15–21 стт. Внизу («на земле») возле каждого из четырёх лиц животных было двойное колесо (колесо в колесе); высокие ободья колёс были усеяны множеством очей (символ вéдения). Колёса эти, образующие неземную (ангельскую) колесницу, двигались вместе с животными, «ибо дух животных был в колёсах», причём двигались «на четыре свои стороны», не оборачиваясь; необыкновенное устройство колёс и четвероликость делали ненужными и излишними повороты и обратные движения. 22–28 стт. Херувимы своими крыльями поддерживали утверждавшийся над ними небесный свод (евр. [ракиа], греч. στερωμα [стерéома] – твердь), имевший вид кристалла, – чем обозначается его прозрачность; над этим сводом, выполнявшим роль помоста или подножия – престол, по виду как бы из камня сапфира; на престоле восседал Подобный Человеку в сиянии как бы радуги. Таким, по описанию пророка, было его видение, которое он назвал ввиду его неизобразимости, видением «подобия славы Господней». 1: Сапфир – камень небесно-голубого цвета. Бога, восседающего на престоле в образе царя, видели и другие пророки: Исаия (6 гл.), Михей, сын Иемвлая (3Ц.22:19), но откровение Иезекиилю славы Божией прямо поражает своей оригинальностью, грандиозностью и символизмом. Четыре лица животных, также как и очи неземных (ангельских) колесниц, обращённые на четыре стороны света, символизируют всеведение и власть Бога, управляющего всем миром через Своих служителей-ангелов. Свод небесный или твердь, которую поддерживали херувимы – это изображение небесной тверди, которую создал Бог во второй творческий день для разделения небесных и земных вод ( Быт.1:6 ); прозрачность его для наглядности сравнивается с кристаллом. Но престол Божий вне (выше) этой тверди. Радуга – символ завета Бога со всем человечеством, а не только с евреями ( Быт.9:12 В целом это видение Иезекииля изображает Бога всемогущим, всеведущим и в то же время благостным Творцом и Промыслителем всей вселенной и всех народов; тем самым оно имело целью ободрить Иезекииля и через него всех пленников, внушить им мысль о том, что владычество всемогущего Бога не ограничивается никакими пределами, что и в земле переселения они находятся под Его властью и поэтому не должны прельщаться языческими идолопоклонством и нечестием, но сохраняя Ему верность, не терять надежды на спасение. Таков смысл этого видения в отношении к современникам пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Но 1) тогда зачем бы Дееписателю, отличающемуся вообще строгостью и выдержанностью стиля и сжатостью речи повторять одну и ту же мысль без всякой особой нужды два раза (ст. 13 τινες, т. е. сыновья Скевы, делали то-то; ст. 14: сывовья Скевы делали то-то)? 2) Но что особенно важно, это множественное число 13 стиха: стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса; следовательно, они практиковали свою новую формулу уже над несколькими бесноватыми 3) Глагол πεχερησαν... νομζειν показывает, что их намерение перешло уже в факт. 4) Этого мало; такой именно оборот (πεχερησαν... νομζειν), а не другой имеет значение нашего многократного вида: стали употреблять, т. е. несколько раз уже употребляли. 5) Св. Иоанн Златоуст и др. свв. толкователи держатся защищаемого нами понимания данных стихов: приведя 14–17 стт., св. Златоуст, напр., кратко передает их смысл в таких словах: «они делали это тайно, но потом бессилие их обнаружилось». – Цит. твор. Стр. 200. 1745 Не говорит ли против этого замечание 13-го стиха, что злоупотреблять именем Иисуса начали некоторые απ τν περιερχομνων ουδαων? 1752 A. B. D. Cat. Vg. Cop. Arm. Syr-p. Thphyl-b. Aeth-ro читают вм. ατν – μφοτρον; но во-первых такое чтение противоречит с πτ 14 ст., во-вторых, если «оно только произошло от того, что кажется невозможным, чтобы один мог одолеть семерых» (Olshausen. Op. cit. S. 256), то нужно припомнить, что бесноватые и вообще умопомешанные иногда отличаются невероятной физической силой и отчаянной храбростью. К тому же эти семь заклинателей совершенно не были приготовлены к такому неожиданному нападению. 1759 Последнее мнение защищает Meyer (Op. cim. S. 388), впрочем только одним соображением, что «der μετνοια ais nothwendiger sittlicher Bedingung des Glaubens und der Taufe vereinbar ist». Но разве покаяние после крещения не возможно? Это мнение разделяет и Арх. Михаил. (Цит. соч., стр. 475). 1760 Это мнение защищает Kvinoël (Op. cit., р. 644); «и тех ефесян, о которых речь в 17–18 стт., Павел, принявши в общество христиан, убеждал к перемене жизни и духа к лучшему и, так как в Ефесе особенно процветали магические искусства, он убеждал их также, чтобы они расстались с суеверием и отклонились от этих искусств».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

12 ст. «Обыдоша мя яко пчелы сот, и разгорешася яко огнь терния». Враги, окружившие псалмопевца, по многочисленности и по стремительности нападения сравниваются с пчелами, а по силе и неукротимости с огнем, положенным в сухой хворост. 22–23 стт. «Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла: от Господа бысть сей и есть дивен в очесех наших». Угловой камень, как соединяющий две стены и поддерживаний основания их, имеет очень важное значение при постройке всякого здания, в особенности же большого по величине. Слова псалмопевца о краеугольном камне Сам Иисус Христос отнес к Себе, чем засвидетельствовал их мессианско-пророческий смысл. Изложив притчу о злых виноградарях, убивших слуг и даже наследника хозяина виноградника, Спаситель обратился к слушавшим Его первосвященникам и фарисеям с вопросом: «Несте ли чли николиже в писаниях: камень его же не в ряду сотвориша зиждущии, сей бысть во главу угла. От Господа бысть сие, и есть дивно во очию вашею» ( Мф. 21:42 ; Мк. 12:10 Лк. 20:17 Под «строителями» Иисус Христос разумел еврейский народ и главным образом руководителей его первосвященников и старейшин с книжниками и фарисеями, которые считали себя зиждителями Царства Божия, но не хотели признать Его за обетованного Мессию; именно так и поняли слова Спасителя слушавшие Его первосвященники в фарисеи. За эти слова Спасителя они, по свидетельству евангелиста, «ищуще его яти, (но) убояшася народа, понеже яко пророка Его имеяху» ( Мф. 21:46 ). К Спасителю относили 22–23 стт. псалма и св. апостолы. Они видели в них пророческое указание на Иисуса Христа, Который был предметом разногласия между евреями и вместе с тем незыблемым основанием и краеугольным камнем Церкви Христианской, которая в апостольских посланиях изображается под образом строения, здания ( Рим. 9:30–33; 10:10 ; Деян. 4:11–12 ; 1Петр. 2:7 ; Ефес. 2:10–20 ). По словам св. Иоанна Златоуста , Иисус Христос, отвергнутый и униженный иудеями, оказался столь дивным камнем, что не только вошел в состав здания Церкви, но и соединил две стены его – уверовавших из иудеев и язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/uchitel...

– Псалом этот можно разделить на 4 части. Первая – большая (1–7 стихи) и основная – сразу же дает тон всему псалму уже началом своим: „почто, Боже, отринул Ты нас до конца? – Разгневалась ярость Твоя на овец пажити Твоей! Вспомни сонм Твой... Воздвигни руки Твои на гордыню их в конец, поскольку совершил враг лукавого во святом (храме) Твоем! И затем перечисляет псалмопевец, что именно сделали „ненавидящие Его. – Проявляя тщеславие свое среди самого праздника Его, они, как в лесной дубраве, секирами и бердышами рассекли двери его. Отвергнув „знамения храмовые, положили в замен им знамения свои, языческие; сожгли огнем святилище Твое, и осквернили на земле жилище имени Его. Вторая часть псалма (8–11 стт.) дополнительно приводит, направленные к той же борьбе против Бога и святынь Его, речи „южиков 60 у разрушителей храма, каковыми были, родственные по крови евреям, как происходившие от Авраама или Лота, соседи их: идумеи, моавитяне, аммонитяне и др., которые в прошлом испытали на себе силу Божию, а теперь осмелели и только злорадствовали, когда увидели отвержение еврейского народа Богом и явное бессилие его. Оттого союзники эти, тоже выступают против израильтян, и именно – против веры их в истинного Бога. Сложив в сердце своем злостное решение, они сговорились все вместе: устранить с земли все праздники Божии. Псалмопевец приводит и глумления их: „(ведь) мы-де знамений их не видели: нет теперь (у них) пророка, и (замыслов) наших никто более не узнает... И возмущаясь всем этим не только как патриот, но главным образом – как ревностный почитатель Иеговы, псалмопевец снова обращается с своими запросами к Богу: „до каких же пор будет поносить так враг и раздражать имя Его до конца?! „Почто отвращаешь Ты руку Твою, и десницу Твою от среды недра Твоего (под коим нужно разуметь все святое во Израиле, начиная с храма) – в конец?! (ст. 10–11). И, вот в 3-й части (ст. 12–17) Асаф и вспоминает, как мы оттеняли, как бы в виде побуждены Богу и в утешение себе, в такой мере показывающие могущество и мудрость Его, действия благого мироправления Божия и „спасение среди земли; а также образование моря, сокрушение змиев и других чудовищ в водах. А затем и то, как изводятся силой Божией новые источники и потоки, и иссушаются реки сильные. „Твой есть день и Твоя есть ночь; Ты устроил зарю и солнце. Ты сотворил все пределы земли: жатву и весну. „Ты создал, исповедует псалмопевец (стт. 16–17), перечисляя отдельные проявления этого Божия Промысла в крепком и ясном религиозном мировоззрении своем.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

13 τινες, т. е. сыновья Скевы, делали то-то; ст. 14: сыновья Скевы делали то-то)? 2) Но что особенно важно, это множественное число 13 стиха: стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса; следовательно, они практиковали свою новую формулу уже над несколькими бесноватыми 3) Глагол πεχερησαν… νομζειν показывает, что их намерение перешло уже в факт. 4) Этого мало; такой именно оборот (πεχερησαν… νομζειν), а не другой имеет значение нашего многократного вида: стали употреблять, т. е. несколько раз уже употребляли. 5) Св. Иоанн Златоуст и др. свв. толкователи держатся защищаемого нами понимания данных стихов: приведя 14–17 стт., св. Златоуст, напр., кратко передает их смысл в таких словах: «они делали это тайно, но потом бессилие их обнаружилось». – Цит. твор. Стр. 200. 3453 Не говорит ли против этого замечание 13-го стиха, что злоупотреблять именем Иисуса начали некоторые π τν περιερχομνων ουδαων? 3460 A. B. D. Cat. Vg. Cop. Arm. Syr-p. Thphyl-b. Aeth-ro читают вм. ατν – μφοτρων; но во 1) такое чтение противоречит с πτ 14 ст., во 2-х, если «оно только произошло от того, что кажется невозможным, чтобы один мог одолеть семерых» (Olshausen. Op. cit. S. 256), то нужно припомнить, что бесноватые и вообще умопомешанные иногда отличаются невероятной физической силой и отчаянной храбростью. К тому же эти семь заклинателей совершенно не были приготовлены к такому неожиданному нападению. 3467 Последнее мнение защищает Meyer (Op. cim. S. 388), впрочем только одним соображением, что «der μετνοια als nothwendiger sittlicher Bedingung des Glaubens und der Taufe vereinbar ist». Но разве покаяние после крещения не возможно? Это мнение разделяет и Арх. Михаил. (Цит. соч., стр. 475). 3468 Это мнение защищает Kvinoël (Op. cit., р. 644); «и тех ефесян, о которых речь в 17–18 стт., Павел, принявши в общество христиан, убеждал к перемене жизни и духа к лучшему и, так как в Ефесе особенно процветали магические искусства, он убеждал их также, чтобы они расстались с суеверием и отклонились от этих искусств».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Архиерей может разогнать Приходское Собрание: " состав Приходского собрания по решению епархиального архиерея может быть изменён частично либо полностью " (Устав, гл.11, 35). Архиерей может разогнать Приходской Совет: " Члены Приходского совета могут быть выведены из состава... распоряжением епархиального архиерея " (Устав гл.11, 47). Приходская община не связана со священником трудовым договором. Они разделены и оба поставлены в зависимость от архиерейской милости. Нарушив трудовое законодательство(ТК РФ Гл. 11-13), Устав РПЦ узаконил дискриминацию. Где та болевая точка или слабое звено законов России, в котором Устав РПЦ нашёл лазейку для дискриминации сословия священников? ТК РФ исключает дискриминацию. Конституция РФ, Стт.18 и 19 гарантирует равные права всем гражданам. Трудовой Кодекс не выделяет священников из среды граждан, пользующихся защитой закона. Равенство прав, запрещение дискриминации в сфере труда и защиту закона в судебном порядке гарантирует стт. 1-3 ТК РФ. Устав РПЦ лишает труд священника защиты закона. 06.07.2007г возник судебный прецедент в Латвийской Республике. Протоиерей Иоанн Калныньш подал в гражданский суд иск против Православной Церкви Латвии о незаконном увольнении. /Прецедент, имевший место в Латвийской Республике, актуален для РФ. Законы Латвии и законы РФ соответствуют международным нормам и совпадают в принципах. ЛПЦ состоит в юрисдикции РПЦ. Её Устав отличает от Устава РПЦ только нумерация статей./ На запрос районного суда г. Риги, митр. Рижский и Латвийский Александр Кудряшов высказал следующие возражения: " 1. Внутренние церковные споры не подлежат рассмотрению в государственных судах. 2. Религиозные организации назначают и освобождают священнослужителей в соответствии с Уставом, а других работников принимают и освобождают в соответствии с трудовым законодательством " . 3. При назначении на должность, трудовые отношения возникают с другими работниками, а со священником не возникают. (13.09.2007; Гражданское дело По C27084707; По делопроизводства C-0847-07).

http://religare.ru/2_46576.html

«И крепких разделит корысти» (в РБ: «с сильными будет делить добычу»). Мысль здесь та, что язычников, которые прежде были добычей дьявола, находились в его власти, Господь сделает Своим достоянием. Иисус Христос победил этого сильного врага человеческого спасения, «расхитил его дом» и всем бывшим во власти дьявола, даровал свободу. «И со беззаконными вменися» – подразумеваются два разбойника, распятых вместе со Христом, о чём свидетельствует св.ев.Марк (15:27–28). «И Той грехи многих вознесе» (рус. «Он понёс на Себе грех многих») – образное выражение, заимствованное из обряда ветхозаветных жертв о грехе или за грехи ( Лев.5:5–6 ). Приносивший эту жертву обыкновенно полагал свою руку на голову жертвенному животному, исповедуя при этом свой грех, и тем как бы слагал на него ответственность за грех . Применительно к этому обряду, имевшему прообразовательное значение, и Иисус Христос, Себя Самого отдавший в жертву за грехи человеческого рода, называется «Агнцем Божиим, вземлющим грехи мира». Этот образ речи удерживается и в Новозаветном Писании, где говорится об исполнении данного пророчества ( Еф.2:3 ; Кол.2:13–15 и др.). 53 глава книги Исаии, повествующая о Крестной Смерти и плодах Искупления Господа Иисуса Христа, читается в Великую пятницу на шестом часе и на вечерне. О Помазаннике Господнем и Его Церкви Ис. 61:1–10 Стт. 1–2 содержат пророчество об Иисусе Христе как Помазаннике Господнем, имеющем придти в мир для благовестия людям спасения и для сообщения им благодатных даров Св.Духа. В таком именно смысле объяснено это пророчество Самим Господом Иисусом Христом в Его проповеди в Назаретской синагоге ( Лк.4:16–21 ). Тема стт.3–10 – Церковь Мессии-Помазанника. Слово «Помазанник» является переводом еврейского Машиах (арам. Мешиха), в русской транскрипции – Мессия, по гречески – Христос. С точки зрения исторической последовательности в служении Мессии данное пророчество возвещает об евангельских событиях, предшествующих откровению 52–53 глав. Ст.1–2. Пророк начинает речь от лица Раба Господня Мессии, Который говорит о Себе, как о Помазаннике: «Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя» (рус. «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня»). Правильное понимание «Духа Божия» и Лица, на котором Он почил, определяется широким контекстом пророчества, т.е. сравнением его с предшествующими мессианскими местами книги Исаии (11:2; 42:1; 48:16; 49:1–2), из чего ясно видно, что в словах «Дух Господень на Мне» разумеется вся Святая Троица: Бог Отец, ниспосылающий Духа; Сын Божий, воспринимающий Его, и Святой Дух, ниспосылаемый на Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Ассимиляцию, исчезновение идумеев среди иудеев бл. Иероним понимает как пророчество о распространении Церкви Христовой по всему миру, объединение всех людей в одну семью, где нет «ни эллина, ни иудея, ни раба, ни свободного» (ап. Павел). «Дом Иакова будет огнем,... И дом Исавов – соловою» (ст.18). Христианство – огонь, язычество – солома. Примечательно, что раввины (иудейство) идумеями и Едомом называют христиан и ждут победы иудейства над христианством. Книга пророка Ионы 1. Сведения о пророке Ионе В самой книге о пророке Ионе (евр. «Голубь») говорится, что он был сыном Амафии (1, 1), происходил из евреев и почитал Господа Бога небес (1, 9), сотворившего небо и землю. Эти краткие сведения несколько дополняют свидетельством 4Цар. 14, 25 об Ионе, сыне Амафиине, из Гефхефара (в колене Завулоновом, см. Нав. 19, 3 ) современнике Иеровоама II, царя израильского, предсказавшем царю восстановление древних пределов царства. Из этого следует, что пророк Иона был старшим современником Амоса и Осии, пророчествовавших тоже при Иеровоаме II, но чуть позже, после его побед. Считают, что Иона принадлежал к числу «царских» пророков (ср. 3Цар. 22, 6 ; Иер. 28 ). 2. Состав и содержание книги Книга пророка Ионы существенно отличается от всех других пророческих писаний, т.к. все 4 главы ее содержат не пророческие речи, а описывают миссию пророка в Ниневию, столицу Ассирии. 1 глава повествует о том, как Иона, получивший от Бога повеление идти в Ниневию и обличать беззакония жителей этого города, пытался уклониться от этой миссии. Он направляется в Иоппию, портовой город на Средиземном море (нынешняя Яффа), садится на корабль и бежит «от лица Господня» в противоположную от Ассирии сторону – в Фарсис (Тарсис), Финикийскую колонию в Испании, олицетворявшую для древних евреев край света (стт. 1–3). Далее описывается, как на море поднялась великая буря, грозившая потопить корабль, и язычники-моряки, по обычаю того времени, бросили жребий, чтобы узнать, кто из присутствующих на корабле виновен пред Богом и навлек на себя Его гнев; жребий пал на Иону, который исповедал пред всеми свой грех и просил бросить его в море, после чего ветер прекратился (стт. 4–16).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

Пророчество изображается величественными поэтическими метафорами. В стт.6–8 перечисляются животные двух противоположных классов: домашние травоядные (ягнёнок, козлёнок, телёнок, вол и корова) и дикие хищные животные (волк, барс=слав. рысь; лев, медведь и аспиды). Свойства и инстинкты хищных животных настолько изменяются, что они становятся мирными, не нападают и никого не истребляют, но мирно пасутся вместе с домашними животными и питаются одной с ними пищей – травой. По отношению к человеку они так мирно и послушно настроены, что «малое дитя» (слав, «отроча мало») пасёт их, и ядовитые змеи-аспиды не причиняют вреда ребёнку, играющему над их норами. По объяснению отцов и учителей церковных (И.Златоуста, Ефрема Сирина , Иеронима и Феодорита) в стт.6–8 в образной форме предвозвещается нравственное перерождение людей в Церкви Христовой. Нравы иудеев и язычников, вступивших в мессианское духовное царство, настолько изменятся, что они станут мирными членами этого царства, которые символизируются кроткими животными. Примером подобной перемены, по мнению блаж.Иеронима, может служить Савл (ап.Павел), который сначала был подобен хищному волку и преследовал христиан, а после своего обращения ко Христу, мирно жил в Дамаске с Ананией, которым был крещён, и с другими учениками Христовыми, «которые суть овцы». Под «отроком малым», пасущим вместе диких и домашних животных, по мнению свв.отцов, в духовном смысле следует разуметь пастырей Церкви, а под «горою Господней» – Церковь Христову, прообразом которой была «гора храма» (Сион, точнее Мориа) и стоявший на ней Иерусалимский храм (ср. Ис. 2:1–3 = Мих.4:2–4 ). В предпоследней главе книги Исаии слова обозреваемого пророчества цитируются в откровении о мессианском царстве славы ( Ис.65:17–20 ). Ст.9. Мир и любовь водворятся среди людей в такой степени, что даже в личных отношениях между собой они не будут причинять друг другу вреда и зла. «Ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море». «Ведение Господа» здесь обозначает не только теоретическое знание Его воли, Его учения, в отношении к Богу и ближним.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Третья паримия из соборного послания Апостола Иакова. Гл. II, стт. 1–13. В сей паремиии содержится обличение лицеприятия и учение о любви к ближним, простирающейся на всех без изъятия. Гл. II, ст. 1. Братие моя, не на лица зряще имейте веру (в) Господа нашего Иисуса Христа славы. Вера в Иисуса Христа уравнивает всех. Верующие во Христа Иисуса все суть чада Божии по благодати возрождения, следственно братья между собою. Во Христе Иисусе нет различия между знатными и незнатными, между богатыми и бедными. Это различие существует в житейском быту, но ему нет места в Христовой Церкви. Посему ко всякому верующему должно относиться с одинаковым почтением, и любовно, кто бы он ни был, знатный или незнатный, богатый или бедный. Предпочтение в сем случае одних другим было бы лицеприятием, которое нетерпимо в обществе верующих во Христа Иисуса, Господа славы. Пред величием Его славы меркнет всякая человеческая слава, всякое внешнее превосходство одних пред другими. Стт. 2, 3, 4. Аще бо выйдет в сонмище ваше муж, злат перстень нося, в ризе светле, внидет же и нищ в худе одежди, и воззрите на носящаго ризу светлу, и речете ему: ты сяди зде добре (тебе хорошо сесть здесь), и нищему (бедному) речете: ты стани тамо, или сяди зде на подножии моем: и не разсмотристе (не разделились ли) в себе, и бысте судии помышлений злых? Если с верою во Христа несовместно лицеприятие, если она всех уравнивает пред Господом славы, всех связует узами духовного братства и потому требует одинакового почтения и любви ко всем, без различия званий и состояний, то, очевидно, заслуживают строгого обличения поступающие вопреки сему требованию. В обличение их Апостол Иаков говорит: «не разделились ли вы между собою» («не разсмотристе в себе»), забыв духовное братское единение во Христе Иисусе, и «не сделались ли судьями с худыми мыслями», когда, например, в церковных собраниях («в сонмище») для одних отводите почетныя места, других же уничижаете пред ними? Войдет в церковь человек в богатой одежде и с золотым перстнем на руке, вы услужливо предлагаете ему где-нибудь на видном месте особое седалище («сяди зде добре»), на котором он может покойно сидеть всю службу, или, по крайней мере, во время чтений и поучений; а войдет в церковное собрание бедный христианин, вы ставите его где-нибудь вдали от места совершения богослужения («стани тамо») и, когда позволяется во время службы садиться, сажаете его у вашего подножия на полу. Подобная разборчивость в обращении с богатыми и бедными наблюдаема была в еврейских синагогах. Христиане из Евреев не вдруг могли отрешиться от еврейских обычаев и продолжали следовать им в местах своих церковных собраний, которыя по сему Апостол называет синагогами («внидет в сонмище ваше муж»).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010