После провозглашения независимости Финляндии городу Николайштадту, где жило около 15 тыс. человек, в 1918 г. было возвращено его первоначальное наименование - Вааса, данное в честь основателя - шведского короля Густава Вазы. Во время советско-финской войны 1939-1940 гг. церковь дважды пострадала от авианалетов: 31 декабря 1939 г. и 12 января 1940 г., но была быстро отремонтирована. За свою историю храм неоднократно подвергался ремонту. В 1979-1980 гг. был произведен последний капитальный ремонт: реставрацию прошли интерьеры, включая роспись стен и купола. В Вербное воскресенье, 30 марта 1980 г. обновленный храм заново освятил митрополит Лев. Все службы совершаются на финском языке. Кроме церкви свт. Николая Чудотворца на территории Ваасавского прихода действуют часовни: апп. Петра и Павла в Каухава, прав. Симеона и пророчицы Анны в г. Коккола, прп. Серафима Саровского в Лапуа и пророка Илии и праведной Анны в г. Пиетарсаари. Из статьи И. Н. Куркимиес «Православные храмы Финляндии» в сборнике: Невский архив: Историко-краеведческий сборник. Bыn.V СПб.: «Лики России», 2001 С. 495-497 Губернский город Николайштадт находится в Вазаской губернии, в 750 верстах от С.-Петербурга, в 610 от духовного правления, в 477 от благочинного. Назван город Николайштадтом вследствие сделанного жителями всеподданнейшего представления покойному императору; прежде назывался Ваза. Впрочем, прежний город, сгоревший в августе 1852 г., находился в 7 верстах от нынешнего Николайштадта, ближе к морю. Город начат постройкою в 1860 г. В сгоревшем городе Вазе была православная походная церковь выборгского пехотного 82 полка. Нынешняя, находящаяся в Николайштадте каменная церковь начата постройкою в 1860 г. и освящена в 1866 г. 9 сентября, по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Исидора. На постройку вазаский купец Лисицын пожертвовал 3000 руб. сер.; из финляндских статных сумм назначено 6000 руб.; из строительного капитала духовного ведомства выдано 10 271 руб. и 43 коп. серебр. Храм во имя Святителя Николая построен по ходатайству бывшего финлянского военного губернатора графа Берга. План храма, составленный в 1857 г. вазаским губернским архитектором Сеттербергом, рассмотрен в Главном Управлении Путей Сообщения и Публичных Зданий и одобрен Святейшим Синодом в 1858 г.

http://sobory.ru/article/?object=16639

Другая икона есть точная копия иконы Смоленской Божией матери и была перевезена из Свеаборгской крепости во время ее бомбардировки в августе 1855 кораблями англо-французского флота. Первым священником Троицкой церкви, которая считалась временной, был назначен о. Александр Малоземов, ранее служивший в полковой церкви Петровского пехотного полка. Распоряжением генерал-губернатора Закревского он был освобожден от платежа городских налогов и казенных податей. До 1867 постоянного хора в церкви было - пел хор, составленный из прихожан, членов семей офицерских чинов и учеников местной школы. Троицкая церковь не раз подвергалась капитальным ремонтам, но её внутренний вид при этом не менялся. Первый ремонт был проведен в 1876, и тогда же деревянная ограда была заменена чугунной. В 1897 был приобретен новый большой колокол весом четыре тонны, для которого пришлось старую деревянную колокольню заменить каменной, на ярус выше прежней. Последний крупный ремонт прошел в начале 1980-х. Церковь посещали три русских Императора. Когда в 1831 в Гельсингфорс приехал Николай I, его экипаж остановился у храма и Государя на паперти встретил настоятель. Позже здесь бывали Императоры Александр II, Александр III и в 1885 - Цесаревич Николай Александрович. В наши дни среди храмов Финляндской Православной Церкви только в Троицкой церкви регулярно служат по-церковнославянски, следуя новому стилю. Православная Троицкая гельсингфорская церковь находится в Гельсингфорсе, в столице великого княжества Финляндского, в 412 верстах от Санкт-Петербурга. Об истории этой церкви известно следующее: до 1827 г. жители Гельсингфорса обращались по религиозным требам к священнику Петровского пехотного полка, имевшего в Гельсингфорсе походную церковь. Троицкая же церковь устроена в 1820 г. тщанием финляндского генерал-губернатора графа Л. А. Закревского и усердием православных обывателей города. Церковь каменная; построена она на сумму до 40 000 руб. ассигн., частью выданную от финляндской казны, по представлению графа, частью собранную от жителей. Церковь эта однопрестольная, освящена в 1827 г. 14 августа преосвященным Никанором, тогдашним викарием петербургской епархии. Прежний антиминс сдан, за ветхостью, епархиальному начальству; нынешний антиминс священнодействован тем же архипастырем 1853 г. 20 декабря, подписан им же в бытность его уже митрополитом.

http://sobory.ru/article/?object=07933

Подобная практика вступает в прямое противоречие с христианской моралью, с теми нравственными нормами, на которых базируется евангельское учение. Отказ от фундаментальных этических норм размывает понятия греха и добродетели, лишает человека нравственных ориентиров, делая его беспомощным перед лицом собственных страстей. В Евангелическо-лютеранской Церкви Финляндии в последние годы также обострилась дискуссия по означенным вопросам. Их обсуждение в рамках богословского диалога с Русской Православной Церковью могло внести определенный вклад в разработку соответствующей аргументации. К сожалению, финская сторона оказалась не готова к тому, чтобы обсуждать эти темы на языке богословия, а не практической целесообразности, исходя из общей церковной традиции и христианского учения о нравственности. Как отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на встрече с Архиепископом Кари Мякиненом, которая состоялась 2 сентября текущего года в Москве, сегодня каждая из церквей стоит перед серьезным нравственным выбором – остаться верной Христу или уклониться от своего исторического призвания, которое заключается в том, чтобы вести людей ко спасению. Ответ за этот выбор придется давать перед будущими поколениями и перед Богом. Полномасштабный богословский диалог с Евангелическо-лютеранской Церковью Финляндии, как это было в прежние десятилетия, ныне оказывается невозможен. Тем не менее Русская Православная Церковь надеется на сохранение и развитие отношений с этой церковью в деле социального служения, миротворчества и в иных сферах. - 16 сентября в столице Иордании Аммане начала свою работу XIII пленарная сессия Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной и Римско-Католической Церквами. Какова цель работы комиссии? Какие вопросы будут рассматриваться на начавшей свою работу пленарной сессии Смешанной комиссии в Аммане? - Смешанная комиссия по богословскому диалогу между Православной и Римско-Католической Церквами была создана в 1979 году как площадка для обсуждения богословских вопросов, имеющих значение для двух Церквей. Комиссия, в которую входит равное количество представителей от Поместных Православных Церквей и Римско-Католической Церкви, начала свою работу в 1980 году.

http://mospat.ru/ru/news/51099/

7 мая 1974 г. избран почетным членом Московской духовной академии. 15 апреля 1975 г. возведен в сан митрополита. 3 марта 1976 г. избран в состав комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений. 2 сентября 1977 г. награжден правом ношения второй панагии. Решением Священного Синода от 10 октября 1978 г. назначен митрополитом Минским и Белорусским; с 12 октября — Патриарший экзарх Западной Европы. Неоднократно посещал приходы экзархата. 16 ноября 1979 г. поручено временное управление Корсунской епархией (в связи с переходом епископа Корсунского Петра (Л’Юилье) в юрисдикцию Православной Церкви в Америке). 23 декабря 1980 г. назначен членом комиссии Священного Синода по организации празднования 1000-летия Крещения Руси. Решением Священного Синода от 14 апреля 1981 г. назначен председателем Отдела внешних церковных сношений и постоянным членом Священного Синода. 22 июля того же года назначен заместителем председателя комиссии Священного Синода по подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси. 19 декабря 1983 г. избран председателем общественной Комиссии по связям с религиозными кругами, выступающими за мир. 1 февраля 1984 г. освобожден от должности экзарха Западной Европы, согласно прошению. 19 апреля 1985 г. поручено окормление православных приходов в Финляндиии. 24 марта 1985 г. награжден памятной панагией с изображением Жировичской иконы Божией Матери. 4 июля 1988 г. награжден именной панагией за активное участие в подготовке и проведении юбилейных торжеств, посвященных 1000-летию Крещения Руси. В 1988 г. на учредительной конференции Ассоциации творческой интеллигенции «Мир культуры» избран ее вице-президентом. 15 декабря 1988 г. вошел в избирательную комиссию по выборам народных депутатов СССР от движения за мир, объединенного Советским комитетом защиты мира, и от Ассоциации содействия ООН в СССР. 16 октября 1989 г. назначен экзархом Белорусским с титулом «митрополит Минский и Гродненский, Патриарший экзарх Белорусский». Определением Священного Синода от 13 ноября 1989 г. освобожден, согласно поданному прошению, от обязанностей председателя ОВЦС с сохранением постоянного членства в Священном Синоде до решения этого вопроса на Архиерейском Соборе. Определением Архиерейского Собора 30-31 января 1990 г. — митрополит Минский и Гродненский, Патриарший экзарх всея Белоруссии.

http://radonezh.ru/2021/01/12/otoshel-ko...

7 мая 1974 г. избран почетным членом Московской духовной академии. 15 апреля 1975 г. возведен в сан митрополита. 3 марта 1976 г. избран в состав комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений. 2 сентября 1977 г. награжден правом ношения второй панагии. Решением Священного Синода от 10 октября 1978 г. назначен митрополитом Минским и Белорусским; с 12 октября — Патриарший экзарх Западной Европы. Неоднократно посещал приходы экзархата. 16 ноября 1979 г. поручено временное управление Корсунской епархией (в связи с переходом епископа Корсунского Петра (Л’Юилье) в юрисдикцию Православной Церкви в Америке ). 23 декабря 1980 г. назначен членом комиссии Священного Синода по организации празднования 1000-летия Крещения Руси. Решением Священного Синода от 14 апреля 1981 г. назначен председателем Отдела внешних церковных сношений и постоянным членом Священного Синода. 22 июля того же года назначен заместителем председателя комиссии Священного Синода по подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси. 19 декабря 1983 г. избран председателем общественной Комиссии по связям с религиозными кругами, выступающими за мир. 1 февраля 1984 г. освобожден от должности экзарха Западной Европы, согласно прошению. 19 апреля 1985 г. поручено окормление православных приходов в Финляндиии. 24 марта 1985 г. награжден памятной панагией с изображением Жировичской иконы Божией Матери. 4 июля 1988 г. награжден именной панагией за активное участие в подготовке и проведении юбилейных торжеств, посвященных 1000-летию Крещения Руси. В 1988 г. на учредительной конференции Ассоциации творческой интеллигенции «Мир культуры» избран ее вице-президентом. 15 декабря 1988 г. вошел в избирательную комиссию по выборам народных депутатов СССР от движения за мир, объединенного Советским комитетом защиты мира, и от Ассоциации содействия ООН в СССР. 16 октября 1989 г. назначен экзархом Белорусским с титулом «митрополит Минский и Гродненский, Патриарший экзарх Белорусский». Определением Священного Синода от 13 ноября 1989 г. освобожден, согласно поданному прошению, от обязанностей председателя ОВЦС с сохранением постоянного членства в Священном Синоде до решения этого вопроса на Архиерейском Соборе.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5197897...

http://www.donsloboda.ru/about/hramy/ В 1894 г., 4 октября, потомственный дворянин Николай Семенович Перлов обратился к Митрополиту Московскому Сергию (Ляпидевскому) с прошением, в котором выразил свое желание «…построить в «Перловке» на свои средства, не приходскую деревянную однопрестольную церковь во имя Донской Божьей Матери ради того, чтобы доставить дачникам возможность посещать по праздникам церковные богослужения. … Будущую церковь в Перловке я просил бы приписать к местной приходской церкви села Тайнинского». Строительным отделением Московского Губернского правления уже в следующем году и начал, вероятно, осуществляться строительный план, а в 1896 г. он был закончен. Во всяком случае, путеводитель 1897 г. сообщал: «...богатые крестьяне, живущие в Перловке и окрестностях, помогают благолепию нового храма, сооруженного недавно рядом с Перловкой». 6 мая 1897 г. в 9 часов утра «недалеко от Москвы по линии Московско-Ярославской железной дороги в семнадцати километрах от Кремля... было совершено освящение воды и освящение храма Донской иконы Божьей Матери». Проект церкви был разработан архитектором Петром Павловичем Зыковым (1852-1899) - Зыковым-вторым, как называли его в то время. Он был сыном Павла Петровича Зыкова, одного из самых знаменитых московских зодчих. Деревянная церковь Донской иконы Божьей Матери была одним из самых значительных архитектурных произведений П.П. Зыкова-второго. Это был небольшой одноглавый шатровый храм в русском стиле, относившийся к весьма распространенному в средневековой Руси типу - «восьмерик на четверике». Другими словами, кубический объем главного храмового пространства увенчивался небольшим восьмигранным срубом с шатром и луковичной главой, крытым по-старинному деревянным лемехом. Звонница с колоколами работы П.Н. Финляндского была устроена в стороне от храма. Храм перестал существовать в начале 1980-х г.г. Но до сих пор никто не может ответить точно, когда в церкви прекратились службы. При ознакомлении с архивными материалами выяснилось, что храм Донской иконы Божией Матери в Перловке Мособлисполком закрывал трижды: в 1930, 1935, 1940 г.г.

http://sobory.ru/article/?object=41858

В 1917 году Финляндия была отделена от России. С этого времени до 1939 года Казанская церковь приписана Русской Автономной церкви в Финляндии. В 1924 году храм сильно пострадал от урагана и наводнения. В 1925 году в только что отремонтированной церкви случился пожар, сгорела половина алтаря. Осенью 1939 года, когда началась советско-финская война, жители унесли из церкви все самое ценное. А вскоре она была закрыта и разграблена. Во время Великой Отечественной войны здание храма сильно пострадало от обстрелов и использовалось под продовольственный склад. В 1970-х годах в Смольном приняли решение снести церковь, этого чудом удалось избежать благодаря главному архитектору Ленинграда Г.Н. Булдакову. Было решено разместить в здании церкви Музей истории Карельского перешейка. С 1980-1990 годы проводится реставрация под руководством архитектора К.А. Кочергина. Побелены фасады, восстановлена колокольня и колокола. 5 июня 1989 года решением Исполкома здание церкви передано православной общине Зеленогорска. 21 октября 1989 года на ступенях храма состоялось первое богослужение. В августе 1990 года церковь была освящена патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В 1991 году ночью неизвестные ограбили храм, похитив 10 ценных икон. В их числе была украдена храмовая Казанская икона Божией Матери. Взамен её в настоящее время в храме находится старинная Казанская икона Божией Матери, приобретённая приходским советом церкви в одном из антикварных магазинов Москвы и отреставрированная по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. По материалам: Териоки-Зеленогорск 1548-1998, Тюников К.В., СПб, 1998. www.terijoki.spb.ru Первое документальное упоминание о расположенном на берегу Финского залива маленьком рыбацком посёлке Териоки, чьё название в переводе с финского означает " Смоляная река " , относится к середине XVI века. А в 1721 году, по результатам Ништадтского мира, заключённого между Россией и Швецией по окончании Северной войны, земли Карельского перешейка отошли к России и получили название Выборгской провинции, которая позже стала губернией. После открытия в 1870-х годах Финляндской железной дороги и строительства вокзала в Териоках петербургские жители начали активно съёзжаться сюда на лето. Некоторые петербуржцы приобретали в Териоках земельные участки и строили собственные дома, в которых оставались жить в течение всего года. Одним из таких людей был купец Андрей Иванович Дурдин - директор-распорядитель " Товарищества пиво- и медоваренного завода Ивана Дурдина " и почётный гражданин Петербурга, решивший построить на своём участке летнюю деревянную церковь. У местных жителей, финнов-лютеран, был свой храм, а ближайшая православная церковь находилась в соседнем селе Райволо, поэтому дачники с благодарностью поддержали решение Дурдина.

http://sobory.ru/article/?object=00116

В 1924 году храм пережил ураган и наводнение, принёсшие большой урон. В 1925 году в незадолго до этого отремонтированной церкви был пожар (загорелись дрова), который продолжался с 3 часов дня до 6 часов утра. Своды храма выдержали пожар, была повреждена покраска, сгорела половина алтаря. Отец Григорий руководил ремонтом храма до и после пожара. 7 декабря 1925 года протоиерей Григорий Светловский, по распоряжению выборгского губернатора был выселен из Териок в Выборг, за пасхальное богослужение 1925 года по старому стилю, как «монархист» и «вдохновитель демонстративного соблюдения старого стиля». После отъезда отца Григория должность настоятеля занял священник Михаил Орфинский, уроженец Петрозаводска, герой первой мировой войны, награжденный за храбрость золотым наперсным крестом на георгиевской ленте. В 1939 году, после начала Советской-финской войны, храм был закрыт. Прихожане Казанской церкви на руках перенесли самые ценные святыни вглубь Финляндии, в Ярвенпяя. Оставшееся было разграблено. Колокола, вероятно, были переданы Музею Петропавловской крепости, но вернуть их не удалось. Во время Великой Отечественной войны церковь сильно пострадала от обстрелов. До конца 80-х годов здание использовалось для хозяйственных нужд под продовольственный склад. Тогда не было ни луковок с крестами, ни икон, а в полумраке внешне заброшенного, но всё равно великолепного здания стояли коробки, ящики, бочки со всякой снедью. С 1960-х годов православные просили передать им храм, но получали отказ. В 1970-е годы в Смольном было принято решение о сносе православной церкви в в Зеленогорске. Главным архитектором Ленинграда в это время был Геннадий Никанорович Булдаков. С его участием разрабатывались проекты детальной планировки Зеленогорска и всего Курортного района. Г. Н. Булдакову удалось отменить решение Смольного, мотивируя тем, что эта земля издревле была русской и сносить церковь, оставляя кирху, аполитично. К Олимпиаде 1980 года было решено произвести косметический ремонт здания. Реставрация, закончившаяся в 1990 году, проводилась под руководством архитектора К. А. Кочергина. Была восстановлена колокольня, колокола, побелён фасад. Склад был перенесён в другое место.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Казанс...

На начало 1960-х гг.. Евангелическая Церковь имела 7 финноязычных епархий (Турку, Оулу, Тампере, Миккели, Куопио, Лапуа и Хельсинки) и 1 шведоязычную (фин. Порвоо, шв. Борго). Епархия в г. Турку являлась самой древней епархией, и с 1817 г. ее возглавлял архиепископ — примас ЕЛЦФ. В помощь архиепископу в управлении епархией имелся капитул во главе с кафедральным настоятелем. Примас Церкви являлся и председателем ряда центральных церковных административных органов: один раз в пять лет созываемого Церковного съезда, Епископской конференции и постоянно действующего Церковного Управления . Во главе каждой епархии находится епископ (в епархии Турку — архиепископ), который избирается всеми священниками, богословами, университетами, школами вакантной епархии. Одна из самых важных задач епископа заключается в регулярных визитациях приходов и посещении общин. Он также наблюдает за работой в школах, диаконией, за кассой церковного фонда и председательствует на Священническом Синоде, собираемом периодически для богословского образования священников и других дел. Обучение будущих пасторов проходило на богословском факультете Университета Хельсинки и продолжалось 4–6 лет, во время которых сдавались экзамены по богословию, истории, философии, экономии, социологии, древним языкам. Стоит отметить, что в 1970 г. на богословском факультете обучалось 1300 человек, и он был самым большим богословским факультетом в мире . С 1954 г. к сдаче богословских экзаменов стали допускать женщин, после чего они могли быть приглашены церковными советами на различные должности в общины . В общинах Лютеранской Церкви на описываемый нами период (1960–1980 гг.) уже была широко развита диаконическая деятельность, заключающаяся в служении в больницах и других общественных учреждениях — в основном это и была сфера деятельности женщин. Кроме университета Хельсинки, с 1925 г. в Академии Або имелся шведоязычный богословский факультет . Особое место в подготовке пасторов уделялось изучению церковной музыки. С этой целью создавались многочисленные хоровые коллективы при приходах. В Хельсинки имелась высшая музыкальная школа и церковно-музыкальный институт .

http://bogoslov.ru/article/5697574

Некоторое время башня в конце XVIII века служила колокольней Спасо-Преображенского собора, который затем обзавелся собственной звонницей. Часовой механизм (старые циферблаты заменили новыми и добавили ещё два - на северной и южной стенах) с гирями весом 12 и 8 пудов, в последний раз заменили в 1848 году, и он исправно работает до сих пор. Екатерина II подарила городу набатный колокол с дарственными надписями: " При возобновлении сей колокольни по превращении оной приключившемуся в 1793 году здешнему городу Выборгу пожара в пепел в 1796 году " и " Лит в Москве на заводе Петра Струговщикова. Весу 61 пуд " . Этот колокол сохранился на Часовой башне до наших дней, его звон раздаётся над городом уже более двух столетий. Реставрационно-консервационные работы на Часовой башне проводились в 1978-1980-х гг. по проекту архитектора И.А. Хаустовой. Реставрация проводилась с отклонениями от проектных рекомендаций и сводилась к сохранению внешнего облика сооружения. В декабре 2014 - январе 2015 гг. были проведены работы по экстренной консервации объекта, находившемуся под угрозой обрушения. Выборгскую башню можно увидеть в эпизоде советского фильма " Земля Санникова " (сцена, где авантюрист Крестовский лезет на башню с завязанными глазами), а также в легендарном фильме " Приключения Электроника " . Из книги: Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. " Памятники архитектуры Ленинградской области " . - Л.: Стройиздат, Ленинградское отделение, 1987 и сайта www.ru.wikipedia.org/Часовая башня (Выборг) Складское помещение под Часовой башней Выборга, бывшее в начале XVI в. католическим, затем - лютеранским, а в XVIII в. - православным собором, в 1912 г. выхлопотал себе под полковой храм дислоцированный в городе 8-й Финляндский стрелковый полк. Внутренняя отделка храма, ставшего 3-х престольным, заняла год; интерьер почему-то был оформлен " в стиле XII-XIII в. " , т. е. в домонгольском. Как и в соборе XVIII в., главный престол был посвящен Рождеству Христову, а один из боковых - св. апостолам Петру и Павлу. Третий престол освятили в честь Трех святителей - день их памяти был полковым праздником 8-го Финляндского стрелкового полка. 30 января 1914 г., на полковой праздник, в Выборг приезжал протопресвитер военного духовенства о. Георгий Шавельский и служил в новом храме литургию.

http://sobory.ru/article/?object=03437

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010