Постриг он принял в 23 года – с именем в память Киево-Печерского преподобного Пимена Многоболезненного. И меньше чем через год жизнь отца Пимена круто меняется: митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий), сам бывший миссионер (начальник Пекинской миссии, изучивший для проповеди китайский язык), благословляет его на отъезд в чужую страну – в Персию – нести Евангелие. Надо отдельно сказать о владыке Флавиане, вдохновителе и наставнике Пимена: география его служения впечатляет: от Средиземного моря до Охотского! Начав работать в Риме, он жил и трудился впоследствии в Неаполе, в Казани, в Симферополе, в Пекине, бывал в Японии (где в 1882 году представлял святителю Николаю (Касаткину) китайца, кандидата на принятие священнического сана – будущего священномученика Митрофана Цзи), в Санкт-Петербурге, в Варшаве, в Грузии – экзархом. И окончил земную жизнь глубоким стариком в Харькове. Этот энергичный, неутомимый человек, отличавшийся безграничной добротой и готовностью помочь каждому, был еще одним примером для Пимена. До революции 1917 года митрополит Флавиан не дожил, но перед самой смертью ему дано было знать о том, какая буря надвигается на Россию… Девять лет в чужой стране Присоединение сиро-халдейских несториан к православной церкви в 1898 году. Санкт-Петербург Великие миссионеры нашего времени знали и поддерживали друг друга. И вот уже иеромонах Пимен, летом 1904 года назначенный в Урмийскую православную духовную миссию на северо-западе Персии, ведет переписку со знаменитым митрополитом Николаем (Касаткиным) , просветителем Японии. Миссионерский период своей жизни владыка Пимен впоследствии охарактеризует так: «Дальше начинаются тяжелые для меня испытания: жизнь в чужой стране, среди иноверного и разноязычного населения, была всегда тревожна, временами же и опасна». В этом регионе живут курды, армяне и ассирийцы. Миссия была открыта в самом конце XIX века, было тяжело. «Везде чуялись беды, меня посещала тоска по спокойной жизни в России, боязнь за свою жизнь»

http://pravoslavie.ru/97063.html

Революционные беспорядки, нравственная расшатанность в обществе не миновали и Духовную семинарию, несмотря на все усилия ректора. 29 марта 1907 года среди учащихся вспыхнул бунт, вызванный недовольством»воспитанников оценкой их поведения за последнюю четверть. Произведенные беспорядки состояли в свисте, шуме, криках и топаньи ногами по адресу членов инспекции, присутствовавших за обедом и ужином, когда происходили беспорядки. После вечерней молитвы, несмотря на неоднократные предупреждения со стороны ректора и инспектора, беспорядки были продолжены особенно грубо в свисте, шуме, оскорбительных выкрикиваниях, продолжавшихся непрерывно около двух часов. Огни в коридоре, где все это происходило, были потушены. Появились на сцену — плевательница, круг от лампы, куски штукатурки, а в конце всего и классные доски. Явившаяся к ректору депутация часов в 12 ночи заявила такие требования: 1) более гуманные отношения инспекции к ученикам; 2) пересмотр баллов по поведению и поправка четверок на пятерки; 3) возвращение уволенных воспитанников и 4) неприкосновенность личности депутатов. Требования не были приняты. На другой день свист возобновился перед уроками; слышны были отдельные свистки и выкрикивания и между уроками, протекшими в общем порядке». 30 марта состоялось экстренное заседание педагогического собрания, которое постановило прекратить занятия и распустить учеников по домам. Несмотря на подобного рода безотрадные явления, свидетельствующие о том, насколько дух времени проник в среду церковной молодежи, отец Амвросий деятельно выступал в деле вспомоществования материально необеспеченным студентам и состоял постоянным членом Общества вспомоществования нуждающимся воспитанникам Киево–Подольского духовного училища, также председателем совета Петропавловского попечительства о недостаточных воспитанниках Киевской Духовной семинарии. В 1915 году за усердное служение на епархиальных послушаниях архимандрит Амвросий был награжден орденом Святого Владимира 3–й степени. Архимандрит Амвросий отличался глубоким благочестием и смирением и был любим как учениками семинарии, так и священноначалием в лице митрополита Киевского и Галицкого Флавиана (Городецкого). Не раз поднимался вопрос о хиротонии архимандрита Амвросия в сан епископа, но очень ценивший благочестивого священноинока и ревностного труженика на поприще подготовки юношей к церковному служению митрополит Флавиан каждый раз в таких случаях говорил:«Он мне нужен». Сам митрополит Флавиан был миссионером, подвижником, человеком, отличавшимся исключительным милосердием: он никому не отказывал в материальной помощи. В Киеве у него были назначены определенные дни для приема бедных, и к нему с утра стекался народ для получения щедрых пожертвований. Будучи сам благочестивым, он ценил благочестие и в своих сотрудниках.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

Обычно его именуют проповедником миссии, возможно, потому, что он особенно занимался привлечением к вере китайцев и проповедовал по-китайски. Он перевел также Часослов на китайский язык. Как кажется, предшествующие русские клирики, несмотря на глубокие познания в китайской филологии, не имели обыкновения проповедовать на местном языке 289 . И в этот период, несмотря на осознание значения употребления китайского языка, доводы обыкновенного «консерватизма» или национализма толкают некоторых «ответственных лиц» на выдачу предписаний, противоречащих психологии и неоправданных с точки зрения духа Православия. Так, хотя в 1866 г. Литургия совершалась на местном языке, позже было выдано предписание служить ее на славянском 290 . Китайский элемент в богослужении был все еще весьма незначителен, потому и развитие местной общины ощутимо затягивалось. Только в 1884 г. миссия обзавелась священником-китайцем, Митрофаном Цзи, бывшим катехизатором, и китайскому элементу было предоставлено более значительное место. Святейший Синод также сделал уступку и дозволил, чтобы один хор пел по-китайски, а другой по-славянски. Однако общее число православных за весь этот промежуток времени остается небольшим. Оплот продолжали составлять потомки пленных албазинцев, которые были и малочисленны, и невысокого уровня религиозности и нравственности. По сообщениям русских, работавших в китайских чайных компаниях, Литургии помимо Пекина совершались также в Калгане, Тяньзине и Ханькоу. Примерно в конце века русский политический интерес к Китаю существенно вырос. Показательно, что в ходе строительства китайского участка Транссибирской железной дороги, предпринятого русскими, было построено множество православных храмов, большинство – в провинции Цзилинь и несколько – в находившейся под российским влиянием Маньчжурии, а также в некоторых центрах торговли 291 . В последние десятилетия XIX в. в китайской миссии трудились такие выдающиеся клирики, как ученый архимандрит Флавиан (Городецкий), впоследствии – митрополит Киевский (†1915), иеромонахи Алексий (Виноградов) и Николай (Адоратский), занявшие затем университетские должности. Но по причине отсутствия средств и людей в миссии деятельность большинства из них ограничилась переводами и научными изысканиями 292 .

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

В пределах Березинского, Борисовского, Крупского, Логойского, Пуховичского, Смолевичского и Червенского районов Минской области - образована Борисовская епархия , выделенная из состава Минской епархии . Правящим архиереем новообразованной епархии с титулом " Борисовский и Марьингорский " , определено быть епископу Борисовскому Вениамину (Тупеко) , викарию Минской епархии. В пределах Вилейского, Воложинского, Дзержинского, Молодечненского, Мядельского, Столбцовского и Узденского районов Минской области - образована Молодечненская епархия , выделенная из состава Минской епархии. Правящим архиереем новообразованной епархии с титулом " Молодечненский и Столбцовский " , избран архимандрит Павел (Тимофеенков) , клирик Минской епархии. В пределах Клецкого, Копыльского, Любанского, Несвижского, Слуцкого, Солигорского и Стародорожского районов Минской области - образована Слуцкая епархия , выделенная из состава Минской епархии. Правящим архиереем новообразованной епархии с титулом " Слуцкий и Солигорский " , избран архимандрит Антоний (Доронин) , клирик Минской епархии. Территориальные границы Минской епархии, определины в пределах города Минска и Минского района. Епархиальному архиерею Минской епархии иметь титул " Минский и Заславский " . В пределах города Минска, Минского района и Минской области, образована Минская митрополия , включающая Минскую, Борисовскую, Молодечненскую и Слуцкую епархии. Главой новообразованной Минской митрополии назначен митрополит Минский и Заславский Павел (Пономарёв) , патриарший экзарх всея Беларуси. В административных границах городского округа Череповец, Череповецкого, Бабаевского, Кадуйского, Устюженского, Белозерского, Вытегорского, Чагодощенского, Вашкинского районов Вологодской области - образована Череповецкая епархия , выделенная из состава Вологодской епархии . Правящим архиереем новообразованной епархии с титулом " Череповецкий и Белозерский " , избран иеромонах Флавиан (Митрофанов) , клирик Вологодской епархии. В административных границах Великоустюгского, Бабушкинского, Кич-Городецкого, Никольского, Тотемского, Нюксенского, Тарногского районов Вологодской области - образована Великоустюжская епархия , выделенная из состава Вологодской епархии. Правящему архиерею Вологодской епархии иметь титул " Вологодский и Кирилловский " . Правящему архиерею Великоустюжской епархии иметь титул " Великоустюжский и Тотемский " . Временное управление новообразованной Великоустюжской и Тотемской епархией поручено епископу Вологодскому и Кирилловскому Игнатию (Депутатову) .

http://drevo-info.ru/news/17943.html

Когда к началу 1913 года для церковного руководства стало ясным, что созыва Поместного Собора в обозримом будущем не предвидится, а вместе с тем и изменения высшего церковного управления, Святейший Синод решил по примеру Правительствующего Сената отпраздновать в 1921 году 200-летие своего существования. 22 февраля 1911 года Сенат торжественно отпраздновал свой 200-летний юбилей. К юбилейным торжествам вышла монументальная история Сената, роскошно изданная, в четырех томах, в составлении которой принимали участие 17 ученых, а подготовкой издания заведовала особая комиссия. В дни сенатских юбилейных торжеств «у людей, любящих духовную среду и преданных Церкви, возникла мысль о достойном ознаменовании и предстоящего 200-летнего юбилея Святейшего Синода» 497 . «Мысль эта встретила высокоавторитетное одобрение», в результате чего Синодом в 1911 году было положено начало образованию особого Совещания, под председательством Киевского митрополита Флавиана (Городецкого), по ознаменованию предстоящего 14 февраля 1921 года 200-летнего юбилея Святейшего Синода. Однако первые заседания «юбилейного» Совещания состоялись лишь в марте 1913 года, когда Синод уже мог рассчитывать на определенную стабильность своего положения. На заседаниях обсуждался вопрос о программе исторических изданий к предстоящему юбилею. Кроме председателя, митрополита Флавиана, в заседаниях принимали участие архиепископ Финляндский Сергий, обер-прокурор Святейшего Синода В.К. Саблер, председатель Комиссии по описанию синодального архива академик А.И. Соболевский, председатели Училищного совета и Учебного комитета при Святейшем Синоде, начальники и помощники начальников других центральных учреждений ведомства, ректоры императорских духовных академий. Первое заседание Совещания состоялось 16 марта. При обсуждении на нем плана юбилейных исторических изданий митрополит Флавиан высказал пожелание, чтобы эти издания представляли собой полную картину жизни Русской Церкви за время управления Святейшего Синода. На заседании были прослушаны предложения по вопросу об издании исторических сочинений к предстоящему 200-летнему юбилею Синода, принятые в Комиссии по описанию синодального архива 498 . Так как их главным инициатором был С.Г. Рункевич , то ему и было поручено подготовить, на основании высказанных в Совещании суждений, к предстоящему заседанию проект программы исторических юбилейных изданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

После семимесячной проволочки в связи с переменой типографии, в ноябре-декабре 1909 г. в Москву была выслана примерно половина листов, исправленных в ходе коллегиальной заседаний Комиссии в 1907 г. и в январе-апреле 1909 г. 591 Постепенно выработалась следующая методика работы Комиссии над издаваемым текстом Триоди. Набранные корректурные листы направлялись в Архив Святейшего Синода, который стал центром координации всей дальнейшей деятельности Комиссии (а начальник Архива К.Я. Здравомыслов фактически принял на себя обязанности ее секретаря). Отсюда отпечатанные листы рассылались членам Комиссии, в составе которой остались к этому времени Здравомыслов, Дмитриевский , Лопарев и Чуриловский. С 26 ноября 1911 г. (когда большая часть работы была уже выполнена) к ним присоединился Н.Ч. Зайончковский 592 . По настоянию председателя, каждому из них на дополнительную правку полученной из Москвы порции текста, обычно составлявшей 2–3 печатных листа, отводилось не более трех дней (что вызывало особенное неудовольствие профессора Дмитриевского 593 ). Срок был действительно очень сжатым, поскольку вносившаяся на этом этапе правка, как показывают сохранившиеся корректурные экземпляры Дмитриевского, Лопарева и Чуриловского, имела не только корректорский, но в значительной степени и содержательный характер 594 . Исправленные листы отсылались архиепископу Сергию в Выборг (если владыка в это время не присутствовал в Синоде). Председатель Комиссии принимал или отвергал предложенную ее членами правку, нередко вносил собственную, затем листы возвращались Чуриловскому. На последнего возлагалась окончательная проверка орфографии и пунктуации, а также обеспечение единообразия при повторениях исправленного текста в других местах Триоди и контроль за систематическим проведением по всей книге принятых Комиссией исправлений: например, «благоутробие» повсеместно заменялось на «благосердие», «живот» на «жизнь» 595 . Сверенный таким образом текст пересылался в Москву для белового набора, затем вновь вычитывался председателем и направлялся митрополиту Антонию (первые восемь листов ввиду отсутствия первосвятителя, находившегося на лечении, подписывал митрополит Киевский Флавиан (Городецкий). Митрополит Санкт-Петербургский в отдельных случаях оставлял на корректуре свои пометки. Архиепископ Сергий представлял необходимые объяснения или вносил дополнительную правку. И лишь затем в МСТ окончательно возвращались подписанные к печати листы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

796, оп. 205, д. 254 – Дело Канцелярии Святейшего Синода о расторжении брака В. и Е. Бутович вследствие их взаимного отчуждения, июль 1909 – октябрь 1909 г. декабря 1908 г.– 21 марта 1912 г.], 27 л.; ф. 797, оп. 98, д. 111 – Дело [канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода] по всеподданнейшему ходатайству жены дворянина Екатерины Бутович по делу о ее браке, 8 августа 1908 – 30 апреля 1916 гг. 27 + 4 л.; ф. 472, оп. 40 (194/2682), д. 72. – Дело [Канцелярии Министерства императорского двора] о генерале от кавалерии Сухомлинове. 17 сентября 1909 – 18 мая 1912 гг. 24 л.; Паозерский М. Ф. Николай II, Сухомлинов и Синод (к характеристике положения русской церкви перед революцией)//Былое. Журнал, посвященный истории освободительного движения. Неизданные номера: В 2 кн./Сост. Ф. М. Лурье; Ред. К. В. Артемьева. Кн. 1: 1926. 2(36). Л., 1991. С. 79–95. В настоящее время дело находится в составе документов Уголовного кассационного департамента Правительствующего Сената (ф. 1363, оп. 7, д. 1946 – Дело Святейшего Правительствующего Синода по прошению жены потомственного дворянина Екатерины Бутович о производстве ея бракоразводного дела в С[анкт]-Петербурской духовной консистории, 26 апреля – 12 июня 1909 г. 209 л. Что же касается конверта с тремя «совершенно секретными» документами, то на сегодняшний день его лицевая часть подшита в качестве л. 24 (сколько в конверте должно было находиться «совершенно секретных» документов, не указано). На настоящий момент в деле 5 документов с грифом «совершенно секретно» (л. 1, 8. 22, 23, 26) и 1 документ с грифом «секретно» (л. 25). Все они расположены по хронологии. Флавиан (Городецкий; 1840–1915 гг.). См.: сноску 33 к вводной статье. РГИА, ф. 796, оп. 205, д. 697 – Письма Антония [Храповицкого], ректора Казанской духовной академии, затем епископа Волынского, [митрополиту Флавиану] по разным вопросам духовного ведомства, с соображениями и отзывами о современных политических событиях (о забастовках и демонстрациях, манифесте 17 октября 1905 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/6299257/

Ректорство преосвященного Феодосия продолжится до августа 1910 г. и окажется не очень успешным: профессора жаловались в письмах на ректорскую «апатию к академии» 25 , не был, видимо, удовлетворен состоянием академии и митрополит Киевский Флавиан (Городецкий) 26 . Но политика, вторгшаяся в жизнь академий, драматическое противостояние «правых» и «левых», наконец, ревизия, которой подверглась КДА в 1908 г., и суровая оценка преосвященным ревизором – архиепископом Антонием (Храповицким) – состояния академии были, видимо, непосильным бременем для мягкого по характеру и слабого по здоровью преосвященного Феодосия. Вторая тема писем 1908 г. – начало преподавательской и научной деятельности В. Д. Прилуцкого и связанные с этим проблемы, и переживания. Переход из состояния учащегося в состояние учащего – всегда непростой процесс. Однако для В. Д. Прилуцкого он был отягощен двумя обстоятельствами. Во-первых, после лекций блестящего учителя, от которых привыкли ждать «чего-то особенного, захватывающего» 27 , все сказанное молодым преподавателем казалось слишком обыденным и бесцветным – по крайней мере, ему самому. Во-вторых, указанное выше противостояние «правых» и «левых» членов корпорации, да и сама постреволюционная ситуация так или иначе сказывались на отношении к молодым преподавателям и старших коллег, и студентов. Последние нередко манкировали лекции, старались «сбыть… экзамены без затраты особого труда и энергии» 28 . Следует иметь в виду и характер В. Д. Прилуцкого – преданного делу, но склонного к смущению, разочарованию в себе, болезненному переживанию промахов и неудач. В письмах 1926–1927 гг. отражена совершенно иная эпоха: КДА не действовала с лета 1924 г., ее бывшие преподаватели подвергались арестам, но церковная жизнь в Киеве продолжалась. Автор писем – священник уже с 16-летним стажем, во второй половине 1920-х гг. разделявший судьбу своих сослужителей: православные храмы закрывались или передавались обновленцам, их причт переходил в сохранившиеся храмы, за ним же устремлялась паства. Но и в этой тяжелой ситуации духовенство стремилось сохранить нормальный ритм церковной жизни: не только окормлять свою паству, стараясь не только проповедовать, исповедовать, причащать, отпевать, служить панихиды, но и наслаждаться благолепием богослужения, и возможностью его устроить 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Все это в полной мере проявилось во время революционных событий 1905-1907 гг. Студенты бастовали в ун-тах и требовали реформы высшего образования, введения в ун-тах автономии. 27 авг. 1905 г. Совет министров утвердил «Временные правила об управлении высшими учебными заведениями», к-рые предполагали выборность ректоров и деканов, а также наделяли самостоятельностью университетские Советы. Эти события стали причиной движения за автономию и в духовных академиях. 6-7 окт. 1905 г. студенты КДА потребовали внедрения в академическую жизнь начал автономии и заявили об отказе посещать занятия до тех пор, пока их требования не будут выполнены. Киевский митр. Флавиан (Городецкий) доложил о студенческой забастовке Синоду. Забастовки начались и в др. духовных академиях. 15 окт. 1905 г. Синод определил: если к 1 нояб. 1905 г. «не установится в академиях нормальное течение жизни и не начнутся обычные занятия, то а) студентов распустить по домам и б) академии закрыть до начала будущего учебного года» (ЦГИАК. Ф. 711. Оп. 3. Ед. хр. 2831. Л. 1). Поскольку студенты отказались возобновить занятия в указанный срок, Совет исполнил предписание Синода: студенты были распущены, а КДА временно закрыта. 3 нояб. 1905 г. обер-прокурор Синода отправил в КДА телеграмму с предложением избрать 3 представителей для участия в совещании о мероприятиях по восстановлению нормального академического порядка. 5 нояб. общим собранием корпорации для этой цели были избраны профессора Н. М. Дроздов , В. З. Завитневич и В. П. Рыбинский . Поскольку Дроздов отказался от этого поручения, 6 нояб. вместо него был избран проф. Д. И. Богдашевский (впосл. архиеп. Василий ). Кроме того, Совет выработал записку, в которой излагался проект возможных реформ в духовных академиях. С 10 по 22 нояб. 1905 г. в С.-Петербурге представители КДА вместе с делегатами др. академий приняли участие в заседаниях Комиссии для совещания о мероприятиях к восстановлению нормального порядка в духовных академиях под председательством обер-прокурора кн.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

В 1721 году туда был направлен даже епископ, св. Иннокентий, но он не был пропущен в Китай. Трактатом России с Китаем 1728 года содержание миссии было отнесено на счет русского правительства. Состав миссии определили в 10 человек (4 духовных и 6 светских) с заменой каждые 7 лет. В своей деятельности она ограничивалась пределами русской паствы, не занимаясь пропагандой и политикой (в отличие от западных миссий), чем заслужила полное доверие подозрительных китайцев. Долгое время миссия служила удобной посредницей в дипломатических отношениях между Россией и Китаем. В 1805 году для Русской православной миссии в Китае были учреждены новые штаты и срок пребывания ее членов в Китае продлен с 7 до 10 лет. В этом же году начальником миссии был назначен архим. Иакинф (Бичурин). Пробыв в Пекине более 14 лет, он досконально изучил китайский язык, историю страны, ее нравы и обычаи. По Айгунскому трактату 1858 года китайское правительство дало миссии полную свободу действий и обязалось не преследовать своих подданных за принятие христианства. Со времени открытия Русской Дипломатической Миссии в 1861 году Духовная Миссия, осуществлявшая до этого дипломатические сношения с Китаем, полностью отдала свои силы непосредственной миссионерской деятельности. Усилилась ученая и переводческая работа. Оживилась проповедь на китайском языке и преподавание в местной миссионерской школе. Паства Миссии резко возросла. В 1885 году имелись две церкви в Пекине, храм на юге Китая, в Ханькоу, и храм в деревне Дун-Дуньань. Из среды членов пекинской миссии вышли многие авторитетные синологи. В последние десятилетия XIX и первые XX века начальником миссии были: 1) архим. Флавиан (Городецкий) (с 1885 года епископ Люблинский, впоследствии митроп. Киевский, и 2) архим. Иннокентий (Фигуровский) (с 1896 года), возведенный в 1902 году в епископа Переяславского. Он скончался в Пекине в сане митрополита в тридцатых годах нынешнего столетия. Среди калмыков, киргизов, самоедов Кроме инородцев Поволжья и Сибири действия миссионеров простирались на калмыков, постепенно переселявшихся в Россию, на племена вновь присоединившихся к России районов Средней Азии, Сибири, Кавказа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010