Пасху 91-го года отец Глеб еще был в Обыденном, а потом окончательно оттуда ушел. В это время открыли храм Преподобного Сергия в Крапивах, в Крапивенском переулке. Отец Глеб начинает служить там, ведет большую работу по катехизации, организует Рождественские Чтения… В 91-м году впервые организуется семинар “Развитие высшего образования на современном этапе в условиях рынка”. Этот семинар проходил на теплоходе “Виссарион Белинский”. Маршрут был такой: Ленинград — Петрозаводск — Валаам — Кижи — Ленинград, с 28 июня по 2 июля. На этот семинар были приглашены в основном директора научных институтов, заведующие кафедр, в общем, ученый народ, и несколько священников: отец Владимир Сорокин, тогда ректор Ленинградской Академии и семинарии с супругой, отец Иоанн Свиридов и отец Глеб со мной. Впервые священники появились среди ученых. Ходили они в рясах; правда, молитв общих не было, но было много разговоров. Священники делали доклады… И мы были и в Кижах, и на Валааме… На Валааме в это время был наместником отец Андроник (Трубачев); он был знаком с отцом Иоанном Свиридовым. Поэтому когда мы приплыли на Валаам, то нас встретил отец наместник на машине и возил по острову. Мы ездили по всем уголкам, не участвуя в общих беседах. Все это было очень интересно; правда, я уже плохо ходила, и меня таскала под руку матушка отца Владимира. А потом мы даже сели на личный катер отца наместника, и он нас еще возил в другие места и привез прямо на пирс к нашему теплоходу. Тут отец Глеб разговорился с наместником о будущем, а из катера меня вытаскивали отец Владимир Сорокин и отец Иоанн Свиридов; надо было заснять на пленку, как они меня вытаскивали, потому что надо было подняться по лесенке, а потом на пирс, и они меня вытащили, а сами чуть не упали. И мы поплыли обратно, до Питера, потому что путешествие начиналось в Питере и кончалось там же. На теплоходе мы познакомились с очень интересным человеком, профессором Александром Ивановичем Половинкиным из Волгограда. Он рассказал о том, как он в течение нескольких лет приходил к вере, и теперь уже много лет, как он помогает митрополиту Герману в деле просвещения. А когда была общая дискуссия о духовных ценностях в воспитании студенчества, то ведущими были отец Иоанн Свиридов и отец Глеб Каледа; тему “Проблемы послеуниверситетского образования” вел отец Владимир Сорокин. Так что здесь все было очень интересно, в том числе разговоры за обедами и в частных беседах. Это было как бы первое знакомство науки с духовностью, с Церковью.

http://pravmir.ru/vospominaniya-ob-ottse...

Но буде не упросим вас, то не знаем, чем придется решить дело: остаться навсегда без священников, или перейти в другую епархию. Сорокин вам врет, что нас малое число хлопочет об Иосифе. Но если бы малое было, то Сорокин не был бы удален от хозяйства молитвенного дома, который он обирал 26 лет, и не был бы поп Павел и диакон Фома прогнаны за их подчинение Сорокину. Мы остаемся в обиде от вас. Сколько раз сами ездили и просьбы писали, а все дела наши не исполняются, а попираются. А Сорокин если пожелает каждую неделю попов менять, и то ему все можно. Посему просим вас уведомить нас, можно ли надеяться нам, что вышлете нашего страдальца в свою родину. Если же ни, тогда более не будем вас беспокоить, а перейдем к другому епископу и передадим молитвенный дом в распоряжение его, и нам за это греха не будет, и правила св. апостол и св. отец падут не на нас, но на не исполнившего просьбу общества. Обществами в древние времена были переменяемы патриархи. Мы имеем указный молитвенный дом и более 2 тысяч прихожан, которые нуждаются в священнике и удостоверяют ваше преосвященство, что поп Павел более месяца в моленной не был. Если и пять лет не выхлопочем попа, но Сорокину с Павлом не дозволим обирать нашу церковь . У них 26 лет книги для прихода и расхода не было, каковую не желают и иметь. А мы устроили по правилам двух попечителей, депутатов и церковного старосту вести приходо-расходную книгу. Наше общество, попечители и депутаты уверяют вполне вас, что все согласны возвратить священника Иосифа, в том и подписуемся. (Следуют подписи). 29 мая, 1896 года. б) Братству Московского старообрядческого монастыря от крестьян-старообрядцев деревни Липки Малой и прочих прихожан Липинского молитвенного дома прошение. Достопочтеннейшая о Христе братия! Убедитесь действием отца Павла и дракона Фомы с попечителем Сорокиным и взыдите в разбирательство, до чего подчинился поп Павел и диакон простолюдину, что и священные правила попрали, некоторых без покаяния отправили к Судии всех, слушаясь Сорокина.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

прот. Владимир Сорокин Часть X. 1927–1939. Пастырь-просветитель После закрытия Высших Богословских курсов и неудачной попытки организовать хоть какое-нибудь духовное учебное заведение, о. Николай всю свою энергию направил на пастырское приходское служение, проповедь и просветительство. В это время он состоял настоятелем Николо-Богоявленского б. Морского собора. Здесь он и проявил себя ревностным пастырем-просветителем. Убежденный приверженец митрополита Сергия, он не оставлял своей паствы в заблуждении, направлял ее в истинное русло церковной жизни, постоянно говорил проповеди, проводил апологетические беседы, вел активную переписку. 7/20 января 1926 года Владыка Сергий пишет о. Николаю: «Господь да сохранит Вас в наступившем году от всяких бед и напастей» 420 . Церковная позиция о. Николая всегда состояла в желании мирным спокойным путем урегулировать существующие проблемы. Характерна в этом плане его запись в дневнике 19 октября 1924 года: «Сейчас заходил ко мне новопоставленный еп[ископ] Иларион (Бельский), назначенный в Каргополь. Посвящен в Покров, 1 октября, в Москве, в Покровском монастыре. Я сказал ему, что радуюсь, считаю, что рано получил он сан. Но, раз воля Божия совершилась, надо ему чистотою жизни заслужить должное к себе отношение. Спрашивал он у меня разных советов, как приехать, куда явиться, как начать дело и т. п. Советовал ему возможно скромнее себя держать, приехать тихо, зарегистрироваться, побывать и познакомиться с председателем исполкома, ГПУ, предъявить назначение, попросить указаний; причислиться к Церкви, не назначая особой встречи, в субботний день начать служение со всенощной с обычным словом и т. д.» 421 . Не противопоставление, а сопоставление, не противостояние, а поиск выхода из нравственного и духовного тупика, в котором оказалось в то время российское общество – вот тот жизненный принцип православного священнослужителя прот. Николая Чукова. Он очень хорошо чувствовал боль православных верующих, но он как прекрасный аналитик видел и знал болезни всего общества. Он видел масштабность болезни и во времени, и в пространстве. Всю серьезность и опасность он учитывал при любом своем действии. Он знал не только диагноз, он знал и методы лечения этой болезни. Первым в ряду методов лечения – просвещение, своевременное информирование людей, беседы, обсуждения, поиск уравновешенных решений. Он стремился конкретным словом и делом свидетельствовать о православии и его месте в обществе. Как настоятель большого собора, он всячески поощрял конкретную благотворительную помощь двадцатки собора. Так, 15 ноября 1927 года в Исполком Центрального районного Совета поступило письмо двадцатки Николо-Богоявленского б. Морского собора:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Соловьев Сергей Михайлович (1820–1879) — историк, академик — 241, 243, 254, 276 Соловьева Поликсена (Поликсения) Владимировна (? –1909) — жена С. М. Соловьева — 254 Солодова Ф. А. — см. Солодовникова Ф. А. Солодовникова Феодосия Александровна, москвичка, желающая стать миссионеркой Японской православной Духовной миссии — 245, 251, 252, 286 Солярский Павел Федорович (1803–1890) — выпускник (со степенью магистра) Санкт–Петербургской Духовной академии (1829); преподаватель ряда духовных семинарий (1829–1835) и Александро–Невского Духовного училища (с 1835 г.); священник (с 1835 г.) и протоиерей (с 1852 г.) церкви Санкт–Петербургского университета (до 1880 г.), законоучитель в петербургских гимназиях (18411869); член Совета Санкт–Петербургской Духовной академии (с 1862 г.); профессор богословия, логики и психологии в петербургском Главном педагогическом институте (с 1850 г.); автор пятитомного «Опыта библейского словаря собственных имен» (1879–1887) (см. некрологи: Церковный вестник. 1890. 19; Церковные ведомости. 1890. 21) — 167 Соня, дочь П. П. Заркевича — 123 Сорокин Евграф Семенович (1821–1892) — художник; преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества (с 1859 г.), академик (с 1861 г.); в 1878 г. удостоен звания профессора живописи за историческую работу для Храма Христа Спасителя — 279 Сорокин Павел Семенович (1839–1886) — академик исторической живописи; преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества (с 1870 г.); в 1883 г. удостоен звания академика за работы для Храма Христа Спасителя — 264, 271, 275, 279, 280 Софья Ильинична — см. Ермакова С. И. Софья Яковлевна — см. Гильтебрандт С. Я. Спасский Измаил Федорович (1833–1898) — выпускник Санкт–Петербургской Духовной академии (1859); преподаватель физико–математических наук в Тверской Духовной семинарии (1859–1860) и в Александро–Невском Духовном училище (1861–1864); священник (с 1864 г.) и протоиерей (с 1887 г.) Больше–Охтенской церкви в Петербурге — 152 Спиридонов, благотворитель — 251

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

прот. Владимир Сорокин Часть XIII. Вечная память Начавшаяся еще при жизни митрополита Ленинградского и Новгородского Григория – постоянного члена Священного Синода – публикация биографических материалов о нем продолжается до настоящего времени. В статьях, помещаемых в церковных и светских изданиях 478 , отмечается его высокий авторитет и многочисленные труды на пользу Русской Православной Церкви. Венок на могилу Митрополита Ленинградского и Новгородского Григория в первую годовщину его смерти – 5 ноября 1956 года «5-го ноября, в день годовщины Митрополита Ленинградского и Новгородского Григория, в академическом храме, после ранней заупокойной Литургии, о. ректором в сослужении академического духовенства, была отслужена панихида. На панихиде присутствовали наставники и воспитанники Академии и Семинарии и служащие. Перед началом панихиды о. Ректором было произнесено слово, посвященное памяти почившего Владыки Митрополита. В 9 часов все учащиеся собрались в Актовом зале Академии, где Инспектор проф. Л. Н. Парийский произнес речь о почившем архипастыре. В 1 час дня Митрополитом Елевферием с Ленинградским духовенством была отслужена панихида на могиле почившего. Перед панихидой Митрополит Елевферий произнес краткое, но прочувствованное слово, призывая к молитве об усопшем иерархе. Слово о. ректора, прот. М. Сперанского: „Покойный Владыка по занимаемому им положению стоял высоко на свещнице Церкви Русской Православной и по общему признанию в редкой мере был наделен умственными и духовными дарованиями: острым и ясным умом, глубоким жизненным опытом и мудростью, неистощимой энергией в труде, и при своем разностороннем образовании воплощал в своей личности все лучшее, передовое, что составляет признак истинно культурного человека в высоком смысле этого слова. Все эти данные ему от Бога таланты, Владыка Григорий всецело отдавал на служение Церкви и Родине, и в этом подвиге служения он понимал смысл всей своей многосторонней и содержательной жизни, 85-летний юбилей который он отметил в прошлом 1955 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

948. Сорокин В., прот. Из богословского наследия митр. Санкт-Петербургского и Ладожского Антония [Вадковского]//БТ. 1986. Сб.: 175-летие ЛДА. С. 295–298. См. также 98, 99, 1680, 1956, 2285, 2731, 3076. Ректоры, преподаватели, сотрудники и выдающиеся деятели СПбДА (в алфавите имен) Алексий II (Ридигер), патр. – см. также ИУ. 949. Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II: 70-летие со дня рождения, 50-летие со дня окончания Санкт-Петербургской семинарии//ХЧ. 1999. 18. С. 3–10. 950. Бовкало А. А, Галкин А. К. Просветительская деятельность Ф. К. Андреева в Петроградском богословском институте//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 191–194. Федор Константинович Андреев – профессор кафедры апологетики. 951. Кончина преподавателя Владимира Иосифовича Бронского//ХЧ. 1996. 12. С. 157. Григорий (Чуков), митр. – см. также ИУ. 952. Сорокин В., прот. Митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) и его церковно-просветительская деятельность//БТ. 1986. Сб.: 175-летие ЛДА. С. 96–141; 1989. Сб. 29. С. 127–181 [окончание]. Дмитриевский А. А. – см. также ИУ. 953. Успенский Н. Д. Из личных воспоминаний об А. А. Дмитриевском //БТ. 1968. Сб. 4. С. 85–89. 954. [Н. А. Заболотский; 4 янв. 1999 г.]: Некролог//ХЧ. 1999. 17. С. 184–188. Карпов В. Н. – см. также 3080. 955. Августин (Никитин) , архим. Василий Карпов – современник Пушкина: (К 200-летию со дня рождения В. Н. Карпова)//Страницы. 1998. Т. 3. 4. С. 608–620. В. Н. Карпов ( 1798–1867) – профессор философии в СПбДА. Медведев Н. Д. – см. также ИУ. 956. Памяти Н. Д. Медведева, доцента СПбДА//ХЧ. 1998. 16. С. 138–141. 957. Родосский А. В. Библиотекарь С.-Петербургской духовной академии А. С. Родосский //ХЧ. 1997. 15. С. 29–49. СагардаА. И. – см. 502, ср. 518. Успенский Н. Д. – см. также 2283 и ИУ. 958. Иванов Н. Музыковедческая деятельность профессора Н. Д. Успенского //БТ. 1975. Сб. 13. С. 26–39. 959. Уржумцев П. В. Профессор Н. Д. Успенский : К 50-летию научной деятельности//БТ. 1975. Сб. 13. С. 8–19. Феофан (Быстров) , архиеп. – см. также 504.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

43 . Симон (Новиков), архим. Основоположник русской библейской науки и экзегетической школы//ЖМП. М., 1968. 2. С. 59–64. 44 . Симон (Новиков), архим. Профессор Московской духовной академии М. Д. Муретов и его труды по Четвероевангелию//ЖМП. М., 1972. 4. С. 75–80. 45 . Сорокин В., прот. Миллар Берроуз. Больше света на свитки Мертвого моря. Нью-Йорк, 1958, 425 с.//БТ. М., 1971. 6. С. 235–240. 46 . Сорокин В., прот., Логачев К. И. Актуальные проблемы русского перевода Священного Писания//БТ. М., 1975. 14. С. 154–159. 47 . Сперанский М., прот. Первоверховные апостолы Петр и Павел (к 1900-летию со времени мученической кончины)//ЖМП. М., 1967. 7. С. 60–76. 48 . Тихон (Агриков) , архим. Над страницами Страстных Евангелий//ЖМП. М., 1968. 4. С. 47–49. 49 . Успенский Н. Д. Тайная вечеря и трапеза Господня//ЖМП. М., 1967. 3. С. 70–74; 4. С. 65–76. 50 . Феофан (Говоров), еп. Изъяснение 118-го псалма//ЖМП. М., 1976. 8. С. 67–73. 51 . Феофилакт, епископ Дмитровский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Моисеев Николай Алексеевич)//Официальный сайт Московского Патриарха- та URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/31589.html (дата обращения: 23.12.2017). 52 . Филарет (Денисенко), митр. О духовном облике Иисуса Христа по Евангелию//ЖМП. М., 1981. 5. С. 55–60. 53 . Хибарин И. Н. Путь к Голгофе//ЖМП. М., 1966. 3. С. 56–62. 54 . Чевяга С., свящ. Учение двенадцати малых пророков о Боге//ЖМП. М., 1976. 5. С. 69–73. 55 . Шестопсалмие (новый русский перевод)//ЖМП. М., 1968. 10. С. 64–68. 56 . Яковлевич Радивой, прот. Новый перевод Библии на чешский язык//ЖМП. М., 1979. 12. С. 45–46. 1 См. Vita del padre Girolamo Savonarola. Ginevra, 1781. Изд. анонимное; Franc. Réformateurs et Publicistes de l’Europe. Paris, 1864; в «Dictionnaire historique et critique» на слово «Savonarole» и др. 2 F.K. Meier. Girolamo Savonarola aus grossen Teils handschriftlichen Queller dargestellt. Berlin, 1836; P.V. Marchese. Storia del Convento di San Marco. Firenze Le Monnier, 1855; А.К. Шеллер, Савонарола. Его жизнь и общественная деятельность. СПб., 1893, и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ma...

Краеугольные камни, на которых строится соматика исихазма, очень отчетливо определены в тот же знаменитый период XIV века, от которого мы далеко никогда не можем отойти. Сказано в Триадах святого Григория: тело вместе с душою проходит духовное поприще. Это — основная установка, которая и развертывается в практике. Очевидно, что в преобразовании тела должен сохраняться определенный параллелизм ступенчатой структуре практики; соматика тоже должна восходить по исихастской Лествице. Что касается самой позы, то это вопрос конкретнее. Основная исихастская поза — библейская, «поза Илии». Точной цитаты сейчас не дам, не помню точные Ветхозаветные координаты, но говорится, что Илия в определенном произошедшем с ним событии, в определенной эпифании, поместил голову меж колен. Имеются определенные этапы, по которым мы прослеживаем эту позу в ее развитии. Обязательной она, впрочем, никогда не была. Лидов А.М. : Кстати, о происхождении этой позы, может быть это будет интересно, это не так широко известно. Поза Нила Столбенского, она несколько отличается от позы Илии, но восходит к истокам исихастской практики, к традиции Синайского монастыря, где мумия монаха, умершего в такой позе, была известна с VI века и находилась прямо у подножия лестницы или тропы, которая вела на гору Моисея. Собственно говоря, восхождение по этой тропе на гору Моисея как бы воспроизводило вот эту духовную Лествицу. Этот монах, он как бы встречал, благословлял. И ему как мумифицированному телу, мощам и иконе одновременно, поклонялись при совершении физического и одновременно духовного восхождения на гору. Вот у нас, у визуальных практиков, все получается очень конкретно. Пожалуйста. Хоружий С.С. : Соматика, разумеется, всегда облечена в полную конкретность. Сорокин Константин : А вот когда Вы говорите, что молитва перед иконой является вспомогательной или дополнительной практикой для исихазма… Хоружий С.С. : Ну, не говорил я таких слов, желательно все же аккуратнее с терминами обращаться. Сорокин Константин : Восстановите, пожалуйста, вот сейчас слово.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=116...

Планируется также выставка в парке «Россия - моя история». Владыка Назарий предложил разместить в атриуме экспозицию, посвященную иконографии святого князя Владимира - просветителя Руси, а петербургским храмам - предоставить для нее интересные иконы. В течение года в комплексе планируется проведение тематических экскурсий для детей и взрослых. «Значение Крещения Руси трудно переоценить: это - начало нашей Церкви, - сказал епископ Назарий. - Посвященные ему события продлятся до конца юбилейного года». Владыка обратил внимание на информационное освещение праздничных событий: необходимы публикации в СМИ, афиши, раздаточные материалы. В связи с этим протоиерей Владимир Сорокин сообщил, что будет переиздана серия открыток о Крещении Руси. Об итогах заседания рассказал в интервью «Русской народной линии» его участник, настоятель Князь-Владимирского собора, председатель Комиссии Санкт-Петербургской епархии по канонизации, профессор СПбДА, благочинный Центрального округа Санкт-Петербургской епархии, кандидат богословия протоиерей Владимир Сорокин : Ныне все признают, что Крещение Руси является самым важным событием в истории славян. Историки и люди различных настроений и взглядов согласны, что это центральное событие в истории славян, особенно России. Здесь и спорить не о чем. 1030-летие – это продолжение празднования великого действа, которое тогда произошло. В Санкт-Петербургской митрополии было благословение на то, чтобы каждое благочиние разработало свой план празднования. Оказалось, что у людей, особенно молодого поколения, есть интерес к празднику. В каждом благочинии запланированы оригинальные предложения по празднованию 1030-летия Крещения Руси. В сознании многих людей это событие играет просветительскую роль, которое постепенно приобретает практическую направленность. В праздновании будут задействованы культурные и спортивные мероприятия. Во всяком случае, у меня оптимистическое ожидание. Весьма печально, что Предстоятель Русской Церкви не может прибыть на днепровскую купель, где была крещена Русь. Однако историки и наука склоняются к тому, что князь Владимир принял святое крещение в Крыму, Херсонесе. А ситуация на Украине – это трагедия для нас, но те такая, которую невозможно излечить. Мне кажется, что ситуация на Украине носит временный характер – рано или поздно рана уврачуется. Мы проходим испытание на прочность нашего единства. Мы выдержим, так же как выдержали во время Великой Отечественной войны. Господь послал нам такое испытание, пройдя которое наше единство станет еще крепче. Неправильно смотреть на историю как на наказание Божие, ибо в этом случае мы будем вечно искать врагов. А если будем смотреть на историю как на испытание нашей прочности и верности, то мы почувствуем свою сопричастность и будем искать возможности для извлечения исторических уроков и понимания Промысла Божия.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/06/26/tr...

Служба Иоанну 1947 – Служба святителю Иоанну, митрополиту Тобольскому и всея Сибири чудотворцу. – Новосибирск: Изд. Новосиб. епархии, 1947. Сменцовский 1900 – М.Н. Сменцовский. Пересмотр исправлений славянской Библии перед изданием ее в 1751 г. – Церковные ведомости 29, 1900. Прибавления. Смирнов 1924 – К. Смирнов. Литургия (Реконструкция с введением и историческим комментарием). Лебедин, 1924. Смирнов 1926 – К. Смирнов. Чинопоследование общей исповеди. Сумы, 1926. Смирнов 1927 – К. Смирнов, проф.-прот. О литургических реформах. Самара, 1927. Смолич I – И.К. Смолич . Предсоборное присутствие 1906 г. К предыстории Московского Поместного Собора 1917–1918 гг. – ИРЦ VIII.ΙΙ, с. 693–719. Собор II – Дeяhuя II Всероссийского Поместного Собора Православной Церкви 29 апреля-9 мая 1923 г. М., 1923. Собор IIa – Поместный Собор: [Сборник]. Поместный Собор Православной Российской Церкви созывается в храме Христа Спасителя в Фомино Воскресенье 15-го апреля н.с. 1923 г. Симбирск, 1923. Собор III – Дeяhuя III Всероссийского Поместного собора Православной Российской церкви на территории СССР от 1–10 октября 1925 г. Самара, 1925. Сове 1968 – Б.И. Сове . Русский Гоар и его школа. – Богословские труды, т. 4. М., 1968, с. 39–84. Сове 1970 – Б.И. Сове . Проблема исправления богослужебных книг в России в XIX-XX веках. – Богословские труды. Сб. V. М., 1970, с. 25–68. Современное обновленчество 1996 – Современное обновленчество – протестантизм «восточного обряда». М., 1996. Соколов 1907 – Д. Д. Соколов . Справочная книжка по церковнославянскому правописанию. СПб., 1907 (==Учительская библиотека по вопросам школьного воспитания и обучения. Вып. IV). Соколов 1910 – Г.А. Соколов. В защиту церковно-славянского языка. Астрахань, 1910 (Оттиск из Астраханских епархиальных ведомостей 1–12 за 1910 г.). Соколова 1976 – З.А. Соколова. Запись бесед с В.М. Воиновой. М., 1976 (Рукопись). Сорокин, Бовкало и Галкин 1997 – В. Сорокин, проф.-прот, А.А. Бовкало, А.К. Галкин. Открытие Петроградского Богословского института в 1920 г. – Юбилейный сборник. 275 лет от основания и 50 лет восстановления Санкт-Петербургских духовных школ. СПб., 1997.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010