Императрица Менен Асфа (25.3.1889 – 15.2.1962)— супруга императора Хайле Селассие I и сама потомок древнего царского рода. Императрица Менен и император Хайле Селассие являются родителями шести детей (принцесса Тенагне Ворк,принц Асфа Воссен (император в изгнании Амха Селассие I),npuhцecca Цехей,принцесса Зенебе Ворк,принц Маконнен, герцог Харара ипринц Сахле Селассие). До брака с будущим императором была замужем и имела детей, этот факт не отрицался, но и не имел широкой огласки. Императрица Менен участвовала в решении проблем женщин в Эфиопии, была патронессойэфиопского Красного Креста, Женской Благотворительной Организации и Иерусалимского Общества, организовывавшего паломничества в Святую Землю. Она основала первую школу для девочек вАддис-Абебе, где впервые за всю историю империи девочки могли получить современное образование. Императрица финансировала программы помощи бедным и инвалидам. Она была очень религиозной женщиной, построила, отремонтировала и обеспечивала многочисленные церкви в Эфиопии и на Святой Земле. Во время итальянского захвата Эфиопии и вынужденного изгнания (1936—1941) она дала обет Богородице в церкви Рождества вВифлееме пожертвовать свою корону церкви, если Эфиопия будет освобождена. Императрица совершала многочисленные паломничества на святые места в управляемой британцами Палестине, в Сирии и в Ливане, чтобы молиться там о своей оккупированной врагом стране. После возвращения в Эфиопию в 1941 г. для будущих императриц была сделана точная копия короны, но оригинальная корона, в которой императрица Менен была коронована в 1930 г., была послана вцерковь Рождества вВифлееме. С тех пор императрица, часто надевавшая диадему, никогда не носила полную императорскую корону. Императрица Менен выполняла все обязанности первой леди страны, избегая прямого публичного вмешательства в политику, но была наиболее влиятельным советником и другом императора. Императрица была похоронена всклепе собораСв. Троицы в Аддис-Абебе рядом с могилами своих детей. Позже император построил пару саркофагов в северном трансепте собора, но из-за революции он сам не был похоронен там, и императрица покоилась в первоначальном склепе. При перезахоронении Хайле Селассие в ноябре 2000 г. останки императрицы Менен были также эксгумированы и помещены в саркофаг рядом с императором в соборе, как и было изначально предусмотрено.

http://bogoslov.ru/article/1895521

Известный краевед Зеев Вильнаи пишет: «Хайле Селассие прибыл впервые в Палестину в 1924 г. и посетил святые места. Спустя десять лет приехала его жена, совершила омовение в водах Иордана, и в ее честь на берегу Иордана были построены церковь и монастырь. Вторично император посетил Святую Землю после того, как бежал из страны, захваченной итальянцами в 1936г. На британском корабле он со своей свитой прибыл в порт Хайфы, откуда поездом поднялся в Иерусалим 8 мая 1936 г. Несколько дней он прожил в гостинице «Кинг Дэвид», откуда переехал в дом на границе квартала Рехавия на улице Газа. Из Иерусалима он выезжал на короткие экскурсии в Кирьят-Анавим, Бен-Шемен и Тель-Авив. После двадцатидневного пребывания (курсив мой. – В.С.) в стране, 28 мая он на поезде выехал в Хайфу, а оттуда на корабле в Англию» стр. 284). Исследователь иерусалимской архитектуры Давид Кроянкер пишет: «Весной 1936 г. прибыл в страну свергнутый император Эфиопии Хайле Селассие и жил в Иерусалиме около полугода(курсив мой. – В.С.)» стр.87). Книга, выпущенная уважаемым израильским академическим издательством «Яд Ицхак Бен-Цви» и посвященная кварталу Рехавия, в главе, посвященной построенной известным иерусалимским адвокатом Насибом Абкариус-беем вилле «Леа» , отмечает: « В 1935 г., через год после постройки и разорения Абкариус-бея (курсив мой. — В.С.), дом был сдан императору Эфиопии Хайле Селассие, изгнанному из страны армиями Муссолини. Сначала император проживал в гостинице “Кинг Дэвид”, но поскольку стоимость гостиничных номеров была слишком высока для него, позже он снял виллу “Леа”. Вид императора с тонкой фигурой и его толстой супруги, прогуливающихся по улицам Рехавии под традиционными эфиопскими разноцветными зонтиками врезался в память многих жителей квартала. Император был также записан в книгу жителей Рехавии за 1936 г. и там между именами “Матитьягу Хайот” и “Дина Хайкин” написано “Хайле Селассие, ул. Бен Маймон, 6, профессия – император Абиссинии ”» ([ 9 ], стр.191).Сохранилось также несколько фотографий, запечатлевших императора на этой вилле.

http://bogoslov.ru/article/1895521

21 мая газета сообщает о том, что английское правительство не видит препятствий для прибытия императора в Англию, и о том, что он прибудет туда не на самолете, из-за опасения перед возможной атакой итальянских ВВС. 22 мая сообщается о том, что императора посетил Людвиг Вебер, один из асов первой мировой войны, воевавший вместе с легендарным Манфредом фон Рихтгофеном и бывший главным наземным инженером и одним из пилотов эфиопских ВВС, состоящих из 9 самолетов. Вебер вылетел из Аддис-Абебы перед наступлением итальянских войск, был обстрелян и эфиопской, и итальянской армиями и, по-видимому, привез императору важные документы. 24 мая на страницах 1 и 6 сообщается об отбытии императора из Иерусалима накануне, 23 мая. Хайле Селассие сам решил обойтись без пышных проводов и перед виллой в Тальбие собрались не более дюжины членов эфиопской общины. В 13:30 виллу посетил Верховный Комиссар Палестины, а император с семьей перед отъездом из Иерусалима вновь посетили Храм Гроба Господня. Только присутствие вооруженных полицейских и красная ковровая дорожка от тротуара к подножке поезда показывали, что происходит нечто необычное. Только три журналиста получили допуск на железнодорожную станцию, и проводы прошли в обстановке строжайшей секретности в присутствии двух чиновников британской администрации. Специальный салон-вагон был прицеплен к обычному поезду, выходящему ежедневно из Иерусалима в 15:05. В 15:10 на вокзал прибыли машины с Хайле Селассие, наследным принцем, герцогом Харара, принцессой Цехей и личным секретарем императора Вольде Георгисом. Их сопровождал грузовик, предоставленный гостиницей «Кинг Дэвид», с багажом, причем багажа было много меньше, чем прибыло с делегацией две недели назад. Несмотря на то, что любимый белый пес императора Лулу находился в машине на коленях хозяина, он после непродолжительного прощания в машине был оставлен на попечительство сопровождающих лиц. Поезд отправился в 3:15, император и его второй сын, герцог Харара, стояли у окна, прощаясь со своими слугами и министрами, остававшимися в Иерусалиме.

http://bogoslov.ru/article/1895521

В северной части квартала Мусрара (ул. Ихья Адахан, дома 4 и 6) стоят два небольших жилых дома. Первый из них построен расом Вальде, второй же построен во дворе первого войзеро Байянач и представляет собой одноэтажное здание с четырьмя большими окнами. Дальше к востоку на той же улочке стоит двухэтажное здание, приобретенное находящимся вместе с императором Хайле Селассие в изгнании главнокомандующим расом Касса Хайлу. В нем проживали многочисленные родственники раса Касса, сам он до мая 1939 года получал пенсию от императора, а затем был вынужден обратиться с просьбой о финансовой помощи к британским властям. Доходные дома принадлежат монастырю, для которого средства от сдачи квартир в аренду являются серьезной статьей дохода стр. 426-429; стр.59).   5. Монастырь Мескаба Кедусан в Вифании (эль-Азарии) Монастырь Мескаба Кедусан (буквально «место отдыха святых», ибо рядом с участком находится эфиопское кладбище) в Вифании (эль-Азарии) принадлежит эфиопам начиная с 1950-х гг. Абуна Филипос (1951 — 1966) окружил участок стеной, а абуна Маттевос (1971 — 1977) построил церковь, посвященную св. Такла Хайманоту , и два дома в 1974 г. Кладбище находится рядом, на краю деревни эль-Азария-Бейтания, рядом со старой иерихонской дорогой.   6. Монастырь в Иерихоне Две родственницы императрицы Заудиту, Дэста Нессибу и Амарэч Велалу, став монахинями, приобрели в 1920 г. для эфиопской общины участок недвижимости в Иерихоне. При жизни войзеро Амарэч (умерла в Дебре Султане 29.10.1968) он был одним из ее постоянных мест жительства. Сейчас на участке 4 дома и маленький монастырь, где проживают 4-5 монахов. Двухэтажный дом с ванной был построен аббой Гебре Кидан Йегэзу в 1973 г. стр.93). Дэджазмач Маконнен, сын императора Хайле Селассие и правитель Харара, находясь в изгнании вместе с другими членами семьи, купил в Иерихоне финиковую плантацию, которую обрабатывал своими собственными руками, т.к. не мог платить наемным рабочим.   7. Монастырь Святой Троицы на Иордане С южной частью реки Иордан перед ее впадением в Мертвое море связано несколько библейских историй: пересечение Иордана израильтянами (Иисус Навин, 3:17) , разгром Гидеоном мадианитян (Судьи 7:24) , вознесение Ильи-пророка на огненной колеснице (4 Царств, 2:4-15) , крещение Иисуса Иоанном (Лк 3:21-22, Мк 1:9-11, Мф 3:13-17, Ин 1:28-34) .

http://bogoslov.ru/article/1895521

  «Дом императрицы Таиту» на ул. Шауль Адлер, 7 Здание, похожее на предыдущее по архитектуре и идентичное ему по количеству комнат и внешним размерам, построено в 1904—1906 гг. для размещения эфиопских паломников стр.68). В центре фасада этого здания расположен круглый барельеф, на котором изображен солнечный лик — знак императрицы, а вокруг него — посвятительная надпись на геэз: «Менелик II, царь царей, построил это здание в честь своей жены, императрицы Таиту». Из-за небольшого количества паломников дом сдавался, в нем размещались еврейские учреждения (в 1906—1908 гг. – школа искусств «Бецалель» , в 1908—1929гг. – ортодоксальный сиротский приют Вайнгартена, затем – службы здравоохранения иерусалимской мэрии). В 1998 г. эфиопы основательно отремонтировали здание и сдали его центру «Мосты мира» стр.101-102).   «Дом императрицы Таиту» на ул. царицы Елены (Хелени а-Малка, бывшая ул. Королевы Мелисенды), 21  Есть различные версии истории приобретения участка стр.50-51). Его пытались купить в течение многих лет, начиная с 1891 г., посланники раса Маконнена (отца будущего императора Хайле Селассие), императрицы Таиту или руководитель эфиопской общины Иерусалима мамхер Вальде Иоганнес Вальде Самаэт . Для утверждения права эфиопской собственности на дом, или же просто приобретя его раньше посланников из Эфиопии, Вальде Самаэт выбил свое имя над входом. Донос недовольных им монахов привел к тому, что императрица приказала снять его с должности и поместить под домашний арест в монастыре Дебре Либанос. Через какое-то время, переодевшись мусульманином, Самаэт сбежал в Египет, где поселился в одном из коптских монастырей. Перед смертью он посетил Иерусалим, но вернулся и умер в Египте стр.51-52). Новый глава общины в 1903 г. окончательно оформил собственность императрицы, разрушил до основания имеющийся на участке дом, и на его месте возвел новый. Императрица хотела, чтобы в доме разместилась гостиница, приносящая доход общине города, или чтобы в нем жили монахи. Также было куплено соседнее двухэтажное здание.

http://bogoslov.ru/article/1895521

В этих местах римская дорога вела от перехода через реку к Иерихону, и ее следы видны на местности до сих пор. В византийский период множество паломников стекалось сюда, и для их поддержки в 4 в.н.э. примерно в 9 км к востоку от Иерихона, в 7 км к северу от Мертвого моря и недалеко от берега Иордана был построен монастырь. Он был разрушен после конца Византийского владычества в VII —VIII вв. При крестоносцах возобновилось христианское паломничество, и монастырь св. Иоанна был отстроен (1128 г.) на руинах византийских сооружений. Находящийся сейчас на этом месте греческий монастырь был сильно поврежден землетрясением 1927 г. и восстановлен, а в 1954 г. он был отремонтирован и дополнен новыми сооружениями. Много монастырей и часовен было построено около места крещения с прибытием новой волны христианских паломников во второй половине XIX в. Это самые низкорасположенные монастыри в мире, они находятся на 375 м ниже уровня моря, к юго-востоку от греко-ортодоксального монастыря св. Иоанна: несколько францисканских католических часовен (они являются самыми близкими к реке), сирийская церковь и эфиопский монастырь (к югу от места крещения), коптский монастырь, румынская церковь и российская часовня (самая южная из всех). После Шестидневной войны (1967 г.) граница Израиля с Иорданией проходит по Иордану. Палестинские террористы часто пересекали Иордан и скрывались в монастырских строениях, поэтому армия отгородила их и минировала, а также объявила область вокруг места крещения закрытой военной зоной. После визита Папы Римского в Святую Землю в 2000 г. место крещения с израильской стороны было открыто для паломников по предварительному согласованию, там был построен новый центр посетителей. Монастыри же остаются закрытыми и частично разрушенными. Участок земли для строительства эфиопского монастыря был приобретен женой императора Хайле Селассие I, императрицей Менен, строительство завершено ко времени ее августейшего паломничества в 1933 г. Тогда императрица совершила омовение в водах Иордана, осмотрела построенный монастырь и посетила Тель-Авив («Палестайн Пост», 8.5.1936, стр.7).Сейчас здание монастыря сильно повреждено пулевыми отверстиями и минометным огнем, оно отгорожено колючей проволокой, а территория вокруг заминирована, о чем предупреждают таблички (оранжевый треугольник на желтом фоне и надписью на трех языках). С дороги видно, что на северной стене монастыря изображен победно шествующий коронованный лев из колена Иудина, под которым есть надпись, которую нельзя прочесть невооруженным глазом. Здание содержит церковь, 12 келий и приемный зал, а также ванные комнаты и подсобные помещения стр.93).

http://bogoslov.ru/article/1895521

На приобретенном в 1924 г. участке уже находился фундамент здания, на котором в 1925—1928 гг. строится великолепный представительский комплекс. Здание предназначалось для приема делегации так и не состоявшегося паломничества в Святую Землю императрицы Заудиту. На первом его этаже разместилось консульство, два верхних этажа сдавались в аренду, треть от дохода за которую поступало в эфиопский монастырь стр.429).23 июля каждый год в этом здании праздновался день рождения императора Хайле Селассие, с участием приглашенных гостей и лидеров эфиопской общины. В годы итальянской оккупации Эфиопии правительство Италии выдвинуло претензии на это здание, но суд отверг их. Консульство размещалось здесь до 1973 г., а после войны Судного Дня здесь проживают малоимущие члены эфиопской общины. Комплекс состоит из огромного трехэтажного дома, в котором находится около 90 комнат, и примыкающего к нему слева флигеля. Выступы по углам дома напоминают жертвенник – стиль, принятый в иерусалимской архитектуре того времени. Дом облицован по центру и на углах необработанным светлым камнем. Высокий треугольный фронтон выложен цветной мозаикой с изображением шествующего императорского льва с короной на голове и развивающимся эфиопским флагом, надписью на геэз: «Победил лев из колена Иудина». Ниже по центру здания мозаикой изображены царская корона, надпись «Заудиту, дочь Менелика, царица царей Эфиопии» и дата окончания строительства – 1920 г. (1928 г. по григорианскому календарю). Второй этаж здания – с широкими арочными окнами, а верхний – с открытыми галереями и мозаиками в треугольных фронтонах. Здание достаточно запущено, но тем не менее находится в относительно хорошем состоянии и доступно для осмотра. Оно является ярким выражением эклектического сочетания классической симметрии, углов крыши в форме рогов жертвенника, мозаик в украшении фасада, а его лестницы, два внутренних двора-колодца и садовый фасад неожиданно монументальны для скромных эфиопских построек в Иерусалиме стр.79-80; стр. 86-89). Маша ха-Леви находит свидетельства того, что к строительству «дворца» иили других эфиопских сооружений в Иерусалиме приложил руку великий итальянский архитектор Антонио Барлуцци, однако из имеющихся документов не ясно, что именно он построил (или перестроил) и в каком году стр.340-341).

http://bogoslov.ru/article/1895521

С тех пор судьба Церкви стала неотделима от судьбы этого распинаемого народа, испытавшего на себе в 1915— 1917-м, а затем в 1922—1923 годах настоящий геноцид. Сегодня Армянская Церковь насчитывает приблизительно пять миллионов верующих. Более половины из них образуют компактную группу в советской Армении и Азербайджане. Другое сосредоточение армянского населения — приблизительно 400 тысяч — находится в Сирии и Ливане. Прочие же образуют гигантское рассеяние, распространившееся по пяти континентам, причем наиболее важные общины можно найти в Болгарии, во Франции (200 тысяч) и в Соединенных Штатах (300 тысяч). Церковь эта состоит из пяти неравных юрисдикций: католикосата с центром в Эчмиадзине и католи- косата Киликийского, чей центр находится в предместье Бейрута, патриархатов Иерусалимского и Константинопольского и архиепископства Болгарского. Католикос Эчмиадзина обладает юрисдикцией над диаспорой, и за ним признается первенство чести и со стороны католикоса Киликийского. «Нехалкидонские» Церкви сосредоточены не только в восточном бассейне Средиземноморья. Они, начиная с христианской античности, рассеяны и по странам Азии и Африки. В Африке в Эфиопской Церкви приблизительно тринадцать миллионов членов. Основанная в IV веке, она оставалась долгое время в сфере влияния Коптского патриархата в Египте, назначавшего ее первоиерарха, Абуну, и оказалась в монофизитском расколе, даже не заметив этого. В XX веке она обрела полную независимость только в 1951 году благодаря императору Хайле Селассие, дважды спасавшему христианскую Эфиопию: в 1916 году, когда он, тогда молодой аристократ, изгнал негуса Лиджа Яссу, обратившегося в ислам и намеревавшегося навязать его традиционно христианской стране; затем в 1935—1941 годах, когда его имя символизировало сопротивление итальянской оккупации... Это имя, которое он принял при своей коронации в 1930 году — имя Святой Троицы (что и означают слова «Хайле Селассие»), — знаменовало собой решимость и волю оставаться христианской крепостью на земле, осажденной со всех сторон исламом...

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=753...

«Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн» (Ин 1:28). Иоанн тем самым выполняет важный  ритуал: он объявляет всем, что Иисус – Сын Божий и Мессия. В переводе с амхарского — Сила Святой Троицы. Рас (буквально «голова; главная, основная часть») — начиная с XVI века высший военно-феодальный титул в Эфиопии. Первоначально присваивался только правителям крупнейших провинций страны, верховным военачальникам и особо почитаемым руководителям Коптской Церкви. Присваивался лично императором, соответствуя по значимости европейскому титулу «герцог». С XIX века стал встречаться чаще. Некоторые правители провинций и командующие войсками сохраняли титул «рас» вплоть до свержения императора Хайле Селассие I в Эфиопии в 1975 г. Насиб Абкариус-бей (1877—1946) родился в 1877 г. в Каире в состоятельной арабской православной семье. Получил юридическое образование в Париже. Сначала служил судьей в Хартуме, столице Судана, а затем — высокопоставленным чиновником в системе египетской юриспруденции. В 1919 г. получил из рук египетского короля Фуада I почетный титул «бей». В конце 1920-х гг. Абкариус-бей прибыл в Палестину, находящуюся под управлением британских мандатных властей, где служил инспектором судов, а затем открыл частную адвокатскую фирму, ставшую одной из самых успешных в Палестине. В 1930-е гг. Абкариус-бей становится самым известным в стране адвокатом по уголовным вопросам. Он был знаком с судьями, был связан с назначениями судей и адвокатов и обладал потрясающей способностью выступать на публике. Он считался самым дорогим среди всех местных адвокатов, а также имел смелость критиковать судей, перед которыми выступал, но всегда в границах дозволенного. Компаньоном Абкариус-бея был судья Давид Гойтман, со временем судья Верховного суда Израиля. В 1940-е гг. их бюро прославилось благодаря выигранным ими апелляциям. Абкариус-бей влюбился в Лею Тененбойм, еврейку из ортодоксальной семьи, младше его почти на 30 лет, и они поженились в Александрии в 1930 г. Для своей жены он построил великолепный дом в квартале Рехавия в Иерусалиме, известный как «вилла Леа». Мотовство Леи разорило Абкариус-бея, после чего она оставила его, хотя развод был оформлен только в 1945 г. Во время Второй мировой войны Абкариус-бей прекратил профессиональную деятельность, и в 1946 г. умер в Иерусалиме в полной нищете.

http://bogoslov.ru/article/1895521

В резиденции митрополита была устроена небольшая часовня и великолепная ризница с древними иконами ещё дониконовского времени. Однажды резиденцию митрополита в Серебряном Бору посетили родственники владыки, в то время, как он совершал там литургию в полном архиерейском облачении. Маленький мальчик, присутствовавший при этом, рассказывал потом: «Я был у Царя!» Владыка запросто общался не только с «царями», но и с императорами. Так, он побывал в Эфиопии ещё до переворота, который возгласил «друг страны Советов» Менгисту Хайле Мариам. И митрополит Никодим имел встречу с императором Хайле Селассие, после чего в Ленинградскую духовную академию начали прибывать на учёбу посланцы с Чёрного континента. Начало 1960-х годов – это разгар гонений на Церковь , бесчинства местных «хунвейбинов». В Ленинграде уполномоченный пытался сорвать крестный ход в первую Пасху служения митрополита Никодима на Ленинградской кафедре 103 . Как обеспечить безопасное проведение пасхального богослужения в Николо-Богоявленском кафедральном соборе? А вот как. В страну с официальным визитом прибывает королева Нидерландов. Поставим её на клирос, а потом пригласим участвовать в крестном ходе. И комсомольских «активистов» милиция ближе, чем на километр, не подпустит. Владыка Никодим благожелательно относился к старообрядцам и искренне сожалел о том, что они воздерживаются от сближения с Русской православной Церковью. У себя в резиденции, в Серебряном Бору, владыка часто носил старообрядческую монашескую полумантию. Именно по инициативе владыки, изложенной им в специальном докладе на Поместном соборе Русской православной Церкви 1971 г. участники Собора определили упразднить клятвы, наложенные Московскими соборами 1656 и 1667 гг. на старые церковные обряды и их последователей. Было также разрешено староверам посещать храмы Московского патриархата и причащаться в них в случае необходимости. В те годы реакция старообрядцев на решение Поместного собора была сдержанной. («А мы эти проклятия никогда и не признавали».) Развитие отношений началось лишь в период недолгого правления старообрядческого митрополита Андриана (Четвергова) (2003–2005) Да и в эти годы «упёртых» старообрядцев смущали встречи Андриана с иерархами Русской православной Церкви. А высказывания митрополита об улучшении отношений с Московской патриархией и даже о духовном единстве русского народа у многих вызывали насторожённость.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010