С работой в Синоде, однако, ничего не вышло, тем более что и первенствующий в Синоде митрополит Антоний нисколько не верил в возможность какой-либо эффективной работы и, отвечая как-то архиепископу Арсению (Стадницкому) на его вопрос об инциденте, сказал: «Думают, что сразу все можно сделать. Иное дело говорить, а иное – делать, что должно, – не так легко, как им кажется. Они сами увидят и убедятся в этом. Вот, например, реформа духовно-учебных заведений. Ведь вот собирались мы все в прошлый понедельник. Говорили-говорили, а ни к чему не пришли. И я думаю, что из всех этих разговоров ничего не выйдет, – да и по другим вопросам так» . 5 апреля 1908 года епископ Гермоген отбыл из Санкт-Петербурга в свою епархию. Еще в 1901 году Русская Православная Церковь была вынуждена сказать свое слово о религиозном учении Льва Толстого и в связи с этим зафиксировать его положение как человека, отпавшего от Церкви. Толстой в ответе Синоду подтвердил, что он действительно отрекся от Церкви и является приверженцем изобретенного им учения. Отец Иоанн Кронштадтский, наблюдая как пастырь духовную разруху, которую всевает учение Толстого в души людей, выступил в проповедях с его обличением . Но русское общество как будто обезумело и в 1908 году, спустя семь лет после отлучения Толстого от Церкви, широко праздновало его 80-летие, проводя в его честь с участием «православных» властей шумные торжества и называя его именем общеобразовательные школы для смущаемого его учением народа. Епископ Гермоген, как архипастырь, не согласился молчаливо наблюдать это безумие, развращающее верующий русский народ, и выступил против публичной демонстрации отступления от Христа . Для пастырей он написал и разослал по епархии 28 августа 1908 года соответствующее послание . 9 сентября 1908 года стало известно о новом составе Синода; при оставлении первоприсутвующим митрополита Санкт-Петербургского Антония, к работе в Синоде были привлечены митрополиты Московский Владимир (Богоявленский) и Киевский Флавиан (Городецкий), архиепископы Волынский Антоний (Храповицкий), Варшавский Николай (Зиоров), Финляндский Сергий (Страгородский) и епископы Тамбовский Иннокентий (Беляев) и Холмский Евлогий (Георгиевский), но епископов Серафима и Гермогена здесь уже не было, причем епископ Серафим и вовсе был переведен на Кишиневскую кафедру.

http://fond.ru/kalendar/499/konstantin/

Еще в XIX в. значительная работа по переводу Б. была сделана правосл. миссионерами, трудившимися в Пекинской духовной миссии . Одним из первых правосл. переводчиков был иером. Исаия (Поликин) , к-рый в период своего пребывания в Китае в 1858-1871 гг. помимо др. кит. текстов перевел Псалтирь с греч. на разговорный язык. Систематическую работу по переводу богослужебных книг и НЗ начал иером. Гурий (Карпов) (впосл. еп. Симферопольский). Еще будучи членом 12-й миссии, он в 1830 г. занимался составлением перевода Послания ап. Иакова. Возглавив в 1858-1864 гг. 14-ю миссию в Пекине, архим. Гурий в 1859-1864 гг. перевел НЗ на классический язык вэньли, передавая текст не слишком близко к подлиннику. Перевод выдержал неск. переизданий. Новый Завет с комментариями на кит. языке в переводе свт. Иннокентия (Фигуровского). Пекин, 1911 (Мф 1) Новый Завет с комментариями на кит. языке в переводе свт. Иннокентия (Фигуровского). Пекин, 1911 (Мф 1) Архим. Флавиан (Городецкий) (впосл. митр. Киевский и Галицкий), глава 16-й миссии (1879-1883), решил ввести богослужение на кит. языке, для чего при участии иеромонахов Николая (Адоратского) и Алексия (Виноградова) и сщмч. Митрофана (Цзи Чуня) были сделаны новые переводы, а также пересмотрены переводы архим. Исаии. По свидетельству иером. Николая, в работе использовался протестант. перевод Шерешевского. В 1884 г. был издан переработанный перевод Четвероевангелия иером. Гурия (Карпова). Евангельский текст в этом издании сопровождался краткими разъяснениями, набранными мелкими иероглифами. В дальнейшем тенденция к составлению подстрочных толкований сохранялась. Переводчики констатировали значительные трудности, связанные с передачей на кит. языке богословских понятий, в особенности догматических истин о Пресв. Троице, Таинстве Боговоплощения и др. Последний на наст. момент правосл. перевод НЗ был сделан в нач. XX в. руководителем 18-й миссии еп. Переяславским Иннокентием (Фигуровским , впосл. митр. Пекинским и Китайским). При нем издательская деятельность Пекинской духовной миссии приобрела особенно широкий размах. Были вновь переизданы старые переводы, напр., в 1911 г. вышел Апостол в переводе архим. Гурия. К 1910 г. еп. Иннокентий завершил перевод Четвероевангелия на язык байхуа с развернутым подстрочным комментарием. Текст перевода значительно приближен к совр. разговорному языку.

http://pravenc.ru/text/209473.html

2001. N 8. С. 139–161. 21  15 февраля 1906 председатель пастырского собрания в Киеве еп. Платон (Рождественский) поставил вопрос об отношении Церкви к событиям текущей действительности и молчание пастырей назвал " по меньшей мере неуместным " ; митр. Флавиан (Городецкий) в резолюции на журнале собрания написал: " Духовенству в настоящее время молчать не только нельзя, но и преступно " (Церковный вестник. 1906. N 2. С. 42). 22  Ср.: " Церковь восприняла многое из созданного человечеством в области искусства и культуры, переплавляя плоды творчества в горниле религиозного опыта, стремясь очистить их от душепагубных элементов, а затем преподать людям " (Основы социальной концепции… XIV.2). 23  Ср.: " Христос есть совершенный Богочеловек, но Церковь ещё не есть совершенное богочеловечество, ибо на земле она воинствует с грехом, и её человечество, хотя внутренне и соединено с Божеством, далеко не во всём Его выражает и Ему соответствует " (Основы социальной концепции… I.2). 24   " Чтобы возродить всё человечество, христианство должно проникнуть не только его личные, но и общественные стихии. Богочеловеческая связь должна быть восстановлена не только индивидуально, но и собирательно " ( Соловьёв В. Духовные основы жизни. СПб., 1897). " Боголюбезное, святое жизненное православие имеет в себе необходимую силу всё упорядочить — и внутренний наш, и внешний мир, и политику, и всякую семейную, гражданскую и экономическую жизнь " ( Иоанн Кронштадтский, св. прав. Живой колос с духовной нивы. М., 1998). " Господь наш Иисус Христос пришёл на землю, чтобы освятить, преобразить Своим учением все стороны человеческой жизни — и личной, и семейной, и общественной, и государственной, и международной… все человеческие общественные структуры… христианизировать и вознести их как достойные элементы будущего Царствия Божия " ( Виталий Боровой, протопр. Проповеди на пассиях в Богоявленском патриаршем соборе (1977 г.)//Православная община. 1994. N 24). 25  При апостолах на Соборе присутствовала вся церковь Иерусалимская — и пресвитеры, и братья (Деян. 15). ШЕСТЬ ЧТЕНИЙ О ТАИНСТВЕ ПОКАЯНИЯ В ЕГО ИСТОРИИ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Николай Спасский – вологодской. Алексей Беловодский – рязанской. Николай Яковлев – московской. 45 Андрей, в монашестве Авраамий, Городецкий–ярославской. Сергий Никольский – вифанской. Василий Глаголев – тульской. Действительные студенты: Иван, в монаш. Флавиан, Лавров – тульской. Стефан Хотьковский – вифанской. Третьего курса (1818–1822). Магистры: 1 Моисей Молчанов – из московской Семинарии. Павел Ключарев-Платонов – вифанской. Петр Терновский – московской. Иван Петров – нижегородской. 5 Яков Миролюбов-Платонов – вифанской. Сергий Терновский – московской. Иван Боголепов – астраханской. Михаил, в монаш. Мельхиседек, Хламов – рязанской. Мартин Ловцев – той же. 10 Иван Орлов – вятской. Иван Благообразов – нижегородской. Иван Остроумов – владимирской. Каллиник Предтеченский – тамбовской. Василий Воронцев – пензенской. 15 Терентий Зайцевский – тульской. Никифор Зерченинов – московской. Алексей Нарбеков –. Владимирской. Николай, в монаш. Нифонт, Попов – тобольской. Михаил Терновский – московской. 20 Стефан Бенедиктов – тобольской. Александр Орлов – ярославской. Алексей Флоренсов – казанской. Иван Сосеенов – той же. Евфимий Лебедев – нижегородской. 25 Тимофей, в монаш. Феодосий, Мосунов – вятской. Николай Попов – вифанской. Иван Савинов – вологодской. Василий Нордов – той же. Кандидаты: Иван Тумский – Владимирской. 30 Филипп Тихвинский – ярославской. Прокопий Громов – иркутской. Павел Прозоровский – вологодской. Макарий Лебедев – костромской. Георгий Стрельцев – московской. 35 Кирилл Орлинский – тульской. Геннадий Островский – костромской. Иосиф Камкин – ярославской. Алексей, в монаш. Аполлинарий, Вигилянский – владимирской. Семен Тихонов – тобольской. 40 Тимофей Хитров – тульской. Иван Якиманский – владимирской. Андрей Милославов – тобольской. Стефан Корсунский – казанской. Самуил Никольский – тульской. 45 Григорий Никольский – вифанской. Андрей Тихомиров – астраханской. Василий Рождественский – тамбовской. Иван Пачелмовский – пензенской. Иван Неофитов – казанской. 50 Василий Смирнов – тамбовской.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ (Смоленец Александр Владиславович; 21.07.1873, Варшава - 19.02.1937, Таганрог), архиеп. Семипалатинский. Род. в семье учителя гимназии католич. вероисповедания, в юности перешел в Православие. Окончил варшавскую гимназию, затем юридический фак-т Варшавского ун-та со степенью канд. права (1896). По окончании ун-та назначен младшим кандидатом на судебные должности при Тверском окружном суде. В 1897 г. по собственному прошению переведен на родину и приказом старшего председателя Варшавской судебной палаты от 20 июня 1897 г. определен кандидатом на судебные должности при Ломжинском окружном суде, 7 окт. 1897 г. назначен младшим контролером 1-го округа Варшавского акцизного управления, 5 дек. переведен на ту же должность в 7-й округ. В 1899 г. поступил вольнослушателем в КазДА, в 1900 г. зачислен студентом и, как имевший высшее образование, получил право пройти полный академический курс за 2 года, окончил академию со степенью канд. богословия в 1902 г. 23 марта того же года ректором КазДА еп. Алексием (Молчановым) пострижен в мантию с наречением имени А., 31 марта рукоположен во иеродиакона, 8 июня - во иеромонаха. 18 сент. 1902 г. назначен преподавателем Свящ. истории и помощником смотрителя Клеванского ДУ. В 1903 г. переведен инспектором в Киевскую ДС и включен в состав братии Киево-Печерской лавры в качестве соборного иеромонаха. В 1905 г. А. переведен во Владикавказскую епархию ректором Александровской (Ардонской) миссионерской ДС с возведением в сан архимандрита. В 1907 г. поставлен настоятелем белыничского Рождества Пресв. Богородицы мон-ря Могилёвской епархии. 24 окт. 1910 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась хиротония А. во епископа Пятигорского, викария Владикавказской епархии, к-рую возглавил митр. Киевский Флавиан (Городецкий) . В хиротонии участвовал Ярославский архиеп. свт. Тихон (Белавин) . Одновременно с исполнением обязанностей викария А.

http://pravenc.ru/text/76248.html

Скачать epub pdf Епископ Никодим и его роль в прославлении Соловков Архимандрит Никодим составлял жития святых, подвизавшихся в северных землях. Известны его труды: «Соловецкие подвижники благочестия XVIII-XIX вв.» , «Преподобный Иов, Уральский чудотворец, и судьба основанной им обители» и др. «Архангельский патерик» стал самым полным жизнеописанием соловецких святых. В 1904 году архимандрит Никодим был назначен ректором Калужской Духовной семинарии, а в 1909 г. – ректором Олонецкой Духовной семинарии. В 1910 г. выходит его книга «Старец отец Наум Соловецкий, подвижник-карел». В 1911 года в Санкт-Петербурге архимандрит Никодим был рукоположен в сан епископа Рыльского, второго викария Курской епархии. В архиерейской хиротонии принимали участие митрополиты Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) и Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий), архиепископ Ярославский Тихон (Белавин) (будущий Патриарх Московский и всея Руси) и Преосвященные Тульский Парфений и Самарский Константин. 15 ноября 1913 г. о. Никодим стал епископом Белгородским. Здесь он служил до 1917 года, когда революционные события докатились и до Белгорода. В 1918 году к городу подступили немецкие войска. В свободном от большевиков Киеве состоялся Съезд архиереев юга России, в котором участвовал и епископ Никодим. После окончания съезда через фронт возвратился в Белгород. В своих проповедях он обличал насилие и убийства, совершаемые большевиками. Три версии убийства преосвященного Никодима В 1918 году Преосвященный Никодим был расстрелян чекистами, которые попытались скрыть зверское убийство. И это им почти удалось. Версия первая: расстрелян во дворе тюрьмы По воспоминаниям старшего уполномоченного Белгородского уездного ЧК С. Набокова (1966), которого многие считают одним из убийц владыки Никодима, все произошло так: «Контрреволюционным духовенством руководил Белгородский Архиерей, который чувствовал, что для него час расплаты приближается и во время отступления немцев из Белгорода в конце 1918 г. Белгородский Архиерей и несколько высоких священнослужителей эвакуировались в Харьков.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Преподобный Макарий (Глухарев) — просветитель и проводник русской цивилизации. К оценке личности В ходе исследования и анализа материалов, свидетельствующих о жизни и деятельности преподобного Макария (Глухарева), выявлена главная особенность его миссионерских трудов — создание христианской цивилизации. Его заслугой является определение основ объединения людей на почве религиозных ценностей. Статья 7/20 сентября 1830 г. архимандрит Макарий (Глухарев) крестил первого алтайца по имени Элеска, назвав его в святом крещении Иоанном. Это событие положило начало деятельности Алтайской духовной миссии, дало мощный толчок расцвету миссионерского служения и стало образцом миссионерского дела в Русской Церкви на весь XIX век. Однако признание только миссионерских и переводческих заслуг преподобного Макария упрощает его значение как идейного вдохновителя утверждения русской православной цивилизации на территории Российской империи и за рубежом. Только по прошествии времени нашим современникам представилась возможность оценить труд архимандрита Макария и его сподвижников. Благодаря его просветительской и миссионерской деятельности, а также миссионерским трудам, начатым почти одновременно с апостолом Америки и Сибири, митрополитом Иннокентием (Вениаминовым), удалось реализовать кирилло-мефодиевскую миссионерскую традицию, несущую не только просветительско-религиозную, но и цивилизаторскую миссию на обширных территориях Российской империи и в Японии и Китае. Эта миссионерская деятельность стала огромной победой русского духа спустя несколько веков после свершения миссионерских трудов святителем Стефаном Пермским. Многие попытки обращения народов России в христианство, предпринятые до них, не приводили к успеху. Зато после них повсеместно миссионеры шли подвижническим путем, ими проложенным. Последователями их трудов стали выдающиеся миссионеры: святитель архиепископ Николай (Касаткин) в Японии, митрополиты Флавиан (Городецкий) и Иннокентий (Фигуровский) в Китае, митрополит Макарий (Невский) на Алтае, архимандрит Антонин (Капустин) в Палестине, епископ, впоследствии Патриарх святитель Тихон (Беллавин) в Америке, митрополит Нестор (Анисимов) на Камчатке и многие другие. Благодаря подвигам преподобного Макария и митрополита Вениамина многие народы Российской империи объединились в вере, получили свою письменность, национальную культуру и интеллигенцию, храмы и школы, больницы, стали земледельцами, были «привиты» к христианской православной культуре.

http://bogoslov.ru/article/6171242

Архиерейское служение в Симбирской (Ульяновской) епархии в 1832–1989 годах. Часть 5 Священномученик Александр (Трапицын) В 1920 году архиепископ Тихон (Василевский) отправляется на место своего нового назначения – в Воронежскую епархию. Позже он вернулся на Симбирскую кафедру, только уже в качестве обновленческого митрополита. Между тем архиепископ Вениамин, который все еще числился Симбирским преосвященным, по благословению Патриарха Тихона был назначен архиепископом Рязанским и Зарайским. На Симбирскую викарную Алатырскую кафедру был назначен епископ Гурий (Степанов). Епископ Гурий был выпускником Казанской духовной академии, доктором церковной истории, специалистом по буддизму. Он стал последним ректором Казанской академии. На Алатырской кафедре он пребывал около полугода. После чего начались постоянные переезды, аресты. В 1925 году он проходил по одному делу вместе с митрополитом Петром (Полянским). В 1926–1928 годах был в заключении на Соловках. Расстрелян в Новосибирске в 1937 году. В сентябре, после отъезда епископа Гурия, на Симбирскую кафедру был назначен архиепископ Вологодский и Тотемский Александр (Трапицын). Архиепископ Александр (в миру Александр Иванович Трапицын) родился 29 августа 1862 года. В 1888 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен надзирателем в Вятское духовное училище. Через год, 26 февраля 1889 года, рукоположен в сан священника, служил в Вятской Всехсвятской церкви . В марте 1892 года у отца Александра родился сын, а в июле у него умерла супруга . С 1897 года служил инспектором Вятской духовной семинарии. В 1900 году принял монашество, а уже в 1901 году иеромонах Александр был возведен в сан архимандрита и определен ректором Калужской духовной семинарии. 12 декабря 1904 года в Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры архимандрит Александр хиротонисан во епископа Муромского, викария Владимирской епархии. Его хиротонию совершили митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), митрополит Московский Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский Флавиан (Городецкий) и другие архиереи.

http://pravoslavie.ru/31261.html

В пределах Вологодской области образована Вологодская митрополия, включающая в себя Вологодскую, Великоустюжскую и Череповецкую епархии. 23 октября. ПРАВМИР. Две новые епархии образованы в Вологодской области. Соответствующее постановление принял Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 23 октября (Журнал 94) . Череповецкая епархия, выделенная из состава Вологодской епархии, образована в административных границах городского округа Череповец, Череповецкого, Бабаевского, Кадуйского, Устюженского, Белозерского, Вытегорского, Чагодощенского, Вашкинского районов Вологодской области. Епископом Череповецким и Белозерским с титулом «Череповецкий и Белозерский» избран иеромонах Флавиан (Митрофанов), клирик Вологодской епархии. В административных границах Великоустюгского, Бабушкинского, Кич-Городецкого, Никольского, Тотемского, Нюксенского, Тарногского районов Вологодской области образована Великоустюжская епархия, выделенная из состава Вологодской епархии. Правящий архиерей Великоустюжской епархии будет иметь титул «Великоустюжский и Тотемский». Временное управление Великоустюжской епархией поручено Преосвященному Вологодскому и Кирилловскому Игнатию. Правящий архиерей Вологодской епархии будет иметь титул «Вологодский и Кирилловский». В пределах Вологодской области образована Вологодская митрополия, включающая в себя Вологодскую, Великоустюжскую и Череповецкую епархии. Главой Вологодской митрополии назначен Преосвященный Вологодский и Кирилловский Игнатий. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 25 августа, 2022 2 августа, 2022 15 июля, 2022 7 июня, 2022 6 апреля, 2022 8 февраля, 2022 8 декабря, 2021 6 октября, 2021 17 июня, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/v-vologodskoy-oblasti-...

Русская Православная Церковь XX век 17 ноября 1915 — Скончался Флавиан Городецкий, митрополит Киевский и Галицкий. 1917 — Собор принял определение по общим положениям о высшем управлении Православной Российской Церковью. Высшей властью (законодательной, административной, судебной и контролирующей), согласно определению, обладает Поместный Собор, созываемый периодически, в определенные сроки в составе епископов, клириков и мирян. Вторым пунктом заявлялось о восстановлении патриаршества и возглавлении церковного управления патриархом, являющимся «первым между равными ему епископами». Патриарх подотчетен Собору, равно как и органы церковного управления. 1921 — Святейший Патриарх Тихон обратился к пастве с посланием «о недопустимости богослужебных нововведений в церковно-богослужебной практике». «Божественная красота нашего истинно назидательного в своем содержании и благодатно действенного церковного богослужения, как оно создано веками апостольской верности, молитвенного горения, подвижнического труда и святоотеческой мудрости и запечатлено Церковью в чинопоследованиях, правилах и Уставе, должна сохраниться в святой Православной Русской Церкви неприкосновенно, как величайшее и священнейшее ее достояние». 1957 — В Свято-Успенском кафедральном соборе Одессы Святейший Патриарх Алексий I возглавил хиротонию во епископа Балтского архимандрита Пимена (Извекова), ставшего впоследствии его преемником на первосвятительской кафедре. 1996 — Его Святейшество молился в Покровском храме г. Канта. Патриарх передал в дар храму Владимирскую икону Пресвятой Богородицы и обратился с первосвятительским словом к многочисленным верующим. 1998 — В Большом зале Синодальной библиотеки Московского Патриархата, в б. Андреевском монастыре, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II состоялась конференция «Рукописные собрания церковного происхождения в государственных библиотеках и музеях России». Тема конференции была обусловлена все более возрастающим стремлением сотрудников церковных и светских учреждений к взаимодействию в деле хранения и освоения духовного и интеллектуального наследия отечественных тружеников на ниве церковной науки. 15 ноября 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/5648.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010