В конце 1896 года архиеп. Флавиан (Городецкий) направил в Синод представление о назначении архим. Тихона своим викарным епископом. 4/16 октября 1897 г. Николай II утвердил синодальный доклад «о бытии ректору Холмской духовной семинарии архимандриту Тихону епископом Люблинским, викарием Холмско-Варшавской епархии, с тем, чтобы наречение и посвящение его в епископский сан произведено было в г. С.-Петербурге» 10 . 18/30 октября в присутствии Свят. Синода состоялось наречение архим. Тихона, а 19/31 октября 1897 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры была совершена его хиротония митр. Петербургским Палладием (Раевым) при участии других архиереев. Когда чрез одиннадцать месяцев весть о переводе еп. Тихона в Америку достигла Холма, она вызвала самые разные, даже скорбные чувства многих жителей Холмской Руси. 11/23 октября 1898 г. в зале уездного собрания устроили обед в честь отъезжавшего архипастыря. Прощальный обед запомнился его участникам обилием произнесенных речей. Последним слово взял преосвящ. Тихон, который поблагодарил всех за проявленные к нему чувства, а в заключение сказал: «Когда я почти семь лет тому назад впервые подъезжал весною к неведомому для меня Холму, была ненастная погода, стоял туман, застилавший Холм. Но вскоре из-за туч прорвался луч света и осветил Холм с его дивною, святою горою. Нечто побольше было и в моих отношениях к Холму. Я не знал ни его, ни общества, живущего в нем. Но чем больше я знакомился с ним, тем более светило солнце любви, понимания, взаимного доверия. Да здравствует же это солнце любви Христовой и да согревает оно Холм и его св. гору во веки веков» 11 . В то воскресенье Тихон уехал из Холма, чтобы продолжить служение на новом месте. § 2. Прибытие Тихона в Соединенные Штаты Северной Америки. 14/26 сентября 1898 г. «Государь Император, в 14-й день минувшего сентября, Высочайше утвердить соизволил всеподданнейший доклад Святейшего Синода о бытии преосвященному Алеутскому Николаю епископом Таврическим и Симферопольским, а викарию Холмско-Варшавской епархии, преосвященному Люблинскому Тихону епископом Алеутским и Аляскинским» 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Во время службы в миссиях Г. активно занимался переводами. Он исправил существовавшие переводы на кит. язык огласительных книг, сделал новые переводы Псалтири, НЗ, литургии свт. Иоанна Златоуста , последования ко Св. Причащению, последования всенощного бдения, требника, катехизиса, Свящ. истории с прибавлением краткой церковной истории, кратких житий святых и др. В этой многолетней работе ему помогали китайцы. Г. стремился использовать классический кит. язык, о переводе НЗ член миссии иером. Алексий (Виноградов) писал: «По признанию европейских синологов, труд этот относится к разряду классических, ибо исполнен в высшем стиле китайских ученых» ( Алексий (Виноградов), иером. Кит. б-ка и ученые труды членов имп. Рос. духовной и дипломатической миссии в г. Пекине или Бэй-Цзине (в Китае). СПб., 1889. С. 25), но высокий стиль перевода был доступен только образованным китайцам. Святейший Синод дал благословение на издание, но рекомендовал внести поправки архим. Аввакума (Честного) , ориентированные на большую доступность текста для простых людей. Г. критически относился к этим поправкам, считая неправильным вносить в текст разговорные элементы. Издание было осуществлено в 1864 г. в Пекине, в 1884 г. там же вышло 2-е издание, значительно переработанное архим. Флавианом (Городецким; впосл. митрополит Киевский). В 1865 г. был опубликован составленный Г. на кит. языке «Указатель чтений из Евангелия и Апостола». На основании анализа кит. источников Г. создал исследование «Обеты буддистов и обряд возложения их у китайцев», к-рое стало вкладом в европ. синологию. Составил поучения к новообращенным, к-рые назвал «Беседами сельского священника с прихожанами». Ему также принадлежат очерки с описанием жизни миссии (1863) «Письма из Пекина об успехах Православия в Китае». Г. уделял большое внимание пополнению б-ки миссии. В сент. 1865 г. Г. был назначен настоятелем Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря . В нач. 1866 г. переведен на должность настоятеля посольской церкви в Риме. Его келейником стал иеродиак. Флавиан (Городецкий). 5 июля 1866 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры в С.-Петербурге состоялась хиротония Г. во епископа Чебоксарского, викария Казанской епархии. Из-за тяжелой болезни Казанского архиеп. Афанасия (Соколова) Г. фактически управлял епархией. Занимался реставрацией и украшением соборного храма в казанском в честь Преображения Господня муж. мон-ре . Основал и возглавил Гурия Казанского свт. братство в 1867 г., оставался его членом до кончины. Занимался миссионерством среди татар вместе с Н. И. Ильминским .

http://pravenc.ru/text/168374.html

Некоторые вопросы нравственного богословия, например о свободе воли, о значении благодати, получили новую и оригинальную постановку. Изданный профессором казанской академии А.Ф. Гусевым курс чтений Янышева под заглавием " Православно-христианское учение о нравственности " (М., 1887) обнимает собой не все, что было читано и говорено лектором, хотя и по этому курсу можно составить понятие о методе и воззрениях лектора. Все проповеди Янышева служили более или менее прямым и непосредственным ответом на важнейшие запросы современной ему русской церковно-общественной жизни и мысли, а специально академические проповеди посвящались вопросам, имевшим отношение к академическому образованию и разным сторонам студенческой жизни. Почти все проповеди Янышева относятся ко времени царствования императора Александра II ; он является в них истолкователем с церковной кафедры великих дел этого царствования. В 1874 г. был призван к участию в делах по старокатолическому вопросу, в качестве официального представителя русской церкви на боннской конференции. В 1890 г. напечатал в " Церковном Вестнике " ряд статей " Об отношении старокатоликов к православию " , в " Христианском Чтении " за 1891 г. - перевод писем и заявлений Деллингера о ватиканских декретах. В 1893 г.  принимал деятельное участие в работах комиссии по старокатолическому вопросу, а в 1897 г. - в заседаниях четвертого интернационального конгресса, на котором представил ответы санкт-петербургской комиссии на мнения роттердамской комиссии по вопросу о соединении старокатоликов с православной церковью (см. " Церковный Вестник " , 1897, 38 и 39). Деятельность Янышева, как заведующего придворным духовенством, коснулась главным образом улучшения его материального быта. При ближайшем участии Янышева устроен дом призрения вдов и сирот, а также заштатных лиц придворного духовенства. В 1888 г. утверждены " Правила о ведении церковного хозяйства в соборах и церквах придворного ведомства " . См. " L-лemhuй юбилей духовника Их Императорских Величеств, протопресвитера И.Л. Янышева " (СПб., 1900; А. Н. " Протопресвитер И.Л. Янышев. 1850 - 1900 " ( " Санкт-Петербургский Духовный Вестник " , 1900, 40); А. Бронзов " Протопресвитер И.Л. Янышев, как профессор нравственного богословия " ( " Христианское Чтение " , 1899, ноябрь). Скончался 14 июня 1910 года на Елагинской даче; вынос тела и перевезение в Петропавловский собор состоялись 16 июня. Отпевание его 17 июня возглавил митрополит Киевский Флавиан (Городецкий); присутствовали великая княгиня Ольга Александровна, принц Ольденбургский и другие. Похоронен на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

В 1908 году иеромонах Виктор был направлен в Киев, где в течение двух недель, с 12-го по 26 июля, проходил 4-й Всероссийский миссионерский съезд. В работе съезда принимали участие митрополиты: Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), Московский Владимир (Богоявленский) и Киевский Флавиан (Городецкий) – тридцать пять архиепископов и епископов, а всего участвовало более шестисот деятелей Русской Православной Церкви. Миссионерский съезд проходил во время празднования 800-летия Киевского Михайловского монастыря, и поэтому торжества по случаю этого юбилея и обычный крестный ход в день памяти святого равноапостольного князя Владимира были особенно величественными и торжественными. Вечером 18 июля проходило третье собрание съезда. После оглашения съезду приветственной телеграммы Патриарха Константинопольского Иоакима иеромонах Виктор прочел обширный доклад о прошлом и настоящем Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Этот доклад отец Виктор построил как «живое слово о живых же нуждах» Миссии и высказал в нем самые сокровенные, глубоко им продуманные мысли о Православной Церкви и о миссионерском служении в Святой Земле. «Церковные ведомости» следующим образом изложили содержание доклада отца Виктора: «…Мы необходимо должны признать, что у нас еще и не было в Иерусалиме духовной миссии как посланничества высшей духовной властью Русской Церкви духовных лиц с определенными и чисто церковными религиозными целями, а между тем для такой миссии настало время. Палестина и Сирия – это центр, куда стекаются представители всякого рода религиозных вероисповеданий, и притом в самом цвете их сил. Тут сосредоточена едва ли не главная работа Рима, который с наглою беззастенчивостью стремится поглотить народы Востока: католическое духовенство всевозможных видов, монашеские ордена, братства, союзы положительно наводнили города Востока. За папизмом следует мертвящий внутренний дух жизни личности протестантизм с бесчисленными своими школами, приютами, больницами. В самое последнее время образовалось целое социалистическое общество, поставившее себе дикую задачу посредством школ и воспитания юношества вытравить всякое религиозное чувство у местных жителей и этим путем надругаться над главными святынями всего христианского мира. Армяне и сирийцы и всякие американские выходцы в виде баптистов, свободных христиан довершают эту плеяду волков в овечьей шкуре, бороться с которыми одной Восточной Церкви положительно не по силам. Восток нуждается в помощи, и в настоящее время более чем когда-либо, ввиду особенной силы католицизма и нового направления его деятельности. Папизм усиливается теперь встать на путь братских отношений к восточным иерархам, на путь сочувствия, почтительности, всякой предупредительности и материальной поддержки – для выражения своих чувств любви к восточным братьям…

http://fond.ru/home/385/viktor/

2 февраля 1885 года хиротонисан во епископа Аксайского , викария Донской епархии. . С 29 июня 1885 года - епископ Люблинский , викарий Холмско-Варшавской епархии . С 14 декабря 1891 года - епископ Холмский и Варшавский . Здесь он вел борьбу с воинствующим католицизмом, высоко держа знамя православия. 15 мая 1892 года возведен в сан архиепископа с оставлением Холмским и Варшавским. С 1892 по 1894 год присутствовал в Св. Синоде. 14 мая 1896 года награжден панагией с украшениями. С 21 февраля 1898 года - архиепископ Карталинский и Кахетинский - Экзарх Грузии . В этом же году награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке и утвержден постоянным членом Св. Синода. 1898 - 1899 гг. - почетный член Духовных Академий Казанской и С.-Петербургской. С 10 ноября 1901 года - архиепископ Харьковский и Ахтырский . На этой кафедре пробыл он всего четырнадцать месяцев, но и за это немногое время сделал весьма многое. При нем преобразован был епархиальный сиротский приют. Усилилась религиозно-просветительная деятельность духовенства. Возникли проповеднические кружки, открылись пастырские собеседования во многих пунктах города, учреждено религиозно-просветительное братство. Он придавал особенное значение уставности, благолепию и осмысленности в совершении всех служб церковных и треб. Прилагая заботы о развитии церковно-школьного дела в епархии, владыка благожелательно относился и к светской школе, проявляя трогательную заботливость и попечение о ней, о преподающих и обучающихся в ней. Он оказывал внимание и Харьковскому университету, участвуя в его торжествах и совершая в церкви университета богослужения. Что касается духовно-учебных заведений, то они пользовались особым его вниманием и доброжелательством. Владыка содействовал улучшению учебного и воспитательного в них дела, заботился об улучшении их содержания, сокращал излишние по ним расходы, облегчая тем церкви и духовенство, вызывал упорядочение и строгость в ведении отчетности. Часто и усердно он совершал в их храмах богослужения, присутствовал на уроках, экзаменах и торжественных собраниях. По его предложению было открыто братство во имя св. великомученицы Варвары, имеющее целью оказывать материальную помощь бедным воспитанницам епархиального женского училища.

http://drevo-info.ru/articles/11625.html

По итогам первого заседания Попечительского совета губернатор поручил составить проектно-сметную документацию и принять меры для широкого оповещения населения области о начале восстановления собора. Архиепископ Пантелеимон после заседания подготовил обращение к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой благословить богоугодное дело. Вопрос воссоздания в Орле Петропавловского кафедрального собора обсуждался во время встречи Предстоятеля Русской Православной Церкви с губернатором А.П. Козловым и архиепископом Пантелеимоном в ноябре 2009 года . Глава администрации области и правящий архиерей Орловско-Ливенской епархии рассказали тогда Его Святейшеству о подготовке к празднованию 450-летия города Орла, которое будет отмечаться в 2016 году. Губернатор в беседе с Предстоятелем выразил уверенность, что богослужения, посвященные 450-летию города, должны состояться в воссозданном кафедральном соборе святых апостолов Петра и Павла. Петропавловский собор в Орле был заложен 15 апреля 1797 года, в день коронации императора Павла I. Из-за нехватки средств строительство храма проходило медленно. В 1820 году собор получил статус кафедрального. Достроен он был лишь в 1841 году. Собор упоминается в произведениях писателя Н.С. Лескова. Петропавловский собор Орла посещали императоры Александр II и Николай II с наследником Алексеем, другие члены царской фамилии, выдающиеся деятели Русской Православной Церкви — святой праведный Иоанн Кронштадтский, святители Серафим (Чичагов), Флавиан (Городецкий), архиепископ Макарий (Гнеушев). В 1923 году Петропавловский собор закрывается, все ценности изымаются, а здание конфискуется для размещения государственных организаций. В разные годы соборная колокольня служила пожарной каланчой, парашютной вышкой, радиостанцией. В 1940 году собор был взорван. В 1958 году на месте собора была построена областная библиотека. К началу 2000-х годов здание библиотеки, стоящее на фундаменте храма, пришло в аварийное состояние. В настоящее время для нее строится новое помещение.

http://patriarchia.ru/db/text/1186121.ht...

С 1890 года - Полтавский епархиальный миссионер и преподаватель духовной семинарии по истории, пастырскому богословию, литургике и гомилетике. Как прекрасно зарекомендовавший себя и опытный миссионер Иустин Львович был направлен в июне 1891 г. на 2-й Миссионерский съезд в Москве. Когда Иустину Львовичу предложили принять сан пресвитера, он согласился принять его на условии, что он останется неженатым. Священный Синод дал на это разрешение. В 1892 году рукоположен в сан диакона. 2 февраля 1892 года рукоположен во пресвитера к Полтавскому кафедральному собору. С октября 1892 года по 1896 год исполнял обязанности руководителя и законоучителя женской воскресной школы гор. Полтавы. С 1896 года - епархиальный наблюдатель церковных школ Полтавской епархии. 12 мая 1902 года возведен в сан протоиерея. Епархиальное начальство высоко ценя заслуги протоиерея Иустина неоднократно предлагало принять ему сан архиерея, но он по своему смирению всякий раз отказывался. 10 декабря 1910 г. протоиерей Иустин назначен епископом Прилуцким с пострижением в монашество 23 декабря 1910 года пострижен в монашество и 25 декабря возведен в сан архимандрита архиепископом Полтавским Назарием (Кирилловым). 16 января 1911 года хиротонисан во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Чин хиротонии совершали: митрополит Московский Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский Флавиан (Городецкий) с другими архиереями. С 13 ноября 1915 года - епископ Челябинский, викарий Оренбургской епархии. С 4 июня 1915 года - епископ Омский и Павлодарский. Был участником Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг.. В январе 1918 г. вернулся в Омск. 4 февраля 1918 г. возглавил грандиозный крестный ход по улицам города. Шествуя по улицам города, грандиозный крестный ход останавливался у каждого храма, епископ служил молебен, а затем обращался к народу с увещевательным словом, призывая хранить православную веру и защищать храмы, которым при наступающем порядке стало грозить разорение.

http://pravicon.com/info-3373

В 1861 г. настоятель Михайловского мон-ря еп. Серафим (Аретинский) поручил иером. Вонифатию (Виноградскому) устроить в Феофании скит. К отремонтированной Михайловской ц. был пристроен архиерейский дом, построены деревянные кельи, колокольня и гостиница для богомольцев, а над «Великим источником» возведена часовня. 26 сент. 1866 г. по проекту викария Киевской епархии еп. Чигиринского Порфирия (Успенского) в Феофании был заложен каменный храм во имя Всех святых. 8 июня 1869 г. еп. Порфирий, игум. Вонифатий и др. освятили этот храм. Ближайшим помощником в строительстве скита для игум. Вонифатия стал прп. Гавриил Афонский . После кончины игум. Вонифатия († 27 дек. 1871) его труды продолжил иеросхим. Иринарх (Дорогавцев), управлявший скитом более 30 лет (до 1905). Все деревянные постройки были обложены кирпичом, возведена 3-ярусная колокольня, построены помещения для хозяйственных служб, перестроены храмы, проведен водопровод. К часовне над источником был пристроен алтарь, т. о. был открыт 3-й храм с источником внутри. 28 сент. 1900 г. еп. Сергий (Ланин) освятил его в честь Владимирской иконы Божией Матери. В 1891 г. в Феофании был зарегистрирован случай исцеления прихожанки у чтимой Касперовской иконы Божией Матери. Интерьер собора во имя вмч. Пантелеимона. Фотография. 2013 г. Интерьер собора во имя вмч. Пантелеимона. Фотография. 2013 г. До 1901 г. Феофания фактически являлась монастырским хутором при загородном архиерейском доме настоятеля Михайловской обители. 25 июля 1901 г. Синод определил «существующее близ Киева иноческое общежитие Феофания обратить в общежительный мужской скит, с припискою оного к Киево-Михайловскому Златоверхому монастырю». Начальником скита был поставлен настоятель Михайловского монастыря. Он управлял скитом через скитоначальника в звании строителя. Помощниками строителя являлись казначей, благочинный и расходчик. Строитель назначался в Феофанию Киевским митрополитом, а его помощники утверждались в должности преосвященным настоятелем Михайловского монастыря. Скиту предписывалось учредить для канонархов церковноприходскую школу с общежитием. К 1901 г. в Феофании проживали схиигумен, иеросхимонах, 6 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 9 монахов и ок. 70 послушников. После кончины схиигум. Иринарха († 25 мая 1905) обязанности строителя в 1905-1906 гг. исполнял иером. Леонид (Яроцкий). Его трудами был заложен собор вмч. Пантелеимона по проекту епархиального архит. Е. Ф. Ермакова. В 1906 г. строителем скита стал иером. Софроний (Гаркуша), при к-ром была начата постройка нового здания странноприимного дома. 1 июня 1914 г. митр. Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий) освятил главный престол 5-купольного Пантелеимоновского собора.

http://pravenc.ru/text/1684555.html

В 1872 году окончил Тамбовское духовное училище, в 1876 году — Тамбовскую духовную семинарию первым студентом, в 1880 году — Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата-магистра. В этом же году назначен преподавателем Воронежской духовной семинарии. В 1881 году утвержден в степени магистра богословия за сочинение «Восточные и Западные школы во время Карла Великого, их отношения между собою, к классическим и древнехристианским и постановка в них богословия». 10 июля 1883 года рукоположен во священника к церкви при Санкт-Петербургском 1-м кадетском корпусе и назначен законоучителем корпуса. Почти четверть века был законоучителем кадетского корпуса и пользовался редкой любовью своих питомцев. Имел дар проповедника, любил простой народ и беседы с ним, за что в Москве получил прозвище «народный святитель», почитался как добрый и благочестивый архипастырь. В 1897 году возведен в сан протоиерея. С 1906 года — помощник главного наблюдателя за преподаванием Закона Божия в военно-учебных заведениях столицы. Принимал деятельное участие в трудах епархиального комитета Православно-миссионерского общества, Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, комиссии по вопросам о соединении Церквей (Старокатолической с Православной и другими Церквями). В 1906 году овдовел. 1 марта 1908 года епископом Вологодским Никоном (Рождественским) был пострижен в монашество с оставлением прежнего имени, 2 марта был возведен в сан архимандрита. 9 марта 1908 года хиротонисан во епископа Можайского, третьего викария Московской епархии. Чин хиротонии совершали митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), митрополит Московский Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский Флавиан (Городецкий) и другие епископы. С 21 августа 1909 года — второй викарий Московской епархии, настоятель Саввино-Сторожевского мужского монастыря. С ноября по 23 декабря 1912 года временно управлял Московской епархией, оставаясь викарным епископом Можайским. 11 мая 1914 года уволен на покой по болезни, до конца жизни пребывал в Саввино-Сторожевском монастыре.

http://patriarchia.ru/db/text/5251630.ht...

В табл. 1 представлены краткие характеристики Всероссийских миссионерских съездов по внутренней миссии конца XIX – начала XX вв. Таблица 1 Краткие сведения об исследуемых миссионерских съездах Наименование съезда Время проведения Место проведения Число присутствующих Председательствующий Цель съезда Примечание Первый Всероссийский миссионерский съезд. 29 июня – 13 июля 1887 г. Москва, Никольский единоверческий монастырь. 64 чел., приглашались все желающие, кроме представителей прессы. Архим. Павел (Леднев) Прусский, настоятель Никольского монастыря, известный миссионер. Выработка позиции в отношении старообрядчества и возвращение отпадших в лоно Православной Церкви, постановка задачи борьбы с сектами как общественно-государственной проблемы. Ведущей была роль Казанской миссионерской школы. Второй Всероссийский миссионерский съезд. 29 июня – 15 июля 1891 г. Москва, Никольский единоверческий монастырь. 157 чел. Архим. Павел (Леднев) Прусский, настоятель Никольского монастыря. Обострение вопроса о борьбе с сектами, уяснение степени их опасности и вреда для Церкви и государства, выработка мер ограждения от них православных верующих, концентрация внимания на внутренней миссии. Присутствовал управляющий канцелярией Св Синода Саблер В.К.; особое внимание уделялось роли монастырей, как образцов для жизни приходов. Третий Всероссийский миссионерский съезд. 22 июля – 06 августа 1897 г. г. Казань, на базе Казанской Духовной академии. 196 чел. Сплочение православного духовенства и всего верующего народа для защиты православия, миссия среди русского народа. Использовалась практическая демонстрация приемов миссионерской полемики путем проведения публичных собеседований со старообрядцами. Ходатайство о законодательном ограничении деятельности сект. Травля РПЦ и ее миссионеров в прессе. Четвертый Всероссийский миссионерский съезд. 12–26 июля 1908 г. г. Киев, зал Киевского религиозно-просветительского общества. 617 (по другим источникам: 626 или 650) чел. Почетный Председатель – митр. Киевский Флавиан (Городецкий), Председатель – архиеп. Волынский Антоний (Храповицкий) , оба – правящие архиереи.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/osoben...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010