23 . La Croix. (Крест). – «Вестник...» 26 (1957), стр. 68–71. (Из книги ”Der Sinn der Ikonen”). 24 . La Dormition de la Mère de Dieu. (Успение Божией Матери) – «Вестник...», 27 (1957), стр. 130–132. 25 . Le Problème de la «Vision face à face» dans la Tradition patristique de Byzance. (Проблема «видения лицом к лицу» в патри­отической традиции Византии). Studia Patristica, vol. II. Papers presented to the Second International Conference on Patristic Studies held at Christ Church, Oxford, 1955. Berlin, Akademie – Verlag, 1957, S. 512–537. 1958 год 26 . La Tradition et les traditions. (Предание и предания). – «Вестник...» 30–31 (1959), стр. 101–121. Вошло также в сборник: «A l’image et à la ressemblance de Dieu», p. 139–166. Русский перевод: Предание и предания. «ЖМП», 1970, стр.61– 76. 27 . La théologie de l " image. (Богословие образа). – «Вестник…» 30–31 (1959), стр. 123–133. Вошло также в сборник: «A l " image et à la resemblance de Dieu», p . 123 – 137. Английский перевод в: «Sobornost», No 3 (Winter 1957–1958). Конец 50-х годов 28 . L " Apophase et la Théologie Trinitaire. (АпскЪаза и тринитарное богословие». Collège philosophique. Centre de Documentation universitaire, s.a., 19 p. Статья вошла также в сборник: «A l’image et à la ressemblance de Dieu», p . 7–23. ПОСМЕРТНЫЕ ИЗДАНИЯ I960 год 29 . Théologie négative et connaissance de Dieu chez Maitre Eckhart. (Отрицательное богословие в познании Бога в учении Мейстера Экхарта), Paris, 1960. 1962 год 30 . Vision de Dieu. (Боговидение). Ed. Delachaux et Niestlé, Neuchàtel, 1962, p. 142. Курс лекций, прочитанный в Ecole des Hautes Etudes в Париже. Две главы этого сборника переведены на русский язык: Святой Иоанн Дамаскин и византийское учение о духовной жизни. «Вестник...» 61 (1968), стр.57–68, и Паламитский синтез, «Вестник...» 62–63 (1968), стр. 151–163. Английский перевод: The Vision of God. Translated by A. Moorhouse. Faith Press, London, 1963, 139 p. Русский перевод в «БТ», 8, 1972. Немецкий перевод Бриджит Хирги: Schau Gottes. Zurich,1964.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

К сожалению, подобных терпимо настроенных руководителей в КПСС было немного. Ровную линию в государственно-церковных отношениях отстаивали в основном бывшие ближайшие соратники Сталина. Первые предвестники новой антирелигиозной кампании почти совпали с крупной победой Хрущёва над сталинистами в 1957 году. Иерархи Патриархии сразу после Июньского пленума поняли, что расстановка политических сил в стране сложилась не в пользу Церкви. В газетах появились статьи отрёкшихся от Бога бывших священников. Выросла антицерковная пропаганда: если в 1956 году в СССР было прочитано 1.875 тысяч атеистических лекций, то в 1957 году – 3.875 тыс. Начал издаваться ежегодник Ленинградского музея истории религии и атеизма. Подготовительные шаги к будущему широкомасштабному наступлению были сделаны на «сугубо камерной» конференции 350 теоретиков атеизма в Москве в Августе 1957 года. 627 Начиналось проведение антирелигиозных мер и по административной линии. 2 Декабря 1957 года Совет по делам РПЦ, уступив давлению, разослал уполномоченным указ о снятии в первом полугодии 1958 года с учёта зарегистрированных, но фактически не действующих по разным причинам храмов. Русская Православная Церковь оказалась на пороге нового периода тяжелейших испытаний, гонений и репрессий. Ещё раз останавливаясь на Церковной жизни тех лет нужно сказать, что несмотря на известные объективные трудности, Православная Церковь играла важную роль в жизни многих миллионов людей в нашей стране. Получили продолжение традиционные формы Русского благочестия. Многие верующие обрели себе духовное руководство у довольно многочисленной плеяды чутких и ревностных пастырей, выдвинувшихся в те годы. Важное значение в духовной жизни народа вновь приобрели монастыри, в особенности Православные Лавры – Киево-Печерская, Троице-Сергиева и Почаевская, а также Псково-Печерский монастырь, Глинская пустынь и ряд других, куда за наставлением, утешением, а в трудные послевоенные годы, порой и вспомоществованием, потянулись тысячи богомольцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Д. 10. Л. 36–37. Подлинник. Автограф. 2. 1 января 1957 г. Родной, любимый, бесценный Владыка! Сердечно приветствую Вас с светлым Праздником Христова Рождества. Да сохранит Вас Родившийся Спаситель мipa в добром здоровье, мире и благоденствии на многие годы на радость всем, любящим Вас. Часы, проведенные с Вами, вспоминаются как промелькнувшее прекрасное сновиденье, и думается иногда, – неужели в самом деле я видел Ваше дорогое лицо? Ездил к вл[адыке] Гурию; он, слава Богу, благополучен. Уехать к нему сейчас не удалось 722 . Договорился с нашим еп[ископом] Ермогеном, который определенно обещал отпустить меня через 5–6 месяцев, когда начнутся жаркие дни. Как Ваше здоровье? Как идет Ваша жизнь? Целую Вашу благословляющую руку, прошу Вашей молитвенной помощи. Привет Вашим домочадцам. Всегда благодарный и любящий Вас прот[оиерей] Сергий. 1 января 1957 г. (19 дек[абря] 1956 г.) г. Ташкент, Червякова, 20 Д. 20. Л. 37–38. Подлинник. Автограф. 3. 1 апреля 1957 г. Глубокочтимый, дорогой и сердечно любимый Владыко! Благодарю Вас за присылку канона Благовещения, соединенного с воскресным. Так дорого было получить от Вас. Я недавно перенес брюшной тиф; был болен недель 6. Сейчас, по милости Божией, чувствую себя удовлетворительно и несколько дней назад уже окончательно перешел на постную пищу, а то вынужден был ежедневно употреблять творог (кстати сказать, очень не люблю его, с трудом ем). Приступил к работе, но все же отмечается повышенная утомляемость. Если Господь благословит, то в начале июня думаю переехать в Днепропетровск к владыке Гурию. Вначале преосвященный Ермоген и слышать не хотел о моем отъезде, а теперь уже примирился и отпускает меня, как он сам говорит, «с миром». Мне писала О. А. 723 , что видала Вас. Из этого заключаю, что Ваше здоровье более иди менее удовлетворительно. Желаю Вам, дорогой Владыка, в радости достигнуть Светлого Христова Воскресения. Земно кланяюсь Вам и целую Вашу благословляющую руку. Прошу Ваших святительских молитв, ибо очень в них нуждаюсь.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

ч. 76 самостоятельных приходских церквей, 30 приписных и 8 временных молитвенных домов. Всего же в Белоруссии тогда действовали 967 церквей, из них 690 самостоятельных и 277 приписных. С 1954 г. в Белоруссию из мест заключения стали возвращаться священнослужители, арестованные в 40-х - нач. 50-х гг. XX в. В 1954-1956 гг. вернулись 33 священника. Митр. Питирим принимал меры к устройству их на приходы. Уполномоченные СД РПЦ чинили препятствия таким клирикам в регистрации в столичной области. В 1956 г. свящ. Борис Трунин, вернувшийся из заключения и назначенный на приход в с. Жуков Борок Столбцовского р-на, под давлением уполномоченного отрекся от сана. В 1956 г. была снята с регистрации церковь в с. Синявка Клецкого р-на в связи с ветхостью здания; также под предлогом аварийности закрыли и разобрали храм в Несвиже. В ответ на запрос уполномоченного секретарь ЕУ прот. Богаткевич сообщил, что в области 12 церквей требуют незамедлительного ремонта ввиду аварийного состояния здания; впосл. эта информация была использована как повод для закрытия этих храмов. По указанию республиканского руководства в 1957 г. уполномоченный поставил вопрос о закрытии приписных часовен или кладбищенских церквей, где совершались богослужения несколько раз в год. Согласно справке Минского ЕУ, таковых только в Минской обл. насчитывалось 64. Для сер. 50-х гг. XX в. характерна ситуация, когда храмы изымались для «временного хранения зерна». К 1957 г. в Минско-Белорусской епархии насчитывалось 968 церквей, из них 709 самостоятельных приходских, 3 мон-ря и ДС. В клире состояли 724 священника и 34 диакона. В 1957 г. уполномоченный СД РПЦ по БССР подготовил документы для снятия с регистрации кладбищенского храма в с. Туча Клецкого р-на, однако глава СД РПЦ Карпов запретил закрывать храм. В 1957 г. председатель Минского облисполкома В. Шарков ставил вопрос о прекращении богослужений в Александро-Невском храме на Долгобродском (ныне Военном) кладбище в Минске под предлогом того, что верующие якобы вытаптывают могилы.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

298. Filokalia ton hieron neptikon. Athenai, 1957-1963. 1, 178-180. 299. Filokalia ton hieron neptikon. Athenai, 1957-1963. 2, 244-245. 300. Цит. по: Kallistos Ware. The Power of the Name. Р. 6. 301. Ерм. Пастырь, Подобия 9, 14 [Ранние Отцы Церкви. Сс. 239-240]. 302. Архиепископ Финляндский Павел. Как мы веруем. Париж, 1986. Сс. 118-119. 303. Цит. по: На горах Кавказа. Изд. 2. Баталпашинск, 1910. Сс. 16-17. 304. Цит. по: На горах Кавказа. Изд. 2. Баталпашинск, 1910. С. 16. 305. Иеромонах Софроний. Старец Силуан. С. 41. 306. Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Париж, 1989. С. 25. 307. Лествица 28, 16 [Ioannou tou Sinaitou Klimax. Sel. 358]. 308. Цит. по: О молитве Иисусовой. C. 109. 309. Filokalia ton hieron neptikon. Athenai, 1957-1963. 4, 222 (в цитации Каллиста и Игнатия Ксанфопулов). 310. Текст трактата опубликован И. Озэрром в кн.: I. Hausherr. La Methode d " " oraison hesychaste. Orientalia Christiana IX-2. Roma, 1927. 311. В кн.: Преподобный Симеон Новый Богослов. Слова. Вып. 2. М., 1890. С. 188. 312. Иеромонах Серафим (Роуз). По стопам св. Патрика, просветителя Ирландии, и св. Григория Турского. Куйбышев, 1990. Сс. 8-9. 313. Архимандрит Софроний (Сахаров). Преподобный Силуан Афонский. Последнее издание. Эссекс, 1990. С. 223. 314. Filokalia ton hieron neptikon. Athenai, 1957-1963. 1, 182 (под именем св. Нила Синайского; см. выше примечание 10). 315. J.-P. MIGNE. PATROLOGIAE CURSUS COMPLETUS. SERIES GRAECA. 36, 12-13. 316. Цит. по: T. Ware. The Orthodox Church. Р. 310. 317. Kallistos Ware. The Power of the Name. Рр. 23-24. 318. J.-P. MIGNE. PATROLOGIAE CURSUS COMPLETUS. SERIES GRAECA. 150, 1280А. 319. Послание 4 [Isaak tou Syrou eurethenta asketika. Sel. 379]. 320. Епископ Игнатий (Брянчанинов). Сочинения в 5 томах. Т. 1. СПб., 1905. С. 292. 321. Лествица 27, 10 [Ioannou tou Sinaitou Klimax. Sel. 357-358]. 322. Цит. по: О молитве Иисусовой. С. 55. 323. Жизнь о. Иеронима, духовника русского Пантелеимонова монастыря, им самим рассказанная. Без места и года издания. Сс. 412-413.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Чкалов, 1947. «Синодик родных и близких и русских святых». Чкалов, 1947. «Эпитимийный сорокоуст». Для священнослужителей, страждущих винопитием»· Чкалов, 1947. «Памятка пастырю». Чкалов, 1947· «Симфония архиероологии». Чкалов, 1947. «ВЕЛИКАЯ МОСКВА или Святое святых России – святая, боголюбивая и служилая, Церкви Российской послужившая, 1147–1947 гг. Чкалов, 1947. «Патерик Бузулукский». Чкалов, 1947. «НЕБЕСНАЯ ПОМОЩЬ ЛЮДЯМ». – Ангелы и святые – помощники в труде, разных житейских обстоятельствах, бедах, скорбях и болезнях. Чкалов, 1947. «Алфавитный указатель имен всех русских святых, местночтимых подвижников и праведников благочестия с X века до 1917 года (5581 имя). Чкалов, 1947. «Словарь русских святых и местночтимых (988-XVII вв)». Чкалов, 1947. «Проблемы долголетия (для верующих)». Потьма, 1954. «Лебединая песнь сердцу моему больному " · Потьма, 1955. «Заметки о богослужебных книгах и литургических памятниках Русской Православной Церкви за период синодальный (1721– 1917 гг.) и патриарший (1917–1945 гг.)». Потьма, 1955. «Чин архиерейского отпевания». I и II редакции. Чебоксары, 1956. «Преображение Души». – Из записок покаявшегося инока. 1956 . «Опавшие листья». Из дневника святителя. Чебоксары, 1957. «Каталог русских архиереев за последние шестьдесят лет (1897–1957 гг.). В шести томах. Чебоксары, 1957. «Старица София (Корсанова)». (Ее переписка со старцем епископом Никодимом, выдержки из ее работ и ее выписки из свято-отеческой литература)». Чебоксары, 1957. «Дары и особенные дарования духовные, которыми обладали многие из святых, подвижников и местно-чтимых Вселенской Церкви». Чебоксары, 1958. «Месяцеслов архиерейский». (На каждый день дата рождения или дня Ангела и день кончины российских святителей). Чебоксары, 1958. «Святая и Боголюбивая Русь (XII-XX вв)». Синодик Российских святителей подвижников и праведников благочестия, издревле местночтимых, нетленно почивающих и в сониях и яве исцеляющих и чудесами своими сияющих и доныне, а иных уже забвенных и прочих подлежащих восстановлению их памяти и прославлению.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В день памяти преп. Сергия судил Господь мне побывать в Лавре. Людей было меньше по сравнению с прошлым годом. В Троицком соборе служил Святейший Патриарх в сослужении митрополита Пражского Иоанна. За литургией присутствовали гости из Англии. Поразительно, что последние с особым благоговением прикладывались к мощам преподобного Сергия. Простите и благословите, Высокопреосвященнейший Владыко. Свящ[енник] П. Соколовский. Д. 16. Л. 96–96 об. Подлинник. Автограф. 9. 6 сентября 1956 г. Ваше Преосвященство! Дорогой наш Владыко! Вот уже 2 недели прошло, как я дома после отпуска. Когда я вернулся домой из путешествия на Кавказ, меня ожидало 3 Ваших, Владыко, письма. Частые службы, накопившиеся дела по благочинию и хозяйственные заботы по вверенному мне храму, возросшие в связи со строительством еще одной, 3-й, квартиры для священника, до сего часа отвлекали меня настолько, что не мог черкнуть на Ваше святое имя несколько слов. Вопрос о величании в Неделю Всех Русских Святых исправить по Вашему, Владыко, предложению очень просто. Зато сложней решить вопрос о «Молитвами святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла...». Встречаются возражения в верхах на предложение изъятия слов «...Петра и Павла». Говорят, «верующие уже к этому привыкли». Следовательно, добрый и вполне справедливый принцип – «воспитывать вкусы, а не потакивать вкусам» не везде, к сожалению, благословляется проводить. О[тец] Протопресвитер выразил желание собраться вместе и с Вашим участием, Владыко, обсудить подобные возгласы. Как Вы себя чувствуете, Владыко? Смогли бы ли Вы предпринять еще одно путешествие в Москву? Сообщаю Вам, Владыко, что вкралось досадное расхождение между Настольным календарем и Указаниями на 1957 год по части чтений в январе месяце. В Календаре учтена сентябрьская преступка 1956 г.. которой фактически нет в изданиях на 1956 г. В Указаниях в начале 1957 г. не учтена преступка сентябрьская. Здесь она будет учитываться только с сентября 1957 г. и дальше. Короче говоря, мне не хотелось бичевать самому себя, а на Вашу заметку 8 января 1957 г. я почему-то не обратил внимания. Вот и получилось расхождение. В Календаре внести какое-либо изменение или пояснение уже поздно. А вот что сделать в Указаниях, чтобы как-то сгладить расхождение. – не знаю. Прошу Вашего святительского Совета.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Ouspenski. Urs Graf-Verlag. Bern und Olten, 1952); «Рождество Божией Матери» («Вестник Русского Западно-Европейокого Патриаршего Экзархата», 23, 1955 год); «Преполовение» (в том же «Вестнике» 25, 1957 год); «Крест» (в том же «Вестнике» 26,1957 год); «Господство и царство» (в том же «Вестнике» 17, 1954 год); «Элементы негативного богословия в мысли св. Августина» (Augustinus Magister. Congres International augustinien. Paris, 21– 24 septembre 1954. Ed. des Etudes Augustiniennes, p. 575–581); «Догмат о непорочном зачатии» («Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата», 20, 1954 год); «Богословское понятие человеческой личности» (в том же «Вестнике», 24, 1955 год); «Проблема видения «лицом к лицу» в патристической традиции Византии» (Studia Patristica, vol. II. Akademie Verlag, Berlin, 1957); «Апофаза в тринитарном богословии» (College philosophique, Centre de Documentation universitaire, Paris, s. d. 19 р.); «Богословие образа» (Sobornost, Series 3: n°. 22. Winter 1957–1958). В период после кончины Владимира Лосского вышли в свет следующие его труды на французском языке: «Апофатическое богословие и познание Бога в учении Мейстера Экхарта» (Париж, 1960); «Боговидение» (курс лекций, прочитанный в Ecole pratique des Hautes Etudes. Париж, 1962); «По образу и подобию» (сборник статей, вновь отредактированных автором незадолго до кончины. Париж, 1967). Кроме того, появились вторые издания книги «Очерк мистического богословия Восточной Церкви» на французском и английском языках. Приведенный выше список трудов Владимира Лосского , конечно, не исчерпывает его богословского наследства. Немало статей этого богослова напечатано в разных западных журналах. Предполагалось, а, может быть, уже и осуществлено издание путевых записок «Семь дней по дорогам Франции». Некоторое число законченных и незаконченных работ осталось в рукописях и хранится в семейном архиве Лосских. Все это с течением времени несомненно будет приведено в должный порядок, напечатано и дополнит список трудов Владимира Лосского .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Гр[ешная] Н[адежда]. Дочери покойной Феодосии Васильевны – Вера и Нюра – поздравили меня и очень жалеют, что Вы нездоровы. 8/21 апреля 1957 г. – 12 ч[асов] ночи. Н[адежда] Б[едина]. Д. 23. Л. 51–52. Подлинник. Автограф. 6. 21 декабря 1957 г. 8/21 декабря 1957 г. В[аше] П[реосвященство]! Дорогой и родной наш Владыка! Только сегодня, ровно через месяц, получила посылочку от Шуры, – очевидно, у нас ящик плохо прикрывается и вылетали бумажки на снег. Тем большую я получила радость, что вчера был Николин день, а этим образом благословил нас папа перед смертью , а сегодня св. Амвросия Медиол[анского], который научил торжественному прославлению Господа в своей песне «Тебе Бога хвалим» 107 . Вчера же я получила письмецо из Меленковского инвалидного дома от дорогой Александры Ивановны Брайкиной 108 с просьбой поминать в храме новопреставленную Екатерину, т. к. у них ей в этом помочь некому и прислала 28 руб[лей]. 9/22 декабря в Воскресенье – память ик[оны] Б[ожией] М[атери] «Нечаянная радость», – и наша покойная Нюрочка 109 была бы именинница, а вообще это наша семейная икона. Хотелось мне поехать во Владимир в ноябре, но не пришлось, а теперь уж как Господь, но не теряю надежды. 12/25 декабря исполнится 3 года о. Илиодору. А 19 декабря/1 января скончался в с. Антилохове, недалеко от Коврова, знакомый Вам б[ывший] о. Павел Рождественский 110 . С ним же служила последнее время м. Ларисса, которая лишена была радости видеть Вас по возвращении. К сожалению, не знаю, когда она скончалась. Очень благодарю за внимание, простите меня, во всем неисправную. Тороплюсь на почту, а то еще задержится, и так вчера не успела опустить. Кончаю утром 8 декабря. Ост[аюсь] благодарная] Вам гр[ешная] Н[адежда] Б[едина]. 8/21 декабря 57 г. Д. 27. Л. 150–150 об. Подлинник. Автограф. 7. 20 января 1958 г. 7/20 января 58 г. Дорогие! Вчера получила драгоценную посылку, даже стыдно, так я разбогатела. Вспоминаю покойную Дуню (инокиню), которая вместе со мной была 2 года на севере, – «Надя, я не спасусь, мне очень хорошо живется».

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Содержание Примечание Введение Дневник О. иеродиакона Палладия, ведённый во время переезда по Монголии в 1847 году Переезд от Пекина до Кяхты по почтовому тракту, в 1847 году 27-го апреля 28-го апреля 29-го апреля 30-го апреля 1-го мая 2-го мая 3-го мая 4-го мая 5-го мая 6-го мая 7-го мая 8-го мая 9-го мая 10-го мая 11-го мая 12-го мая 13-го мая 14-го мая 15-го мая 16-го мая 17-го мая 18-го мая 19-го мая 20-го мая 21-го мая 22-го мая 23-го мая 24-го мая 25-го мая 26-го мая 27-го мая 28-го мая 1-го июня 2-го июня 3-го июня 4-го июня 5-го июня Дорожные заметки отца архимандрита Палладия во время переезда его по Монголии в 1859 году Письмо Профессора А. М. Позднеева к Барону Ф. Р. Остен-Сакену с замечаниями на «Дневник 0. Палладия по Монголии, ведённый в 1847 году».     О. Архимандрит Палладий посетил в первый раз Китай, находясь в составе двенадцатой Духовной Миссии, прибывшей в Пекин 4-го октября 1840 г. Уже четыре года спустя директор Азиатского Департамента, Лев Григорьевич Сенявин, озабочиваясь заблаговременным выбором начальника для следующей Духовной Миссии, обратился по этому поводу с доверительным запросом к начальнику Миссии, Архимандриту Поликарпу. Вице-директором Департамента был в то время Николай Иванович Любимов, который сопровождал 12-ую Духовную Миссию в качестве пристава и имел возможность, во время продолжительного пути и зимнего пребывания в Пекине, узнать поближе членов новой Миссии. Этим обстоятельством и объясняется самая форма, в которой был поставлен вопрос о. Поликарпу. Сенявин прямо указывал на двух членов Миссии, о. иеромонаха Гурия1 и иеродиакона Палладия, и спрашивал кого из них можно было бы избрать начальником будущей Миссии. В пространном ответе своём, 4-го апреля 1845 года, архимандрит Поликарп отзывался одинаково одобрительно о своих двух подчинённых, и хотя ставил о. Гурия выше по способностям, но всё-таки отдавал преимущество о. Палладию. Отзыв о последнем мы позволим себе привести здесь целиком из письма начальника Миссии: «Не скажу, писал о.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010