Особой заботой ректора было преподавание древних и новых языков: были разработаны новые курсы церковнославянского языка, оборудован лингафонный кабинет, в академии в рамках преподавания греческого языка был введен курс по текстологии Нового Завета с самостоятельными работами студентов. В годы ректорства будущего Патриарха Ленинградские духовные школы фактически стали одним из образовательных центров мирового Православия: число студентов из братских православных Церквей все время возрастало, в результате в 1981 г. был образован факультет иностранных студентов, обучению на котором предшествовало изучение русского языка. Архиепископу Кириллу удалось организовать новые научные кафедры (кафедру литургики в 1981 г., а также кафедры общецерковной истории и истории Русской Церкви и славянских Церквей в 1982 г.). Новые учебные курсы настоятельно требовали и других учебников. Были созданы новые или серьезно переработаны прежние пособия по изучению Священного Писания, по основному богословию, византологии, церковной археологии, новейшей истории, истории унии (что было очень важно в связи с большим числом учащихся из западных областей Украины и Белоруссии). Ректор принимал непосредственное участие в рецензировании и научном редактировании новых учебников и пособий. Важнейшей задачей духовной школы архиепископ Кирилл считал преодоление разрыва между русской богословской наукой, находившейся в вынужденной изоляции, и достижениями современной богословской мысли. Он поставил на систематическую основу перевод сочинений зарубежных авторов на русский язык. Помимо административной работы архиепископ Кирилл вел активную преподавательскую деятельность. Начиная с 1975/76 уч. г. он читал на первом курсе академии лекции по патрологии, в начале 1980-х годов также читал лекции по истории экуменизма в аспирантуре при Московской духовной академии . Архиепископ Кирилл выступал с лекциями в богословских центрах Финляндии: в университете Хельсинки, на пастырском семинаре в Куопио, в Турку, в отечественных академических институтах, например, в Институте востоковедения Академии наук СССР в Ленинграде, издавал свои научные статьи и исследования. После публичной лекции «Особенности раннехристианского церковного устройства в свете решения вопроса о времени и месте происхождения Дидахи» архиепископу Кириллу было присвоено звание доцента (28 марта 1978 г.).

http://patriarchia.ru/db/text/643662.htm...

с 1980 по 1988 гг. - членом комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия Крещения Руси; в 1990 г. - членом комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви; в 1990 г. - членом комиссии по содействию усилиям в преодолении последствий аварии на Чернобыльской АЭС; с 1989 по 1996 гг. - управляющим Православным Венгерским благочинием; С 1990 по 1991 гг. - временно управляющим Гаагско-Нидерландской епархией; С 1990 по 1993 гг. - временно управляющим Корсунской епархией; с 1990 по 1993 гг. - председателем комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности; с 1990 по 2000 гг. - председателем комиссии Священного Синода по внесению поправок в Устав об управлении Русской Православной Церкви. Устав был принят на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году; с 1994 по 2002 гг. - членом Общественного совета по возрождению Храма Христа Спасителя; с 1994 по 1996 гг. - членом Совета по внешней политике Министерства иностранных дел России; с 1995 по 2000 гг. - председателем Синодальной рабочей группы по выработке Концепции Русской Православной Церкви по вопросам церковно-государственных отношений и проблемам современного общества в целом; с 1995 по 1999 гг. - членом Российского организационного комитета по подготовке и проведению мероприятий в связи с празднованием памятных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов; с 1996 по 2000 гг. - членом Наблюдательного совета Фонда 50-летия Победы. Ко времени избрания на Патриарший Престол митрополит Кирилл являлся: Постоянным Членом Священного Синода (с 1989 г.); Председателем Отдела внешних церковных связей (с 1989 г.); Управляющим Патриаршими приходами в Финляндии (с 1990 г.); членом Синодальной Богословской комиссии (с 26 февраля 1994 г.); членом Патриаршей и Синодальной Библейской комиссии (с 1990 г.); сопредседателем (с 1993 г.) и заместителем главы (с 1995 г.) Всемирного Русского Народного Собора, председателем Смоленского (с 1996 г.) и Калининградского (с 1997 г.) отделений ВРНС;

http://sedmitza.ru/text/428182.html

Переводы сочинений Е. на слав. язык делались уже (судя по наличию их в Успенском и Троицком сборниках) не позднее X в. в Болгарии. Особое распространение получила 13-я гомилия, к-рая часто встречается в рукописях пространной редакции древнерус. апокрифа «Слово на воскрешение Лазаря» (XII-XIII вв.), для к-рого послужила одним из источников. Она содержится также в Успенском сборнике кон. XII - нач. XIII в. (ГИМ. Усп. 4/1063. Л. 216б - 222в), в др. сборнике того же времени (РГБ. Троиц. 12. Л. 6-11), в сб. «Златая цепь» (XIV в.; РГБ. Троиц. 11. Л. 11 об.- 19 об.; конец отличается от известных греч. редакций), в составе серб. триодного Торжественника 3-й четв. XIV в. (Бухарест. БАН Румынии. Слав. 299. Л. 120-124; Panaitescu. 1959. P. 401-403; Mircea. 2005. P. 60. N 242; о датировке рукописи см.: М., Б. Ново српских рукописа у Библиотеци Румунске Akaдeмuje наука//АрхПр. 1980. Бр. 2. С. 56. 61). Позднейшая рукописная традиция широко представлена в триодных Торжественниках XV-XVI вв. преимущественно восточнослав. происхождения ( ertorickaja. 1994, по указ.; Mircea. 2005. N 242). Широкое распространение в слав. традиции получила также 17-я гомилия, старший список к-рой содержится в т. н. Милешевском панегирике - Торжественнике минейном и триодном серб. извода кон. XIII - нач. XIV в. из б-ки Цетинского мон-ря в Черногории, 50 ( Capaldo M. Contributi allo studio delle collezioni agiografico-omiletiche in area slava: Struttura e preistoria del «Panegirico di Mileseva»//Europa Orientalis. 1989. N 8. P. 209-243), а позднейшие списки - в многочисленных, по преимуществу восточнослав., Торжественниках триодных и сборниках XV-XVI вв. ( ertorickaja. 1994, по указ.; Mircea. 2005. N 246). В серб. сборник слов и апокрифов кон. XIII - нач. XIV в. (РНБ. Q.n.I. 69. Л. 44-79 об.) входят гомилии 3, 12 и «О сошествии Господа во ад» (конец отсутствует). 11-я гомилия (на Богоявление) содержится в серб. минейном Торжественнике 1-й четв. XV в. (Бухарест. БАН Румынии. Слав. 157. Л. 27 об.- 35; Panaitescu. 1959. P. 210-216; Mircea. 2005. N 243). Известны списки 16-й гомилии под заглавием «Слово о святой неделе»: старший рус. список представлен фрагментом (без начала) в составе пергаменного сборника XIII в. (БАН. 4. 9. 39) из коллекции «Финляндских отрывков» (Пергаменные рукописи БАН СССР. Л., 1976. С. 64-65), старший южнославянский содержится в серб. Торжественнике 3-й четв. XIV в. (Бухарест. БАН Румынии. Слав. 299. Л. 118-120 (см. выше)). В XV-XVII вв. (и в позднейшей старообрядческой традиции) памятник широко представлен списками в составе триодных Торжественников, Златоструев, Измарагдов и сборников ( ertorickaja. 1994, по указ.).

http://pravenc.ru/text/187345.html

В состав делегации Русской Православной Церкви входили: постоянный член Священного синода митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский ВЛАДИМИР - глава делегации; епископ Венский и Австрийский ИЛАРИОН; заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод ЧАПЛИН; профессор Санкт-Петербургской Духовной академии архимандрит ИАННУАРИЙ (Ивлиев); профессор Санкт-Петербургской Духовной академии, настоятель Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге протоиерей Владимир СОРОКИН; председатель ОВЦС УПЦ, преподаватель Киевской Духовной академии архимандрит КИРИЛЛ (Говорун); секретарь ОВЦС МП по межхристианским отношениям священник Игорь ВЫЖАНОВ; клирик храма святой равноапостольной Марии Магдалины в г. Павловске Санкт-Петербургской епархии священник Владимир ХУЛАП; преподаватель Московской и Санкт-Петербургской Духовных академий священник Димитрий ЮРЕВИЧ; сотрудник ОВЦС МП, преподаватель Московской Духовной академии СПЕРАНСКАЯ Елена Сергеевна. В состав делегации Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии входили: Архиепископ Турку и Финляндии Юкка ПААРМА - глава делегации; епископ епархии Миккели Войтто ХУОТАРИ; епископ епархии Тампере Матти РЕПО; профессор Богословского факультета Або-Академии Гуннар аф ХЯЛЛСТРОМ; профессор Богословского факультета Хельсинкского университета Яана ХАЛЛАМАА; доцент Богословского факультета Хельсинкского университета, доктор богословия Юри КОМУЛАЙНЕН; пастор Хета ХУРСКАЙНЕН; советник, профессор богословского факультета Або-Академии Антти ЛААТО. Делегации, участвовавшие в собеседованиях в Санкт-Петербурге, завершив работу, возблагодарили Бога и выразили общее понимание того, что переговоры были плодотворными и взаимное познание Церквей еще более углубилось. Поэтому богословские собеседования следует продолжить. Справка: Первый богословский диалог между представителями Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии состоялся в Синаппи (г. Турку) в 1970 году, второй – в 1971 году в Загорске, третий – в 1974 году в Ярвенпяя, четвертый – в 1977 году в Киеве, пятый – в 1980 году в Турку, шестой – в 1983 году в Ленинграде, седьмой – в 1986 году в Миккели, восьмой – в 1989 году в Пюхтице и Ленинграде, девятый – в 1992 году в Ярвенпяя, десятый – в 1995 году в Киеве, одиннадцатый – в 1998 году в Лаппенранта, двенадцатый - в 2002 году в Москве и тринадцатый - в 2005 году в Синаппи (г. Турку).

http://old.aquaviva.ru/news/2008-09-24/1...

9 мая 1861 года священник вазаского 82-го пехотного полка Иоанн Лекторов совершил закладку каменного храма, строительство которого произвёл подрядчик Линдаль. Стоимость строительства однокупольной, с трапезной, церкви длиной 26,5, шириной — 18 и высотой с крестом — 24,5 метров составила 17 142 рублей серебром. Над притвором была выстроена шатровая колокольня. 9 сентября 1866 года состоялось освящение храма, совершённое гельсингфорсским благочинным протоиереем Николаем Поповым совместно с настоятелем священником Иоанном Тихомировым. На освящении присутствовал финляндский генерал-губернатор граф Н. В. Адлерберг и местный губернатор. На тот период в городе насчитывалось около 150 православных. 31 декабря 1939 года и 12 января 1940 года в период советско-финской войны (1939—1940) церковь пострадала от авианалетов. С 1979 по 1980 годы церковные интерьеры, включая роспись стен и купола, были капитально реставрированы. 30 марта 1980 года храм был заново освящен митрополитом Оулуским Львом (Макконеном). Внутреннее убранство [ править править код ] В 1864 году внутри храм был выкрашен белой краской, нижняя часть стен покрашена под мрамор, купольный свод — ультрамаринового цвета, украшен золочеными звездами. Иконостас, иконы которого исполнены способом метахромотипии по эскизам академика Ф. Г. Солнцева, был привезен морем из Санкт-Петербурга. Среди храмовых образов примечательна икона в киоте свт. Николая Чудотворца, подаренная командиром и офицерами 9-го стрелкового полка, а также прп. Серафима Саровского, подаренная подрядчиком Шиловым. Хоругви были получены в дар от протоиерея Иоанна Сергиева. Икону Христа Вседержителя в серебряном окладе, лампады, ризницу, колокол и другие ценные вещи пожертвовал купец И. И. Лисицын. Одной из святынь храма является плащаница на белом бархате, принадлежавшая первоначально госпитальной церкви Бомарсундской крепости на Аландских островах. В 1854 году, после разрушения крепости в период Крымской войны, плащаница была увезена нападавшими в Париж, где была выкуплена русским подданным Речинским и передана Финляндскому духовному правлению. В 1864 году плащаница была подарена Никольскому храму города Вазы.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_свт._Н...

http://www.citywalls.ru/house23854.html Первая православная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери была построена в 1880 году. 5 (18) декабря 1907 года церковь сгорела. В 1910 году была совершена закладка нового каменного храма, по проекту архитектора Николая Никитича Никонова. Многоглавая церковь с высокой колокольней (49 метров вместе с крестом) в московско-ярославском стиле, с тем различием, что устранена пестрота окраски, и вся церковь снаружи оштукатурена и окрашена в один белый цвет. По проекту предполагалось расписать храм изнутри, но началась Первая мировая война, и этим планам осуществиться не удалось. 5 (18) июля 1915 года освящение храма совершил архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский). В период с 1918 по 1939 год храм принадлежал православной автономной церкви в Финляндии сначала в составе Российской Православной Церкви, а с 1923 года - Константинопольского Патриархата. В 1939 году, после начала Советско-финской войны, храм был закрыт, а во время Великой Отечественной войны сильно пострадал от обстрелов. До конца 1980-х годов здание использовалось для хозяйственных нужд под продовольственный склад. К Олимпиаде 1980 года было решено произвести косметический ремонт здания. Реставрация проводилась под руководством архитектора К.А. Кочергина. Была восстановлена колокольня, побелён фасад. Склад был перенесён в другое место. Планировалось использовать здание «для культурных целей», предполагалось устройство в нём Музея истории Карельского перешейка. Решением Исполкома Ленсовета от 5 июня 1989 года храм был передан Приходской общине. 12 августа 1990 года состоялось торжественное освящение церкви патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Памятник архитектуры федерального значения, охраняется государством. Главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери (престольные праздники: 21 июля, 4 ноября); северный придел во имя Свт. Николая Чудотворца (престольные праздники: 22 мая, 19 декабря); южный придел во имя Прп. Сергия, игумена Радонежского (престольные праздники: 17 июля, 8 октября).

http://sobory.ru/article/?object=45167

По окончании семинарского курса в 1963 г. Б. как священник, знающий эст. язык, был приглашен Таллинским еп. Алексием (Ридигером) (впосл. Патриарх Московский и всея Руси) в Эстонскую епархию. 1 сент. 1963 г. Б. был назначен одновременно настоятелем ц. Богоявления в дер. Лохусуу (Логоза) и и. о. настоятеля ц. Рождества Богородицы в дер. Алайыэ (Олешница). 1 февр. 1969 г. на него было возложено исполнение обязанностей настоятеля Ильинского прихода в с. Васкнарва (Сыренец). Трехпрестольный пятикупольный Ильинский храм, в к-ром в течение 70 лет хранилась чудотворная Пюхтицкая икона Успения Божией Матери , был разрушен в 1944 г. Возрождение храма совершалось при поддержке митр. Алексия и игум. Пюхтицкого мон-ря Варвары (Трофимовой) . В маленькой деревянной церкви близ собора Б. «отчитывал» больных. Васкнарва стала местом паломничества тысяч людей, приезжавших со всего СССР, из Финляндии, Польши, США и др. мест. Постоянно при храме жили от 50 до 100 чел., страдавших душевными недугами, силами к-рых велись восстановительные работы. Б. считал, что строительство никогда не будет закончено, но вести его необходимо ради больных, находивших здесь помощь и занятие для себя. Ежедневно после вечернего богослужения или вечерних молитв Б. проповедовал. Священник был милосерден, терпелив, умел деликатно указать на скрытые и неисповеданные грехи, много молился о болящих, не терпел праздности. Тесное духовное общение Б. поддерживал с архим. Иоанном (Крестьянкиным) , архим. Гермогеном (Муртазовым), прот. Николаем Гурьяновым , игум. Феодоритом (Ожигановым; в схиме Феодор). Во время богослужений (в т. ч. ночных), на к-рые собирались до 250 чел., милиция устраивала облавы, не успевших спрятаться богомольцев арестовывали и вывозили из Васкнарвы. Администрация часто направляла на Ильинский приход комиссии с проверками, пытаясь найти повод для закрытия храма и ликвидации общины. 1 янв. 1977 г. Б. был назначен настоятелем Ильинского храма, 3 апр. 1980 г. освобожден от служения в Алайыэ, 23 июля 1980 г.- от служения в Лохусуу. Для прихода в Васкнарве наступил период расцвета. На многочисленные пожертвования был достроен храм, сооружены гостиница для паломников, хозяйственные помещения: котельная, кухня, склады, теплицы и др. 15 окт. 1978 г. митр. Алексий освятил главный престол Ильинского храма и совершил в нем литургию. 28 авг. 1981 г. Б. был удостоен ордена св. равноап. кн. Владимира 3-й степени. 1 янв. 1992 г. Б. был награжден правом ношения митры, а вскоре уволен за штат по состоянию здоровья. В Ильинский храм был назначен др. настоятель, к-рому не удалось наладить отношения с жившими при храме духовными чадами Б., из-за чего в последние годы жизни Б. Ильинский храм был закрыт. Около него под постоянной угрозой депортации проживали 30-40 чел., к-рые возили полупарализованного Б. молиться в приход в дер. Яама. За 2 года и 9 мес. до смерти Б. предсказал свою кончину, погребен внутри церковной ограды возле сев. стены Ильинского храма. Почитание Б. верующими не прекращается.

http://pravenc.ru/text/153129.html

Большинство учащихся курса – французы и русские. Приезжают слушатели и из Индии, Египта, Бельгии, Англии, США и других стран, особенно из Финляндии, где иконописание быстро развивается и изучаются его богословские основы. Учащихся неизменно интересуют вопросы не только техники иконописания, но и существа православного иконописного канона, взаимоотношения канона и свободы художественного творчества и т.д. Для разъяснения сущности православной иконографии еще в 40-х годах была издана краткая брошюра. В 50-х годах, когда при Западноевропейском экзархате существовала Духовная семинария, в круг семинарских дисциплин был включен курс иконоведения, который вел так же Л. А. Успенский . Лекции этого курса легли в основу труда Л.А. Успенского «Богословие иконы», вышедшего в 1960 году на французском, а в 1978-м – на английском языках. Необходимостью разъяснения сущности православной иконы вызвано появление книги «Смысл Иконы», написанной Л. А. Успенским совместно с В.Н. Лосским . Книга была опубликована в 1952 году в Швейцарии па немецком и английском языках. Готовится третье издание этой книги на английском языке. В ответ на отдельные вопросы, но которым велись горячие споры, в «Вестнике Русского западноевропейского патриаршего экзархата» были опубликованы статьи об иконостасе и о Пятидесятнице, а также статьи, составляющие продолжение семинарского курса. Последние, во французском переводе, вошли в книгу «Богословие иконы», переизданную в Париже в 1980 году. В «Журнале Московской патриархии» также неоднократно печатались статьи Л. А. Успенского о православном иконописании, о технике иконописи, об отдельных иконах (см. «Журнал Московской патриархии», 1955, 4, 6, 7, 8; 1956, 5, 7, 10; 1957, 2, 5, 6; 1958, 2, 3, 5, 8, 10, 11; 1959, В 1981 году святейший патриарх Пимен наградил Л. А. Успенского за богословско-исследовательскую и преподавательскую деятельность орденом Святого князя Владимира II степени. 1971 Читать далее Источник: Общество «Икона» в Париже=L " Association «IIcône» a Paris: [В 2 т.]/Г.И. Вздорнов, З.Е. Залесская, О.В. Лелекова. - Москва ; Париж: Прогресс-Традиция, 2002-./Т. 1. - 2002. - 599 c./Т.Л. Майданович. К 80-летию Л.А. Успенского. 297-300 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspensk...

В течение следующих трех месяцев все 18 старинных колоколов будут подняты на историческую колокольню Данилова монастыря, которую они покинули около 80 лет назад, сообщил представитель культурно-исторического фонда «Связь времен», реализующего проект возвращения даниловских колоколов. По его словам, затраты фонда на проект по его завершении предположительно составят около 10 миллионов долларов. Исторический ансамбль обители, насчитывающий 18 колоколов, формировался на протяжении сотен лет. Старейший колокол был подарен обители в XVI веке царем Федором Иоанновичем, последний по времени создания датируется 1904 годом. Самый большой колокол был отлит в 1890 году на заводе Финляндского в Москве и весит около 13 тонн. В начале 30-х годов прошлого века Данилов монастырь закрыли, колокола хотели отправить на переплавку, но по совету профессора Гарвардского университета Томаса Виттемора, находившегося в то время в Москве с благотворительной миссией, американский промышленник Чарльз Крейн выкупил звонницу у советского правительства по цене бронзы и подарил ее Гарварду. В 1931 году русские колокола разместили на территории университетского городка, на башне только что построенного студенческого общежития Лоуэлл-хаус. С тех пор они неизменно звонили в течение четверти часа каждое воскресенье и в праздничные дни, а также оповещали гарвардцев о начале футбольных матчей. Первые попытки вернуть уникальный колокольный ансамбль в Россию были предприняты еще в 1980-х годах. Но заметный прогресс в переговорном процессе наметился лишь в 2004 году, когда учредитель фонда «Связь времен» Виктор Вексельберг откликнулся на обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и взял на себя расходы по реализации проекта. Одним из главных условий возвращения даниловских колоколов в Россию стало изготовление максимально точной копии старинной звонницы для Гарварда. Требуемые копии 18 колоколов были отлиты в 2007 году на воронежском колокололитейном заводе «Вера». Патриарх назвал их «лучшими в церковном искусстве современности» и освятил в июле 2007 года перед отправкой в США. А 12 сентября 2007 года самолетом из США в Россию вернулся первый из 18 исторических колоколов — «Будничный».

http://patriarchia.ru/db/text/457775.htm...

Другая икона есть точная копия иконы Смоленской Божией матери и была перевезена из Свеаборгской крепости во время ее бомбардировки в августе 1855 кораблями англо-французского флота. Первым священником Троицкой церкви, которая считалась временной, был назначен священник Александр Малоземов, ранее служивший в полковой церкви Петровского пехотного полка. Распоряжением генерал-губернатора Закревского он был освобожден от платежа городских налогов и казенных податей. До 1867 постоянного хора в церкви не было — пел хор, составленный из прихожан, членов семей офицерских чинов и учеников местной школы. Троицкая церковь не раз подвергалась капитальным ремонтам, но её внутренний вид при этом не менялся. Первый ремонт был проведен в 1876, и тогда же деревянная ограда была заменена чугунной. В 1897 был приобретен новый большой колокол весом четыре тонны, для которого пришлось старую деревянную колокольню заменить каменной, на ярус выше прежней. Последний крупный ремонт прошел в начале 1980-х. Церковь посещали три русских Императора. Когда в 1831 в Гельсингфорс приехал Николай I, его экипаж остановился у храма и Государя на паперти встретил настоятель. Позже здесь бывали Императоры Александр II, Александр III и в 1885 — Цесаревич Николай Александрович. В наши дни среди храмов Финляндской Православной Церкви только в Троицкой церкви регулярно служат по-церковнославянски, следуя новому стилю. Как добраться [ править править код ] Адрес: Unioninkatu 31, 00100, Helsinki Тел.: +358 20 7220649 Расписание богослужений [ править править код ] Расписание богослужений в храмах Хельсинкского православного прихода (на финском языке) регулярно обновляется на их общем официальном сайте . Информация для паломников [ править править код ] Исповедоваться можно по субботам с 16:00 до 16:30 и по воскресеньям c 09:00 до 10:00. Общая панихида на церковнославянском языке совершается каждую субботу в 16:30. Русскоязычный священник дежурит по вторникам с 10:00 до 12:00 и по средам с 16:00 до 17:00 (за исключением церковных и государственных праздников).

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Пресвя...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010