24. Новый библейский комментарий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: – Дата доступа: 1.06.2016. 25. Общедоступное объяснение апостольских посланий. Соборные послания: в 2 т./сост.: протоиерей Н. Зефиров. – Могилев, 1911. – Т. 1. – 138 с. 26. Орлин, Н. Соборные Послания апостола Иакова, Первое и Второе апостола Петра и апостола Иуды. Опыт истолковательного изложения текста их/Н. Орлин. – Рязань, 1903. – 161 с. 27. Послания Апостольские и АпокалипсИс.Истолковательное обозрение, составленное Михаилом Хирасковым/М. Хирасков. – Изд. 3-е. – Владимир, 1907. – 516 с. LII с. 28. Преподобный Иоанн Лествичник . Лествица/преподобный Иоанн Лествичник . – Санкт-Петербург: Благовест, 1996. – 352 с. 29. Радостная весть. Новый Завет. Современный русский перевод. Учебное издание – 2-е изд., перераб. и испр. – М.: Российское библейское общество, 2012. – 56– с. 30. Роджерс-младший, К.Л., Роджерс, III К.Л. Новый лингвистический и экзегетический ключ к греческому тексту Нового Завета/К. Л. Роджерс-младший, К. Л. Роджерс III – Санкт-Петербург: Библия для всех, 2001. – 980 с. 31. Ролофф, Ю. Введение в Новый Завет/Ю. Ролофф [пер. с нем.]. – Москва: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2011 viii + 227 с. – Серия современная библеистика» – Bibliotheca Biblica. 32. Святитель Иоанн Златоуст . Священное писание в толкованиях святителя Иоанна Златоуста /святитель Иоанн Златоуст . – Москва: Ковчег, 2006. – 912 с. 33. Сорокин, А., протоиерей. Христос и Церковь в Новом Завете. Введение в Священное Писание Нового Завета: Курс лекций/протоиерей А. Сорокин. – Москва: Изд-во Крутицкого подворья; Отдел по делам молодежи Московского Патриархата; Общество любителей церковной истории, 2006.– 646 с. 34. Толковая Библия или комментарии на все книги Священного Писания Ветхогои Нового Завета/ А. П. Лопухин .– Изд. 2-ое. – Стокгольм: Институт перевода Библии , 1987. – Т. 3. – 609 с.: Ил. 35. Уляхин, В., протоиерей. Священное Писание Нового Завета. Апостол. Ч. I– II/протоиерей В. Уляхин. – Москва: Изд-во ПСТГУ, 2009. – 256 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

протоиерей Александр Сорокин XI. Пастырские послания апостола Павла § 53. Общее введение Пастырскими принято называть три послания ап. Павла, персонально обращенные к тем, в ком апостол видел своих преемников в деле пастырского руководства основанными им христианскими общинами: два послания к Тимофею и одно к Титу. Хотя название «пастырские» закрепилось за ними довольно поздно (с начала XVIII века 1025 ), оно довольно точно выражает их главную и общую тематическую особенность. Здесь уже не идет речи о благовествовании и апостольской проповеди как о миссионерстве – апостола заботит сохранение общин в верности проповеданному Евангелию, прежде всего в связи с широким географическим распространением Церкви и невозможностью личного апостольского присутствия. Немаловажную роль играет и осознание неизбежной близкой кончины апостола, как на это, например, указывает 2Тим. 4, 6–8 : 6 Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. 7 Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; 8 а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его. Залог пребывания в верности проповеданному Слову видится ап. Павлом в персональной ответственности им же поставленных лидеров общины – епископов, пресвитеров, иначе говоря, тех, кого сейчас мы называем общим термином «пастыри». Так на смену «ловцам человеков», которыми были рыбаки-апостолы, приходят пастыри стада уловленных, блюстители (по-греч. «епископы») Церкви: «Если новозаветным символом миссионерства является рыбак, то символом заботы о тех, кто уловлен миссионерами, является пастырь (пастух)» 1026 . Такими пастырями апостол поставил своих ближайших помощников – Тита и Тимофея. Заботой о сохранении проповеданного Слова и основанных общин объясняется и такая общая характерная содержательная особенность Пастырских посланий, как обращение к чему-то уже сказанному, уже учрежденному и опробованному. Возникает ощущение нового этапа в жизни Христианской Церкви 1027 : нужно бережно хранить, блюсти и назидать в том, что уже начинает восприниматься как сокровищница первоначального Предания. Показательно, как очевидно изменяется роль Тита и Тимофея: если в первые годы они были неотлучными спутниками ап. Павла, периодически выполняя его разовые поручения к той или иной общине (например, к фессалоникийцам, см. 1Фес. 3, 2. 6 , или к коринфянам, см. 1Кор. 4, 17 ), то в Пастырских посланиях они выглядят как постоянные блюстители («епископы») проповеданного Предания и установленного порядка в конкретных христианских общинах (на Крите и в Ефесе).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

протоиерей Александр Сорокин IV. Ранние формы христианского предания § 17. Общие особенности первоначального устного христианского Предания 1. Очевидная необходимость устного Предания Совершенно ясно, что в первые годы после Пятидесятницы память об Иисусе и «о всех сих событиях» ( Лк. 24:14 ), то есть о Его Воскресении, положившем новое начало Священной истории и бытию Церкви – словом, о событии Иисуса – распространялась, сохранялась и передавалась в устных или во всяком случае не дошедших до нас формах. Мы можем даже перечислить целый ряд факторов-причин самого разного плана (богословских и психологических, очевидных и достаточно неожиданных), объясняющих, почему Предание об Иисусе, хотя и довольно скоро, но все же не сразу стало Писанием, тем более имеющим четкие канонические границы. Во-первых, у той первоначальной аудитории, которая по определению была предназначена Богом и приготовлена к принятию вести об Иисусе как о Мессии, то есть у иудейского народа, уже была Библия , воспринимавшаяся как Слово Божие во всей его полноте и законченности. Это те самые «Закон и Пророки» (напр., Мф. 7, 12 ), или «Закон, Пророки и Псалмы» ( Лк. 24:44 ), или просто «Писания», что впоследствии христиане стали называть Ветхим Заветом. Сам Иисус обращался к Писаниям как к чему-то, что Ему предшествовало ипредвозвещало ту эру спасения, Царство Божие, которые наступили с Его приходом. И в сознании первых учеников Он был исполнением всей полноты иудейского Священного Писания. В этом смысле Он был над Писанием, сверх Писания, не заменяя его, а исполняя. Поэтому изначально не ставилась цель написать нечто, что заменило бы Библию. Лишь впоследствии, когда появился Новый Завет как канон книг, «Закон, Пророки и Писания» назвали «Ветхим Заветом», хотя уже в самую раннюю эпоху христиане не могли не чувствовать всю предварительность и «ветхость» Закона по отношению к новизне слова Иисусова (ср. 2Кор. 3, 14 ). Роль Писания – в том, чтобы фиксировать прошлое и пророческие предчувствия и ожидания будущего, пред-возвещать. Возвещает же (без хронологической приставки «пред-») не Писание, а устное слово. Да и вообще, Евангелие – как весть – устно по своей изначальной природе, хотя и привлекает письменный предшествующий ветхозаветный материал. Оно, конечно, может быть записано, как это и было сделано, но нельзя забывать о его необходимой изначальной устной природе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Закрыть itemscope itemtype="" > Трагедия на Украине – временное явление Протоиерей Владимир Сорокин о праздновании 1030-летия Крещения Руси и о том, как преодолеть разделение братского народа на Украине и России 26.06.2018 933 Время на чтение 4 минуты 21 июня в Санкт-Петербурге прошло заседание епархиального комитета по празднованию 1030-летия Крещения Руси под председательством епископа Кронштадтского Назария, сообщает сайт Санкт-Петербургской митрополии . В нем участвовали секретарь епархиального управления, благочинный Центрального округа протоиерей Серигй Куксевич, его заместитель протоиерей Александр Румянцев, благочинный храмов в вузах протоиерей Петр Мухин, настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин, председатель издательского совета епархии игумен Силуан (Туманов), клирик Казанского кафедрального собора протоиерей Михаил Шастин, руководитель сектора коммуникаций епархиального информационного отдела Наталья Родоманова, сотрудник информационного отдела иерей Алексий Волчков, председатель епархиального совета по культуре иерей Илия Макаров, заместитель председателя отдела по делам молодежи Александр Розмыслов, директор парка «Россия - моя история» Олег Черняга. Был рассмотрен план, подготовленный сектором коммуникаций. Владыка Назарий подчеркнул, что главным событием празднования станет архиерейская Божественная литургия в Князь-Владимирском соборе. План включает богослужения, научно-просветительские и культурные события. Одобрен план городского празднования в Красном Селе: Божественная литургия в храме святого Александра Невского, крестный ход по центральной улице города, праздничный концерт в Нижнем парке. Главным культурным событием станет концерт 28 июля на площади у Казанского собора с участием хора духовенства Санкт-Петербургской митрополии и других музыкальных коллективов. Иерей Илия Макаров подчеркнул, что необходимо задействовать молодежные коллективы. Значимым выставочным событием станет выставка в Президентской библиотеке, посвященная церковным древлехранилищам, - совместный проект с епархией. Помимо древлехранилища Александро-Невской лавры экспонаты предоставит музей СПбДА. Выставка откроется в июле.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/06/26/tr...

230. Cм. Charpenmier E. P. 37. 231. Credo — латинский глагол (!) 1-го лица ед. ч. «верую». С него начинается символ веры по-латыни. 232. Cм. Charpenmier E. P. 36. 233. Вопрос о том, какое отношение имеет этот отрывок к Богородице, хотя о Ней здесь (как и вообще в посланиях ап. Павла) не говорится ни слова, имеет богословское разрешение: почти любой христологический текст, в особенности тот, который посвящен теме боговоплощения и божественного кенозиса (воплощения как самоуничижения), так или иначе подразумевает память о Пресвятой Деве как о пренепорочной материнской Утробе, через которую воплотился Сын Божий. 234. См. Кассиан, еп. С. 135-6. 235. См. Вугпе B., S.J. The Letter to the Philippians.//NJBC. P. 794; Данн Д.Д. С. 173-4. 236. В переводе ЕК дается «уничижил», а в специальной сноске: «опустошил», «истощил», «умалил». 237. См. Сорокин А., прот. Введение в Священное Писание Ветхого Завета. СПб. 2002. С. 47. 238. См. Данн Д.Д. С. 92; Сорокин А., прот. С. 255. 239. Кассиан, еп. С. 135. 240. Данн Д.Д. С. 93. 241. Кассиан, еп. С. 190. 242. Brown R.E., S.S., Collins R. F. Canonicity.//NJBC. P. 1043. 243. Льюис К.С. Современные переводы Библии.//Альфа и Омега. (8). М. 1996. С. 188. 244. Charpentier E. P. 13. 245. Данн Д.Д. С. 62. 246. Мень А., прот. Послания апостола Павла.//Мир Библии. М. 1994. С. 41. 247. Греч. oi)koume/nh — вселенная, то есть Римская империя (ср. Лк. 2, 1). 248. Об этимологии и истории термина «Евангелие» — § 40. 1 249. Charpentier E. P. 57. 250. Более близкое к изначальному смыслу «по Матфею», «по Иоанну» в русскоязычном обиходе сохранилось только в связи с евангельским повествованием о Страстях (страданиях) Господа: «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну»... 251. Слово «Евангелие» как заглавие трудов свв. Матфея, Марка и других евангелистов, стало употребляться позже, сами евангелисты свои писания так не называли. 252. См. § 44. 3. 253. Cм. Brown R.E., S.S., Collins R.F. Canonicity.//NJBC. P. 1044. 254. Cм. Brown R.E., S.S., Collins R.F. Canonicity.//NJBC. P. 1044.

http://predanie.ru/book/67523-hristos-i-...

Обращаемся опять к тем переменам в наличном преподавательском составе, какие произошли в рассматриваемом учебном году. За выходом на покой смотрителя одесского училища архим. Александра (Демченкова), на его место подал прошение проф. философии прот. И. Знаменский . Это было в феврале. Назначение о. Знаменского последовало только в декабре, причем сказано, что он назначается ректором училищ. Кафедру философии занял проф. Мстиславский, а предметы последнего (чтение свящ. писания и отцов церкви) перешли к бывшему смотрителю одесского училища иеромонаху Никодиму. На отношении духовно-учебного управления при св. синоде о назначении о. Знаменского, архиепископ написал: «надеюсь, что новый о. ректор училища, постарается сделать для него все возможное» 110 . Преподаватель херсонской семинарии по классу новогреческого яз. кол. ас. Лиодис в феврале перемещен в кишиневскую гимназию. Вакантное место правление семинарии предложило протоиерею одесской единоверческой покровской церкви Серафиму Серафимову, природному греку, который изъявил на это свое согласие и св. синодом определен к должности 111 . Наконец, в августе инспектор семинарии иером. Геннадий подал прошение об освобождении его от преподавания еврейского языка. Правление уважило просьбу инспектора и на его место назначен был проф. Е. Попруженков, преподававший этот язык раньше в минской семииарии 112 . В текущем году предписанием духовно-учебного управления в состав низшего курса киевской академии требовалось выслать двух воспитанников из херсонской семинарии. Лучшими в выпуске 1849 г. оказались Михаил Сорокин, Иван Самборский и Антон Иващенко. Первый из, по освидетельствовании врачом, оказался не вполне здоровым, почему в академию отправлены два последних 113 . Тем не менее, Сорокин поехал в академию волонтером и был принят в число студентов; «за представление в академию воспитанника Ивана Самборского» обер-прокурор св. синода объявил правлению семинары признательность 114 . Из проступков учеников семинарии в текущем году обращает на себя внимание поведение воспит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сорокин А.И., доцент кафедры философии : Вы говорите, что человек плюралистичен. Но в чем тогда синергийность антропологии? Ведь как известно, синергия — это коллективность действий, а плюралистичность — это множественность. Нет ли здесь логического противоречия между плюралистичностью и синергийностью? Хоружий С.С.: Синергия — это определенная богословская парадигма, которая с коллективностью ничего общего не имеет. Она описывает ситуацию, когда энергии человека входят в соприкосновение и взаимодействие с энергиями источника иной бытийной природы (энергиями Инобытия). Соработничество этих разноприродных энергий и называется синергией. В истории мысли, это был первый пример подмеченного и описанного антропологического размыкания, и на этом основании синергия вошла в название антропологического направления, основанного на парадигме размыкания. Сорокин А.И .: Вы берете богословский термин, а ведь он еще есть и в естествознании? Хоружий С.С.: В естествознании фигурирует несколько иной термин, синергетика. У меня же термин синергия употребляется всегда в своем точном смысле — в том смысле, какой он имеет на своем месте и в своем контексте, а именно в православном богословии, сначала византийском (где он и был введен), а затем и современном. Дисциплина же синергетика — это отнюдь не наука, где рассматривается синергия, а наука, где рассматривается конкретный вид процессов в физических системах. С нею в синергийной антропологии возникают некоторые любопытные соответствия, которые я указываю и обсуждаю в ряде текстов. СИНЕРГИЙНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: КОНЦЕПЦИЯ И МЕТОД Синергийная антропология: концепция и метод (выдержки из основных текстов)     Синергийная антропология возникала в прямой идейной связи с новым подходом к наследию православной духовности, развитым богословами русской диаспоры: с исследованиями исихазма и паламитского богословия энергий в трудах еп. Василия (Кривошеина), В.Н.Лосского, прот. Иоанна Мейендорфа, а также идеями православной теологии культуры о. Георгия Флоровского. В книге «Диптих безмолвия» (1978, опубл. 1991), писавшейся еще как самиздатный текст, были намечены принципы распространения этого подхода в сферы философии (онтологии, в первую очередь) и антропологии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

Мы не берем на себя всю ответственность за канонизацию, ведь на самом деле сам Господь являет миру святых и открывает их подвиги. Если мы в чем-то не уверены, не знаем, мы лучше оставим это следующим поколениям, подождем. " Петербургский дневник " : Есть ли сейчас кандидатуры, рассматриваемые петербургской комиссией по канонизации? Протоиерей Владимир Сорокин: Сейчас собираем информацию о расстрелянном настоятеле храма на Конюшенной пл. отце Феодоре Знаменском, настоятеле нашего собора епископе Тихоне (Рождественском). На самом деле заявок от людей очень много, но мы не можем идти на поводу у тех, кто хочет причислить к лику святых своих родственников или знакомых, а такая тенденция прослеживается. Последнее время все чаще спрашивают: а почему вы не канонизируете Жукова или Суворова, они же герои? Но одно дело - герой, а другое - святой. Человек, причисляемый впоследствии к святым, должен быть верующим, православным, отличаться милосердием, справедливостью, любовью. Например, причисленный к лику святых адмирал Ушаков был героем, победителем, но это его гражданские заслуги. При этом он жил при монастыре, был скромным, честным христианином и бессребреником. Суворов, безусловно, тоже герой, но о нем столько мифов, что трудно вычленить из них реальность. Мы не можем положить в основу жития домыслы и легенды. " Петербургский дневник " : Как канонизация вновь выявленных святых влияет на жизнь церкви, верующих? Протоиерей Владимир Сорокин: Церковь - это сокровищница, где собраны наши самые лучшие качества. Это та нравственная, духовная перекладина, за которую держится современное общество, чтобы не свалиться в грязь. Святые были такие же люди, как и мы, наверное, в чем-то ошибались, делали что-то противоречащее взглядам общества. Но когда смотришь на всю их жизнь в целом - ты чувствуешь особую благодать и свет. Заходя в любой православный храм, видя десятки икон, вы входите в общество святых людей. Здесь особенная атмосфера, и не всегда человек ориентируется сразу. Многие немного съеживаются, думают: куда я попал вообще? Но когда человек привык, огляделся, он начинает чувствовать теплоту, которая его окутывает, дает спокойствие. Каждому человеку при крещении дается имя святого. Церковь - это семья, в которой есть Отец Небесный, а мы все братья и сестры. Крещением человек входит в семью святых, он уже никогда не будет одинок. Санкт-Петербургские святые - это наша самая близкая семья в Единой святой соборной и апостольской церкви.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

прот. Владимир Сорокин Часть XII. 1955. Последние дни жизни митрополита Григория 5 октября вечером поездом, отходившим из Ленинграда в 23 часа 55 минут митрополит Григорий отбыл в Москву для дальнейшего следования в заграничную командировку. Через несколько дней в газете «Известия» от 8 октября была помещена заметка: «для участия в церковных торжествах по приглашению Румынского Патриарха Юстиниана из Москвы в Бухарест выехала делегация Московской Патриархии в составе Митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (глава делегации), Епископа Волынского и Ровенского Палладия и доцента Московской Духовной Академии К. В. Нечаева». Пребывание Владыки на церковных торжествах Румынской церкви длилось до 28 октября. День ангела Владыки Митрополита 14 октября Ленинградская паства провела в отсутствие Владыки в горячей молитве о его здравии и думах о нем. Были посланы через Румынского Патриарха Юстиниана поздравительные телеграммы, на которые Владыка ответил личной телеграммой каждому из писавших. Готовясь к встрече с Владыкой сотрудники Епархиального Управления приобрели для подношения Владыке наперсный крест с украшениями и Панагию с изображением Покрова Пресвятой Богородицы в канун празднования дня памяти свмч. Григория, епископа Великия Армении, небесного покровителя Владыки. В адресе, заготовленном к встрече Владыки, писалось: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой наш и горячо любимый Владыка! В текущем году день Вашего Ангела, а также знаменательный для Вас и для всех церковно-верующих людей день десятилетнего служения Вашего в сане Митрополита Ленинградского прошли, по воле Божией, без Вашего пребывания среди любящих и глубокоуважаемых – вверенных Вашему попечению священнослужителей, паствы и нас – ближайших исполнителей ваших решений – сотрудников Епархиального управления. Но сердце наше в горячей молитве и думах о Вас всегда пребывало с Вами и особенно в эти памятные для нас дни. Позвольте, дорогой наш Архипастырь и любимый наш начальник, принести Вам наше искреннее, сердечное поздравление с прошедшими днями Вашего тезоименитства и памятной десятилетней даты Вашего служения в сане Митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Хочется обратить внимание еще на одно прочно забытое имя. В январе этого года исполнилось 100 лет со дня рождения видного русского социолога, мыслителя и историка Питирима Сорокина (1889–1968). Мне неизвестно, чтобы и этот юбилей у нас был где–нибудь отмечен. А проходить мимо него было бы несправедливо. Пусть Сорокин был эмигрантом (хотя и вынужденным), пусть он когда–то участвовал в работе Временного правительств (он был секретарем Керенского), но все это уже далекое прошлое, история. Оказавшись на Западе, Сорокин в течение многих лет был профессором Гарвардского университета и стал одним из ведущих социологов мира. Но это не повод забывать, что основные его идеи сформировались на российской почве. Свои главные книги он писал по–английски и все же во многом оставался типичным русским мыслителем. Сорокин не только стоит в одном ряду со знаменитыми историософами XX века, но в некоторых отношениях даже глубже их. Это–то и делает для нас актуальным творческое наследие человека, сто лет назад увидевшего свет в далекой стране народа коми. Если такие историки, как Николай Данилевский, Освальд Шпенглер и Арнольд Тойнби, рассматривали судьбы изолированных культур (впрочем, для Данилевского и Тойнби их изоляция был относительной), то Сорокин указал на важнейшие мировоззренческие корни любой культуры. Человек, согласно Сорокину, живет в двух планах бытия: духовном и материальном. Когда духовные ценности выдвигаются для него на первое место, возникает мощный творческий пик культуры. Но затем этот период сменяется «чувственным» вариантом культуры, который отдает предпочтение интересам материальным. Возникает идеал насыщения, обогащения, потребления. Стимулируя бурное развитие науки и цивилизации, он при этом создает вакуум в сфере духа, что затем, естественно, дает импульс для новых поисков духовности. В античном мире, согласно Сорокину, этот поиск хронологически совпадает с эпохой Римской империи. Осуществляется он и в наши дни. Среди сил, которые способствуют гармонизации разрозненных начал истории, важнейшей Сорокин считает человеческую солидарность, взаимопомощь, любовь. Дефицит любви влечет за собой самые тяжкие последствия, тормозит само социальное развитие. «В передовых индустриальных странах, — пишет Сорокин, — огромное количество времени, средств и коллективных усилий тратится на производство физической энергии, основанное на знании физических, химических и биологических законов. Но в отличие от этого технологии любви во всех странах практически не уделялось внимания, усилий и размышлений. Эта технология находится на столь низком уровне, что соответствует уровню ручного производства у самых отсталых племен, не имеющих даже своей письменности».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010