20 Февраля по тому же вопросу на приём в Совет пришёл Патриарх. Он настаивал на снижении налогов, открытии новых храмов и заявил о желании добиваться встречи с Хрущёвым. А 31 Мая первосвятитель и митрополит Николай обратились к 1-му секретарю ЦК с письмом: «Мы вынуждены просить Вас, глубокоуважаемый Никита Сергеевич, каким-нибудь актом подтвердить действенность постановления партии от 10 Ноября 1954 года. За последние месяцы имеют место многие факты оскорбления религиозных чувств, а также отдельных ничем не опороченных священнослужителей и печатание в прессе заведомой неправды о некоторых явлениях нашей церковной жизни...». Далее приводились многочисленные примеры газетной клеветы или грубого администрирования местных властей. 640 Определённый результат это письмо принесло. В редакционной статье «Правды» от 21 Августа «Против религиозных предрассудков» критиковались отдельные органы печати, обращалось внимание партийных организаций на недопустимость «искривления» линии партии в религиозном вопросе. Кроме того, отдел пропаганды ЦК указал редакциям ряда газет на необходимость исключить в дальнейшем оскорбления чувств верующих. Рекомендовалось также не упоминать в атеистических статьях руководителей Патриархии и почитаемые святыни. Правда, данные указания выполнялись не слишком долго. Своё значение имело и сохранение заинтересованности правительства в международной деятельности Московской Патриархии. Например, в Январе-Феврале 1959 г. ее делегация посетила Эфиопию с целью установления контактов с Коптской Церковью, выяснения причин двухкратного отказа (в 1956 году и 1957 годах) главы последней архиепископа Базилоса посетить СССР и изыскания возможностей вновь пригласить его. Совет по делам РПЦ информировал ЦК КПСС, что Коптская Церковь в Эфиопии, являясь государственной, имеет большое влияние на правительство и на двор Императора. Миссия была успешно выполнена: посланцев Патриархии принимал Сам Император, вручивший им золотые памятные медали. И уже в Июле 1959 года Хайле Селассие I приехал в СССР, причём посетил святейшего Алексия, наградив его орденом, а в Августе в Москве побывала делегация Эфиопской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В это время общее усиление СССР (запуск спутника, появление водородной бомбы, баллистических ракет) временно придало определенную самоуверенность руководству страны, которое считало возможным занимать более жесткую позицию во внешней политике и в основном обходиться без таких организаций, как Церковь . Правда, уже вскоре действительность заставила советских руководителей изменить свои оценки. Впрочем, и в конце 1950-х гг. определенная заинтересованность правительства в международной деятельности Московской Патриархии сохранялась. Например, в январе-феврале 1959 г. ее делегация посетила Эфиопию с целью установления контактов с Коптской Церковью, выяснения причин двухкратного отказа в 1956 г. и 1957 г. главы последней архиепископа Базилоса посетить СССР и изыскания возможностей вновь пригласить его. Совет по делам РПЦ информировал ЦК КПСС, что Коптская Церковь в Эфиопии, являясь государственной, имеет большое влияние на правительство и на двор императора. Миссия была успешно выполнена – посланцев Патриархии принимал сам император, вручивший им золотые памятные медали. И уже в июле Хайле Селассие I приехал в СССР, причем посетил Владыку Алексия, наградив его орденом, а в августе в Москве побывала делегации Эфиопской Церкви 874 . Так, эта важная в стратегическом отношении страна Африки начала попадать в сферу советского влияния. Для Московской Патриархии планировались и гораздо более масштабные международные акции. Стало известно о том, что в 1961–1962 гг. должны состояться 2 крупнейших для всех христиан планеты события – Католический Собор и Генеральная ассамблея Всемирного Совета Церквей (ВСЦ). В ЦК КПСС решили найти для них достойную альтернативу. 2 апреля 1959 г. Г. Карпов обсудил эти проблемы с руководством Патриархии. Правда, на вопрос – могут ли они выступить инициатором созыва Собора Православных Церквей, иерархи ответили отказом, заявив, что право созывать такие Соборы, конференции или совещания есть только у Константинопольского Патриарха. Председатель Совета все же настойчиво указывал им на необходимость проведения подобного совещания в 1960–1961 гг., приурочив к какому-либо празднику. По поводу Католического Собора Патриарх Алексий отметил, что русские иерархи участвовать в нем не могут и хотят принять меры по преуменьшению его значения. Отношения СССР с Ватиканом в тот период оставались довольно напряженными – влиятельные католические круги даже хотели отлучить от Церкви всех борцов за мир, как проводников коммунистического влияния, и Карпов полностью одобрил мнение Патриарха 875 . Совет начал проводить политику неучастия всех Православных Церквей в намеченном Соборе. 21 июня 1959 г. в «Известиях» было напечатано резкое опровержение статьи в итальянском журнале «Темпо» о возможном появлении на нем русских представителей. Наконец, на апрельской встрече решили осуществлять активные контакты с экуменическим движением, не вступая в члены ВСЦ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Эфиопской Церкви большое внимание уделяют катехизации, религиозному образованию и подготовке клириков. Последнее особенно актуально с учетом их огромного числа. Главное учебное заведение Эфиопской Церкви, готовящее клириков, – богословский колледж Святой Троицы в Аддис-Абебе. Его ректор архиепископ Тимофей в свое время учился в Ленинградской духовной академии. Вообще значительная часть нынешней элиты Эфиопской Церкви владеет русским языком, так как многие учились в Ленинградских духовных школах. Колледж был основан еще в 1941 году императором Хайле Селассие. При императоре это учебное заведение сначала готовило учителей для школ и входило в систему народного образования, а в 1967 году было преобразовано в богословский факультет университета Аддис-Абебы. Ректором колледжа в тот период был знаменитый индийский богослов В. Сэмюэль – на протяжении многих лет один из самых видных участников межхристианских богословских диалогов, в том числе с Русской Православной Церковью. При Менгисту богословский факультет был закрыт и все его помещения экспроприированы. Колледж был вновь открыт в 1993 году и сейчас является высшим учебным заведением Эфиопской Церкви. Хотя он перестал быть частью Аддис-Абебского университета и его дипломы не признаются государством, тем не менее, университет дипломы колледжа признает и активно сотрудничает с ним. В ближайшее время начнется строительство нового учебного корпуса колледжа вместо старых корпусов. Обучение в колледже ведется в основном на английском языке, как и во всех школах и вузах Эфиопии. Поэтому библиотека укомплектована главным образом книгами на английском языке. Отдельно преподаются амхарский язык и гыыз. Причем на гыызе студенты учатся не только читать и писать, но даже составлять поэмы. Наряду с традиционными богословскими предметами здесь преподаются такие любопытные дисциплины как «Статистика и исследовательские методы», «Принципы менеджмента в Церкви», «Компьютерная грамотность», «Основы бухгалтерского дела», «Сохранение и поддержание древностей», «Подготовка, мониторинг и оценка социальных проектов». В формировании учебного процесса руководство колледжа ориентируется на светские стандарты. Так, начальный курс – бакалавр теологии – здесь рассчитан на 5 лет. Затем следует специализация – 3 года, после которых студенты получают степень магистра. Сейчас колледж готовится к тому, чтобы предлагать студентам возможность писать докторские диссертации. Несмотря на такую ориентацию на светские стандарты образования, колледж служит нуждам Церкви и прежде всего нацелен на подготовку священнослужителей. Все студенты колледжа должны быть диаконами. В Эфиопской Церкви следуют древней церковной традиции, согласно которой диаконам позволяется вступать в брак, хотя священникам это уже запрещено. Большинство духовенства Эфиопской Церкви – женатое.

http://pravoslavie.ru/589.html

Вторжение итал. армии в Эфиопию (окт. 1935) привело к международной изоляции И., Лига Наций ввела против нее экономические санкции. Германия воздержалась от присоединения к санкциям, что создало основу для сближения режимов Муссолини и Гитлера. Итало-эфиопская война сопровождалась масштабной патриотической кампанией в И. (в т. ч. национальным сбором денег и ценных украшений в «фонд родины»), в к-рой принимало участие и католич. духовенство. Весной 1936 г. итал. войска разгромили эфиоп. армию под командованием имп. Хайле Селассие I и 7 мая завершили аннексию И. Эфиопии. 9 мая Муссолини объявил о «возрождении Римской империи» и о принятии кор. Виктором Эммануилом III титула «император Эфиопии». В честь победы в Итало-эфиопской войне 30 марта 1938 г. парламент присвоил королю и Муссолини звание «первых маршалов империи». Признание Германией итал. аннексии Эфиопии и решение о совместной поддержке войск ген. Ф. Франко в гражданской войне в Испании (1936-1939) укрепили политическое и военное взаимодействие И. и нацистской Германии. Итал. духовенство положительно оценило отправку итал. экспедиционного корпуса в Испанию, где республиканское правительство проводило гонения на католич. Церковь. В окт. 1936 г. зять Муссолини, министр иностранных дел Г. Чиано, подписал в Берлине договор о политическом сотрудничестве в Европе («ось Берлин-Рим»), в нояб. 1937 г. И. присоединилась к Антикоминтерновскому пакту Германии и Японии, в дек. того же года вышла из Лиги Наций. И. отказалась поддерживать независимость Австрии и не опротестовала ее присоединение (аншлюс) Германией в марте 1938 г. В сент. 1938 г. Муссолини выступил посредником в переговорах Германии с Великобританией и Францией относительно герм. оккупации Судетской обл. и раздела Чехословакии, завершившихся заключением Мюнхенского соглашения (30 сент. 1938). Желая участвовать в начатом территориальном переделе Европы, в апр. 1939 г. И. оккупировала Албанию (включена в состав Итальянской империи в качестве королевства). 22 мая того же года в Берлине был подписан договор о дружбе и военном союзе между И. и Германией (т. н. Стальной пакт).

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Геэз (древнеэфиопский язык) — язык, входящий в северную подгруппу эфиосемитских языков. С III—IV и до X—XI bb. находился в письменном и в устном употреблении, затем использовался в церковной и светской письменности. В настоящее время сохраняет функцию языка Литургии Эфиопской Православнойи Католической Церквей. Табот – ковчег, знаменующий Ковчег Завета. Литургия может совершаться только в том храме, где есть Табот. Когда освящается новая церковь, то для нее прежде всего освящается новый Табот. В некоторые дни (например, в праздник Богоявления) Священный Табот торжественно выносится из храма с песнями и танцами под ритмические удары молитвенными палочками по барабанам разной формы и цвета, и с ним совершается крестный ход. Тут имеет место прямая аналогия с радостью царя Давида перед «ковчегом Божиим»: «А Давид и все сыны Израилевы играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на цитрах, и на псалтирях, и на кимвалах» (2 Царств, 6:5). Древневосточные православные церкви сохраняют христологическую формулу св. Кирилла Александрийского, освященную на Третьем Вселенском соборе: «μα φσις το θεο λγου σεσαρκωμνη» (одна природа Бога Слова воплощённая), почему их христологию называют миафизитской. Их оппоненты часто приписывают им исповедание монофизитства или монофелитства, хотя сами они анафематствуют монофизитство и его создателя Евтихия, и остаются, согласно их пониманию, верными дохалкидонскому православию. Подробнее об истории, культуре и религии Эфиопии см.: Эрлих Х., Соломон А., Каплан С., Эфиопия: христианство, ислам, иудаизм, Раанана: издательство Открытого университета Израиля, 2006. Паула Римская, святая. Родилась 5.5.347 г., ее родители были христианами из древней патрицианской семьи. В 15 лет она вышла замуж за язычника Тозотия и стала матерью 5 детей, в том числе свв. Блазиллы и Евстахии и Паулины, супруги св. Паммахия. Когда ей был 31 год, она потеряла мужа и присоединилась к кружку св. вдовы Марцеллы, чей образ жизни считался в Риме образцовым для христианской вдовы. Под духовным руководством св. Иеронима она опекала кружок благородных римских дам. Паула вместе с дочерью Евстахией в 385 г. последовала за св. Иеронимом на восток и посетила с ним Св. Землю и монахов Нитрийской пустыни в Египте. В 386 г. она поселилась постоянно в Вифлееме и основала там приют для паломников, монастырь для Иеронима и его друзей и женский монастырь. Она сама постриглась в женский монастырь и посвятила себя молитвам и ученым занятиям. Умерла 26.1.404 г. в Вифлееме. Иероним посвятил ей блестящий некролог. Изображалась как паломница с посохом и бутылкой-тыквой или розгой, платком на голове, пишущая пером книгу. День памяти 26 января.

http://bogoslov.ru/article/1895521

Д.Дибров: В нашем внутреннем монологе мы должны эту самую свободу и проявлять. А вот Саша рассказывал про случай, до слёз приятный. Так человеку хочется богоявления, так хочется. Саш, как там.. О. Всеволод: И лишиться свободы тоже хочется? А.Карлов: Нет-нет, дело вот о чем. Я внимательно следил сейчас за ситуацией. Случайно, правда, наткнулся в одной социальной сети. Там это вызвало хохот. У одних хохот, у других приятие, у других резкое неприятие. Вы ведь знаете, что в Новгородской губернии замироточила икона Путина. О. Всеволод: В Нижегородской. А.Карлов: В Нижегородской, да. О. Всеволод:  Вы знаете, обычная штука. Обычная штука. Как известно, секта… А речь идет именно о секте, потому что это группа людей не имеет ничего общего с Православием… Д.Дибров: Как туда попала икона Путина? О. Всеволод: …постольку поскольку она верит в переселение душ, там есть некая дама, которая… А.Карлов: Светлана Фролова. О. Всеволод: Да, так ее зовут. Она когда-то была, по-моему, товароведом или кем-то в этом роде. А.Карлов: Директор торгово-закупочной базы Горьковской железной дороги. В 1996 году была осуждена за мошенничество. О. Всеволод: Вот. Д.Дибров: А тогда и клизму поставят за иконку-то! А вот как большевики подозревали. О. Всеволод: Она, наверное, более умная. Она нашла бизнес поприбыльнее. Секта — это бизнес не сильно менее доходный, чем торговля наркотиками или порнографией, или организация проституции. Так вот, любая секта, чтобы раскрутиться, обычно использует — или, скажем так, самая удачная секта — использует известные имена. Растафарианство все закручивало вокруг имен Боба Марли и императора  эфиопского Хайле Селассие I. Есть в Кении псевдокатолическая секта, которая объявила святым Барака Обаму. Ну, вот, здесь тоже решили сыграть на имени Путина. А.Карлов: Как вы это откомментировали? О. Всеволод: Очень просто. После этой истории об этой организации вдруг вспомнили. Она как-то, лет пять, наверное, была подзабыта, а сейчас опять о ней везде пишут, везде говорят. К сожалению, это идеальный способ раскрутки секты, и люди опять пришли туда к ней в этот ашрам, где они ожидают исцеления, ожидают разного рода чудес. Так что, ничего нового нет под солнцем в этом отношении.

http://pravmir.ru/vremenno-dostupen-prot...

диакон Александр Занемонец, Иерусалим 31 августа 2011г. 12:14 Прием эфиопского императора в Русской миссии понятен с точки зрения политической, но не только. Это время Британского мандата и теснейших контактов между православными и англиканами на Св.Земле, а также всеми другими, кто проявлял к православию интерес. Митрополит (тогда архиепископ) Анастасий был одним из возглавителем этого диалога. Как пишет о.Киприан (Керн), в русском Троицком соборе в Иерусалиме вы те года – десятки англичан за каждой воскресной литургией, а английские епископалы служили в трапезной русской миссии. И, конечно же, архиеп. Анастасий бывал многократно в англиканском соборе св.Георгия в связи с разными   официальными событиями (молебен о здравии Короля и т.п.). Удивительно, что потом вл. Анастасий превратится в сурового «консерватора». А архим. Киприан (Керн) – в «парижского либерала», как считается. В Иерусалиме было все по-другому. Об этом вскоре можно будет прочитать в дневниках о.Киприана иерусалимского периода. Виссарион, Тбилиси 27 апреля 2020г. 19:09 К тему хочу добавит следующее: В среду, 8-го Июля 1936-го года императрица Менен Астаф, принцеса и жена генерпла Рас Деста Датеуса - Тенанге Ворк, жена принца Меридазмас Асфав Восена - Воизеро Валата Исраел,.а так же Архимандрит Абисинии присутствовали на трапезу в горненском монастыре в Ейн Карем. Об этом в своих дневниках пишет св. м. Григорий Перадзе Виссарион, Тбилиси 27 апреля 2020г. 20:09 Семейство в горненский монастырь посещала несколько раз. Во время Рождество, Возвишения и т.д. Св.муч. Григорий Перадзе в своих дневниках рассказивает о таком визите императрицы Воизеро Менен Астаф в месте принцесы Тенагне Ворк, Воизеро Валата Исраел и абисинийского архимандрита 8-го июля 1936 года, где на трапезе с ним сидел и сам Отец Григорий Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

http://bogoslov.ru/article/1895521

Здание увенчано зелено-черным плоским куполом с традиционным восьмиконечным эфиопским крестом, оно имеет четыре портика на четыре стороны света. В церковь ведут три входа: северо-западный – для мужчин, юго-западный – дляженщин и северо-восточный, над первыми двумя – барельефы львов в коронах, увенчанных крестами. Через многочисленные арочные окна барабана здание наполняется светом. Подкупольное пространство расписано голубым цветом, на фоне которого среди звезд и красных и голубых облаков изображены 16 ангелов. Церковь в плане представляет круг, в котором находятся три вложенных одно в другое отделения, согласно концентрической системе Иерусалимского Храма. Наружное отделение, в котором находятся все молящиеся, отделено квадратными столбами от среднего, где пребывают только священники. Центральная, внутренняя часть, Святая Святых, представляет собой небольшое квадратное строение, покрытое куполом. Над тремя входами туда и над окном расположена одна и та же надпись (на западе – по-амхарски, на юге – по-итальянски, на востоке – по-арабски и на севере – по-французски): «Строительство этой церкви, посвященной Деве Марии, начато Его Величеством царем царей Эфиопии Иоханнесом в год Св. Марка 1874 (=1882). Расход составил 4000 наполеондоров. После смерти царя Йоханнеса продолжил царь царей Менелик строительство, закончившееся 16 мизайя 1885г. (=1893). Дополнительный расход составил еще 4000 наполеондоров». Во внутреннем помещении хранится Священный Табот, сделанный из дерева и задрапированный красной тканью. Красный цвет доминирует в храме: перед входом в алтарь – красный занавес, на аналоях – красные покрова, шитые золотой нитью, иконы написаны с преобладанием красного цвета. В церкви также есть множество икон, изображающих различных эфиопских святых, а также иконы, подаренные эфиопам Русской Духовной Миссией в Иерусалиме, среди них образы Богородицы («Знамение», «Тихвинская», «Казанская», «Державная» и «Всецарица»), а также иконы с изображением Георгия Победоносца, первомученика Стефана, Троицы и два больших образа Спасителя стр.13).

http://bogoslov.ru/article/1895521

Из генеральского мундира торчала шея, как бы сделанная из отполированного до блеска черного мрамора с беловато-сероватым налетом, и такие же ладони высовывались из рукавов. Стройная, тонкая, гибкая и мускулистая фигура, поднимавшаяся по лестнице с невыразимой легкостью, не отличалась высоким ростом, и казалось, что все монахи (а император появился и скрылся внутри здания так быстро, что они не успели вовремя опуститься на колени и поклониться ему) были выше него на высоту своих клобуков. На одно мгновение, прежде чем он направился к входу, я увидел в тени козырька генеральской фуражки его профиль: он был украшен маленькой острой бородкой, а из-под фуражки выглядывали волосы и спускались на затылок. Несмотря на всю тонкость и одухотворенность, выражение его лица было деловым и решительным, как у человека, знающего, что ему предстоит, ибо он тесно связан с этим миром, и время торопит его осуществлять планы, зарождающиеся под козырьком фуражки полководца, и с помощью этих планов он сумеет преодолеть все препятствия. «Итак, 25 миязия (=3 мая 1936 г.) британский военный корабль " Энтерпрайз " достиг Джибути, и капитан сообщил Нам, что Мы должны подготовиться к посадке... На следующий день, в понедельник 26 миязия 1928 г. (=4 мая 1936 г.), приблизительно в 10 часов (16:00) дня, Мы сели на корабль… Еще пять британских торпедных катеров на расстоянии следовали за нашим кораблем… На пятый день Мы достигли порта Хайфы, где Наше судно встало на якорь… Оттуда Мы отправились в Иерусалим, и, по Нашем прибытии на железнодорожную станцию, британские власти приняли Нас с честью. Прежде всего, Мы пошли на Голгофу, а после того, как Мы воздали должное Могиле нашего Господа Бога, Мы отправились в гостиницу «Кинг Дэвид». На следующий день Мы посетили Наш монастырь Дебре Генет. Это большой монастырь в Иерусалиме, обустраиваемый в течение долгого времени. В его святом убежище живут монахи и монахини, приехавшие из Эфиопии и отказывавшиеся от мира. Вообще они живут в великой радости, поскольку в этом монастыре они разговаривают на амхарском языке и проводят богослужения на геэзе.

http://bogoslov.ru/article/1895521

К югу от церкви, как это принято в эфиопской традиции, находится небольшой «дом хлеба» — пекарня для выпечки просфор. Церковь окружают одноэтажные и двухэтажные здания для проживания монахов и духовенства, крытые красной черепицей. Большая часть из них построена в 1905—1911 гг. Их задняя стена, как правило, служит внешней стеной подворья. Все сооружения имеют сходную планировку, типичную для эфиопских монастырей: между внутренними помещениями нет переходов, а двери всех комнат ведут на общую веранду, выходящую во двор, в сторону церкви. К одноэтажному трехкомнатному зданию к северу от церкви абба Никодемос Вальде Микаэль в 1935 г. пристроил три комнаты второго этажа, о чем говорит надпись справа от ближайшей к церкви двери. Дома оформлены скромно, с выступающими, но не стилизованными надоконными камнями и деревянными перилами. Дома для проживания монахинь были построены между монастырем и домом на углу улиц Эфиопия и Салант не ранее 1933 г. Одноэтажное здание для приема гостей, над входом которого была каменная табличка с текстом, в 2000 г. было поглощено построенным вокруг него новым двухэтажным зданием. Над жилыми помещениями возвышается квадратная трёхъярусная колокольня с характерным эфиопским крестом, построенная царицей Заудиту после 1918 г. стр.87-90; стр.231-236; стр.443-454). Рядом и одновременно с подворьем было построено несколько зданий для сдачи в аренду. Два из них не сохранились, третье, двухэтажное прямоугольное сооружение, построенное в 1890-е гг. на углу улиц Эфиопия и Салант, сдается еврейской религиозной организации «Бнот Ерушалаим» стр.46).   4. Отдельные эфиопские постройки в Иерусалиме Для поддержки нуждающейся иерусалимской общины император Менелик II и императрица Таиту при поддержке эфиопской знати финансируют постройку ряда представительских и доходных зданий за пределами подворья.   «Дом императора Менелика II» (ул.Эфиопия, 8) Симметричное трехэтажное сооружение, построенное в 1906 г. вплотную к постройкам монастыря. Выступающие балконы поддерживаются стильными кронштейнами, характерными для эфиопского строительства в Иерусалиме. В центре фасада расположен барельеф с шествующим львом, вокруг которого надпись, гласящая: «Дом, который побеждающий лев из колена Иудина, царь царей Эфиопии, Менелик II, дарует для жизни эфиопов в Иерусалиме, 1898 год (=1906), год милосердия и справедливости».В 1907—1922 гг. в здании размещалось еврейское общежитие для девушек, затем два года – еврейская религиозная школа «Маале», в 1930-е гг. – общежитие школы медсестер «Хадаса», а затем и по сей день квартиры сдаются внаем отдельным семьям, среди которых в 1950-е гг. была семья известного израильского поэта Иегуды Амихая стр.66).

http://bogoslov.ru/article/1895521

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010