинь. После восстановления прерванных после войны Судного дня 1973 г. дипломатических отношений между Израилем и Эфиопией (1989 г.) возросло число паломников из Эфиопии, в основном прибывающих в период Рождества и Пасхи.   Краткий обзор эфиопской собственности на Святой Земле В эфиопском владении в Иерусалиме находятся монастырь Дебре Султан и две часовни, примыкающие к комплексу Храма Гроба Господня, здание патриархии, подворье Дебре Генет в новой части города и ряд расположенных неподалеку отдельно стоящих зданий. Эфиопам также принадлежат монастыри в Иерихоне, в Вифании (эль-Азарии), в Вифлееме и на Иордане. Вильнаи утверждает стр.372), что «эфиопы владеют также престолом в Гробнице Богородицы в Кедроне», Педерсен стр.24) не включает его в список всей эфиопской собственности, армянские и греческие монахи сообщили, что копты и сирийцы служат вместе с армянами на их престоле, про эфиопское присутствие в Храме они не слышали.   1. Монастырь Дебре Султан (Царский монастырь) Царский монастырь, названный так по имени царя Соломона, к которому эфиопская традиция возводит родословие императорской семьи, находится на крыше армянского придела св. Григория Просветителя Храма Гроба Господнего стр.297-305). В византийский период здесь располагалась часть базилики Константина (Мартирион), а при крестоносцах – внутренний двор монастыря охранников Храма (клойстер каноников) , соединенный арочными пролетами с внутренними помещениями Храма. В южной стене двора находились трапезная, кухня и кладовые. Согласно эфиопским преданиям, на этом месте состоялась встреча царя Соломона и царицы Савской, а маленький сад со священной оливой находится на месте жертвоприношения Авраамом своего сына Исаака. Кельи эфиопских монахов располагаются в нишах храмовых стен и в глиняных мазанках с крошечными окошками.

http://bogoslov.ru/article/1895521

В 1974 г. в результате государственного переворота, состоявшегося на фоне тяжёлого социально-экономического кризиса в стране, усугубившегося засухой и голодом 1973 г., император Хайле Селассие был отстранён от власти, которую взял в свои руки Временный Военный Административный Совет (также известный под названием «режим Дерг»). Император скончался (предположительно, был убит) в ночь с 26 на 27 августа 1975 г. в возрасте 82 лет. Марксизм был объявлен официальной идеологией Эфиопии, Церковь отделена от государства, а её земли конфискованы . С первых дней власти нового режима Патриарх Феофил осуждал такие его действия, как убийства невинных людей, конфискация имущества, антицерковные акты и вмешательство в дела Церкви. В частности, с двумя другими епископами он лично потребовал выдать тело императора для эксгумации, в чём ему отказали . В 1976 г. Феофил был арестован. В заключении он проводил время в посте, молитве, чтении, изучении арабского и французского языков и укреплял людей, заключённых вместе с ним. 14 июля 1979 г. вместе с тридцатью тремя другими узниками он был задушен. Его тело было обнаружено и перезахоронено в 1992 г. С момента ареста Феофила местоблюстителем патриаршего престола стал абуна Иоанн, а для выборов нового главы ЭОЦ была назначена специальная комиссия. Один из исследователей следующим образом излагает обстоятельства выбора нового Патриарха Эфиопской Церкви : глава указанной комиссии случайно познакомился с простым монахом Абба Мелаку, пришедшим в Аддис-Абебу для встречи с Патриархом в поисках средств для миссии и храмового строительства в одном из районов Эфиопии, так как по законам нового режима он более не мог использовать для этого пожертвования людей. К этому времени Абба Мелаку построил 65 храмов и создал 24 школы на частные пожертвования, а также крестил более 300 тыс. человек . Узнав об аресте Патриарха, никому не известный Абба Мелаку вернулся в свою деревню. Однако комиссия, учтя его биографию, включила его имя в число кандидатов на патриарший престол, и в 1976 г. он был избран на эту должность с именем Такле Хайманот. Он возглавлял Эфиопскую Церковь до своей смерти в 1988 г. Несмотря на попытки режима использовать его в своих интересах и представить нового Патриарха как руководителя Церкви из рабочего класса, во многом они не удались, и Патриарх Такле Хайманот до самой кончины вёл жизнь простого монаха .

http://bogoslov.ru/article/4583626

и написавшие «Itinerarium Symonis Semeonis ab Hybernia ad Terram Sanctam», свидетельствуют о проведении эфиопской Литургии в Иерусалиме. Францисканец Николо де Поджибонси, посетивший Святую Землю в 1347 г., пишет, что эфиопы владеют двумя капеллами в Храме Гроба Господня – св. Марии на Голгофе и св. Михаила. Паломники Леонардо Фрескобальди (1384 г.) и Огиери д " Англуре (1395—1396 гг.) отмечают, что эфиопы владеют при Голгофе четырьмя капеллами: Нашей Госпожи и св. евангелиста Иоанна, св. Михаила, Иоанна Крестителя и св. Марии Магдалины. Немецкий паломник Себальд Ритер мл., посетивший Иерусалим в 1479 г., пишет, что эфиопы владеют монастырем на Сионской горе, где находится пещера Давида, в которой он сочинил семь покаянных псалмов. С древних времен эфиопов часто принимали за индусов из-за похожего цвета кожи. Путешественник Джон Полонер в 1421 г. рассказывает, что капелла Нашей Госпожи и св. евангелиста Иоанна, являющаяся первой слева на площади при выходе из Гроба Господня, принадлежит индусам (имея в виду эфиопов). Рав Овадия из Бартиноро, прибывший в Иерусалим в 1488 г, называет их «хабиси» и упоминает их среди «христиан, живущих сегодня в Иерусалиме... и хабиси они Престора Иоанна , и каждый из них отрицает веру другого» стр.8-13). Полное прекращение помощи со стороны императоров Эфиопии общине города во время мусульманского нашествия Ахмеда Граня в первой половине XVI в. и османское завоевание Святой Земли и Египта в 1516 г. привели к утрате контроля над этими капеллами и к увеличению зависимости эфиопов от более богатых армянской и греческой общин Иерусалима. Начиная с XVI века паломники и путешественники, а также ученые и монахи, продолжительно жившие на Святой Земле, постоянно упоминают бедную и преследуемую эфиопскую общину. В 1532 г. французские паломники Дени Поссо и Шарль Филипп де Шампермуа в своей книге «Le voyage de la Terre Sainme»omмemuлu присутствие эфиопов в монастыре Дебре Султан на крыше Храма Гроба Господня, а францисканский викарий Святой Земли о.Верньеро в первой половине XVII века писал: «Есть несколько их (эфиопов) в Иерусалиме, и они находятся в такой крайней степени нужды, что ходят почти голыми… В их собственности находится место перед площадью у входа в Храм Гроба Господнего, где у них несколько узких, низких и темных комнат, и где они спят на голой земле».

http://bogoslov.ru/article/1895521

Копт. делегация присутствовала в качестве наблюдателей на I Всеправославном совещании на о-ве Родос (1961); еп. Шенуда представлял Коптскую Церковь на торжествах по случаю 1000-летия Вел. Лавры на Афоне (1963). В апр. 1966 г. К. направил в Москву еп. Самуила для участия в Христианской мирной конференции в ТСЛ. В сент. того же года делегация РПЦ во главе с еп. Подольским Владимиром (Котляровым) посетила Египет в связи с участием в юбилейных торжествах в честь 1400-летия основания Екатерины вмц. мон-ря на Синае и была принята К. в его резиденции в Александрии. В 60-х гг. ХХ в. Коптская Церковь начала активную миссионерскую деятельность на Африканском континенте. Это нашло отражение в офиц. титуле патриарха, к-рый с 1965 г. стал именоваться «Его Святейшество патриарх Кирилл VI, папа Александрии и всей Африки». Одновременно Патриархат принимал меры по духовному окормлению многочисленной коптской диаспоры: были созданы церковные приходы в США, Канаде, Австралии и др. странах. Обширная международная деятельность и поддержка егип. властей позволили Коптской Церкви с размахом провести в июне 1968 г. масштабные мероприятия в честь 1900-летней годовщины мученической кончины ап. Марка . Торжества имели национальный характер и широко освещались егип. и зарубежными СМИ. В Каир прибыли 172 зарубежные делегации, в т. ч. от РПЦ во главе с архиеп. Минским и Белорусским Антонием (Мельниковым) . 25 июня К. вместе с президентом Насером и имп. Хайле Селассие I открыл новопостроенный собор св. Марка, для к-рого РПЦ преподнесла в дар позолоченный престол. На следующий день К. отслужил в соборе литургию в ознаменование возвращения в Египет из Венеции частицы мощей ап. Марка. Др. важнейшее событие в жизни Коптской Церкви в годы Патриаршества К.- явление Пресв. Богородицы в Эз-Зейтуне (2 апр. 1968 - 29 мая 1971). 23 апр. 1968 г. К. сформировал комиссию для исследования свидетельств и 4 мая на пресс-конференции огласил выводы, официально подтверждающие явление Пресв. Богородицы. К. был погребен в соборе св.

http://pravenc.ru/text/1840425.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010