В нач. ХХ в., когда Киевскую кафедру возглавил митр. Флавиан (Городецкий) , лавра стала крупным культурно-просветительским центром: была создана новая «Флавиановская» б-ка, открыто приходское уч-ще, в путеводителях по Киеву упоминается об организации т. н. Лаврского музея при ризнице Успенского собора. Типография выпускала ежегодно до 100 тыс. экз. книг и 130 тыс. листовок и брошюр, напечатанных гражданским шрифтом. Новый этап в жизни обители связан с началом первой мировой войной. В ряды действующей армии были призваны 316 лаврских послушников; 20 священников командированы на фронт для исполнения пастырских обязанностей. Для раненых воинов лавра предоставила свою больницу на 130 мест и выделила 13 корпусов для нужд военного ведомства, в Китаевской пуст. был основан приют для детей воинов, погибших на фронте. Финансовая помощь К.-П. л. на нужды страны в военные годы составила более 500 тыс. р. Митр. Киевский Флавиан (Городецкий). Портрет. Нач. ХХ в. (НКПИКЗ) Митр. Киевский Флавиан (Городецкий). Портрет. Нач. ХХ в. (НКПИКЗ) Революционные события, начавшиеся в февр.-марте 1917 г., отразились на жизни К.-П. л. В киевских газетах 1917 г. сообщалось о бесчинствах дезертиров и агитаторов в лавре, случаях надругательства над ее святынями. Но главная опасность таилась в расколе внутри братии. В это время в лавре проживали 563 монаха и 221 послушник, из которых 80% были по происхождению крестьянами. Их реакция на политические перипетии во многом предопределила дальнейшие печальные события. Священноархимандрит К.-П. л. митр. Владимир (Богоявленский) значительную часть времени проводил в Петрограде, на заседаниях Синода, первенствующим членом которого являлся, а 73-летний наместник архим. Амвросий (Булгаков) по слабости здоровья не мог должным образом влиять на ситуацию. В апр. 1917 г. в Трапезной ц. начались не санкционированные монастырским начальством собрания. Радикально настроенная часть братии выбрала свой комитет во главе с экономом лавры архим. Климентом (Жеретиенко). Митр. Владимир запретил собрания в Трапезной, но они проходили в новом корпусе келий и у эконома. Выдвигались требования выборности всех должностных лиц общим собранием, равного материального содержания для всех (одежда, еда, деньги), обязательности избрания представителей младшей братии в Духовный Собор, смещения наместника архим. Амвросия, выселения митр. Владимира из мон-ря и выведения лавры из-под его власти. |
Харизматичность личности митрополита Киевского Флавиана окончательно закрепила решение, на которое, кстати, на курсе решились лишь трое. Митрополит Флавиан засеял борозду, которую пропахала тяжёлым лемехом история Белозерского края, семейное предание и новгородская духовная школа. Впоследствии отец Пимен рассказывал, что митрополит Киевский и Галицкий Флавиан с любовью поддержал его юношеское стремление к жизни духовной. Что за человек был его наставник в монашестве? Потомок старого дворянского рода Симбирской губернии, Николай Николаевич Городецкий в отрочестве остался круглым сиротой, и воспитание ему дала тётка. По каким-то причинам (говорили о сильном неразделённом чувстве) он оставил успешно проходившую учёбу на юридическом факультете Московского университета и ушёл послушником в подмосковный Николаевский Пешношский монастырь. Начинал в так называемых «тяжёлых службах»: чернорабочим послушником. Несколько лет трудился над мытьём полов, рубкой и возкой дров, топкой печей. Болезнь, заработанная в результате переутомления, заставила его принять смиренное послушание монастырского пономаря. Добрая рука перевела его в столичный Симонов монастырь, наместником которого был назначен прибывший из Пекинской миссии архимандрит Гурий (Карпов) . Когда наместника послали в Рим настоятелем Посольской церкви, то монастырского послушника из бывших московских студентов он взял с собой в качестве личного секретаря. В Риме глубоко смиренный, проникнутый любовью к Богу помощник принял монашество с именем Флавиан и сан иеродиакона. Общение с папской курией было неожиданно приостановлено, поэтому архимандрит Гурий и его секретарь вернулись в Россию. Бывшего настоятеля Посольской церкви хиротонисали во епископа Чебоксарского, затем перевели на Таврическую кафедру. Отец Флавиан продолжал служить при нём. Масштаб биографии митрополита Флавиана придала служба в Китае, куда он был назначен начальником 16-ой Пекинской миссии. «Китайский» период длился одиннадцать лет (1873−1884). Трудностей, огорчений выпало с избытком. Тем не менее, дела под руководством отца Флавиана шли успешно. Овладение китайским языком позволило ему переводить книги, писать на этом языке самостоятельные сочинения. Он проделал капитальный труд: привёл в порядок материалы для китайско-русского словаря, оставленные архимандритом Палладием (Кафаровым) . Словарь был издан. При Флавиане в церкви пекинского подворья стали совершаться богослужения на китайском языке. Для того чтобы рукоположить в священники ставленника из китайцев, архимандрит Флавиан приезжал с ним в Японию к легендарному начальнику русской духовной миссии в Японии епископу Николаю (Касаткину) . |
Постриг и диаконское рукоположение совершил митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий). Этот выдающийся иерарх Русской Церкви в свое время отдал одиннадцать лет жизни служению в Православной миссии в Пекине. Как бывший Экзарх Грузии он был достаточно осведомлен и об Урмийской православной миссии. Владыка Флавиан, по словам епископа Пимена, с любовью поддержал его юношеское стремление к жизни духовной – монашеству. Он же, как бывший миссионер весьма сочувственно приветствовал и последующее назначение отца Пимена в далекую Урмию. Кафедру в Киеве митрополит Флавиан принял уже в преклонных годах. В молодости после окончания Московского университета он поступил послушником в Чудов монастырь. Владыка Флавиан имел не только все ордена, включая орден Андрея Первозванного, но и искренне почитался российским монашеством. По примеру прежних киевских митрополитов большую часть года почтенный иерарх жил в Голосеевской пустыни, в пяти верстах от Киево-Печерской Лавры, в живописном месте недалеко от Днепра. Здесь в беседах с умудренным жизнью наставником Петр утвердился в намерении посвятить себя монашескому служению в миру – несомненно, самой трудной стезе церковного делания. И через семь лет после пострига он не терял с владыкой Флавианом духовной связи и искал его наставничества. В одном из писем он писал: «Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивый Архипастырь и Отец. Во-первых, благословите принести Вам запоздалое поздравление с исполнившимся двадцатипятилетием Вашего святительского служения. Этот знаменательный юбилей служит хорошим поучением для меня, а отчасти и укором моему малодушию, с каким я несу собственное легкое служение. Да поможет Вашему Высокопреосвященству Господь еще долгие годы продолжать свое служение нашей отечественной Церкви и служить живым примером для меня, молодого и малодушного монаха. Во-вторых, спешу заранее поздравить Вас, Владыко Святый, со Светлым праздником Воскресения Христова. Да сохранит Вас Воскресший, да подкрепит Он Ваши силы, старостию ослабленные, на радость Вашей пастве и всем знающим Вас, Владыко Святый... |
7 ноября 1900 года экзарх Грузии высокопреосвященный Флавиан (Городецкий) назначил его временно заведующим приходом и школою первой миссионерской тифлисской Покровской церкви. Исполнял эти обязанности отец Иоанн до 21 июля 1901 года. В декабре 1900 года Святейший Синод определил отца Иоанна в должность епархиального наблюдателя церковно-приходских школ и школ грамоты Грузинской епархии с возведением в сан протоиерея. 21 декабря 1900 года высокопреосвященный Флавиан поставил его наблюдателем за преподаванием Закона Божия во всех низших и начальных учебных заведениях Кавказского учебного округа в пределах Грузинской епархии. В январе 1901 года владыка Флавиан поручил отцу Иоанну быть также наблюдателем за преподаванием Закона Божия в железнодорожных училищах Закавказского края. Указом Святейшего Синода от 13 февраля 1901 года отец Иоанн Восторгов назначен редактором журнала «Духовный вестник Грузинского экзархата». В августе 1901 года вышло новое определение Святейшего Синода об отце Иоанне Восторгове : он назначен окружным наблюдателем школ церковно-приходских и школ грамоты во всех епархиях Грузинского экзархата. На том же заседании Святейшего Синода было принято решение командировать его в Персию для обозрения дел Российской духовной миссии в Урмии и ревизии состоящих при миссии школ. В этой поездке отец Иоанн находился до 9 октября 1901 года. Проповеднические труды отца Иоанна были оценены и признаны полезными советом Императорского Православного Палестинского общества. 18 июля 1902 года он был избран пожизненным действительным членом Общества с присвоением установленного знака. 28 декабря 1902 г. отец Иоанн принял от священноначалия еще одно послушание – быть председателем попечительства при тифлисской церкви Иверской иконы Божией Матери, а месяц спустя (28 января 1903 года) на него были возложены и обязанности председателя попечительства при тифлисской Кукийской Иоанно-Крестительской церкви. В мае 1903 года вышло новое высочайше утвержденное положение об управлении церковными школами Грузинского экзархата. Оно коснулось и отца Иоанна Восторгова : он был оставлен окружным наблюдателем церковных школ, но с него были сняты обязанности грузинского епархиального наблюдателя школ. Училищный совет Грузинской епархии принял специальное постановление о трудах отца Иоанна на этом посту: «Ввиду выдающейся деятельности протоиерея Восторгова по должности епархиального наблюдателя, проявившейся в том, что за три года служения число школ в епархии удвоилось (с 160 до 300 с лишним), а средства школ увеличились более чем втрое, выразить протоиерею Иоанну Восторгову особую благодарность и вместе с тем ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством, не в пример прочим и не в очередь, представить протоиерея Восторгова к почетной награде по усмотрению Его Высокопреосвященства» 25 . |
Вскоре после этого стараниями архимандрита Тихона в семинарии был устроен храм – во имя святителя Феодосия Черниговского. Храм обустраивался исключительно на средства жертвователей, среди которых первыми были отец Иоанн Кронштадтский и служащие Холмской семинарии. В этом храме совершалось ежедневное богослужение, причем каждый из шести классов имел свой день для клиросного послушания. Но гораздо серьезнее были проблемы культурные. Это и преимущество польского языка и польской культуры в глазах учащихся и части преподавателей, и местные обычаи, и настороженное отношение местного населения к духовенству, приехавшему из Центральной России. Все это было сугубой заботой архимандрита Тихона, поскольку одновременно с работой по руководству семинарией он, по благословению владыки Флавиана, несет множество епархиальных должностей: благочинного монастырей Холмско-Варшавской епархии, члена, а затем председателя Холмского отделения епархиального училищного совета, председателя Холмского Свято-Богородицкого православного братства. Тем не менее будущий святитель прекрасно справлялся со всеми возложенными на него послушаниями. Как писал впоследствии митрополит Евлогий (Георгиевский), «архимандрит Тихон был очень популярен и в семинарии, и среди простого народа. Местные священники приглашали его на храмовые праздники. Милый и обаятельный, он всюду был желанным гостем, всех располагал к себе, оживлял любое собрание, в его обществе всем было приятно, легко. Будучи ректором, он сумел завязать живые и прочные отношения с народом» с. 93–94]. Архиерейство Отметив успешное служение архимандрита Тихона, епархиальный архиерей, владыка Флавиан (Городецкий), хотел видеть его одним из своих ближайших помощников. Тем паче что такой случай представился в 1896 году, после ухода епископа Гедеона, викария Холмско-Варшавской епархии, на покой. Архиепископ Холмско-Варшавский Флавиан сразу же сделал представление Святейшему Синоду о назначении архимандрита Тихона на освободившееся место викария Холмско-Варшавской епархии епископа Люблинского. Но представление было отклонено, поскольку в то время кандидату в епископы не исполнилось еще и тридцати двух лет, а по правилам Церкви требовалось, чтобы епископ был не моложе тридцати трех лет. Архиепископ Флавиан около года оставался без викария и вновь обратился с ходатайством в Священный Синод, уже не только от себя, но и от православного населения края. |
Здесь в 1867 году иеродиакон Флавиан зачислен был в число названной обители и 9 апреля рукоположен во иеромонаха . 15 февраля 1868 года перемещен по собственному желанию в Симферополь в число братии Таврического архиерейского дома, где исполнял многочисленные обязанности, возлагаемые на него духовным начальством. В 1871 году нес обязанности инспектора классов и законоучителя Таврического епархиального женского училища, где безвозмездно преподавал географию и был духовником при архиерейском доме. 16 апреля 1873 года определен настоятелем Бахчисарайского Успенского скита . 6 июня того же года назначен членом Пекинской миссии . С апостольской ревностью в течение десяти лет проходил он здесь свое миссионерское служение. Прежде всего он с рвением занялся изучением китайского языка, как разговорного, так и письменного. Затем, по поручению начальника миссии, принял на себя труд перевода на китайский язык богослужебных книг и книг религиозно-нравственного содержания, составляя в то же время и самостоятельные сочинения, полезные для дела миссии. Много потрудился он и над приведением в порядок оставленных ему архимандритом Палладием материалов для китайско-русского словаря, впоследствии изданного. Помимо этих работ, ознакомившись с китайскими нравами и верованиями, он вел беседы с язычниками-китайцами. 2 января 1879 года назначен был начальником Пекинской духовной миссии и возведен в сан архимандрита . Благодаря его неусыпным трудам и стараниям, богослужение стало совершаться на китайском языке. Православная паства в Китае стала увеличиваться с каждым годом. В 1882 году архимандрит Флавиан был в Японии у святителя Николая для представления одного китайца, будущего священномученика Митрофана Цзи , к рукоположению в священный сан . Десятилетнее миссионерское служение, полное всяких невзгод и лишений, утомило, однако самоотверженного труженика, и он просил у Святейшего Синода необходимого отдыха. В 1884 году по возвращении в Россию был зачислен в число братии Александро-Невской Лавры . |
В день кончины Святейшего Патриарха Тихона я думал над свежей могилой. Закатилось солнце, так ярко сиявшее над нашей Святой Церковью. Ушел «в путь всея земли» печальник нашей Церкви, мужественно защищавший ее в годы испытаний. Кто теперь заменит его на этом исповедническом пути? Кто это будет? Будет ли достойным преемником почившего, способным сказать о себе так же, как сказал почивший: «Нет такой власти на земле, которая могла бы связать нашу святительскую совесть». Да… кто это будет? Да спасет Бог нашу Святую Церковь . Вечная память почившему. Алексей Рогович Святейший Тихон, Патриарх Московский и всея Руси «От Господа пути мужу исправляются». Эти вещие слова псалмопевца невольно вспоминаются, когда останавливаешься мыслью на необыкновенном призвании, выпавшем на долю возглавляющего в наши дни Российскую Православную Церковь Святейшего Тихона, Патриарха Московского. Во время неслыханного лютого гонения, воздвигнутого против Церкви Христовой, среди развалин, покрывающих Россию, и среди дикого сатанинского разгула безбожной шайки злодеев, правящих страной, незыблемо уцелела от прежнего времени только Святая Православная Церковь ; она сохранила свое священноначалие и объединяет молитвой и подвигом миллионы верующих русских людей. Возглавлять Церковь в такое время есть ежечасное мученичество, но, подкрепляемый Богом, Святейший Патриарх на обрызганной кровью свещнице Российской Церкви горит, как яркий светильник, и не могут потушить его бушующие ураганы. На Московский Патриарший Престол Святейший Тихон вступил, имея всего 52 года от роду, но уже около 20 лет до этого он проходил епископское служение, первоначально в сане епископа Люблинского, викария Варшавской епархии. Этой епархией управлял тогда один из выдающихся иерархов своего времени, Высокопреосвящененнейший Флавиан (скончавшийся в 1916 году в сане митрополита Киевского и Галицкого). Родом из дворян Городецких, будущий митрополит, еще студентом Московского университета, рано поменял блеск и утехи мира на монашескую келью и на послушание в хлебопека в московском Симоновом монастыре. Затем мы видим его в Китае. После семнадцатилетнего миссионерского служения в Пекине Преосвященный Флавиан правил последовательно епархиями Варшавской, Тифлисской, Харьковской и Киевской, и везде оставалась о нем светлая память уставного служения, строгой доброты и приветливой монашеской «мерности» в отношениях ко всем. Архиепископ Флавиан был учителем и другом молодого викария, епископа Тихона, которого пришлось ему вскоре отпустить на самостоятельную Северо-Американскую епископскую кафедру в сане епископа Алеутского. Восемь лет, проведенные Преосвященным Тихоном в Америке, ознаменовались значительными трудами для благоустроения этой еще сравнительно молодой епархии, и, между прочим, она обязана ему сделанным под его редакцией переводом на английский «Православного Служебника». |
Тихон, в миру Василий Иванович Беллавин, родился 19 января 1865 года в погосте Клин Торопецкого уезда Псковской губернии в семье священника Иоанна Тимофеевича Беллавина и его супруги Анны Гавриловны. По окончании в 1878 году Торопецкого духовного училища Василий продолжил учебу в Псковской духовной семинарии. В 1884 году Беллавина, как лучшего выпускника Псковской семинарии, отправили на казённый счет в Петербургскую духовную академию. В 1888 году со степенью кандидата богословия за сочинение «Кенель и отношение его к Янсенизму» Беллавин В. И. вернулся в родную семинарию преподавателем основного, догматического и нравственного богословия. 14 декабря 1891 года 26-летний Василий Беллавин, согласно прошению, был пострижен епископом Псковским и Порховским Гермогеном (Добронравиным) в монашество с именем Тихон – в честь святителя Тихона Задонского . На следующий день в Свято-Троицком кафедральном соборе Пскова Тихона рукоположили в иеродиакона, а 22 декабря 1891 года – в иеромонаха. Однако недолго отец Тихон служил во Пскове, уже в марте 1892 года он был назначен инспектором в Холмскую духовную семинарию. Молодой инспектор обратил на себя внимание преосвященного Флавиана (Городецкого), который способствовал служебному и должностному продвижению иеромонаха Тихона: архимандрит (5 июля 1892 г.), ректор Холмской духовной семинарии (16 июля 1892 г.), благочинный женских монастырей епархии (1 октября 1895 г.). За отлично-усердную службу Тихон был пожалован орденом св. Анны второй степени (1895 г.), получил право на ношение серебряной медали в память царствования императора Александра III (1896 г.). В конце 1896 года владыка Флавиан направил в Святейший Синод представление о назначении Тихона своим викарием, и 19 октября 1897 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась хиротония молодого архимандрита во епископа Люблинского. Преосвященные Флавиан (Городецкий) и Тихон (Беллавин), столь не соответствовавшие друг другу по возрасту, происхождению и образованию, были связаны настоящей дружбой. |
Несмотря на подобного рода безотрадные явления, свидетельствующие о том, насколько дух времени проник в среду церковной молодежи, отец Амвросий деятельно выступал в деле вспомоществования материально необеспеченным студентам и состоял постоянным членом Общества вспомоществования нуждающимся воспитанникам Киево-Подольского духовного училища, также председателем совета Петропавловского попечительства о недостаточных воспитанниках Киевской Духовной семинарии. В 1915 году за усердное служение на епархиальных послушаниях архимандрит Амвросий был награжден орденом Святого Владимира 3й степени. Архимандрит Амвросий отличался глубоким благочестием и смирением и был любим как учениками семинарии, так и священноначалием в лице митрополита Киевского и Галицкого Флавиана (Городецкого). Не раз поднимался вопрос о хиротонии архимандрита Амвросия в сан епископа, но очень ценивший благочестивого священноинока и ревностного труженика на поприще подготовки юношей к церковному служению митрополит Флавиан каждый раз в таких случаях говорил: «Он мне нужен». Сам митрополит Флавиан был миссионером, подвижником, человеком, отличавшимся исключительным милосердием: он никому не отказывал в материальной помощи. В Киеве у него были назначены определенные дни для приема бедных, и к нему с утра стекался народ для получения щедрых пожертвований. Будучи сам благочестивым, он ценил благочестие и в своих сотрудниках. 22 октября 1918 года архимандрит Амвросий был хиротонисан во епископа Винницкого, викария Каменец-Подольской епархии. В 1922 году он был перемещен на кафедру Каменец-Подольскую и Брацлавскую, но здесь ему пришлось служить недолго. После окончания гражданской войны на Украине и образования обновленчества советские власти повели беспощадную борьбу с Православной Церковью. Обновленческий архиепископ Каменец-Подольской епархии Пимен (Пегов) предложил епископу Амвросию вступить в обновленческую организацию. Святитель отказался, о чем обновленцы сообщили в ОГПУ, и епископ был арестован. Его обвинили в том, что он будто бы укрывал бывших офицеров царской армии через рукоположение их в сан священника. Обвинение не соответствовало действительности, так как люди, о которых шла речь, давно уволились с военной службы и служили учителями. Избрав в советских условиях крестный путь священнослужителя, они выдержали экзамен для принятия сана и были рукоположены епископом Амвросием. |
В 1879 г. было произведено новое распределение храмов В. е. по благочинническим округам: кафедральные соборы и еще неск. храмов были оставлены вне благочиний, храмы Варшавы объединены в I Варшавский округ, остальные храмы епархии разделены на 18 благочиннических округов. В епархии стали осуществляться выборы благочинных, 14 янв. 1880 г. архиеп. Леонтий утвердил составленную Холмским духовным правлением инструкцию для благочинных. В 1877 г. началось издание « Холмско-Варшавского епархиального вестника » (первоначально выходил 2 раза, с 1899 - 4 раза в месяц). В 1884 г. холмское Свято-Богородицкое братство организовало выпуск «Холмского народного календаря». 14 дек. 1891 г. на Холмско-Варшавскую кафедру был назначен Флавиан (Городецкий) , бывш. еп. Люблинский, викарий В. е. (с 15 мая 1892 архиепископ). При архиеп. Флавиане храмоздательство в В. е. не было столь интенсивным, как в предшествующее время, тем не менее появились новые церкви в Любартове, Венгрове, Мехове, Томашове, Рыпине, Новорадомске, Раве, Ленчице, Соколове, Серпеце, Лукове, Влодаве и др., был открыт ряд сельских приходов, активно устраивались т. н. церкви-школы, т. е. домовые храмы в зданиях церковноприходских школ. При архиеп. Флавиане в Варшаве началось возведение Александра Невского собора (заложен 30 авг. 1894, освящен 20 мая 1912). Архиеп. Флавиан в отличие от своего предшественника архиеп. Леонтия, терпимо относившегося к элементам униатской обрядности в богослужении воссоединившихся приходов, стремился к строгой унификации богослужения и церковных обычаев по великорус. образцу, что настроило против него часть духовенства и прихожан из числа бывш. униатов. Особенно резко обрядовые перемены производились в епархии в 1894 г., что вызвало не только ропот среди части паствы, но даже открытые беспорядки (в частности, 8 сент. 1894 в посаде Кодень). Значительное число жителей Холмщины, числясь православными, продолжали придерживаться униатства: в 1895 г. таковых насчитывалось до 73175 чел., в 1897 г. только в 35 приходах из 276 воссоединившихся из унии все прихожане твердо держались Православия. |
| |