Доходные дома Педерсен перечисляет стр. 91-92) еще несколько жилых домов, построенных эфиопской аристократией неподалеку от эфиопского подворья и сдаваемых Эфиопской Патриархией в аренду с целью получения дохода. Они не представляют, по утверждению Д.Кроянкера, архитектурной ценности. Между домами Менелика и Таиту находится «дом аббы Вальде Габриэля», бывшего духовным наставником раса Маконена, отца будущего императора Хайле Селассие. Здание меньше дома Менелика, но построено в том же стиле. К северу от него находится длинное прямоугольное двухэтажное здание, разделенное на 8-10 комнат. Вход в здание – с востока, на второй этаж ведет наружная лестница, а его балкон обращен к церкви. Здание было построено после 1918 г. войзеро Алтайей Верк, женой фитаврари Хабте Гиоргиса, военного министра Менелика, и сдавалось различным эфиопским и еврейским жильцам. Между домом и церковью расположена небольшая лимонная плантация монастыря. Кузина и приятельница императрицы Заудиту, войзеро Амарэч, построила небольшой двухэтажный дом около дома императрицы Таиту, напротив дома войзеро Алтейи Верк, и передала его монастырю для сдачи в аренду. Дом с садом сдается католической общине «la Communaute de l " Agneau» и заселен группой монахинь . В 1911 г. войзеро Дэста Нессибу , ее муж и сестра построили три дома к северу от подворья, на противоположной стене подворья стороне улицы рава Саланта. Амхарская надпись над главным входом в одно двухэтажное здание, содержащее 12 комнат (ул. Рава Саланта, дом 11), отмечает, что оно построено Афэ Негусом Нессибу и его женой. К югу от него стоит длинное прямоугольное двухэтажное здание с 14 комнатами, построенное для монастыря войзеро Дэста и ее сестрой. Между двумя домами есть небольшое третье здание и цистерна водосборника. Около дома императрицы Заудиту на ул. пророчицы Деборы (Двора ха-Невия, 9) стоит двухэтажный дом, подаренный монастырю одним из генералов императора Менелика дэджазмачем Балча (Такла Микаэлем). Напротив этого дома, к востоку от него, на другой стороне улицы стоит другой двухэтажный дом, купленный второй женой императора Хайле Селассие I, императрицей Менен (ул. Пророчицы Деборы, 8). Он принадлежит сейчас наследникам императора. Дома 4 и 6 по той же улице были приобретены расом Тафари в 1928 г., до 2006 г. принадлежали его наследникам, а затем были проданы.

http://bogoslov.ru/article/1895521

После восстановления на престоле Хайле Селассие подписывает в 1948 г. соглашение с коптской патриархией об избрании после смерти митрополита Кирилла назначенного Александрийским коптским патриархатом местного митрополита. В 1951 г. собрание клириков и мирян избрало митрополитом эфиопа Василия, установив автономию Эфиопской Церкви, а в 1959 г. коптский патриархат утвердил митрополита Василия первым патриархом Эфиопской Православной Церкви. В 1955 г. обнародована новая конституция Эфиопии, предоставляющая значительное расширение прав парламента, признающая политические права подданных, свободу слова, печати и собраний, наделяющая все взрослое население избирательным правом для выборов членов нижней палаты парламента и т.д. Однако на практике репрессивный аппарат подавлял всякое инакомыслие в стране, Эфиопия оставалась феодальной страной, в ней изолированно существовал лишь небольшой модернизированный индустриальный и управленческий сектор, а ее строй характеризуется как «просвещенный деспотизм». Правительство Хайле Селассие I не проводило никаких реформ в деревне, осуществляя феодальную земельную политику, поэтому положение крестьянина оставалось чрезвычайно тяжёлым, а каждый большой неурожай вызывал голод, от которого регулярно умирали тысячи людей. В 1950 г. ООН приняла решение об объединении Эфиопии и бывшей итальянской колонии Эритреи в рамках федерации, вступившее в силу в 1952 г. Фронт освобождения Эритреи в сентябре 1961 г. начал вооружённую борьбу за независимость, и в 1962 г. император лишил провинцию прав автономии, распустил её парламент, ввёл на ее территории цензуру и запретил политические партии. Боевые действия в Эритрее продолжались около 30 лет, приведя к разрухе и многочисленным жертвам среди населения, вплоть до отделения Эритреи в 1991 г. В декабре 1960 г., когда император находился с визитом в Бразилии, в стране произошёл государственный переворот, возглавляемый Гырмаме Ныуаем и его братом Менгисту, командиром императорской гвардии. Примкнуть к заговорщикам согласился 44-летний наследный принц Асфа Воссен. Мятеж был подавлен, Гырмаме покончил с собой, раненый Менгисту был арестован и публично повешен.

http://bogoslov.ru/article/1895521

Согласно зарубежным публикациям, именно Израиль предупредил императора в 1960 г. во время его визита в Южную Америку о готовящемся государственном перевороте, тем самым позволив ему успеть вернуться в Эфиопию и пресечь попытку переворота. Начиная с 1960 г. Израиль помогал Хайле Селассие основать полицию Эфиопии. Для этого в 1960 г. туда был послан генерал-майор Иегуда Праг , ставший главным советником полиции Эфиопии в период ее становления (1960 — 1963 гг.) и получивший высшую золотую награду страны из рук императора. Когда в 1973 г., после войны Судного дня, Эфиопия разорвала связи с Израилем, большая делегация израильских советников была изгнана из страны.  Имя Хайле Селассие связано с рядом судебных исков, имевших отношение к государственному и личному имуществу императора в Иерусалиме. 16.11.1938 г. послом Великобритании в Риме и министром иностранных дел Италии было подписано соглашение, приведшее к тяжелым последствиям для эфиопской общины Палестины. Летом 1939 г. итальянский консул в Иерусалиме выдвинул требование передать правительству Италии дом царицы Заудиту на ул. Пророков, являющийся собственностью Эфиопии (однако неоднозначно оформленный с точки зрения прав на землю и на недвижимость), а следовательно, после итальянской оккупации принадлежащий Италии. Интересы итальянцев представлял в суде Насиб Абкариус-бей, а император обратился к молодому еврейскому юристу (с которым, по утверждению Вильнаи стр. 284), он познакомился во время своего пребывания в Иерусалиме в 1936 г.), Натану Марейну . В июле 1939 г. Марейн взял на себя задачу представлять интересы эфиопов в Палестине (некоторые источники пишут, что за символическую плату). Британские власти скорее поддерживали итальянцев до 10.06.1940 г., когда Италия вступила в войну на стороне Германии, став врагом Британии. Марейн выиграл процесс, опасность отчуждения эфиопской собственности миновала, однако тридцать монахов эфиопского монастыря, имевших итальянское гражданство, были объявлены внутренними врагами и, вместе с другими итальянцами, были депортированы в лагеря в Музраа, Сарафанде и Иерихоне. После возвращения императора в Аддис-Абебу 5.5.1941 г. Марейн стал юридическим советником Эфиопии, затем судьей Верховного суда страны и одним из авторов эфиопской конституции , проведя в Африке двадцать пять лет стр.107).

http://bogoslov.ru/article/1895521

Статья, посвященная дому императрицы Таиту на ул. Хелени ха-Малка, в книге, посвященной 60-летию радиостанции «Коль Исраэль», отмечает: «В середине 1930-х гг. в здании жил император Абиссинии Хайле Селассие, оставивший свою страну после итальянской оккупации в 1935 стр.52). Приведем также художественное описание посещения императором здания эфиопского консульства на улице Пророков, сделанное жившим в детские годы в здании напротив писателем Давидом Шахаром: «Было это в разгаре лета 1936 года… На подъеме улицы Пророков, на другой ее стороне, находилось здание консульства Эфиопии, она же Абиссиния. Над его входом висела цветная мозаика – произведение искусства, изображавшее льва с сердитой мордой, держащего царский скипетр и увенчанного короной. Около льва было что-то написано по-эфиопски – так объяснил мне на чистом иврите один монах из эфиопской общины Иерусалима. Он же и прочитал написанное: “Манлих Второй, Царь Царей Эфиопии, потомок Льва Иудеи”. Этот Манлих был предшественником Хайле Селассие на троне Абиссинии. Когда итальянцы напали на Абиссинию и завоевали ее, император покинул свою страну и, когда случалось ему бывать в Иерусалиме, жил в здании консульства(курсив мой. — В.С.), напротив нашего дома. С террасы я видел людей из абиссинской общины, ждущих своего императора, и среди них – монахов высокого роста, которые из-за черноты их лиц, сливавшейся с чернотой мантий и клобуков, делавших их еще выше, были похожи на черные одушевленные столбы. Несколько стройных британских полицейских следили, как обычно, за порядком, а вокруг них собралась толпа зевак из проходивших мимо людей, арабов и евреев, среди которых были и ученики иешивы, с бородами и пейсами, с близлежащей улицы Меа Шеарим, направляющиеся в Старый город. Когда внезапно прибыл император и вышел из своей машины… впервые явился моим глазам император Абиссинии: мундир его был мундиром британского генерала во всех мелочах и деталях – с эполетами и кожаной портупеей, протянувшейся по диагонали от плеча до ремня на талии, с двумя рядами медалей на груди и кокардой на околыше фуражки – все было тут, кроме самого британского генерала.

http://bogoslov.ru/article/1895521

1897 г. по григорианскому исчислению. Одной из особенностей эфиопского календаря является отсчет лет с 29 августа 8 г. н. э. по юлианскому календарю. Такой сдвиг в начале счета лет относительно юлианского и григорианского календарей связан с иным определением даты Благовещения. Буквально «Богородица Завет Милосердия», также название одного из главных праздников, посвященных Богородице, в эфиопском календаре. Таиту Бетул (около 1851 — 1918) — императрица Эфиопии (1889—1913) и жена императора Менелика II. Часть времени арендного договора «Бецалеля» в доме жили будущий второй президент Израиля Ицхак Бен-Цви и его будущая жена Рахель Янаит. «Мосты Мира» (Bridges for Peace) – основанная в 1976 г. и базирующаяся в Иерусалиме внеденоминационная христианская организация, посвященная созданию доверительных отношений между христианской и еврейской общинами и побуждающая и тех и других к сотрудничеству для большего взаимопонимания и безопасности Израиля. Мамхер Вальде Иоганнес Вальде Самаэт был главой эфиопской общины Иерусалима в 1884—1902 гг. На этом посту он пользуется неизменным доверием императоров Иоганнеса и Менелика, строит комплекс Дебре Генет с церковью Кидане Мехерет, преобразует под резиденцию мамхера (букв. «мастер, учитель» — титул главы общины)здание в Старом городе и т.д. В 1900—1901 гг. 75 из 80 эфиопских монахов на Святой Земле демонстративно выступали против него. В русских текстах фигурирует под различными именами, вырезанными из его полного имени. Об этом пишет газета «Jewish Missionary Intelligence» в июле 1904 г., см. также стр.52). Заудиту (1876 —1930) — императрица Эфиопии в 1916—1930 гг., первая международно признанная женщина-глава государства в Африке. Старшая дочь Менелика II, провозглашена императрицей после свержения племянника Иясу V в 1916 г. Фактически государством правил её регент рас Тафари Маконен, которого Заудиту в 1928 г., после ряда восстаний против него, провозгласила негусом, оставаясь при этом «царицей царей». Заудиту поддерживала модернизацию, проводившуюся Тафари, практически не вмешиваясь в дела правления. Славилась религиозным благочестием. В 1930 г. муж Заудиту, сановник Гугса Велле (1875—1930), поднял мятеж против Тафари; 31.03.1930 г. он погиб в битве при Анчеме, а через два дня умерла сама Заудиту. По слухам, императрица скончалась от горя при известии о смерти мужа, покончила с собой или была отравлена. Однако известие о сражении к тому времени не достигло ещё Аддис-Абебы; скорее всего, императрица умерла своей смертью от гриппа в сочетании с осложнениями диабета. После смерти Заудиту рас Тафари стал императором Эфиопии как Хайле Селассие I.

http://bogoslov.ru/article/1895521

Но теперь, когда они услышали о входе в Аддис-Абебу, Нашу столицу, нашего агрессивного врага, и, воспринимая Наше прибытие в зарубежную страну как изгнание из Нашей собственной страны, и, в особенности когда Мы сказали им, что во время итальянской войны много церквей и книг были сожжены, и что много монахов и священников, стариков, женщин и детей погибло от бомбовых ударов или были отравлены ядовитым газом, они разрыдались… Мы просили разрешение отправиться из Иерусалима в Лондон, и после того, как оно было предоставлено, Мы организовали все необходимое для того, чтобы Императрица, Наша семья и командующие армией, следовавшие с Нами, могли остаться в Иерусалиме. Мы же в сопровождении Наших сыновей, наследных принцев мередазмача Асфа Вассана и раса Харара Маконнена, и Нашей дочери Цехей, а также раса Касса, назначенным Нами командующим северной армией, выехали из Иерусалима в Хайфу 15 генбота (=23 мая). Там Мы сели на британский военный корабль " Кейптаун " и отплыли в Гибралтар». 12 мая на первой полосе сообщается о возможном выступлении императора на ассамблее Лиги Наций, а также сказано, что накануне днем Хайле Селассие в сопровождении двух своих сыновей посетил дом Абкариус-бея в Рехавии, где провел около получаса. На восьмой странице газета сообщает о том, что император беседовал по телефону с эфиопскими представителями в Лондоне, а императрица встречалась с еврейскими бизнесменами для поиска временного жилья в квартале Тальбия, пока семья не переедет на улицу королевы Мелисенды. Отдельная заметка посвящена сокровищам эфиопской казны, и вот ее текст: «Сокровища эфиопской казны были перевезены вчера днем несколькими полицейскими грузовиками из здания эфиопского конвента в хранилища банка Баркли. Ящики были перенесены заключенными Центральной иерусалимской тюрьмы под большой охраной вооруженных полицейских. В то же время автобус под охраной полиции перевез из Англо-Палестинского банка мешки с монетами, и некоторое время переулок с задней стороны банка Баркли был перекрыт полицией.

http://bogoslov.ru/article/1895521

Часть интервью ночью транслировалось по Би-Би-Си. Император давал интервью, сидя у окна в своей комнате отеля, поглаживая голову своего любимого белого пса и демонстрируя явные признаки улучшения здоровья. В заметке говорится также, что, несмотря на тяжкую участь своей страны, император, императрица и другие члены семьи нашли время для пополнения гардероба. Утром император также принял англиканского архиепископа города и журналиста газеты «Чикаго Трибьюн». Наследный принц и принцесса Цехей накануне посетили здание молодежной христианской ассоциации (YMCA), где поднялись на колокольню и осмотрели виды Иерусалима и его окрестностей. Известно также, что император, наследный принц, рас Харара и рас Касса накануне посетили армянский и греческий патриархаты. Днем Его Величество просматривал за чаем арабские газеты. 15 мая на 7 странице газета сообщает, что стало известно о намерении императорской семьи переехать на виллу адвоката Абкариус-бея в Тальбие, и о том, что часть вещей уже перевезена. Сказано также, что накануне император принял армянского патриарха и местоблюстителя греческого патриархата, нанесших ему ответный визит после его посещения патриархатов в среду, 13 мая. Негус также сообщил о своих планах послать своего второго сына на учебу в Лондон. 17 мая на 4 странице газета помещает заметку, рассказывающую вкратце биографию Хайле Селассие, а на 5 странице – взятое за несколько дней до этого интервью императрицы Менен и принцессы Цехей. 19 мая на 5 странице сказано, что накануне император принял в своей новой резиденции в Тальбие журналистов еврейских газет. В беседе он отметил развитие Палестины со времени своего прошлого визита в апреле 1924 г., сказал, что еврейский народ известен своим миролюбием и что община евреев Эфиопии (фалаша) столетиями живет в мире со своими соседями, поблагодарил за солидарность с делом сражающейся Эфиопии и выразил надежду на поддержку еврейской прессы. Гости были приглашены на чай и проинформированы о планах императора и его свиты выехать в ближайшие дни в Европу.

http://bogoslov.ru/article/1895521

39 , то есть до провозглашения автокефалии Эфиопской Церкви. В этот период число епископов, за редким исключением, не превышало одного на всю Эфиопию. Обычно проходили долгие годы, прежде чем заполнялась вдовствующая кафедра. Однако эфиопы всегда стремились иметь свою не только политическую, но и церковную независимость, а это нередко вызывало недоразумения и конфликты между коптами и эфиопами. Попытки урегулировать абиссинский вопрос обычно кончались неудачей. Ни Иоанну XIX (†22 июня 1942), ни Макарию XIX († август 1945) не удалось наладить отношений между коптами и эфиопами. Только после освобождения Эфиопии от итальянцев (1945), когда император Эфиопии Хайле Селассие I совершил поездку в Каир, где вел продолжительные переговоры с Синодом Коптской Церкви и патриархом Иоасафом II (май 1946 – ноябрь 1956), взаимоотношения между обеими сторонами были урегулированы. Представители Эфиопской Церкви могли уже с 1946 г. участвовать в выборах Коптского патриарха, а 15 июля 1948 г. между Коптской и Эфиопской Церквами было подписано соглашение, по которому для Церкви Эфиопии были рукоположены пять эфиопских епископов. После смерти последнего архиепископа Эфиопской Церк­ви, копта по национальности (1950), главой этой Церкви стал 14 января 1951 г. эфиопский архиепископ Василий, возведенный в 1959 г. в сан патриарха. С тех пор во главе Эфиопской Церкви стоит патриарх. В мае 1946 г. на патриарший престол Коптской Церкви был избран местоблюститель Иоасаф II, при котором снова возобновились трения с “Маглис Милли”. Они касались вопроса взаимоотношений представителей мирян и патриарха. Споры усилились после республиканской реформы 1952 г. 40 . Это был самый продолжительный и острый кризис в отношениях, с одной стороны, между патриархом и епископами, а с другой — между иерархией и мирянами, которые теперь единодушно требовали проведения реформ, потому что сознавали свою силу и значение, особенно после выборов в “Маглис Милли”. Слово “демо­кра­тия” теперь было у всех на устах, и опасность, что внутрицерковные проблемы станут предметом всеобщего обсуждения, нависла над Коптской Церковью, которая, кстати сказать, всегда стремилась оказывать влияние на политику государства и при этом не привлекать к себе внимание.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

В те годы об Анатолии Ивановиче и «Бояне» я писал обстоятельно и много. Укажу, однако, лишь ещё одну свою значимую работу: называлась она «Национальное достояние и как с ним бороться. " Опыт " Роскультуры и московских властей по уничтожению русского оркестра " Боян " » (впервые опубликовано в мае 2007 года и также вышло в Москве отдельной брошюрой). Шаг за шагом вникал в жизненный, творческий путь Анатолия Ивановича Полетаева и не переставал удивляться, восхищаться! «Национальное достояние» - иначе относиться к мэтру отечественной и всеславянской музыки и знаменитейшему «Бояну», главному детищу его жизни, попросту не мог! Особо нравилось, что Анатолий Полетаев сызмальства тоже был ещё тот фантазёр! А мечтал... о механико-математическом факультете Воронежского госуниверситета. При этом родился и вырос в Воронеже в простой рабочей семье. С детства привлекало его всякое «эдакое». Чтобы - необычное, можно и техническое. Что-то новое придумывать, буквально и фигурально конструировать! Не менее с детства любил и музыку. И окончательный выбор сделал... в пользу музыки! Окончив в Воронеже музучилище по классу баяна, поступил в престижнейший московский институт им. Гнесиных (класс Н.Я. Чайкина, в середине прошлого века признанного лидера московской баянной школы). Со второго курса (а это 1955 год) - штатный артист Москонцерта! 1956 год - участник Международного фестиваля студенческой молодёжи во Франции, здесь же, в Париже записывает свою первую грампластинку. В 1957 году получает Золотую медаль на конкурсе в рамках Всесоюзного фестиваля молодёжи, в том же году - Золотую медаль Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве. В 1958 году в составе группы Госконцерта едет в свои первые зарубежные гастроли - это Эфиопия, Ливан, Тунис, Египет, Великобритания. Император Эфиопии Хайле Селассий I, поражённый эфиопской народной песней в исполнении русского баяниста, вручает Анатолию Золотую медаль! По окончании «гнесинки» едет в Горький, преподаёт в консерватории им. М.И. Глинки. В моём родном Нижнем до сих пор помнят и чтут Анатолия Ивановича: именно он создал в нашей «консе» (как выражается молодёжь) кафедру народных инструментов! При этом продолжал учиться в Москве в аспирантуре у своего Учителя (именно с большой буквы!) Н.Я. Чайкина.

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/22/...

Вилла «Леа» была построена адвокатом Насибом Абкариус-беем ради его жены Леи Тенебойм. Строительство дома завершилось 1 мая 1934 г. Здание построено в интернациональном стиле (баухаус) по проекту архитекторов Рафаэля и Дана бен Дор. Оно облицовано розовым камнем и состоит, как это принято в эmov стиле, из нескольких блоков. Над входом есть готическая надпись «Вилла Леа», а ворота оформлены в стиле ар деко. После разорения Абкариус-бея вилла сдавалась, а после создания Государства Израиль превратилась в имущество Генерального попечительства страны. Дом сначала был передан Моше Даяну, в то время командующему иерусалимским округом. В 1950 г. в доме и во дворе, где росли фруктовые деревья, состоялась помолвка будущего президента страны Эзера Вейцмана и Реумы Шварц. В последнем году каденции Даяна на этой должности (1952 г.) из-за общественного давления дом, считавшийся огромным, по понятиям того времени, был разделен на три квартиры: в одной продолжал жить Даян с семьей, другая сдавалась министрам правительства, а в комнатах третьей поселили студентов из числа демобилизованных солдат. Позднее квартиры в доме были приобретены министром финансов Элиэзером Капланом и министром д-ром Йосефом Бургом. , 1936, " . Мередазмач (от мереди— «тот, кто заставляет трепетать» и азмач — «воитель», «воин») — титул, который присваивался командующему резервными корпусами. Талер Марии Терезии — серебряная монета, постоянно использовавшаяся в мировой торговле со времени первой чеканки в 1741 г. Получила своё название по имени императрицы Марии Терезии, правившей Австрией, Венгрией и Богемией в 1740 — 1780 гг. С 1780 г. монета всегда датировалась 1780 г. и чеканилась монетными дворами Бирмингема, Бомбея, Брюсселя, Лондона, Парижа, Рима и Утрехта, помимо габсбургских монетных дворов в Гюнцбурге, Галле, Карлсбурге, Кремнице, Милане, Праге и Вене. С 1751 по 2000 гг. было отчеканено около 389 млн талеров. С середины XVIII века талеры Марии Терезии имели широкое хождение в Эфиопии. По некоторым оценкам, свыше 20 % из 245 млн монет, отчеканенных до 1931 г., оказалось в Абиссинии. Попытки ввести в обращение местные валюты, оформленные в стиле талера Марии Терезии, не увенчались успехом. Начиная с 1935 г., итальянцы чеканили талеры Марии Терезии на монетном дворе в Риме для использования в оккупированной ими Эфиопии. Затем в ходе Второй мировой войны британцы отчеканили около 18 млн талеров Марии Терезии в Бомбее для использования в кампании по изгнанию итальянцев из Эфиопии. В 1946 г. Венский монетный двор аннулировал все права иностранных правительств на выпуск копий, после чего было отчеканено свыше 49 млн талеров Марии Терезии. Талер Марии Терезии также был валютой Маската и Омана, популярность монеты до сих пор сохраняется в Северной Африке и на Среднем Востоке.

http://bogoslov.ru/article/1895521

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010