Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Готовится к печати собрание материалов Предсоборного Присутствия 1906 года 14.03.2006 Издательство Крутицкого подворья при Отделе по делам молодежи РПЦ совместно с Обществом любителей церковной истории в рамках научной серии " Материалы по истории Церкви " готовит к печати собрание материалов Предсоборного Присутствия 1906 года, передает сайт " Обретенное поколение " . 8 марта 2006 г. исполнилось 100 лет со дня открытия работ Высочайше утвержденного Предсоборного Присутствия , созванного для обсуждения вопросов, предлагавшихся к рассмотрению на ожидавшемся Поместном Соборе Православной Российской Церкви. Регулярные заседаний Присутствия начались 14 марта 1906 г. и продолжались до 13 июня. Затем был сделан перерыв. 1 ноября работа была продолжена и завершилась 15 декабря 1906 г. В работе Присутствия принял участие цвет русской богословской науки того времени. Среди участников заседаний - митрополиты Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), Московский Владимир (Богоявленский), Киевский Флавиан (Городецкий), архиепископы Димитрий (Ковальницкий), Сергий (Страгородский), епископы Антоний (Храповицкий), Арсений (Стадницкий), профессоры-протоиереи Михаил Горчаков, Тимофей Буткевич, Феодор Титов, профессоры Н.А.Заозерский, В.З.Завитневич, Н.Н.Глубоковский, А.И.Бриллиантов и др. Работа Присутствия проходила в семи отделах: о составе Поместного Собора и порядке разрешения дел на нем, о преобразовании центрального церковного управления; о разделении России на митрополичьи округа и преобразовании местного церковного управления; об организации церковного суда и о брачном праве; о благоустроении прихода, церковной школе и церковной собственности; о духовно-учебных заведениях; о единоверии и старообрядчестве; об ограждении православной веры и христианского благочестия от неправых учений. Много внимания в своей работе члены Присутствия уделили вопросу об отношениях Церкви и государства. Результаты заседаний отделов рассматривались общим собранием членов Присутствия. Новое издание материалов Присутствия будет снабжено большой вводной статьей, биографическим справочником и необходимыми указателями. Предполагаемый объем издания - три больших тома общим объемом около 3000 страниц. Срок выхода тиража в свет - вторая половина 2006 г. Русская линия Редакция текста от: 14.03.2006 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/274.html

Хроника: Международная церковно-научная конференция по вопросам христианства в Китае Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 31, 2001 30 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 31, 2001 22–23 ноября 2001 года в Москве прошла Первая церковно-научная конференция по вопросам христианства в Китае, организованная Отделом внешних церковных связей совместно с Институтом Дальнего Востока РАН. В конференции приняли участие около 80 ученых, церковных и общественных деятелей из России, США, Великобритании, Франции, Германии, Швеции, Польши, КНР и Гонконга. Конференция открылась приветствием Патриарха Московского и всея Руси Алексия II , которое огласил Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. В приветственном послании предстоятель Русской Православной Церкви выразил надежду, что работа конференции внесет новый вклад в осмысление опыта деятельности Пекинской Духовной миссии, особенно ее церковного аспекта, который в настоящее время еще недостаточно изучен. Патриарх Алексий с удовлетворением отметил участие в конференции западных ученых. Его Святейшество сказал: “Изменения, происходящие в современном мире, ставят нас перед необходимостью более глубокого осмысления межцивилизационных контактов, развитие которых во многом определялось деятельностью западных христианских миссий в Китае. Их опыт культурной адаптации христианства заслуживает сегодня внимательного изучения”. С программным докладом “Пути Православия в Китае” выступил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл . Кратко остановившись на основных вехах истории распространения христианства в Китае, митрополит Кирилл подчеркнул особую роль учрежденной в 1711 году в Пекине по указу Петра Первого Российской Духовной миссии. Он отметил, что научное наследие Миссии является предметом исследований на протяжении многих лет, но в то же время до сих пор не дана оценка ее церковной деятельности; незаслуженно мало внимания уделяется работам таких выдающихся сотрудников Миссии, как митрополит Флавиан (Городецкий), епископ Николай (Адорат­ский), архимандрит Гурий (Карпов), иеромонах Алексий (Вино­гра­дов), которые много потрудились для распространения православной проповеди за пределами Пекина.

http://pravmir.ru/hronika-mezhdunarodnay...

Готовится к печати собрание материалов Предсоборного Присутствия Москва, 13 марта 2006 г . Издательство Крутицкого подворья при Отделе по делам молодежи совместно с Обществом любителей церковной истории готовит к печати собрание материалов Предсоборного Присутствия, открытого по благословению Святейшего Синода Православной Российской Церкви сто лет тому назад – 8 марта 1906 года. Этот издательский проект предполагается осуществить в рамках научной серии " Материалы по истории Церкви " , сообщает Служба коммуникации ОВЦС МП . 8 марта 2006 года исполнилось 100 лет со дня начала работы Высочайше утвержденного Предсоборного Присутствия, созванного для обсуждения вопросов, предлагавшихся к рассмотрению на ожидавшемся Поместном Соборе Православной Российской Церкви. Регулярные заседаний Присутствия начались 14 марта 1906 года и продолжались до 13 июня. Затем был сделан перерыв. 1 ноября работа была продолжена и завершилась 15 декабря 1906 года. В работе Присутствия принял участие цвет русской богословской науки того времени. Среди участников заседаний – митрополиты Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), Московский Владимир (Богоявленский), Киевский Флавиан (Городецкий), архиепископы Димитрий (Ковальницкий), Сергий (Страгородский), епископы Антоний (Храповицкий), Арсений (Стадницкий), профессоры-протоиереи Михаил Горчаков, Тимофей Буткевич, Феодор Титов, профессоры Н.А.Заозерский, В.З.Завитневич, Н.Н.Глубоковский, А.И.Бриллиантов и другие. Результаты деятельности Предсоборного Присутствия были высоко оценены современниками и расценены как существенный вклад в развитие русской богословской науки. На большое значение материалов Присутствия неоднократно обращалось внимание многими выдающимися церковно-общественными деятелями и учеными ХХ века. Новое издание материалов Присутствия будет снабжено большой вводной статьей, биографическим справочником и необходимыми указателями. Предполагаемый объем издания – три больших тома общим объемом около 3000 страниц. Срок выхода тиража в свет – вторая половина 2006 года. Подготовка издания осуществляется научной группой, состоящей из нескольких современных ученых-историков, известных своими научными изысканиями. Издательский проект осуществляется по благословению председателя Синодального Отдела по делам молодежи – архиепископа Костромского и Галичского Александра. 13 марта 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/16579.html

В 1911 г. было решено составить сборник статей о недавно умершем Л. Н. Толстом. Пригласили участвовать и Экземплярского. Он подготовил статью «Гр. Л. Н. Толстой и св. Иоанн Златоуст в их взгляде на жизненное значение заповедей Христовых», основная мысль которой заключалась в том, что и Толстой, и Иоанн Златоуст считали заповеди Христовы жизнен­но важными и требующими исполнения сейчас, в этой земной жизни. При этом он подчеркивал, что у святителя Иоанна Златоуста по сравнению с Толстым эта мысль выражена гораздо ярче и полнее. Однако на фоне антицерковной информационной кампании со стороны части интеллиген­ции, которая тогда развернулась в либеральных газетах и журналах, его статья была расценена как «защитительная» по отношению к Толстому и «толстовству». Митрополит Киевский Флавиан (Городецкий), по письму ректора Киевской Академии епископа Иннокентия (ястребова), провел в Синоде решение об исключении Экземплярского из Академии. Правонационалистическая газета «Колокол» писала, что Экземпляр­ский уволен за «антиправославную литературную деятельность». Для профессора Духовной Академии такая формулировка ложилась пятном на его добром имени. И Василий Экземплярский начинает защищаться. В брошюре «За что меня осудили?» – этой острой реакции на увольне­ние, – он пишет: «Пред лицом верховного Евангельского идеала жиз­ни, признаваемого святым и истинным, всегда возможна двоякая оценка жизненных явлений, – что и составляет задачу нравственного богосло­вия. Возможно ли этот верховный святой идеал сделать пробным камнем качества и совершенства существующих жизненно-бытовых форм и от­ношений, или же, признавая последние истинными с точки зрения их го­сподства в данный момент истории, стремиться низвести верховный идеал жизни до ее наличного уровня и от имени христианства освящать такие стороны жизни, которые не находятся в соответствии с евангельским иде­алом. Первую оценку явлений жизни я считаю единственно законной в христианской этике как науке нормативной, и на этой точке зрения всег­да стояли, в моем сознании, святые учители Церкви. Вторую же оценку жизненных явлений я считаю ошибочной по существу, и это направление нашей науки, можно сказать, господствующее у нас, я характеризую тер­мином «официальное» или «казенное» богословие».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Ekzemp...

Л. вернулся в Тифлис и 20 окт. 1888 г. был назначен инспектором школ Общества восстановления правосл. христианства на Кавказе (до 1896). В его ведении находились школы в регионах Вост. Грузии: Мтианети, Пшав-Хевсурети, Мтиулет-Гудамакари, Ардон-Алагирском ущелье и Саингило. 1 нояб. 1892 г. Л. был возведен в сан игумена и назначен настоятелем мон-ря Зедазени , 24 нояб. 1893 г.- мон-ря Хирса с возведением в сан архимандрита. 24 сент. 1896 г. утвержден членом Грузино-Имеретинской синодальной конторы (до 1897) и председателем Комитета по правке духовных книг. В 1897 г. назначен настоятелем мон-ря Натлисмцемели (во имя св. Иоанна Предтечи) в пуст. Гареджи . 19 апр. 1898 г. хиротонисан во епископа Горийского, 1-го викария экзарха Грузии. Чин хиротонии совершили в тифлисском кафедральном соборе Сиони (в честь Успения Пресв. Богородицы) экзарх Грузии архиеп. Флавиан (Городецкий) , еп. Гурийско-Мингрельский свт. Александр (Окропиридзе), еп. Алавердский Виссарион (Дадиани) и др. С 12 авг. 1900 г. епископ Имеретинский. В первый же год архипастырского служения Л. проехал по всей епархии, занимаясь восстановлением храмов и содействуя открытию церковных школ. Леонид (Окропиридзе), еп. Имеретинский. Фотография. 1906 г. Леонид (Окропиридзе), еп. Имеретинский. Фотография. 1906 г. Л. был активным сторонником восстановления автокефалии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). В периодике того времени он размещал исследования, касающиеся истории и устройства ГПЦ до ее вхождения в состав РПЦ, печатал полемические письма, обличал антигруз. направленность политики некоторых экзархов Грузии («Отче, редактор!» 1906. С. 15-16; Ошибкав вопросе об автокефалии Груз. Церкви. 1906. С. 6-8 и др.). Его т. зр. оказала значительное влияние на груз. общественность. В 1906 г. участвовал в проходивших в С.-Петербурге заседаниях 2-го отдела Предсоборного присутствия РПЦ , на которых в т. ч. решался вопрос об автокефалии ГПЦ (2 июня - 13 дек.). Выступая 2 июня, он аргументированно доказал правомочность восстановления автокефалии (Журналы и заседания. С. 1-2). Также Л. был сторонником идей движения «Тергдалеулеби», возникшего в 60-х гг. XIX в. среди части груз. интеллигенции, получившей образование в России. Оно ставило такие задачи как служение Родине, защита интересов груз. народа и др. (подробнее см. в статьях Грузия , Илия Чавчавадзе ).

http://pravenc.ru/text/2463431.html

Василий Казанский вел душеполезные беседы и чтения в отдаленных рабочих кварталах города, в ночлежных домах, народных больницах, богадельнях и пригородах столицы. Он разъяснял простым людям светлые истины веры Христовой, не жалея сил в подвиге сеяния Слова Божия. На третьем курсе Василий принимает монашество с именем Вениамин в честь священномученика диакона Вениамина. В ноябре 1895 года он был рукоположен в сан иеродиакона, а в мае 1896 года - в сан иеромонаха. В 1897 году отец Вениамин закончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1897 года по 1899 год он последовательно получает назначения преподавателя Рижской духовной семинарии, инспектора Холмской духовной семинарии и инспектора Санкт-Петербургской духовной семинарии. 18 февраля 1902 года отец Вениамин был возведен в сан архимандрита и направлен в Самару на должность ректора Духовной семинарии. Его удивительные организаторские способности и редкий педагогический талант буквально подняли на новую ступень деятельность учебного заведения. Тогда же ярко стал проявляться его проповеднический талант. Богослужения с его участием стали привлекать очень многих православных людей . 12 октября 1905 года архимандрит Вениамин (Казанский) вновь вернулся в Саект-Петербург. Он был назначен ректором столичной семинарии. Здесь он вновь с полной самоотдачей служил на ниве духовного просвещения, всецело пребывая в любви к меньшей братии. В это время по Промыслу Божию преданным духовным другом и соработником этого великого ревнителя веры и благочестия стал известный петербургский купец-благотворитель Василий Николаевич Муравьев - впоследствии - насельник Александро-Невской Лавры и ее духовник, а затем всероссийский старец-утешитель, прославленный в лике святых - преподобный Серафим Вырицкий. 24 января 1910 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры состоялась хиротония архимандрита Вениамина в епископа Гдовского, викария Санкт-Петербургской епархии. Ее совершили три первоиерарха Русской Православной Церкви - митрополиты Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) и Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий) в сослужении многих известных архиереев.

http://ruskline.ru/analitika/2017/08/11/...

8 января 1911 г. в Св. Синоде состоялось наречение архимандрита Никодима в епископа Рыльского, второго викария Курской епархии. Наречение совершили митрополит Московский Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский Флавиан (Городецкий), архиепископ Ярославский Тихон (Белавин), епископ Тульский Парфений (Левицкий), епископ Самарский Константин (Булычев). Примечательно, что двое из участников этого наречения, как и сам нарекаемый, причислены к лику святых как новомученики, пострадавшие за веру в годы послереволюционных гонений.  С 15 ноября 1913 г. - епископ Белгородский, викарий той же епархии. Владыка Никодим много потрудился в связи с открытием святых мощей святителя Иоасафа Белгородского. Им были составлены две молитвы святителю Иоасафу, а также большой труд «Житие, прославление и чудеса святителя Иоасафа». Под его руководством в Свято-Троицком мужском монастыре воссозданы покои святителя Иоасафа, открыт музей с обширным фондом документов. Не забывал он и церковного песнотворчества; кроме упомянутого акафиста свт. Иоанну Златоусту, им составлены акафисты препп. Никодиму Кожеезерскому, Трифону Печенегскому и Иову Ущельскому, Соловецкому чудотворцу. В 1917 удостоен степени магистра богословия. 8 января 1919 года был арестован комиссаром С. А. Саенко в алтаре Троицкого собора за проповеди против грабежа и насилия. По просьбе верующих, требовавших отпустить владыку, местные чекисты «освободили» его на один день, а просивших за него арестовали. Одна из верующих, начальница 2-й женской гимназии Мария Дмитриевна Кияновская, была сразу же расстреляна комиссаром Саенко. На следующие сутки епископ Никодим был повторно арестован и тайно расстрелян 10 января 1919 года, похоронен в общей могиле за городом. После взятия Белгорода Добровольческой Белой армией (через полгода после расстрела епископа), могила священномученика Никодима была открыта. Медицинский осмотр останков установил, что кроме наличия несмертельной огнестрельной раны в груди святителя, имеется пролом черепа от удара тяжелым тупым предметом, огромный кровоподтек в верхней части головы и пролом гортанных хрящей от душения руками.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

8 янв. 1911 г. в С.-Петербурге в синодальном домовом храме святых Отцов Семи Вселенских Соборов состоялось наречение Н. во епископа Рыльского, 2-го викария Курской епархии. Хиротонию 9 янв. в Троицком соборе Александро-Невской лавры возглавил Московский и Коломенский митр. сщмч. Владимир (Богоявленский) , также в хиротонии участвовали Киевский и Галицкий митр. Флавиан (Городецкий) и Ярославский архиеп. Тихон ( Беллавин ; впосл. патриарх Московский и всея России). В том же году Н. принял деятельное участие в подготовке и проведении торжеств прославления в лике святых свт. Иоасафа (Горленко) , епископа Белгородского. 15 нояб. 1913 г. был перемещен на Белгородскую кафедру, став 1-м викарием Курской епархии. Как Белгородский архиерей Н. проводил большую агиографическую работу, посвященную новопрославленному свт. Иоасафу Белгородскому, результатом к-рой стал фундаментальный труд о жизни, прославлении и чудесах святителя. Также Н. составил акафист Белгородскому святителю, при его участии изданы 3 тома консисторских дел, связанных с деятельностью свт. Иоасафа, в Белгороде был устроен посвященный ему музей. В 1917 г. за свои научные труды Н. удостоен ученой степени магистра богословия. Сщмч. Никодим (Кононов), еп. Белгородский. Икона. 10-е гг. XXI в. Сщмч. Никодим (Кононов), еп. Белгородский. Икона. 10-е гг. XXI в. Награжден набедренником (1898), наперсным крестом (1899) и Библией от Святейшего Синода (1901), орденом св. Анны 2-й (1904) и 1-й (1914) степени, орденом св. кн. Владимира 4-й (1906) и 3-й (1910) степени. После Февральской революции 1917 г. и отстранения от управления епархией Курского и Обоянского архиеп. Тихона (Василевского) Н. с 15 мая по 9 авг. 1917 г. пребывал в Курске, временно исполнял обязанности управляющего Курской епархией. С апр. 1918 г. Белгород находился под нем. оккупацией и был включен в состав зависимой от Германии т. н. Украинской державы во главе с гетманом П. П. Скоропадским. Летом того же года Н. принял участие во 2-й сессии Всеукраинского православного церковного Собора в Киеве. В окт. 1918 г. возглавил в Харькове комиссию по подготовке канонизации Харьковского архиеп. свт. Мелетия (Леонтовича) . 7 дек. участвовал в освидетельствовании останков свт. Мелетия в Покровском соборе Харькова. В кон. дек. 1918 г. Белгород был взят Красной Армией, в нач. янв. 1919 г. красные войска вступили и в Харьков. Пребывавший там Н. принял решение вернуться в Белгород.

http://pravenc.ru/text/2565560.html

Труды миссионерские В июле 1897 года о. Иоанн Восторгов был переведен в Тифлис и назначен законоучителем сначала 1-й Тифлисской женской гимназии, а через год - 1-й Тифлисской мужской гимназии. Он зарекомендовал себя с наилучшей стороны и уже 22 декабря 1900 года стал епархиальным наблюдателем церковно-приходских школ и школ грамоты всего Грузинского экзархата. Воздавая должное его неустанным миссионерско-катехизаторским трудам, тогдашний архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии Флавиан (Городецкий) 6 января 1901 года возвел о. Иоанна в сан протоиерея. 13 февраля 1901 года к его обязанностям добавилось редактирование журнала " Духовный вестник Грузинского экзархата " . Самым же известным эпизодом его миссионерских трудов на Кавказе стала командировка в персидский город Урмию с целью ревизии Духовной миссии Российской Православной Церкви и состоящих при ней школ. Эта командировка проходила с 21 августа по 9 октября 1901 года. Она ознаменовалась тем, что о. Иоанну, промыслительно выучившему язык персидских сиро-халдеев несториан, удалось достичь воссоединения с Православной Церковью трех епископов-несториан: Илии, Иоанна и Мариана. Уже во время своего служения в Грузии о. Иоанн Восторгов заявил о себе как об активном общественном деятеле. Он прилагал немало усилий к торжеству русского дела на Кавказе. 25 мая 1900 года при его активном участии в Тифлисе был открыт отдел Общества ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра III. Общество стремилось пробудить русское национальное самосознание, приобщить окраины Российской Империи к общерусскому делу. Многие свои проповеди о. Иоанн посвящал памяти видных деятелей русской культуры А.С. Пушкина , Н.В. Гоголя, А.В. Суворова, В.А. Жуковского, К.Д. Ушинского и других. Но главным предметом его повседневных забот была организация учебного дела. С 1901 по 1905 год включительно протоиерей Восторгов занимал хлопотную должность Окружного наблюдателя церковных школ в епархиях Грузинского экзархата.

http://ruskline.ru/analitika/2002/11/17/...

А начинается все всегда с малого. Представьте себе молодого человека из российской глубинки, закончившего духовное училище. Он оставляет домашний очаг, мать и отца, друзей и приятелей, привычную обстановку жизни, покидает все родное – по велению сердца, преисполненного верой! Церковь как бы влагает ему в сердце древний и таинственный зов, подвигавший некогда праотца Авраама: «Иди в страну, которую я укажу тебе!» И идет такой искренний служитель Церкви в далекий путь – на восток во страну хинов, не зная ни обычаев того края, ни языка его жителей. И подвергает он себя испытаниям не ради корысти или эгоистического геройства, а потому, что те далекие жители востока не знают гласа Того, Который «всем человекам хощет спастися и в разум истины притти»! Через Миссию дела рук святителя Гурия гармонично простирались и на благо Родины. Он запечатлен в истории России как истовый государственный деятель и собиратель земли русской. Так, посол России в Китае граф Н.П. Игнатьев отмечал неоценимую помощь, оказанную этим церковным деятелем российской дипломатии благодаря блестящему знанию китайского языка, обычаев и традиций Китая, личному авторитету, которым пользовался отец Гурий при императорском китайском дворе. Примечательно, что в этот период через его руки проходила вся дипломатическая переписка. При непосредственном дипломатическом посредничестве архимандрита Гурия была прекращена осада Пекина англо-французскими войсками, что оказало самое благоприятное влияние на заключение 2 ноября 1860 года Пекинского договора между Российской империей и Китаем, согласно которому Россия получила левый берег Амура, Уссурийский и Приморский край с Владивостоком. Святитель Гурий несомненно обладал даром привлекать в ограду церковную умных, скромных и усердных соработников – и не только находящихся в зрелом возрасте, но и пытливую молодежь. Тому пример студент Московского университета Николай Городецкий – будущий митрополит Киевский Флавиан. И такое дарование Владыки относилось уже к области церковного строительства живых человеческих каменьев и рачительного собирательства церковных ценностей как принципа жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010