Эфиопская Церковь достигла расцвета в XV веке, когда появилось много талантливой богословской и духовной литературы, а Церковь активно занималась миссионерской деятельностью. Крайне отрицательный опыт контактов с католиками-португальцами в XVI веке привел к многовековой изоляции, из которой Эфиопская Церковь только недавно начала выходить. Эфиопская церковь, в которой важную роль играло монашество, сохраняла тесные связи с Коптской Церковью: на протяжении более пятнадцати веков во главе ее стоял " абуна " (или " папас " - отец наш), – коптский епископ, присылаемый из Александрии. Только в XX в. она выделилась в самостоятельный патриархат и получила официальное название Эфиопской церкви. Эфиопская Церковь в Новейшее время [ править править код ] В 1948 году с помощью императора Хайле Селассие (правил с 1930 года по 1974 год) было достигнуто соглашение с коптами об избрании после смерти митрополита Кирилла местного митрополита. Когда в 1951 году он умер, собрание клириков и мирян избрало митрополитом (абуной) эфиопа Василия. Так была установлена автономия Эфиопской Церкви. В 1959 году Коптский патриархат утвердил митрополита Василия первым патриархом Эфиопской Церкви. После абуны второе место в абиссинской иерархии занимает эчегге, глава черного духовенства (архимандрит-благочинный всех монастырей, число которых у абиссинцев весьма значительно), хотя не имеющий епископского сана, но тем не менее пользующийся большим влиянием, так как в его руках сосредоточено управление всеми церковными делами. После них следуют представители белого духовенства, причем церковное управление возлагается не на служащее духовенство, а на различного рода должностных лиц духовного звания, но не имеющих священного сана. Составы причтов довольно многочисленны, так что иногда при одной церкви состоит по нескольку десятков священников и дьяконов. В университете в Аддис-Абебе существовал эфиопский факультет богословия (Колледж Св. Троицы), однако к 1974 году правительство его закрыло. В том же году Церковь учредила в Аддис-Абебе Колледж Св. Павла для обучения богословию будущих священников. Желание стать священником среди эфиопов - дело обычное; в 1988 году в стране насчитывалось 250 000 священнослужителей. Чтобы дать им надлежащее образование недавно в разных районах Эфиопии было открыто шесть " Центров обучения священников " . Почти в каждом приходе имеется воскресая школа.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Эфио...

Особое внимание И. уделял отношениям с Эфиопской Церковью . Он неоднократно посещал Эфиопию с пастырскими и дипломатическими целями, в 1930 г. участвовал в коронации имп. Хайле Селассие I . 13 июля 1948 г. было подписано соглашение об автономии Эфиопской Церкви, в 1950 г. избраны 5 архиереев из числа местных уроженцев, в частности буд. Патриарх Баслейос (Василий), к-рый стал 1-м эфиоп. архиепископом некопт. происхождения. Эти меры фактически подготовили принятие автокефалии Эфиопской Церкви (1959) и обеспечили И. поддержку эфиоп. духовенства и мирян. Во время Патриаршества И. Коптская Церковь пережила один из самых серьезных кризисов. Во многом этому способствовал консервативный характер И. Наиболее образованная и активная часть паствы критически относилась к деятельности Патриарха, тем более что его секретарь, малограмотный феллах Камиль Гиргис, известный под именем Малик, ведал всеми делами Патриархии и открыто торговал высшими церковными должностями. Достигшие неслыханных масштабов симонию и коррупцию в среде копт. клира, нежелание Патриарха проводить реформы резко критиковала копт. пресса. 24 июля 1954 г. члены запрещенной военизированной орг-ции «Объединение коптской нации» (ОКН) во главе с Ибрахимом Фахми Хилялем похитили Патриарха. Заставив И. подписать отречение от Патриаршего престола и обращение к Синоду о проведении церковной реформы, они отправили его в мон-рь св. Георгия в Ст. Каире. Похитители были сразу же арестованы; И. вернулся в Патриаршую резиденцию. Синод Коптской Церкви, большая часть членов к-рого получила свои посты при посредничестве Малика Гиргиса, выступил в поддержку Патриарха, однако под давлением обвинений в симонии был вынужден изменить позицию. 20 сент. 1955 г. член ОКН Абд аль-Масих-паша совершил покушение на И. В этот же день беспрецедентным совместным решением Синода Коптской Церкви и Совета общины И. был лишен Патриаршей кафедры и отправлен в ссылку в мон-рь Пресв. Богородицы Дейр-эль-Мухаррак в В. Египте. Это решение было подтверждено декретом премьер-министра Египта Г. А. Насера от 21 сент. 1955 г.; др. пункт декрета запрещал деятельность копт. церковных судов. Управление делами Церкви было поручено совету из 3 епископов.

http://pravenc.ru/text/673647.html

Совершая первый визит в СССР в первой декаде июля 1959 года, он заявил в Сталинграде: «Роль Красной армии в разгроме фашистской коалиции невозможно переоценить. Сталинград был и останется великим символом несгибаемой стойкости красноармейцев, мужества советских народов, высочайшего профессионализма советского командования во главе с генералиссимусом Сталиным. На всех фронтах Второй мировой войны изменила ситуацию историческая победа Красной армии в Сталинграде. Будущие поколения не имеют права об этом забывать». При упоминании императором генералиссимуса Сталина советские тогдашние руководители нервозно переглядывались друг с другом: как-никак, дело было спустя 3 года после ХХ съезда КПСС. Поэтому слова императора — «во главе с генералиссимусом Сталиным» — не были упомянуты в советских СМИ ... В ходе того же первого визита в СССР эфиопский император был награждён орденом Суворова I степени по Указу Президиума ВС СССР от 11 июля 1959 года — «За выдающиеся заслуги в организации героической борьбы народа Эфиопии против фашистских агрессоров, существенный вклад в установление и развитие дружеских советско-эфиопских отношений и в память о визите Императора в Советский Союз». В этой связи характерен и текст соболезнования эфиопского императора в связи с кончиной Сталина (6 марта 1953 г.), опубликованный без купюр в СССР: « ...Являясь великим вождём в дни мира и войны, он поистине был достоин той великой ответственности, которую он нёс, находясь на службе своей нации и своего народа. Мы выражаем также наши самые искренние пожелания процветания и благополучия русской нации под руководством тех, кто возьмёт на себя такую же великую ответственность, которую Генералиссимус Сталин так долго нёс, с таким умением и достоинством». Увы, пожелания главы Эфиопии не были исполнены послесталинским руководством СССР... Алексей Алексеевич Чичкин , историк, публицист Верхнее фото: Хайле Селассие в Сталинграде, 1959 г. Хайле Селассие с британским главкомом на Африканском Роге, 1942 Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/25/19...

В течение нескольких лет Фотиния распространяла периодическое издание, в котором статьи были подписаны Отцом Небесным и Серафимом Саровским. На «богослужении» пели «Пусть всегда будет солнце» и сидели на ковриках (позаимствовано в исламе). Очевидцы рассказывали о том, что молящихся на этих собраниях погружали в транс. Постепенно Фотиния синтезировала все религии, призывая взять «аскетизм из православия, милосердие из католичества,  нравственность в мусульманстве, а в буддизме – самого Будду и реинкорнацию» (орфография авторская). Секта не бедствовала: по свидетельству жителей села, мать Фотиния зазывала в свою общину, обещая, что попечители решат финансовые трудности. Как сообщали Нижегородские епархиальные ведомости, «по данным местного ГУВД, Фролова Светлана Робертовна регулярно подает прошения о материальной помощи различным предпринимателям и организациям, подписываясь при этом «православная община» или «истинно православные христиане»». Боб Марли, Барак Обама, Путин Помимо привлечения людей в общину Фотиния ведет активную издательскую деятельность: в интернет-магазинах можно найти около 40 ее книг , изданных в Москве, Ростове-на-Дону, на Украине. Кстати, иногда ее творения попадаются и в православных книжных магазинах.  Для расширения «абонентной базы» святым был объявлен Путин, а его «икона» мироточащей. Протоиерей Всеволод Чаплин считает, что это очень естественный для секты ход: «Конечно, эта индустрия определенным образом подогревается. Известно, что один из лучших способов раскрутить новое религиозное движение – это связать его с известными именами. Так, растафарианство было закручено вокруг имен Боба Марли и эфиопского императора Хайле Селассие I, в Кении есть псевдокатолическая секта, объявившая святым Барка Обаму, здесь эксплуатируют имя Путина. Ничего оригинального в таком подходе нет». Пресс-секретарь В.В. Путина Дмитрий Песков сообщал СМИ, что  Путин «морщится от культа преданности, разжигаемой Фроловой.  Конечно, он является самым популярным человеком в этой стране и имеет свой собственный фан-клуб, но это не культ».

http://pravmir.ru/nizhegorodskaya-sekta-...

Эфиопский миллениум В годы же коммунистической диктатуры Церковь была жестоко гонима и вытеснена на периферию общественной жизни. Ее судьбу сполна разделил и Павлос. После свержения императора Хайле Селассие и прихода к власти военной хунты в 1974 году он был отозван домой с учебы в Америке тогдашним патриархом Тевофилосом. В 1975 году его вместе с четырьмя другими кандидатами рукоположили в епископы. Эта хиротония не была санкционирована властями. В результате Павлос был посажен в тюрьму, где провел 8 лет. Патриарх Тевофилос заплатил за это значительно большую цену – сначала он был брошен в тюрьму, а затем убит. Павлос же был выпущен на свободу лишь в 1983 году, после чего сразу уехал в США. Вернулся он в Эфиопию уже в сане архиепископа лишь после смены режима. Абуна Павлос Необходимо сказать несколько слов о факторах, повлиявших на формирование личности Павлоса. Во-первых, это само его происхождение. Он был тиграец – родом из провинции Тиграй на севере страны. Эта провинция является по сути христианским ядром Эфиопии. Семья будущего патриарха была тесно связана с монастырем Абуны Герима, куда Павел поступил монашествовать еще мальчиком. Жизнь в монастыре оказала решающее влияние на его духовное формирование. Его богословское формирование оказалось под значительным влиянием русского богословия в эмиграции. Находясь в Америке, он учился в Св.-Владимирской семинарии, где его учителями, по его собственному признанию автору этих строк, были прот. Александр Шмеман, прот. Иоанн Мейендорф, проф. С.С. Верховский. Также он учился в Принстонской богословской семинарии, где защитил докторскую диссертацию. Абуна Павлос стал широко известен в христианском мире благодаря активному участию в экуменической деятельности. Еще когда он был рукоположен в епископы патриархом Тевофилосом, ему было поручено курировать межхристианские связи Церкви. Уже будучи сам Патриархом, он был избран одним из семи президентов Всемирного Совета Церквей. Эта позиция вошла даже в его официальный титул. Полностью его титул звучит следующим образом: «Его Святейшество, Абуна Павлос, пятый Патриарх и Католикос Эфиопии, Эчеге трона святого Такла Хайманота и Архиепископ Аксумский, один из семи действующих Президентов Всемирного Совета Церквей». Артикулы этого титула означают следующее: «Абуна» на арабском означает «наш отец»; титул католикоса носили церковные примасы за пределами Византии; «эчеге» – старец – означает главу монашеских общин; Такла Хайманот – одна из крупнейших монастырских общин (домов) Эфиопии; Аксум – первая историческая кафедра Эфиопской Церкви.

http://pravmir.ru/patriarx-efiopskij-pav...

В ответ синод Эфиопской Церкви назначил в США нового архиепископа – Маттиаса. Иезехак, однако, отказался признавать данное решение синода. В результате эфиопская диаспора в Северной Америке оказалась расколотой – часть ее осталась верной Иезехаку и так и не признала Абуну Павла Эфиопским патриархом. Другой серьезной проблемой, с которой Эфиопская Церковь столкнулась в последние годы, стало самопровозглашение Эритрейской Церкви. Эритрейская Церковь отделилась от Эфиопской после образования независимого государства Эритрея в 1991 году. Эта Церковь, в значительной мере под политическим давлением, была признана Коптской Церковью, которая и поставила для нее патриарха. В последнее время в Эфиопии нарастает также напряженность в отношениях между христианами и мусульманами, количество которых на данный момент превосходит количество христиан. В частности, большая исламская община проживает в Аддис-Абебе, где действует около 150 мечетей против примерно 130 храмов Эфиопской Церкви. В последнее время ислам все больше укрепляет свои позиции в Эфиопии, получая экономическую поддержку со стороны Саудовской Аравии и близлежащих исламских стран Сомали и Судана. Многие эфиопы уезжают на работу в исламские страны и там либо принимают ислам, либо же берут себе исламские имена, становясь крипто-христианами. На юге Эфиопии остались языческие общины. Император Хайле Селассие в середине XX века пригласил в эти регионы европейских протестантских миссионеров, чтобы они провели евангелизацию язычников. В результате в стране укоренился протестантизм, распространенный главным образом в южных районах Эфиопии, а также в Аддис-Абебе. Вероучение Эфиопской Церкви Типичная эфиопская икона Святой Троицы / Эфиопская Церковь на протяжении всей своей истории развивалась особыми путями. Неповторимым был также путь ее догматического развития. Получив свое историческое бытие от святого Афанасия Александрийского и будучи тесно связанной с Александрийской Церковью, Эфиопская Церковь всегда особо почитала этого отца Церкви.

http://pravoslavie.ru/589.html

В южной стене устроена небольшая колокольня с четырьмя колоколами. В иконной лавке продаются книги и простенькие иконки и украшения. Через небольшую дверь в юго-западной стене двора можно попасть в часовню Четырех животных , на стене которой находится большое яркое красочное живописное панно с изображением царицы Савской и ее свиты, подносящей подарки царю Соломону. Полотно, разделенное на две части, написано в конце 1960-х гг. художником Алака Мазмуром Зэ Давидом, а подпись под ним гласит: «Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками» (3 Царств, 10:1). На одной части картины изображен царь Соломон и его приближенные, а на другой – делегация гостей стр. 289). Под этой часовней находится совсем маленькая часовня святого архангела Михаила. В этом сквозном приделе, через который можно попасть во двор Храма Гроба Господнего, нет иконостаса и икон, только в правом углу Патриарший трон с маленькими образами. Главным украшением помещения служит узорчатая деревянная алтарная перегородка. Само сооружение – времен крестоносцев, о чем свидетельствуют романские своды и большой рельефный мальтийский крест, вписанный в круг на стене прохода между двумя приделами стр.170-173). Средневековые паломники неоднократно отмечают эфиопское присутствие на крыше Храма Гроба Господня и в смежных помещениях (см.выше). За право владения этой собственностью идет многовековой спор между эфиопской и коптской общинами Иерусалима. В XVIII—XIX веках зафиксировано несколько попыток изгнать эфиопов из монастыря. В 1838 г. эпидемия чумы унесла жизни всех монахов и монахинь, кроме двух. Копты и армяне сожгли библиотеку, по их утверждениям, из-за опасности заражения, при этом погибли все документы, подтверждающие права Абиссинии на эту собственность. В 1850 г. эфиопы получают обратно ключи от монастыря, а в 1862 г. копты силой поменяли замки капелл св. Михаила и Четырех животных (Медхание Алем), и с 1890 г. держали их постоянно закрытыми в течение 80 лет. 22.02.1961 г.

http://bogoslov.ru/article/1895521

иорданский суд постановил передать эфиопам ключи от капелл св. Михаила и Четырех животных, если же копты стали бы саботировать это решение, то все ключи от всех дверей должны были быть заменены иорданским правительством и вручены эфиопам. Однако через 40 дней это решение было отменено под давлением президента Египта Насера. В феврале 1966 г. согласно параграфу соглашения о статус-кво, определявшего, что «если есть спор за владение тем или иным святым местом, ответственность за реставрацию и сохранение места полностью ложится на правительство», новый иорданский губернатор Иерусалима ас-Саид Анвар ал-Хатиб провел на подворье современные системы воды, канализации и электричества. После этого эфиопская пасхальная процессия 1967 г. была забросана камнями коптов, обвинявших эфиопов в нарушении статус-кво, потребовалось вмешательство полиции, которая с тех пор ежегодно охраняет эфиопские пасхальные празднования. После установления израильского контроля над Старым городом в 1967 г., в 1970 г. были заменены замки обоих часовен . Коптский епископ Иерусалима подал жалобу в Верховный суд справедливости Израиля, который в решении от 16.03.1971 г. постановил, что замена замков была произведена в нарушение статус-кво и следует вернуть ключи коптам. Тем не менее, суд оставил возможность израильским властям вмешаться и принять окончательное решение. Правительство Израиля назначило специальную следственную комиссию министров, а ключи были оставлены в руках эфиопов до тех пор, пока комиссия не выработает окончательное решение по этому вопросу, которое не принято по сей день стр.20-24).   2. Эфиопская Патриархия Эфиопская Патриархия находится в Старом городе в Христианском квартале на улице Ханка, недалеко от 8 станции Крестного пути. В ноябре 1876 г. Иоганн Фрутигер приобрел это здание у православного грека Якова Панайотиса, купившего его в 1864 г., и сдал его в аренду эфиопской общине. Община, нуждаясь в средствах, сдала его сестрам ордена св. Винсента де Поля, занимавшим здание с 1887 по 1891 г.

http://bogoslov.ru/article/1895521

Хайле Селассие был свергнут в 1974 году военной хунтой и умер в Аддис-Абебе в 1975 году. По неподтвержденным данным, он был убит хунтой. Подозревают, что к его убийству был причастен майор Менгисту Хайле Мариам, который при поддержке Советского Союза возглавил режим. Он воздвиг настоящие гонения против Церкви. Многие храмы и монастыри были закрыты, их имущество отобрано государством, многие епископы, священники и монахи брошены в тюрьму, некоторые казнены. В 1979 году был убит патриарх Тевофилос, низложенный в 1976 году. После падения в мае 1991 года режима Менгисту, возглавлявший с 1988 года Эфиопскую Церковь патриарх Меркориос был обвинен в коллаборационизме и изгнан из страны. Эфиопские богомольцы Другой серьезной проблемой, с которой Эфиопская Церковь столкнулась в последние годы, стало самопровозглашение Эритрейской Церкви. Эритрейская Церковь отделилась от Эфиопской после образования независимого государства Эритрея в 1991 году. Эта Церковь, в значительной мере под политическим давлением, была признана Коптской Церковью, которая и поставила для нее патриарха. Эфиопские богомольцы В последнее время в Эфиопии нарастает также напряженность в отношениях между христианами и мусульманами, количество которых на данный момент превосходит количество христиан. В частности, большая исламская община проживает в Аддис-Абебе, где действует около 150 мечетей против порядка 130 храмов Эфиопской Церкви. В последнее время ислам все больше укрепляет свои позиции в Эфиопии, получая экономическую поддержку со стороны Саудовской Аравии и близлежащих исламских стран Сомали и Судана. Многие эфиопы уезжают на работу в исламские страны и там либо принимают ислам, либо же берут себе исламские имена, становясь крипто-христианами. На юге Эфиопии остались языческие общины. Император Хайле Селассие в середине XX века пригласил в эти регионы европейских протестантских миссионеров, чтобы они провели евангелизацию язычников. В результате в стране укоренился протестантизм, распространенный главным образом в южных районах Эфиопии, а также в Аддис-Абебе.

http://pravmir.ru/patriarx-efiopskij-pav...

Недовольство режимом зрело годами. Внутриполитическая обстановка в стране резко обострилась в 1974 г. на фоне роста инфляции и безработицы вкупе с ужасающим голодом, который в 1972—1974 гг. унес жизни около 200 тысяч человек. Правительство не сделало ничего, чтобы предотвратить катастрофу, оно любыми способами пыталось скрыть сам факт голода, бросив умирающих от голода людей на произвол судьбы. В начале 1974 г. взбунтовались армейские части, требуя увеличения денежного довольствия, а затем и отставки правительства. Военных поддержали рабочие и студенты. В последующие несколько месяцев император лишился всякой реальной власти, перешедшей к военным, распустившим гражданское правительство. 12 сентября офицеры окончательно сместили императора, арестовав его и членов его семьи и обвинив в злоупотреблении властью в собственных интересах. 28.08.1975 г. по радио было объявлено о смерти Хайле Селассие I, наступившей днем ранее. Официальное сообщение утверждало, что императора нашли мёртвым в его кровати и что причина смерти, вероятно, связана с последствием операции простаты, сделанной ему два месяца назад. По неофициальной версии императора задушили подушкой, а труп выбросили в отхожее место. В последующие месяцы революционное правительство казнило сотни придворных императорского двора. В 1992 г. останки Хайле Селассие I были найдены под полом туалета в императорском дворце, а 5.11.2000 г. торжественно перезахоронены в соборе Святой Троицы в Аддис-Абебе. Гроб, задрапированный в цвета национального флага, был покрыт личным штандартом императора с изображением покровителя Эфиопии св. Георгия, повергающего дракона. На панихиду, прошедшую в отсутствие официальных лиц, пришли тысячи людей, потомки монарха и иностранные гости. Приверженцы растафарианства считают Хайле Селассие воплощением Господа на Земле, а день его рождения — праздником.   Связи Хайле Селассие и государства Израиль Хайле Селассие, как представитель династии Соломонидов, видел себя 225-м потомком Менелика I, сына царя Соломона и царицы Савской. Как и у его предшественников, у него была крепкая связь с Иерусалимом. Они приобретали участки на Святой Земле, и он пошел по их стопам. Император несколько раз посещал Иерусалим и сохранял близкие отношения с Государством Израиль большую часть своего правления.

http://bogoslov.ru/article/1895521

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010