Известно, что Н.В. Исаков имел, вследствие своего особенного происхождения, необыкновенное сходство с покойным Государем Александром Николаевичем, был как бы его двойником, так что иные, при встречах, не могли отличать одного от другого. И вот раз какой был случай. Государь был довольно долгое время в Москве (именно в ноябре и декабре 1862 г.) и имел обыкновение каждое утро прогуливаться по Московским бульварам. Однажды он шел по Пречистенскому или Тверскому бульвару; на встречу ему идет какой-то чиновник, или военный, близко знакомы с Исаковым. Встречаясь с Государем и принявши его за Исакова, громко кричит ему, —180— 1884 г. протягивая руку: „здравствуй Николай Васильевич“. Когда Государь, не отвечая, грозно взглянул на него, тот, всмотревшись в лицо и узнавши в нем Государя, обезумел от ужаса и, прибежавши к Каткову, издателю Московских Ведомостей, не знал, что ему делать. Катков успокоил его. После неожиданной встречи со старым знакомым, я счел приличным тотчас же сделать Николаю Васильевичу визит, тем более что он жил на моем пути из Собора к Ярославскому подворью (на 4-й линии Вас. Остр. 17). Он принял меня, как старого знакомого, очень любезно. Вспоминали Московскую старину, и так как я в это время занимался приготовлением к печати известного „Собрания мнений и отзывов М. М. Филарета“ и собирал письма его к разным лицам, то естественно зашла у нас речь об этом великом иерархе. Но при этом мне пришлось выслушать из уст моего почтенного гостеприимца не очень утешительную весть о Владыке Филарете, именно, что покойный Государь будто бы был не вполне доволен Филаретом по причине беспорядков по Московской епархии... 2 ч. день Восшествия на престол Государя Императора Александра Александровича. Торжественное служение в Исаакиевском соборе. Генералитета в соборе было очень много: присутствовали при молебне и некоторые из Великих Князей. Из Исаакиевского собора я заезжал, по приглашению накануне, в Мраморный Дворец к Великому князю Константину Николаевичу, чтобы принести Его Высочеству благодарность за посещение им в декабре 1879 г. Твери. В. Князь принял меня благосклонно и довольно долго беседовал со мною. Речь шла о Твери, о Владимире – моей родине, о почивающем в Успенском Владимирском соборе, великом князе Георгии Всеволодовиче, погибшем в 1238 г. в битве с татарами на реке Сити, в нынешней Тверской губернии. День памяти сего благоверного князя 4 февраля – день рождения В. Кн. Веры Константиновны (1854 г.). А так как В. Князь узнал, что я жил в это время на Васильевском острове, в Ярославском подворье в смежности с казармами Лейб-гвардии Финлянд-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Замечательный пример всего важного и решающего значения принципиальной стороны дела представляет страстный и еще не законченный спор оправе участия низшего духовенства и мирян на соборах. Защитники и противники этого права одинаково опираются на каноны и предшествовавшую историю Церкви и делают совсем несогласные выводы; оперируют, в сущности, над одним материалом и приходят к противоположным заключениям. Очевидно, различие лежит не в канонической области, а в той точке зрения, с которой обе стороны рассматривали каноны и историю Церкви. Ведь нельзя же в самом деле думать, что одна из сторон настолько не осведомлена в вопрос и невежественна, что совсем не знает канонов и фактов, разрушающих её теорию; ли она должна бы отказаться от своей точки зрения, когда ей было указано на эти каноны и факты. Но этого на самом деле не замечается. Очевидно, здесь сознание неодинаково восприимчиво к данным канонов и истории: одна сторона дела совсем пропадает из поля зрения для одного класса наблюдателей и впечатлений не получается, когда ее ясно поставят пред глазами, она объясняется со своей точки зрения, перетолковывается на свой лад, ив этом вся суть дела, Своя точка зрения, могущество принципиальных взглядов и предубеждений настолько сильно заявляет себя —466— в людях, что они не только игнорируют факты и объективные основания, но даже противоречат себе, опровергая противника. Это заметно сказалось в 1-й записке архиеп. Сергия Финлянд., когда он высказывается по вопросу о значении истории в жизни Церкви, на котором он то настаивает, когда ему указывают из жизни древней Церкви на апостольский собор, не имеющий, по его мнению, для нас значения в виду дальнейшего хода церковной истории, и дальше всю историю, имеющую для нас значение, почему то ограничивает периодом соборов, после которого за дальнейшей церковной историей он уже не признает никакого значения. Итак, в идеях вся сила: они нами двигают и руководят и при справках в канонах и при объяснении исторических фактов. В споре о правах белого духовенства и мирян люди разошлись именно по различию принципиальных взглядов на жизнь Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

438 Преосв. Иоанн (в мире – Иван Александрович Кратиров), вологод., сын протоиерея, маг. Моск. акад. (1864)., 1864 – препод. Вологод. сем., 1866 – Яросл. сем., 1871 – секр. сов. и правл. Моск. акад., 1883 – прот. и рект. Харьков. сем., 1884 – редакт. журн. «Вера и Разум», 1893 – монах, архим. и еп. Сумский, 1895 – еп. Елисаветград., 1895 (23 авг.) – еп. Нарвский и рект. Петрогр. акад., 1899 (16 янв.) – еп. Саратов., 1903 – уволен на покой, с назначением его членом Моск. синод. конторы и управл. моск. Симоновым мон.; † 1909, 13 февр. 439 Иером. Сергий (Страгородский) , Нижег. сем., 1-й по выпуск. списку канд. Петрогр. акад. (1890), 1890 – монах, член Японской дух. миссии, 1893 – и. д. доц. Петрогр. акад., в том же году – и. д. инспект. Моск. акад., 1894 – настоят. посольской ц. в Афинах, 1895 – маг. (по присужд. Моск. акад.), 1897 – пом. нач. Японской миссии, 1899 – рект. Петрогр. сем., затем – в том же году – инспект. Петрогр. акад., 1901 – рект. той же академии, еп. Ямбург., 1905 – архиеп. Финлянд., 1911 – член Св. Синода. 440 Не приводим полного их «curriculum vitae». Желающих ознакомиться с подробностями их движения по службе отсылаем к «Памятным книжкам Петроградской духовной академии», ежегодно издаваемым академией, начиная с 1887 г., со времени ректорства Преосв. Антония (Вадковского) , которому она одолжена этим очень полезным нововведением. Преосв. Антоний ввел эти книжки у нас в практику, по примеру Казанской академии, где они практиковались во время его службы в Казани. 442 «Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов С.-Петербургской духовной академии (1814–1869). К столетию С.-Петербургской духовной академии». СПб., 1907. 443 Тим.В. Барсов удостоен степ. доктора церк. права через 10 лет после появления его диссертации (1878–1888), так как она рассматривалась во всех, кажется, наших четырех академиях. Произнести окончательный, и притом благоприятный, относительно ее приговор взял на себя митр. Иоанникий, бывший наш ректор, во время нашего с Т. В. Барсовым студенчества (см. гл. III моих «Воспоминаний»). – Выше, при перечислении преподавателей за время 1869–1884 гг. Тим.В. Барсов ошибочно назван доктором богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Людмила 15 мая 2015, 17:44 ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Оля, низкий поклон вам за труды ваши и этот радостный и душевный рассказ. Здравия вам , Оля, и Божией помощи. Царствие Небесное подвижнице Анне. Матушка Анна, моли Бога о нас. Спаси Господи. Ольга 15 мая 2015, 12:11 Какой замечательный рассказ... Людмила 14 мая 2015, 22:50 Спаси Господи,Ольга! Прекрасный рассказ,матушка какая чудная... Царство Небесное и Вечная память старице Анне. Светлана 14 мая 2015, 22:23 Светлана: Да не оскудеет такими исповедниками земля наша! Ирина 14 мая 2015, 22:06 Святая матушка,моли Бога о нас!На душе так светло стало!Спаси Господи! миша 14 мая 2015, 19:26 Христос Воскресе! Анна 14 мая 2015, 15:54 Ольга, спаси Вас Господь! Екатерина 14 мая 2015, 15:45 Спасибо вам, Ольга! Когда узнаешь, что и в наше время живут такие подвижники, на душе радостно становится. Александра 14 мая 2015, 14:05 Слава Богу! Спасибо за статью. Ирина 14 мая 2015, 13:48 Спасибо большое!!! р.Б. Алексей 14 мая 2015, 13:12 Спаси вас Господи Ольга! Как всегда сильно! Надеялся нынче увидеть вас в Оптиной, хоть парой слов перекинуться, но не привел Господь. Может в следующий раз. Людмила 14 мая 2015, 12:23 Какое счастье, когда на жизненном пути встречаются такие старушки. " С преподобным преподобным будеши... " Андрей 14 мая 2015, 12:04 Очень хороший рассказ Victoria 14 мая 2015, 11:53 Дорогая Ольга , Низко Вам кланяюсь за Ваши рассказы , всегда с нетерпением их жду. Они вдохновляют, подают надежду и радость . Да хранит Вас Господь для добрых дел и такой нужной духовной помощи. Искренне во Христе Виктория Любовь Украина 14 мая 2015, 11:37 Спаси Господи Вас, Ольга, прекрасный рассказ. Светлая память старице Анне. Храни Вас Бог, пишите, Божией Вам благодати. Наталья Маханова 14 мая 2015, 11:30 Спасибо! Душа греется от такого. Всё просто и ясно.Спаси Господи! Елена 14 мая 2015, 10:45 СПАСИ ГОСПОДИ ВАС ОЛЬГА за рассказ -быль, он и инам глаза на многие вещи открывает. Вечная память Б.Р.Анне, а вам Божией милости,здравия, благополучия и все вашим сродникам.

http://pravoslavie.ru/79279.html

Еще раз прошу Ваших молитв и благословения. Многогрешный иеродиакон Феодорит. Д. 18. Л. 103–104 об. Подлинник. Автограф. 4. 5 января 1957 г. 5/I–1957 Троице-Сергиева Лавра Здравствуйте, дорогой о Господе Владыка. Поздравляю Вас с праздником Рождества Христова и желаю провести его в духовной радости и добром здоровье. Недавно был у нас Владыка Гурий Днепропетровский, который при воспоминании о Вас встал со стула, сделал низкий поклон, достав рукой до пола, и сказал: «Когда будете писать владыке Афанасию, то передайте от меня низкий поклон», что и исполняю. Владыко, соскучился по Вас, и как было бы хорошо, если бы Вы приехали погостить несколько дней у Преподобного. Прошу Ваших молитв и благословения. Многогрешный и недостойный иерод[иакон] Феодорит. Д. 20. Л. 25–25 об. Подлинник. Автограф. 5. Не позднее 29 марта 1957 г. Здравствуйте, дорогой о Господе Владыка. Сердечно благодарю Вас за поздравление и снимки икон, которые дошли в полной сохранности. Нахожусь на старых послушаниях. Служить приходится очень редко, едва ли наберется 30 дней моего служения, если сложить все дни служения воедино. О иеромонашестве нет никаких разговоров, да и не может быть, когда иеродиаконство-то еще не усвоено. Откуда только пошел слух о моем иеромонашестве? Сегодня 9-й день смерти монаха Венедикта, о смерти которого посылал телеграмму о. Платону. Сегодня же отпевали и матушку Людмилу, нашу просфорницу, умершую в Воскресенье 24 марта. Состав наш несколько пополнился новыми послушниками, но все же мало, и людей не хватает. Наш братский духовник архимандрит Петр просит Вашего благословения и молитв о нем. Приезжайте к нам, ведь помещения-то наши пустуют, редко-редко кто занимает их. Прошу Ваших молитв и благословения. Многогр[ешный] и недост[ойный] иер[одиакон] Феодорит. Д. 22. Л. 33–33 об. Подлинник. Автограф. 6. 19 апреля 1957 г. 19/IV–1957 Христос Воскресе! Дорогой о Господе Владыка. Поздравляю Вас с праздником Светлого Христова Воскресения и желаю провести его в духовной радости и в добром здоровье. Не так давно останавливался у нас и служил литургию митрополит Нестор Новосибирский. Нездоров он, болит и почти не гнется нога, сильная одышка и усталость, но все же трудится на ниве Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Скончался 13 декабря 1961года, погребен в Троице-Сергиевой лавре. Труды: «О проповеднической импровизации», К вопросу о живом слове и нормативных методах проповедничества. (Гомилетический этюд), Чернигов, 1913. «Гонения на христиан императора Декия». – Страница из истории первых веков христианства». Харьков, 1914. «Роль мирян в управлении церковным имуществом с точки зрения канонов древней Вселенской Церкви», историко-канонический очерк. Чернигов, 1914. «Испытание любви». «Слово в день преставления Св.Апостола, и Ввангелста Иоанна Богослова». 1915. «Путь коспасению по Св. Григорию Нисскому ». Богословско-психологический этюд. 1917. См.также «Голос церкви», 1916, март-ноябрь. «Церковный суд в России до издания Соборного Уложения Алексея Михайловича 1649 г.» диссертация, Петроград, 1917. „Предостерегающий призыв в отношении изменившего Родине и Церкви епископа Поликарпа Сикорского». “Рус.Прав.Ц. и В.От.война», стр.86–69. “Обращение к братьям славянам в день двухлетия войны». “Рус.Прав.ц. и В.От.война», стр.87–89. “Обращение от 22 июня 1942 года к православному населению оккупированных областей с благословением партизанских подвигов». «Рус.Прав.Ц. и В.От.война», стр.70–71. “Обращение к православному клиру и верующим жителям Украины». «Рус.Прав.Ц. и Вел.От.война», стр.72–74. “Обращение к солдатам Румынской армии с призывом прекратить проливать братскую кровь единоверного русского народа». «Рус.Прав.Ц. и Вел.От.война», стр.77–79. “Обращение к Румынским пастырям и пастве со словом убеждения «отречься от подневольного союза с Гитлером». «Рус.Прав.Ц. и Вел.От.война», стр.80–82. “Слова и речи, послания (1914–1946 гг.)». т.1, изд. Моск.Патр.1947. “Слова_и речи (1947–1950 гг.)». m.II, изд. Моск. Патр. 1950. “Слова и речи (1950–1954 гг.). т. III, изд. Моск. Патр. 1954. “Слова_и речи (1954–1957_гг.)». m.IV, изд.Моск.Патр.1957. “Взыскание погибших». «ЖМП» 1957, 5, стр.19. «Обращение к братьям-христианам Германии». (20 апреля 1957 года). «ЖМП» 1957, стр.23. «Добро пожаловать, христианская молодежь».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

После утверждения о том, что Греческая Церковь оставалась «по существу неизменной в течение более тысячи лет» (Harnack, 1957, с. 218), Гарнак предлагает своим слушателям «вернуться на несколько веков назад и рассмотреть “греко-католицизм” (то есть православную традицию) таким, каким мы наблюдаем его сегодня» (Harnack, 1957, с. 217-218). Он начинает свой анализ с трех основных вопросов, а именно: чего добился греко-католицизм? каковы его основные характеристики? какие изменения претерпело в нем Евангелие и насколько ему удалось сохранить основные положения этой книги? Чего добился греко-католицизм? Гарнак упоминает два основных достижения греко-католицизма. Первое достижение заключается в том, что «он положил конец язычеству и многобожию в восточной части Средиземноморья и к северу от Северного Ледовитого океана». Другими словами, «боги Греции» умерли, однако перед смертью они передали «значительную часть своей власти святым Церкви» (Harnack, 1957, с. 218). Гарнак не развивает это утверждение, но достаточно ясно, что культ святых, столь живой в Православной Церкви, он считает языческим наследием. Похоже, что, по мнению Гарнака, этот культ не имеет ничего общего с Библией, хотя его и можно считать проявлением естественного восхищения, которое люди испытывают по отношению к претерпевшим мученическую кончину. Я основываю это утверждение на том, что всего лишь страницу спустя Гарнак восхищается «людьми этих [православных] стран», которые готовы «страдать и быть разрезанными на куски ради своей религии» (Harnack, 1957, с. 219). С другой стороны, из контекста не ясно, является ли эта готовность к мученичеству, по мнению Гарнака, проявлением одной лишь религиозности, или же она является также проявлением патриотизма, или же одно связано с другим и невозможно разделить эти вещи. Второе достижение: «Этой церкви удалось осуществить слияние с целым народом, который она втянула в свое лоно так, что религия и церковь стали для них национальным оплотом, и более того, оплотом чистым и простым» (Harnack, 1957, с.

http://bogoslov.ru/article/6025979

Комментарий Ланга подразделяет Мф. 24 на «три цикла» 1 цикл — Мф. 24:1-14 2 цикл — Мф. 24:15-28 3 цикл — Мф. 24:29-44 (вывод) (см. том 8, сс. 421, 424 и 427) Три части, основанные на вопросе по Мф. 24:3 «Сторожевая башня» и Тысячелетнее Царство Божье также разделили Мф. 24 на три части: (1) Мф. 24:3-22 . Существуют параллельные исполнения предсказанного в первом столетии и в наше время начиная с 1914 года (см. 75, с. 273, с. 205) (2) Мф. 24:23-28 . Период, ведущий к пришествию (пароусии) Христа в 1914 году (см. 75, с. 275) (3) Мф. 24:29-44 . «Небесные явления» имеют буквальное значение, поскольку в 1957 году начался космический век, продолжающийся до Христова пришествия, как Судьи в начале «великих бедствий» (см. 75, с. 276, пар. 18; ka сс. 323—328). «Все сие» следует понимать в контексте ближайших упомянутых событий, перечисленных в качестве сложного знамения, т. е. небесных явлений в ст. 29–30 154 . Если это истинно, тогда «род сей» относится к современному человечеству, т. е. к людям, живущим с 1957 года, способным к познанию. Председательский комитет, 3 марта 1980 года 1957 был годом, когда первый советский спутник был запущен на орбиту Земли. Очевидно, Председательскому комитету казалось, что это можно принять в качестве начала исполнения следующих слов Иисуса: «…И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» 155 . Основываясь на этом толковании, они делали вывод: «Тогда «род сей» относится к современному человечеству, т. е. людям, живущим с 1957 года, способным к познанию». Эти три взгляда не предлагали отказаться от 1914 года. Он останется как «конец времен язычников». Но «род сей» теперь будет относиться к поколению 1957 года. Ввиду того, что поколение 1914 года стремительно уменьшалось, это новое толкование было бы, несомненно, очень кстати и гораздо лучше, чем мысль о неких людях, живущих до 130 лет где-то в Советском Союзе. По сравнению с 1914 годом эта новая точка отсчета давала дополнительные 43 года поколению, названному «родом сим».

http://azbyka.ru/krizis-sovesti/8

В сентябре 1964г. Святейший Патриарх предпринял путешествие в Афины, Женеву и Лондон. 4.II.1965 исполнилось 20 лет его патриаршего служения. Святейший Патриарх Алексий принимал активное участие в борьбе за мир. Духовный писатель. + 17.IV.1970 года. Труды: «Комбатанты и некомбатанты во время войны» (1899 г.) (Кандидатская диссертация в Юридич.факультете)· «Господствующие в современном нравственно-правовом сознании понятия перед судом митрополита Филарета». (Кандидатское сочинение 1903 года). Слово на День Святой Пасхи. «Тульск.Епарх.Вед.» 1909, 12, стр.183. Речь при наречении его во епископа. «Приб. к «Церк.Вед.» 1913, 18–19, стр.791. См.также «ЖМП» 1957, II, стр.36–38. Слова, речи, послания, обращения T.I ( ) М.· T.II (1948–1954 гг) М. 1954. m.III(1954–1957 гг) М.1957. T.IV (1957–1963 гг) М.1964. «Речь на филаретовском вечере в Московской Духовной Академии». «ЖМП» 1964, 2. «Речь на приеме участников сессии Исполкома Всемирного Совета Церквей в Троице-Сергиевой Лавре». «ЖМП» 1964, 4. «Речь при вручении жезла епископу Антонию (Мельникову)». «ЖМП» 1964, 7. «Слова, речи, послания, обращения» (1957–1963 гг.) m.IV «ЖМП» 1964, 7. «Послание Московским духовным школам ко дню их 20-летия». «ЖМП» 1964, 8. «Послание пастве Западноевропейского Экзархата Русской Православной Церкви». «ЖМП» 1964, II. «Речь на приеме у короля Греции Константина». «ЖМП» 1964, II. «Речь на приеме у генерального секретаря ВСЦ». «ЖМП» 1964, II. «Речь на официальном обеде в главной квартире ВСЦ». «ЖМП» 1964, II. «Речь на торжественном богослужении в Вестминстерском аббатстве». «ЖМП» 1964, II. «Речь на приеме у Архиепископа Кентерберрийского Михаила Рамсея»· «ЖМП» 1964, II. «Речь на юбилейном акте ВДА». «ЖМП» 1964, 12. «Рождественское послание». «ЖМП» 1965, I и 12. «Рождественское приветствие Предстоятелям Поместных Православных Церквей». «ЖМП» 1965, I. «Речь при вручении жезла епископу Саратовскому и Волгоградскому Пимену». «ЖМП» 1965, 2. «Речь на торжественном собрании, посвященном 20-летию Патриаршества»·

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

224). Кроме того, «существуют многочисленные черты этой церкви, которые считаются священными, как Евангелие», тогда как в изначальном христианстве такой тенденции не существовало. Это «вполне гармонично соотносится с древностью и чуждо Евангелию» (Harnack, 1957, с. 228). Православие — догматико–интеллектуальная религия. «Греко-католицизм разработал и перезапустил свои доктрины с максимальной точностью и зачастую внушал ими ужас людям разных верований» (Harnack, 1957, с. 225). Этот догматизм имеет непосредственные сотериологические последствия, потому что для Православной Церкви «не обладающий истинной верой не может быть спасен». Такой подход определяется Гарнаком как «фанатизм», от которого «не отказались». Есть, однако, два элемента, которые радикально отличают Греческую Церковь от греческой религиозной философии: идеи о творении и богочеловеческой природе Спасителя. Говоря о последней, греко-католицизм разработал доктрину обожения как «искупления от смерти и вместе с этим возвышения к божественной жизни». Гарнак признает, что «эта концепция нашла безопасную отправную точку в Евангелии и поддержку в богословии Павла», однако утверждает, что изначально она была «зачата по греческой линии» (Harnack, 1957, с. 232). Это означает, что «смерть сама по себе считается величайшим злом и причиной всего зла, в то время как величайшее благословение — жить вечно», что является «очень греческой идеей». Процесс обожения таков: Божественная природа должна течь и преображать смертную природу. Обожение выражает «эгоистичное желание вечного существования». Даже если это учение «имеет один из своих корней в Евангелии», оно «недопустимо, потому что не имеет никакого отношения к евангельскому Иисусу Христу». В этом греческом учении «мы находим губительную связь между желанием древних жить вечно и христианской благой вестью» (Harnack, 1957, с. 236). Сильно связан с догматизмом интеллектуализм, который «также имеет греческое происхождение». Поэтому «знание — высшее благо ; все, что имеет эстетический, этический и религиозный характер, должно быть преобразовано в какую-то форму знания» (Harnack, 1957, с.

http://bogoslov.ru/article/6025979

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010