На церковных воротах изображен лев с короной и крестом – символ колена Иудина и герб Эфиопского царства: императоры (негусы) Эфиопии возводили свою родословную к легендарному браку Соломона с царицей Савской. Эта необычная, единственная в Иерусалиме круглая церковь , подражающая Ротонде Гроба Господня, украшена четырьмя фронтонами, с каменными крестами наверху и четырьмя надоконными карнизами в простенках между ними. Весь цилиндрический объем храма опоясан стройным рядом арочных окон. Позади храма на монастырском дворе возвышается звонница. Храм воздвигнут на месте, где в последний раз заночевала Дева Мария на пути из Назарета в Горнее, к своей двоюродной сестре Елизавете. Строительство было начато императором Эфиопии Иоанном IV в 1882 г. К этому времени когда-то богатая и влиятельная эфиопская община Иерусалима впала в крайнюю нищету и потеряла почти все из принадлежавших ей св. мест. Негус решил поддержать соотечественников, основав в городе отдельный квартал с обителью для эфиопских монахов. Завершил строительство его преемник Менелик II. В1893 г. церковь была освящена. Входя в эфиопскую церковь , нужно так же, как в мусульманской мечети, снимать обувь. Весь пол устлан коврами. В центре, как в московском храме Христа Спасителя, расположен своеобразный алтарь, повторяющий форму Кувуклии Гроба Господня – эфиопы называют его «Святая Святых». В 1937 г. здесь молился посетивший Иерусалим сын Менелика, 225-й потомок Соломона на эфиопском троне Хайле Селассие I (1892–1975; царствовал с 1930 г. до 1974 г.). Сирийская церковь св. Марка После того как Ангел Господень освободил Петра из темницы, апостол, не теряя времени, скрылся в знакомом доме, расположенном неподалеку. В соответствии с сирийской традицией, это жилище располагалось как раз на том месте, где стоит теперь церковь св. Марка. Считается, что Петр постучался в ту самую узорчатую дверь, через которую и мы входим в храм. И действительно, после реставрации церкви в 1940-х гг. была открыта арамейская надпись VI в., гласящая: «Это дом Марии, матери Иоанна, именуемого Марк. Церковь была освящена св. апостолами во имя Пресвятой Девы Марии, Матери Божией, после того как Господь Спаситель вознесся на небеса. Восстановлена после разрушения Иерусалима Титом в 73 г.».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Николай Михайлович Алексеев (20 декабря 1891 — 13 апреля 1960 г., Буэнос-Айрес) — полковник Лейб-гвардии Уланского полка. «В чине штаб-ротмистра 14 ноября 1917 г. прибыл со своей частью в Новочеркасск и вступил в Добровольческую армию. В 1-й Кубанский поход вышел как ординарец генерала Алексеева и участвовал в боях в составе отряда полковника Гершельмана. Прошел 2-й Кубанский поход. Находился в командировке по охране Лиц Императорской Фамилии в Крыму и сопровождал за границу Великого Князя Николая Николаевича. В составе Лейб-Гвардии Кавалерийского полка участвовал в боях до конца Гражданской войны. 8 сентября 1920 г. произведен в полковники» (Часовой. 1960. 410 (июнь). С. 19). Возможно, Александр Николаевич Фермор (20 сентября 1886, Санкт-Петербург — 17 июля 1931, Париж). Полковник Лейб-гвардии. Служил в Уланском и Егерском полках. В эмиграции некоторое время жил в Абиссинии, был начальником Конвоя императора Хайле Селассие I (Б. И. † Полковник А. Н. Фермор//Часовой. 1931. 63. С. 25–26). Алексей Алексеевич Свечин (1877 — 21 июля 1933, около Парижа) — капитан 1-го ранга Черноморского флота. Был старшим офицером эскадренных миноносцев «Страшный» и «Забайкалец», крейсера «Аскольд». Командир миноносца «Властный» и яхты «Колхида». Владимир Николаевич Квашнин-Самарин († 24 ноября 1966) — старший лейтенант Черноморского флота, в 1907 г. окончил Морской корпус, служил в оперативном отделении штаба флота (Часовой. 1966. 486 (декабрь). С. 23). Далее зачеркнуто «даже грубоватый». Далее зачеркнуто «песни». Дневниковые записи императрицы и других лиц свидетельствуют об обратном — в пределах занимаемых ими имений лица императорской фамилии передвигались регулярно и совершенно свободно. Выезды из Харакса к Ай-Тодорскому маяку и обратные пешие прогулки в сопровождении дочерей или лиц свиты Мария Феодоровна совершала постоянно, по нескольку раз в неделю, как до своей болезни, затянувшейся с 7 ноября 1918 г. до 15 марта 1919 г., так и после выздоровления. Иногда, как видно из дневниковой записи императрицы от 24 октября 1918 г., эти прогулки отличались завидной продолжительностью: «С утра было пасмурно и всего лишь 12 гр[адусов]. Сестры пришли рано, после чего мы отправились к маяку, спустились вниз другой дорогой, навестили Вяземских, которым не полегчало. К завтраку была Апрак[сина]. Потом я проводила ее домой и с кореизского пляжа пешком отправилась к дюльберцам навестить их впервые за долгое время. Сперва показалось, что в доме никто не живет, все двери стояли нараспашку, но в конце концов я их все-таки обнаружила наверху у Милицы, где они пили чай» (Дневники. С. 270).

http://bogoslov.ru/article/6176530

Обратите внимание на слайд – перед вами тот самый Абуна Салама, «отец мира», св. Фрументий. Это его изображение на одной из эфиопских миниатюр. А вот следы уничтоженной христианской Нубии. Чтобы увидеть этот образ нам нужно будет отправить не в Судан, откуда она была вывезена (и тем самым – спасена), но в Польшу; фрагмент фресковой росписи ныне хранится в Варшавском музее. Это образ Святой Анны. Обратимся к другим фрескам, спасенным из затопленного кафедрального собора в Фарасе, одного из центров христианского царства Макурия, уничтоженного в XIV-XV вв. Вот эта фреска с изображением Рождества Христова. Следующая – «Три отрока в пещи огненной», хорошо узнаваемый образ с этим огромным ангелом. Обе росписи могут быть достаточно условно датированы XII в. Нубийские фрески – явление совершенно уникальное, представляющее собой словно бы промежуточное звено между искусством Египта и Эфиопии; при этом, здесь видна рука достаточно утонченных коптских мастеров и, возможно, их нубийских учеников. Однако, опять же, христианская Нубия была уничтожена. Эфиопия же выстояла и даже дожила до дарования ее Церкви автокефалии. Причем автокефалия Эфиопской Церкви была дана лишь в XX в., в 1959 г. А раньше – по крайней мере с X в., у эфиопов либо один, либо несколько епископов, которые остаются преимущественно коптами; старший «абуна», архиепископ Эфиопии – всегда копт, которого Александрийский папа направляет на юг, по просьбе эфиопских царей. Первым абуной-эфиопом, первым эфиопом, взошедшим на престол Архиепископов Эфиопии, стал Абуна Василий I, избранный и поставленный на кафедру лишь в 1956 г., под достаточно ощутимым давлением императора Хайле Селассие. И спустя три года после этого поставления, знаменитый коптский Папа, уже почитаемый как святой и чудотворец – Кирилл VI, возвел Абуну Василия в сан «Католикос-Патриарха». Так, Эфиопская Церковь получила автокефалию и своего Католикос-Патриарха. Аналогичное событие произошло и в начале XXI в., когда от Эфиопии отделилась Эритрея. После чудовищной, кровопролитной войны, христиане Эритреи (кстати уступающие по численности мусульманам) не желали молиться и причащаться вместе с эфиопами. И тогда коптский Папа и Патриарх Шенуда III выступил как мудрый третейский судья. Он призвал Католикос-Патриарха Эфиопии согласиться на дарование автокефалии Церкви на землях Эритреи. И Эритрейская Церковь получила автокефалию; ее первый Католикос-Патриарх Филипп был возведен в сан Папой Шенудой III. То есть и эфиопы, и эритрейцы остались в лоне единой, канонической Церкви – но были разумно разделены в разные, независимые друг от друга поместные юрисдикции.

http://pravmir.ru/aleksandriyskiy-obryad...

Предполагалось, что этот знак будет изготовлен за счет средств Московской Патриархии и в ее мастерской, а грамота отпечатана на Московской печатной фабрике Главного управления Гознака Министерства финансов СССР. На документе помета: «Справка. Вопрос о нагрудном знаке разрешен на приеме у тов. Хрущева Н.С. 17/V с.г. патриарха Алексия и митр[ополита] Николая. Озерская». На копии письма Патриарха помета: «В дело. Ходатайство было возбуждено. Подлинное письмо патриарха передано в инстанцию. Вопрос положительно решен т. Хрущевым Н.С. при приеме им патриарха Алексия 17 мая 1958 г. И. Репин» [lxxxii] . Если ходатайство возбудить в апреле, то и при положительном решении вопроса т. Хрущевым Н.С. маловероятно было ожидать его осуществления в мае. Так оно и вышло: прибывшие на торжества 40-летия восстановления патриаршества главы и представители Церквей, так же как и участники Совещания 1948 г., наград не получили. Более чем кто-либо ордена Русской Православной Церкви был достоин Патриарх Антиохийский Александр III, последний визит которого в СССР в сопровождении митрополитов Епифания Аккарского, Александра Холмского и Афанасия Хауранского состоялся на майские торжества 1958 года. Вскоре после возвращения в Дамаск, 17 июня 1958 г., Блаженнейший Александр III, Патриарх Антиохии и всего Востока, скончался. Первые награждения орденом святого равноапостольного князя Владимира начались в июле 1959 года, когда в Москву прибыл с визитом его преемник, Патриарх Антиохии и всего Востока Феодосий VI с митрополитами дружественного Антиохийского Патриархата, а также последний император Эфиопии Хайле Селассие I [lxxxiii] . Орден святого равноапостольного князя Владимира Русской Православной Церковью празднуется 28 июля (15 июля ст.ст.), в день памяти святого. Инициатива учреждения первого ордена Русской Православной Церкви принадлежала митрополиту Григорию, а процесс занял «всего» одиннадцать лет. Статут ордена за это время изменился. В 1958 г. он назывался наградным знаком, но имел, как и в проекте 1947 г., 4 степени. В настоящее время орден имеет три степени.

http://bogoslov.ru/article/4642910

Родился в Южной Англии, где стал монахом, жил в Риме и Константинополе, совершил паломничество также в Святую Землю. В 730 г. был на Монте Кассино. По предложению св. Бонифатия папа Григорий III призвал Вилибальда принять участие в немецкой миссии. Вскоре был рукоположен в пресвитеры, а в 741 г. — хиротонизирован. Работал в окрестностях Эйхштата, а также среди племен баваров, франков и швабов. В 778 г. его родственница Гюгенбурц записала его воспоминания, известные под заглавием " Hodoepiricon " Умер в 787г. День памяти 7 июля История загадочного далекого христианского царства пресвитера Иоанна волновала средневековых путешественников, а сейчас удостоилась многочисленных исследований и популярных изданий. О.Верньеро из Монтепелозо, викарий Святой Земли, в период с 1632 по 1636 год, написавший «Relazione fedele della grande controversia nata in Gerusalemme, circa alcuni santuari dai Greci usurpati ai Latini, descritta da un Religioso Minorita» («Верный доклад о великом споре, рожденном в Иерусалиме по поводу некоторых святынь, захваченных греками у латинян, описанная братом миноритом»). Согласно реформе патриарха Арнульфа от 1114 г. двадцать священников, назначенных стражами Храма и живших до тех пор в городе, получали постоянный доход и разрешение на проживание в самом храме. Символические животные в видении Иезекииля (Иез.1:4-28, 10:14 и 41:19). Ниже (Иез.10:1) эти существа названы херувимами (ср. также 1Пар.28:18). Апостол Иоанн продолжил эту традицию, говоря, тем не менее, об одном лице у каждого из четырёх существ (Откр, 4:6-8). В дальнейшем рассказе Иоанна о снятии Агнцем печатей с Книги Жизни каждое из четырёх животных после снятия первых четырёх печатей произносит — «иди и смотри», после чего перед Иоанном появляются поочерёдно четыре всадника Апокалипсиса (Откр, 6:1-8). Эти четыре животных стали символами четырёх евангелистов. Традиционное толкование таково: Человек или ангел (Матфей) символизирует человеческую природу Христа и его воплощение, лев (Марк) – действенность, господство и царскую власть Христа-Царя, его Воскресение из мёртвых, бык или вол (Лука) – священнодейственное и священническое достоинство Христа, его крестную жертву, орёл (Иоанн) – дар Святого Духа, носящегося над Церковью, а также Вознесение Господне. Четыре животных имеют символическое значение также во многих языческих культах и мистических ритуалах.

http://bogoslov.ru/article/1895521

С 1891 г. и по сей день здесь находится Эфиопская Патриархия стр.47-48).При ней есть маленькая церковь и библиотека. Внутренний двор, утопающий в зелени, окружен галереей, куда выходят кельи монахов. Единственный колокол на небольшой колокольне ежедневно в 5 утра возвещает начало службы в церкви святого апостола Филиппа. Перед входом в церковь следует снять обувь. В алтаре церкви за красным занавесом изображение Тайной Вечери. Рядом с церковью находятся покои епископа.   3. Эфиопское подворье – Дебре Генет (Монастырь Райского Сада) Подворье расположено на ул. Эфиопия, 10. Богослужение в церкви Святой Девы Марии происходит каждое воскресенье с 5 до 9 утра. Эфиопы считают, что место, где расположен монастырь, является святым, так как здесь после Благовещения останавливалась на отдых Дева Мария по дороге в Горнюю к своей родственнице праведной Елизавете. Эфиопская рукопись конца 19 века и план местности, нарисованный архитектором Конрадом Шиком в 1896 г., показывают, что подворье построено на месте плодоносного виноградника и нескольких зданий, где жили эфиопские монахи. Исследователь Давид Кроянкер предполагает, что факт собственноручного начертания Шиком данного плана является возможным доказательством его личного участия в проектировании и постройке подворья, хотя никаких доказательств тому не обнаружено. Большой монастырский комплекс построен на деньги царей Иоханнеса IV и Менелика II на землях, принадлежавших эфиопам еще в 1870-е гг. В стене, окружающей подворье и построенной в 1897 г., над воротами центрального входа, расположены барельефы двух львов в короне, увенчанной крестом, и с надписью на языке геэз : «Победил лев из колена Иудина – Менелик II, царь царей Эфиопии 1889 г. ». В центре комплекса расположена церковь Кидане Мехерет высотой в 22 м., представляющая в плане круг того же диаметра. В турецком фирмане 1884 г., разрешающем начало строительства, сказано, что «она будет построена к северу от Храма Гроба Господнего, на расстоянии двадцати минут пешего хода, по образцу, принятому в Эфиопии» стр.44).

http://bogoslov.ru/article/1895521

Такла Хайманот (букв. «насаждение веры», прим. 1215 — 1313) — наиболее чтимый абиссинский святой, просветитель области Шоа и насадитель в ней монашества. Самое распространенное предание относит его к концу XIII в. и связывает с реставрацией династии Соломонидов, ибо по его увещаниям последний царь прошлой династии уступил престол потомкам Давида. Он основал много монастырей в Дамоте, Амхаре и Шоа; главным из них стала знаменитая обитель «горы Ливанской» — Дебре-Либанос в Шоа, центр монашеского ордена, наиболее близкого по догматике и культу к православию. Это дало повод римским пропагандистам принять Такла Хайманота в свои святцы для униатов. Его преемники по настоятельству в Дебре-Либаносе (архимандриты) называются эчегэ — это самый высший после митрополита сан в Эфиопской Церкви; они управляют местным духовенством, особенно монахами. Память святого 17 августа; 7 апреля обретение его мощей, ему посвящен 24 день каждого эфиопского месяца. Жития его и службы ему имеются во многих рукописных собраниях. Он часто изображается с крыльями на спине (иногда на одной ноге). Предание связывает этот образ с паломничествомТакла Хайманота на Святую Землю.   «И народ переходил против Иерихона; священники же, несшие ковчег завета Господня, стояли на суше среди Иордана твердою ногою. Все сыны Израилевы переходили по суше, доколе весь народ не перешел чрез Иордан». «Гедеон же послал послов на всю гору Ефремову сказать: выйдите навстречу Мадианитянам и перехватите у них переправу через воду до Бефвары и Иордан. И созваны все Ефремляне и перехватили переправы через воду до Бефвары и Иордан». «Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо… И поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошел назад, и стал на берегу Иордана; и взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, - Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей. И увидели его сыны пророков, которые в Иерихоне, издали, и сказали: опочил дух Илии на Елисее».

http://bogoslov.ru/article/1895521

То есть вы входите в круглый храм; внутри круга – квадрат, святилище (или «кеддаса»). А внутри святилища – «кеддаса кеддасе», святая святых, т.е. алтарь. Безусловно, эфиопы восприняли от своей Церкви-Матери – Александрийской Церкви, устремление к огражденному, закрытому алтарному пространству. Однако из-за того, что они сдвигают алтарь в центр храма, у эфиопов появляется уникальная, четырехгранная алтарная преграда. С четырех ее сторон – царские врата; открываются все, кроме восточных. Восточные же врата откроются сами, в день Страшного суда. Интересно что эта, построенная на принципе концентрических кругов, форма церковного зодчества переносятся и на другие постройки. Вот, к примеру, не церковь, но ризница знаменитого монастыря Аввы Гаримы. Это именно ризница, а не храм. Дворцы царей (негусов) и князей (расов) вплоть до начала XX в. строились по этому же концентрическому принципу и представляли собой круглые постройки. Посреди дворца, естественно, располагалась не святая святых, но основные покои владельца дома. Быть может, самым известным памятником архитектуры Эфиопской Церкви связаны с именем царя Гондара династии Загве, имя которого Гебре Мескель Лалибела. Правил он во второй половине XII в. Вот его изображение на одной из эфиопских фресок XV в. Гебре Мескель Лалибела это, опять же, его символическое, тронное имя. Эфиопские негусы, подражая исламским халифам и султанам, принимали особые имена при восшествии на престол. Ведь арабские халифы часто принимали одно из 99 имен Аллаха. Если говорить о султанах, то «Салах-ад-Дин» значит «защитник веры»; до этого он был курдским вельможей, имя которого было Юсуф ибн Айюб. Христианские негусы переняли эту традицию. Последний император Эфиопии, задушенный в 1974 г. принял имя «Хайле Селассие», что значит «Сила Св. Троицы». Что касается Гебре Мескеля Лалибелы, то его имя означает «Святой Крест» (Гебре Мескель) и «Тот кому покорны пчелы» (Лалибела). Когда Салах ад-Дин отбил у крестоносцев Иерусалим, в 1187 г., для христианского Востока это действительно стало событием катастрофическим, напоминающим гнев Божий (радовался этому событию разве что византийский император).

http://pravmir.ru/aleksandriyskiy-obryad...

Сам император, возглавив неподготовленную и плохо вооружённую армию, отправился сражаться на Северный фронт. 28 ноября он покинул свою резиденцию в Аддис-Абебе и перебрался в штаб-квартиру в Десе, откуда руководил ведением боевых действий. 21.03.1936 г. Хайле Селассие прибыл в Кворам, где принял на себя командование Резервной армией численностью 40 тыс. человек, расположенной в районе озера Ашанги, часть которой составляла 25-тысячная гвардия. 31 марта в районе Май-Чио в южной части провинции Тигре произошло решающее сражение. Войска императора атаковали фронт итальянского туземного корпуса у озера, не добившись никакого успеха, а после того как итальянская армия под командованием маршала Пьетро Бадольо перешла в наступление, Хайле Селассие отдал приказ об отходе с позиций у Ашанги, обернувшийся бегством эфиопской армии. Узнав об этом поражении, части эфиопской армии из племени азебу-галла подняли восстание и вместе с итальянцами завершили разгром эфиопской армии у Ашанги. Через несколько дней император обратился к мировому сообществу с призывом о помощи, который не был услышан.   Хайле Селассие в Иерусалиме Утром 2.5.1936 г. Хайле Селассие I вместе с семьёй, вельможами и чиновниками сел на поезд до Джибути. В качестве принца-регента и верховного главнокомандующего он оставил своего двоюродного брата раса Имру. Спустя три дня итальянцы заняли эфиопскую столицу, а Муссолини торжественно провозгласил, что отныне Эфиопия является колонией Итальянской империи. Тем временем два поезда с родственниками и придворными императора достигли Джибути, куда прибыл английский корабль, на котором они отплыли в Палестину. История с бегством императора вызывает противоречивые мнения. В правительственном издании «День победы» за 1977 год прямо указывается на потрясение народа, вызванное «решением Хайле Селассие покинуть поле боя ради относительной безопасности и комфорта зарубежного изгнания». Однако, с другой стороны, гибель или пленение итальянцами Хайле Селассие I, оставшегося в сознании народа символом государственности и независимости, могли ещё более отрицательно воздействовать на эфиопское сопротивление. Не случайно итальянцы неоднократно распространяли в Эфи опии ложные слухи о смерти императора в изгнании.

http://bogoslov.ru/article/1895521

  8. М онастырь Дебре Салам в Вифлееме Был открыт в 1990 г. Император Эфиопии Хайле Селассие I до прибытия в Иерусалим в 1936 г. Биография императора Хайле Селассие достаточно известна, приведем здесь основные ее вехи, необходимые для понимания причин его пребывания в Иерусалиме в 1936 г. Хайле Селассие (23.07.1892 — 27.08.1975), до коронации — рас Тафари Маконнен, последний император Эфиопии (2.4.1930 — 12.09.1974), родился в горной деревне Эджэрса Горо близ Харара в семье губернатора провинции, военачальника, главного советника и двоюродного брата императора Менелика II раса Маконнена. Эфиопская традиция считает его прямым потомком царя Соломона и царицы Савской, а потому наделяет титулом«Лев-победитель из колена Иудова, избранник Бога, царь царей Эфиопии». Он получил домашнее, церковное, затем светское образование в миссионерской школе; изучал французский язык и французскую литературу, около полутора лет обучался в созданной Менеликом II школе для детей аристократов. В 13 лет Тафари приобрёл первые навыки управления небольшим районом Гара Мулата в 30 — 35 км от Харара и получил от отца высокий титул «дэджазмач». В 1911 г. он стал губернатором родной провинции Харар. После смерти в 1913 г. Менелика II трон перешёл к его внуку лиджу Иясу (император Иясу V). Вначале отношения между ним и Тафари были дружескими, ещё до своего воцарения Иясу выдал за Тафари свою племянницу, войзеро Менен Асфа, но постепенно между ними наступило охлаждение. Император и Тафари расходились во взглядах во всём, что касалось внутренней и внешней политики. В частности, и Иясу, и Тафари желали держать Харар под своим собственным контролем. В 1916 г. Тафари Маконнен был назначен губернатором провинции Каффа на юго-востоке страны, однако он отказался принять это назначение. Находясь у власти, Иясу начал демонстрировать свою приверженность исламу, нося чалму и заявляя, что является потомком пророка Мухаммеда, а не царя Соломона. Воспользовавшись пребыванием императора в Хараре, часть знати 27.09.1916 г. низложила его и возвела на трон дочь Менелика II войзеро Заудиту. Тафари Маконнен был провозглашён регентом и наследником престола с титулом Заняв этот пост, Тафари начал проводить преобразования в области внутренней политики, реорганизовывать административный и судебный аппараты, развивать систему образования, модернизировать средства коммуникации и армию. Во внешней политике он добился принятия в 1923 г. Эфиопии в Лигу Наций, совершал зарубежные поездки, знакомился с жизнью разных стран, встречался с крупнейшими государственными, политическими и общественными деятелями. В 1920 г. в Аддис-Абебе была открыта типография «Свет и мир», начавшая печатать книги, а с 1923 г. — и периодические издания на амхарском языке.

http://bogoslov.ru/article/1895521

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010