Православное педагогическое мышление основано на отказе от поиска противоречий. Это есть не отвлеченное мышление человека, ищущего истину, а практическое осмысление жизни по законам истины. «Нужно заботиться не столько о свободе, сколько об истине, – писал Г. Флоровский. – И только истина освобождает. Только в опасном самообмане может показаться, что «мысль беспочвенная и раскольничья всегда бывает более свободной». Свобода не в беспочвенности и не в почвенности, но в истине и в истинной жизни, в озаренности от Духа. И только Церковь обладает силою и мощью действительного и кафолического синтеза» [Флоровск.–Пути рус.бог., с. 507]. Жизнь по законам Истины включает в себя отказ от стремления жить по законам мира. Не бороться с миром, а отвечать миру Благой Вестью. Отвечая – свидетельствовать. Свидетельство всегда требует полноты, единства всего человека, всех сил души. Отказ от борьбы и поиска противоречий не устраняет реальных проблем и препятствий на пути человека ко спасению. Решать возникающие проблемы и преодолевать препятствия возможно только в реальной жизни, в этой жизни и обретается православное педагогическое мышление. Свидетельствовать Истину может научить только тот, кто сам избрал путь спасения. Важнейшим условием достижения человеком богоподобия как изначальной задачи человеческого бытия является воссоздание всего строя жизни на началах духовной свободы. Оценка любых проявлений личности возможна, если предполагается свобода нравственного самоопределения человека. «Свобода, – пишет архимандрит Платон (Игумнов), – это способность личности к творческому становлению в границах тех возможностей, которые определены Богом. С точки зрения своего метафизического содержания, свобода является неоценимым даром Божией благости, мудрости и любви, данным человеку в его владение. Бог дает человеку свободу в его собственность как некий источник, владея которым человек способен творчески себя раскрыть, проявить и осуществить. Хотя все в мире подчинено закону необходимости, человек благодаря свободе не подчинен ему окончательно. Он виновник своего становления, так как обладает свободой. В его власти изменять и направлять процесс своего формирования и развития. Он сам является причиной своего состояния. Пользуясь даром свободы, человек сообщает смысл процессу своего становления, предпочитая тот или иной закон существования… Свобода – самая глубокая нравственная основа личности, ее исключительная привилегия и неотъемлемый дар» [Платон Иг.–прав.нр.бог., с. 106].

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnye-tradi...

308–309]. В ХХ веке православные богословы уделили достаточно большое внимание исследованию Предания (архиепископ Василий (Кривошеин) , о. Георгий (Флоровский), о. Иоанн (Мейендорф), архимандрит Киприан (Керн) , игумен Иларион (Алфеев) , В.Н. Лосский, Христос Яннарас и др.) Суть Предания заключается не в возвращении к древности, а в утверждении непрерывности опыта христианства в истории. Игумен Илларион (Алфеев) определяет Предание как «живое преемство учения, духовности и опыта, которые берут начало от Христа и сохраняются в Церкви на протяжении столетий. В православном понимании Предание включает в себя Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, христианское учение, передаваемое устно из поколения в поколение, богослужение, таинства и обряды, Символы и правила веры, деяния Вселенских Соборов, писания Отцов Церкви, жития святых, и, наконец, личный духовный опыт каждого верующего с момента возникновения истинного Богопочитания вплоть до настоящего времени. Иными словами, оно включает в себя всю совокупность опыта Вселенской Церкви» [АлфеевИл.–Прп.Симеон, с. 60]. В.Н. Лосский выражает понятие Предание посредством категории «способ, условие восприятия». «Предание нельзя противопоставлять Писанию, – писал В.Н. Лосский, – а так же нельзя подставлять одно вместо другого, как две отличные друг от друга реальности. И однако, чтобы лучше уловить их нерасторжимое единство… мы должны их различать. Если Писание и все то, что может быть сказано написанными или произнесенными словами, литургическими изображениями, или же иными символами, если все это – различные способы выражать Истину, то Священное Предание – единственный способ воспринимать Истину». Истина, по словам отца Георгия Флоровского , не идея, а личность, Сам Воплотившийся Господь [Флоровск.–Догмат, с. 22]. «Итак, – продолжает свои рассуждения Лосский, – мы можем дать точное определение Предания, сказав, что оно есть жизнь Духа Святого в Церкви, жизнь, сообщающая каждому члену Тела Христова способность слышать, принимать, познавать Истину в присущем ей свете, а не в естественном свете человеческого разума» [Лосск.–По обр., с. 137–138].

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnye-tradi...

Оставляя ввиду всего этого показания актов без внимания, следует допустить наиболее вероятное предположение (Фаррар, Функ и др.), что Игнатий был осуждён не императором, а проконсулом в Антиохии. Это видно: 1) из возможности аппеляции, предполагаемой в Послании к Римлянам, и 2) из совершенного молчания Евсевия и встрече Игнатия с Траяном. Рассказ актов о Траяне внёс значительную путаницу в биографию св. Игнатия. Так, под их влиянием уже Иоанн Малала (VI–VII вв.) держался ошибочного мнения, что св. Игнатий пострадал не в Риме, а в Антиохии и осуждён был на смерть Траяном ввиду народного волнения по поводу землетрясения в Антиохии 13 декабря 115 г., когда чуть не погиб сам император. Это утверждение тем более странно, что все свидетели (св. Ириней, Ориген , Евсевий, свт. [Иоанн] Златоустый) считают местом мученической кончины Игнатия Рим, где и сам Игнатий по [своему] Посланию к Римлянам предполагал пострадать за Христа. В силу доверия актам многие учёные, принимая содержащуюся в них дату мученичества Игнатия 107 г., – старались доказать, что Траян и раньше 113 г. на Востоке не был. Время смерти св. Игнатия является спорным. Одни учёные относят её к 107 г., другие к 115 году. Евсевий в хронике начало гонений при Траяне относит к десятому году его царствования (26 января 107–108 гг.). Отсюда большинство учёных считают 107-й год годом смерти св. Игнатия. III. 1. Послания св. Игнатия А. Послания с именем св. Игнатия дошли до нас в разных редакциях и в разном числе. 1. Пространная редакция, сохранившаяся во многих кодексах, кроме 7 упомянутых у Евсевия писем, имеет еще пять Посланий: 8) к Марии Кассобольской в ответ на её Послание к Игнатию; 9) Послание к Тарсянам; 10) к Антиохийцам; 11) к Ирону, диакону Антиохийскому; 12) к Филиппийцам. 2. Краткая редакция имеет только 7 известных Евсевию Посланий, изложенных сжатым и энергичным языком без тех витиеватых украшений и расширений, которые встречаются в пространной редакции. Греческий текст краткой редакции сохранился только в одной флорентийской рукописи библиотеки Медичи. Латинский перевод известен теперь тоже только в одном кодексе. Перевод очень точен и потому важен для критики текста. Греческий текст впервые издан Исааком Фоссом (1646 г.); латинский – Умером на два года раньше. Кроме латинского перевода, ценны ещё и восточные. Таковы: сирийский перевод в отрывках у одного сирийского писателя; полный армянский перевод, который содержит 7 писем краткой редакции и 5 пространной; фрагменты коптского перевода. В половине XIX в. была открыта ещё более краткая редакция Посланий Игнатий на сирийском языке. Эта краткая сирийская редакция содержит только три Послания: к Ефесянам, Римлянам и Поликарпу и притом в сокращённом виде. Она находится в трёх сирийских рукописях, изданных Кюртоном в 1845 г., и ещё раз в Corpus Ignatianum. Б. История споров о подлинности Посланий св. Игнатия

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

После паремии поют или читают стихиры: «Земли и прочим стихиями». «Основания всея земли подвизаяй, Боже». На «Слава», «И ныне» на глас 4-й: «Всяческая единою в начале собою непосредственне создавый, Господи, ныне же вся посредственна действуяй, гласом звона сего освященного, всякое уныние с ленивством от сердец верных Твоих отжени, страх же Твой в них, с благочестием вкорени, и спешных на молитву, скорых же ко всякому благому делу, Твоею силою сотвори, избавляя нас от всех наветов вражиих, и невредных от злорастворенных воздухов заветрения соблюдая: молитвами Богородицы и всех святых Твоих, яко един милосерд» (см. Дополн. Требн.). После пения стихир творится дневной отпуст. Богослужение при освящении храма Выстроенный храм соделывается местом совершения божественной службы – литургии не иначе, как после освящения его (Лаод. Соб., прав. 6, 28. Пр. Исп., ч. I, вопр. 107). По повелению Божию, богослужение в скинии ( Лев.9, 40:9 ), в храме. Иерусалимском ( 3Цар.8 ) началось после освящения их. Освящение храма именуется «обновлением», потому что чрез освящение, храм из обыкновенного здания делается святым и потому совершенно иным, новым. Освящение храма, по правилам Православной Церкви, должно быть совершаемо архиереем; в случае же невозможности или какого-либо в этом деле затруднения, в храм посылается освященный архиереем антиминс [Больш. Требн., гл. 107, Послед. освящ. храма. II – 7175 г. (1607) Соб. Деян. в Моск., гл. 5, отв. 1-й]. Сообразно с сим, есть несколько особых чинов освящения храма: 1) иногда храм освящает сам архиерей, причем он освящает и антиминс. Для этого изложен в особой книжке и в Дополнительном Требнике «Чин освящения храма, от архиерея творимаго»; 2) иногда архиерей освящает только антиминс. «Возследование, како освящати антиминсы архиерею» находится в «Чиновнике архиерейского священнослужения», а также в упомянутом «Чине освящения храма, от архиерея творимаго»; 3) иногда храм освящает архимандрит, протопресвитер, или священник, получивший, от архиерея освященный антиминс для положения в храме. «Последование, како освященный антиминс положите в новозданнем храме, данный от архиерея архимандриту, или игумену, или протопресвитеру, или пресвитеру, избранному на сие и искусну» – находится в Большом Требнике (в главе 107). Освящение антиминса составляет самую важную и существенную часть при освящении храма; антиминс освящается только архиереем. Это-то освящение, главным образом, и должно разуметь, когда говорится в Большом Требнике (гл. 107, в конце): «три убо действа суть, от них же ни единого священник, кроме самого точию архиерея, совершать может. Первое: мира священие; второе: жертвенника и храма священие; третие: рукоположение священства».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Ахматова (наст. фам. Горенко) Анна Андреевна (1889–1966), поэтесса 102, 113, 357–358, 393, 460, 463 Бабель Исаак Эммануилович (1894–1940), писатель 235 Бабореко Александр Кузьмич (1913–1999), литературовед 497, 509 Багрицкий (наст. фам. Дзюбин) Эдуард Георгиевич (1895–1934), поэт 351 Бадыкины, семья, в которой родилась Е. П. Пришвина, первая жена М. М. Пришвина 83, 99 Бакулев Александр Николаевич (1890–1967), хирург 492 Бальзак Оноре де (1799–1850), писатель 91 Бальмонт Константин Дмитриевич (1867–1942), поэт 99, 107 Баратынский (Боратынский) Евгений Абрамович (1800–1844), поэт 19 Барков Иван Семенович (по другим данным Степанович) (1732–1768), поэт, переводчик 31 Барсов Елпидифор Васильевич (1836–1917), фольклорист, исследователь древнерусской письменности 96 Барышников, владелец усадьбы в Алексине 527 Бахтин Михаил Михайлович (1895–1975), литературовед 257, 509 Бебель Август (1840–1913), немецкий политический деятель, социал-демократ 54–55, 175, 433 Бедный Демьян (наст. имя Ефим Алексеевич Придворов) (1883–1945), поэт 234, 369, 376 Бейлис Мендель Тевье (1874–1934), приказчик кирпичного завода, обвиняемый в совершении ритуального убийства, оправданный судом 134 Бекренев, знакомый М. М. Пришвина по елецкой гимназии 36 Белинский (Белынский) Виссарион Григорьевич (1811–1848), критик 222, 263, 482–483, 487 Белоус Владимир Григорьевич (р. 1951), литературовед 356, 516, 529 Белый Андрей (наст. имя Бугаев Борис Николаевич) (1880–1934), поэт 107, 113–114, 120–121, 123, 126, 167, 212, 331–333, 345–346, 350, 353–357, 380, 403, 466, 499, 515 Бердяев Николай Александрович (1874–1949), философ 53, 77, 107, 109, 113, 122, 124, 155, 400, 475, 499 Берия Лаврентий Павлович (1899–1953), государственный деятель 360, 371, 474 Бжезинский Збигнев (р. 1928), американский политолог 209 Блок Александр Александрович (1880–1921), поэт 39, 43, 46, 74, 102, 107, 113–116, 118, 123–126, 128, 132, 152, 156, 165–171, 173, 177–178, 210, 212–213, 215, 217, 219, 224, 228, 231, 248, 258, 264, 268, 311, 346, 353, 355, 364, 402–403, 456, 475, 487, 495, 497, 499, 502, 506, 526

http://azbyka.ru/fiction/prishvin-alekse...

Листы 108–112 вставлены позднее и писаны полууставом XVIII в.; листы 85–107 писаны полууставом XV–XVI вв. На л. 107 об. обрывается текст слова Иоанна Златоустаг о в неделю Пасхи на утрени, не достает нескольких строк до конца, которыя и дописаны на л. 108; на лл. 108–112 дальнейшее продолжение последования утрени в неделю Пасхи, часов и литургии. Листы 148–151 составляют продолжение статьи на лл. 85–112 об., а именно 148 л. начинается продолжением текста евангельского чтения на литургии в неделю Пасхи, за которым следуют воскресные тропари и кондаки от недели Антипасхи до недели Всех Святых включительно. Таким образом между 107 и 148 листами письма XV–XVI вв. не достает нескольких листов того же письма; 4) кондаки и икосы воскресные восьми гласов (113–117 об.); 5) устав часов: 3, 6 и 9 с почасиями и чина изобразительных (118–125 об.); 6) тропари и кондаки позднейшаго письма следующим святым: Прокопию Устюжскому, Лукияну пресвитеру, Савватию Соловецкому, Алексию мптрополиту, Гурию Казанскому и Варсонофию Тверскому, Варлааму Хутынскому, Иоасафу царевичу, Варлааму пустыннику, Антонию Римлянину, Иоанну архиепископу Новгородскому, Никите епископу Новгородокому, Никите столпнику Переяславскому, Димитрию Брилуцкому, князю Петру и княгине Февронии Муромским, Алексию человеку Божию, Авраамию Ростовскому, Параскеве Пятнице, Савве Вишерскому, Савве Сторожевскому, Пафнутию Боровскому, Никону, ученику Сергия Радонежского, Кириллу Белозерскому, Петру митрополиту, Феодосию Печерскому , предпразднеству Благовещения, Зосиме Соловецкому и Александру Свирскому ; стихиры в недели мытаря и фарисея и сыропустную (126–147); 7) богородичны и крестобогородичны иже глаголются по тропарях восьми гласов (151–152 об.); 8) тропари на каждый день седмицы (152 об.–154 об.); 9) тропари и светильны восьми гласов, начинаются 4-м гласом (155–156 об.); 10) антифоны степенны восьми гласов (156 об.–162 об.); 11) канон Сергию Радонежскому (163 об.–168); 12) первое и второе утренния воскресныя евангельския чтения, последнее без конца (168 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 1. Строитель Дома Святой Троицы Прежде, чем приступить к описанию жизни преподобного Сергия, необходимо охарактеризовать те источники, на которых основывается подобное описание. Самым ранним памятником, посвященном Сергию, можно считать Похвальное слово преподобному Сергию, впервые произнесенное Епифанием Премудрым 25 сентября 1412 г. — в день освящения нового храма Троицы, совпавший с днем памяти Сергия и 20–летием его кончины (см. подробнее в 3 части настоящей книги). Критическое осмысление текста Слова вводит нас в творческую лабораторию первого биографа Сергия, ученика Преподобного, позволяет определить те источники, которыми пользовался писатель. Оказывается, литературным образцом для Епифания послужило Похвальное слово Кирилла Скифопольского, написанное в честь Евфимия Великого и Саввы Освященного и обычно сопровождающее жития обоих подвижников. Именно, два значительных фрагмента текста епифаньевской похвалы (первый — от слов «поне же светла и сладка, и просвещенна нам всечестных нашихь отець възсиа память» и до слов «и сего ради възненавидехь всякь путь неправды», второй — от слов «надписаниемь слова вменихомь и от нас днесь ныне похваляемь» и до слов «яко же жалом душу уязвити и к Богу чистымь житиемь подвигнути»: РГБ, Тихонр. 705. Л. 107—107 об., 107 об. — 108; текст по этому списку издается в 4 части настоящей книги) основаны на сочинении Кирилла Скифопольского (ср. Великие Минеи Четии, собранные Всероссийским митрополитом Макарием. Декабрь, дни 1—5. М., 1901. Стлб. 552, 556—557). Отсюда можно сделать еще один вывод: Епифаний Премудрый был знаком с житиями Евфимия Великого и Саввы Освященного. Этот вывод послужит дополнительным аргументом, когда придется выделять текст Епифания Премудрого среди позднейших переработок Жития Сергия. Первой публично обнародованной биографией Сергия оказалось жизнеописание святого, читающееся на страницах Троицкой летописи, составленной тем же Епифанием Премудрым (см. раздел в 3 части книги). Хотя изложение в летописи доведено до 1408 г., создана она после 1412 г., так как включила в себя рассмотренное выше Похвальное слово Сергию. Факты, касающиеся жизни Сергия и монахов Троицкого монастыря, изложены на пространстве 1374—1392 гг. Характерно, что в летописи обрисовано в основном участие Преподобного в «мирских» делах, тогда как в написанном позднее Житии агиограф сосредоточился на характеристике духовной жизни Сергия.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

31 . Тайноводственные поучения. 1, 7. 32. Тайноводственные поучения, III, 7. 33 . Orat. catech. cap. XXXVII. 34 . Толкование на 26 главу Евангелия от Матфея 35. Толкование на 14 главу Евангелия от Марка. 36. Толкование на 6 главу Евангелия от Иоанна. 37 . О Таинствах. 4.9. 38. De prodition. Jud. Нот. 1. 6. Т. 11. Р. 364. 39. Точное изложение православной веры. Kh.IV. Гл. 13. 40. См. Пространный христианский катехизис Православной Церкви. О Причащении. См. также Православное исповедание. 4.1, вопр.107. 41. Послания Восточных Патриархов. Член 17. 42. Точное изложение православной веры. Кн. IV. Гл. 13. 43 . Православное исповедание. 4.1, вопр. 107. 44. Послание Восточных Патриархов. Член 17. 45. Послания Восточных Патриархов. Член 17. 46. Православное исповедание. 4.1, вопр.107. 47. Толкование на первое Послание к коринфянам. Беседа 25, 5. 48. См. Свт. Димитрий Ростовский. Сочинения. Том V. Двенадцать статей, которые уверяют сомневающихся в пресуществлении и проч. 49 . То есть неспособная подвергнуться страданиям или какому-либо повреждению. 50. Статьи 9, 10 и 11-я из сочинения свт. Димитрия Ростовского не относятся к данному предмету, потому опущены. БЕСЕДА ПЯТАЯ О том, что Евхаристия есть жертва. О существе сей жертвы и ее отношении к жертве крестной. Сказали мы прежде, что Евхаристия есть жертва за живых и умерших. В настоящей и следующей беседе с помощью Божией раскроем яснее сию истину. Иисус Христос в состоянии уничижения на Кресте однажды принес Себя в искупительную жертву за грехи всего рода человеческого. Так и ныне, пребывая в славе, Он в Таинстве Евхаристии каждый раз приносит в жертву Свое пречистое Тело и Свою Кровь для умилостивления Отца Своего к людям. Здесь, братия, надобно понимать таинственное жертвоприношение Тела и Крови Христа Спасителя не в том значении, в каком исповедуем мы, следуя учению Церкви Христовой, Крестное жертвоприношение Иисуса Христа, в котором Он как великий Первосвященник единожды Самого Себя принес в искупительную жертву за грехи всего мира (Евр. 9, 28; 10, 14; Рим. 6, 9). Но следует понимать это таинственное жертвоприношение так: в Евхаристии, по установлению Иисуса Христа, действием Святого Духа Дары, из хлеба и вина преложенные в самое Тело и Кровь Христовы, приносятся в умилостивительную жертву Богу. Они силою страданий и крестной смерти, которые претерпел Иисус Христос за грехи мира, ходатайствуют пред Богом за живых и умерших в вере и надежде на Него, за коих приносится эта жертва.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2331...

Еще ранее ПЕТР создал фонд помощи высланным за контрреволюционную деятельность церковникам, который составлялся 1) из сумм, поступавших за антиминсы и 2) из личных средств Петра. Как видно из показаний Петра, поддерживались преимущественно ярые черносотенцы, как например, архимандрит ПОЛИКАРП, которому ПЕТР переслал 50 рублей (пок[азания] ПЕТРА и ПАРФЕНИЯ, л[исты] д[ела] 107, 75), м[итрополит] Кирилл, Неофит и др. (пок[азания] ПЕТРА, л[ист] д[ела] 107). На основании предложения СКВОРЦОВА В. В. – ПЕТР установил третью статью дохода для названного фонда, а именно специальные отчисления денег по церквам (пок[азания] ПЕТРА, СКВОРЦОВЫХ К. П. и В. В. л[исты] д[ела] 107,123, 130,1641. Кроме того. ПЕТР предписывал причтам церквей, в которых были семьи ссыльных попов, содержать последние (пок[азания] Петра, л[ист] д[ела] 123). Нуждаясь для проведения своей политики в твердых, испытанных черносотенных церковниках, ПЕТР каждому вернувшемуся из ссылки или тюрьмы епископу давал ответственное назначение (пок[азания] Петра, л[ист] д[ела] 124). Последним шагом ПЕТРА в области его церковной политики была его декларация в Совнарком (см. декларацию т[ом] 3-й, л[ист] д[ела] ...), о которой уже говорилось. Она явилась следствием нажима умеренных церковников, требовавших легализации, а так как легализоваться ПЕТР по приведенным выше причинам не мог, то он и решил обратиться с резким требованием, содержащим даже скрытые угрозы в Совнарком, так как неуспех был заранее обеспечен, как ее содержанием, так и резким тоном. Не была подана петиция вследствие ареста ПЕТРА. Он сам показал, что считает ее слишком резкой (показания] Петра, л [ист] д[ела] 125). Другой важной причиной, заставлявшей ПЕТРА воздерживаться от легализации, было его желание во что бы то ни стало наладить хорошие отношения с эмигрантами. В этом отношении он проявил себя еще до своего местоблюстительства. По показаниям епископа Бориса, на которых он настаивает, и Дегтяренко (тоже епископа л[исты] д[ела] 7, 20), Петр еще при жизни Тихона написал письмо заграницу на имя Марии Федоровны с указанием на Николая Николаевича, как на наиболее желательного кандидата на русский престол. О том же имеются сведения в 6-м отд[елении] СО ОГПУ.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

А2 Слепченский Апостол, отрыв. 6 л. В Моск. Публ. и Румянц. Музее, собр. В. И. Григоровича 1696, большая же часть, 107 л. в частной собственности (С. Верковича), писан на толстом пергамине по смытому греческому письму (палимпсесту) в л., довольно крупным болгарским уставом XII в., с фигурными, рисованными красками, заглавными буквами, составленными из змеиных голов, птиц и перевитых ремней. Рукопись эта найдена была 1844 г. В И. Григоровичем в Слепченском монастыре Св. Иоанна Предтечи, недалеко от Прилепа, в Болгарии. Правописание юсовое. – После пятидесятницы чтения апостольские пишется на все дни недели. Отрывок 6 л. содержит в себе древние чтения из Апостола с понедельника 1-й нед. по пятидесятнице до вторника 2-й недели. Та часть Слепченского Апостола, которая сейчас принадлежит г. Верковичу (107 л.) начинается прямо с окончания апостольского чтения в пят. 2 нед. по Пасхе ( Деян. 5:10–11 и прерывается на месяцеслове за июнь. Таким образом, рукопись Слепченского Апостола не имеет ни начала, ни конца: в середине ее так же много пропусков. Из послания к Римл. в Слепченском Апостоле недостает: 3, 1–31; 4, 1–5, 11–15, 18–25; 5, 1–6, 11–21; 6, 1–10; 8, 4–7, 22–27; 9, 6–19 13, 11–14, 14, 1–4, 19–26. – В месяцеслове славянские названия месяцев; славянских святых нет. – Срезневский, II. Древн. слав. нам. юсов. письма, 101–117, 301–330. Викторов, Собр. рукоп. Григоровича, 11. Снимки заставок и заглавных букв у Амфилохия, еп. Древн. слав. Апостол, III: II. В бытность свою в Белграде (в Сербии) в 1875 г., я имел 107 л. Слепченского Апостола от тогдашнего владельца этой драгоценной рукописи Я. Шафарика, с позволения которого и списал тогда же для себя палеографически точно весь текст первых пяти посланий ап. Павла. Поэтому я и мог вполне воспользоваться этой рукописью в своем исследовании об Апостоле (М. 1879). А3 Македонский или Струмицкий Апостол, рукопись библиотеки Чешского народного музея в Праге, собр. II. I. Шафарика писан на толстом пергамине, в малую 4-ку, в один столбец, уставом XII–XIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010